Пентатоника блюза для гитары

Пентатоника на гитаре, минорная, 5 позиций, на грифе гитары, мажорная, блюзовая

В блюзе, кантри и рок-н-ролле используется пентатоника. Это стандартная очередность нот, но с отсутствием пары ступеней. Так гамма и получила свое название. Пентатоника содержит пять ступеней вместо обычных семи. Каждый гитарист должен держать в уме эти боксы, чтобы сочинять собственные соло и импровизировать.

Каждый гитарист, играющий соло, должен знать пентатонику

С какой целью используется пентатоника

Как уже говорилось выше, знание пентатонических боксов позволяет придумывать гитарные партии. Нужно лишь найти тонику и от нее построить необходимую нотную последовательность. Если хотите играть блюз, без пентатоники здесь не обойтись. Ведь данный музыкальный стиль состоит преимущественно из пятиступенной гаммы.

Если знаете, как выстраиваются ноты на гитарном грифе, без труда можно модулировать аккорды. Если вы в курсе, из каких нот состоит бокс, с легкостью добавите необходимые ступени, сформировывая тем самым любое многозвучие и даже джазовые аккорды.

Немного истории

Сейчас сложно сказать, какой народ впервые создал пентатонику. Конструкции, напоминающие данную гамму, можно встретить в музыке Китая, Японии и жителей Крайнего Севера нашей страны. Но сделали пентатонику популярной именно музыканты с Запада. Со временем ее начали использовать в ритм-энд-блюзе и хард-роке. Многие гитарные виртуозы не мыслят свою игру без данного приема.

Читайте также:  No matter what calum scott ноты для фортепиано

Структура гаммы

Пентатоника образуется аналогично любой другой гамме. Необходимо поставить ноты в один ряд по принципу минора или мажора. Только отличие в том, что из данной конструкции нужно убрать две ноты (или две ступени).

  • В миноре – это четвертая и седьмая ступень.
  • В мажоре – вторая и шестая.

Каким образом играть

Пентатонические ноты извлекают одну за другой. В результате у гитариста получается музыкальная фраза, которая вписывается в ритм той или иной композиции.

Поочередность нот, которые расположены в пределах четырех-пяти ладов на шести струнах, называется «боксом». Я советую выучить каждый бокс. Так вы сможете без проблем ориентироваться на грифе и отдавать себе отчет, на какой лад перейти и в какое время.

Конечно же, заниматься надо под метроном. Смотрите, как вы извлекаете ноты – каждый звук должен быть чистым и без дребезжания. Советую начать с какой-нибудь одной гаммы, например, ля-минор. В основном, она знакома многим начинающим гитаристам.

Позиции на грифе

Пентатонику разучивайте по боксам, как и другие гаммы. Существует пять позиций. Затем идет их повтор, но уже на октаву выше. Следует отметить, что для пентатоники работает система параллельных тональностей. Это говорит о том, что для пятиступенной гаммы ля-минор подойдут боксы пентатоники до-мажор. С остальными тональностями аналогично.

Пентатоника ля-минор на грифе гитары в пяти позициях (красной точкой обозначена тоника)

Блюзовая пентатоника

А если хотите играть блюз, вам не обойтись без знания блюзовой пентатоники. По сути, это обычная пятиступенная гамма, но с добавлением пониженной пятой ступени (хроматизма). Благодаря добавлению данной ноты музыка приобретает особый блюзовый оттенок, который нельзя спутать ни с чем.

В блюзовой пентатонике добавляется хроматическая нота

Чтобы свободно импровизировать на гитаре, необходимо:

  • запомнить все боксы как обычной, так и блюзовой пентатоники и расположить их визуально на грифе инструмента;
  • петь название всех нот пентатоники, чтобы лучше овладеть ими и без труда ориентироваться во время импровизации;
  • играть под инструментальное сопровождение в удобной тональности, а затем переходить на другие.

Аппликатура

Запомните, что при игре боксов на каждом ладу должен находиться определенный палец. Так играют грамотные гитаристы. К тому же, вы не запутаетесь во время импровизации и разовьете технику игры. В дальнейшем такой метод позволит увеличивать скорость пассажей.

Когда играете пентатонику, соблюдайте очередность пальцев

Пентатоника является неотъемлемой частью музыкального багажа каждого гитариста.

Если хотите повысить свой исполнительский уровень и уйти от переигрывания простых дворовых песен, выучите все боксы пятиступенной гамы. Они позволят вам импровизировать. А если вы хотите стать лидирующим гитаристом (играть соло), пентатонику нужно знать обязательно.

Как видите, аппликатура у всех боксов одинаковая. Для того, чтобы правильно импровизировать, нужно лишь знать тональность композиции. Запомните расположение нот на грифе гитары. Все просто:

  • Если нужно обыграть аккорд ля-минор, начните обыгрывать его с пятого лада шестой струны. Это и есть тоника – нота ля.
  • Если, например, необходимо обыграть аккорд соль-минор, переместите пальцы на два лада ниже по грифу – третий лад и есть нота соль.

Аналогично поступайте со всеми аккордами. И, конечно, не останавливайтесь лишь на одном боксе, иначе ваша импровизация будет довольно однообразной. Используйте все пять позиций.

О пентатонике в видео:

Источник

Учимся играть блюз на гитаре – часть 3. Импровизация в блюзе

Импровизация — важнейшая часть блюзовой культуры. Музыкант должен не просто играть случайную гамму в тональности. От него требуется обыграть основную идею произведения и представить свое видение композиции. Для этого нужно уметь сочинять на ходу и иметь багаж знаний и навыков игры на гитаре.

Основы импровизации. Блюзовая пентатоника

В основе импровизации находится блюзовая пентатоника. Она немного отличается от пентатоники в роке и джазе.

Пентатоника — это гамма из 5 нот. Пентатоника получается путем удаления 2 ступеней из звукоряда. Для мажора – это IV и VII ступени. Для минора – II и VI ступени.

Например, пентатоника Ля-минора состоит из звуков:

Ля (I) — До (III) — Ре (IV) — Ми (V) — Соль (VII)

В блюзе к пентатонике добавляется еще одна шестая нота. Это пониженная V ступень. Для тональности Ля-минор это и-бемоль.

Эту ноту еще называют «блюзовой». Именно она придает то самое характерное настроение песням жанра.

Ниже представлены боксы блюзовой минорной пентатоники. Для каждого бокса представлена табулатура для отработки.

На аппликатурах тоника выделена красным цветом, блюзовая нота – желтым цветом.

Первый бокс блюзовой гаммы

Второй бокс блюзовой гаммы

Третий бокс блюзовой гаммы

Четвертый бокс блюзовой гаммы

Пятый бокс блюзовой гаммы

В идеале вы должны выучить расположение ступеней в каждом боксе пентатоники. Если для вас это кажется сложным, то выучите хотя бы принцип расположения «блюзовой» ноты.

Импровизация на одной струне

Этот прием помогает запомнить интервалы между нотами в пентатонике. Его суть заключается в том, что музыкальная фраза играется на одной струне по всему грифу. Чаще всего это делается с помощью слайдера.

Отличным примером соло на одной струне является Seven Nation Army Джека Уайта.

Соло Seven Nation Army. Часть 1 Соло Seven Nation Army. Часть 2

В качестве упражнения поиграйте пентатонику на одной струне под минусовку. Тональность — Ре-минор (Dm).

Мажорная гамма в импровизации

В блюзе допускается объединение мажорной и минорной гаммы. Это достаточно сложный импровизационный прием. Он требует знаний о точном расположении тоники, 3 и 5 ступеней для каждой тональности.

Пример объединения двух гамм на табулатуре.

Объединение двух гамм на табулатуре

ВАЖНО! О том, как все не испортить.

Объединяя мажорные и минорные гаммы, имейте четкое представление, какую ноту можно сыграть, а какую – нет. Ошибка может привести к фальши, которую очень тяжело спрятать. Если вы все-таки сыграли не ту ноту, попробуйте дотянуть ее бэндом до нужной.

Арпеджио

Арпеджио — это последовательное извлечение нот. Другими словами, перебор. В блюзе арпеджио играется в усеченном виде. В основном на первых или последних трех струнах. Это обусловлено стилистикой жанра.

Применение арпеджио фокусирует внимание на зацикленности ритма музыкального фрагмента (раз-два-три, раз-два-три). В художественных целях гитаристы используют этот прием для создания напряжения, которое чаще всего разрешается бэндом.

Арпеджио

Хроматическая гамма

Хроматическая гамма (или хроматика) — это звукоряд, в котором интервалы между нотами составляют полтона.

В блюзе хроматика используется для создания неустойчивого звучания. Если вы применяете хроматическую гамму в соло или риффе, то в следующем такте вам нужно добавить устойчивые тона. Например, тонику.

Сыграйте табулатуру. В этом фрагменте в конце первого такта добавлена хроматика. Второй такт начинается с тоники. Она добавляет мелодии устойчивости.

Хроматическая гамма

Тернэраунды в блюзе

Важной частью классической блюзовой композиции является тернэраунд. Это небольшая музыкальная фраза, которая подводит или возвращает слушателя к основной теме композиции.

Тернэраунд может начинать и заканчивать песню.

Пример тернэраунда

Классический пример этого приема вы можете услышать в песнях «Milk Cow Blues» Роберта Джонсона, «Screamin’ and Hollerin’ the Blues» Чарли Паттона и «Все это рок-н-ролл» группы «Алиса».

Ниже представлены примеры того, как сыграть классические тернэраунды или придумать свои.

В русской народной музыкальной культуре аналогом тернэраунда является запев.

Скоростные легатные пассажи

Блюз в основном играется в медленных и средних темпах. Но некоторые гитаристы в своих сольных партиях применяют скоростные пассажи. Особенно распространена эта техника на стыке рока и блюза.

Переход между нотами при таком приеме осуществляется с помощью легато. Пример на табулатуре.

Скоростной легатный пассаж

В импровизации скоростным пассажем гитарист обычно обыгрывает один аккорд. Таким образом он демонстрирует свой исполнительский уровень.

Отрабатывать легато необходимо регулярно.

Ниже представлено несколько видеоуроков. Они помогут вам в отработке этого технического приема.

Мотив

Блюзовые импровизации часто выглядят бессистемными. Но это не так. Любой музыкальный джем построен вокруг одной музыкальной идеи. Это может быть рифф, фраза, мелодия. Такая идея называется мотивом. Музыканты обыгрывают мотив по-своему. При этом они сохраняют основное настроение песни.

Отрабатывать обыгрывание мотива лучше всего под бэкинг-трек.

Поначалу в качестве мотива вы можете использовать любой несложный блюзовый лик или фрагмент пентатоники.

ВАЖНО! Вместо подведения итогов.

В импровизации вы не обязаны использовать сразу все известные вам приемы и «фишки». Это будет только отвлекать слушателя от основной идеи композиции. Акцентируйте внимание на нескольких приемах. Например, на «вкусном» тернэраунде, который заканчивается бэндом сразу нескольких струн.

Источник

Блюзовая пентатоника

Автор: Mr.Falstaff · Опубликовано 01.08.2015 · Обновлено 06.07.2019

В предыдущей статье об импровизации на гитаре вы познакомились с основой импровизации и открыли для себя гамму «пентатоника». Сегодня я расскажу вам о том, как обогатить её и придать ей блюзового звучания, тем самым разнообразить вашу игру.

Блюзовая пентатоника

Блюзовая пентатоника — это звукоряд минорной пентатоники с добавлением пятой пониженной ступени (хроматической ). Другими словами блюзовая пентатоника, строится на основе обычной пентатоники, но при этом добавляется хроматизм, который и придаёт ей блюзовою окраску.

Пять позиций блюзовой минорной пентатоники

Блюзовая пентатоника строится по следующему шаблону тонов и полутонов:

1/5 тона, тон, полутон, полутон, 1/5 тона, тон

В тональности Ля-минор ноты записываются следующим образом:

Ля, До, Ре, Ре#, Ми, Соль

Чёрные точки в каждой позиции — это тоника, то есть главная ступень гаммы. Чёрно-белые точки — это та самая пятая пониженная ступень (хроматизм). Белые — все прочие ноты в тональности.

Советы

  • Овладейте каждый боксом блюзовой пентатоники и расположите их визуально на грифе гитары. Если вы знаете все пять позиций минорной пентатоники, то вам остаётся только добавить к каждой позиции тот самый хроматизм.
  • Пойте название всех нот пентатоники, что поможет вам запомнить их и лучше ориентироваться на грифе.
  • Играйте под инструментальное сопровождение в удобной для вас тональности. Этот подход поможет вам быстрее освоить все пять позиций и даст вам то, для чего вы и учитесь играть на гитаре.

Пополняйте ваш багаж ликами и фразами. См. музыкальные идеи.

Источник

Оцените статью