Пентатоника для акустической гитары

Что такое пентатоника на гитаре?

Музыка — идеальный метод поднятия духа, способ самовыражения. Казалось бы, что в музыке уже все давно придумано, и выдавить что-то новое, захватывающее уже невозможно. Это не так. Существует множество способов разнообразить мелодию, и один из них — пентатоника. Многие привыкли, что звуковой ряд состоит из семи ступеней. Это диатоника. Но пентатоника состоит из меньшего количества звуков. Что такое пентатоника — рассмотрим в статье.

Что такое пентатоника

Пентатонический звукоряд формируется лишь из пяти звуков, то есть гамма пятизвучная.

На заметку! Гамма — очередность звуков в октаве через интервалы. Октава — составляющая звукового ряда. Состоит из пяти и семи нот.

Гамма развивает технику игры на инструменте. Гаммы развивают чувство ритма, слух, растягивают пальцы.

Для игры гамм есть ряд правил:

  • пальцы правой руки чередуются;
  • игра четкая и громкая;
  • одинаковые промежутки между звуками;
  • струны прижимаются близко к порожкам;
  • звуки извлекаются сразу после одновременной постановки пальцев двух рук.

Пентатоника используется для партий соло на акустике или электрогитаре. Эта разновидность гаммы легла в основу многих сольных композиций рок- и блюз-направлений. Без знания принципов ангемитонного звукоряда не получится создать идеальное соло.

Для чего нужна пентатоника

Знание пятиступенчатого лада даст возможность попасть в тональность, поможет найти правильные ноты для гармоничной музыки. Сначала стоит потренироваться соло-исполнению из нот одного из ангемитонных звуковых рядов и постараться заучить. Но многие соло состоят не только из нот пятиступенного лада. Такой звуковой ряд — лишь основа для партии соло.

Читайте также:  Queen we will rock you ноты для фортепиано

Сочиняя мелодию, соло в определенной тональности, стоит проиграть подходящий звуковой ряд. Но не нужно забывать об импровизации. Важно пробовать брать другие ноты, экспериментируя в создании мелодии. Ноты, что подошли, стоит оставить, остальные же можно исключить. Так создаются новые партии соло.

С ангемитонным звуковым рядом легко играть импровизированные соло к любой песне. Зачастую тональность соответствует первому аккорду. После определения тональности под музыку подбирается необходимая пентатоника на гитаре, которая наиболее гармонично ложится. Все, импровизация готова.

История

История утратила данные о том, какой народ придумал пятиступенный звуковой ряд. Такие структуры встречаются у китайцев, японцев, россиян. Многие придерживаются мнения, что пентатонический звуковой ряд появился в Китае. Еще до 221 года до н. э. существуют доказательства использования этого лада. Впоследствии, к этому звукоряду присоединили еще два звука и создали лады из семи ступеней.

Пентатоника осталась, дошла до современного общества. Пятиступенный звукоряд позволяет извлекать новые звучания при импровизации. Сделали пентатонику популярной западные исполнители блюза. После пятиступенчатый звуковой ряд стал основой для классического ритм-энд-блюза, хард-рока, металла, других направлений. Пентатонический звукоряд использовали многие известные музыканты: Ингви Мальмстин, Джимми Пейдж, Ричи Блэкмор и другие.

Применение пентатоники в разных стилях музыки

Ангемитонный звуковой ряд используют до сих пор. Например, хеви-метал, хард-рок, когда гитаристы используют принципы, гармонические ходы мелодий классики, совмещая их с современным звуком. Не исключение и поп-музыка. Применяется такая разновидность гаммы и в метале, перенявшем элементы из мелодий восьмидесятых годов.

Принципы построения и игры пентатоники

Выделяют следующие разновидности пентатоник:

  1. Полутоновая. Интервал между нотами в полутон. Например: «си-до-ми-фа-соль». Расстояние между «си-до» в полутон, от «ми» до «фа» также полутон. В японских музыкальных произведениях часто встречается этот вид пентатонического звукоряда.
  2. Бесполутоновая. Наиболее популярный пятиступенный лад. Ноты идут по чистым квинтам. Важно помнить, что интервал между двумя соседними нотами — большая секунда. В другом варианте — малая терция. В этой пентатонике нет малых секунд. Потому отсутствует тяготение лада. Применяется эта разновидность в роке, поп-музыке и в блюзовых композициях стран Европы. Для наглядности: «соль-ля-си-ре-ми».
  3. Смешанная. Объединяется полутоновый пентатонический звуковой ряд с бесполутоновым: «ля-си-ре-ми-фа».
  4. Темперированная или слендро. В данном случае нет тонов и полутонов: «до-ре диез-фа диез-ля-до».

Бесполутоновая пентатоника разделяется на два подвида:

  1. Мажорная пентатоника. Не содержит две ступени: 4-ю и 7-ю. Принцип строя: большая секунда-большая секунда-малая терция-большая секунда. Благодаря своеобразному построению, создается пятизвуковой лад от выбранной ноты.
  2. Минорная пентатоника. По звучанию очень похожа на натуральный минор, но в ней исключены вторая, шестая ступень. В составе присутствует минорное трезвучие. Формула строя: малая терция-большая секунда-большая секунда-малая терция.

Мажорный пятиступенный лад содержит диезы — звуки мажорного трезвучия. Минорный — бемоли.

Особенности аппликатуры (боксы)

Аппликатура — последовательность прижатия струн на грифе, а также извлечения звуков. Пентатонические боксы на гитаре универсальны. «До» мажорный и «ля» минорный пятиступенный ряд имеют одинаковую аппликатуру на грифе. Отличаются местоположение тонального центра, а также остальных ступеней.

5 позиций пентатоники

Чтобы импровизация в мажоре или миноре получилась, важно постоянно тренироваться. Сначала определяется аппликатура для игры. За отдельный лад отвечает один палец. Игра получается позицией. Сначала от самой низкой ноты до высокой, а потом — наоборот.

Наиболее распространенные аппликатуры — 4-, 5-ладовые в пяти позициях.

Внимание! Очень важно разучить все боксы, табы для создания идеального соло.

Для начинающих музыкантов, плохо знающих ноты, создаются специальные уроки с табулатурой.

Для мажорной композиции

Аппликатура минорного и мажорного звуковых рядов схожа — блюзовая пентатоника плюс боксы.

Для исполнения в миноре

Импровизация пентатоники «ля-минор» происходит так: берется нота «ля» на любой струне, сверяется с принципом минорного ангемитонного звукоряда. Дальше располагаются другие ноты с учетом основной тоники. Очередность звуков пентатоники «ми-минор»: E – G – A – H – D.

Советы

Без знания ангемитонных звуковых рядов создание идеального соло невозможно. Такой лад заслуживает особого внимания. Очень важно досконально изучить все вариации и всегда экспериментировать. Блюз, рок, джазовые исполнители не смогли бы добиться высот без импровизаций.

Источник

Что такое пентатоника на гитаре и как ее играть?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Начинающие инструменталисты, которые занимаются музыкой серьёзно (в учебных музыкальных заведениях или у грамотных частных преподавателей) и изучают все сопутствующие дисциплины, прилагающиеся к основному курсу, практически с первых теоретических уроков узнают, что существуют 2 вида гамм: мажорные и минорные. А содержит каждая из гамм 7 последовательных по высоте звуков. Например, в однооктавной гамме До-мажор звуки выстроены в такой последовательности: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си, а затем снова начинается такая же последовательность звуков, но уже в другой октаве, более высокой. То же самое происходит и в ля-минорной гамме: Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля. Однако на этапах изучения музыкальной грамоты и элементарной теории музыки учащимся не дают никакой информации о таком виде гамм, как пентатоника. Именно о ней и ведётся разговор в этой статье.

Что это такое и для чего нужна?

Пентатоническая гамма состоит из звуков того же классического минорного или мажорного лада, но 2 ступени звукоряда, создающие в диатонической гамме интервал в полутон (и не входящие в основное трезвучие), из пентатонической последовательности исключаются.

В ля-минорной гамме, таким образом, не входят в пентатонику чистые звуки Си и Фа. Эти же звуки отсутствуют и в пентатонической последовательности, построенной на основе До-мажора.

Неизвестно точно, кто из музыкантов и когда начал первым использовать такой лад для сочинения новой музыки, импровизаций или для фантазий на тему уже имеющихся произведений. Сейчас пентатонику не играет лишь только барабанщик, так как он не может извлечь музыкальные звуки — только перкуссийные (шумовые, без определённой высоты). Но большинство музыкальных исследователей всё-таки склоняются к мнению, что пентатонический звукоряд – это, скорее всего, гитарная «фишка», изобретённая гитаристами блюза, так как блюз сам по себе построен именно на пентатонических импровизациях и мелодиях. Такой уменьшенный лад больше всего удобен для игры на гитаре – он позволяет придумывать, можно сказать, на ходу всё новые и новые сольные партии и многозвучия. Именно для этого и нужна пентатоника на гитаре: для удобных импровизаций, красивых соло и необычных аккордов.

Как строится?

Как и в случае с классическими гаммами, пентатонические бывают 2 ладовых видов: мажорные и минорные. А строятся пентатонические гаммы на основе соответствующих диатонических последовательностей музыкальных звуков. Удобнее всего это рассматривать на примере До-мажора и параллельного ему ля-минора.

Для лучшего понимания рассмотрим сначала классические последовательности звуков: в мажоре – от ноты До, в миноре – от ноты Ля.

В гамме До-мажор между III и IV ступенями (ноты Ми и Фа), а также между VII и I ступенями (ноты Си и До) высотные звуковые интервалы составляют полутон. В гамме ля-минор звуки те же самые, что и у До-мажора, но они расположены в другом порядке (начинаются с ноты Ля). Поэтому, конечно, интервалы в полутон сохраняются между теми же парами звуков (Ми-Фа и Си-До), но только теперь они имеют совсем иные номера ступеней:

  • ноты Ми и Фа являются V и VI ступенями соответственно;
  • ноты Си и До – II и III ступенями соответственно.

В пентатонике полутонов между соседними звуками нет (они ликвидированы путём исключения 2 ступеней). Этими ступенями являются (как только что мы выяснили):

  • в мажорной пентатонике – IV и VII ступени;
  • в минорной пентатонике – II и VI ступени.

Естественно, из двух пар звуков в каждом ладу убрали те, которые не входят в тонические трезвучия (главные аккорды лада). В нашем примере (параллельные гаммы До-мажор и ля-минор) убрали звуки Фа и Си. Поэтому пентатонические До-мажорная и ля-минорная последовательности выглядят следующим образом.

На изображении отмечены убранные из классических гамм ступени в До-мажоре и ля-миноре (перечеркнутые звуки), а то, что осталось, как раз и является пентатонической последовательностью данных ладов.

По этой схеме можно составить и сыграть пентатонику в любом необходимом мажорном или минорном ладе, убрав из него ненужные звуки по соответствующим номерам ступеней.

Боксы

Гитаристами для удобства игры и импровизирования разработаны так называемые пентатонические боксы, представляющие собой последовательность звуков той или иной пентатоники, не выходящих за пределы 4 или 5 ладов, на всех 6 струнах гитары. Эти боксы часто представляют в учебных материалах графически: на схематическом изображении грифа гитары с ладами и струнами. Места прижатия струн на таких схемах обозначаются кружочками, иногда разноцветными, чтобы выделить тонический звук или вспомогательные ноты, используемые в импровизации.

Существует 5 позиций аппликатуры пентатоники. Ниже приведены графические схемы этих позиций. На схемах цветными кружочками обозначен тонический звук. В данном случае рассматривается минорная пентатоника от звука G (Соль).

Следует отметить, что пентатонические боксы подчиняются известной системе аккордов под названием CAGED, то есть, передвигая по грифу гитары ту или иную аппликатуру пентатонического бокса, получают другую тональность.

Например, бокс любой позиции выше обозначенной соль-минорной пентатоники легко перевести в ля-минор: для этого нужно либо всю аппликатуру, либо часть её от тонического звука передвинуть вправо по грифу на 2 лада (повысить на 1 тон).

Вторая особенность боксов — для них действителен принцип параллельности тональностей. Это значит, что пентатонический ряд звуков любого бокса ля-минора справедлив и для параллельного ему мажора. Другими словами, аппликатура бокса пентатонического ля-минора полностью подходит и для проигрывания пентатоники До-мажора. Это же правило распространяется и для всех других параллельных пар мажор-минор.

Кроме того, есть понятие блюзовая пентатоника, для которой характерно присутствие на основе минорной пентатонической последовательности одного либо нескольких так называемых блюзовых нот.

В ля-минорной аппликатуре обычно таковой является нота Ми-бемоль (пониженная квинта). Получается, что появляется шестой звук.

Как правильно играть?

Для начинающих гитаристов будет полезно узнать, как правильно играть пентатонику. Приведём несколько советов от профессионалов.

  • В первую очередь нужно изучить все 5 позиций пентатонических аппликатур. Это поможет быстрее запомнить расположение нот на грифе гитары, а также развить свой слуховой аппарат. Рекомендуется также пропевать играемые ноты вслух.
  • Учиться играть лучше начинать с ля-минорной пентатоники. Перед собой нужно иметь либо схему бокса, либо ноты, либо табы, чтобы не ошибаться.
  • Пентатоника играется так: начинать следует с первого звука на шестой струне и последовательно двигаться до последней ноты на первой струне в восходящем движении. При этом строго соблюдается указанная аппликатура. Пальцы менять нельзя. Далее необходимо, не прерывая игру, нисходящим движением возвратиться назад к исходному звуку на шестой струне.
  • Если игра производится на электрогитаре медиатором, то нужно играть переменным штрихом: первый звук — удар вниз, второй – снизу вверх и так далее, меняя направление удара медиатора с каждым звуком.
  • На классической гитаре обычно гаммы исполняются 2 пальцами поочередно. Но будет лучше, чтобы вариантов было несколько, например: i-m, m-a, m-i, a-m. Пусть все пальцы развиваются одинаково.

На бас-гитаре следует играть пентатонику по своим схемам (тоже в 5 позициях), представленным на изображениях ниже. Возможно, потребуется продолжение звукоряда, если гитара будет иметь не стандартные 4 струны, а 5 или даже 6 струн. На бас-гитаре нужно тренироваться играть гаммы и пальцами, и медиатором.

Источник

Оцените статью