Пентатоника для гитары 6 струн боксы
Бокс – совокупность нот определенной гаммы в пределах 5. 7 ладов на грифе гитары. Боксы помогают лучше видеть гриф, упрощают позиционную игру, позволяют увеличить скорость игры, особенно за счет таких приемов, как hammer-on (восходящее легато) и pull-off (нисходящее легато). Наиболее удачная аппликатура боксов – по три ноты на струне.
В данном разделе боксы не привязаны к какой-то определенной тональности (обратите внимание на отсутствие нумерации ладов на грифе), для того, чтобы изучив структуру боксов, уметь применять ее для любых тональностей.
Боксы натурального мажорного лада.
Натуральный мажорный звукоряд имеет следующую аппликатурную схему (с движением по одной струне):
Если нанести все ноты натурального мажора на гриф гитары, мы получим семь боксов, которые позволят играть данный звукоряд, а также параллельный ему натуральный минорный, в разных частях грифа.
На рисунке выше номер бокса соответствует номеру ступени, от которой он строится. Синим цветом () обозначена тоника мажора, т.е. тональность, в которой вы будете находиться обыгрывая любой из боксов, зависит от того, какая нота стоит за синим цветом. Красным цветом () обозначена тоника параллельного минора, т.е. опять же, если под этот цвет попала нота C-до, то вы будете играть в тональности Cm-до минор. Таким образом, обыгрывая боксы вы постоянно находитесь в определенной мажорной или параллельной минорной тональности, что зависит от сделанных вами акцентов.
Боксы пронумерованы в соответствии со ступенями натурального мажорного лада, т.е. номер бокса — это та ступень натурального мажорного лада, которая «оказалась» первой нотой бокса на шестой струне.
Структура боксов в рамках одной гаммы одинакова в независимости от тональности, а изменение тональности приводит просто к перемещению этой структуры (боксов) вдоль грифа. Ниже приведен пример, на котором показано, как определить положение боксов натуральной мажорной гаммы (и, соответственно, параллельной минорной) для той или иной тональности (в приведенных примерах для С-мажор, G-мажор и С-минор, G-минор).
Стоит обратить внимание, что для перехода из мажора в параллельный минор и наоборот, боксы не перемещаются (расположение структуры на грифе одинаковое), изменяется акцент — или «синяя» нота (тоника мажора), или «красная» (тоника минора).
Нумерация боксов — понятие довольно условное, и она необходима на первых порах изучения и запоминания. Здесь важна структура. Когда эти аппликатуры будут «в памяти» Ваших пальцев, Вы не будете думать, а в каком же боксе я играю, тем более что в игре, в импровизации, Вы ни как не ограничитесь одним боксом, а, играя вдоль всего грифа, будете постоянно переходить из одного бокса в другой. Поэтому изучая боксы, уделите особое внимание именно переходам из бокса в бокс.
Удобно ассоциировать боксы с диатоническими ладами, построенными от 6-ой струны. Так, BOX_1 можно называть ионийским боксом, так как если принять за тонику его первую ноту на 6-ой струне, то получится ионийский лад. Аналогичным образом: BOX_2 — дорийский бокс , BOX_3 — фригийский бокс, BOX_4 — лидийский бокс, BOX_5 — миксолидийский бокс, BOX_6 — эолийский бокс, BOX_7 — локрийский бокс.
Более наглядно это можно проиллюстрировать на следующем аппликатурно-схематическом примере:
Перейдем к изучеию боксов пентатоники.
Пентатоника — это натуральный мажорный лад без 4-ой и 7-ой ступеней. Она имеет следующую аппликатурную схему (с движением по одной струне):
Далее приведены боксы, построенные на пентатонике:
Боксов пентатоники пять типов, но пронумерованы они в соответствии с боксами натурального мажорного лада, а точнее, как и боксы натурального мажорного лада, в соответствии со ступенями натурального мажора, поэтому в пентатонике нет BOX_4 и BOX_7, как нет в мажорной пентатонике IV и VII ступеней относительно натурального мажорного лада. Такая нумерация удобна для запоминания аппликатур, а в игре — для перехода из бокса пентатоники в бокс натурального мажора и обратно.
Для запоминания боксов пентатоники удобно пользоваться октавными позициями (см. раздел Интервалы). На примере боксов пентатоники октавные позиции просматриваются лучше всего, более того, октавные позиции получили свои номера от боксов пентатоники.
Боксы пентатоники с блюзовой нотой.
Пентатоника с блюзовой нотой — это пентатоника, в которой присутствует хроматическая 3 ступень. Она имеет следующую аппликатурную схему (с движением по одной струне):
Ниже приведены боксы пентатоники с блюзовой нотой:
Боксы, построенные на мажорном звукоряде и пентатонике, обязательны для изучения. Боксы пентатоники запоминать лучше сразу с блюзовой нотой. Работать с боксами можно следующим образом: играйте их, начиная снизу или сверху четвертыми нотами, потом восьмыми, шестнадцатыми, триолями и т.д., также играйте секвенции, состоящие из групп по две, три, четыре ноты и т.д., отрабатывайте скольжения при переходе из одного бокса в другой, и т.д., придумывайте свои упражнения. Все упражнения выполняются строго под метроном!
Боксы для гармонического и мелодического миноров (приводятся ниже), в принципе, заучивать не обязательно, однако, в качестве упражнений они годятся для отработки нестандартных растяжек пальцев (в гармоническом миноре присутствует М3 — малая терция), приемов hammer-on и pull-off, игры секвенций.
Боксы гармонического минора.
Ниже будут приведены боксы гармонического и мелодического миноров, названых по номеру ступени, от которых они построены. Поэтому для перехода из этих ладов в натуральный мажор (с той же тоникой), нужно учитывать различия в формуле гармонического и мелодического миноров от формулы натурального мажорного лада (см. «Условно-диатонические лады»).
Гармонический минор имеет следующую аппликатурную схему (с движением по одной струне):
Боксы, построенные на гармоническом миноре, выглядят следующим образом:
Изучая боксы гармонического минора, в первую очередь обращайте внимание на их отличие от соответствующих боксов натурального мажора.
Боксы мелодического минора.
Мелодический минор имеет следующую аппликатурную схему (с движением по одной струне):
Далее приведены боксы, построенные на мелодическом миноре:
И опять-таки, необходимо видеть отличия боксов мелодического минора от боксов натурального мажора, чтобы быстрее и легче их запомнить.
В системе боксов можно представить любой лад, не только приведенные выше — натуральный мажор и минор, пентатонику, гармонический и мелодический миноры — принцип их построения не сложен. Но запоминать все возможные лады и гаммы в виде боксов — занятие не благодарное. Основные боксы для запоминания, как уже было сказано выше, — это боксы натурального мажора и пентатоники (и с блюзовой нотой). А вот самостоятельно строить боксы и упражняться игре в них — это очень полезное занятие.
Попробуйте самостоятельно построить систему боксом, например, для гармонического и мелодического мажоров, для испанского лада. Ниже приведены аппликатуры этих ладов на одной струне:
Гармонический мажор: |
Мелодический мажор: |
Фригийский мажор (Испанский лад): |
В подразделе Схемы основных ладов раздела Основные понятия, Вы найдете структурные схемы и других ладов.
Конечно, система боксов — это отличный способ игры на электрогитаре, и особенно он привлекателен тем, кто не хочет себя утруждать заучиванием музыкальной теории, так сказать, в классическом виде. Скажем, выучив боксы натурального мажора, можно сразу играть простую импровизацию на аккомпанемент в любой тональности. Даже играя секвенционные мелодические упражнения в рамках системы боксов, начинающий гитарист будет чувствовать себя «отличным гитаристом».
Поэтому учить и играть боксы нужно обязательно, но останавливаться на них нельзя, так как это только один из отличных способов обогатить и украсить вашу игру на гитаре. Изучив диатонические лады и условно-диатонические лады в соответствующих разделах, вы поймете, как и почему образуются боксы.
Вы можете внести свой вклад в развитие ресурса:
Номер WebMoney wmr: R691549532957
Источник
Что такое пентатоника на гитаре и как ее играть?
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Начинающие инструменталисты, которые занимаются музыкой серьёзно (в учебных музыкальных заведениях или у грамотных частных преподавателей) и изучают все сопутствующие дисциплины, прилагающиеся к основному курсу, практически с первых теоретических уроков узнают, что существуют 2 вида гамм: мажорные и минорные. А содержит каждая из гамм 7 последовательных по высоте звуков. Например, в однооктавной гамме До-мажор звуки выстроены в такой последовательности: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си, а затем снова начинается такая же последовательность звуков, но уже в другой октаве, более высокой. То же самое происходит и в ля-минорной гамме: Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля. Однако на этапах изучения музыкальной грамоты и элементарной теории музыки учащимся не дают никакой информации о таком виде гамм, как пентатоника. Именно о ней и ведётся разговор в этой статье.
Что это такое и для чего нужна?
Пентатоническая гамма состоит из звуков того же классического минорного или мажорного лада, но 2 ступени звукоряда, создающие в диатонической гамме интервал в полутон (и не входящие в основное трезвучие), из пентатонической последовательности исключаются.
В ля-минорной гамме, таким образом, не входят в пентатонику чистые звуки Си и Фа. Эти же звуки отсутствуют и в пентатонической последовательности, построенной на основе До-мажора.
Неизвестно точно, кто из музыкантов и когда начал первым использовать такой лад для сочинения новой музыки, импровизаций или для фантазий на тему уже имеющихся произведений. Сейчас пентатонику не играет лишь только барабанщик, так как он не может извлечь музыкальные звуки — только перкуссийные (шумовые, без определённой высоты). Но большинство музыкальных исследователей всё-таки склоняются к мнению, что пентатонический звукоряд – это, скорее всего, гитарная «фишка», изобретённая гитаристами блюза, так как блюз сам по себе построен именно на пентатонических импровизациях и мелодиях. Такой уменьшенный лад больше всего удобен для игры на гитаре – он позволяет придумывать, можно сказать, на ходу всё новые и новые сольные партии и многозвучия. Именно для этого и нужна пентатоника на гитаре: для удобных импровизаций, красивых соло и необычных аккордов.
Как строится?
Как и в случае с классическими гаммами, пентатонические бывают 2 ладовых видов: мажорные и минорные. А строятся пентатонические гаммы на основе соответствующих диатонических последовательностей музыкальных звуков. Удобнее всего это рассматривать на примере До-мажора и параллельного ему ля-минора.
Для лучшего понимания рассмотрим сначала классические последовательности звуков: в мажоре – от ноты До, в миноре – от ноты Ля.
В гамме До-мажор между III и IV ступенями (ноты Ми и Фа), а также между VII и I ступенями (ноты Си и До) высотные звуковые интервалы составляют полутон. В гамме ля-минор звуки те же самые, что и у До-мажора, но они расположены в другом порядке (начинаются с ноты Ля). Поэтому, конечно, интервалы в полутон сохраняются между теми же парами звуков (Ми-Фа и Си-До), но только теперь они имеют совсем иные номера ступеней:
- ноты Ми и Фа являются V и VI ступенями соответственно;
- ноты Си и До – II и III ступенями соответственно.
В пентатонике полутонов между соседними звуками нет (они ликвидированы путём исключения 2 ступеней). Этими ступенями являются (как только что мы выяснили):
- в мажорной пентатонике – IV и VII ступени;
- в минорной пентатонике – II и VI ступени.
Естественно, из двух пар звуков в каждом ладу убрали те, которые не входят в тонические трезвучия (главные аккорды лада). В нашем примере (параллельные гаммы До-мажор и ля-минор) убрали звуки Фа и Си. Поэтому пентатонические До-мажорная и ля-минорная последовательности выглядят следующим образом.
На изображении отмечены убранные из классических гамм ступени в До-мажоре и ля-миноре (перечеркнутые звуки), а то, что осталось, как раз и является пентатонической последовательностью данных ладов.
По этой схеме можно составить и сыграть пентатонику в любом необходимом мажорном или минорном ладе, убрав из него ненужные звуки по соответствующим номерам ступеней.
Боксы
Гитаристами для удобства игры и импровизирования разработаны так называемые пентатонические боксы, представляющие собой последовательность звуков той или иной пентатоники, не выходящих за пределы 4 или 5 ладов, на всех 6 струнах гитары. Эти боксы часто представляют в учебных материалах графически: на схематическом изображении грифа гитары с ладами и струнами. Места прижатия струн на таких схемах обозначаются кружочками, иногда разноцветными, чтобы выделить тонический звук или вспомогательные ноты, используемые в импровизации.
Существует 5 позиций аппликатуры пентатоники. Ниже приведены графические схемы этих позиций. На схемах цветными кружочками обозначен тонический звук. В данном случае рассматривается минорная пентатоника от звука G (Соль).
Следует отметить, что пентатонические боксы подчиняются известной системе аккордов под названием CAGED, то есть, передвигая по грифу гитары ту или иную аппликатуру пентатонического бокса, получают другую тональность.
Например, бокс любой позиции выше обозначенной соль-минорной пентатоники легко перевести в ля-минор: для этого нужно либо всю аппликатуру, либо часть её от тонического звука передвинуть вправо по грифу на 2 лада (повысить на 1 тон).
Вторая особенность боксов — для них действителен принцип параллельности тональностей. Это значит, что пентатонический ряд звуков любого бокса ля-минора справедлив и для параллельного ему мажора. Другими словами, аппликатура бокса пентатонического ля-минора полностью подходит и для проигрывания пентатоники До-мажора. Это же правило распространяется и для всех других параллельных пар мажор-минор.
Кроме того, есть понятие блюзовая пентатоника, для которой характерно присутствие на основе минорной пентатонической последовательности одного либо нескольких так называемых блюзовых нот.
В ля-минорной аппликатуре обычно таковой является нота Ми-бемоль (пониженная квинта). Получается, что появляется шестой звук.
Как правильно играть?
Для начинающих гитаристов будет полезно узнать, как правильно играть пентатонику. Приведём несколько советов от профессионалов.
- В первую очередь нужно изучить все 5 позиций пентатонических аппликатур. Это поможет быстрее запомнить расположение нот на грифе гитары, а также развить свой слуховой аппарат. Рекомендуется также пропевать играемые ноты вслух.
- Учиться играть лучше начинать с ля-минорной пентатоники. Перед собой нужно иметь либо схему бокса, либо ноты, либо табы, чтобы не ошибаться.
- Пентатоника играется так: начинать следует с первого звука на шестой струне и последовательно двигаться до последней ноты на первой струне в восходящем движении. При этом строго соблюдается указанная аппликатура. Пальцы менять нельзя. Далее необходимо, не прерывая игру, нисходящим движением возвратиться назад к исходному звуку на шестой струне.
- Если игра производится на электрогитаре медиатором, то нужно играть переменным штрихом: первый звук — удар вниз, второй – снизу вверх и так далее, меняя направление удара медиатора с каждым звуком.
- На классической гитаре обычно гаммы исполняются 2 пальцами поочередно. Но будет лучше, чтобы вариантов было несколько, например: i-m, m-a, m-i, a-m. Пусть все пальцы развиваются одинаково.
На бас-гитаре следует играть пентатонику по своим схемам (тоже в 5 позициях), представленным на изображениях ниже. Возможно, потребуется продолжение звукоряда, если гитара будет иметь не стандартные 4 струны, а 5 или даже 6 струн. На бас-гитаре нужно тренироваться играть гаммы и пальцами, и медиатором.
Источник