Пентатоника для гитары мажорная минорная

Пентатоника на гитаре, минорная, 5 позиций, на грифе гитары, мажорная, блюзовая

В блюзе, кантри и рок-н-ролле используется пентатоника. Это стандартная очередность нот, но с отсутствием пары ступеней. Так гамма и получила свое название. Пентатоника содержит пять ступеней вместо обычных семи. Каждый гитарист должен держать в уме эти боксы, чтобы сочинять собственные соло и импровизировать.

Каждый гитарист, играющий соло, должен знать пентатонику

С какой целью используется пентатоника

Как уже говорилось выше, знание пентатонических боксов позволяет придумывать гитарные партии. Нужно лишь найти тонику и от нее построить необходимую нотную последовательность. Если хотите играть блюз, без пентатоники здесь не обойтись. Ведь данный музыкальный стиль состоит преимущественно из пятиступенной гаммы.

Если знаете, как выстраиваются ноты на гитарном грифе, без труда можно модулировать аккорды. Если вы в курсе, из каких нот состоит бокс, с легкостью добавите необходимые ступени, сформировывая тем самым любое многозвучие и даже джазовые аккорды.

Немного истории

Сейчас сложно сказать, какой народ впервые создал пентатонику. Конструкции, напоминающие данную гамму, можно встретить в музыке Китая, Японии и жителей Крайнего Севера нашей страны. Но сделали пентатонику популярной именно музыканты с Запада. Со временем ее начали использовать в ритм-энд-блюзе и хард-роке. Многие гитарные виртуозы не мыслят свою игру без данного приема.

Читайте также:  Болеро ноты для трубы

Структура гаммы

Пентатоника образуется аналогично любой другой гамме. Необходимо поставить ноты в один ряд по принципу минора или мажора. Только отличие в том, что из данной конструкции нужно убрать две ноты (или две ступени).

  • В миноре – это четвертая и седьмая ступень.
  • В мажоре – вторая и шестая.

Каким образом играть

Пентатонические ноты извлекают одну за другой. В результате у гитариста получается музыкальная фраза, которая вписывается в ритм той или иной композиции.

Поочередность нот, которые расположены в пределах четырех-пяти ладов на шести струнах, называется «боксом». Я советую выучить каждый бокс. Так вы сможете без проблем ориентироваться на грифе и отдавать себе отчет, на какой лад перейти и в какое время.

Конечно же, заниматься надо под метроном. Смотрите, как вы извлекаете ноты – каждый звук должен быть чистым и без дребезжания. Советую начать с какой-нибудь одной гаммы, например, ля-минор. В основном, она знакома многим начинающим гитаристам.

Позиции на грифе

Пентатонику разучивайте по боксам, как и другие гаммы. Существует пять позиций. Затем идет их повтор, но уже на октаву выше. Следует отметить, что для пентатоники работает система параллельных тональностей. Это говорит о том, что для пятиступенной гаммы ля-минор подойдут боксы пентатоники до-мажор. С остальными тональностями аналогично.

Пентатоника ля-минор на грифе гитары в пяти позициях (красной точкой обозначена тоника)

Блюзовая пентатоника

А если хотите играть блюз, вам не обойтись без знания блюзовой пентатоники. По сути, это обычная пятиступенная гамма, но с добавлением пониженной пятой ступени (хроматизма). Благодаря добавлению данной ноты музыка приобретает особый блюзовый оттенок, который нельзя спутать ни с чем.

В блюзовой пентатонике добавляется хроматическая нота

Чтобы свободно импровизировать на гитаре, необходимо:

  • запомнить все боксы как обычной, так и блюзовой пентатоники и расположить их визуально на грифе инструмента;
  • петь название всех нот пентатоники, чтобы лучше овладеть ими и без труда ориентироваться во время импровизации;
  • играть под инструментальное сопровождение в удобной тональности, а затем переходить на другие.

Аппликатура

Запомните, что при игре боксов на каждом ладу должен находиться определенный палец. Так играют грамотные гитаристы. К тому же, вы не запутаетесь во время импровизации и разовьете технику игры. В дальнейшем такой метод позволит увеличивать скорость пассажей.

Когда играете пентатонику, соблюдайте очередность пальцев

Пентатоника является неотъемлемой частью музыкального багажа каждого гитариста.

Если хотите повысить свой исполнительский уровень и уйти от переигрывания простых дворовых песен, выучите все боксы пятиступенной гамы. Они позволят вам импровизировать. А если вы хотите стать лидирующим гитаристом (играть соло), пентатонику нужно знать обязательно.

Как видите, аппликатура у всех боксов одинаковая. Для того, чтобы правильно импровизировать, нужно лишь знать тональность композиции. Запомните расположение нот на грифе гитары. Все просто:

  • Если нужно обыграть аккорд ля-минор, начните обыгрывать его с пятого лада шестой струны. Это и есть тоника – нота ля.
  • Если, например, необходимо обыграть аккорд соль-минор, переместите пальцы на два лада ниже по грифу – третий лад и есть нота соль.

Аналогично поступайте со всеми аккордами. И, конечно, не останавливайтесь лишь на одном боксе, иначе ваша импровизация будет довольно однообразной. Используйте все пять позиций.

О пентатонике в видео:

Источник

Что такое пентатоника на гитаре?

Музыка — идеальный метод поднятия духа, способ самовыражения. Казалось бы, что в музыке уже все давно придумано, и выдавить что-то новое, захватывающее уже невозможно. Это не так. Существует множество способов разнообразить мелодию, и один из них — пентатоника. Многие привыкли, что звуковой ряд состоит из семи ступеней. Это диатоника. Но пентатоника состоит из меньшего количества звуков. Что такое пентатоника — рассмотрим в статье.

Что такое пентатоника

Пентатонический звукоряд формируется лишь из пяти звуков, то есть гамма пятизвучная.

На заметку! Гамма — очередность звуков в октаве через интервалы. Октава — составляющая звукового ряда. Состоит из пяти и семи нот.

Гамма развивает технику игры на инструменте. Гаммы развивают чувство ритма, слух, растягивают пальцы.

Для игры гамм есть ряд правил:

  • пальцы правой руки чередуются;
  • игра четкая и громкая;
  • одинаковые промежутки между звуками;
  • струны прижимаются близко к порожкам;
  • звуки извлекаются сразу после одновременной постановки пальцев двух рук.

Пентатоника используется для партий соло на акустике или электрогитаре. Эта разновидность гаммы легла в основу многих сольных композиций рок- и блюз-направлений. Без знания принципов ангемитонного звукоряда не получится создать идеальное соло.

Для чего нужна пентатоника

Знание пятиступенчатого лада даст возможность попасть в тональность, поможет найти правильные ноты для гармоничной музыки. Сначала стоит потренироваться соло-исполнению из нот одного из ангемитонных звуковых рядов и постараться заучить. Но многие соло состоят не только из нот пятиступенного лада. Такой звуковой ряд — лишь основа для партии соло.

Сочиняя мелодию, соло в определенной тональности, стоит проиграть подходящий звуковой ряд. Но не нужно забывать об импровизации. Важно пробовать брать другие ноты, экспериментируя в создании мелодии. Ноты, что подошли, стоит оставить, остальные же можно исключить. Так создаются новые партии соло.

С ангемитонным звуковым рядом легко играть импровизированные соло к любой песне. Зачастую тональность соответствует первому аккорду. После определения тональности под музыку подбирается необходимая пентатоника на гитаре, которая наиболее гармонично ложится. Все, импровизация готова.

История

История утратила данные о том, какой народ придумал пятиступенный звуковой ряд. Такие структуры встречаются у китайцев, японцев, россиян. Многие придерживаются мнения, что пентатонический звуковой ряд появился в Китае. Еще до 221 года до н. э. существуют доказательства использования этого лада. Впоследствии, к этому звукоряду присоединили еще два звука и создали лады из семи ступеней.

Пентатоника осталась, дошла до современного общества. Пятиступенный звукоряд позволяет извлекать новые звучания при импровизации. Сделали пентатонику популярной западные исполнители блюза. После пятиступенчатый звуковой ряд стал основой для классического ритм-энд-блюза, хард-рока, металла, других направлений. Пентатонический звукоряд использовали многие известные музыканты: Ингви Мальмстин, Джимми Пейдж, Ричи Блэкмор и другие.

Применение пентатоники в разных стилях музыки

Ангемитонный звуковой ряд используют до сих пор. Например, хеви-метал, хард-рок, когда гитаристы используют принципы, гармонические ходы мелодий классики, совмещая их с современным звуком. Не исключение и поп-музыка. Применяется такая разновидность гаммы и в метале, перенявшем элементы из мелодий восьмидесятых годов.

Принципы построения и игры пентатоники

Выделяют следующие разновидности пентатоник:

  1. Полутоновая. Интервал между нотами в полутон. Например: «си-до-ми-фа-соль». Расстояние между «си-до» в полутон, от «ми» до «фа» также полутон. В японских музыкальных произведениях часто встречается этот вид пентатонического звукоряда.
  2. Бесполутоновая. Наиболее популярный пятиступенный лад. Ноты идут по чистым квинтам. Важно помнить, что интервал между двумя соседними нотами — большая секунда. В другом варианте — малая терция. В этой пентатонике нет малых секунд. Потому отсутствует тяготение лада. Применяется эта разновидность в роке, поп-музыке и в блюзовых композициях стран Европы. Для наглядности: «соль-ля-си-ре-ми».
  3. Смешанная. Объединяется полутоновый пентатонический звуковой ряд с бесполутоновым: «ля-си-ре-ми-фа».
  4. Темперированная или слендро. В данном случае нет тонов и полутонов: «до-ре диез-фа диез-ля-до».

Бесполутоновая пентатоника разделяется на два подвида:

  1. Мажорная пентатоника. Не содержит две ступени: 4-ю и 7-ю. Принцип строя: большая секунда-большая секунда-малая терция-большая секунда. Благодаря своеобразному построению, создается пятизвуковой лад от выбранной ноты.
  2. Минорная пентатоника. По звучанию очень похожа на натуральный минор, но в ней исключены вторая, шестая ступень. В составе присутствует минорное трезвучие. Формула строя: малая терция-большая секунда-большая секунда-малая терция.

Мажорный пятиступенный лад содержит диезы — звуки мажорного трезвучия. Минорный — бемоли.

Особенности аппликатуры (боксы)

Аппликатура — последовательность прижатия струн на грифе, а также извлечения звуков. Пентатонические боксы на гитаре универсальны. «До» мажорный и «ля» минорный пятиступенный ряд имеют одинаковую аппликатуру на грифе. Отличаются местоположение тонального центра, а также остальных ступеней.

5 позиций пентатоники

Чтобы импровизация в мажоре или миноре получилась, важно постоянно тренироваться. Сначала определяется аппликатура для игры. За отдельный лад отвечает один палец. Игра получается позицией. Сначала от самой низкой ноты до высокой, а потом — наоборот.

Наиболее распространенные аппликатуры — 4-, 5-ладовые в пяти позициях.

Внимание! Очень важно разучить все боксы, табы для создания идеального соло.

Для начинающих музыкантов, плохо знающих ноты, создаются специальные уроки с табулатурой.

Для мажорной композиции

Аппликатура минорного и мажорного звуковых рядов схожа — блюзовая пентатоника плюс боксы.

Для исполнения в миноре

Импровизация пентатоники «ля-минор» происходит так: берется нота «ля» на любой струне, сверяется с принципом минорного ангемитонного звукоряда. Дальше располагаются другие ноты с учетом основной тоники. Очередность звуков пентатоники «ми-минор»: E – G – A – H – D.

Советы

Без знания ангемитонных звуковых рядов создание идеального соло невозможно. Такой лад заслуживает особого внимания. Очень важно досконально изучить все вариации и всегда экспериментировать. Блюз, рок, джазовые исполнители не смогли бы добиться высот без импровизаций.

Источник

Импровизация. Пять боксов пентатоники

Импровизация это наверно самая крутая вещь для музыканта. Ведь ни для кого не секрет, что просто так брать и на ходу сочинять красивую музыку это очень сложно. И учиться этому нужно очень долго сквозь кровь, пот и слезы. Но с чего же начать? Есть ли какая-то отправная точка в этом нелегком деле для нас гитаристов-самоучек? Спешу вас обрадовать, оказывается есть! И имя ей пентатоника. Мы ранее уже говорили о ладах и тональностях в музыке, где вскользь упоминали пентатоническую гамму. Что ж, начинаем.

Пентатоника

Петатоническая гамма это отличный инструмент для импровизации. Особенность ее в том, что состоит она всего из пяти нот и подходит практически для любой гармонии. Аппликатура на гитаре также особой сложностью не отличается.

Соло и мелодии на основе пентатоники могут использоваться в разнообразных музыкальных жанрах. Наибольшее распространение она получила в таких стилях как блюз, рок и метал. Даже есть гитаристы, которые играют свои соло в основном только в пентатонике. Например, всем известный Зак Вайлд (на фото).

Пентатоника — это лад, состоящий из пяти ступеней. Фактически бывает мажорной и минорной. В основе мажорной лежит мажорное трезвучие, а в основе минорной — минорное (спасибо, кэп). Пентатонику можно получить, если из натурального минора исключить вторую и шестую ступени, а из натурального мажора четвертую и седьмую. Пентатоника не содержит полутоновых интервалов.

Формула минорной пентатоники

1.5 тона, 1 тон, 1 тон, 1.5 тона, 1 тон

Формула мажорной пентатоники

1 тон, 1 тон, 1.5 тона, 1 тон, 1.5 тона

Говоря простыми словами, пентатоника содержит в себе самые основные ступени мажорных или минорных ладов. Поэтому она не имеет ярко выраженного звучания какого-либо лада. Но, если мы добавим в нее характерные ноты какого-либо диатонического лада, то по сути она в него и превращается. То есть пентатоника это как бы фундамент или основа. Чтобы это понять, давайте посмотрим на ее аппликатуру. На грифе можно выделить 5 позиций или боксов.

И все позиции на грифе сразу. Аппликатура Ми-минорной пентатоники (Em pentatonic)

Теперь давайте сравним аппликатуру минорной пенты с аппликатурой натурального минора. Красными квадратами обозначены вторая и шестая ступени.

То же самое будет происходить и с другими минорными ладами — фригийским и дорийским.

А вот аппликатура соль-мажорной пентатоники (G pentatonic). Посмотрите внимательно, ничего не напоминает? Подсказка: смотреть на 12-15 лады.

Да, все верно, на 12 ладу аппликатура Ми-минорной пенты. Таким образом, мы вывели закономерность: аппликатура мажорной пентатоники такая же как и у минорной, для ноты на 1.5 тона ниже нашей. То есть берем минорную пенту на 3 лада левее.

Здесь также все работает с натуральными ладами. Если к мажорной пенте добавить характерные ступени какого-либо мажорного лада, то мы получим его аппликатуру. Одинаково справедливо для лидийского и миксолидийского ладов.

Добавив ступени натурального мажора в соль-мажорную пентатонику мы получили аппликатуру натурального соль-мажора. И кажется кое-что еще. Да, точно, если взять за тонику ноту Ми, то здесь красуется и Ми-минор, параллельный минор для Соль-мажора. То есть, правило переноса на 3 лада влево работает и для натуральных ладов!

Пользуясь этими нехитрыми правилами и закономерностями, можно прийти к выводу, что запомнить, по сути, необходимо всего лишь одну основную аппликатуру. И в зависимости от ситуации использовать ее либо в качестве минора, либо в качестве мажора. То есть просто перемещать ее мысленно по грифу. Ах да, ну и также придется запомнить характерные ноты натуральных ладов. Благо их немного, всего одна-две.

Источник

Оцените статью