Пентатоника для соло гитары

Запомним пентатоники и научимся играть воспользовавшись ими соло на гитаре

Цель этого урока — понять, что такое пентатоника, как её можно использовать в игре на гитаре соло.
В ходе выполнение упражнений урока запомним пальцами расположение нот и основных тоник в 5 мажорных пентатониках. 5 минорных пентатоник разучим на следующем уроке.

Намеренно забегая вперёд, скажу: Запомните аппликатуры пентатоник и ваши пальцы будут сами играть импровизированное соло на любую песню, не попадая на ноты не в тему.

Что такое пентатоника?

Пентатоника — это 5 звуков, пятизвучная гамма. Гамм из 5 нот много.

Рассмотрим минорные и мажорные пентатоники.

В минорных пентатониках звуки идут через 3, 2, 2, 3, 2 лада. В мажорных через 2, 2, 3, 2, 3 лада относительно предыдущего. Напомню: каждый лад это полутон.

Чтобы сыграть, к примеру, импровизированное соло в тональности «До мажор» (аккорды C F G7), нужно выбрать на грифе одну из нот «До» и играть ноты согласно их расположения в мажорной пентатонике. «До» в нашем случае — это тоника (основной тон) пентатоники.
Положим, что это будет «До» на 3-ем ладу 5-ой струны, значит, играть нужно последовательность нот на 3, 5, 7, 10, 12, 15-ом ладах.
Получается, что не 5, а 6 нот. Это не ошибка, гаммы заканчиваются той же нотой, с которой начинаются, но октавой выше. Таким образом в пентатонике играют 5 нот одной октавы и 1 ноту октавой выше.

Читайте также:  Дебюсси доктор градус ноты с аппликатурой

Играть все ноты на одной струне не очень удобно, лучше играть на нескольких струнах на четырёх, пяти ладах. Каждый палец руки прижимает струну на своём ладу.
В нашем случае это будет: 5-я струна 3 и 5 лад, 4-я струна 2 и 5 лад, 3-я струна 2 и 5 лад.

Так можно играть пентатонику с любой ноты соответствующей тонике на грифе гитары.

Запомнить аппликатуры лучше, играя пентатонику.

Начнём с мажорных пентатоник.

Обыграем музыку в тональности «Ля мажор» , аккорды A, D, E7. Тоника соответственно — «Ля».
Найдём ноту «Ля» на какой-нибудь струне. Пусть это будет 5-ый лад на 6-ой струне.
Выберем подходящую мажорную пентатонику с тоникой на 6-ой струне:

Кружками зелёного цвета на схеме обозначена тоника .
Сыграйте и запишите на диктофон в телефоне, фотоаппарат или компьютер музыку A, D, E7 и затем включите запись и играйте звуки пентатоники относительно тоники «Ля» на 5-ом ладу 6-ой струны, слушая ля-мажорную ритм-партию.

Другой вариант — настроить гитару по камертону и включать запись ритма в mp3,

скачав её отсюда или воспроизвести:

Попробовали сыграть? Есть гармония ритма и соло?

Таким образом можно импровизировать, играя ноты на 6-ой струне на 5 и 2-ом ладах, на 5-ой струне на 4 и 2-ом ладах, на 4-ой струне на 4 и 2-ом ладах, на 3-ей струне на 4 и 2-ом ладах, на 2-ой струне на 5 и 2-ом ладах, на 1-ой струне на 5 и 2-ом ладах.

Играйте и старайтесь, чтобы и голова, и пальцы запомнили аппликатуру пентатоники.

Сверхэффективный способ запомнить пентатонику: импровизируя, придумайте соло;
играйте и запишите его без ошибок, например, просто на видео телефона или диктофон , играя поверх музыки.
В процессе записи будут дубли. Повторяя и отрабатывая игру соло на 1,5 минутную ритм-партию, вы не только отлично запомните аппликатуру пентатоники, но и приучите пальцы совершать точные, безошибочные движения. Постарайтесь научиться играть не глядя на лады.

Также для выбранной «Ля» на 5-ом ладу на 6-ой струне подходит и эта пентатоника.
Играйте её поверх музыки в тональности «Ля мажор» и старайтесь запомнить.

Пентатоника, которую можно играть от «Ля» на 7-ом ладу на 4-ой струне.
Играйте её и старайтесь запомнить.

Пентатоники, которые можно играть от «Ля» на 12-ом ладу на 5-ой струне.
Играйте сначала одну, потом вторую гамму, стараясь запомнить их.

Обратите внимание на то что в каждой аппликатуре тоника встречается в нескольких местах. Зная 5 мажорных пентатоник и расположение нот на грифе, мы можем сыграть соло для музыки в мажорной тональности от любой ноты «Ля» на нём.
Что касается других нот, то с ними дело обстоит также.

Запишите музыку в тональности «Ми мажор» , аккорды E, A, H7. Тоника соответственно — «Ми».

Скачать mp3 можно здесь или воспроизвести:

Играйте от тоники поверх ритма каждую пентатонику по очереди, стараясь запомнить расположение звуков в них.

Пентатоника, которую можно играть
от «Ми» на 6-ой струне на 12-ом ладу,
от «Ми» на 1-ой струне на 12-ом ладу, а также
от «Ми» на 3-ей струне на 9-ом ладу:

Пентатоника, которую можно играть
от «Ми» на 6-ой струне на 12-ом ладу,
от «Ми» на 1-ой струне на 12-ом ладу, а также
от «Ми» на на 4-ой струне на 14-ом ладу.

Пентатоника, которую можно играть
от «Ми» на 4-ой струне на 2-ом ладу, а также
от «Ми» на на 2-ой струне на 5-ом ладу.

Пентатоника, которую можно играть
от «Ми» на 5-ой струне на 7-ом ладу, а также
от «Ми» на на 2-ой струне на 5-ом ладу (играть от этой ноты можно также предыдущую пентатонику).
Попробуйте играть две эти пентатоники от «Ми» на на 2-ой струне на 5-ом ладу. Получится большая аппликатура из звуков 2-х пентатоник.

Пентатоника, которую можно играть
от «Ми» на 5-ой струне на 7-ом ладу (играть от этой ноты можно также предыдущую пентатонику), а также
от «Ми» на на 3-ей струне на 9-ом ладу (играть от этой ноты можно также пентатонику, рассмотренную в этом пункте урока первой).

Играйте две эти пентатоники вместе.

Запишите музыку в других мажорных тональностях:

«Ре мажор» , аккорды D G A7 (скачайте mp3) или воспроизведите:
«До мажор» , аккорды C F G7 (скачайте mp3) или воспроизведите:
«Соль мажор» , аккорды G C D7 (скачайте mp3) или воспроизведите:

Найдите на грифе и играйте от тоники поверх каждой из записей 5 мажорных пентатоник по отдельности и вместе.

Думаю, вы обратили внимание на то, что пентатоники имеют совпадения в расположение нот. Таким образом можно составить одну аппликатуру — схему звуков, которую можно использовать для импровизации соло на музыку в мажорной тональности:

Запомните эту гамму, включив mp3 ритм-партии и играя её от основных нот разных мажорных тональностей «До мажор», «Ре мажор» и т.д.

Немного теории:

Гамма «До мажор» : C D E F G A B C.
Мажорная пентатоника — это мажорная гамма без четвертой и седьмой ноты:
C D E G A C

Гамма «До минор» : C D Eb F G Ab Bb C.
Минорная пентатоника — это минорная гамма без второй и шестой ноты:
C Eb F G Bb C

  • На следующем уроке изучим 5 минорных пентатоник, играя их поверх музыки минорных тональностей.

  • Есть вопросы? Задайте

    Источник

    Пентатоника на гитаре, минорная, 5 позиций, на грифе гитары, мажорная, блюзовая

    В блюзе, кантри и рок-н-ролле используется пентатоника. Это стандартная очередность нот, но с отсутствием пары ступеней. Так гамма и получила свое название. Пентатоника содержит пять ступеней вместо обычных семи. Каждый гитарист должен держать в уме эти боксы, чтобы сочинять собственные соло и импровизировать.

    Каждый гитарист, играющий соло, должен знать пентатонику

    С какой целью используется пентатоника

    Как уже говорилось выше, знание пентатонических боксов позволяет придумывать гитарные партии. Нужно лишь найти тонику и от нее построить необходимую нотную последовательность. Если хотите играть блюз, без пентатоники здесь не обойтись. Ведь данный музыкальный стиль состоит преимущественно из пятиступенной гаммы.

    Если знаете, как выстраиваются ноты на гитарном грифе, без труда можно модулировать аккорды. Если вы в курсе, из каких нот состоит бокс, с легкостью добавите необходимые ступени, сформировывая тем самым любое многозвучие и даже джазовые аккорды.

    Немного истории

    Сейчас сложно сказать, какой народ впервые создал пентатонику. Конструкции, напоминающие данную гамму, можно встретить в музыке Китая, Японии и жителей Крайнего Севера нашей страны. Но сделали пентатонику популярной именно музыканты с Запада. Со временем ее начали использовать в ритм-энд-блюзе и хард-роке. Многие гитарные виртуозы не мыслят свою игру без данного приема.

    Структура гаммы

    Пентатоника образуется аналогично любой другой гамме. Необходимо поставить ноты в один ряд по принципу минора или мажора. Только отличие в том, что из данной конструкции нужно убрать две ноты (или две ступени).

    • В миноре – это четвертая и седьмая ступень.
    • В мажоре – вторая и шестая.

    Каким образом играть

    Пентатонические ноты извлекают одну за другой. В результате у гитариста получается музыкальная фраза, которая вписывается в ритм той или иной композиции.

    Поочередность нот, которые расположены в пределах четырех-пяти ладов на шести струнах, называется «боксом». Я советую выучить каждый бокс. Так вы сможете без проблем ориентироваться на грифе и отдавать себе отчет, на какой лад перейти и в какое время.

    Конечно же, заниматься надо под метроном. Смотрите, как вы извлекаете ноты – каждый звук должен быть чистым и без дребезжания. Советую начать с какой-нибудь одной гаммы, например, ля-минор. В основном, она знакома многим начинающим гитаристам.

    Позиции на грифе

    Пентатонику разучивайте по боксам, как и другие гаммы. Существует пять позиций. Затем идет их повтор, но уже на октаву выше. Следует отметить, что для пентатоники работает система параллельных тональностей. Это говорит о том, что для пятиступенной гаммы ля-минор подойдут боксы пентатоники до-мажор. С остальными тональностями аналогично.

    Пентатоника ля-минор на грифе гитары в пяти позициях (красной точкой обозначена тоника)

    Блюзовая пентатоника

    А если хотите играть блюз, вам не обойтись без знания блюзовой пентатоники. По сути, это обычная пятиступенная гамма, но с добавлением пониженной пятой ступени (хроматизма). Благодаря добавлению данной ноты музыка приобретает особый блюзовый оттенок, который нельзя спутать ни с чем.

    В блюзовой пентатонике добавляется хроматическая нота

    Чтобы свободно импровизировать на гитаре, необходимо:

    • запомнить все боксы как обычной, так и блюзовой пентатоники и расположить их визуально на грифе инструмента;
    • петь название всех нот пентатоники, чтобы лучше овладеть ими и без труда ориентироваться во время импровизации;
    • играть под инструментальное сопровождение в удобной тональности, а затем переходить на другие.

    Аппликатура

    Запомните, что при игре боксов на каждом ладу должен находиться определенный палец. Так играют грамотные гитаристы. К тому же, вы не запутаетесь во время импровизации и разовьете технику игры. В дальнейшем такой метод позволит увеличивать скорость пассажей.

    Когда играете пентатонику, соблюдайте очередность пальцев

    Пентатоника является неотъемлемой частью музыкального багажа каждого гитариста.

    Если хотите повысить свой исполнительский уровень и уйти от переигрывания простых дворовых песен, выучите все боксы пятиступенной гамы. Они позволят вам импровизировать. А если вы хотите стать лидирующим гитаристом (играть соло), пентатонику нужно знать обязательно.

    Как видите, аппликатура у всех боксов одинаковая. Для того, чтобы правильно импровизировать, нужно лишь знать тональность композиции. Запомните расположение нот на грифе гитары. Все просто:

    • Если нужно обыграть аккорд ля-минор, начните обыгрывать его с пятого лада шестой струны. Это и есть тоника – нота ля.
    • Если, например, необходимо обыграть аккорд соль-минор, переместите пальцы на два лада ниже по грифу – третий лад и есть нота соль.

    Аналогично поступайте со всеми аккордами. И, конечно, не останавливайтесь лишь на одном боксе, иначе ваша импровизация будет довольно однообразной. Используйте все пять позиций.

    О пентатонике в видео:

    Источник

    Что такое пентатоника на гитаре и как ее играть?

    включайся в дискуссию

    Поделись с друзьями

    Начинающие инструменталисты, которые занимаются музыкой серьёзно (в учебных музыкальных заведениях или у грамотных частных преподавателей) и изучают все сопутствующие дисциплины, прилагающиеся к основному курсу, практически с первых теоретических уроков узнают, что существуют 2 вида гамм: мажорные и минорные. А содержит каждая из гамм 7 последовательных по высоте звуков. Например, в однооктавной гамме До-мажор звуки выстроены в такой последовательности: До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си, а затем снова начинается такая же последовательность звуков, но уже в другой октаве, более высокой. То же самое происходит и в ля-минорной гамме: Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля. Однако на этапах изучения музыкальной грамоты и элементарной теории музыки учащимся не дают никакой информации о таком виде гамм, как пентатоника. Именно о ней и ведётся разговор в этой статье.

    Что это такое и для чего нужна?

    Пентатоническая гамма состоит из звуков того же классического минорного или мажорного лада, но 2 ступени звукоряда, создающие в диатонической гамме интервал в полутон (и не входящие в основное трезвучие), из пентатонической последовательности исключаются.

    В ля-минорной гамме, таким образом, не входят в пентатонику чистые звуки Си и Фа. Эти же звуки отсутствуют и в пентатонической последовательности, построенной на основе До-мажора.

    Неизвестно точно, кто из музыкантов и когда начал первым использовать такой лад для сочинения новой музыки, импровизаций или для фантазий на тему уже имеющихся произведений. Сейчас пентатонику не играет лишь только барабанщик, так как он не может извлечь музыкальные звуки — только перкуссийные (шумовые, без определённой высоты). Но большинство музыкальных исследователей всё-таки склоняются к мнению, что пентатонический звукоряд – это, скорее всего, гитарная «фишка», изобретённая гитаристами блюза, так как блюз сам по себе построен именно на пентатонических импровизациях и мелодиях. Такой уменьшенный лад больше всего удобен для игры на гитаре – он позволяет придумывать, можно сказать, на ходу всё новые и новые сольные партии и многозвучия. Именно для этого и нужна пентатоника на гитаре: для удобных импровизаций, красивых соло и необычных аккордов.

    Как строится?

    Как и в случае с классическими гаммами, пентатонические бывают 2 ладовых видов: мажорные и минорные. А строятся пентатонические гаммы на основе соответствующих диатонических последовательностей музыкальных звуков. Удобнее всего это рассматривать на примере До-мажора и параллельного ему ля-минора.

    Для лучшего понимания рассмотрим сначала классические последовательности звуков: в мажоре – от ноты До, в миноре – от ноты Ля.

    В гамме До-мажор между III и IV ступенями (ноты Ми и Фа), а также между VII и I ступенями (ноты Си и До) высотные звуковые интервалы составляют полутон. В гамме ля-минор звуки те же самые, что и у До-мажора, но они расположены в другом порядке (начинаются с ноты Ля). Поэтому, конечно, интервалы в полутон сохраняются между теми же парами звуков (Ми-Фа и Си-До), но только теперь они имеют совсем иные номера ступеней:

    • ноты Ми и Фа являются V и VI ступенями соответственно;
    • ноты Си и До – II и III ступенями соответственно.

    В пентатонике полутонов между соседними звуками нет (они ликвидированы путём исключения 2 ступеней). Этими ступенями являются (как только что мы выяснили):

    • в мажорной пентатонике – IV и VII ступени;
    • в минорной пентатонике – II и VI ступени.

    Естественно, из двух пар звуков в каждом ладу убрали те, которые не входят в тонические трезвучия (главные аккорды лада). В нашем примере (параллельные гаммы До-мажор и ля-минор) убрали звуки Фа и Си. Поэтому пентатонические До-мажорная и ля-минорная последовательности выглядят следующим образом.

    На изображении отмечены убранные из классических гамм ступени в До-мажоре и ля-миноре (перечеркнутые звуки), а то, что осталось, как раз и является пентатонической последовательностью данных ладов.

    По этой схеме можно составить и сыграть пентатонику в любом необходимом мажорном или минорном ладе, убрав из него ненужные звуки по соответствующим номерам ступеней.

    Боксы

    Гитаристами для удобства игры и импровизирования разработаны так называемые пентатонические боксы, представляющие собой последовательность звуков той или иной пентатоники, не выходящих за пределы 4 или 5 ладов, на всех 6 струнах гитары. Эти боксы часто представляют в учебных материалах графически: на схематическом изображении грифа гитары с ладами и струнами. Места прижатия струн на таких схемах обозначаются кружочками, иногда разноцветными, чтобы выделить тонический звук или вспомогательные ноты, используемые в импровизации.

    Существует 5 позиций аппликатуры пентатоники. Ниже приведены графические схемы этих позиций. На схемах цветными кружочками обозначен тонический звук. В данном случае рассматривается минорная пентатоника от звука G (Соль).

    Следует отметить, что пентатонические боксы подчиняются известной системе аккордов под названием CAGED, то есть, передвигая по грифу гитары ту или иную аппликатуру пентатонического бокса, получают другую тональность.

    Например, бокс любой позиции выше обозначенной соль-минорной пентатоники легко перевести в ля-минор: для этого нужно либо всю аппликатуру, либо часть её от тонического звука передвинуть вправо по грифу на 2 лада (повысить на 1 тон).

    Вторая особенность боксов — для них действителен принцип параллельности тональностей. Это значит, что пентатонический ряд звуков любого бокса ля-минора справедлив и для параллельного ему мажора. Другими словами, аппликатура бокса пентатонического ля-минора полностью подходит и для проигрывания пентатоники До-мажора. Это же правило распространяется и для всех других параллельных пар мажор-минор.

    Кроме того, есть понятие блюзовая пентатоника, для которой характерно присутствие на основе минорной пентатонической последовательности одного либо нескольких так называемых блюзовых нот.

    В ля-минорной аппликатуре обычно таковой является нота Ми-бемоль (пониженная квинта). Получается, что появляется шестой звук.

    Как правильно играть?

    Для начинающих гитаристов будет полезно узнать, как правильно играть пентатонику. Приведём несколько советов от профессионалов.

    • В первую очередь нужно изучить все 5 позиций пентатонических аппликатур. Это поможет быстрее запомнить расположение нот на грифе гитары, а также развить свой слуховой аппарат. Рекомендуется также пропевать играемые ноты вслух.
    • Учиться играть лучше начинать с ля-минорной пентатоники. Перед собой нужно иметь либо схему бокса, либо ноты, либо табы, чтобы не ошибаться.
    • Пентатоника играется так: начинать следует с первого звука на шестой струне и последовательно двигаться до последней ноты на первой струне в восходящем движении. При этом строго соблюдается указанная аппликатура. Пальцы менять нельзя. Далее необходимо, не прерывая игру, нисходящим движением возвратиться назад к исходному звуку на шестой струне.
    • Если игра производится на электрогитаре медиатором, то нужно играть переменным штрихом: первый звук — удар вниз, второй – снизу вверх и так далее, меняя направление удара медиатора с каждым звуком.
    • На классической гитаре обычно гаммы исполняются 2 пальцами поочередно. Но будет лучше, чтобы вариантов было несколько, например: i-m, m-a, m-i, a-m. Пусть все пальцы развиваются одинаково.

    На бас-гитаре следует играть пентатонику по своим схемам (тоже в 5 позициях), представленным на изображениях ниже. Возможно, потребуется продолжение звукоряда, если гитара будет иметь не стандартные 4 струны, а 5 или даже 6 струн. На бас-гитаре нужно тренироваться играть гаммы и пальцами, и медиатором.

    Источник

    Оцените статью