Пентатоника с блюзовыми нотами

Блюзовая пентатоника

Автор: Mr.Falstaff · Опубликовано 01.08.2015 · Обновлено 06.07.2019

В предыдущей статье об импровизации на гитаре вы познакомились с основой импровизации и открыли для себя гамму «пентатоника». Сегодня я расскажу вам о том, как обогатить её и придать ей блюзового звучания, тем самым разнообразить вашу игру.

Блюзовая пентатоника

Блюзовая пентатоника — это звукоряд минорной пентатоники с добавлением пятой пониженной ступени (хроматической ). Другими словами блюзовая пентатоника, строится на основе обычной пентатоники, но при этом добавляется хроматизм, который и придаёт ей блюзовою окраску.

Пять позиций блюзовой минорной пентатоники

Блюзовая пентатоника строится по следующему шаблону тонов и полутонов:

1/5 тона, тон, полутон, полутон, 1/5 тона, тон

В тональности Ля-минор ноты записываются следующим образом:

Ля, До, Ре, Ре#, Ми, Соль

Чёрные точки в каждой позиции — это тоника, то есть главная ступень гаммы. Чёрно-белые точки — это та самая пятая пониженная ступень (хроматизм). Белые — все прочие ноты в тональности.

Советы

  • Овладейте каждый боксом блюзовой пентатоники и расположите их визуально на грифе гитары. Если вы знаете все пять позиций минорной пентатоники, то вам остаётся только добавить к каждой позиции тот самый хроматизм.
  • Пойте название всех нот пентатоники, что поможет вам запомнить их и лучше ориентироваться на грифе.
  • Играйте под инструментальное сопровождение в удобной для вас тональности. Этот подход поможет вам быстрее освоить все пять позиций и даст вам то, для чего вы и учитесь играть на гитаре.

Пополняйте ваш багаж ликами и фразами. См. музыкальные идеи.

Источник

Уроки импровизации — Трансформация блюзовой гаммы

Блюз один из неиссякаемых источников вдохновения для музыкантов всех направлений. Одной из причин этого является невероятная гибкость блюзовых модусов.

Первое, что учится играть джазмен или блюзмен – это минорная пентатоника (хотя это и не совсем верное название, мы его будем применять для различий двух основных видов пентатоники).

Пентатоника – наиболее распространённый лад во множестве культур и наверное один из самых древних.

Она входит в группу т.н. ангемитонных ладов, что означает отсутствие полутонов.

Еще одно из распространённых определений пентатоники – лад, ноты которого можно расположить по чистым квинтам. Поэтому кроме отсутствия полутонов для пентатоники характерно отсутствие тритонов.

Если сравнивать с известными всем ладами мажора и минора, то в мажорной пентатонике пропущены 4 и 7 ступени, а в минорной 2 и 6.

Однако пентатоника, сама по себе, не имеет блюзового звучания.

Для блюза характерно альтерированное звучание и совмещение повышенной и пониженной ступени в одном ладу. Это следствие того, что в архаичном блюзе повсеместно встречались четвертьтоновые ноты, и для имитации этих нот пианисты использовали звучание двух соседних ступеней в трелях, что позже сформировало типичные блюзовые ходы.

В примере 1 Вы видите минорную мажорную пентатоники, следующая за ними минорная блюзовая с пониженной 5 ступенью, наверное, самая популярная гамма в мире. Она имеет характерное блюзовое звучание и одинаково хорошо звучит, как на минорную гармонию, так и на мажорную.
Следующий лад — это мажорная блюзовая с пониженной третьей.

Этот лад имеет характерное кантри звучание. Однако важной особенностью лада является то, что это, по сути, обращение минорной блюзовой пентатоники F# и нотный состав у них идентичный (однако разный ступеневый).
Это 4 основных пентатонических звукоряда в блюзе.
Основой диатоники блюза является миксолидийский лад, поскольку он лучше всего подходит для обыгрывания доминантовых септаккордов.

Ну и конечно не забудем про эолийский лад, поскольку он содержит #7 ступень, которая незаменима при создание тяготений и напряжения.

Теперь начинается самое веселое:) Начинаем мешать эти лады.

Как пример я написал гибридный лад: он совмещает в себе минорную и мажорную пентатоники, а также миксолидийский и эолийский.

Лады такого типа называются МИКСОДИАТОНИЧЕСКИМИ (от Mix смешивать).

Как Вы видите это практически хроматическая гамма без 2b и 6b.

Давайте найдем применение и этим ступеням.

2b= 9b, что позволяет добавить нам ее в уже смешанный звукоряд (обозначен как хроматика без 6).

И последний штрих.

6 степень с первого взгляда плохо вписывается в этот лад, поскольку не содержится ни в одном аккорде. Однако если позаимствовать джазовый принцип альтерации мы можем использовать ее как 5#, и тогда наш лад превращается в блюзовую хроматику (блюзовую потому что функции ступеней блюзовые, в джазе они несколько отличаются)

Таким путем мы от пентатоники пришли к хроматике.

Конечно очень большую роль здесь будет играть правильно использование нот и умение использовать ступени.

Послушайте примеры блюзовых хроматических фраз.

Источник

Блюзовые гаммы на гитаре — инструкция для начинающих

Многие начинающие гитаристы узнают о пентатонике. Этим они открывают вход в мир рок-произведений и многих других песен, которые строятся на этом звукоряде. По мере изучения музыкант расширяет свой кругозор, продвигается до блюзовой гаммы для гитары. Она – давний сосед пентатонической, но звуков в ней на одну ноту больше. В этом и состоит отличие, которое добавляет новую краску в звучание.

Для чего вам стоит выучить позиции блюзовых гамм

Многие культовые сольные партии на гитаре замешаны именно на этом приеме. Для того чтобы не заучивать каждое соло «с нуля», необходимо набрать багаж из ликов и фраз. Большинство из них повторяются в той или иной мере.

Кроме того, это поможет выучить ноты и лучше видеть гриф. Когда вы заучите эти позиции, произведения в других жанрах также будут даваться легче.

Любые гаммы используются не только в виде выученных табулатур. Ими можно украшать собственные сочинения. Умение импровизировать поможет взаимодействовать с другими музыкантами. Порой приходится отходить от оригинальной тональности, добавлять в трек что-то своё. Чтобы не затеряться в музыкальном многообразии, заучите сам принцип построения.

Блюзовые гаммы. Теория простыми словами

Прежде чем перейти к практике, разберем азы теории. Зная правила построения различных музыкальных фраз, вы сможете гораздо легче осваивать новый материал.

Как строится блюзовая гамма

Для понимания необходимо сначала ознакомиться с пентатоникой. Различие в одной ноте, обозначения такие:

Минор

Рассмотрим такую схему.

М3 – Б2 – М2 – М2 — М3

Если отстроить в Ми миноре, получим:

  1. От «ми» – полтора тона – открытая 6 – 3 лад на шестой («соль») – например, безымянным;
  2. От g – 1 тон («ля» — открытая 5);
  3. От a – 0,5 тона – («a#» — 1 лад пятой) – указательным;
  4. От a# – 0.5 – («h» — 2 лад пятой) – средним;
  5. От H – 1,5 – («d» — открытая четвертая).

Мажор

Здесь последовательность будет иметь такой вид.

Б2 – М2 – М2 – М3 – Б2

Играем следующим образом:

  1. От ми (открытая 6) – 1 тон – фа# (2 лад шестой струны) – указательным;
  2. От f# – 0,5 – соль (3 лад той же струны) – средним;
  3. От g – 0,5 – соль # (4 лад и снова на шестой) – безымянным;
  4. От g# – 1,5 – си (2 лад пятой) – указательным;
  5. От h – 1 т. – C# (4 лад пятой) – безымянным.

Отличие минорного и мажорного вида. Параллельные гаммы

Как и в других комбинациях, построение интервалов и создает отличительные звуковые особенности. Для «параллельных» гамм действуют те же правила, что и для натуральных. В качестве примера возьмём популярные a-moll и C-Dur:

A – C – D – D# — E – g

C – D – Eb – E ♮– G – A

Знание параллельных тональностей помогает сориентироваться во время импровизаций, а также на грифе. Например, чтобы из C-Dur перейти в a-moll, не обязательно учить их обе. Достаточно отложить вниз М3 (C – 1,5 – получится как раз «a»). Их аппликатура одинакова. Поэтому при переходе даже не придётся менять пальцы.

Дополнительная нота, которая создает блюзовый мотив

Этот звук значительно дополняет вашу импровизацию. Вы сможете раскрыть новые грани музыки, добавлять краску в разучиваемые произведения.

Для минорный комбинаций следует обратить внимание на промежуток между ступенью 3 и 4. Мы понижаем 4 – это будет та самая блюзовая нота.

В мажорных смотрим на 2 и 3 струны. При понижении 3 получаем то, что требуется.

Смотрите в видео: Одна нота, которая сделает ваши соло по-настоящему блюзовыми (блюзовая Нота) — уроки игры на гитаре.

Аппликатуры и обозначения

С некоторыми из них вы уже встречались на страницах других наших разборов. Например, нумерация пальцев.

Левая рука (они прописаны в кружках):

  • 1 – указательный;
  • 2 – средний;
  • 3 – безымянный;
  • 4 – мизинец.

Другие условные обозначения:

  • красный шарик – все ноты, которые играются в приведенной комбинации;
  • зелёный – блюзовая нота;
  • чёрные – тоники (мы с них начинаем, в них же приходим).

A (ля) минор блюзовая гамма – 6 позиций

Возьмем одну из самых простых гамм для примера. Хорошо будет, если вы не просто вызубрите эти схемы, но и поймете общий принцип их составления. Для этого нужно сначала познакомиться с натуральной гаммой. Затем убрать из неё некоторые ноты, превратив её в пентатоническую. Теперь с помощью рисунка можем пользоваться блюзовой.

Источник

Блюзовый лад

Уникальное явление ладовой системы современной музыки, которое повлияло на развитие таких жанров, как джаз, рок, фанк, метал и, конечно же, современная поп-музыка. Именно так можно описать блюзовый лад.

О нем можно говорить много и рассматривать с разных сторон. Американские музыковеды посвящают диссертации исследованию феномена блюзового лада и структуры блюзовой мелодики. Мы же в этой статье попробуем провести ликбез и рассмотреть тот минимум, который нужно знать современному музыканту для понимания структуру блюзового лада.

Что такое блюзовый лад и какие в нем ноты/ступени?

Первая проблема, с которой сталкивается музыкант это само строение блюзового лада. И проблема состоит в том, что нет какого-то одного блюзового лада, а есть различные варианты блюзовых ладов, которые имеют один общий корень/принцип, который является фундаментальным.

Это принцип блюзовых ступеней или блюзовых нот.

Давайте попробуем разобраться с тем, что такое blue notes, как их называют в Америке.

Как известно, блюз это музыка, которая возникла в Америке на основе традиций африканской музыки. В Африканской музыке, как и в музыке большинства народов не было никакого понятия о темперации, соответственно их слух по умолчанию был настроен на восприятие более мелкого деления целого тона (не на полтона, а на ¼, 1/3 и тд).

Можно предположить, что понижение ступеней в африканском звукоряде было своеобразным способом получения более печальных мелодий.

Попав в музыкальную культуру с темперированным строем африканцы начали накладывать свои грустные мелодии на темперированную гармонию. Соответственно, так как они не знали, что в мажорном трезвучии терция большая, а квинта чистая, то по привычке продолжали петь их в привычном им строе.

Слух же европейского человека услышал в этом наложение пониженных ступеней, на мажорную гармонию. И так как в нотной записи ¼ тонов нет, то записывать ступени в блюзе стали на полтона ниже, тем более инструментов для исполнения четвертьтонов не было, а самый просто способ получить блюзовое звучание на фортепиано это сыграть 3b ступень, на мажорное трезвучие.

Так и появилось понятие блюзовых тонов.

Если проанализировать мажорную гамму, которая очевидно была навязана африканцам, как стандарт, то легко заметить, что понижать в ней можно 2, 3, 5, 6, 7 ступени.

Но здесь нужно вспомнить, что в африканской культуре мажорной гаммы нет и африканцы по привычке продолжали мыслить пентатоникой, которая является основной музыки практически всех культур.

Теперь идем дальше

Наложение концепции пентатоники и блюзовых ступеней на кальку мажорного лада дает нам следующую схему:


Пентатоника в самом популярном виде

Пример фразы из соло Joe Farrell в чистой пентатонике (Db/Bbm)


Мажорная гамма
Наложение пентатоники на мажорную гамму с понижением на 1/4 тона 3, 5 и 7 ступеней:

Похожая концепцию излагается здесь Oliver, Paul. «That Certain Feeling: Blues and Jazz… in 1890?» p.13, Popular Music, Vol. 10, No. 1, The 1890s. (Jan., 1991), pp. 11-19. Cites Rudi Blesh

Получили блюзовую гептатонику – своеобразный прообраз блюзового лада.

Так как африканская душа очевидно стремилась сохранить пентатоническое звучание в таком гибриде африканской и европеской гаммы, то было проделано следующее – расстояние в увеличенную секунду между 5b и 6 было ликвидировано путем отсечения 6 ступени, как нарушающей пентатоническое звучание, а вместо нее была добавлена натуральная 5 ступень, вторая ступень так же была пропущена для приведения пентатоники к первичному виду.

В итоге появилась блюзовая гексатоника или, как ее неверно называют, блюзовая пентатоника. Пониженные ступени сделали просто бемольными:

Это один из самых популярных вариантов блюзовой гаммы, который будет звучать по блюзовому только при использовании ¼ понижения 3, 5 и иногда 7 ступени. Именно такой эффект создают микробенды на гитаре и духовых инструментах и его имитируют пианисты с помощью форшлагов.

Дальнеший процесс развития блюзового лада шел по пути внедрения блюзовых ступеней и ходов в привычные для европейцев лады.

Основой этого стало полутоновое разрешение блюзовых нот и понижение все тех же 3, 5,7 ступеней.

Как мы видим, блюзовая гекстоника имеет минорное наклонение. Но гармония блюза при этом мажорна, наложение блюзового лада на блюз гармонию создает своеобразный полимодальный эффект.

Для более мажорного звучания используется разрешение 3b в 3, а иногда и 7b в 7. Так получается 9 нотный блюзовый лад:

Если привести этот лад к пентатоническому виду, то получим такую структуру:

Такой лад условно можно назвать мажорной блюзовой пентатоникой.

Таким образом, мы видим, что есть 2 вида блюзовой гекстатоники, а также несколько видов 7,8,9 ступенных ладов.

Главная особенность формирования блюзового лада основана на его фрагментированности, то есть лад возникает, не как цельная 6, 7, 8, 9, 10 нотная структура, а как набор секвенцированных ячеек:

То есть, простые 3-4 нотные попевки, будучи секвенцированными дают структуры вплоть до 11 нот. Пример скоростного пассажа из песни 6: 00 Dream Theater. Здесь использованы 2 хроматические ячейки в блюзовой пентатоник

Особняком стоит минорный лад, так как он не типичен для блюза, то его использование более характерно в рок-музыке. По сути, структура ячеек не меняется, за исключением 3 ступени, которая остается в одном виде, остальные ходы вполне типичны для минора. Получаем такой 9 нотный лад:

Пример лика из Whole lotta love Led Zeppeling с использованием дорийского с блюзовыми нотами:

Завершающий лик в это соло использует уже мажорный лад в качестве основы с характерным заострением интонации 3b — 3.

Еще один пример фразы в блюзовой октатонике 1 3b 3 4 5b 5 6# 7 — SRV Lenny:

Еще один пример хроматизации блюзового лада Blues Etude Оскара Питерсона:

Исходя из вышесказанного легко сделать следующие выводы:

  1. Основа блюза это блюзовые ступени, которые можно внедрять в любые лады, превращая их в блюзовые (как вам идея создать фригийский блюзовый?)
  2. Для блюза, в целом, важен не набор нот внутри лада, так как структура лада может варьироваться, а архитипичные интонации, которые в виде ячеек могут образовывать, в некоторых случаях, и полную хроматику
  3. Неполное понижение ступеней очень важно для создания блюзового звучания
  4. Не существует одного блюзового лада
  5. Для блюза важно наложение на мажорную гармонию, если же гармония минорная, то имитируются мажорное звучание, за счет мажорно субдоминанты и септаккорда на 6 ступени (F7 в ля минор и ход F9 – E9)

Chord Scale Theory

Что даст вам данный курс?

Фундаментальное понимание ладов и их роли в современной музыке

Вы детально проработает и поймете все важнейшие лады современной музыки в контексте гармонии

Вы научитесь применять лады в вашем творчестве: импровизации, композиции, сограйтинге, аранжировке

Источник

Читайте также:  Как быть с новой гитарой после покупки
Оцените статью