- Пентатоника
- Пентатоники во всех тональностях фортепиано
- Пентатоника.
- Пентатоника — Pentatonic scale
- СОДЕРЖАНИЕ
- Гемитонический и ангемитонический
- Мажорная пентатоника
- Минорная пентатоника
- Японская шкала
- Пентатонические гаммы, найденные при нажатии клавиш C, D, E, G и A
- Пифагорейский тюнинг
- Использование пентатонических гамм
- В классической музыке
- Индийские раги
- Дальнейшие музыкальные традиции пентатоники
- Яванский
- Эфиопский
- Шотландский
- Андский
- Другой
- Роль в образовании
Пентатоника
Сама по себе пентатоника представляет собой мелодичный ряд, состоящий из пяти звуков (это исходит даже и из названия).
К примеру в мажорная пентатоника (составляется из 1 2 3 5 6 ступени гаммы) строится по принципу: ТОН-ТОН-1.5 ТОНА-ТОН-1.5ТОНА, а минорная ( состоит из 1 3 4 5 7 ступени) строится по принципу 1.5ТОНА-ТОН-ТОН-1.5ТОНА-ТОН
Минорная пентатоника от До имеет ноты — До, Ре#, Фа, Соль, Ля#, До
Мажорная пентатоника от До имеет ноты- До, Ре, Ми, Соль, Ля, До
Последний звук ДО — имеет отношение к началу следущей пентатоники, по сути нас интересуют только первые пять нот.
Очень часто в рок-музыке для гитарных соло использовует минорная пентатоника. Приведем её аппликатуры:
Кружочками указаны места зажатия пальцами левой руки. Эти аппликатуры приведены для пентатоники До мажор, следовательно если вы хотите сыграть любую другую пентатонику — нужно всего лишь сдвинуть эти кружочки на нужный лад. Разберем среднюю (вторую) картинку. Посмотрите на расположение нот на грифе. До начинается на 8-м ладу шестой струны, далее 6 лад пятая струна — Ре_диез, на 8-м ладу пятой струны Фа, на 5-м ладу 4-ой струны Соль, на 8-м ладу 4-ой струны Ля#.
Синими кружочками начинается вторая пентатоника, но уже на «тонких» струнах.
Так вот, если мы захотим сыграть пентатонику от ноты РЕ, то необходимо всего лишь этот рисунок играть начиная с 10-ого лада (то есть сдвинуть кружочки на два лада правее).
Источник
Пентатоники во всех тональностях фортепиано
Помимо семиступенных звуковых рядов, довольно широко распространены пятиступенные ряды. О них и пойдёт речь в данной статье.
Пентатоника
Пентатоникой называют лад, состоящий из 5 нот, находящихся в пределах одной октавы. Существует 4 вида пентатоник:
- Бесполутоновая пентатоника. Это основной вид и, если не оговорено иное, то имеется ввиду именно этот вид пентатоник. Звуки этого вида пентатоники могут быть расположены по чистым квинтам. Между соседними ступенями данного звукоряда возможны только 2 вида интервалов: большая секунда и малая терция. В связи с отсутствием малых секунд, пентатоника не содержит сильных ладовых тяготений, в результате чего отсутствует тональный центр лада — функции главного тона может выполнить любая нота пентатоники. Бесполутоновая пентатоника сильно распространена в народной музыке стран бывшего СССР, в рок-поп-блюз музыке европейских стран.
- Полутоновая пентатоника. Данный вид распространён среди стран Востока. Вот пример полутоновой пентатоники: e-f-g-g#-a#. Интервалы e-f и g-g# представляют собой малые секунды (полутоны). Или другой пример: h-c-e-f-g. Интервалы h-c и e-f являются малыми секундами (полутонами).
- Смешанная пентатоника. В этой пентатонике объединены свойства предыдущих двух пентатоник.
- Темперированная пентатоника. Представляет собой индонезийский звукоряд слендро, в котором нет ни тонов, ни полутонов.
Далее речь идёт о бесполутоновой пентатонике.
На клавиатуре фортепиано чёрные клавиши в любом порядке (слева направо, либо справа налево) в пределах одной октавы образуют звукоряд пентатоники. Исходя из этого видно, что пентатоника содержит следующие интервалы:
- Вариант1. Одна малая терция и три больших секунды (забегая вперёд: напоминает мажор).
- Вариант 2. Две малые терции и две большие секунды (забегая вперёд: напоминает минор).
Повторимся, что рассматриваемый звукоряд не содержит малых секунд, что исключает ярко выраженные тяготения неустойчивых звуков. Также пентатоника не содержит тритона.
Довольно широко распространены следующие два вида пентатоник:
Мажорная пентатоника
Честно говоря, «мажорная пентатоника» — определение неверное. Поэтому уточним: имеется в виду пентатоника, которая на I ступени содержит мажорное трезвучие, состоящие из звуков пентатоники. Поэтому она напоминает мажор. В сравнении с натуральным мажором, в данном виде пентатоники отсутствуют IV и VII ступени:
Рисунок 1. Мажорная пентатоника
Последовательность интервалов от I ступени до последней следующая: б.2, б.2, м.3, б.2.
Минорная пентатоника
Так же, как и в случае с мажорной, речь идёт о пентатонике, содержащей на I ступени теперь уже минорное трезвучие. В сравнении с натуральным минором отсутствуют II и VI ступени:
Рисунок 2. Минорная пентатоника
Последовательность интервалов от I ступени до последней следующая: м.3, б2, б.2, м.3.
Флэшка
В заключении статьи предлагаем вам программу (ваш браузер должен поддерживать flash). Двигайте курсор мышки над клавишами фортепиано и вы увидите мажорную (красным цветом) и минорную (синим цветом) пентатоники, построенные от выбранной вами ноты:
Итоги
Вы познакомились с пентатоникой. Звукоряд этого типа очень широко распространён в современной рок-поп-блюз музыке.
Источник
Пентатоника.
Пентатоника — звукоряд, состоящий из 5 нот, вместо привычных нам 7.
whiskas (Saturday, 02 January 2021 18:51)
А о диатонике доходчиво расскажите пожалуйста.
Александр (Saturday, 07 December 2019 14:18)
Многие гитаристы=самопальщики на ютубе предлагают для импровизации играть пентатонику. Действительно, в ней проще импровизировать. Практически, как не играй, все в лад будет.
Мой товарищ из США, у него потрясающий абсолютный слух, мы вместе учились в музыкальной школе по классу гитары, назвал пентатонику китайской музыкой. В США он играл в чикагском джазовом оркестре, но, потом перешел работать инженером. Сказал, что инженером он намного больше зарабатывает.
Источник
Пентатоника — Pentatonic scale
Пентатоника является музыкальная шкала с пятью нотами в октаве , в отличие от heptatonic шкалы , которая имеет семь нот на октаву (таких , как крупный масштаб и незначительных масштабах ).
Пентатонические гаммы были независимо разработаны многими древними цивилизациями и до сих пор используются в различных музыкальных стилях. Есть два типа пентатонических гамм: с полутонами (полутонические) и без (ангемитонические).
СОДЕРЖАНИЕ
Гемитонический и ангемитонический
Музыковедение обычно классифицирует пентатонические гаммы как полутонические или ангемитонические . Гемитонические гаммы содержат один или несколько полутонов, а ангемитонические гаммы не содержат полутонов. (Например, в японской музыке anhemitonic лет масштаб контрастирует с hemitonic в масштабе .) Hemitonic пентатонику также называют «ditonic весы», так как наибольший интервал в них является ditone (например, в шкале C-E- F – G – B – C, интервал между C – E и G – B). (Его не следует путать с идентичным термином, который также используют музыковеды для описания гаммы, состоящей только из двух нот.)
Мажорная пентатоника
Ангемитонические пентатонические гаммы могут быть построены разными способами. Мажорную пентатонику можно рассматривать как неполную мажорную гамму с промежутками. Однако пентатоника имеет уникальный характер и завершена по тональности. Одна конструкция берет пять последовательных веревок из пятого круга ; начиная с C, это C, G, D, A и E. Транспонирование высоты тона в одну октаву перестраивает высоту звука в мажорную пентатонику: C, D, E, G, A.
Другая конструкция работает в обратном направлении: она пропускает два шага из диатонической гаммы . Например, если бы кто-то начал с мажорной шкалы до, можно было бы опустить четвертую и седьмую ступени шкалы , F и B. Оставшиеся ноты составляют основную пентатонику: C, D, E, G и A. .
Если пропустить третью и седьмую ступени до мажорной гаммы, получатся ноты другой транспозиционно эквивалентной ангемитонической пентатоники: F, G, A, C, D. Если пропустить первую и четвертую ступени до мажорной шкалы, получится третья ангемитоническая пентатоника: G, A, B, D, E.
Черные клавиши на клавиатуре фортепиано составляют пентатонику соль-бемоль мажор (или, что эквивалентно, фа-диез мажор): соль-бемоль, ля-бемоль, си-бемоль, ре-бемоль и ми-бемоль, которые используются в Этюд « Черный ключ» Шопена .
Минорная пентатоника
Хотя различные гаммы полутонической пентатоники можно назвать минорными , этот термин чаще всего применяется к относительной минорной пентатонике, производной от мажорной пентатоники, с использованием гамм 1, 3, 4, 5 и 7 естественной минорной гаммы . (Ее также можно рассматривать как блюзовую гамму с гэпами .) Пентатоника до минор — это C, E-бемоль, F, G, B-бемоль. Пентатоника A минор, относительный минор пентатоники C, состоит из тех же тонов, что и пентатоника C мажор, начиная с A, давая A, C, D, E, G. Эта минорная пентатоника содержит все три тона трезвучия A минор.
Стандартная настройка гитары использует ноты пентатоники ми минор: EADGBE, что способствует ее частоте в популярной музыке.
Японская шкала
Японский режим основан на фригийском , но использует гамма-тоны 1, 2, 4, 5 и 6 вместо гамм-тонов 1, 3, 4, 5 и 7.
Пентатонические гаммы, найденные при нажатии клавиш C, D, E, G и A
Пять пентатонических гамм, которые можно найти при нажатии клавиш C, D, E, G и A:
Тоник | Имя (а) | По моде ( диатоническая гамма ) | Базовая шкала градусов (модификации) | Китайская пентатоника | Индийская пентатоника | На C | Тональности пентатоники до мажор | Черные клавиши (клавиши на большой пентатонике G ♭ ) | Коэффициенты (просто) | Белые транспозиции (клавиши пентатоники до мажор, фа мажор и соль мажор) |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 (С) | Мажорная пентатоника | Ионический режим | Большой гептатонический I-II-III-V-VI (опустить 4 7) | 宮 (гонг, C) режим | Рааг Бхупали | CDEGAC | CDEGAC | G ♭ -A ♭ -B ♭ -D ♭ -E ♭ -G ♭ | 24: 27: 30: 36: 40: 48 | CDEGAC FGACDF или G ABDEG |
2 (D) | Египетский, приостановлен | Дорийская мода | Натуральный минор I-II-IV-V-VII (опустить 3-6) | (Шанг, D) режим | Рааг Мег | CDFGB ♭ C | DEGACD | A ♭ -B ♭ -D ♭ -E ♭ -G ♭ -A ♭ | 24: 27: 32: 36: 42: 48 | DEGACD GACDFG или A BDEGA |
3 (E) | Блюз минор, Ман Гонг (慢 宮 調) | Фригийский лад | Натуральный минор I-III-IV-VI-VII (опустить 2 5) | 角 (цзюэ, E) режим | Рааг Малкаунс | CE ♭ FA ♭ B ♭ C | EGACDE | B ♭ -D ♭ -E ♭ -G ♭ -A ♭ -B ♭ | 15: 18: 20: 24: 27: 30 | EGACDE ACDFGA или B DEGAB |
5 (G) | Блюз мажор, Рицусен (律 旋), гамма лет | Миксолидийский режим | Большой гептатонический I-II-IV-V-VI (опустить 3 7) | 徵 (чжи, G) режим | Рааг Дурга | CDFGAC | GACDEG | D ♭ -E ♭ -G ♭ -A ♭ -B ♭ -D ♭ | 24: 27: 32: 36: 40: 48 | GACDEG CDFGAC или D EGABD |
6 (А) | Минорная пентатоника | Эолийский режим | Натуральный минор I-III-IV-V-VII (исключить 2-6) | 羽 (ю, А) режим | Рааг Дхани | CE ♭ FGB ♭ C | ACDEGA | E ♭ -G ♭ -A ♭ -B ♭ -D ♭ -E ♭ | 30: 36: 40: 45: 54: 60 | ACDEGA DFGACD или E GABDE |
(Второстепенная седьмая доля может быть 7: 4, 16: 9 или 9: 5; мажорная шестая может быть 27:16 или 5: 3. Оба параметра были выбраны для минимизации частей отношения.)
Рикер назначил основной пентатонической гамме режим I, а Гилкрист — режим III.
Пифагорейский тюнинг
Бен Джонстон дает следующую пифагорейскую настройку для минорной пентатоники:
Примечание | Сольфеджио | А | C | D | E | грамм | А | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Соотношение | 1 ⁄ 1 | 32 ⁄ 27 | 4 ⁄ 3 | 3 ⁄ 2 | 16 ⁄ 9 | 2 ⁄ 1 | |||||||
Естественный | 54 | 64 | 72 | 81 год | 96 | 108 | |||||||
Аудио | 1 ( помощь · информация ) | 3 ( помощь · информация ) | 4 ( помощь · информация ) | 5 ( помощь · информация ) | 7 ( помощь · информация ) | 8 ( помощь · информация ) | |||||||
Шаг | Имя | м3 | Т | Т | м3 | Т | |||||||
Соотношение | 32 ⁄ 27 | 9 ⁄ 8 | 9 ⁄ 8 | 32 ⁄ 27 | 9 ⁄ 8 |
Натуральные числа в этой таблице не являются буквенными рядами от A до G без диезов и бемолей: натуральные числа являются обратными терминам в гармоническом ряду (математика) , которые на практике кратны основной частоте . Это можно сделать, следуя принципу, который исторически дает пифагорейские диатонические и хроматические гаммы, складывая идеальные квинты с частотными пропорциями 3: 2 (C – G – D – A – E). Рассматривая ангемитонический звукоряд как подмножество диатонического звукоряда , он настроен следующим образом: 20: 24: 27: 30: 36 (A – C – D – E – G = 5 ⁄ 6 — 1 ⁄ 1 — 9 ⁄ 8 — 5 ⁄ 4 — 3 ⁄ 2 ). Присвоение точных частотных пропорций пентатоническим гаммам большинства культур проблематично, поскольку настройка может быть переменной.
Например, slendro anhemitonic масштаб и его режимы Явы и Бали , как говорят, подход, очень грубо, в равной степени уравновешенных пять-нотной шкалу, но их тюнинги резко изменяются от гамелана к гамелану.
Композитор Лу Харрисон был одним из самых последних сторонников и разработчиков новых пентатонических гамм, основанных на исторических моделях. Харрисон и Уильям Колвиг настроили гамелан гамелана Си Бетти на обертоны 16: 19: 21: 24: 28 ( 1 ⁄ 1 — 19 ⁄ 16 — 21 ⁄ 16 — 3 ⁄ 2 — 7 ⁄ 4 ). Они настроили гамелан Миллса так, чтобы интервалы между шагами шкалы составляли 8: 7 — 7: 6 — 9: 8 — 8: 7–7: 6 ( 1 ⁄ 1 — 8 ⁄ 7 — 4 ⁄ 3 — 3 ⁄ 2 — 12. ⁄ 7 — 2 ⁄ 1 = 42: 48: 56: 63: 72)
Использование пентатонических гамм
Пентатонические гаммы встречаются во многих музыкальных традициях:
- Перуанская чича камбия
- Индийская классическая музыка , традиции хиндустани и карнатика
- Народная музыка коренных народов Ассама
- Суданская арабская музыка
- Кельтская народная музыка
- Английская народная музыка
- Немецкая народная музыка
- Скандинавская народная музыка
- Венгерская народная музыка
- Хорватская народная музыка
- Берберская музыка
- Западноафриканская музыка
- Афро-американские спиричуэлы
- Музыка госпел
- Музыка мятлика
- Американская народная музыка
- Музыка Эфиопии
- Джаз
- Блюз
- Рок музыка
- Сами Джойк поет
- Детская песня
- Музыка Древней Греции
- Греческая традиционная музыка и полифонические песни из Эпира на северо-западе Греции
- Музыка южной Албании
- Народные песни народов Среднего Поволжья (таких как марийцы , чуваши и татары )
- Настройка эфиопского крара и индонезийского гамелана
- Филиппинский кулинтанг
- Музыка коренных американцев , особенно в высокогорьях Южной Америки (кечуа и аймара), а также среди североамериканских индейцев Тихоокеанского Северо-Запада
- Большая часть тюркской , монгольской и тунгусской музыки Сибири и азиатских степей написана в пентатонической гамме.
- Мелодии Китая , Кореи , Лаоса , Таиланда , Камбоджи , Малайзии , Японии и Вьетнама (в том числе народная музыка этих стран)
- Традиционная японская придворная музыка
- Сёмё пение
- Андская музыка
- Афро-карибская музыка
- Польские горцы из Татр
- Западные композиторы-импрессионисты, такие как французский композитор Клод Дебюсси .
В классической музыке
Примеры его использования: « Этюд соль-бемоль мажор» Шопена , соч. 10, вып. 5 , этюд «Черный ключ», в мажорной пентатонике.
Джакомо Пуччини использовал пентатонические гаммы в своих операх « Мадам Баттерфляй» и « Турандот» для имитации восточноазиатских музыкальных стилей. Пуччини также использовал полнотональные гаммы в первом, чтобы вызвать аналогичные идеи.
Индийские раги
В индийской классической музыке есть сотни раг, многие из которых являются пентатоническими. Примеры: Рааг Абхоги Канада (C, D, E-бемоль, F, A), Raag Bhupali (C, D, E, G, A), Raag Bairagi (C, D-бемоль, F, G, B-бемоль) , Рааг Чандракаунс (C, E-бемоль, F, A-бемоль, B), Raag Dhani (C, E-бемоль, F, G, B-бемоль), Raag Durga (C, D, F, G, A) , Рааг Гунакари (C, D-бемоль, F, G, A-бемоль), Raag Hamsadhwani (C, D, E, G, B), Raag Hindol (C, E, F #, A, B), Рааг Калавати ( C, E, G, A, B-бемоль), Рааг Катьяяни (C, D, E-бемоль, G, A-бемоль), Raag Malkauns (C, E-бемоль, F, A-бемоль, B-бемоль) , Raag Megh (С, D, F, G, В-квартира), Raag Shivaranjani (С, D, Е-бемоль, G, А), Raag Шуддха Sarang (С, D, F #, G, В), Raag Tilang (C, E, F, G, B), Raag Vibhas (C, D-flat, E, G, A-flat), Raag Vrindavani Sarang (C, D, F, G, B) и другие.
Дальнейшие музыкальные традиции пентатоники
Основная пентатоническая гамма — это основная гамма музыки Китая и музыки Монголии, а также многих музыкальных традиций Юго-Восточной Азии, таких как народ карен, а также коренные этнические группы Ассама. Пентатоническая шкала преобладает в большинстве восточных стран, в отличие от западных стран, где гептатоническая шкала используется чаще. Основные тона (без техник мери или кари ), воспроизводимые пятью отверстиями японской флейты сякухати, играют на минорной пентатонике. Шкала йо, используемая в японских буддийских песнопениях шомио и императорской придворной музыке гагаку, представляет собой ангемитоническую пентатонику, показанную ниже, которая является четвертой формой основной пентатонической гаммы.
Яванский
В яванской музыке гамелана шкала слендро состоит из пяти тонов, из которых четыре подчеркнуты в классической музыке. Другая гамма, пелог , имеет семь тонов и обычно играется с использованием одного из трех пятитональных подмножеств, известных как патет , в котором одни ноты избегаются, а другие подчеркиваются.
Эфиопский
В эфиопской музыке используется особая модальная система — пентатоника с характерными длинными интервалами между некоторыми нотами. Как и во многих других аспектах эфиопской культуры и традиций, вкусы в музыке и текстах тесно связаны с вкусами соседних Эритреи , Сомали , Джибути и Судана .
Шотландский
В шотландской музыке очень распространена пентатоника. Сеумас Макнейл предполагает, что гамма волынки Great Highland с ее увеличенной четвертой и уменьшенной седьмой является «устройством для создания как можно большего количества пентатонических гамм из ее девяти нот» (хотя эти две функции находятся в разных масштабах). Родерик Кэннон более подробно объясняет эти пентатонические гаммы и их использование как в Piobaireachd, так и в легкой музыке. Он также присутствует в традиционной ирландской музыке , чисто или почти так. Минорная пентатоника используется в народной музыке Аппалачей . В музыке черноногих чаще всего используются ангемитонические, тетратонические или пентатонические гаммы.
Андский
В музыке Анд пентатоника используется в основном минорном, иногда мажорном и редко в масштабе. В самых древних жанрах андской музыки, исполняемой без струнных инструментов (только с духовыми и ударными ), пентатоническая мелодия часто сопровождается параллельными квинтами и четвертями , поэтому формально эта музыка является гексатонической. Послушайте пример:
В джазовой музыке обычно используются как мажорная, так и минорная пентатоника. Пентатонические гаммы полезны для импровизаторов в контексте современного джаза, поп и рока, потому что они хорошо работают с несколькими диатоническими аккордами одной и той же тональности, часто лучше, чем родительская гамма. Например, гамма блюза в основном происходит от гаммы минорной пентатоники, очень популярной гаммы для импровизаций как в области блюза, так и рока. Соло рок-гитары почти на всей пентатонике си минор ( справка · информация ) Например, на трезвучии до мажор (C, E, G) в тональности до мажор нота F может восприниматься как диссонанс, так как это полушаг над большой третью (E) аккорда. По этой причине обычно избегают. Использование мажорной пентатоники — простой выход из этой проблемы. Тональности 1, 2, 3, 5, 6 (от мажорной пентатоники) являются либо тонами мажорных трезвучий (1, 3, 5), либо обычными расширениями согласных (2, 6) мажорных трезвучий. Для соответствующей относительной минорной пентатоники гамма-тоны 1, ♭ 3, 4, 5, ♭ 7 работают одинаково, либо как минорные тоны трезвучия (1, ♭ 3, 5), либо как общие расширения (4, ♭ 7), как все они избегают полушага от тона аккорда.
Другой
Военные каденции США , или джоди , которые позволяют солдатам идти в ногу во время марша или бега, также обычно используют пентатонические гаммы.
В гимнах и другой религиозной музыке иногда используется пентатоника; например, мелодия гимна « Удивительная благодать », одного из самых известных произведений в религиозной музыке.
Общие пентатонические мажорная и минорная гаммы (CDEGA и CE ♭ -FGB ♭ , соответственно) полезны в модальном сочинении, поскольку обе гаммы позволяют мелодии быть модально неоднозначной между их соответствующими мажорными ( ионийскими , лидийскими , миксолидийскими ) и минорными ( эоловыми , Фригийский , дорийский ) лады ( за исключением локрийского ). Однако как при модальном, так и при немодальном письме гармонизация пентатонической мелодии не обязательно должна быть получена только из пентатоники.
Роль в образовании
Пентатоника играет важную роль в музыкальном образовании , особенно в методологиях на основе Орфа , Кодали и Вальдорфа на начальном или начальном уровне.
Система Орфа уделяет большое внимание развитию творческих способностей детей через импровизацию, в основном за счет использования пентатоники. В инструментах Орфа , таких как ксилофоны , колокольчики и другие металлофоны , используются деревянные прутья, металлические прутья или колокольчики, которые может снимать учитель, оставляя только те, которые соответствуют пентатонике, которую сам Карл Орф считал родной тональностью детей.
Дети начинают импровизировать, используя только эти полосы, и со временем по усмотрению учителя добавляются дополнительные полосы, пока не будет использована полная диатоническая гамма . Орф считал, что использование пентатонической шкалы в таком юном возрасте было подходящим для развития каждого ребенка, поскольку природа шкалы означала, что ребенок не может совершать какие-либо реальные гармонические ошибки.
В вальдорфском образовании пентатоническая музыка считается подходящей для маленьких детей из-за ее простоты и бессознательной открытости выражения. Пентатоническая музыка, сосредоточенная на пятых интервалах, часто поется и играет в раннем детстве; постепенно уменьшающиеся интервалы выделяются в основном в пентатонике по мере того, как дети прогрессируют в раннем школьном возрасте. Примерно к девяти годам музыка начинает сосредотачиваться сначала на народной музыке с использованием шеститонной шкалы, а затем на современной диатонической гамме, чтобы отразить прогресс в развитии детей в их музыкальном опыте. Используемые пентатонические инструменты включают лиры, пентатонические флейты и тоны; для учебной программы Вальдорфа были разработаны и изготовлены специальные инструменты.
Источник