Пьер булез молоток без мастера ноты

Пьер булез молоток без мастера ноты

Уважаемые форумчане!
Нет ли у кого тех стихов Шара, которые использованы в «Молотке»?
Хоть на русском, а то может, и на французском найдётся?
И еще: не известны ли вам названия частей (если они есть)
Буду очень признательна.

Пьер Булез — «Молоток без хозяина»/
для альта и 7 -ми инструментов /на слова Рене Шара
1. Avant «L’Artisanot furieux» 1:29
2. Commentaire 1 de «Bourreaux de solitude» 3:38
3. «L’Artisanot furieux» 2:04
4. Commentaire 11 de «Bourreaux de solitude» 4:14
5. «Bel edifice et les presentiments» verrsion premiere 3:27
6. «Bourreaux de solitude» 4:22
7. Ares «L’Artisanot furieux» 0:50
8. Commentaire 111 de «Bourreaux de solitude» 4:46
9. «Bel edifice et les presentiments» double 7:22
Исполняют : Jeanne Deroubaix , альт ; инструменталиты: альтовая флейта ,хилоримба , вибр ударые ,гитара и виола п/у Пьера Булеза (запись 1956)
Диск см. aml.nm.ru ,на этом же диске Лунный Пьеро Шонберга

Уважаемые форумчане!
Нет ли у кого тех стихов Шара, которые использованы в «Молотке»?
Хоть на русском, а то может, и на французском найдётся?
И еще: не известны ли вам названия частей (если они есть)
Буду очень признательна.

Напишите в ЛС пользователю 8u8(http://www.forumklassika.ru/member.php?u=2313) и он Вам скорее всего даст перевод текстов и др.

(Только не говорите,что я Вам сказал.:roll: 🙂 )

Уважаемые форумчане!
Нет ли у кого тех стихов Шара, которые использованы в «Молотке»?
Хоть на русском, а то может, и на французском найдётся?
И еще: не известны ли вам названия частей (если они есть)
Буду очень признательна.

«Молоток без мастера» (La marteau sans maitre) состоит из 9 частей, которые были сочинены на 3 поэмы Шара:

I. » L’artisanat furieux» — «Яростное ремесленничество»

La roulette rouge au bord du clou
Et cadavre dans le panier
Et chevaux de labour dans le fer à cheval
Je rêve sur la pointe de mon couteau le Pérou.

Красная повозка на гвозде
И труп в корзине,
Утомленные лошади с железными подковами,
Я мечтаю, держаголову на острие своего перуанского ножа.

II. «Bourreaux de solitude» — «Плачи одиночества»

Le pas s’est éloigné le marcheur s’est tu
Sur le cadran de l’Imitation
Le Balancier lance sa charge de granit reflexe.

Шаг удалился — пешеход скрылся
В циферблате мнимого
Маятник бросает свое гранитное отражение.

III. «Bel edifice et les pressentiments» — «Прекрасное здание и предчуствия»

J’écoute marcher dans mes jambes
La mer morte vagues par-dessus téte
Enfant la jetée-promenade sauvage
Homme l’illusion imitée
Des yeux purs dans les bois
Cherchent en pleurant la téte habitable.

У ног моих морская мертвая стихия
Вздымает волны.
Во мне — ребенок, что подобен молу,
и мужчина, чужих иллюзий полный.
А чистые глаза в лесу,
Рыдая, ищут голову, где можно было б жить.

Ребенок мол прогулочных стихий
Мужчины отблеск мнимый
Кристальных глаз в лесах
Рыдая ищут голову — жилище.

Источник

Пьер булез молоток без мастера ноты

«Молот без хозяина» — девятичастный цикл для контральто, альтовой флейты, ксилоримбы, вибрафона, ударных, гитары и альта. В «Молоте» нет серий в привычном смысле; вместе с тем вся совокупность параметров звучащей ткани произведения определяется идеей сериальности, отрицающей любые традиционные формы регулярности и развития и утверждающей самоценность отдельных мгновений и точек музыкального времени-пространства. Уникальная тембровая атмосфера цикла определяется сочетанием низкого женского голоса и инструментов близкого к нему (альтового) регистра. В некоторых местах возникают экзотические эффекты, напоминающие звучание индонезийского гамелана, японского кото и др. «Молот» остался в истории как одна из самых изысканных, эстетически бескомпромиссных, образцовых в своем роде партитур авангарда.
Добавлю, что сборник сюрреалистических стихотворений французского поэта Рене Шара, лёгший в основу пьесы, вышел в 1934 году и знаменит, кроме всего прочего, участием в его оформлении Василия Кандинского. Само название сборника увязывается в целый сноп значений со словами Ницше («философия ударов молота») или его Заратустры («Вы видите только искры духа; но не знаете ни наковальни, какою он является, ни жестокости его молота»). Некоторые стихотворения Р.Шара (в том числе и из сборника «Молот без хозяина») конгениально перевёл на русский язык Вадим Козовой (см. «Французская поэзия. Антология». М., 2001).

01. I. Avant L`artisanat Furieux. Rapide. 01:51
02. II. Commentaire I De Bourreaux De Solitude. Lent. 04:31
03. III. L`artisanat Furieux. Modere Sans Riguer. 02:33
04. IV. Commentaire II De Bourreaux De Solitude. Rapide. 04:09
05. V. Bel Edifice Et Les Pressentiments — Version Ere. Assez Vif. 03:52
06. VI. Bourreaux De Solitude. Assez Lent. 04:41
07. VII. Apres L`artisanat Furieux. Rapide. 01:05
08. VII. Commentaire III De Bourreaux De Solitude. Assez Lent. 06:01
09. IX. Bel Edifice Et Les Pressentiments — Double. Tempo Libre. 08:40

Total Time: 37:23

Elizabeth Laurence, mezzo-soprano
Membres de l’ensemble interContemporain:
Lawrence Beauregard, flute
Jean Sulem, viola
Marie-Therese Ghirardi, guitar
Vincent Bauer, vibraphone
Daniel Ciampolini, xilophone
Michel Ceruffi, percussion

Источник

jenyabril

Евгения Бриль

Tag: Булез

Современные композиторские техники. Лекция 3

Тема: Пьер Булез.
Биографические сведения.
Родился в 1925 году.
Учился в парижской консерватории у Мессина.
Влияние Мессина на Булеза выражается в интересе к ритму и в тембровых находках.
Учитель Булеза — Рене Лейбовиц (польского происхождения), в его класс Булез поступил в 1945 году. Теоретик и композитор, поклонник нововенской школы, Лейбовиц стал пропагандистом идей музыки Шенберга и его учеников. Желая овладеть додекафонной техникой, Булез перешел в класс к Лейбовицу. И хотя его влияние на музыку Булеза было немалым, его авторитарная педагогическая манера, перенятая у Шенберга, не подошла Булезу. Кроме того, Лейбовиц не поддержал стремление Булеза идти далее Шенберга в области сериальности. Додекафония Шенберга для Лейбовица, по мнению Булеза, оставалась застывшей догмой.
До «Молотка без мастера» (1955) работал в серийной додекафонии.
Нотации (Notation) для фортепиано (1945).
Миниатюра, двенадцатитоновое сочинение (но не додекафония).
Самих нотаций 12. Каждая состоит из 12 тактов. В каждой из них двенадцатитоновая серия. Эта серия ротируется 1- я нотация начинается с первой ноты серии, 2-я — со второй ноты и т.д. Темп и характер каждой пьесы разные. Таким образом, их тоже 12.
1-я нотация. То, что указывает на «недодекафонию».
Звуков 12, все они выписаны от ля бемоля; 11-й звук — фа диез 12-й — си с октавным удвоением; у Шенберга октавы не приветствовались: октавы — удел классической эпохи. (В фактуре — образы 11-го и 19-го опусов Шенберга).
На второй системе от звука соль Булез не выстраивает серии (у Шенберга такого быть не могло).
Форма нотации — небольшое трехчастное построение, где есть «экспозиция» (четыре такта), середина на остинатной ноте (как бы на доминанте), заключительное построение (последняя строчка), последний такт – как бы реприза (создает арку с началом). Таким же способом построены все остальные нотации.
В 1970-е годы парижский оркестр заказал Булезу оркестровое переложение этих нотаций.
Но получилось не просто переложение, Булез в данном варианте отошел от трактовки данного цикла как единого целого. Даже нотации в данном варианте идут в другом порядке: №1, №4, №3, №2. Оркестрованы не все нотации.

Переход к серийности — Первая фортепианная соната (1946).
Две части.
Первая часть.
Двенадцатитоновая серия выполнена по закону Шенберга. (По Веберну большая (заполнение) терция и ее заполнение).
У Булеза серия делится на 5 звуков и 7 звуков.
(Структурирование близко к Веберну).
Прима от одного звука проходит до пятого. Прима от другого звука проходит до пятого и т.д. (обычно под ребром пишутся звуки темы).
В 10 такте вся серия строится от звука ми бекар (5 звук) в инверсии.
Эта часть имеет две темы: первые 12 тактов совмещают функции вступления и экспозиции основного тематического материала. Такты 1-й и 11-й построены аналогично друг другу
(тот же момент в репризе – 68-й такт). Интервалика не соответствует жесткой схеме: есть сексты и ноны.

Все большее развитие серийной техники прослеживается в творчестве Булеза.
Булез резко отзывается о додекафонии Шенберга.
«Шенберг мертв» — статья Булеза. В этой статье он упрекает Шенберга за то, что он отошел от додекафонии, не развил ее и, что вел додекафонию не в том направлении.
Булез воспевает Веберна.

«Структуры» для двух фортепиано. Первая тетрадь (1951/1952).
Вторая тетрадь (1956/1961).
Крайний подход к интегральной сериальности — тотальная числовая сериальность.
После «Структур» в таком крайнем сериализме Булез не писал.
Серию для Структур заимствует из второго ритмического этюда Мессиана.
Оттолкнувшись от этюда Мессиана Система длительностей и динамических оттенков, серийный метод распространил на иные параметры: ритмический, динамический, артикуляционный, тембровый.
Структура Ia.
В отличие от Шенберга и Веберна Булез подходит с тотальной необходимостью: использует все 48 рядов (24 ряда — в партии 1-го фортепиано и 24 — в партии 2-го фортепиано). Из рядов серии Булез создает 2 матрицы: матрица-прима и матрица-инверсия, которые определяют
порядок звуковысотных рядов.
Ряд длительностей: 1-я длительность – 32-я; далее идет прибавление по одной 32-ой; таким образом, 2-я длительность – 16-я, 3-я длительность – 16-я с точкой и т.д. до 12-й длительности.
Ряд динамик: 12 динамических оттенков. У первого фортепиано отсутствуют динамические оттенки под номерами 4, 8 и 10. У второго фортепиано – 4, 10 и 11.
Ряд артикуляций содержит 10 типов артикуляций, т.к. из 12 типов отсутствуют номера 4 и 10.
Как появляются высотные ряды.
Всего два раздела.
1-е фортепиано: появляются все примы, потом все ракоходные инверсии.
2-е фортепиано: сначала — все инверсии, потом — все ракоходы.
Как появляются ряды длительностей.
Всего два раздела.
1-е фортепиано: появляются все ракоходные инверсии, потом – все инверсии.
2-е фортепиано: появляются все ракоходы, потом – все примы.
Темпы.
Три вида: медленный темп, средний и быстрый. Эти темпы жестко регламентируют каждую подсекцию в этой структуре и то, как они следуют друг за другом, образуют логику.
Булез отошел от этой техники.

«Молоток без мастера» (1955)
Это цикл для голоса (меццо-сопрано) и инструментального ансамбля на слова французского поэта-сюрреалиста Рене Шара, написанный в технике сериализма (тотальной организации музыки по всем параметрам). К поэзии Рене Шара Булез обращался в вокально-инструментальных опусах 1947 года – «Свадебный лик» и «Солнце вод».
«Это мой «Лунный Пьеро», — так отзывался о «Молотке без мастера» сам композитор, указывая на нити, которые тянутся к Шенбергу.
Идея сопровождения голоса небольшим инструментальным ансамблем (у Булеза это альтовая флейта, вибрафон, ксилоримба, альт, гитара, обширный набор ударных инструментов).
Для каждой части, подобно Шенбергу, Булез избрал индивидуальную комбинацию инструментов (флейта – главный инструмент ансамбля, присутствует в большинстве частей).
В произведении девять частей, написанных на три стихотворения Р. Шара, организованных в три цикла: «Неистовое ремесло», «Прекрасное здание и предчувствия», «Палачи одиночества». Голос включается только в 3, 5, 6 и 9 номера. Остальные являются инструментальным предисловием, послесловием или комментариями к вокальным частям.
Единого образа нет. Булез не объединяет эти стихи старым способом в цикл, но стремится уйти от цикличности формы. Придумывает новую структуру — метод тропирования, метод вставки: одна мысль, за ней – другая, потом продолжается первая и т.д.
Номера 1, 3, 7 – «Неистовое ремесло»; в 3 номере есть текст (голос), номер 1 – вступление, номер 7 – послесловие.
Номера 2, 4, 6, 8 – «Палачи одиночества»; в 6 номере – текст, номера 2, 4, 8 – комментарии
Номера 5 и 9 – «Прекрасное здание и предчувствия» — прима и инверсия (дубль).
Тип вокализации в четырех частях (в отличие от «Лунного Пьеро», где голос используется только в манере Sprechgesang) – разнообразный:
мелизматический распев;
силлабическая декламация;
Sprechgesang;
Parlando;
пение с закрытым ртом.
Булез берет тембры принципиально разные: флейта, виброфон, гитара, альт.
От пьесы к пьесе намечается сближение тембров; с середины преобладают ударные и щипковые, далее – смычковые и духовые, духовые и голос, и в итоге голос используется как инструмент (поет с закрытым ртом).
Нет очень высоких тембров и очень низких. Булез создает особую звучность, напоминающую восточную звучность (это от Мессиана).
Булез создает свою технику – технику мультипликации высот (перемножение, умножение высот): серия ни разу не встречается в своем прямом виде, серия обычная из 12 звуков.
(Лев Кобляков. «Пьер Булез. Мир гармонии». 1975 год издания); данная серия — предкомпозиционный материал, на котором все будет построено; серию сегментирует, разбивает на части, производит ротацию; получается областей, пять аккордов;
получившиеся аккорды являются гармоническим полем.

Источник

Пьер булез молоток без мастера ноты

Скорая музыкальная помощь | Классическая музыка запись закреплена

Ноты знаковых сочинений ХХ века!

Кейдж. «4.33»
Лютославский. Траурная музыка памяти Белы Бартока
Пендерецкий. «Трен памяти жертв Хиросимы «
Лигети. «Атмосферы»
Айвз. «Вопрос, оставшийся без ответа «
Шёнберг. «Уцелевший из Варшавы «
Булез. «Молоток без мастера»
Берг. Концерт для скрипки «Памяти ангела»

На видео: Дэвид Тюдор «исполняет» 4:33 Джона Кейджа

Большой архив книг, нот, обучающего видео music911.ru

Источник

Оцените статью