- Аккордовые последовательности: главные и побочные аккорды, правила голосоведения
- Главные аккорды
- Побочные аккорды
- Правила голосоведения
- Обозначение аккордов
- Аккордовые последовательности
- Аккорды в тональности. Таблицы аккордов в тональности с примерами и описанием
- Аккорды в тональности. Общая информация
- Виды аккордов
- Мажорные
- Минорные
- Уменьшенные
- Аккорды с задержанием
- С надстройками
- Тональность и ее ступени
- Аккорды входящие в тональность – Таблицы
- Мажор
- Минор
- Паттерны аккордов в тональности
- Мажор
- Минор
- Возможные исключения
- Использование аккордов с надстройками
- Примеры аккордовых прогрессий
- Мажор
- Минор
- Заключение
- ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
- 19 Replies to “ Аккорды в тональности. Таблицы аккордов в тональности с примерами и описанием ”
Аккордовые последовательности: главные и побочные аккорды, правила голосоведения
Аккордовые последовательности, основаны на взаимодействии аккордов между собой, не нарушая при этом гармонии лада.
Главные аккорды
Аккорды могут выполнять функции тоники (T), субдоминанты (S) и доминанты (D), такие трезвучия также называют главными.
Как видно из примера, главные аккорды берутся в любой последовательности, кроме D — S, разумеется, всегда существуют исключения из правил.
Побочные аккорды
Функции T, S и D могут выполнять не только главные аккорды. На терцию выше или ниже каждого из главных аккордов расположены побочные аккорды (обладающие двумя общими звуками).
II — IV — VI — I — III — V — VII
——S——— ———D——
——T——
На схеме показаны три функциональные группы, из которых каждая имеет в центре своё главное трезвучие. Как видно, аккорды на некоторых ступенях входят одновременно в две группы (III и VI).
По мере удаления от тоники вправо или влево постепенно уменьшается звуковая связь (количество общих звуков), что приводит к возрастанию неустойчивости. Функциональная яркость аккордов определяется степенью контраста их звукового состава по отношению к тонике. Например, VI — самая слабая субдоминанта, а II — самая сильная.
Аккорд на III ступени называется медиантой (или верхней медиантой), а на VI ступени — субмедиантой (или нижней медиантой).
Септаккорды на ступенях натурального и гармонического минорного лада, пример в тональности ля-минор.
II | IV | VI | I | III | V | VII |
Bm 7b5 | Dm 7 | Fmaj 7 | Am 7 | Cmaj 7 (Сmaj 7#5 ) | Em 7 (E 7 ) | G 7 (#Go) |
Септаккорды на ступенях натурального и гармонического мажорного лада, пример в тональности до-мажор.
II | IV | VI | I | III | V | VII |
Dm 7 (Dm 7b5 ) | Fmaj 7 (Fm #7 ) | Am 7 (bAmaj 7#5 ) | Cmaj 7 | Em 7 | G 7 | Bm 7b5 |
Правила голосоведения
В аккордовых последовательностях присутствуют правила голосоведения:
- Не желательно перекрещивание, когда в результате движения голосов бас оказывается выше тенора, сопрано (мелодия) ниже альта и т.п.
- Не желательно ложное перекрещивание, когда в результате движения голосов бас оказывается выше, чем был тенор в предыдущем аккорде, сопрано (мелодия) ниже альта в предыдущем аккорде и т.п.
- Не желательно повторение аккорда со слабого времени такта на следующее за ним сильное, если аккорд не вступил на предыдущем сильном времени, поскольку подобные переходы звучат очень вяло.
- Не желательно применять в басу два хода подряд на кварту или квинту в одном направлении ввиду явной не мелодичности такого хода.
- Не желательно движение всех голосов в одну сторону (вверх или вниз) как нарушение самостоятельности голосоведения.
- Не желательно движение голосов «параллельными октавами» или «параллельными квинтами» (два голоса делают одинаковый ход таким образом, что между ними остаётся интервал квинты или октавы при смене аккорда) как нарушение самостоятельности голосоведения.
- Не желательно переченье, т.е. передача хроматического полутона между голосами. Например, «до» и «до-диез» в двух соединяемых аккордах должны быть в одном голосе, а не в двух разных.
- Не желательны любые ходы на увеличенные интервалы.
Обозначение аккордов
Тоника | До | Ре | Ми | Фа | Соль | Ля | Си |
Мажор | C | D | E | F | G | A | B |
Минор | Cm | Dm | Em | Fm | Gm | Am | Bm |
Септа | C7 | D7 | E7 | F7 | G7 | A7 | B7 |
Аккордовые последовательности
Простые универсальные последовательности:
Am — Dm — E7 — Am
Em — Am — B7 — Em
Dm — Gm — A7 — Dm
Bm — Em — F#7 — Bm
Dm — Am — E7 — Am
Am — Em — B7 — Em
Gm — Dm — A7 — Dm
Em — Bm — F#7 — Bm
С — F — G7 — C
D — G — A7 — D
G — C — D7 — G
E — A — B7 — E
A — D — E7 — A
F — C — G7 — C
G — D — A7 — D
C — G — D7 — G
A — E — B7 — E
D — A — E7 — A
Вторая ступень в качестве субдоминанты и близкие по смыслу приёмы:
Am — Bm7(-5) — E7 — Am
Am — Dm6 — E7 — Am
С — Dm — G7 — C
С — Dm7(-5) — G7 — C
Седьмая ступень в качестве доминанты:
Am — Bm7(-5) — G#o — Am
С — F — Bo — C
C — Am — Dm — G7 — C
C — Am — F — G7 — C
Am — Dm — G — C — Am
Am — G — F — E — Am
Небольшие отклонения с использованием доминантсептаккордов:
C — A7 — Dm — G7 — C
Am — A7 — Dm — E7 — Am
C — E7 — Am — A7 — Dm — G7 — C
Am — G7 — C — E7 — Am
Двойная доминанта (доминанта к доминанте):
Em — F#7 — B7 — Em
Неаполитанский аккорд (субдоминанта на второй пониженной ступени лада):
Am — Bb — E7 — Am
Цепочки доминантсептаккордов (ходами на кварту вверх, аналогично ходу тоника-субдоминанта):
Em — A7 — D7 — G7 — C7 — F#7 — B7 — Em
Аккордовая последовательность, приводящая к нисходящей хроматической гамме в басу:
A — E7/G# — A7/G — D/F# — F7 — A/E — E7 — A
Аккордовая последовательность, приводящая к восходящей хроматической гамме в басу:
Am — bB — E7/B — Am/C — A7/C# — Dm — D#o — E7 — Am
Источник
Аккорды в тональности. Таблицы аккордов в тональности с примерами и описанием
Аккорды в тональности. Общая информация
Когда начинающие гитаристы пытаются сочинить собственную песню, то почти наверняка сталкиваются с вопросом – какие аккорды подобрать для нее? Очень часто они действуют интуитивно, используя уже знакомые паттерны из известных им песен. Однако в какой-то момент все их композиции становятся похожими друг на друга, и перед новичком встает вопрос – а как вообще подбирать аккорды в тональности? В этой статье содержится подробный ответ на этот вопрос, а также все необходимые материалы, чтобы полностью разобрать данную тему.
Виды аккордов
Для начала стоит вспомнить о построении аккордов и их видах.
Мажорные
Это трезвучия, имеющие «радостное», «торжественное» звучание. Они выстраиваются по схеме «тоника – большая терция – малая терция». То есть, аккорд C имеет в себе ноты До – Ми – Соль. Именно от них и происходит изменение ступеней и, как следствия, звучания трезвучия.
Минорные
«Печальные», «грустные» аккорды. На письме они обозначаются буквой m рядом с играющей нотой. Данные трезвучия выстраиваются по схеме «тоника – малая терция – большая терция». Аккорд Cm имеет ноты До – Ми♭ — Соль.
Уменьшенные
Или аккорды dim . Уменьшенные аккорды могут быть только минорными, поскольку в них отсутствует характерная мажорная большая терция. Свое название они получили, поскольку выстраиваются по принципу «тоника – малая терция – малая терция». То есть, аккорд Cdim содержит ноты До – Ми♭ — F#
Аккорды с задержанием
Обозначаются как Sus . Они нейтральны по своему звучанию, и возможны в двух видах – Sus2 или Sus4, в зависимости от того, какая из ступеней поднимается. По аналогии с другими примерами, Csus2 имеет ноты До – Ре – Соль, а Csus4 – До – Фа – Соль.
С надстройками
Помимо этого, существует огромное количество аккордов, не подразделяющихся на какие-то группы. Они выстраиваются от уменьшения, увеличения, или добавления дополнительных ступеней в уже имеющееся трезвучие. Самый классический пример – септаккорд, который образуется при помощи добавления четвертой ноты в уже известное трезвучие. Кроме этого, можно увидеть кучу других примеров, с поднятой пятой, второй, и даже девятой или тринадцатой ступени – это уже джаз.
Тональность и ее ступени
Аккорды, входящие в тональность, неотделимы от ее ступеней. Их семь – и, по факту, это ноты, входящие в нее, выстроенные по определенному принципу. Они обозначаются римскими цифрами. Ступени всегда считаются от тоники – основной ноты тональности, и, как следствие, основного аккорда. Например, в тональности До-мажор будут следующие ноты – CDEFGAB. Те же самые ноты будут и в тональности Ля-минор, поскольку в соответствии с кругом тональности , они являются параллельными – то есть, содержат одинаковые звуки, но в разных последовательностях.
Соответственно, первая ступень в До-мажоре – это C, вторая – D, и так далее. Знание того, какие звуки содержатся в той или иной тональности, сильно поможет вам в дальнейшем подборе нужных аккордов.
Аккорды входящие в тональность – Таблицы
Ниже представлены две таблицы с аккордами в тональности, одна – для мажорных, другая – для минорных. Используя ее вы сможете гораздо проще и быстрее сочинять композиции, а также в скором времени запомнить, какие трезвучия какой тональности соответствуют.
Мажор
Минор
Паттерны аккордов в тональности
Как можно увидеть из таблицы, все аккорды в тональности подчиняются определенному паттерну. Тональность включает в себя как минорные, так и мажорные аккорды, и вам достаточно запомнить, как они идут друг за другом, чтобы точно знать, какое трезвучие сыграть в тональности в данный момент. Для примера мы возьмем тональность C мажор и D минор.
Мажор
Мажорный паттерн выглядит следующим образом, отталкиваясь от ступеней:
То есть, в классическом До-мажоре, аккорды распределены таким образом:
Особый интерес представляет собой аккорд Bdim. Дело в том, что стоит он здесь не случайно. Он построен таким образом, что именно внутри него все ноты соответствуют тональности До Мажор – B D F.
Минор
Минорный паттерн выглядит следующим образом:
На примере тональности D минор:
Возможные исключения
Стоит сказать о том, что при необходимости вы всегда можете вставить аккорд, который на первый взгляд не должен находиться в тональности. Для этого нужные трезвучия должны находиться на второй и третьей ступени – тогда вместо минорного аккорда можно сыграть мажорный, и оно будет походить. Однако это исключение работает только в мажорных тональностях.
Использование аккордов с надстройками
Если в песне используется септаккорд, вы всегда можете изменить его, добавив вместо седьмой ступени девятую, или любую другую. Аккорды с надстройками также можно использовать и как часть гармонии, главное, чтобы все ноты входили в тональность. Это разнообразит ваши аккордовые последовательности .
Примеры аккордовых прогрессий
Мажор
Am7 – D7 – Gmaj7 – именно так, это все еще мажор. В данном случае тоника – это G, а последовательность построена от джазового стандарта II – V – I.
Минор
Заключение
Для того чтобы правильно построить аккорды в тональности, требуется знать, какие в ней ступени, а также стандартные паттерны минорых и мажорных трезвучий. Пользуясь этими знаниями, а также таблицами, вы сможете без проблем сочинять интересные композиции, дополняя их необычными аккордами и добиваясь своего уникального звучания.
ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
19 Replies to “ Аккорды в тональности. Таблицы аккордов в тональности с примерами и описанием ”
Большое спасибо! Отличная статья!
Почему в таблице Db и С# как отдельные тональности, это же одна нота?
Это называется Энгармонизм. Когда мы имеем две ноты с различными знаками альтерации (или их отсутствием в каких-то случаях) которые, по сути, на грифе это одна и та же нота. Все дело в формуле построения самой гаммы. Здесь у нас мажорная гамма построенная так Тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Следовательно, если вы построите ее от нот D♭ и C#, то вы получите разные ноты и это также отразится на построении самим аккордов. В общем, это в основном касается только теоретической части, на звучании это не отразится.
Я не понимаю от чего зависит минорность или мажорность аккорда в той или иной тональности, вот 1, 4 и 5 ступени обычно мажорные либо минорные. Чем это объясняется?
Здравствуйте. Мажорность и минорность зависит от интервалов, по которым строятся трезвучия. Отличие между минором и мажором заключается в следующем:
- Для мажорного аккорда при построении мы откладываем большую терцию от тоники (4 лада от тоники) + малую терцию (3 лада от III ступени). Если взять для наглядности аккорд До-мажор, то мы получим с вами его ноты До-Ми-Соль. Эти ноты находятся на I – III – V ступенях гаммы, которые мы построили по формуле описанной выше.
- Для минорного аккорда при построении мы откладываем малую терцию от тоники (3 лада от тоники) + большую терцию (4 лада от III ступени). Если возьмем аккорд Am то на ступенях I – III – V получим следующие ноты Ля-До-Ми.
Отвечая на ваш вопрос, от чего зависит мажорность или минорность, она зависит от первого построенного интервала от тоники. Если построена большая терция аккорд будет мажорный, если малая терция то минорный. Пятая ступень имеет интервал квинту от тоники в обоих вариантах.
Хочу еще добавить. От чего такая закономерность, что на 1-4-5 ступенях мы получаем мажорные аккорды, а на 2-3-6 минорные. Если взять для примера гамму До-мажор
C – D – E – F – G – A – B
и использовать формулы, которые написаны выше, то мы получим с вами аккорды, которые входят в эту тональность. Такая закономерность появилась из-за полутонов между нотами B-C и E-F.
Это я понял, а как объясняется конкретно то, что вторым аккордом в тональности до мажор я строю аккорд ре минор, третьим ми минор, почему не ми мажор например? Я вот про это. Как определить что строить на каждой ступени, минор или мажор? Я же от каждой ступени могу и ту ту формулу использовать и получится либо минор либо мажор.
Я вам как раз это и расписал. Из-за того что в любой гамме есть ноты между которыми полутон E – F и B – С, и складывается, что часть аккордов мажорные, а часть минорные.
Формула мажорной гаммы Тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон
Гамма До-мажор состоит из 7 нот C D E F G A B, каждая из которых находится на своей ступени, из количества следует, что их также семь.
Построим аккорд До-мажор, это I – III – V ступени данной гаммы, и он будет состоять из нот C – E – G. Интервалы между нотами C-E (большая терция 2 тона), между E – G (малая терция 1,5 тона). Т.к. в интервале между нотами E – G есть полутон (E-F) мы получаем интервал 1,5 тона. И таким образом у нас построен мажорный аккорд.
Дальше разберем ваш пример «Почему мы строим на II и III ступень Ре-минор и Ми-минор, а не мажорные аккорды?». Опять же вернемся к нашей гамме и отложим I – III – V ступени от ноты D (Ре). Получим следующие ноты D – F – A. В интервале между нотами D – F у нас есть полутон между нотами E – F, следовательно, всего между ними 1,5 тона, следовательно, это малая терция. А между нотами F – A полутонов нет, там 2 целых тона, т.е. большая терция. Т.к. между первыми двумя нота у нас построена малая терция и + большая терция, то мы получаем Минорный аккорд. Точно также со следующей ступенью гаммы До-мажор, с нотой E (Ми). Если в ней построить все аналогичным образом мы также получим минорный аккорд.
Это закономерность для любой Мажорной гаммы.
Надеюсь не запутал и вы сможете разобраться.
Мажорность или минорность зависит от способа звукоизвлечения, больше не от чего.
Источник