- Как играть перебором на гитаре для начинающих
- Чтение и воспроизведение записанных последовательностей
- Первый вариант
- Второй вариант
- Третий Вариант
- Сидеть нужно правильно
- Постановка правой руки
- Извлечение звуков с помощью ногтей
- Практика практика и еще раз практика
- Разновидности переборов
- Переборы на гитаре для начинающих
- Посадка гитариста
- Правая рука
- Как играть перебором. Методы извлечения звука
- Пальцы и ногти
- Медиатор
- Плектры
- Правило большинства гитарных переборов
- Подготовительное упражнение
- Основные виды переборов на гитаре
- Перебор «Шестёрка»
- Схема перебора «Шестёрка»
- Видеоразбор перебора «Шестёрка»
- Перебор «Вальсовый»
- Схема перебора «Вальсовый»
- Видеоразбор перебора «Вальсовый»
- Перебор «Четвёрка»
- Схема Перебора «Четвёрка»
- Видеоразбор перебора «Четвёрка»
- Перебор «Блатной»
- Схема Перебора «Блатной»
- Видеоразбор перебора «Блатной»
- Перебор «Восьмёрка»
- Схема перебора «Восьмёрка»
- Видеоразбор перебора «Восьмёрка»
- Переборы на гитаре для начинающих
- Список песен
Как играть перебором на гитаре для начинающих
Наиболее распространенными и доступными среди способов извлечения звуков при игре на гитаре являются бой и перебор
В первом случае звук извлекается с помощью ритмичных ударов по струнам, во втором их задевают в определенной последовательности. Для начинающих музыкантов второй способ является наиболее сложным. Но, освоив его, можно повысить уровень мастерства и расширить репертуар романсами и балладами.
Чтобы освоить технику и играть переборами, не обязательно посещать музыкальную школу, разобраться можно самостоятельно. Главное научиться читать существующие варианты записей последовательностей и воспроизводить их должным образом.
Ниже речь пойдет о том, как начинающим гитаристам научиться играть перебором.
Чтение и воспроизведение записанных последовательностей
В учебных пособиях редко пишут «сделайте сначала это, затем это». Какой бы урок или самоучитель вы ни открыли, вы столкнетесь с упрощенным способом записи очередности действий. Подобные схемы нужно научиться понимать.
Вариантов существует много, ниже рассмотрены четыре популярных вида записи.
Первый вариант
Самым распространенным видом считается перечень номеров струн, которые нужно играть.
Схема изображается примерно так: (бас) 3 2 1 2 3
Басовая струна как правило соответствует ноте аккорда. К примеру, для аккорда Ми минор (Em) басовая струна будет шестой (ми), для Ля минора пята струна (Am) а для аккорда Ре минор (Dm) басовой струной будет четвертая. Это самые частые сочетания.
Таким перебором исполняют армейские или лирические песни. Он простой, освоить его может каждый желающий.
Нумерация струн производится снизу-вверх по мере их расположения на гитаре. Нижняя – первая, верхняя – шестая.
Чтобы воспроизвести запись, нужно дернуть басовую струну, потом третью, вторую и первую, а затем снова вторую и третью. Эти действия выполняются разными пальцами, а не одним, иначе игра получится отрывистой и некрасивой. О том, какие пальцы следует задействовать, будет написано ниже в этой статье.
Второй вариант
Иногда последовательность струн записывается в скобках, а перед ними указывается аккорд, который нужно играть в определенный момент. Так расписывают целую гитарную партию.
Описание может выглядеть так: Am (5 4 3 2 3 4), D (4 3 2 1 2 3), E (5 4 3 2 3 4).
Последовательность выполняется таким же перебором, как и в прошлом примере. Перед каждым циклом действий для правой руки ставится указанный перед скобками аккорд.
Из схемы можно узнать, по сколько раз нужно проигрывать тот или иной аккорд.
Третий Вариант
Третий вид записи включает в себя не только номера и дефисы между ними, но и плюсы, обозначающие одновременное проигрывание двух или более струн: 4 3 2+1 3 1 3 2 3.
Игра по такой инструкции выглядит следующим образом. Берется сначала четвертая струна, затем третья. После этого одновременно нужно дернуть вторую и первую, потому что в записи между номерами стоит плюс. Далее все по обозначенному порядку: третья струна, первая, снова третья, вторая, третья.
Эта последовательность не самая простая для начинающих, она приведена здесь для примера.
В некоторых учебниках встречаются такие обозначения: 5 (23) (23).
При этом цепляется сначала пятая струна, а потом два раза вместе проигрываются вторая и третья. Об одновременности воспроизведения говорят скобки. Научиться аккомпанировать на гитаре не так уж сложно, но умение читать инструкции – это далеко не все. Пора переходить от теории к практике.
Сидеть нужно правильно
Даже самый опытный музыкант должен стараться занять удобное положение. Если сесть неправильно, будет неудобно, звук получится не чистый, спина и руки быстро устанут. Нужно позволить гитаре свободно, но надежно лежать на положенном ей месте, не зажимая ее слишком сильно.
Ученики не уделяют посадке должного внимания, в то время как правильная поза способна улучшить их технику в несколько раз.
Насколько бы простой или сложный перебор не был выбран, приступать к отработке техники нужно после того, как будут выполнены следующие требования:
- сидеть нужно на устойчивом стуле, подходящем по своей высоте под рост музыканта;
- выемка обечайки (изгиб гитары) должна подпираться левым коленом;
- играть следует слегка касаясь грудью корпуса гитары в самой высокой его точке;
- под ступней левой ноги должна находиться невысокая подставка (стопка книг или коробка высотой 15-25 сантиметров).
Если приучиться выполнять эти условия с самого начала, игра всегда будет доставлять удовольствие, а звуки будет красивым и чистым.
Постановка правой руки
Простые и сложные переборы требуют правильного расположения кисти руки. Также необходимо приучить пальцы находиться на своих местах, чтобы при необходимости каждый из них был готов сделать нужное действие.
Играть принято четырьмя пальцами: большим (p), указательным (i), средним (m) и безымянным (a).
Указанными в скобках буквами обозначают пальцы в учебниках. Это начальные литеры названий соответствующих пальцев (по-испански):
- Pulgar (большой палец)
- Indice (указательный палец)
- Medio (средний палец)
- Anular безымянный палец
Расположите пальцы на струнах в соответствии с указаниями этой схемы:
- p – шестая струна;
- i – третья;
- m – вторая;
- a – первая.
Учитесь сразу играть разными пальцами, не допуская игры одним пальцем! Это очень важно, так как от этого зависит дальнейшая техника игры, а также четкость и качество звучания. Если требуется сыграть два, три или восемь раз одну струну, то ее играют по очереди тремя пальцами (i. m. a.), чередуя их последовательность
Каждый палец должен выполнять максимально простые движения. Если он описывает неестественную траекторию, значит, рука поставлена неправильно.
Чтобы игра была точной, необходимо также привыкнуть к выполнению движений правильными суставами. При извлечении звука большим пальцем (P) должен работать только пястный сустав, кисть же должна оставаться неподвижной.
Палец поддевает струну и описывает дугообразную траекторию, возвращаясь в исходное положение. Если следующий цикл должен начаться с пятой струны, то палец P остается на ней.
[ads-pc-1]
Правильная игра требует расположения пальцев p и i крест-накрест, если смотреть на них сверху.
Извлекать звук можно одним из двух приемов:
- Apoyando (с опорой на расположенную рядом струну).
- Tirando (без опоры).
Извлечение звуков с помощью ногтей
Переборы звучат отчетливее и мелодичнее, если использовать для извлечения звуков края ногтей. На правой руке их не следует коротко стричь, в отличие от левой, которой берутся аккорды.
Для более яркого звучания, в дальнейшем используйте специальные медиаторы которые одеваются на пальцы (когти). Как правило они есть в любом музыкальном магазине, а их цена достаточно низкая примерно 60 рублей или 0,9 доллара за единицу. Всего Вам потребуется 4 медиатора.
Популярный простой способ звукоизвлечения с помощью ногтей описывал в своей музыкальной школе мадридский гитарист Дионисио Агуадо.
По методике знаменитого испанца нужно:
- Захватить струну мягкой стороной фаланги;
- Большой палец должен быть немного более выпрямлен, чем когда музыканту приходится играть обычным способом;
- Ноготь соскальзывает на струну, извлекая звук.
Агуадо считается одним из первых, кто советовал использовать данную технику при игре на гитаре. Так звук получается более глубоким и сильным. Он становится не таким мягким, но выигрывает в контрастности и блеске.
Способ подходит для начинающих и опытных гитаристов.
Практика практика и еще раз практика
Ниже перечислены распространенные переборы и их описания. Выберите один из них, лучше тот, что проще. Простым вариантом является «шестерка». Такую последовательность легко воспроизвести на гитаре, к ней быстро привыкают пальцы.
Освоение техники должно проходить в три этапа:
- Оттачивание гитаристом правильной посадки, постановки запястья, техники движений правой руки. Уделите внимание каждому нюансу, старайтесь сидеть и держать гитару правильно. Как можно дольше пробуйте играть, поочередно задевая струны в выбранной последовательности. Чем дольше и чаще вы будете выполнять это упражнение, тем быстрее привыкнете делать его так, как нужно.
- Далее тренируется игра с одним аккордом. На этом этапе пальцы левой руки привыкают к зажиманию струн на нужных ладах. К следующему этапу можно переходить тогда, когда аккорд звучит чисто, без глухих нот.
- Затем нужно научиться чередовать комбинации нот, не прекращая выполнять действия правой рукой. Для такой тренировки лучше подойдут простые аккорды, например, Am, Dm, E.
Разновидности переборов
Для начинающих музыкантов лучше подойдет «шестерка». Сначала поддевается басовая струна (5), затем четвертая, третья, вторая, опять третья и снова четвертая. Схематично это можно изобразить таким рядом номеров: 5 4 3 2 3 4. Способ подходит для многих песен.
Хорошо освоив предыдущую последовательность, можно научиться играть «восьмеркой»: 5 3 2 3 1 3 2 3. Новичку такой вариант может показаться трудным, но руки быстро привыкнут, и будут выполнять действия автоматически.
Если вас не пугает игра в быстром темпе, можно выучить вальсовый вариант. Играется он так: 5 (321) 4 (321). На первый взгляд это просто, но скорость исполнения должна быть высокой.
Сложный, но красивый вариант: (521) 4 3 5 (21) 4 3 (521) 4 3 5 (21) 4 3.
Не многие из новичков сумеют воспроизвести такую последовательность на гитаре, но пробовать стоит.
И так мы завершили теоретическую часть, советуем Вам посмотреть видео по этому уроку и начать практиковаться. Кстати у нас на сайте есть запись специально для новичков. Подборка из четырех красивейших известных композиций на которых вам точно будет не скучно играть – Красивые мелодии для начинающих гитаристов
Источник
Переборы на гитаре для начинающих
В этой статье речь пойдет о том, как исполнять песни перебором. Ориентирована статья на новичком и гитаристов еще не освоивших все популярные переборы.
Тут вы найдете информацию о правильной технике, посадке, постановке рук.Узнаете как можно играть на гитаре перебором и какие переборы существуют.
Посадка гитариста
На этом уроке мы поговорим о посадке гитариста, разберём постановку левой руки и начнём играть переборы для начинающих.
Правильная посадка и постановка рук имеют большое значение, влияя на красоту извлекаемого звука, скорость исполнения и свободу движения при игре в целом.
Мои ученики частенько пренебрегают моим советам по правильной постановке и посадке. Устав об этом говорить я предлагаю им сыграть определённые пассажи, чтобы они могли доказать мне на деле свою правоту. Фиаско, которое при этом постигает моих учеников и разница при игре в правильном положении и удержании инструмента в итоге складывается не в их пользу.
Чтобы играть, так как Вам захочется, сначала надо научиться играть, так как надо, а потом уже можете играть подобно Джими Хендриксу зубами или держа гитару за головой. Итак, рассмотрим посадку гитариста.
Правая рука
Теперь рассмотрим постановку правой руки и звукоизвлечение. На фото представлены названия пальцев.
Присвоим буквы пальцам для удобства
Большой палец – p (по испански – pulgar)
Указательный палец — i (по испански indice)
Средний палец — m (по испански-medio)
Безымянный палец — a (по испански -anular)
Гитаристы в большинстве случаев используют ногтевой способ звукоизвлечения, звук при таком способе получается более громкий, поэтому на пальцах имеются небольшие ногти.
Поставьте пальцы на струны: большой палец p– на шестую струну,i– на третью струну,m – на вторую и a – на первую. Звукоизвлечение большим пальцем p– происходит благодаря только пястному суставу,поэтому обратите внимание, чтобы при звукоизвлечении работал только пястный сустав, что даёт устойчивое положение всей кисти.
После удара по струне большой палец круговым движением возвращается в исходное положение или остаётся на пятой струне, если звук надо произвести на следующей струне. На фото показано положение правой руки сверху, где большой палец p образует подобие креста в соотношении с указательным пальцем i.
На гитаре существует два приёма звукоизвлечения это apoyando-извлечение звука с опорой на соседнюю струну и tirando – извлечение звука без опоры на соседнюю струну.
Правильная постановка руки на гитаре:
Неправильная постановка руки на гитаре:
Как играть перебором. Методы извлечения звука
Несмотря на то, что техника перебора требует игры именно пальцами – не все так просто, и сейчас последовательность нот можно воспроизводить несколькими способами.
Пальцы и ногти
Самый стандартный метод, которым пользуется подавляющая часть начинающих гитаристов. На правой руке нужно отрастить ногти и играть ими, цепляя и дергая струны.
Еще один вариант – делать то же самое, но подушечками пальцев. Главное преимущество этого метода – он не требует никаких дополнительных предметов, и вы можете заиграть сразу же, как возьмете в руки гитару. Из минусов стоит отметить очень слабую атаку и контроль над игрой, особенно при игре ногтями – соответственно, звук будет получаться размытым и нечетким.
Тем не менее, таким образом перебором играет множество знаменитых гитаристов – Ричи Блэкмор (Deep Purple, Rainbow, Blackmore’s Night), Брент Хайндс (Mastodon).
Медиатор
Еще один популярный способ игры перебором пришел из рок-музыки. Он заключается в игре медиатором тех же структур, что играются пальцами.
Этот способ требует большей скорости игры, поскольку вместо пяти пальцев гитарист имеет только один медиатор, однако он дает больше преимуществ – например, четкую атаку, которую не получишь при игре пальцем, а также возможность совмещать аккордную технику с перебором.
Кроме того, часто гитаристы играют одновременно пальцем и медиатором – зажимая плектр указательным и большим пальцем, а остальными тремя подцепляя другие струны. На сайте есть отдельная статья, посвященная тому, как играть медиатором.
Плектры
Плектры – это не только медиаторы, но и еще специальные насадки на пальцы с острым треугольным концом. Этот предмет пришел в музыку от банджо и быстро разошелся по музыкальному миру. По сути это та же техника игры пальцами, однако с четкой атакой и ровным, острым и ясным звуком.
На данный момент это наиболее популярный метод звукоизвлечения среди фингерстайл-гитаристов – на всех видеороликах с их игрой можно увидеть плектры, надетые на их пальцы.
Правило большинства гитарных переборов
На самом деле научиться играть на гитаре перебором не так сложно, как кажется. Первое, что необходимо запомнить: каждый палец должен дергать определенную струну, а именно:
- 6-ю, 5-ю и 4-ю струны (т.е. басовые) ударяет большой палец;
- 3-ю струну – указательный;
- 2-ю струну – средний;
- 1-ю струну – безымянный.
Подготовительное упражнение
Вначале просто потренируйтесь класть пальцы на указанные соответствующие струны. Играйте третью, вторую и первые струны поочередно, чтобы ваши пальцы запомнили положение.
Почему часто не удается игра перебором на гитаре? Потому что многие новички берутся за освоение переборов, не заучив толком, для какой струны какой палец предназначен. В результате вы сбиваетесь.
Основные виды переборов на гитаре
Перебор «Шестёрка»
Начнем с самого простого перебора, который называется «шестерка» (в нем участвуют всего шесть нот). Играется он следующим образом: басовая струна (6-я, 5-я или 4-я) – 3 – 2 – 1 – 2 – 3.
То есть вы сначала играете одну из трех басовых струн (вы помните, что они находятся сверху и они более толстые?). Какую именно – зависит от аккорда, который вы берете.
Например, у аккорда Em басовая струна – шестая (самая толстая), соответственно, при переборе вы играете шестую струну.
Далее вы играете поочередно 3-ю, 2-ю, 1-ю, потом 2-ю и 3-ю струны. Именно в такой последовательности! Проиграв данный перебор, вы почувствуете мелодию, т.е. что порядок струн здесь не случайный.
Поиграйте его вначале медленно, задействуя только правую руку, то есть не беритесь пока за перестановку аккордов. Потом, когда вы уже запомнили, в какой последовательности играть струны, тренируйтесь играть перебором на аккордах.
Вначале берите самые простые, например, поочередно играйте «Шестерку» на аккордах Am – C, Dm – E и т.д. Делайте все не спеша, пальцы ваши все равно со временем запомнят, когда что переставлять.
Схема перебора «Шестёрка»
Видеоразбор перебора «Шестёрка»
Перебор «Вальсовый»
Схема перебора «Вальсовый»
Видеоразбор перебора «Вальсовый»
Перебор «Четвёрка»
Это сложносокращенный перебор или «Четверка» (называют его и так, и так).
Последовательность такова: бас – 3−(2 и 1)−3.
То есть вначале играете басовую струну, потом третью, потом вместе(!) вторую и первую, а потом снова третью. Заучив данный перебор, вы сможете сыграть песню Жуки – «Батарейка».
Схема Перебора «Четвёрка»
Видеоразбор перебора «Четвёрка»
Перебор «Блатной»
Схема Перебора «Блатной»
Видеоразбор перебора «Блатной»
Перебор «Восьмёрка»
Еще один перебор, который вам надо запомнить – это «восьмерка». Он сложнее, но и мелодичнее, в нем участвует восемь нот.
Данным перебором можно играть многие романсы, например, «Очарована, околдована» либо вступление «Мне осталась одна забава».
Схема этого перебора следующая: басовая струна (6-я, 5-я или 4-я) – 3−2−3−1−3−2−3.
Играете одну (именно одну!) из басовых струн, далее 3-ю, 2-ю, снова 3-ю, потом 1-ю, потом опять 3-ю, 2-ю и 1-ю струны.
Как видите, здесь сложнее. Однако поиграв его 3 – 4 раза в медленном темпе, вы уловите мелодию, пальцы постепенно начнут запоминать последовательность, и постепенно вы сможете играть «Восьмерку», не глядя на струны.
Не стоит браться за этот перебор, не заучив «Шестерку».
Схема перебора «Восьмёрка»
Видеоразбор перебора «Восьмёрка»
Переборы на гитаре для начинающих
Мы переходим к рассмотрению простых и самых популярных переборов на гитаре для начинающих. Многие песни, романсы и рок – баллады сопровождаются гитарным перебором предающим им определённое очарование и не оставляют равнодушными слушателей всех возрастов.
Рок – баллада Дом восходящего солнца «Hous of the rising sun» группы «The Animals» сопровождаемая простым перебором до сих пор возглавляет списки лучших рок – баллад всех времён.
Игра переборов (арпеджио) на гитаре осуществляется приёмом tirando (без опоры на соседнюю струну), поэтому переборы, играемые на гитаре этим приёмом, оставляют не заглушённым звучание всех струн. На мой взгляд, игра переборов на гитаре не будет вызывать особых затруднений у начинающих.
Список песен
Ниже дан список простых песен, которые позволят просто и быстро понять, как играть перебором. Почти все эти композиции наверняка слышал каждый музыкант. Сыграть их сможет даже начинающий гитарист, и каждая из песен станет отличным стартом для игры на гитаре перебором.
Источник