Переборы для гитары с объяснением

Переборы на гитаре для начинающих. Советы быстрого обучения.

Вводная информация

Техника игры перебором – один из самых важных аспектов игры на гитаре, который должен освоить гитарист. Все дело в том, что игра аккордами и боем не дает такого мелодического разнообразия и пространства для аранжировок, как это делает игра перебором. Конечно, данный способ звукоизвлечения более сложен и требует большего количества навыков, но освоить его однозначно нужно – ибо оно того стоит. Статья ниже создана специально для понимания того, как играть пальцами на гитаре.

Что такое перебор на гитаре?

Игра на гитаре перебором – это последовательное взятие нот, выстроенных между собой в определенном порядке. Если при игре аккордами одновременно воспроизводится сразу несколько звуков, то при последовательной игре звучат одна, максимум две ноты одновременно.

Какие же преимущества у игры перебором?

  1. Как уже было сказано выше, при игре перебором открываются огромные пространства к построению собственной мелодики и сочинению своих песен. Все дело в том, что специфика звукоизвлечения этим способом позволяет выстраивать ноты в уникальные и интересные последовательности, которые при игре боем были бы невозможны, или бы просто не звучали. Кроме того, если освоить технику игры перебором на хорошем уровне, то можно одновременно играть несколько инструментальных партий – например, басовую и гитарную – как, например, делают множество профессиональных гитаристов.
  2. Открывается пространство для аранжировок. Даже в рок-музыке, особенно современной, очень популярна игра перебором с эффектом «ревер» и «дисторшн». Это позволяет сделать композицию более мрачной и драматичной. То же можно сказать и об акустических песнях.
  3. Развитие координации и звукоизвлечения в принципе. Игра последовательностями требует большего развития гитарного мастерства и для того, чтобы правильно перебирать струны, нужно потратить больше времени, чем на обучение аккордной технике. Тем не менее, это значительно поднимет вашу координацию, понимание и чувство инструмента, а также скорость и чистоту игры.

Синоним к слову «перебор» может быть слово «фингерстайл». Этот термин возник еще в самое зарождение гитарной музыки – и так называются гитаристов, которые достигли совершенства в технике перебора.

Техника игры перебором

Данный способ игры состоит в последовательной игре на каждой струне по-отдельности. В самом стандартном варианте вы должны зажать аккорд и сначала большим пальцем дать зазвучать тонике – басовой ноте. Например, на аккорде Am это будет пятая струна. После этого вы играете ноты текстуры – то есть струны 4 3 2 1 в определенной последовательности. В более продвинутых вариантах перебора вам нужно очень быстро менять аккорды и строить непростые позиции — однако суть остается такой же: басовая струна + текстура. С постепенным усложнением и добавлением дополнительных нот, можно получать все более красивые переборы на гитаре .

Читайте также:  Гитара где что находится

Как играть перебором. Методы извлечения звука

Несмотря на то, что техника перебора требует игры именно пальцами – не все так просто, и сейчас последовательность нот можно воспроизводить несколькими способами.

Пальцы и ногти

Самый стандартный метод, которым пользуется подавляющая часть начинающих гитаристов. На правой руке нужно отрастить ногти и играть ими, цепляя и дергая струны. Еще один вариант – делать то же самое, но подушечками пальцев. Главное преимущество этого метода – он не требует никаких дополнительных предметов, и вы можете заиграть сразу же, как возьмете в руки гитару. Из минусов стоит отметить очень слабую атаку и контроль над игрой, особенно при игре ногтями – соответственно, звук будет получаться размытым и нечетким. Тем не менее, таким образом перебором играет множество знаменитых гитаристов – Ричи Блэкмор (Deep Purple, Rainbow, Blackmore’s Night), Брент Хайндс (Mastodon).

Медиатор

Еще один популярный способ игры перебором пришел из рок-музыки. Он заключается в игре медиатором тех же структур, что играются пальцами. Этот способ требует большей скорости игры, поскольку вместо пяти пальцев гитарист имеет только один медиатор, однако он дает больше преимуществ – например, четкую атаку, которую не получишь при игре пальцем, а также возможность совмещать аккордную технику с перебором. Кроме того, часто гитаристы играют одновременно пальцем и медиатором – зажимая плектр указательным и большим пальцем, а остальными тремя подцепляя другие струны. На сайте есть отдельная статья, посвященная тому, как играть медиатором .

Плектры

Плектры – это не только медиаторы, но и еще специальные насадки на пальцы с острым треугольным концом. Этот предмет пришел в музыку от банджо и быстро разошелся по музыкальному миру. По сути это та же техника игры пальцами, однако с четкой атакой и ровным, острым и ясным звуком. На данный момент это наиболее популярный метод звукоизвлечения среди фингерстайл-гитаристов – на всех видеороликах с их игрой можно увидеть плектры, надетые на их пальцы.

Упражнения для развития навыка

Честно говоря, упражнений именно для развития техники перебора попросту не существует – поэтому из всех полезных советов стоит выделить один: играйте больше музыки.

Начните с самых простых песен, с простыми аккордами и ритмическими рисунками – и попробуйте выучить их. Разумеется, сначала все получится нечетко, руки будут путаться. Если не получается совсем уж никак – то попробуйте сыграть композицию в уменьшенном темпе. Помните – все, что вы можете сыграть медленно, вы однозначно сможете рано или поздно сыграть быстро.

Отличным вариантом будет взять на разбор классическое произведение – например «Зеленые Рукава», поскольку являются простой песней, которая, при этом, отлично способствует тренировке техники игры перебором.

Чтение и воспроизведение переборов

С развитием интернета гитарист может даже не подбирать популярную мелодию на слух – с высокой долей вероятности песня будет иметь табулатуру или подобранные аккорды. Это значительно упрощает чтение переборов под гитару . С табами все вообще просто – они наглядно показывают, как песня играется, какие лады и аккорды зажимать.

Если же в композиции написаны только аккорды – то придется немного постараться, чтобы воспроизвести нужную мелодию. Просто вслушайтесь в то, как она звучит – и на аккордной позиции попробуйте повторить мелодию. Это очень просто, и вскоре вы обязательно найдете нужное звучание. Помните, что каждая струна звучит по-своему – это тоже поможет в снятии перебора.

Существует несколько стандартных видов переборов на гитаре для начинающих , которые широко распространены во многих популярных песнях – называются они также, как и гитарные бои: «шестерка», «восьмерка», «четверка». Начните подбор с игры ими – и возможно это выведет вас на правильный звук.

Правильная посадка и постановка правой руки

При игре перебором важно соблюдать правильную посадку и положение правой руки. Вы должны ровно держать гитару, чтобы гриф находился чуть под углом относительно вас. Большой палец правой руки должен находиться перпендикулярно указательному. Тело расслаблено – и рука особенно. Правильная постановка рук – это отдельная тема, о которой можно прочитать целую статью.

Советы

Для более быстрого освоения техники перебора можно дать только два совета – больше играйте и больше слушайте. Вслушивайтесь в то, как играют последовательности нот великие гитаристы-виртуозы, как происходит обыгрывание композиции, следите за их техникой игры по видео. Учите больше песен и осваивайте все более сложные композиции – и в скором времени вы сможете выучить и сыграть любой, даже самый сложный трек.

Список песен

Ниже дан список простых песен, которые позволят просто и быстро понять, как играть перебором. Почти все эти композиции наверняка слышал каждый музыкант. Сыграть их сможет даже начинающий гитарист, и каждая из песен станет отличным стартом для игры на гитаре перебором.

6. Сектор Газа — «Лирика»
7. Сектор Газа — «Твой звонок»
8. Сплин — «Романс»
9. Кино — «Пачка сигарет»
10. Наутилус — «Я хочу быть с тобой»
11. ДДТ — «Это всё»

12. Тальков Игорь — «Чистые пруды»
13. Северный ветер — «Дворовая»
14. Солнце взойдет (из м/ф «Бременские музыканты»)
15. Олег Митяев — «Изгиб гитары желтой»

Источник

Красивые переборы на гитаре. 9 схем с примерами и описанием (Часть 1).

Вводная информация

Если в игре не электрогитаре вершиной мастерства считается освоение техники свипа и скоростных соло, то освоение фингерстайла – это однозначно одно из очень серьезных достижений в игре на акустике. Этот способ игры требует от гитариста идеальной координации обеих рук, высокой скорости игры пальцами и переборами, а также чистого звукоизвлечения. Эта техника игры позволяет серьезно вырасти в сочинении любой музыки, а также даст огромный простор в создании аранжировок. Почти все великие гитаристы, так или иначе, владеют или владели фингерстайлом. Именно для того, чтобы вы смогли сами научиться играть, красивые переборы на гитаре и создана эта статья.

Первый этап – это подготовка. Это значит, что если вы вообще не имеете представления о том, как играть пальцами – то лучше перейдите на виды переборов для начинающих – статью, где описываются базовые паттерны, которые лучше всего освоить перед тем, как заниматься фингерстайлом. Всего схем 21, но они довольно простые. Конечно, упражняться можно и без подготовки – однако тогда все будет даваться гораздо сложнее. Так или иначе, ниже – первая часть статьи, с базовыми и не очень сложными упражнениями.

Обозначения пальцев

Прежде чем начать обучение, стоит сказать об обозначении каждого пальца. В данных упражнениях и схемах их используется четыре – большой, который обозначается буквой «p», указательный, который маркируется как «i», далее – средний, под буквой «m», и безымянный – «a». Мизинец при этом не используется.

Для удобства также стоит сказать, что чаще всего большой палец будет отвечать за басовые струны, а остальные – за текстуру. Еще один совет – это приобретение специальных плектров, которые надеваются на палец. Таким образом, вы получите атаку по струне такой же, как и при игре, медиатором – звук станет четче и ярче.

Красивые переборы – табы и схемы

Схема 1

Первый, и самый простой перебор, который очень похож на партию не для гитары, а для банджо. В данном случае басовыми струнами являются 5 и 4. Помимо этого, в нем всего три ноты, которые играют поочередно тремя пальцами. Выглядит схема так:

Вместе с этим паттерном отлично подойдут такие аккорды как C, G, Am, а также их различные надстройки и модуляции. Тональность в данном случае – C, что позволяет без труда экспериментировать с аккордами внутри нее.

Схема 2

Второй паттерн уже значительно сложнее, поскольку при его игре требуется больше координации, а также скорости. Басовые струны в данном случае – шестая и пятая, а также четвертая. Обратите внимание, что нота текстуры в некоторых местах имеет двойную скорость – это значит, что он должна играться в два раза меньше, чем остальные. Кроме того, вторая струна на пятом ладу, которую вы дергаете в начале, должна звучать постоянно – это сильно усложняет задачу, поскольку надо играть так, чтобы пальцами не глушить ее. Схема следующая:

Этот паттерн идеально подойдет для блюза и кантри, а также отлично звучит с различными септаккордами – например, A7 или E7. Впрочем, подойдут и классические трезвучия. Тональность в данном случае – E.

Схема 3

Следующий вид перебора на гитаре тоже довольно сложный, однако однозначно стоит того, чтобы потратить на него время. Он обладает поистине мощнейшим грувом, который даже при повторяющейся игре способен унести слушателя в другое измерение. Этот паттерн можно вставлять даже в песни на электрогитаре, особенно если при этом нарулить очень гулкий эффект дисторшн. Басовые струны в данном случае – шестая, пятая и четвертая.

В качестве аккордовой текстуры можно использовать различные формы G, C, Am и их достройки. Тональность – G.

Схема 4

Основная проблема в этом переборе – ритмический рисунок, который называется «свинг». Это значит, что басовая нота звучит дольше, чем текстура. То есть, получается примерно следующее – «Раз – пауза – два – три – пауза – два — три» и так далее. К этому придется привыкнуть, потребуется некоторые время потратить на тренировки на гитаре. Басовые струны в данном случае – с шестой по четвертую.

Для текстуры аккордов хорошо подойдут E, C, B и их производные с поднятыми и опущенными ступенями. Тональность – E.

Схема 5

Обратите внимание на то, как в этом паттерне выстроена басовая партия – она использует октавы, по сути, играя одну и ту же ноту. В целом, с ним не должно возникнуть никаких проблем. Басовые струны – шестая и четвертая.

Для дополнения можно использовать различные аккорды тональности E. Это, например, тот же самый E, F или F#.

Схема 6

Очень простой перебор, для которого понадобится использовать только указательный и большой палец. По сути, его можно даже играть медиатором, используя в качестве вступления, прежде чем как играть боем на гитаре какой-то блюзовый или тяжелый мотив. Такой прием очень любят использовать современные тяжелые команды – наигрывая какой-то интервал на чистом звуке, и после – врываясь тяжелыми рифами. Басовая струна тут только одна – четвертая.

Аккорды к этому перебору можно подобрать следующие – D, G, F и другие, входящие в тональность перебора – D.

Схема 7

Используемые басовые кварты сразу выдают в этом переборе кантри-музыку. Тут же можно отработать важный для фингерстайла прием – щипок, когда вы одновременно играете несколько струн, кроме нижних. В целом, это еще один паттерн, который точно можно посоветовать для обучения основам красивого перебора струн. Басовые – с шестой по четвертую.

Аккорды, используемые в данном случае, могут быть, например, C, родственный ему Am, F и другие, входящие в основную тональность – C.

Схема 8

А вот в этом случае читается чистейший блюграсс, изначально играющийся на банджо. Об этом можно судить по характерному щипку на слабую долю. Лучше всего партия будет звучать в высоком темпе, и – будем честными – сыгранным именно на банджо. Тем не менее, для акустической гитары он тоже подойдет. Басовые струны – с шестой по четвертую.

В данном случае уместнее всего будут звучать характерные септаккорды, которые часто используются в кантри. Это могут быть, например, G7, D7 и другие. Тональность в данном случае – G.

Схема 9

И последний паттерн, который тоже хорошо подойдет для начинающего. Он будет хорошо звучать как на акустической, так и на электрогитаре, особенно если нарулить приятный чистый звук, обильно сдобренный дилеем, хорусом и ревером. Басовые струны в данном случае – шестая, пятая и четвертая.

Аккорды красивого перебора могут быть следующие: A, E, Bm. Тональность в данном случае – A, поэтому используйте трезвучия, соответствующие ей.

Заключение и советы

Итак, в начале статьи мы писали, что фингерстайл лежит на трех китах – чистоте звучания, скорости игры и координации. И среди этого списка скорость – наименее важный аспект. Поэтому в отработке этих упражнений играйте под метроном и медленно, заставляя звучать буквально каждую ноту правильно – без глушения, звона и дребезга. Постепенно наращивайте темп и поставьте перед собой цель – исполнять паттерн чисто, а не быстро. Обязательно помните про постановку рук, а особенно – правой, ведь от нее зависит очень многое. Именно тогда вы встанете на правильный путь фингер-гитариста, который исполняет произведения не только в заданном темпе, но к тому же чисто и четко.

Источник

Оцените статью