Передача истории по нотами

Проект по музыке: «История нотного стана»

специалист в области арт-терапии

Музыка первобытных людей……………………………………………………. 3

Сохранение музыки в древности………………………………………………….4

Изобретение нотной записи итальянским монахом Гвидо из города Ареццо…5

Современная нотная запись………………………………………………………. 6

“ До, ре, ми, фа, соль, ля, си ㅡ села кошка на такси” ㅡ многим из детства знакома эта шуточная считалка. Названия нот слышали даже те, кто никогда не занимался музыкой. Но далеко не все знают, кто придумал ноты, и что скрывается за этими знаменитыми на весь мир слогами. Вы не задумывалась, почему ноты называются именно так, почему их семь, а обозначаются они овалами, а не квадратами? Какова история происхождения нот. В нашем проекте мы раскроем все тайны и секреты великолепной и загадочной семерки, из которой складываются миллионы прекрасных песен.

Музыка в нашей жизни занимает большое значение. Она звучит повсюду: в передачах по радио и телевидению, в театре и концертном зале, в школе и детском саду, на танцевальной площадке и стадионе. Ни один праздник в нашей стране не обходится без музыки.

С музыкой связаны многие события в жизни людей. Под тихий напев колыбельной песни засыпает малыш. Под веселую музыку играют дети. Школьники разучивают песни, отправляются в поход под звуки марша. Молодежь любит танцевальную музыку.

Музыка наш хороший друг. С ней приятнее отдых и легче труд. Музыка может поднять настроение или навеять грусть, пробудить энергию или заставить задуматься, помечтать. Богатый и поэтичный мир звуков всегда привлекал людей своей выразительностью и красотой.

Актуальность исследования: изучая ноты на уроках музыки, мы ничего не знаем из история возникновения музыкальной грамоты. И поэтому, исследовав данную тему, можно рассказать ученикам начальной школы, как наши предки старались сохранить музыкальные произведения, чтобы они дошли до наших дней. Ведь многие произведения являются шедеврами мировой музыкальной культуры.

Цель работы : познакомить учащихся школы с историей нотного стана.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

Изучить историю возникновения нот.

Проследить взаимосвязь времени и нотной записи.

Донести до учащихся полученную информацию.

2 Основная часть

2.1 Музыка первобытных людей.

Когда возникла музыка?

Этот вопрос давно волнует людей. Еще в глубокой древности было сложено немало легенд о происхождении музыки. Древние греки считали, что музыка дарована им богами.

Ученые же на основе археологических и этнографических исследований установили, что музыка появилась еще в первобытном обществе. У древних людей она была связана с их повседневной жизнью. Женщины напевали, баюкая детей, пастухи созывали стадо звуками рожков, воинственные возгласы повергали в ужас врагов. Музыка, ее ритм и мелодия оказывали на человека сильное эмоциональное воздействие.

Какой была первобытная музыка, мы не знаем, но, вероятно, не очень благозвучной. В ней было много звукоподражаний: в песнях первобытные люди повторяли звуки окружающего их мира — крики диких зверей, птиц.

Главным элементом первобытной музыки был ритм.
Он помогал людям четко выполнять движения во время работы. Певцы подчеркивали ритм ударами в ладоши или притопыванием. Позже люди подметили, что ритмичные громкие звуки издают при ударе плоские камни, куски дерева, раковины. Они то и стали первыми музыкальными инструментами.

Во II веке до нашей эры в Двуречье появляются первые музыкальные термины: лад, жанр, интервал, всего четырнадцать слов.

А первые упоминания о музыкальной культуре датируются XV веком до нашей эры государства Угарита. Глиняные таблички содержали тексты гимнов и песнопений.

2.2 Сохранение музыки в древности

Любая музыка исчезла бы с лица земли, если бы люди не научились записывать ее нотными знаками. Так оно и случилось: множество древних песен – тех, которые не записывались, — исчезло, будто их и вовсе не было, они словно бы растворились в воздухе…

Именно ноты, нотное письмо сохранило нам музыку тех великих композиторов, которые написали ее столетия тому назад.

Так же, как слова и буквы, ноты создавались постепенно, на протяжении многих веков.

С глубокой древности люди стремились сохранить музыку, для этого необходимо было записать мелодию. Делали это везде по-разному.

В Древней Греции музыкальные звуки обозначали буквами греческого алфавита.
В средневековой Европе для этого использовали специальные значки — невмы. Они выглядели как черточки, точки и запятые.

Невмами называли Средневековое нотное письмо (в переводе с греческого «дыхание») – условные знаки передавали общее назначение мелодии. Невмы указывали на восходящее или нисходящее движение мелодии, не определяя точной высоты звуков.

Невмы записывались вокруг или прямо на двух линейках, обычно разного цвета

( красного и зеленого), которые были введены для удобства записи ориентировочно в VIII- X веке.

На Руси в далекие времена ноты писались крюками. Их было более семидесяти, и употреблялось это нотное письмо для церковного пения. Каждый из семидесяти крюков обозначал от одного до нескольких звуков. Это была трудная и сложная запись музыки.

Все эти обозначения были не совсем удобными. Например, невмы рисовали над текстом. Они подсказывали певцу, как должна двигаться мелодия. Подсказка помогала лишь тогда, когда музыкант знал мелодию наизусть.

2.3. Изобретение нотной записи итальянским монахом Гвидо из города Ареццо

Многих, наверное, интересует вопрос, от какого языка произошли ноты, где именно появились эти музыкальные обозначения. Конечно, они могли быть изобретены только в самой музыкальной стране — Италии! Дело было более 1000 лет назад. В старинном городе Ареццо, рядом с Флоренцией, жил-был музыкант. Это был монах, преподаватель церковного пения, которого звали Гвидо Аретинский или Гвидо из Ареццо.

Его очень расстраивало, что монахи тратят больше времени на заучивание песнопений, чем на молитву. Поэтому Гвидо придумывал различные способы, чтобы ускорить процесс обучения.

До каких пор музыканты будут страдать!

Решительно произнёс он-

Мириться с этим более невозможно:

Фальшивые звуки, разнобой и разноголосица.

Сольные партии еще ничего, но ансамбли.

Ляпсус за ляпсусом, ошибка за ошибкой.

Сил больше нет никаких…

Мы привыкли видеть 5 линий, на которых записываются ноты, и именно Гвидо предложил систему записи, которая используется до сих пор. Правда, сначала было только 4 линейки, и ноты были квадратыми. Но сам принцип расположения нот на линейках и между ними остался таким же и по сей день.

И здесь пригодились еще одно изобретение итальянского монаха. Он придумал Музыкальные ключи, которые ставятся в начале нотного стана и показывают, какой ноте соответствует линейка в данном произведении. Гвидо использовал в качестве ключа буквы латинского алфавита. Спустя столетия появилась 5-ая линейка, а Музыкальные ключи приобрели современную форму. Так появились известные нам нотный стан и ноты До- ре—ми- фа- соль -ля- си.

Правда, поначалу некоторые ноты назывались по- другому. Например До называлась ТУ. Но это слово плохо поется, и его заменили на более удобное и звонкое До. А нота Си появилась позже остальных. Ее название связано с молитвой и составлено из инициалов – С (святой) И (Иоанн).

Гвидо д Ареццо- это имя, которое осталось на все времена. Он был великим реформатором нотного письма, но, вероятно он не знал и не ведал, что его нотной грамотой будет пользоваться весь музыкальный мир.

2.4 Современная нотная запись.

По мере развития многоголосия стали использовать систему из нескольких нотных строк, расположенных одна над другой и объединённых общей начальной чертой или фигурной скобкой — акколадой. С того времени и поныне мы имеем знакомые всем До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, записанных на пяти линейках нотного стана. Эта система единая и признанная во всём мире. Для того чтобы записать свой музыкальный шедевр нужно элементарно освоить нотную грамоту, хотя бы на уровне музыкальной школы.

Но современная жизнь не стоит на месте и век технического прогресса затронул и музыку. Существует масса возможностей записать музыку: магнитофоны, диктофоны, компьютеры, нотные редакторы.

Источник

Бетховен – Главный композитор Нового времени («Истории по нотам», выпуск 34)

Muzium – ваш любимый блог о классической музыке.
http://muzium.org/posts/beethoven-beginning/

Бетховен – главный композитор Нового времени. В 19 и 20 веке нет ни одного крупного композитора, на которого бы Бетховен не оказал влияние. А об исполнителях и говорить нечего: произведения Бетховена до сих пор составляют ядро европейского концертного репертуара.

Трудное детство, любовные перипетии, глухота – все эти события скорее выковали характер Бетховена, нежели оказали какое-либо серьезное влияние на его творчество. В таком случае – что же влияло?

Наши видеолекции — это больше ста сюжетов о композиторах от барокко до XX века, рассказанные лучшими российскими музыковедами, доступные бесплатно на сайте и в YouTube.

Наши вебинары — это максимально полное представление о путях развития музыки от первобытных барабанов до современных симфонических композиций. Это идеальная возможность прийти в мир классических шедевров простым, но не примитивным путем.

Ваше участие в вебинарах поможет нам выпускать бесплатные лекции дальше, а проекту Muzium — активно развиваться.

Помочь нам выпускать больше курсов о классической музыке можно двумя способами:

1) Перечислить средства на http://paypal.me/muzium
или на сбербанк по номеру телефона +7 905 575 18 76 (Мария Холкина)

2) Помочь компетенциями. Нам нужны специалисты, которые готовы периодически помогать проекту на волонтерской основе.

* Переводчик с английского на русский
* Программист (React.js + Django)
* Контент-менеджер
———————————————————————
http://muzium.org/posts/
https://www.facebook.com/muziumblog/
https://vk.com/muziumblog

Видео Бетховен – Главный композитор Нового времени («Истории по нотам», выпуск 34) канала Muzium blog

Источник

О жанре, форме и стиле в музыке («Истории по нотам», выпуск 3)

http://muzium.org/posts/
Muzium – ваш любимый блог о классической музыке

Мы не смогли отказать Валерию Константиновичу в удовольствии, если не раскрыть в полной мере, то хотя бы обозначить некоторые музыкальные термины. А сами с не меньшим удовольствием узнали, например, что четыре типа темперамента можно сравнить с четырьмя типами музыкального темпоритма. Дисклеймер от рассказчика: «мы не абсолютизируем свои определения этих терминов, но используем их исключительно в рабочем порядке».

Валерий Сторожук — исследователь зарубежной музыки. В фокусе его интересов — история европейской музыкальной культуры от средневековья до наших дней. Валерий Константинович преподавал историю музыки в Новосибирской консерватории и Новосибирском государственном университете; после окончания аспирантуры в Московской консерватории защитил кандидатскую диссертацию по творчеству И. С. Баха.
———————————————————————
Помочь нам выпускать больше курсов о классической музыке можно двумя способами:

1) Перечислить средства на http://paypal.me/muzium
или на сбербанк по номеру телефона +7 905 575 18 76 (Мария Холкина)

2) Помочь компетенциями. Нам нужны специалисты, которые готовы периодически помогать проекту на волонтерской основе.

* Переводчик с английского на русский
* Программист (React.js + Django)
* Контент-менеджер
———————————————————————
http://muzium.org/posts/
https://www.facebook.com/muziumblog/
https://vk.com/muziumblog

Видео О жанре, форме и стиле в музыке («Истории по нотам», выпуск 3) канала Muzium blog

Источник

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Нотная грамота существовала не всегда. Сначала музыку пели и играли по памяти, и так она переходила от одного музыканта к другому. Но со временем произведение искажалось, и люди искали способ, как передать музыку такой, какой сочинил ее автор.

К 900 году н.э. придумали более удобный способ. Знаки стали писать на определенном расстоянии выше или ниже горизонтальной красной черты, которая означала по высоте звука ноту «фа». Такая запись показывала, где нужно петь высоко, а где — низко.

У разных народов были свои способы записи музыки. В Древней Греции нотами служили буквы, а в григорианской музыке сложилась особая система записи звуков – невма.

Невмы передавали только музыкальное направление произведения и точная высота звука не указывалась. Они обозначали число звуков в одном слоге и незначительное украшение мелодии, а все детали музыкального произведения исполнитель мог придумывать сам. Такой нотной грамотой записывали только вокальную музыку. Невмы напоминали точки, запятые и разные черточки, в беспорядке разбросанные по бумаге и певцы нередко путались из-за неразборчивости символов.

Вся эта путаница прекратилась в начале XI века. Итальянский монах, музыкант и учитель пения Гвидо Аретинский — Гвидо д’ Ареццо нарисовал линии, на которых разместились ноты.

Статуя Гвидо Аретинского во Флоренции неподалеку от галереи Уффици

Изобретатель современной системы нотной записи – бенедиктинский монах Гвидо Аретинский (Гвидо д’Ареццо) (990-1050). Ареццо – небольшой городок в Тоскане, неподалеку от Флоренции. В здешнем монастыре брат Гвидо обучал певчих исполнению церковных песнопений. Дело это было нелегким и долгим. Все знания и умения передавались устно в непосредственном общении. Певчие под руководством преподавателя и с его голоса последовательно разучивали каждый гимн и каждое песнопение католической мессы. Поэтому полный «курс обучения» занимал около 10 лет.

Гвидо Ареттинский начал отмечать звуки нотами (от латинского слова nota – знак). Ноты, заштрихованные квадратики, размещались на нотном стане, состоящем из четырех параллельных линий. Сейчас этих линий пять, и ноты изображают кружочками, но принцип, введенный Гвидо, остался без изменений. Более высокие ноты изображаются на более высокой линейке. Нот семь, они образуют октаву.

Каждой из семи нот октавы Гвидо дал название: ut, re, mi, fa, sol, la, si. Это – первые слоги гимна св. Иоанну. Каждая строка этого гимна поется на тон выше предыдущей.

Ut queant laxis,
Resonare fibris,
Mira gestorum,
Famuli tuorum,
Solve polluti,
Labii reatum,
Sancte Ioannes!

(В переводе с латинского:

Чтобы слуги твои

чудные деяния твои,

с наших опороченных уст,

Ноты следующей октавы называются так же, но поются более высоким или более низким голосом. При переходе от одной октавы к другой частота звука, обозначаемого одной и той же нотой, увеличивается или уменьшается вдвое. Например, музыкальные инструменты настраивают по ноте ля первой октавы. Этой ноте соответствует частота 440 Гц. Ноте ля следующей, второй, октавы будет соответствовать частота 880 Гц.

Об этой деятельности Гвидо свидетельствуют четыре трактата, дошедшие до нас: «Микролог», «Пролог к Антифонарию», «Правила в стихах» и «Послание о незнакомом пении».

Мемориальная доска в Ареццо на улице Рикасолли на доме, в котором родился Гвидо. На ней изображены квадратные ноты.

Названия всех нот, кроме первой, заканчиваются на гласный звук, их удобно петь. Слог ut – закрытый и пропеть его подобно прочим невозможно. Поэтому название первой ноты октавы, ut, в шестнадцатом веке заменили на do (скорее всего, от латинского слова Dominus – Господь). Этот переход традиционно приписывается итальянскому теоретику музыки Дж.Б. Дони в его труде (на французском языке) «Nouvelle introduction de musique» (1640). Последняя нота октавы, si – сокращение двух слов последней строки гимна, Sancte Ioannes. В англоязычных странах название ноты «си» заменили на «ти», чтобы не путать с буквой С, также используемой в нотной записи.

Изобретя ноты, Гвидо обучил певчих этой своеобразной азбуке, а также научил их петь по нотам. То есть тому, что в современных музыкальных школах называется сольфеджио. Теперь достаточно было записать нотами всю мессу, и певчие могли уже сами пропеть нужную мелодию. Отпала необходимость учить каждого каждой песне лично. Гвидо должен был только контролировать процесс. Время обучения певчих сократилось в пять раз. Вместо десяти лет – два года.

Гвидо также неточно приписывается изобретение, названное в честь него — гвидонова рука – механический способ облегчить чтение нот, обозначив их названия на суставах и конечностях пальцев.

Надо сказать, что монах Гвидо из Ареццо был не первым, кто придумал записывать музыку при помощи знаков. До него в Западной Европе уже существовала система невмов (от греческого слова «пневмо» – дыхание), значков, проставляемых над текстом псалмов, чтобы обозначить подъем или понижение тона песни. На Руси для той же цели употребляли собственную систему «крюков» или «знамен».

Квадратные ноты Гвидо Аретинского, размещаемые на четырех линиях нотного стана, оказались самой простой и удобной системой записи музыки. Благодаря ей нотная грамота распространилась по всему миру. Музыка покинула пределы церкви и ушла сперва во дворцы владык и вельмож, а потом в театры, концертные залы и на городские площади, став всеобщим достоянием.

Давайте вспомним еще какие нибудь истории создания чего либо: давайте вспомним, кто сделал Первый в мире пароход, а так же Когда что появилось в автомобиле. Ну и интереснейшая История знаков

Источник

Оцените статью