Передняя дека гитары это

Верхняя дека акустической гитары: что выбрать — массив или ламинат?

Звучание акустической гитары складывается из многих вещей: конструкции инструмента, формы грифа, фурнитуры, и так далее. Одним из самых важных компонентов большинство музыкантов считают верхнюю деку гитары. В этой статье мы разберем, в чём разница между верхней декой акустической гитары из массива дерева – такой, как у всех гитар Taylor, и ламинированного дерева.

Что такое верхняя дека акустической гитары?

Древесина всегда играла одну из самых важных ролей в звучании акустических инструментов. И если звучание, например, электрогитары складывается не только из характера дерева, но и типа звукоснимателей, то, когда речь заходит об акустических гитарах, древесина правит бал.

Гриф, накладка и корпус акустической гитары могут быть выполнены из разных пород дерева, сочетающихся между собой. Основу звучания акустической гитары задаёт верхняя дека: как вы можете догадаться, это – та часть гитары, которую вы видите в первую очередь, и та часть гитары, которая практически напрямую контактирует со струнами: именно верхняя дека передаёт вибрации струн корпусу гитары. На верхней деке также располагаются пружины и розетка: вещи, которые имеют большое влияние на звучание инструмента.

Читайте также:  Гибкое пианино детское с нотами

Производители акустических гитар используют различные породы дерева для производства верхних дек своих инструментов – от традиционных ели и кедра до экзотических махагони или коа. Помимо этого, верхние деки можно поделить на две большие группы: деки из массива дерева и деки из ламинированного дерева. Например, бренд Taylor использует для верхних дек своих гитар только массив, однако в «Музыке» есть различные гитары, поэтому мы подробно расскажем и о деках из ламината.

Что такое верхняя дека из массива дерева?

Верхняя дека из массива дерева – это чаще всего дека, выполненная из одного цельного куска дерева. Такие материалы тщательно отбирают на основании многих критериев. Вы можете отличить верхнюю деку из массива дерева по розетке: так как розетка была вырезана непосредственно в цельном куске, вы увидите характерный рисунок волокон по краям.

Часто верхняя дека из массива дерева делается из двух частей одного куска дерева: он распиливается и половины зеркально склеиваются: такую деку можно отличить по характерному рисунку волокон в середине деки.

Что такое верхняя дека из ламинированного дерева?

Термин «ламинированное дерево» подразумевает то, что дека состоит из более чем одного куска дерева. Тонкие слои древесины соединяются между собой при помощи высокой температуры, давления и специального клейкого вещества.

Многие гитарные производители используют эту технологию, так как она позволяет увеличить объёмы производства: вы можете сделать из одного куска махагони одну массивную деку или, например, если разделите его на четыре части – четыре ламинированных деки. Использование недорогих материалов для других слоёв деки также удешевляет производство, ведь никто не видит, что находится под верхним слоем деки: клён, фанера или пластик.

Если вы обратите внимание на розетку, по её краям вы увидите разные слои древесины – рисунок волокон не будет одинаковым – так можно отличить деку из ламинированного дерева от деки из массива.

Термин «шпон» используется для описания верхнего (видимого) слоя ламинированного дерева. Даже если нижние слои состоят из недорогого дерева или композитов, шпон позволяет гитаре выглядеть изысканно. Часто в качестве шпона производители используют махагони, клён или коа: гитара выглядит стильно, но дерева для её производства используется меньше, а процесс производства, по сравнению с производством дек из массива, становится проще и быстрее.

Внешний вид и звучание

Как мы уже писали выше, многие производители используют ламинированное дерево для верхней деки, так как это позволяет им получить инструмент, который отменно выглядит, используя при этом меньше дерева и ресурсов на производство.

Отличается ли визуально верхняя дека со шпоном от верхней деки из массива? Это достаточно спорный вопрос для многих гитаристов. Некоторые говорят, что различие совсем незаметно, так как для шпона используется такой же кусок дерева, просто тоньше. Некоторые, напротив, считают, что для шпона отбирают более дешевые и менее красивые куски.

Намного более жаркие споры возникают, когда дело доходит до обсуждения разницы в звучании. Есть ли объективно разница в звучании между декой из массива дерева и декой из ламината? Положа руку на сердце, мы можем с уверенностью заявить: есть.

Цельный кусок дерева имеет однородную структуру волокон и плотность. Благодаря этому вы получаете больший сустейн и более богатое обертонами звучание. Разные породы дерева имеют разную звуковую окраску, однако с максимальной долей вероятности все они будут звучать превосходно. Более того, массив дерева со временем приобретает новые оттенки звучания, чего не происходит с ламинированным деревом, так как оно состоит из нескольких разных слоёв.

Для производства топовых моделей акустических гитар производители всегда используют массив – и это говорит о многом.

Как насчёт прочности?

Широко известный факт состоит в том, что инструменты из массива дерева более восприимчивы к изменениям окружающей среды, например – температуры или влажности. Недостаток влажности может привести к трещинам на деке и другим негативным эффектам. Гитары с верхней декой из массива дерева требуют особого ухода и соблюдения условий хранения. Например, производитель гитар Taylor настоятельно рекомендует хранить инструменты в чехле или кейсе и использовать специальный увлажнитель. Такие рекомендации подойдут для любых инструментов из массива.

Ламинированные деки лучше противостоят изменениям окружающей среды, так как состоят из различных слоёв, склеенных между собой. Если вам приходится постоянно путешествовать или выступать в местах с чрезмерной или недостаточной влажностью, лучше рассмотреть для покупки инструмент с верхней декой из ламинированного дерева.

Дороже ли гитары с верхней декой из массива?

Как правило – да. Результатом этого являются многие вещи, о которых мы упоминали ранее в этой статье. Дерево для деки из массива отбирается самым тщательным образом, а значит – оно само по себе дороже. Оно должно не только выглядеть безупречно, но и звучать – ведь деки из массива ценятся в первую очередь за их особенное богатое звучание.

Ко всему прочему, большинство производителей, приобретает древесину для гитар только у проверенных поставщиков, которые гарантируют качество дерева и бережное отношение к окружающей среде, что также не может не сказываться на ценнике конечных продуктов.

Поэтому при выборе гитары наши консультанты в «Музыке» рекомендуют учесть множество факторов, главными из которых являются предназначение инструмента (тренировочный, концертный, для путешествий, etc) и ваш бюджет. Если вам нужен действительно звучный и роскошный инструмент, с которым не стыдно появиться на большой сцене и звучание которого добавит вашей музыке особый характер и шарм, а ваш бюджет может увеличиваться при необходимости, то советуем обратить внимание на инструменты бренда Taylor.

А если вы ещё не определились и нуждаетесь в консультации, то милости просим к нам в магазин на ул.Я.Коласа, 39 в Минске. Мы работаем без выходных!

Источник

MasterGitar.com

Дека гитары – это самая важная часть гитары с точки зрения акустики. Именно она определяет во многом звук инструмента, также дека является, что называется, лицом гитары, и работа с ней требует предельной аккуратности во всех смыслах. Поэтому для приобретения опыта изготовления гитары так уместно сделать ремонт по замене деки.

Замена деки — это полноценный элемент изготовления настоящей гитары из массива целиком, вы сделаете настоящую деку. И не страшно, если ваша дека будет среднего качества, для топовых гитар применяется радиальное дерево, работать с которым намного проще, чем со всякими вырезками из дек пианино советского образца. Приобретенный опыт будет даже больше настоящего.

С настоящим материалом возни меньше.

Тем не менее, косослойная дека из фоно будет лучше, чем строительная фанера, которая вообще непонятно каким образом была выбрана, не побоюсь этого слова, технологом фабрики.

Замена верхней крышки фанерного ящика в форме гитары на полноценную деку из массива кедра или ели – это самый правильный ремонт, как с точки зрения приобретаемого опыта, так и полезного эффекта.

На форуме есть примеры работ по замене деки гитары

Многие, возможно, читая эти строки, в первый раз засомневаются, из чего сделана дека их гитары. Часто внешняя сторона деки — это тонкий лист шпона, очень похожий на настоящую деку. Смотреть надо в торец отверстия, причем очень внимательно, так как средний поперечный слой (бука, например) может быть очень тонким. Если фанера адаптированная, например, как на старых Музимах, то гитара звучит приемлемо.

Специально начинаю цикл статей о верхней деке именно с этого напоминания о методике обучения, так как идея ресурса MasterGitar.com именно быть самоучителем, а не просто рассказать, что каким бывает.

Есть мнение, что нет смысла называть верхнюю деку верхней, так как дека у гитары одна, а на другой стороне дно. Также принято и в зарубежной практике дека – это top или soundboard, а дно — back.

Где достать материал для изготовления деки

Сегодня многие заготовители материала по всему миру имеют свои сайты с возможностью через них приобрести любые части гитары. Это самый правильный путь, купить специально подготовленный для гитар материал, который отбирается, пилится и сушится соответствующим образом. Для гитарного материала не приемлемы никакие микротрещины, которые имеет разного рода неверно (в гитарном смысле) высушенный материал. На нашем форуме вы сможете найти как адреса, так и рекомендации по покупке.

Затрону ещё вопрос пороков. Существует мнение, что не должно быть никаких сучков и других дефектов. Это правильно для гитар на продажу, но для учебного уровня подойдут деки с небольшими проблемами. Кому будет мешать маленький неразвившийся сучок, если сама дека в целом будет качественной и радиальной. Или небольшая волна по слоям, которая смещена в малый овал корпуса. Часто выбор сводиться к выбору из чего-то и мечтать о специально подготовленном дереве вашим прадедушкой не приходится.

Лучше сделать гитару из приемлемого дерева, чем не сделать совсем.

Это на гитарах на заказ важно качество до последнего нюанса. Я видел несколько гитар, которые были сделаны очень по-любительски, при этом аккуратно. Звук у них был такой, что не каждой блестящей шкатулке из магазина снилось. Так зачем разводить ненужные разговоры о целесообразности.

Но хватит разговоров, приступим к изготовлению деки. Сам процесс будет разделен на несколько статей, чтобы каждый этап можно было подробнее обсудить на форуме, посмотреть на ваши успехи и решить трудности. Не стесняйтесь.

Источник

Строение гитары. Детальный разбор схемы строения акустической и классической гитары

Строение гитары. Общая информация

В гитарном искусстве исполнители часто орудуют не только музыкальными терминами, но и обозначениями частей инструмента. Для того, чтобы понять многие моменты, необходимо знать строение гитары хотя бы в общих чертах. А если дело касается смены струн, регулировки отдельных компонентов или ремонта, то следует углубиться в эту тему дальше и больше. При объяснении большинства исполнительских технических моментов постоянно используется гитарная терминология. Без её знания, что называется, как без рук – играть можно, но в процессе придётся многое навёрстывать. Поэтому каждый регулярно занимающийся гитарист должен освоить первоначальные термины и обозначения.

Схема строения гитары

На предложенном рисунке показано строение гитары и обозначены её главные элементы. Хорошо, если у вас есть под рукой инструмент и вы можете найти их и на собственном примере. Информация по частям лучше усваивается, если знать для чего предназначена каждая деталь. Рассмотрим подробнее.

Корпус

Корпус – основная часть любой гитары. Он состоит из множества элементов, речь о которых пойдёт ниже. От строения и материала корпуса зависит мощность и тембр звука. Также от сборки зависит мобильность и прочность инструмента.

Нижняя дека

Она же задняя дека – это оборотная сторона гитары. Чаще всего полнота звучания зависит от дерева, из которого она сделана. Одна из несущих частей. Если рассматривать строение классической гитары, то для концертного исполнения «back» изготавливают из махагони, так как он обеспечивает наилучшие характеристики звука.

Верхняя дека

Наиболее важный элемент. Именно она является связующим звеном между извлечением звука из струны и передачи её колебаний в воздушную среду. Наиболее качественно изготавливать «Top» из цельного куска древесины. На классиках применяют кедр, альпийскую ель. На более дешёвых инструментах (в т.ч. акустических) применяют фанеру. Тембр и качество звука по большей части зависит именно от Топа.

Вырез (катавей)

Элемент, который в основном присутствует на эстрадных гитарах. Необходим прежде всего тем, кто любит исполнять соло на крайних ладах (дальше 12) и позволяет дотянуться до необходимых верхних нот.

Подставка (бридж)

Чаще деревянная пластина, которая придаёт жёсткости конструкции всего корпуса и позволяет оказывать сопротивление натянутой струне.

Канты

Располагаются по краям верхней деки и оказывают для неё защиту от внешних факторов. Создают небольшую дополнительную прочность для корпуса. Также придают и эстетический эффект за счёт своего оформления.

Стреплок

Пластиковая или металлическая «пуговица», которая устанавливается специально для закрепления ремня. Может быть одна или две.

Обечайка

Это часть, которая соединяет верхнюю и нижнюю деку. Является резонаторным проводником от ведущей верхней деки в нижнюю и обеспечивает формирование объёма звучания. В ширину примерно 10 см. Изготавливаются из того же материала, что и нижняя дека.

Нижний порожек

Ещё его называют «косточкой» (делается из пластика или из кости). Пластинка, которая имеет под собой подкладки для регулировки струн. Оказывает небольшое воздействие на саундовые свойства.

Розетка

Узорная окантовка вокруг голосника. На классических инструментах мастер может изобразить очень интересный рисунок. На акустиках сделана плотнее и оберегает часть под струнами от внешнего воздействия.

Резонаторное отверстие

Важный элемент для появления звука. Благодаря голоснику, гитара резонирует и высвобождает звуковые колебания из глубины корпуса. Если его закрыть, то получится глухое и очень тихое звучание, похожее на бубнёж.

Колышки для крепления струн

Также носят названия пины. Белые продолговатые куски пластика, которые имеют в сечении пазы для приложения туда струны. Пин вместе со струной опускается в отверстие подставки и надёжно «запечатывается».

Накладка (гольпеадор)

Пластиковая фигурная накладка, которая устанавливается на верхнюю деку чуть ниже розетки. Используется во фламенко-гитарах и эстрадных – основная цель сберечь деку от случайных ударов медиатором и от перкуссионных ударов пальцами и ладонью.

Гриф гитары — вторая основная часть, на которой происходит натяжение струн, регулировка строя и собственно, игра левой рукой.

Накладка на гриф

Накладка на гриф – деревянное покрытие, которое занимает «рабочую» часть грифа.

Ладовые порожки

Металлические пластинки, отделяющие один лад от другого. Показывают длину, которую нужно зажимать, чтобы получить ту или иную высоту звука.

Голова грифа

Часть, которая содержит механизм для наматывания и настройки струн. Также часто используется для помещения логотипа фирмы.

Накладка на голову грифа

Изготавливается из того же материала, что и корпус. Плотная деревянная пластинка, которая покрывает голову грифа. Она укрепляет его и закрывает место соединения головы и «шеи».

Гребень головы

Элемент «Головы», который используют только как дизайнерское решение в эстетических целях. Различного рода мелкие детали создают отличия в инструментах разных производителей.

Колковая механика

Состоит из взаимосвязанных шестерёнок, которые закреплены металлическими пластинками с двух сторон грифа. Струны продеваются в продолговатые валики и наматываются с помощью ручек. У классических гитар открытый, у акустических – закрытый.

Валики колковой механики на классической гитаре

В отличие от акустических механизмов – открыты «наружу».

Пятка

Деталь, которая соединяет гриф и корпус. Может быть приклеена или прикручена на шурупы. Чаще всего располагается на границе 12 и 14 ладов.

Накладка на пятку

Деревянное покрытие, создающее дополнительное соединение самой пятки грифа с обечайкой.

Струны

Металлические или нейлоновые – составляют главный элемент для создания звука.

Верхний порожек

Ещё называется «нулевым». Пластмассовая или костная пластиночка, служащая для установки струн в и фиксировании их в одном положении. Легко снимается и при необходимости подтачивается.

Маркеры ладов

Точки, которые служат для быстрого ориентирования по основным ладам – 5,7, 12 и т.д. Маркеры, расположенные на плоскости самого грифа, больше используются для украшения инструмента. Чаще всего в этих местах делают вставки из перламутра или твердого пластика.

Внутренняя часть

Электрические элементы используются в определённых типах гитар и могут быть установлены отдельно по желанию.

Система пружин

Занимает важную часть в строении гитары. От их качества зависит её прочность и расположение резонаторов. Колеблющаяся струна передаёт свою энергию в саму конструкцию. Звуковые волны проходят по узловым точкам от нижнего порожка. У пружины важная задача – распределить колебания так, чтобы на выходе получился нужный тембр и верное интонирование. Кроме того, веерная система пружин поддерживает всю конструкцию и обеспечивает её прочность.

Анкерный стержень

Расположен внутри грифа. Состоит из стали. Оберегает гриф от прогибания от силы натяжения струн. Регулировка анкера производится, когда необходимо изменить угол положения грифа (в случае нестроя, или звенят гитарные лады ). У классических инструментов его нет.

Гайка для регулировки анкера

В электрогитарах располагается в основном в районе первого лада прямо за нулевым порожком. У акустик находится либо, как и у электро, либо внутри голосника, примерно в районе 20 лада.

Предусилитель

Есть на электроакустических гитарах. Задача – обработка сигнала, который идёт со звукоснимателя. Питается от батареек. Обладает эквалайзером для настройки тона. Часто обладает встроенным тюнером.

Звукосниматель

Так называемый «подпорожковый» звукосниматель – Under Saddle Transducer. Это небольшой проводок, обеспечивающий качество звучания. Обрабатывает дековые вибрации, преобразуя их в электрический сигнал, и передаёт их на преамп (см. выше).

Разъем типа «Джек»

Гнездо, вмонтированное в корпус гитары для подключения ее к внешним колонкам или усилителю. В основном разъемы типа «Джек» используют диаметром 6,3 мм.

Источник

Оцените статью