Переходные ноты для контральто

Переходные ноты у голосов

Для создания звуков человек использует работу голосовых связок. Они представляют собой мышечные складки, на краях которых располагаются сухожилия. При исполнении низких нот связки находятся в расслабленном состоянии, колышутся по всей поверхности, при исполнении высоких – растягиваются, движутся лишь их края. В процессе перехода от нижних нот в верхним наступает момент, когда связки перестают смыкаться. Ноты, на которых в пении происходит перевод связок из одного режима работы в другой, называются переходными. Для каждого человека момент перехода индивидуален, но уроки вокала позволят сделать его более профессиональным.

В пении особое внимание уделяется средней (примарной) части певческого диапазона, соответствующей по звучанию разговорной речи. Соответственно, петь ноты среднего диапазона проще, голос исполнителя звучит естественнее. Сверху и снизу от «области комфорта» располагаются переходные ноты. Верхней переходной нотой примарный регистр отделяется от фальцета, нижней – от грудного регистра.

Можно выделить следующие виды певческих голосов:

  • Для женщин: наиболее высокий – сопрано, средней высоты – меццо-сопрано, низкий – контральто.
  • Для мужчин: низкий – бас, средней высоты – баритон, самый высокий голос у тенора.

Соответственно, у голосов различных типов – разные переходные ноты. У певиц с высоким голосом: ми – фа# 2 октавы, с низким: до – ре 2 октавы. У мужчин-исполнителей с высоким голосом: ми – фа# 1 октавы, со средним: ре – ми 1 октавы, с низким: ля – си малой октавы.

Для того, чтобы сделать вокал красивым, лёгким и ярким, певцу необходимо научиться сглаживать переходные ноты. Все звуки исполняемой композиции должны звучать ровно. В песни, исполняемой опытным вокалистом, слушатель не обнаружит и намёка на переходы.

Читайте также:  Ноты гласы обиход стихиры

Источник

Учите детей петь

Слушать и видеть поющих детей одно удовольствие

Женские голоса

На главную
см. Пeвчecкие голоса
Диапазон – от верхней половины малой октавы до середины третьей октавы.

В женских голосах различают три регистра:
1. грудной,
2. средний, или микстовый, и
3. головной.

Протяженность регистров и переходные ноты от одного регистра к другому у высоких и низких женских голосов неодинаковы.

Сопрано – высокие женские голоса по характеру звучания бывают лирические, драматические и лирико-драматические.

Лирическое сопрано имеет теплый, задушевный, «мягкий» тембр. Диапазон: до1 – до3; голос легко идет наверх. Лучше всего звучат ноты второй октавы. Верхние тоны легко поддаются изменению силы звука. Рабочий диапазон лежит в пределах фа1 – ля2.

Различают центральное и легкое лирическое сопрано.

Центральное сопрано лирического характера, по полноте звучанин оно приближается к драматическому сопрано, имеет хорошо звучащую середину и часто более короткий головной регистр.

Легкое лирическое сопрано с предельными нотами ми3 – соль3, обладающее природной беглостью, легкостью и подвижностью, называется лирико-колоратурным сопрано. У этого голоса силой и красотой выделяются ноты головного звучания, середина звучит слабо, а крайние нижние ноты по сравнению с верхними часто бывают беззвучны.

Драматическое сопрано отличается насыщенным звучанием драматического плана. Диапазон лям, сим – до3. Голос тяжелый, с трудом идет наверх. Верхние ноты звучат напряженно и потому 6ольше употребимы на forte. Наиболее свободно и полно звучит средний регистр (фа1 – ре2). В голосах со смешанным, лирико-драматическим звучанием в зависимости от преобладания одного или другоro характера выделяются соответствующие признаки.

Легкие лирические и лирико-колоратурные голоса в хоре составляют партию первого сопрано, остальные высокиее женские голоса – второе сопрано.

Основным критерием отбора в партию первого conpaнo, кроме достаточного диапазона верхних нот (полной второй октавы или первых нот третьей октавы), является яркая звучность и легкость на верхних нотах.

Меццо-сопрано – низкие женские голоса в хоре входят в партию альтов.

В отличие от сопрано, у которого ноты грудного регистра звучат слабо и бедно по тембру, в этих голосах, помимо о6щего более густого звучания, ноты ниже ре1 – до1 имеют значительное грудное резонирование, достаточную силу и красоту тембра.

Различают высокое и низкое меццо-сопрано.
Первое чаще бывает лирического характера, второе – драматического.
Переходные ноты одни и те же.

Высокое меццо-сопрано – довольно подвижный голос, ноты грудного регистра звучат у нero мягче и несколько слабее, чем у низкого меццо-сопрано. В хоре наиболее применимы ноты в пределах первой октавы.

Низкое меццо-сопрано от высокого отличается малой подвижностью, более густыми грудными нотами. Такой голос с широким диапазоном грудного регистра и особенно густыми, полнокровными нотами в малой октаве, называют контральто.

У контральто переходные ноты к головному регистру лежат приблизительно на терцию ниже (си бемоль1 – си1). У такого голоса ярко выраженное грудное резонированне распространяется иногда на весь средний регистр, в связи с чем переход к головному регистру очень резкий и затрудненный. Звуки второй октавы крикливы, неудобны, воспроизводятся с трудом. Рабочий диапазон в пределах лям – си1.

В хоре высокие меццо-сопрано составляют партию первых альтов, а низкие меццо-сопрано относятся ко вторым альтам.

Высокое меццо-сопрано иногда трудно отличить от драматического сопрано. При дифференциации этих голосов обращают внимание на звучание грудных нот и особенно звуков в малой октаве.

Наличие полнозвучных нот малой октавы указывает на меццо-сопрано. Но часто у хорошего драматического сопрано эти ноты мало уступают по звучанию низким женским голосам.

Поэтому решающее значение имеет определение переходных нот к головному регистру и удобной тесситуры (сопрановой или меццо-сопрановой).

Источник

Основные градации женского голоса

Сопрано – высокий женский голос. Рабочий диапазон: до 1 – до 3 (у колоратурного сопрано вверх до фа 3 ). Переходные ноты: ми 2 (фа 2 ) – фа# 2 . Различают:

˗ колоратурное сопрано – самый высокий женский голос, очень хрупкий, изящный с беспредельным серебряным верхним регистром, его лёгкость позволяет исполнять сложнейшие рулады, широкие скачки, изящные мелизмы и бравурные пассажи. Диапазон: до 1 – фа 3 ;

˗ лирическое сопрано – голос кантиленный, мягкий, ярко звучит на всём диапазоне. Диапазон: до 1 – до 3 , ре 3 ;

˗ лирико-драматическое сопрано – более объёмный, очень выразительный голос, в котором прекрасно сочетаются мягкость, кантилена;

˗ драматическое сопрано – сильный, объёмный, ярко тембральный голос, что даёт ему возможность петь всю партию на сильном эмоциональном накале.

Меццо-сопрано – средний по диапазону женский голос. Рабочий диапазон: ля – си 2 . Переходные ноты: до 2 – ми-b 2 при переходе к головному регистру; ми 1 – фа 1 – фа# 1 при переходе к грудному регистру. Различают:

˗ лирическое меццо-сопрано – светлый по тембру и цветом приближенный к сопрано. Диапазон: ля – ля 2 , си 2 ;

˗ центральное меццо-сопрано – крупный, плотный, сильный голос;

˗ колоратурное меццо-сопрано – очень редкий голос, наделённый яркостью, гибкостью и подвижностью, что позволяет петь сложнейшие пассажи, фиоритуры и рулады.

Контральто (альт) – самый низкий женский голос. Рабочий диапазон: соль – ля 2 . Переходные ноты: до 2 – ре 2 при переходе к головному регистру; ми-b 1 – фа 1 при переходе к грудному регистру.

3. Детские голоса:

˗ дискант – голос мальчиков. В ансамбле дисканты разделяются на низкие, средние и высокие по вокальным партиям.

˗ сопрано – высокий голос девочек. В ансамбле голоса сопрано разделяются по вокальным партиям.

Уроки вокала для детей.Один из вопросов, волнующих педагогов по вокалу, – есть ли смысл в уроках вокала для детей. Известно, что в подростковом возрасте у детей происходит мутация голоса. Особенно заметно она проходит у мальчиков. Поэтому многие учителя пения рекомендуют начинать серьёзные занятия вокалом уже после этого периода, то есть в возрасте 15-17 лет.

Однако есть и другое мнение. В сам период мутации голоса нужно очень бережно к нему относиться, не перегружать, правильно подбирать репертуар и упражнения. Но то, что ребёнок приобрёл на занятиях вокала раньше, никуда не исчезнет: если он укрепил свои связки, то они и останутся крепкими, если он развил свою дыхательную систему, то она такой и останется, если научился правильно пользоваться певческим дыханием, то и эти умения останутся с ним. И не следует забывать о том, что помимо укрепления здоровья, занятия вокалом развивают культуру детей, их музыкальный кругозор. Тем более, что всем детям нравится петь, они это делают с большим удовольствием.

Поэтому на этот вопрос можно ответить однозначно: да, конечно, дети в любом возрасте могут результативно и с удовольствием заниматься вокалом. Начинать заниматься непосредственно вокалом рекомендуется детям с 6-7 лет. До этого (с 3,5 до 6 лет) с детьми нужно заниматься общим музыкальным развитием, пением и дыхательными упражнениями. (Об особенностях развития детского голоса можно прочитать в сборнике «Методические рекомендации для руководителей детских академических хоровых коллективов», подготовленном в 2010 г. ГАУК РО «Областной дом народного творчества»).

Определяем тип голоса

Вопрос определения типа голоса вокалиста является актуальным. При неверном определении типа голоса его можно испортить. Довольно частое заблуждение, что тип голоса определяется по тому, какие ноты берёт вокалист. Это неправильно. Для того, чтобы определить певческий голос, нужно выявить несколько его основных параметров:

˗ тембр (индивидуальная окраска);

˗ диапазон (высота звучания);

˗ переходные регистровые тоны;

˗ способность выдерживать тесситуру.

Даже очень низкие от природы мужские голоса способны «доставать» теноровые ноты, однако это не означает, что они автоматически становятся тенорами. Желание петь высоко довольно часто перевешивает здравый смысл, и вокалисты, особенно молодые, начинают перенапрягать свой голосовой аппарат, пытаясь выдавливать из себя ноты, которые им петь не следует. Это часто вызвано желанием подражать кумиру или певцу, исполняющему песню в оригинале, а также позёрством, желанием доказать всем, что «я могу так же». Оригинальный вокал всё равно в итоге будет звучать гораздо лучше и естественнее, поэтому вокалисту следует развивать свой голос и индивидуальный тембр.

Тесситурная выносливость

Рассмотрим несколько способов определения типа голоса. Определить тип для не поставленного голоса бывает сложно. Например, человек привык разговаривать в высокой позиции и осветление тембра для него привычно. Тем не менее, при проверке окажется, что у него низкий голос.

Так как же правильно определить тип голоса? В современной эстраде разделение голосов строится не по классической схеме «бас, баритон, тенор и т.д. «, а по принципу «очень высокий, высокий, низкий и очень низкий голос». В отличие от академического пения чёткие границы отсутствуют. И, тем не менее, одно остаётся неизменным – тесситурная выносливость.

Тесситура (итал. tessitura, буквально – ткань, от tessere – ткать) – высотное положение звуков в музыкальных произведениях по отношению к диапазону певческого голоса или музыкального инструмента. Условием художественного исполнения (естественности, свободы, красоты звучания) является соответствие тесситуры в вокальном произведении характеру голоса певца. Вид тесситуры определяет высота первой части диапазона, которая используется в произведении. Если высокие верхние звуки – значит тесситура высокая и т. д.

Тесситура того или иного произведения определяется тем, как высоко или низко находится большинство его нот по отношению к крайним участкам голоса – вверху или внизу. Иными словами – как долго и часто вокалисту придётся петь ноты, близкие к крайним «верхушкам» или крайним «низам». Если такие ноты не встречаются или встречаются лишь изредка, то тесситура удобна для певца. Если же они встречаются часто и голос быстро устаёт, то тесситура слишком высокая или низкая и имеет смысл опустить или поднять тональность произведения. Тесситура голоса – это комфортная зона певческого диапазона, в которой вокалист может петь долго и с удовольствием, без вреда для вокального аппарата.

Всё же остаётся открытым вопрос – как определить тип голоса по тесситуре? Например, вокалист может петь без особого напряжения песню, где большинство нот приходятся на фа, соль и ля первой октавы. В определении голоса становится вопрос между тенором и баритоном. В этом случае играет роль, как вокалист поёт эти ноты. Начинающие вокалисты иногда неспособны определить на слух, как и чем они поют, потому что у них в отделе мозга, отвечающем за слух, ещё не сложилась система звуковых образов, которые бы помогли отличить фальцет от грудного голоса. Руководитель должен помочь им в этом разобраться.

У вокалистов иногда появляются психологические трудности. Молодые люди расстраиваются, услышав определение-диагноз: «вы – бас» или «вы – меццо-сопрано», так как высокие сильные голоса всегда пользовались популярностью, а многие современные (особенно мужские песни) ориентированы на высокие подвижные голоса. Не следует расстраиваться по этому поводу, так как почитателей хороших, поставленных и главное индивидуальных голосов (независимо от того высокие они или низкие) более чем предостаточно, а любую песню можно спеть ниже, по-своему. Слушатели чаще всего ценят не высоту голоса и не многочисленные приёмы, которые использует вокалист, а индивидуальный тембр, манеру и стиль.

Для получения максимально возможного результата уроки вокала должны носить регулярный характер. Но при этом нельзя чрезмерно перегружать голос вокалиста. Преподавателю вокала необходимо подобрать специальные вокальные упражнения в зависимости от особенностей голоса вокалиста, правильно их дозировать.

Если у исполнителя от природы баритон, то ему не нужно давать сразу большую нагрузку голосу в верхнем регистре. В большинстве случаев возможно распеть низкий мужской голос (бас, баритон) до высокого мужского голоса (тенор), но делать это нужно очень постепенно.

Если у вокалиста низкий женский голос (контральто, меццо-сопрано), то голос пойдёт наверх со временем очень легко.

Если же у исполнителя очень высокий голос (сопрано, колоратурное сопрано), то вниз голос будет спускаться очень нехотя.

Эти особенности развития голоса связаны с физиологией наших связок (голосовых складок). Их, как струну, можно вытянуть (натянуть) до определённого уровня, и голос будет звучать всё выше и выше (представьте себе струну скрипки или гитары, которую затягивают с помощью колка, и звучание при этом становится выше), но сожмутся они только до своего первоначального размера перед деформацией (до растяжения).

Источник

Оцените статью