- Переходные ноты у голосов
- Тесситурная выносливость.
- Типы голосов.
- Женские голоса делятся на:
- Мужские голоса:
- По классической схеме приблизительные высотные диапазоны голосов выглядят следующим образом (по Дмитриеву):
- Такие голоса очень востребованы в хорах:
- Переходные ноты.
- Приблизительные переходные ноты для голосов (по Дмитриеву):
- Примеры современной эстрады.
- Длина связок
- Тесситурная выносливость.
- Типы голосов.
- Женские голоса делятся на:
- Мужские голоса:
- По классической схеме приблизительные высотные диапазоны голосов выглядят следующим образом (по Дмитриеву):
- Такие голоса очень востребованы в хорах:
- Переходные ноты.
- Приблизительные переходные ноты для голосов (по Дмитриеву):
- Примеры современной эстрады.
- Длина связок
Переходные ноты у голосов
Для создания звуков человек использует работу голосовых связок. Они представляют собой мышечные складки, на краях которых располагаются сухожилия. При исполнении низких нот связки находятся в расслабленном состоянии, колышутся по всей поверхности, при исполнении высоких – растягиваются, движутся лишь их края. В процессе перехода от нижних нот в верхним наступает момент, когда связки перестают смыкаться. Ноты, на которых в пении происходит перевод связок из одного режима работы в другой, называются переходными. Для каждого человека момент перехода индивидуален, но уроки вокала позволят сделать его более профессиональным.
В пении особое внимание уделяется средней (примарной) части певческого диапазона, соответствующей по звучанию разговорной речи. Соответственно, петь ноты среднего диапазона проще, голос исполнителя звучит естественнее. Сверху и снизу от «области комфорта» располагаются переходные ноты. Верхней переходной нотой примарный регистр отделяется от фальцета, нижней – от грудного регистра.
Можно выделить следующие виды певческих голосов:
- Для женщин: наиболее высокий – сопрано, средней высоты – меццо-сопрано, низкий – контральто.
- Для мужчин: низкий – бас, средней высоты – баритон, самый высокий голос у тенора.
Соответственно, у голосов различных типов – разные переходные ноты. У певиц с высоким голосом: ми – фа# 2 октавы, с низким: до – ре 2 октавы. У мужчин-исполнителей с высоким голосом: ми – фа# 1 октавы, со средним: ре – ми 1 октавы, с низким: ля – си малой октавы.
Для того, чтобы сделать вокал красивым, лёгким и ярким, певцу необходимо научиться сглаживать переходные ноты. Все звуки исполняемой композиции должны звучать ровно. В песни, исполняемой опытным вокалистом, слушатель не обнаружит и намёка на переходы.
Источник
Тесситурная выносливость.
Рассмотрим несколько способов определения типа голоса. Прежде всего, отмечу, что определить тип для непоставленного голоса бывает сложно и поэтому даже преподаватели вокала иной раз могут ошибаться, если у них не хватает опыта. Например человек привык разговаривать в высокой позиции и осветление тембра для него привычно, однако, при проверке окажется, что он бас или баритон.
Так как же правильно определить свой тип голоса? В современной эстраде разделение голосов строится не по классической схеме «бас,баритон,тенор и тд», а по принципу «очень высокий, высокий, низкий и очень низкий голос». В отличие от академического пения чёткие границы отсутствуют. И тем не менее, одно остаётся неизменным — тесситурная выносливость. Что же такое тесситура? Не буду придумывать свою формулировку, а процитирую Большую Советскую Энциклопедию:
Тесситура: итал. tessitura, буквально — ткань, от tessere — ткать), высотное положение звуков в музыкальных произведениях по отношению к диапазону певческого голоса или музыкального инструмента. Условием художественного исполнения (естественности, свободы, красоты звучания и т. п.) является соответствие Т. в вокальном произведении характеру голоса певца, а в инструментальном — техническим возможностям данного инструмента.
Добавлю от себя. Тесситура того или иного произведения определяется тем, как высоко/низко находится большинство его нот по отношению к крайним участкам вашего голоса — вверху или внизу. Иными словами — как долго и часто вам придётся петь ноты, близкие к вашим крайним «верхушкам» или крайним низам. Если такие ноты не встречаются или встречаются лишь изредка, то тесситура ваша, если же они встречаются часто и голос быстро устаёт, то тесситура слишком высокая/низкая и имеет смысл опустить/поднять тональность произведения. Ваша родная тесситура — это комфортная зона певческого диапазона, в которой вы можете петь долго и с удовольствием, без вреда для вокального аппарата.
Однако остаётся открытым вопрос — как определить тип голоса по тесситуре? Например я могу петь без особого напряжения песню, где большинство нот приходятся на фа, соль и ля первой октавы. Кто я — тенор, баритон? Дело в том, что тут играет роль и то, как вы поёте эти ноты. Если вы их фальцетите, то никакого напряжения и не будет, однако тип голоса по фальцету не определяется. Начинающие вокалисты порой бывают неспособны определить на слух как и чем они поют, потому что у них в отделе мозга отвечающем за слух ещё не сложилась система звуковых образов, которые бы помогли отличить фальцет от грудного голоса. Вот тут-то и пригодится помощь педагога по вокалу.
Лирическое отступление: часто молодые люди расстраиваются, услышав диагноз «вы бас» или «вы баритон», так как высокие сильные тенора всегда пользовались популярностью, а многие современные мужские песни «заточены» под тенор. Могу лишь посоветовать не принимать это близко к сердцу, потому что почитателей хороших, поставленных и главное индивидуальных голосов (независимо от того высокие они или низкие) более чем предостаточно, а любую песню можно спеть ниже и по-своему. Запомните, ваша аудитория — простые люди, в основном ничего не сведущие в вокале. Эти простые люди ценят не высоту голоса и не многочисленные приёмы, которые вы используете, а индивидуальный тембр, манеру и стиль. Вспомните хотя бы группу Раммштайн!
Как вы уже понимаете, определить тип голоса самостоятельно сложно, а иной раз и невозможно. Особенно это касается людей, у кого голос от природы «не раскрыт». Мой совет — найдите преподавателя хотя бы на одно занятие, для того, чтобы он определил, какой у вас голос и сказал в каком направлении следует работать.
Типы голосов.
Женские голоса делятся на:
- Сопрано — самый высокий женский голос
- Меццо-сопрано — средний
- Контральто — самый низкий женский голос
Мужские голоса:
- Тенор — самый высокий мужской голос
- Баритон — средний, наиболее распространённый тип мужского голоса.
- Бас — низкий мужской голос
В свою очередь эти голоса подразделяются по характеру тембра и высотной вариации, как например колоратурное сопрано, тенор-альтино, драматический тенор, бас профундо, бас-октавист (самый низкий существующий голос), лирический и драматический баритон, баритональный бас, и так далее.
По классической схеме приблизительные высотные диапазоны голосов выглядят следующим образом (по Дмитриеву):
- Тенор от До малой — до До второй октавы.
- Баритон Ля большой октавы — Ля бемоль первой октавы
- Бас — Фа большой — Фа первой октавы
- Бас-октавист крайне редкий голос. Он способен опускаться до фа контроктавы.
Такие голоса очень востребованы в хорах:
- Сопрано До первой — До третьей октавы.
- Меццо-сопрано Ля малой — Ля второй октавы.
Это весьма сжатая спецификация голосов и она не отражает всего богатства тембров. Существуют и голоса с промежуточным звучанием, как например драматический тенор и лирический баритон.
Переходные ноты.
При определении типа голоса ученика преподаватель учитывает и переходные ноты. Переходный ноты, или «мост» голоса — это участок певческого диапазона, на котором грудной голос теряет богатство естественного тембра и либо зажимается, либо срывается на фальцет. У разных типов голосов этот участок отличается по высоте.
Приблизительные переходные ноты для голосов (по Дмитриеву):
- Тенор: ми-фа-фа диез-соль первой октавы
- Баритон: ре — ми бемоль — ми первой октавы
- Бас: ля — си бемоль — си малой — до — до диез первой октавы
- Сопрано: ми — фа — фа диез первой октавы
- Меццо-сопрано: до — ре — ре диез первой октавы
У непоставленных, нераскрытых голосов эти участки могут оказаться чуть ниже, чем у поставленных и опытный преподаватель это учитывает.
Примеры современной эстрады.
В современной эстраде редко кто классифицирует свой голос по классической схеме. У каждой звезды репертуар написан и подогнан «под голос» с намерением выделить наиболее выигрышное и характерное звучание тембра, так называемую «фишку». Кроме того, следует учитывать, что звезде наверняка понадобится петь долгие концерты вживую, а материал не соответствующий голосу может его быстро износить.
Приведу примеры типичных мужских и женских голосов на западной эстраде.
Высокие — George Michael, Michael Jackson, Josh Groban, Celine Dion, Whitney Houston, Christina Aguilera, Mariah Carey и так далее
Список очень длинный, и это я ещё не беру в рассчёт рок-певцов таких как Stiven Tyler, Dio и прочих сверзвуковых монстров. Однако не отчаивайтесь, и среди низких голосов вполне достаточно известностей, таких как Barry White, Sarah Vaughan, Rammstein, Ronan Keating, Elton John и много много других.
Длина связок
Кроме всего прочего, есть ещё один способ, помогающий определить тип голоса — анатомический. Давно известно, что чем выше тип голоса, тем короче и тоньше голосовые связки. Однако этот способ неточен и может быть использован лишь как вспомогательный, потому что бывает много исключений из правил. Известно например, что у тенора Карузо были длинные баритоновые связки.
Таким образом, певческие голоса могут быть очень разнообразными и правильно определить тип голоса важно с самого начала, чтобы в последствии не терять время напрасно и не губить природные данные. Тип голоса определяется по тембру, тесситуре, переходным нотам, диапазону и анатомическим особенностям.
Источник
Тесситурная выносливость.
Рассмотрим несколько способов определения типа голоса. Прежде всего, отмечу, что определить тип для непоставленного голоса бывает сложно и поэтому даже преподаватели вокала иной раз могут ошибаться, если у них не хватает опыта. Например человек привык разговаривать в высокой позиции и осветление тембра для него привычно, однако, при проверке окажется, что он бас или баритон.
Так как же правильно определить свой тип голоса? В современной эстраде разделение голосов строится не по классической схеме «бас,баритон,тенор и тд», а по принципу «очень высокий, высокий, низкий и очень низкий голос». В отличие от академического пения чёткие границы отсутствуют. И тем не менее, одно остаётся неизменным — тесситурная выносливость. Что же такое тесситура? Не буду придумывать свою формулировку, а процитирую Большую Советскую Энциклопедию:
Тесситура: итал. tessitura, буквально — ткань, от tessere — ткать), высотное положение звуков в музыкальных произведениях по отношению к диапазону певческого голоса или музыкального инструмента. Условием художественного исполнения (естественности, свободы, красоты звучания и т. п.) является соответствие Т. в вокальном произведении характеру голоса певца, а в инструментальном — техническим возможностям данного инструмента.
Добавлю от себя. Тесситура того или иного произведения определяется тем, как высоко/низко находится большинство его нот по отношению к крайним участкам вашего голоса — вверху или внизу. Иными словами — как долго и часто вам придётся петь ноты, близкие к вашим крайним «верхушкам» или крайним низам. Если такие ноты не встречаются или встречаются лишь изредка, то тесситура ваша, если же они встречаются часто и голос быстро устаёт, то тесситура слишком высокая/низкая и имеет смысл опустить/поднять тональность произведения. Ваша родная тесситура — это комфортная зона певческого диапазона, в которой вы можете петь долго и с удовольствием, без вреда для вокального аппарата.
Однако остаётся открытым вопрос — как определить тип голоса по тесситуре? Например я могу петь без особого напряжения песню, где большинство нот приходятся на фа, соль и ля первой октавы. Кто я — тенор, баритон? Дело в том, что тут играет роль и то, как вы поёте эти ноты. Если вы их фальцетите, то никакого напряжения и не будет, однако тип голоса по фальцету не определяется. Начинающие вокалисты порой бывают неспособны определить на слух как и чем они поют, потому что у них в отделе мозга отвечающем за слух ещё не сложилась система звуковых образов, которые бы помогли отличить фальцет от грудного голоса. Вот тут-то и пригодится помощь педагога по вокалу.
Лирическое отступление: часто молодые люди расстраиваются, услышав диагноз «вы бас» или «вы баритон», так как высокие сильные тенора всегда пользовались популярностью, а многие современные мужские песни «заточены» под тенор. Могу лишь посоветовать не принимать это близко к сердцу, потому что почитателей хороших, поставленных и главное индивидуальных голосов (независимо от того высокие они или низкие) более чем предостаточно, а любую песню можно спеть ниже и по-своему. Запомните, ваша аудитория — простые люди, в основном ничего не сведущие в вокале. Эти простые люди ценят не высоту голоса и не многочисленные приёмы, которые вы используете, а индивидуальный тембр, манеру и стиль. Вспомните хотя бы группу Раммштайн!
Как вы уже понимаете, определить тип голоса самостоятельно сложно, а иной раз и невозможно. Особенно это касается людей, у кого голос от природы «не раскрыт». Мой совет — найдите преподавателя хотя бы на одно занятие, для того, чтобы он определил, какой у вас голос и сказал в каком направлении следует работать.
Типы голосов.
Женские голоса делятся на:
- Сопрано — самый высокий женский голос
- Меццо-сопрано — средний
- Контральто — самый низкий женский голос
Мужские голоса:
- Тенор — самый высокий мужской голос
- Баритон — средний, наиболее распространённый тип мужского голоса.
- Бас — низкий мужской голос
В свою очередь эти голоса подразделяются по характеру тембра и высотной вариации, как например колоратурное сопрано, тенор-альтино, драматический тенор, бас профундо, бас-октавист (самый низкий существующий голос), лирический и драматический баритон, баритональный бас, и так далее.
По классической схеме приблизительные высотные диапазоны голосов выглядят следующим образом (по Дмитриеву):
- Тенор от До малой — до До второй октавы.
- Баритон Ля большой октавы — Ля бемоль первой октавы
- Бас — Фа большой — Фа первой октавы
- Бас-октавист крайне редкий голос. Он способен опускаться до фа контроктавы.
Такие голоса очень востребованы в хорах:
- Сопрано До первой — До третьей октавы.
- Меццо-сопрано Ля малой — Ля второй октавы.
Это весьма сжатая спецификация голосов и она не отражает всего богатства тембров. Существуют и голоса с промежуточным звучанием, как например драматический тенор и лирический баритон.
Переходные ноты.
При определении типа голоса ученика преподаватель учитывает и переходные ноты. Переходный ноты, или «мост» голоса — это участок певческого диапазона, на котором грудной голос теряет богатство естественного тембра и либо зажимается, либо срывается на фальцет. У разных типов голосов этот участок отличается по высоте.
Приблизительные переходные ноты для голосов (по Дмитриеву):
- Тенор: ми-фа-фа диез-соль первой октавы
- Баритон: ре — ми бемоль — ми первой октавы
- Бас: ля — си бемоль — си малой — до — до диез первой октавы
- Сопрано: ми — фа — фа диез первой октавы
- Меццо-сопрано: до — ре — ре диез первой октавы
У непоставленных, нераскрытых голосов эти участки могут оказаться чуть ниже, чем у поставленных и опытный преподаватель это учитывает.
Примеры современной эстрады.
В современной эстраде редко кто классифицирует свой голос по классической схеме. У каждой звезды репертуар написан и подогнан «под голос» с намерением выделить наиболее выигрышное и характерное звучание тембра, так называемую «фишку». Кроме того, следует учитывать, что звезде наверняка понадобится петь долгие концерты вживую, а материал не соответствующий голосу может его быстро износить.
Приведу примеры типичных мужских и женских голосов на западной эстраде.
Высокие — George Michael, Michael Jackson, Josh Groban, Celine Dion, Whitney Houston, Christina Aguilera, Mariah Carey и так далее
Список очень длинный, и это я ещё не беру в рассчёт рок-певцов таких как Stiven Tyler, Dio и прочих сверзвуковых монстров. Однако не отчаивайтесь, и среди низких голосов вполне достаточно известностей, таких как Barry White, Sarah Vaughan, Rammstein, Ronan Keating, Elton John и много много других.
Длина связок
Кроме всего прочего, есть ещё один способ, помогающий определить тип голоса — анатомический. Давно известно, что чем выше тип голоса, тем короче и тоньше голосовые связки. Однако этот способ неточен и может быть использован лишь как вспомогательный, потому что бывает много исключений из правил. Известно например, что у тенора Карузо были длинные баритоновые связки.
Таким образом, певческие голоса могут быть очень разнообразными и правильно определить тип голоса важно с самого начала, чтобы в последствии не терять время напрасно и не губить природные данные. Тип голоса определяется по тембру, тесситуре, переходным нотам, диапазону и анатомическим особенностям.
Источник