Переходные ноты для тенора

Переходные ноты у голосов

Для создания звуков человек использует работу голосовых связок. Они представляют собой мышечные складки, на краях которых располагаются сухожилия. При исполнении низких нот связки находятся в расслабленном состоянии, колышутся по всей поверхности, при исполнении высоких – растягиваются, движутся лишь их края. В процессе перехода от нижних нот в верхним наступает момент, когда связки перестают смыкаться. Ноты, на которых в пении происходит перевод связок из одного режима работы в другой, называются переходными. Для каждого человека момент перехода индивидуален, но уроки вокала позволят сделать его более профессиональным.

В пении особое внимание уделяется средней (примарной) части певческого диапазона, соответствующей по звучанию разговорной речи. Соответственно, петь ноты среднего диапазона проще, голос исполнителя звучит естественнее. Сверху и снизу от «области комфорта» располагаются переходные ноты. Верхней переходной нотой примарный регистр отделяется от фальцета, нижней – от грудного регистра.

Можно выделить следующие виды певческих голосов:

  • Для женщин: наиболее высокий – сопрано, средней высоты – меццо-сопрано, низкий – контральто.
  • Для мужчин: низкий – бас, средней высоты – баритон, самый высокий голос у тенора.

Соответственно, у голосов различных типов – разные переходные ноты. У певиц с высоким голосом: ми – фа# 2 октавы, с низким: до – ре 2 октавы. У мужчин-исполнителей с высоким голосом: ми – фа# 1 октавы, со средним: ре – ми 1 октавы, с низким: ля – си малой октавы.

Для того, чтобы сделать вокал красивым, лёгким и ярким, певцу необходимо научиться сглаживать переходные ноты. Все звуки исполняемой композиции должны звучать ровно. В песни, исполняемой опытным вокалистом, слушатель не обнаружит и намёка на переходы.

Источник

Тесситурная выносливость.

Рассмотрим несколько способов определения типа голоса. Прежде всего, отмечу, что определить тип для непоставленного голоса бывает сложно и поэтому даже преподаватели вокала иной раз могут ошибаться, если у них не хватает опыта. Например человек привык разговаривать в высокой позиции и осветление тембра для него привычно, однако, при проверке окажется, что он бас или баритон.
Так как же правильно определить свой тип голоса? В современной эстраде разделение голосов строится не по классической схеме «бас,баритон,тенор и тд», а по принципу «очень высокий, высокий, низкий и очень низкий голос». В отличие от академического пения чёткие границы отсутствуют. И тем не менее, одно остаётся неизменным — тесситурная выносливость. Что же такое тесситура? Не буду придумывать свою формулировку, а процитирую Большую Советскую Энциклопедию:
Тесситура: итал. tessitura, буквально — ткань, от tessere — ткать), высотное положение звуков в музыкальных произведениях по отношению к диапазону певческого голоса или музыкального инструмента. Условием художественного исполнения (естественности, свободы, красоты звучания и т. п.) является соответствие Т. в вокальном произведении характеру голоса певца, а в инструментальном — техническим возможностям данного инструмента.
Добавлю от себя. Тесситура того или иного произведения определяется тем, как высоко/низко находится большинство его нот по отношению к крайним участкам вашего голоса — вверху или внизу. Иными словами — как долго и часто вам придётся петь ноты, близкие к вашим крайним «верхушкам» или крайним низам. Если такие ноты не встречаются или встречаются лишь изредка, то тесситура ваша, если же они встречаются часто и голос быстро устаёт, то тесситура слишком высокая/низкая и имеет смысл опустить/поднять тональность произведения. Ваша родная тесситура — это комфортная зона певческого диапазона, в которой вы можете петь долго и с удовольствием, без вреда для вокального аппарата.
Однако остаётся открытым вопрос — как определить тип голоса по тесситуре? Например я могу петь без особого напряжения песню, где большинство нот приходятся на фа, соль и ля первой октавы. Кто я — тенор, баритон? Дело в том, что тут играет роль и то, как вы поёте эти ноты. Если вы их фальцетите, то никакого напряжения и не будет, однако тип голоса по фальцету не определяется. Начинающие вокалисты порой бывают неспособны определить на слух как и чем они поют, потому что у них в отделе мозга отвечающем за слух ещё не сложилась система звуковых образов, которые бы помогли отличить фальцет от грудного голоса. Вот тут-то и пригодится помощь педагога по вокалу.
Лирическое отступление: часто молодые люди расстраиваются, услышав диагноз «вы бас» или «вы баритон», так как высокие сильные тенора всегда пользовались популярностью, а многие современные мужские песни «заточены» под тенор. Могу лишь посоветовать не принимать это близко к сердцу, потому что почитателей хороших, поставленных и главное индивидуальных голосов (независимо от того высокие они или низкие) более чем предостаточно, а любую песню можно спеть ниже и по-своему. Запомните, ваша аудитория — простые люди, в основном ничего не сведущие в вокале. Эти простые люди ценят не высоту голоса и не многочисленные приёмы, которые вы используете, а индивидуальный тембр, манеру и стиль. Вспомните хотя бы группу Раммштайн!
Как вы уже понимаете, определить тип голоса самостоятельно сложно, а иной раз и невозможно. Особенно это касается людей, у кого голос от природы «не раскрыт». Мой совет — найдите преподавателя хотя бы на одно занятие, для того, чтобы он определил, какой у вас голос и сказал в каком направлении следует работать.

Типы голосов.

Женские голоса делятся на:

  • Сопрано — самый высокий женский голос
  • Меццо-сопрано — средний
  • Контральто — самый низкий женский голос

Мужские голоса:

  • Тенор — самый высокий мужской голос
  • Баритон — средний, наиболее распространённый тип мужского голоса.
  • Бас — низкий мужской голос

В свою очередь эти голоса подразделяются по характеру тембра и высотной вариации, как например колоратурное сопрано, тенор-альтино, драматический тенор, бас профундо, бас-октавист (самый низкий существующий голос), лирический и драматический баритон, баритональный бас, и так далее.

По классической схеме приблизительные высотные диапазоны голосов выглядят следующим образом (по Дмитриеву):

  • Тенор от До малой — до До второй октавы.
  • Баритон Ля большой октавы — Ля бемоль первой октавы
  • Бас — Фа большой — Фа первой октавы
  • Бас-октавист крайне редкий голос. Он способен опускаться до фа контроктавы.

Такие голоса очень востребованы в хорах:

  • Сопрано До первой — До третьей октавы.
  • Меццо-сопрано Ля малой — Ля второй октавы.

Это весьма сжатая спецификация голосов и она не отражает всего богатства тембров. Существуют и голоса с промежуточным звучанием, как например драматический тенор и лирический баритон.

Переходные ноты.

При определении типа голоса ученика преподаватель учитывает и переходные ноты. Переходный ноты, или «мост» голоса — это участок певческого диапазона, на котором грудной голос теряет богатство естественного тембра и либо зажимается, либо срывается на фальцет. У разных типов голосов этот участок отличается по высоте.

Приблизительные переходные ноты для голосов (по Дмитриеву):

  • Тенор: ми-фа-фа диез-соль первой октавы
  • Баритон: ре — ми бемоль — ми первой октавы
  • Бас: ля — си бемоль — си малой — до — до диез первой октавы
  • Сопрано: ми — фа — фа диез первой октавы
  • Меццо-сопрано: до — ре — ре диез первой октавы

У непоставленных, нераскрытых голосов эти участки могут оказаться чуть ниже, чем у поставленных и опытный преподаватель это учитывает.

Примеры современной эстрады.

В современной эстраде редко кто классифицирует свой голос по классической схеме. У каждой звезды репертуар написан и подогнан «под голос» с намерением выделить наиболее выигрышное и характерное звучание тембра, так называемую «фишку». Кроме того, следует учитывать, что звезде наверняка понадобится петь долгие концерты вживую, а материал не соответствующий голосу может его быстро износить.
Приведу примеры типичных мужских и женских голосов на западной эстраде.
Высокие — George Michael, Michael Jackson, Josh Groban, Celine Dion, Whitney Houston, Christina Aguilera, Mariah Carey и так далее
Список очень длинный, и это я ещё не беру в рассчёт рок-певцов таких как Stiven Tyler, Dio и прочих сверзвуковых монстров. Однако не отчаивайтесь, и среди низких голосов вполне достаточно известностей, таких как Barry White, Sarah Vaughan, Rammstein, Ronan Keating, Elton John и много много других.

Длина связок

Кроме всего прочего, есть ещё один способ, помогающий определить тип голоса — анатомический. Давно известно, что чем выше тип голоса, тем короче и тоньше голосовые связки. Однако этот способ неточен и может быть использован лишь как вспомогательный, потому что бывает много исключений из правил. Известно например, что у тенора Карузо были длинные баритоновые связки.

Таким образом, певческие голоса могут быть очень разнообразными и правильно определить тип голоса важно с самого начала, чтобы в последствии не терять время напрасно и не губить природные данные. Тип голоса определяется по тембру, тесситуре, переходным нотам, диапазону и анатомическим особенностям.

Источник

Учите детей петь

Слушать и видеть поющих детей одно удовольствие

Мужские голоса

На главную
см. Пeвчecкие голоса
Мужские голоса звучат на октаву ниже женских, в них различают два регистра: грудной и головной, резко разграниченные, особенно у низких голосов. Переходные ноты между регистрами у высоких и низких голосов различны.

Тенор — высокий мужской голос. По характеру звучания тенора разделяются на лирические и драматические.

В диапазоне теноров условно из грудного регистра можно выделить средний регистр, так как у них бывает, заметен перелом к нижним нотам в области ре – мим.
У лирического тенора наиболее полно звучит первая октава. Наверх этот голос идет легко. Рабочий диаиазон: сольм – соль1 , ля1. Нижняя половина малой октавы звучит слабо, неинтересно по тембру.

Лирический тенор с широким диапазоном головного регистра, который формируется легко и свободно до нот ре2 – ми2, называют альтино. Эrи голоса без затруднений преодолевают переходные ноты, а верхние ноты у них по звучанию близки к низким женским голосам.

Альтино особой силой звука не отличаются, но нужны в хоре для расширения диапазона и обогащения красок звучания.

Драматический тенор отличается насыщенным звучанием соответствующего характера. Переходные ноты к головному регистру те же, но они осваиваются с трудом. Неудобство на этих нотах выражено больше, чем у лирических теноров. Головные ноты воспроизводятся напряженно и могут быть исполнены на forte или mezzo forte. Рабочий диапазон в области малой октавы и до переходных нот к головному регистру. На крайних нижних нотах сила звука обычно падает.

Но бывают драматические тенора, у которых нижние звуки мало отличаются от баритонального звучания.

Лирические тенора в хоре входят в партию первых теноров, а драматические – вторых.

Низкие мужские голоса – баритоны и басы эвучат в болышой малой и нижней половине первой октавы, иногда и в контроктаве. Грудной регистр занимает приблизительно 2/3 диапазона.

Баритон – довольно подвижный голoс, особенно лирический баритон. Полный диапазон: ля1 – фа1, соль1. Переходные ноты до диез1 – ми бемоль1. Наибольшая сила и яркость звучания проявляется в верхней половине диапазона. Рабочий диапазон в области дом – ре1.

По характеру звучания различают баритоны лирические и драматические.

Драматические баритоны по густоте звучания приближаются к басам и иногда, при надобности, если обладают достаточной силой звука на нижиих нотах, могут быть использованы в партии вторых басов.

Бас имеет широкий диапазон нижних нот.

Переходные ноты ниже, чем у баритона, на нотах сим – до1. Наиболее полно звучит нижняя половина диапазона. 3вуки в большой октаве отличаются густым низким звучанисм достаточной силы.

Басы, имеющие в своем диапазоне ноты контроктавы, называются басами профундо, или октавистами. Полный диапазон – соль контроктавы – си, си бемольм. У этого голоса короткий диапазон верхних нот. Голос наверх идет с трудом, верхняя половина малой октавы звучит напряженно и некрасиво.

Октависты – голоса специфически хоровые, так как в связи с укороченной верхней границей диапаэона в сольной исполнительской практггке неприменимы. Звуки контроктавы у таких голосoв обычно большой cилoй не отличаются, но и при звучании на пиано создают красивый органный фон, очень ценный для хора.

Баритоны составляют партию первых басов, а остальные низкие голоса – партию вторых басов.

В хоровой практике при определении голоса в ту или иную партию хора основное значение имеет не столько характер голоса (лирический, драматический>, сколько величина диапазона, звучание верхних или нижиих нот, владение ими.

Нo во избежание пестроты звучания следует учитывать и характер голоса и по возможности старатъся составлять каждую партию хора из одинаковых по характеру голосов.

Источник

Вокал

В: Что такое вибрато?
О: Это особое колебание голоса («дрожание» с небольшой амплитудой (как правило, более полутона)и частой 5-7 раз в секунду. Придает голосу оживление, обагащает тембр. Прислушайтесь — вибрато есть у большинства хороших певцов.
Правильное вибрато (не «качание голоса» — вибрато с маленькой частотой, не «барашек» — вибрато с частой выше 8 раз в секунду) часто сигнализируют о наличии опоры.

В: Что такое опора?
О: Вопрос сложный, ибо это понятие часто связывают с разными аспектами голосообразования.
Дадим два определения опоры: простое и сложное. Простое: опора это то, что помогает петь дольше, правильнее, делает звук более красивым, насыщенным, мощным. Сложное: опора суть группа ощущений от сложной правильной слаженной работы дыхательный мышц во время фонации, является «центром тяжести» ощущений певца при правильном голосообразование, несет функцию генерации энергии, помогает плавному звуковедению и точному интонированию.
Проще говоря, опора — это фундаментальный принцип (ощущение, прием, способ, метод), необходимый для освоения правильного пения.

В: Что такое маска, головной, грудной резонатор(ы)?
О: «Маска» — синоним «головной резонатор(ы)»
«Головной резонатор(ы)» — некий механизм, усиливающий высокие обертоны, придающий голосу металл, звонкость, полетность, расположен в голове (отсюда и получил свое название), делающий голос «светлее»
«Грудной резонатор» — некий механизм, усиливающий низкие обертоны, придающий голосу объемность, силу, мягкость, бархат, делающий голос «темнее»
Более подробно смотрите следующие книги:
1) Емельянов «Развитие голоса»
2) Морозов «Искусство резонансного пения»

В: Как измерить диапазон?
О: Найдите человека, который хорошо разбирается в музыке (т.е. обладает слухом и умеет играть на какой-либо музыкальном инструменте). Найти таких людей можно там же, где и педагога (см. выше).
Расстояние от самой низкой до самой высокой ноты, которыюеВы можете озвучить, назовем диапазоном голоса. Певческим диапазаном назовем тот интервал, который эстетически приемлемо звучит (от которого окружающих не выворачивают изнанку).
Диапазоны также деляться на: полный певческий (который выше был указан последним), потенциальный певческий (т.е. до каких ноты Вы сможете в будущем добраться, если будете заниматься с педагогом), рабочий (в котором Вам удобно работать, т.е. петь), тесситурный (та часть диапазона, которая должна легко озвучиваться определенным типом голоса легко и без напряжения)

В: В чем измеряется диапазон? Какую роль он играет в жизни вокалиста.
О: Принято говорит о двух диапазонах — полном певческом и рабочем. Скажем только рабочем, ибо эта часть играет большую роль в психологии многих начинающих вокалистов.
Итак, еще раз — диапазон (см.выше) это не набор нот, которые Вы можете взять, это «расстояние» (интервал) между самой высокой и самой низкой нотой из «рабочей части» Вашего полного певческого диапазона (речь пойдет о тех, у кого голос УЖЕ ПРОШЕЛ МУТАЦИЮ).

Итак, Вам померили (пусть измеряет педагог) РАБОЧИЙ диапазон и оказалось, что у Вас
1) 0. 1 октав — ничего страшного, не расстраивайтесь, у Вас либо певческий голос не развит, либо случай, когда диапазон очень мал, но «певческий голос есть».
2) 1. 1,5 октав — средний диапазон тех, кто никогда специально голос не развивал. Средний потому, что из любого правила бывают исключения
2) 1,5. 2 октав — диапазон развиваемого с помощью целенаправленных занятий голоса
3) 2 октавы — диапазон человека, достигшего определенного уровня вокальной техники
4) > 2 октав — диапазон хорошего певца
Диапазон играет такую же роль в жизни вокалиста, как когда-то очень удачно заметил Njarla, как и у мужчин в сексе: главное — не размер, а как его используешь
Так что, уважаемый вокалист, если Вам кажется, что Ваш диапазон мал или Вы завидуете соседу, который говорит «мой вокалюга в группе найден после 18-ти проб, у прошлого вокалиста было всего 3,5 октав и он был плох, а у этого 5 и он мегаотец поэтому», то начните давит зависть и такие мысли гнать при первом приближении.
ГЛАВНОЕ-НЕ РАЗМЕР ДИАПАЗОНА, А КАЧЕСТВО ЗВУКА, КОТОРЫЙ ВЫ ВОСПРОИЗВОДИТЕ.
ПЛЮЙТЕ НА ВСЕХ, КТО ГОВОРИТ, ЧТО ДИАПАЗОН — ГЛАВНОЕ, СПРОСИТЕ У ПРОФЕССИОНАЛОВ, ЕСЛИ НЕ ВЕРИТЕ ЭТОЙ СТАТЬЕ.
«Не имей 5 октав, а имей красоту со своими двумя [октавами]» (c) Casper

В: Какой у меня голос?
[из этой же серии:
Чем отличаются тенор (баритон, бас, контральто, меццо-сопрано, сопрано) от тенора (баритона, бас, контральто, меццо-сопрано, сопрано)?
Что такое тенор (баритон, бас, контральто, меццо-сопрано, сопрано)?
У меня вот такой диапазон, кто я?
Как определить тип голоса?
Какой тип голоса лучше?
Почему все любят (все хотят быть) тенором (баритоном, басом, контральто, меццо-сопрано, сопрано)? и т.д.]
О: Исторически сложилось так, что существует 6 основных типов голосов, три женских и три мужских. Вот они:

1) Тенор — высокий мужской голос
Рабочий диапазон: До малой октавы— До 2 октавы
Переходные ноты — МиI —Фа#I.

а)Лирический тенор — серебристый, мягкий, очень подвижный с колоратурами голос (диапазон: от до малой — си, до второй, бывает и выше, вплоть до фа второй).

Оперные партии: Ленский (Евгений Онегин), Левко (Майская ночь), Линдоро (Итальянка в Алжире) Граф Альмавива (Севильский Цирюльник).

б) Лирико-драматический тенор — более спинтовый и плотный, объемный голос. Диапазон часто опускается в большую октаву — некоторые поют даже ля большой и также поднимается вплоть до ми-фа второй октавы.

Оперные партии: Альфред (Травиата), Герцог (Риголетто), Владимир Игоревич (Князь Игорь).

в) Драматический тенор — объемный, яркий, голос с металлом, по природе очень сильный. Диапазон тоже опускается, в основном вниз — драматические тенора способны петь даже фа большой октавы.

Оперные партии: Герман (Пиковая Дама), Манрико (Трубадур), Туриду (Сельская честь), Калаф (Турандот).

Примечания: Если голос лирдрам или драм тенора очень сильный, то его иногда называют героическим. Драмтеноров часто называют баритональными тенорами. Также по характеру исполняемого репертура теноров называют Вагнеровскими, Вердиевскими и т.д.

Теноровый ключ соответствует действительному звучанию голоса. Обычно теноровые партии поются в скрипичном ключе на октаву выше действительного звучания голоса.

Тенор–альтино (контртенор) —
особая разновидность тенора с диапозоном до Ми2. Тембр напоминает женский вокал.

2) Баритон — средний мужской голос.
Рабочий диапазон: Ля малой — Ля первой октавы (бывает и вниз вплоть до ми-соль большой, и бывает вверх до си первой — такого высокого баритона иногда называют баритон-мартин)
Переходные ноты: До-Ре(бемоль)I.

а) Лирический баритон — высокий, яркий, подвижный голос, приближающийся к драматическому тенору. (диапазон: ля большой — ля, иногда си бемоль и даже си первой октавы).

Оперные партии: Фигаро (Севильский цирюльник), Дон Жуан( Дон Жуан), Дон Паскуале (Дон Паскуале), Валентин (фауст), Елецкий (Пиковая Дама).

б) Лирико — драматический баритон подвижный и в то же время мягкий, объемный, сильный голос

в) Драматический баритон — бархатный, объемный, сильный по всему диапазону голос (диапазон может опускаться в большую октаву вплоть до ми большой октавы).

Оперные партии: Амонасро (Аида), Яго (Отелло), Дагон (Самсон и Далила).

Примечание:
Баритон считается в России самым распространенным голосом.
Тесситура баритона: ре малой-ре первой октавы (тесситура тенора: соль малой-соль первой октавы)

Баритон соединяет в себе солу и величавость баса с блеском и подвижностью тенора.

3) Бас — низкий мужской голос.
Рабочий лиапазон: Фа большой октавы — Фа 1 октавы
Переходные ноты: Си(бемоль) малой — До#I первой октавы

а) Высокий бас — обычно характерный, подвижный, комический.

Оперные партии: Дон Базилио (Севильский цирюльник), Лепорелло (Дон Жуан), Малатеста (Дон Паскуале), Мустафа (Итальянка в Алжире).

б) Центральный бас — крупный, яркий, очень сочный голос, богатейший грудной регистр.

Оперные партии: Борис Годунов (Борис Годунов), Мельник (Русалка), Филипп (Дон Карлос), Рене (Иоланта), Кончак ( Князь Игорь).

в) Бас-профундо — очень низкий, грудной, объемнейший голос. Используется чаще всего в церковно-хоровой музыке (диапазон вплоть до ноты до большой октавы).

Примечания:
Есть басы октависты. Диапазон вниз вплоть до Ля контроктавы.

4) Сопрано — высокий женский голос.
Рабочий диапазон До первой — До третьей октавы (у колоратурного вверх до Фа3).
Переходные ноты: Ми(Фа)-Фа# второй октавы.

а) Колоратурное сопрано — самый высокий женский голос. (диапазон: до первой октавы — фа третьей октавы.) Голос очень хрупкий, изящный с беспредельным серебряным верхним регистром. Легкость позволяет исполнять сложнейшие рулады, широкие скачки, изящные мелизмы и невероятно бравурные пассажи.

Оперные партии: Царица ночи (Волшебная флейта), Кукла (Сказки Гофмана), Снегурочка (Снегурочка).

б) Лирическое сопрано — (диапазон: до первой октавы — до, ре третьей октавы.)
Голос кантиленный, мягкий, ярко звучит на всем диапазоне.

Оперные партии : Виолетта (Травиата), Иоланта (Иоланта), Маргарита (Фауст).

в) Лирико-драматическое сопрано — более объемный,очень выразительный голос, в котором прекрасно сочетаются мягкость, кантилена и спинто.

Оперные партии: Татьяна (Евгений Онегин.) Норма (Норма), Аида (Аида).

г) Драматическое сопрано — сильный, объемный, ярко тембральный голос. Это дает ему возможность петь всю партию на сильном эмоциональном накале.

Оперные партии: Тоска (Тоска), Абигаиль ( Набукко ), Турандот (Турандот).

5 )Меццо–сопрано — Средний по диапазону женский голос.
Рабочий лиапазон: Ля малой октавы-Си2 второй октавы.
Переходные ноты: До2-Ми(бемоль)2 при переходе к головному регистру; Ми-Фа-Фа#I при переходе к грудному регистру.

а)Лирическое меццо-сопрано — светлый по тембру и цветом приближенный к сопрано. (диапазон: ля малой октавы — ля, си второй октавы ).

Оперные партии: Амнерис (Аида), Эболи (Дон Карлос), Ганна (Майская ночь), Весна (Снегурочка)

б) Центральное меццо-сопрано — крупный, плотный, сильный голос.

Оперные партии: Любаша (Царская невеста), Марфа (Хованщина), Азучена (Трубадур), Кармен (Кармен).

в) Колоратурное меццо-сопрано — очень редкий голос наделенный яркостью, гибкостью и подвижностью, что позволяет петь сложнейшие пассажи, фиоритуры и рулады.

Оперные партии: Изабелла (Итальянка в Алжире), Розина (Севильский Цирюльник), Золушка (Золушка).

г) Контральто —
Самый низкий женский голос.
Рабочий диапазон: Соль малой октаы-Ля 2 октавы.
Переходные ноты: До2-Ре2 при переходе к головному регистру; Ми(бемоль)I-ФаI при переходе к грудному регистру.

Источник

Оцените статью