- Тесситурная выносливость.
- Типы голосов.
- Женские голоса делятся на:
- Мужские голоса:
- По классической схеме приблизительные высотные диапазоны голосов выглядят следующим образом (по Дмитриеву):
- Такие голоса очень востребованы в хорах:
- Переходные ноты.
- Приблизительные переходные ноты для голосов (по Дмитриеву):
- Примеры современной эстрады.
- Длина связок
- Переходные ноты у голосов
- Переходные ноты или вечный «Дамоклов меч»
Тесситурная выносливость.
Рассмотрим несколько способов определения типа голоса. Прежде всего, отмечу, что определить тип для непоставленного голоса бывает сложно и поэтому даже преподаватели вокала иной раз могут ошибаться, если у них не хватает опыта. Например человек привык разговаривать в высокой позиции и осветление тембра для него привычно, однако, при проверке окажется, что он бас или баритон.
Так как же правильно определить свой тип голоса? В современной эстраде разделение голосов строится не по классической схеме «бас,баритон,тенор и тд», а по принципу «очень высокий, высокий, низкий и очень низкий голос». В отличие от академического пения чёткие границы отсутствуют. И тем не менее, одно остаётся неизменным — тесситурная выносливость. Что же такое тесситура? Не буду придумывать свою формулировку, а процитирую Большую Советскую Энциклопедию:
Тесситура: итал. tessitura, буквально — ткань, от tessere — ткать), высотное положение звуков в музыкальных произведениях по отношению к диапазону певческого голоса или музыкального инструмента. Условием художественного исполнения (естественности, свободы, красоты звучания и т. п.) является соответствие Т. в вокальном произведении характеру голоса певца, а в инструментальном — техническим возможностям данного инструмента.
Добавлю от себя. Тесситура того или иного произведения определяется тем, как высоко/низко находится большинство его нот по отношению к крайним участкам вашего голоса — вверху или внизу. Иными словами — как долго и часто вам придётся петь ноты, близкие к вашим крайним «верхушкам» или крайним низам. Если такие ноты не встречаются или встречаются лишь изредка, то тесситура ваша, если же они встречаются часто и голос быстро устаёт, то тесситура слишком высокая/низкая и имеет смысл опустить/поднять тональность произведения. Ваша родная тесситура — это комфортная зона певческого диапазона, в которой вы можете петь долго и с удовольствием, без вреда для вокального аппарата.
Однако остаётся открытым вопрос — как определить тип голоса по тесситуре? Например я могу петь без особого напряжения песню, где большинство нот приходятся на фа, соль и ля первой октавы. Кто я — тенор, баритон? Дело в том, что тут играет роль и то, как вы поёте эти ноты. Если вы их фальцетите, то никакого напряжения и не будет, однако тип голоса по фальцету не определяется. Начинающие вокалисты порой бывают неспособны определить на слух как и чем они поют, потому что у них в отделе мозга отвечающем за слух ещё не сложилась система звуковых образов, которые бы помогли отличить фальцет от грудного голоса. Вот тут-то и пригодится помощь педагога по вокалу.
Лирическое отступление: часто молодые люди расстраиваются, услышав диагноз «вы бас» или «вы баритон», так как высокие сильные тенора всегда пользовались популярностью, а многие современные мужские песни «заточены» под тенор. Могу лишь посоветовать не принимать это близко к сердцу, потому что почитателей хороших, поставленных и главное индивидуальных голосов (независимо от того высокие они или низкие) более чем предостаточно, а любую песню можно спеть ниже и по-своему. Запомните, ваша аудитория — простые люди, в основном ничего не сведущие в вокале. Эти простые люди ценят не высоту голоса и не многочисленные приёмы, которые вы используете, а индивидуальный тембр, манеру и стиль. Вспомните хотя бы группу Раммштайн!
Как вы уже понимаете, определить тип голоса самостоятельно сложно, а иной раз и невозможно. Особенно это касается людей, у кого голос от природы «не раскрыт». Мой совет — найдите преподавателя хотя бы на одно занятие, для того, чтобы он определил, какой у вас голос и сказал в каком направлении следует работать.
Типы голосов.
Женские голоса делятся на:
- Сопрано — самый высокий женский голос
- Меццо-сопрано — средний
- Контральто — самый низкий женский голос
Мужские голоса:
- Тенор — самый высокий мужской голос
- Баритон — средний, наиболее распространённый тип мужского голоса.
- Бас — низкий мужской голос
В свою очередь эти голоса подразделяются по характеру тембра и высотной вариации, как например колоратурное сопрано, тенор-альтино, драматический тенор, бас профундо, бас-октавист (самый низкий существующий голос), лирический и драматический баритон, баритональный бас, и так далее.
По классической схеме приблизительные высотные диапазоны голосов выглядят следующим образом (по Дмитриеву):
- Тенор от До малой — до До второй октавы.
- Баритон Ля большой октавы — Ля бемоль первой октавы
- Бас — Фа большой — Фа первой октавы
- Бас-октавист крайне редкий голос. Он способен опускаться до фа контроктавы.
Такие голоса очень востребованы в хорах:
- Сопрано До первой — До третьей октавы.
- Меццо-сопрано Ля малой — Ля второй октавы.
Это весьма сжатая спецификация голосов и она не отражает всего богатства тембров. Существуют и голоса с промежуточным звучанием, как например драматический тенор и лирический баритон.
Переходные ноты.
При определении типа голоса ученика преподаватель учитывает и переходные ноты. Переходный ноты, или «мост» голоса — это участок певческого диапазона, на котором грудной голос теряет богатство естественного тембра и либо зажимается, либо срывается на фальцет. У разных типов голосов этот участок отличается по высоте.
Приблизительные переходные ноты для голосов (по Дмитриеву):
- Тенор: ми-фа-фа диез-соль первой октавы
- Баритон: ре — ми бемоль — ми первой октавы
- Бас: ля — си бемоль — си малой — до — до диез первой октавы
- Сопрано: ми — фа — фа диез первой октавы
- Меццо-сопрано: до — ре — ре диез первой октавы
У непоставленных, нераскрытых голосов эти участки могут оказаться чуть ниже, чем у поставленных и опытный преподаватель это учитывает.
Примеры современной эстрады.
В современной эстраде редко кто классифицирует свой голос по классической схеме. У каждой звезды репертуар написан и подогнан «под голос» с намерением выделить наиболее выигрышное и характерное звучание тембра, так называемую «фишку». Кроме того, следует учитывать, что звезде наверняка понадобится петь долгие концерты вживую, а материал не соответствующий голосу может его быстро износить.
Приведу примеры типичных мужских и женских голосов на западной эстраде.
Высокие — George Michael, Michael Jackson, Josh Groban, Celine Dion, Whitney Houston, Christina Aguilera, Mariah Carey и так далее
Список очень длинный, и это я ещё не беру в рассчёт рок-певцов таких как Stiven Tyler, Dio и прочих сверзвуковых монстров. Однако не отчаивайтесь, и среди низких голосов вполне достаточно известностей, таких как Barry White, Sarah Vaughan, Rammstein, Ronan Keating, Elton John и много много других.
Длина связок
Кроме всего прочего, есть ещё один способ, помогающий определить тип голоса — анатомический. Давно известно, что чем выше тип голоса, тем короче и тоньше голосовые связки. Однако этот способ неточен и может быть использован лишь как вспомогательный, потому что бывает много исключений из правил. Известно например, что у тенора Карузо были длинные баритоновые связки.
Таким образом, певческие голоса могут быть очень разнообразными и правильно определить тип голоса важно с самого начала, чтобы в последствии не терять время напрасно и не губить природные данные. Тип голоса определяется по тембру, тесситуре, переходным нотам, диапазону и анатомическим особенностям.
Источник
Переходные ноты у голосов
Для создания звуков человек использует работу голосовых связок. Они представляют собой мышечные складки, на краях которых располагаются сухожилия. При исполнении низких нот связки находятся в расслабленном состоянии, колышутся по всей поверхности, при исполнении высоких – растягиваются, движутся лишь их края. В процессе перехода от нижних нот в верхним наступает момент, когда связки перестают смыкаться. Ноты, на которых в пении происходит перевод связок из одного режима работы в другой, называются переходными. Для каждого человека момент перехода индивидуален, но уроки вокала позволят сделать его более профессиональным.
В пении особое внимание уделяется средней (примарной) части певческого диапазона, соответствующей по звучанию разговорной речи. Соответственно, петь ноты среднего диапазона проще, голос исполнителя звучит естественнее. Сверху и снизу от «области комфорта» располагаются переходные ноты. Верхней переходной нотой примарный регистр отделяется от фальцета, нижней – от грудного регистра.
Можно выделить следующие виды певческих голосов:
- Для женщин: наиболее высокий – сопрано, средней высоты – меццо-сопрано, низкий – контральто.
- Для мужчин: низкий – бас, средней высоты – баритон, самый высокий голос у тенора.
Соответственно, у голосов различных типов – разные переходные ноты. У певиц с высоким голосом: ми – фа# 2 октавы, с низким: до – ре 2 октавы. У мужчин-исполнителей с высоким голосом: ми – фа# 1 октавы, со средним: ре – ми 1 октавы, с низким: ля – си малой октавы.
Для того, чтобы сделать вокал красивым, лёгким и ярким, певцу необходимо научиться сглаживать переходные ноты. Все звуки исполняемой композиции должны звучать ровно. В песни, исполняемой опытным вокалистом, слушатель не обнаружит и намёка на переходы.
Источник
Переходные ноты или вечный «Дамоклов меч»
Говоря о переходных нотах, многие, кто занимается или занимался вокалом, начинают грустно вздыхать… И понятно, почему. Пожалуй, «борьба» с переходными нотами в диапазоне голоса каждого поющего человека – это одна из самых важных задач в обучении вокалу. Но вообще, не «борьба» это, конечно, а именно обучение, выработка навыков и приёмов, которые помогают поющему преодолевать свои так называемые «переходные зоны».
Но всё же надо пояснить (особенно тем, кто ещё не знает о понятии «переходных нот»), что такое «переходная зона» и что в ней такого сложного и не приятного.
Весь певческий диапазон голоса (общий или «максимальный» — об этих понятиях читайте здесь ) можно условно разделить на 3 регистра звучания по звуковысоте: низкий, средний, высокий. Это самые простые и распространённые их названия, ибо к подобному делению регистров звучания можно отнести абсолютно все звуки (всех музыкальных инструментов, речи человека, звуки всех живых и неживых объектов и т.д.).
Но в вокале данные регистры также имеют и другие названия (они более специфические, имеют отношение только к вокалу): низкий – «грудной», средний – «микст или смешанный» регистр, высокий – «головной». Данные «спец.названия» происходят от названий певческих резонаторов. Я в данной статье позволю себе использовать и те, и те названия, ибо все они – правильные.
Абсолютно каждый слышащий человек на Земле может с лёгкостью определить регистр звучания голоса человека (будь то речевой голос или вокальный), этому учат маленьких детей чуть ли не с яслей.
Так вот ПЕРЕХОДНЫМИ НОТАМИ или «переходной зоной», «областью переходных звуков» называют пограничье между регистрами. То есть когда заканчиваются ноты (звуки) определённой высоты (частоты), например, низкой, и начинается следующая за ним средняя зона звука (то есть звуки повыше, не такие низко звучащие, как в нижнем регистре и обладающие уже другим характером звучания) – вот именно на стыке этих двух зон и возникает «зона перехода» или переходные ноты, которые соединяют два регистра между собой. И поскольку регистров таки 3, а не 2 (как ошибочно полагают многие мои коллеги, разделяя голос только на головной и грудной регистры звучания), то и переходных зон, соответственно, 2.
Другое дело, что как правило (и это подкреплено лично моей практикой преподавания) у голоса наиболее выражена бывает именно какая-то одна такая зона – либо между низким регистром и микстом, либо между микстом и высоким регистром. Очень редко мне встречались голоса, которые явно страдали от обеих переходных зон, но такое тоже бывает.
Я не буду здесь писать названия нот и октав, которые чаще всего являются переходными в разных голосах по их принадлежности (бас, сопрано, тенор и т.д.), поскольку тем, кто не знает музыкальной грамоты, это всё равно ничего не даст, а те, кого это прям вот срочно и точно интересует, могут данную информацию найти на других многочисленных вокальных сайтах. Мои коллеги же, которые сейчас читают этот материал, сами знают прекрасно эти зоны переходов, исходя из своей практики преподавания. Можете взглянуть на фото слева – один из христоматийных примеров обозначения переходных нот.
Что же касается меня, то могу сказать, что расположение переходных нот, как и сами границы регистров у каждого человека ОЧЕНЬ ИНДИВИДУАЛЬНО . Даже какой-то общей тенденции здесь выделить нельзя. Поэтому я и решила не заниматься здесь точным указанием конкретных нот зон перехода. Всё это выявляется в каждом отдельном частном случае, когда занимаешься с учеником. Суть данной статьи изначально была не в этом.
Если с понятием «переходные ноты» мы разобрались, то теперь надо выяснить, чем так отличаются эти ноты от всех остальных, НЕпереходных. А проблема заключается здесь именно в процессе пения.
Наверняка многим, кто поёт, знакома такая ситуация: до определённой высоты голос звучит вот так-то, а с определённой ноты голос начинает «ломаться», даёт «петуха» (или «киксует», как ещё говорят) и далее (как правило – выше) начинает звучать совсем по-другому, как будто запел другой человек. И что также случается в подавляющем большинстве случаев, в одной «половине» диапазона голос звучит хорошо, красиво, богато, с большей яркостью и мощностью, а в другой части – явно беднеет по звучанию, бледнеет по яркости, а также может заметно потерять в мощности или вообще зазвучать сипло. Причём практика показывает, что у одних голосов (например, у высоких по природной принадлежности – сопрано, тенора) наиболее «выигрышной» частью диапазона является его верхняя часть, а как раз нижняя половина звучит слабее, а у низких голосов наоборот. Хотя… всякое бывает, конечно.
Для тех, кто никогда не занимался вокалом, но пробовал сам петь или распеваться, хочу сделать важное уточнение в виде того, что иногда люди путают «переходные ноты» с окончанием своего диапазона.
Происходит это по незнанию, конечно, ибо звучит голос на переходных нотах так, что кажется, будто дальше (выше или ниже) уже ничего спеть не можешь, как будто голос «заканчивается», ибо его тембр безнадёжно меняется в худшую сторону, петь физически становится очень тяжело и жутко дискомфортно. И человек думает — «ой, всё, дальше я петь не могу, это предел моего диапазона». Чтобы проверить, так ли это на самом деле, нужно перешагнуть через пару-тройку нот и попробовать спеть уже выше (или ниже) них: если звук есть, то есть связки сомкнулись и голос продолжает петь (другое дело – КАК, это на данный момент не важно, ВАЖНО, что голос продолжает звучать) – значит то были те самые «переходные ноты». Отличие ощущений и возможностей переходных нот от действительного окончания вашего общего диапазона как раз в том, что пройдя переходные ноты голос снова продолжит петь, но уже работать голосовые связки будут в другом регистре и в другом режиме. В случае же окончания общего диапазона голос просто уже не сможет ничего спеть, пойдёт сип и всё.
Так в чём причина такой «ломки» голоса? Из выше написанного уже понятно, что причина – смена регистров звучания голоса. А почему ТАК неказисто звучит голос в этих пограничных местах смены регистров? Потому что наши голосовые связки перестраивают свою работу!
Многие думают, что голосовые связки (или голосовые складки, если правильно говорить) просто смыкаются и всё. Ну, каким-то одним им ведомым путём. Человек подчас понятия не имеет, что там творится у него в плане голосовой механики в горле, а зря. Надо знать, что голосовые связки могут смыкаться (работать) по-разному, а не каким-то одним способом.
Так вот в случае смены регистров звучания имеется в виду изменение колебательных процессов самих связок. Частота колебаний, от которой зависит высота звука, может меняться во много-много раз, и связки должны это осуществить, дабы вы в итоге пропели желаемую ноту. Голосовые связки в зависимости от частоты колебаний могут вибрировать как всей своей поверхностью, то есть всей длиной, так и её частью (то есть укорачиваться). Также связки могут утончаться и наоборот – от этого также зависит ваш звук по части его наполнения (к этому относятся выражения «тонкий голосок», «грубый жирный голос» и т.д.), яркости и мощности. Не буду вдаваться в анатомические подробности и описания (опять же – об этом масса всего написано уже у других авторов, да ещё и с картинками), а лучше предложу вам посмотреть видео ниже, где вы воочию увидите, КАК работают, смыкаются-размыкаются, видоизменяются голосовые связки при пении звуков разной высоты. Зрелище, конечно, не для слабонервных (снято микрокамерой внутри гортани в процессе звукоизвлечения), но я считаю, что лучше всё же один раз увидеть, чем сто раз прочитать о работе голосовых связок и посмотреть картинки. Плюс у видео ещё и в том, что там будут надписи-пояснения по-русски. Итак, вот:
Надеюсь, все пришли в себя после увиденного и очень полезного видео Продолжим.
Собственно, суть данного видео и моих предыдущих объяснений относительно разнообразия работы наших голосовых связок сводилась к тому, чтобы стало понятно, что когда человек, к примеру, решил пропеть ту же гамму в 1,5 октавы, то в процессе пения неизбежно встретятся переходные ноты и в этот самый момент голосовые связки будут ПРЯМО НА ХОДУ пения менять характер своей работы. Понимаете, гораздо легче спеть что-то в одном регистре, затем сделать паузу, взять новых вдох и запеть уже в другом регистре (таким образом перепрыгивая переходные ноты). Но что делать, если мелодия песни или упражнения расположена так, что в неё входит переходная зона, а сделать паузу и прервать звучание нельзя?
В данном случае переходных нот не миновать и их надо спеть не менее достойно, чем все остальные удобные ноты мелодии. КАК?
Естественно, ДО момента начала изучения репертуара, приём работы с переходными зонами надо изучить, понять, опробовать и отработать на вокальных упражнениях-распевках. Сразу должна сказать, что процесс этот ОЧЕНЬ длительный, не простой, довольно нудный и может быть и скучный, требующий большой работы над собой и определённой требовательности к себе-поющему. Но что поделать? Вы хотите разобраться и понять, как можно сгладить переходные зоны, чтобы не страдать потом в репертуаре? Тогда наберитесь терпения и упорства. По-другому никак. Волшебного приёма, решающего «на раз» данную проблему, НЕ существует.
Мало того, должна сказать, что сами переходные ноты из голоса не исчезнут НИКОГДА – так уж устроен от природы наш голосовой аппарат и ничего тут не поделаешь. И если вам кажется, что у профессиональных ваших любимых певцов переходных нот нет, потому как вам при прослушивании данного исполнителя КАЖЕТСЯ, что у него весь диапазон и все регистры звучат ровно да гладко, и вообще без каких-либо напрягов, то поверьте – вам это только КАЖЕТСЯ!!
Ещё раз повторюсь, что зоны перехода есть у абсолютно КАЖДОГО человека – профессиональный он певец или любитель, не важно. Но профессионализм певца как раз и заключается именно в том, чтобы как можно виртуознее ЗАВУАЛИРОВАТЬ в своём пении эти самые переходные ноты, так спеть, чтобы слушатель даже не догадался, где там чего у певца «не так». При этом сам певец во время исполнения всё про себя и свой голос прекрасно понимает и также может испытывать некие неудобства и трудности, но его задача – чтобы подобное было совершенно скрыто от слушателя путём исполнительского, виртуозного и правильного владения вокальной техникой. Так что не думайте, певцы-профи такие же люди, как и все. Просто их отличает от НЕпрофи ГОДЫ подготовки и тренировки, тонны часов оттачивания своего вокального мастерства путём самых разнообразных приёмов и упражнений, которые только с течением времени дают стойкий и уверенный результат (напомню, что волшебной палочки в искусстве вокала нет, всё даётся трудом, упражнениями и упорством).
Таки интересует сам процесс «сглаживания» (или «завуалирования») переходных нот в процессе их пения (помним, что совсем убрать зоны перехода не получится).
Наиболее верной техникой преодоления переходных нот является их осторожная маскировка. Что имеется в виду и как это делается?
Вы понимаете, что прям вот чётких границ регистров не существует. В процессе пения возникает совсем небольшой участок диапазона, который возможно спеть как грудным, так и головным регистром. И именно этот участок так называемого «наложения» и становится микст-регистром.
Микст – значит «смешанный». То есть в данном звучании не слышится именно чисто головной регистр с его характерными особенностями звучания или чисто грудной. Возникает ощущение смешения обоих регистров, некий третий вариант звучания, в котором как бы присутствуют черты двух регистров. Но надо сказать, что в микст-регистре также есть условное деление на его нижнюю часть входящих в него нот и верхнюю. В нижней части (или тетрахорде, если микст-регистр занимает в диапазоне почти октаву) преобладают больше черты звучания грудного регистра, а головной регистр – в меньшей степени, а в верхней части микста – наоборот.
Но пока идёт само пропевание в микст-регистре, например, снизу вверх, звуковая картинка КАЖДОЙ ноты ПОСТОЯННО меняется! И чем выше звук, тем соотношение преобладания какого-либо регистров из двух (грудной и головной) МЕНЯЕТСЯ . То же происходит и при пении сверху вниз.
Так вот принцип работы в миксте, где как раз и будут находиться переходные ноты, таков: непосредственно выявив сами переходные ноты (обычно их от 2 до 4), нужно в обе стороны (вверх и вниз) отступить ещё на 3-4 ноты, несмотря на то, что они вроде как и не переходные сами по себе и могут довольно удобно исполнятся в каком-либо конкретном регистре звучания (грудном или головном). Тем не менее придётся ими «пожертвовать», начиная искусственно в них сотворять тот самый микст. Как это делается?
Если движение мелодии идёт наверх, то, соответственно, ПОСТЕПЕННО надо осветлять или облегчать звук (те, кто занимается вокалом, знают, что означают эти слова) – то есть происходит постепенный выход из грудного резонатора, сам звук переводится в резонаторные области повыше (область нижней части лица, верхняя часть шеи, но не грудь уже!). С каждой нотой наверх, потихоньку, очень незаметно, звук надобно стараться делать всё чуть светлее и легче, «без мяса», которое присуще звучанию в нижнем регистре. Ощущения во время пения при этом также меняются – вот их и надо отследить, проанализировать во время пения, при этом очень внимательно слушая свой собственный звук. Мышцы шеи должны быть расслаблены – это одно из самых трудных условий, так как из-за неудобства и близости переходных нот или во время их самих из-за дискомфорта мышцы шеи могут начать зажиматься, как и сама гортань, что НЕДОПУСТИМО! Можно себе помочь – прямо во время пения, дабы дополнительно проконтролировать отсутствие зажима, можно слегка разминать (просто нажимать) пальчиками на шею и область гортани. Вы сразу почувствуете пальцами, «задеревенела» у вас шея или нет.
Нужно сказать, что природа создала наш голосовой аппарат очень разумно. И все эти зажимы и прочие неприятности человек создаёт себе САМ во время пения, то есть это не какой-то там неподвластный нам рефлекс, происходящий сам по себе.
СЛУШАЙТЕ ВНИМАТЕЛЬНО СВОЙ ЗВУК ВО ВРЕМЯ ПЕНИЯ данного участка диапазона!! Голос обычно ОЧЕНЬ ЯВНО показывает ЕСТЕСТВЕННОЕ изменение тембральной окраски. Задумывали мы это или нет, хотим мы этого или нет, но сама краска (характер) звука в переходной зоне начинает меняться. Поёте наверх – звук постепенно, НИКОГДА НЕ РЕЗКО И НЕ ВНЕЗАПНО светлеет, становится более лёгким и более прохладным по звучанию. Поёте вниз – происходит постепенное «потепление» звука, он становится более матовый и чем ниже – тем благороднее и «жирнее» звучит (при условии правильного звукоизвлечения, конечно). Зачастую люди просто впускают из внимания все эти тонкие изменения в звучании и в ощущениях, что и ведёт к тому, что голос ВДРУГ резко «ломается» или меняется по звучанию до неузнаваемости. НАУЧИТЕСЬ ЧУВСТВОВАТЬ , более чувствительно к себе относится во время пения!
Балансируя таким образом в плане «облегчения-уплотнения» звука, вы тем самым пройдёте зону перехода и сами же почувствуете, как вышли из неё, а ваш голос покажет абсолютно равномерное ОДНОХАРАКТЕРНОЕ звучание вашего голоса, которое будет уже полностью принадлежать либо головному, либо нижнему регистру. Вот и весь алгоритм действий.
Приведу схематичный пример, чтобы было понятнее.
Например, ваша мелодия-распевка состоит из трёх нот. Двигаясь снизу вверх, первые 2 ноты мелодии, допустим, могут ещё спокойно петься «грудью», но третья нота уже даёт знать (по звучанию), что ей в грудном режиме звучать неудобно. Значит вот её и поём чуууть легче, отпуская всякий зажим. Для этого настраиваем себя на то, что эта нота должна прозвучать светлее, чем 2 другие ноты ниже. Сдвигаясь на полтона вверх и начиная мелодию заново, может оказаться (а может ещё не оказаться – всё очень индивидуально, надо слушать сам звук каждой ноты и слушать свои ощущения на каждой ноте), что в зону перехода попадает уже 2 ноты, а не 1 – значит нижний звук поём ещё на грудном звучании, 2-ю ноту чуть легче, 3-ю – ещё светлее. И так, шаг за шагом, все 3 ноты выходят из грудного регистра, но попадают (точнее, мы для них создали) в зону микста. Микст-регистр, как правило, очень небольшой – меньше, чем головной или грудной регистр. Правильно – потому что микст-регистр служит регистром (не самой зоной!) перехода, если так можно выразиться.
Тот же самый алгоритм только в обратном порядке используется при выходе из головного регистра и переходе через микст в регистр грудной. Только там, как вы понимаете, речь будет идти о ПОСТЕПЕННОМ сгущении звука, его потемнении, если хотите, смене глянца на матовость. Главное слово здесь – ПО-СТЕ-ПЕН-НО!! Не надо ни в коем случае торопиться, это может привести как раз к вынужденному зажиму мышц шеи и самой гортани (из-за нетерпежа запеть наконец всю мелодию принципом одного регистра). Добавляйте «вес» в звук буквально по граммам! То есть – было 40 грамм, на следующей ноте – 50, потом – 60 и т.д. Описываю очень условно, как пример.
Если у вас мелодия большой амплитуды (в октаву, например), то здесь можно предложить некое сравнение с краской, её сгущением и разжижением.
Например, представьте, что снизу ноты – это очень густая синяя краска (индиго, ультрамарин – увидьте её внутренним взором и вообще как можно больше в вокале задействуйте образную сферу, так как она иногда лучше работает для понимания, чем всякие анатомические соображения). Постепенно идя наверх, представьте, что с каждой нотой вы разбавляете краску водой и цвет становится всё светлее и светлее. Так вы проходите всю цветовую цепочку: индиго – ультрамарин — тёмно-синий – синий — светло-синий — тёмно-голубой – голубой – лазурный — светло-голубой и т.д. В самом верху звучания представьте цвет бледно-нежно-голубой, цвет прохладный. При пении вниз в эту воображаемую банку с водой и краской начинаете добавлять всё больше краски и цвет начинает густеть, в общем всё в обратном порядке.
Сразу будьте готовы к тому, что научившись справляться и работать с данным приёмом в МЕДЛЕННОМ темпе, затем также муторно придётся поработать в темпе СРЕДНЕМ и БЫСТРОМ . И дело здесь не столько в работе голоса и смене его режима скорости пения, сколько в скорости вашего соображания! Если ваш «бортовой компьютер» (голова) научится БЫСТРО отслеживать все процессы в теле во время пения переходных нот, БЫСТРО ориентироваться «на месте» и принимать решения, а не равнодушно и безучастно следовать за самой физиологией, то проблема скорости темпа в пении переходных нот также будет решена.
Но это читать так просто, а сама работа – кропотливейшая! Требует большой внимательности как поющего, так и педагога. Главное здесь не только звук и его ГЛАДКОЕ ПОСТЕПЕННОЕ изменение в звучании, но и ОЩУЩЕНИЯ во время пения! Именно за счёт ощущений и звуковой картинки будет постепенно осваиваться привыкание к работе в переходной зоне. Уши привыкнут к тому, КАК ДОЛЖНЫ звучать переходные ноты, а сама физика тела привыкнет к МЕНЕЕ дискомфортным ощущениям (совсем дискомфорт убрать не получится, ещё раз повторяю!). А правило практики вокала всегда одно: чем комфортнее голосу, тем лучше, глаже и увереннее он звучит!
На данном приёме я много лет успешно воспитываю своих студентов. У каждого – свой результат и своя скорость его освоения. Кто-то больше преуспел, кто-то меньше. Но тут уж всё зависит от трудолюбия ученика. Потому как свою голову не приставишь и в чужие ощущения влезть невозможно. Но главное, что приём работает и успешно опробован множество раз за 22 года педагогической практики.
Замечу вам, что данный приведённый метод не является панацеей «от всех бед» и быстрого результата от него НЕ ждите. Пение переходных нот – навык, который осваивается месяцами, если не годами. Особенно у тех, кто только начинает заниматься вокалом. Имейте терпение, упорство и желание научиться – это главный залог преодоления этой не простой зоны звучания. Вы должны понимать, что без этого навыка большая часть репертуара будет вам впоследствии недоступна, потому как подбирать себе репертуар так, чтобы там в мелодии НЕ встречались ВАШИ переходные ноты – это и мало-реально, и не выгодно, так как репертуар диапазоном в октаву – это что-то из области детских песенок, а вам явно рано или поздно захочется спеть что-нибудь посерьёзнее и покруче. Особенно это применительно к многообразию современного репертуара.
Так что поверьте, не так уж кошмарно страшен этот самый «Дамоклов меч» в виде переходных нот. Просто надо уметь с ним «бороться», совершенствуя свой голос и его вокальную технику. Легко сказать, конечно, но не просто сделать. Но не отчаивайтесь. Раз другие смогли это сделать, значит сможете и вы. Было бы желание и трудолюбие… Удачи!
[ratingwidget_toprated type=»posts» created_in=»all_time» direction=»ltr» max_items=»10″ min_votes=»1″ order=»DESC» order_by=»avgrate»]
Источник