Переходные ноты женских голосов

Переходная нота (переходный порог)

Момент резкого изменения тембра голоса, происходящий спонтанно на высоте, определяемой типом голоса. У женщин бывает менее ярко выраженным, чем у мужчин, что обусловлено строением внутригортанных органов. Проявляется в виде быстрого изменения «богатого» тембра к «бедному». В классической терминологии часто обозначается жаргонизмом «кикс».

Трактовка классическая.

Переходные звуки – звуки, лежащие на границе натуральных регистров голоса. Они могут быть исполнены как одним, так и другим регистровым механизмом голосовых складок. Каждый тип голоса обладает своими характерными, более или менее постоянными переходными звуками.

В академическом пении развитие смешанного регистра (см. Микст) дает возможность сделать переходные звуки незаметными. Наличие в профессиональном голосе ощутимого перехода – показатель его несовершенства.

Дополнение, часто встречающееся.

Данный эффект обусловлен защитной функцией организма. При постоянстве воздушного давления организм защищает сложный механизм голосовых складок от перегрузки и возможной травмы, мгновенно переводя их в растянутое состояние.

Переходный порог свойственен необученным голосам. Маскировка, устранение этого эффекта в голосе – одна из важнейших задач вокального обучения.

Трактовка наша.

Природа существования переходных звуков (участков, нот) – аттракторная. С достижением определенной высоты звука происходит автоматическое переключение механизма работы главного генератора звука – голосовых складок. Из одного состояния смыкания они переходят в другое. Из «толстого» в «тонкое», точнее – «жесткое» (см.ниже).

Этому способствует поддерживаемый поток воздуха. Исключительно благодаря стабильности такого потока складки «переключаются» слишком быстро, что на слух воспринимается однозначно – кикс!

При сильном потоке воздуха стремящиеся к утончению голосовые складки (а это происходит рефлекторно по мере подъема вверх, при пении все более высоких звуков), в конце концов растягиваются спонтанно, благодаря черпаловидным хрящам, к которым крепятся в задней части гортани.

Аттракторная природа проявляется в том, что человек никак не стремится убавить воздушное давление при пении высоких звуков. Соответственно, при достижении динамической системой связочного узла состояния, при котором невозможно создавать более высокие вибрации, механизм смыкания из М1 меняется на М2 («тонкие» складки). Такое их состояние тоже является аттракторным, но предназначено для создания тех высот, которые не могут быть «обработаны» складками, находящимися в «толстом» смыкании, в механизме М1.

Поскольку при данном акте поток воздуха остается практически постоянным по своему объему, он не уменьшается, состояние складок видоизменяется от «тонкого» к «жесткому», соответствующему генерации голоса, имеющему название фальцет. Он характеризуется бедной обертональностью, наличием паразитных воздушных шумов и в целом оценивается слушателем как «неприятный фальцетный звук».

Источник

Переходные ноты у голосов

Для создания звуков человек использует работу голосовых связок. Они представляют собой мышечные складки, на краях которых располагаются сухожилия. При исполнении низких нот связки находятся в расслабленном состоянии, колышутся по всей поверхности, при исполнении высоких – растягиваются, движутся лишь их края. В процессе перехода от нижних нот в верхним наступает момент, когда связки перестают смыкаться. Ноты, на которых в пении происходит перевод связок из одного режима работы в другой, называются переходными. Для каждого человека момент перехода индивидуален, но уроки вокала позволят сделать его более профессиональным.

В пении особое внимание уделяется средней (примарной) части певческого диапазона, соответствующей по звучанию разговорной речи. Соответственно, петь ноты среднего диапазона проще, голос исполнителя звучит естественнее. Сверху и снизу от «области комфорта» располагаются переходные ноты. Верхней переходной нотой примарный регистр отделяется от фальцета, нижней – от грудного регистра.

Можно выделить следующие виды певческих голосов:

  • Для женщин: наиболее высокий – сопрано, средней высоты – меццо-сопрано, низкий – контральто.
  • Для мужчин: низкий – бас, средней высоты – баритон, самый высокий голос у тенора.

Соответственно, у голосов различных типов – разные переходные ноты. У певиц с высоким голосом: ми – фа# 2 октавы, с низким: до – ре 2 октавы. У мужчин-исполнителей с высоким голосом: ми – фа# 1 октавы, со средним: ре – ми 1 октавы, с низким: ля – си малой октавы.

Для того, чтобы сделать вокал красивым, лёгким и ярким, певцу необходимо научиться сглаживать переходные ноты. Все звуки исполняемой композиции должны звучать ровно. В песни, исполняемой опытным вокалистом, слушатель не обнаружит и намёка на переходы.

Источник

Учите детей петь

Слушать и видеть поющих детей одно удовольствие

Женские голоса

На главную
см. Пeвчecкие голоса
Диапазон – от верхней половины малой октавы до середины третьей октавы.

В женских голосах различают три регистра:
1. грудной,
2. средний, или микстовый, и
3. головной.

Протяженность регистров и переходные ноты от одного регистра к другому у высоких и низких женских голосов неодинаковы.

Сопрано – высокие женские голоса по характеру звучания бывают лирические, драматические и лирико-драматические.

Лирическое сопрано имеет теплый, задушевный, «мягкий» тембр. Диапазон: до1 – до3; голос легко идет наверх. Лучше всего звучат ноты второй октавы. Верхние тоны легко поддаются изменению силы звука. Рабочий диапазон лежит в пределах фа1 – ля2.

Различают центральное и легкое лирическое сопрано.

Центральное сопрано лирического характера, по полноте звучанин оно приближается к драматическому сопрано, имеет хорошо звучащую середину и часто более короткий головной регистр.

Легкое лирическое сопрано с предельными нотами ми3 – соль3, обладающее природной беглостью, легкостью и подвижностью, называется лирико-колоратурным сопрано. У этого голоса силой и красотой выделяются ноты головного звучания, середина звучит слабо, а крайние нижние ноты по сравнению с верхними часто бывают беззвучны.

Драматическое сопрано отличается насыщенным звучанием драматического плана. Диапазон лям, сим – до3. Голос тяжелый, с трудом идет наверх. Верхние ноты звучат напряженно и потому 6ольше употребимы на forte. Наиболее свободно и полно звучит средний регистр (фа1 – ре2). В голосах со смешанным, лирико-драматическим звучанием в зависимости от преобладания одного или другоro характера выделяются соответствующие признаки.

Легкие лирические и лирико-колоратурные голоса в хоре составляют партию первого сопрано, остальные высокиее женские голоса – второе сопрано.

Основным критерием отбора в партию первого conpaнo, кроме достаточного диапазона верхних нот (полной второй октавы или первых нот третьей октавы), является яркая звучность и легкость на верхних нотах.

Меццо-сопрано – низкие женские голоса в хоре входят в партию альтов.

В отличие от сопрано, у которого ноты грудного регистра звучат слабо и бедно по тембру, в этих голосах, помимо о6щего более густого звучания, ноты ниже ре1 – до1 имеют значительное грудное резонирование, достаточную силу и красоту тембра.

Различают высокое и низкое меццо-сопрано.
Первое чаще бывает лирического характера, второе – драматического.
Переходные ноты одни и те же.

Высокое меццо-сопрано – довольно подвижный голос, ноты грудного регистра звучат у нero мягче и несколько слабее, чем у низкого меццо-сопрано. В хоре наиболее применимы ноты в пределах первой октавы.

Низкое меццо-сопрано от высокого отличается малой подвижностью, более густыми грудными нотами. Такой голос с широким диапазоном грудного регистра и особенно густыми, полнокровными нотами в малой октаве, называют контральто.

У контральто переходные ноты к головному регистру лежат приблизительно на терцию ниже (си бемоль1 – си1). У такого голоса ярко выраженное грудное резонированне распространяется иногда на весь средний регистр, в связи с чем переход к головному регистру очень резкий и затрудненный. Звуки второй октавы крикливы, неудобны, воспроизводятся с трудом. Рабочий диапазон в пределах лям – си1.

В хоре высокие меццо-сопрано составляют партию первых альтов, а низкие меццо-сопрано относятся ко вторым альтам.

Высокое меццо-сопрано иногда трудно отличить от драматического сопрано. При дифференциации этих голосов обращают внимание на звучание грудных нот и особенно звуков в малой октаве.

Наличие полнозвучных нот малой октавы указывает на меццо-сопрано. Но часто у хорошего драматического сопрано эти ноты мало уступают по звучанию низким женским голосам.

Поэтому решающее значение имеет определение переходных нот к головному регистру и удобной тесситуры (сопрановой или меццо-сопрановой).

Источник

Тесситурная выносливость.

Рассмотрим несколько способов определения типа голоса. Прежде всего, отмечу, что определить тип для непоставленного голоса бывает сложно и поэтому даже преподаватели вокала иной раз могут ошибаться, если у них не хватает опыта. Например человек привык разговаривать в высокой позиции и осветление тембра для него привычно, однако, при проверке окажется, что он бас или баритон.
Так как же правильно определить свой тип голоса? В современной эстраде разделение голосов строится не по классической схеме «бас,баритон,тенор и тд», а по принципу «очень высокий, высокий, низкий и очень низкий голос». В отличие от академического пения чёткие границы отсутствуют. И тем не менее, одно остаётся неизменным — тесситурная выносливость. Что же такое тесситура? Не буду придумывать свою формулировку, а процитирую Большую Советскую Энциклопедию:
Тесситура: итал. tessitura, буквально — ткань, от tessere — ткать), высотное положение звуков в музыкальных произведениях по отношению к диапазону певческого голоса или музыкального инструмента. Условием художественного исполнения (естественности, свободы, красоты звучания и т. п.) является соответствие Т. в вокальном произведении характеру голоса певца, а в инструментальном — техническим возможностям данного инструмента.
Добавлю от себя. Тесситура того или иного произведения определяется тем, как высоко/низко находится большинство его нот по отношению к крайним участкам вашего голоса — вверху или внизу. Иными словами — как долго и часто вам придётся петь ноты, близкие к вашим крайним «верхушкам» или крайним низам. Если такие ноты не встречаются или встречаются лишь изредка, то тесситура ваша, если же они встречаются часто и голос быстро устаёт, то тесситура слишком высокая/низкая и имеет смысл опустить/поднять тональность произведения. Ваша родная тесситура — это комфортная зона певческого диапазона, в которой вы можете петь долго и с удовольствием, без вреда для вокального аппарата.
Однако остаётся открытым вопрос — как определить тип голоса по тесситуре? Например я могу петь без особого напряжения песню, где большинство нот приходятся на фа, соль и ля первой октавы. Кто я — тенор, баритон? Дело в том, что тут играет роль и то, как вы поёте эти ноты. Если вы их фальцетите, то никакого напряжения и не будет, однако тип голоса по фальцету не определяется. Начинающие вокалисты порой бывают неспособны определить на слух как и чем они поют, потому что у них в отделе мозга отвечающем за слух ещё не сложилась система звуковых образов, которые бы помогли отличить фальцет от грудного голоса. Вот тут-то и пригодится помощь педагога по вокалу.
Лирическое отступление: часто молодые люди расстраиваются, услышав диагноз «вы бас» или «вы баритон», так как высокие сильные тенора всегда пользовались популярностью, а многие современные мужские песни «заточены» под тенор. Могу лишь посоветовать не принимать это близко к сердцу, потому что почитателей хороших, поставленных и главное индивидуальных голосов (независимо от того высокие они или низкие) более чем предостаточно, а любую песню можно спеть ниже и по-своему. Запомните, ваша аудитория — простые люди, в основном ничего не сведущие в вокале. Эти простые люди ценят не высоту голоса и не многочисленные приёмы, которые вы используете, а индивидуальный тембр, манеру и стиль. Вспомните хотя бы группу Раммштайн!
Как вы уже понимаете, определить тип голоса самостоятельно сложно, а иной раз и невозможно. Особенно это касается людей, у кого голос от природы «не раскрыт». Мой совет — найдите преподавателя хотя бы на одно занятие, для того, чтобы он определил, какой у вас голос и сказал в каком направлении следует работать.

Типы голосов.

Женские голоса делятся на:

  • Сопрано — самый высокий женский голос
  • Меццо-сопрано — средний
  • Контральто — самый низкий женский голос

Мужские голоса:

  • Тенор — самый высокий мужской голос
  • Баритон — средний, наиболее распространённый тип мужского голоса.
  • Бас — низкий мужской голос

В свою очередь эти голоса подразделяются по характеру тембра и высотной вариации, как например колоратурное сопрано, тенор-альтино, драматический тенор, бас профундо, бас-октавист (самый низкий существующий голос), лирический и драматический баритон, баритональный бас, и так далее.

По классической схеме приблизительные высотные диапазоны голосов выглядят следующим образом (по Дмитриеву):

  • Тенор от До малой — до До второй октавы.
  • Баритон Ля большой октавы — Ля бемоль первой октавы
  • Бас — Фа большой — Фа первой октавы
  • Бас-октавист крайне редкий голос. Он способен опускаться до фа контроктавы.

Такие голоса очень востребованы в хорах:

  • Сопрано До первой — До третьей октавы.
  • Меццо-сопрано Ля малой — Ля второй октавы.

Это весьма сжатая спецификация голосов и она не отражает всего богатства тембров. Существуют и голоса с промежуточным звучанием, как например драматический тенор и лирический баритон.

Переходные ноты.

При определении типа голоса ученика преподаватель учитывает и переходные ноты. Переходный ноты, или «мост» голоса — это участок певческого диапазона, на котором грудной голос теряет богатство естественного тембра и либо зажимается, либо срывается на фальцет. У разных типов голосов этот участок отличается по высоте.

Приблизительные переходные ноты для голосов (по Дмитриеву):

  • Тенор: ми-фа-фа диез-соль первой октавы
  • Баритон: ре — ми бемоль — ми первой октавы
  • Бас: ля — си бемоль — си малой — до — до диез первой октавы
  • Сопрано: ми — фа — фа диез первой октавы
  • Меццо-сопрано: до — ре — ре диез первой октавы

У непоставленных, нераскрытых голосов эти участки могут оказаться чуть ниже, чем у поставленных и опытный преподаватель это учитывает.

Примеры современной эстрады.

В современной эстраде редко кто классифицирует свой голос по классической схеме. У каждой звезды репертуар написан и подогнан «под голос» с намерением выделить наиболее выигрышное и характерное звучание тембра, так называемую «фишку». Кроме того, следует учитывать, что звезде наверняка понадобится петь долгие концерты вживую, а материал не соответствующий голосу может его быстро износить.
Приведу примеры типичных мужских и женских голосов на западной эстраде.
Высокие — George Michael, Michael Jackson, Josh Groban, Celine Dion, Whitney Houston, Christina Aguilera, Mariah Carey и так далее
Список очень длинный, и это я ещё не беру в рассчёт рок-певцов таких как Stiven Tyler, Dio и прочих сверзвуковых монстров. Однако не отчаивайтесь, и среди низких голосов вполне достаточно известностей, таких как Barry White, Sarah Vaughan, Rammstein, Ronan Keating, Elton John и много много других.

Длина связок

Кроме всего прочего, есть ещё один способ, помогающий определить тип голоса — анатомический. Давно известно, что чем выше тип голоса, тем короче и тоньше голосовые связки. Однако этот способ неточен и может быть использован лишь как вспомогательный, потому что бывает много исключений из правил. Известно например, что у тенора Карузо были длинные баритоновые связки.

Таким образом, певческие голоса могут быть очень разнообразными и правильно определить тип голоса важно с самого начала, чтобы в последствии не терять время напрасно и не губить природные данные. Тип голоса определяется по тембру, тесситуре, переходным нотам, диапазону и анатомическим особенностям.

Источник

Читайте также:  Кто то счастье ждет ноты
Оцените статью