Переходные ноты женский голос

Переходная нота (переходный порог)

Момент резкого изменения тембра голоса, происходящий спонтанно на высоте, определяемой типом голоса. У женщин бывает менее ярко выраженным, чем у мужчин, что обусловлено строением внутригортанных органов. Проявляется в виде быстрого изменения «богатого» тембра к «бедному». В классической терминологии часто обозначается жаргонизмом «кикс».

Трактовка классическая.

Переходные звуки – звуки, лежащие на границе натуральных регистров голоса. Они могут быть исполнены как одним, так и другим регистровым механизмом голосовых складок. Каждый тип голоса обладает своими характерными, более или менее постоянными переходными звуками.

В академическом пении развитие смешанного регистра (см. Микст) дает возможность сделать переходные звуки незаметными. Наличие в профессиональном голосе ощутимого перехода – показатель его несовершенства.

Дополнение, часто встречающееся.

Данный эффект обусловлен защитной функцией организма. При постоянстве воздушного давления организм защищает сложный механизм голосовых складок от перегрузки и возможной травмы, мгновенно переводя их в растянутое состояние.

Переходный порог свойственен необученным голосам. Маскировка, устранение этого эффекта в голосе – одна из важнейших задач вокального обучения.

Трактовка наша.

Природа существования переходных звуков (участков, нот) – аттракторная. С достижением определенной высоты звука происходит автоматическое переключение механизма работы главного генератора звука – голосовых складок. Из одного состояния смыкания они переходят в другое. Из «толстого» в «тонкое», точнее – «жесткое» (см.ниже).

Этому способствует поддерживаемый поток воздуха. Исключительно благодаря стабильности такого потока складки «переключаются» слишком быстро, что на слух воспринимается однозначно – кикс!

При сильном потоке воздуха стремящиеся к утончению голосовые складки (а это происходит рефлекторно по мере подъема вверх, при пении все более высоких звуков), в конце концов растягиваются спонтанно, благодаря черпаловидным хрящам, к которым крепятся в задней части гортани.

Аттракторная природа проявляется в том, что человек никак не стремится убавить воздушное давление при пении высоких звуков. Соответственно, при достижении динамической системой связочного узла состояния, при котором невозможно создавать более высокие вибрации, механизм смыкания из М1 меняется на М2 («тонкие» складки). Такое их состояние тоже является аттракторным, но предназначено для создания тех высот, которые не могут быть «обработаны» складками, находящимися в «толстом» смыкании, в механизме М1.

Поскольку при данном акте поток воздуха остается практически постоянным по своему объему, он не уменьшается, состояние складок видоизменяется от «тонкого» к «жесткому», соответствующему генерации голоса, имеющему название фальцет. Он характеризуется бедной обертональностью, наличием паразитных воздушных шумов и в целом оценивается слушателем как «неприятный фальцетный звук».

Источник

Переходные ноты у голосов

Для создания звуков человек использует работу голосовых связок. Они представляют собой мышечные складки, на краях которых располагаются сухожилия. При исполнении низких нот связки находятся в расслабленном состоянии, колышутся по всей поверхности, при исполнении высоких – растягиваются, движутся лишь их края. В процессе перехода от нижних нот в верхним наступает момент, когда связки перестают смыкаться. Ноты, на которых в пении происходит перевод связок из одного режима работы в другой, называются переходными. Для каждого человека момент перехода индивидуален, но уроки вокала позволят сделать его более профессиональным.

В пении особое внимание уделяется средней (примарной) части певческого диапазона, соответствующей по звучанию разговорной речи. Соответственно, петь ноты среднего диапазона проще, голос исполнителя звучит естественнее. Сверху и снизу от «области комфорта» располагаются переходные ноты. Верхней переходной нотой примарный регистр отделяется от фальцета, нижней – от грудного регистра.

Можно выделить следующие виды певческих голосов:

  • Для женщин: наиболее высокий – сопрано, средней высоты – меццо-сопрано, низкий – контральто.
  • Для мужчин: низкий – бас, средней высоты – баритон, самый высокий голос у тенора.

Соответственно, у голосов различных типов – разные переходные ноты. У певиц с высоким голосом: ми – фа# 2 октавы, с низким: до – ре 2 октавы. У мужчин-исполнителей с высоким голосом: ми – фа# 1 октавы, со средним: ре – ми 1 октавы, с низким: ля – си малой октавы.

Для того, чтобы сделать вокал красивым, лёгким и ярким, певцу необходимо научиться сглаживать переходные ноты. Все звуки исполняемой композиции должны звучать ровно. В песни, исполняемой опытным вокалистом, слушатель не обнаружит и намёка на переходы.

Источник

Учите детей петь

Слушать и видеть поющих детей одно удовольствие

Женские голоса

На главную
см. Пeвчecкие голоса
Диапазон – от верхней половины малой октавы до середины третьей октавы.

В женских голосах различают три регистра:
1. грудной,
2. средний, или микстовый, и
3. головной.

Протяженность регистров и переходные ноты от одного регистра к другому у высоких и низких женских голосов неодинаковы.

Сопрано – высокие женские голоса по характеру звучания бывают лирические, драматические и лирико-драматические.

Лирическое сопрано имеет теплый, задушевный, «мягкий» тембр. Диапазон: до1 – до3; голос легко идет наверх. Лучше всего звучат ноты второй октавы. Верхние тоны легко поддаются изменению силы звука. Рабочий диапазон лежит в пределах фа1 – ля2.

Различают центральное и легкое лирическое сопрано.

Центральное сопрано лирического характера, по полноте звучанин оно приближается к драматическому сопрано, имеет хорошо звучащую середину и часто более короткий головной регистр.

Легкое лирическое сопрано с предельными нотами ми3 – соль3, обладающее природной беглостью, легкостью и подвижностью, называется лирико-колоратурным сопрано. У этого голоса силой и красотой выделяются ноты головного звучания, середина звучит слабо, а крайние нижние ноты по сравнению с верхними часто бывают беззвучны.

Драматическое сопрано отличается насыщенным звучанием драматического плана. Диапазон лям, сим – до3. Голос тяжелый, с трудом идет наверх. Верхние ноты звучат напряженно и потому 6ольше употребимы на forte. Наиболее свободно и полно звучит средний регистр (фа1 – ре2). В голосах со смешанным, лирико-драматическим звучанием в зависимости от преобладания одного или другоro характера выделяются соответствующие признаки.

Легкие лирические и лирико-колоратурные голоса в хоре составляют партию первого сопрано, остальные высокиее женские голоса – второе сопрано.

Основным критерием отбора в партию первого conpaнo, кроме достаточного диапазона верхних нот (полной второй октавы или первых нот третьей октавы), является яркая звучность и легкость на верхних нотах.

Меццо-сопрано – низкие женские голоса в хоре входят в партию альтов.

В отличие от сопрано, у которого ноты грудного регистра звучат слабо и бедно по тембру, в этих голосах, помимо о6щего более густого звучания, ноты ниже ре1 – до1 имеют значительное грудное резонирование, достаточную силу и красоту тембра.

Различают высокое и низкое меццо-сопрано.
Первое чаще бывает лирического характера, второе – драматического.
Переходные ноты одни и те же.

Высокое меццо-сопрано – довольно подвижный голос, ноты грудного регистра звучат у нero мягче и несколько слабее, чем у низкого меццо-сопрано. В хоре наиболее применимы ноты в пределах первой октавы.

Низкое меццо-сопрано от высокого отличается малой подвижностью, более густыми грудными нотами. Такой голос с широким диапазоном грудного регистра и особенно густыми, полнокровными нотами в малой октаве, называют контральто.

У контральто переходные ноты к головному регистру лежат приблизительно на терцию ниже (си бемоль1 – си1). У такого голоса ярко выраженное грудное резонированне распространяется иногда на весь средний регистр, в связи с чем переход к головному регистру очень резкий и затрудненный. Звуки второй октавы крикливы, неудобны, воспроизводятся с трудом. Рабочий диапазон в пределах лям – си1.

В хоре высокие меццо-сопрано составляют партию первых альтов, а низкие меццо-сопрано относятся ко вторым альтам.

Высокое меццо-сопрано иногда трудно отличить от драматического сопрано. При дифференциации этих голосов обращают внимание на звучание грудных нот и особенно звуков в малой октаве.

Наличие полнозвучных нот малой октавы указывает на меццо-сопрано. Но часто у хорошего драматического сопрано эти ноты мало уступают по звучанию низким женским голосам.

Поэтому решающее значение имеет определение переходных нот к головному регистру и удобной тесситуры (сопрановой или меццо-сопрановой).

Источник

Вокал

В: Что такое вибрато?
О: Это особое колебание голоса («дрожание» с небольшой амплитудой (как правило, более полутона)и частой 5-7 раз в секунду. Придает голосу оживление, обагащает тембр. Прислушайтесь — вибрато есть у большинства хороших певцов.
Правильное вибрато (не «качание голоса» — вибрато с маленькой частотой, не «барашек» — вибрато с частой выше 8 раз в секунду) часто сигнализируют о наличии опоры.

В: Что такое опора?
О: Вопрос сложный, ибо это понятие часто связывают с разными аспектами голосообразования.
Дадим два определения опоры: простое и сложное. Простое: опора это то, что помогает петь дольше, правильнее, делает звук более красивым, насыщенным, мощным. Сложное: опора суть группа ощущений от сложной правильной слаженной работы дыхательный мышц во время фонации, является «центром тяжести» ощущений певца при правильном голосообразование, несет функцию генерации энергии, помогает плавному звуковедению и точному интонированию.
Проще говоря, опора — это фундаментальный принцип (ощущение, прием, способ, метод), необходимый для освоения правильного пения.

В: Что такое маска, головной, грудной резонатор(ы)?
О: «Маска» — синоним «головной резонатор(ы)»
«Головной резонатор(ы)» — некий механизм, усиливающий высокие обертоны, придающий голосу металл, звонкость, полетность, расположен в голове (отсюда и получил свое название), делающий голос «светлее»
«Грудной резонатор» — некий механизм, усиливающий низкие обертоны, придающий голосу объемность, силу, мягкость, бархат, делающий голос «темнее»
Более подробно смотрите следующие книги:
1) Емельянов «Развитие голоса»
2) Морозов «Искусство резонансного пения»

В: Как измерить диапазон?
О: Найдите человека, который хорошо разбирается в музыке (т.е. обладает слухом и умеет играть на какой-либо музыкальном инструменте). Найти таких людей можно там же, где и педагога (см. выше).
Расстояние от самой низкой до самой высокой ноты, которыюеВы можете озвучить, назовем диапазоном голоса. Певческим диапазаном назовем тот интервал, который эстетически приемлемо звучит (от которого окружающих не выворачивают изнанку).
Диапазоны также деляться на: полный певческий (который выше был указан последним), потенциальный певческий (т.е. до каких ноты Вы сможете в будущем добраться, если будете заниматься с педагогом), рабочий (в котором Вам удобно работать, т.е. петь), тесситурный (та часть диапазона, которая должна легко озвучиваться определенным типом голоса легко и без напряжения)

В: В чем измеряется диапазон? Какую роль он играет в жизни вокалиста.
О: Принято говорит о двух диапазонах — полном певческом и рабочем. Скажем только рабочем, ибо эта часть играет большую роль в психологии многих начинающих вокалистов.
Итак, еще раз — диапазон (см.выше) это не набор нот, которые Вы можете взять, это «расстояние» (интервал) между самой высокой и самой низкой нотой из «рабочей части» Вашего полного певческого диапазона (речь пойдет о тех, у кого голос УЖЕ ПРОШЕЛ МУТАЦИЮ).

Итак, Вам померили (пусть измеряет педагог) РАБОЧИЙ диапазон и оказалось, что у Вас
1) 0. 1 октав — ничего страшного, не расстраивайтесь, у Вас либо певческий голос не развит, либо случай, когда диапазон очень мал, но «певческий голос есть».
2) 1. 1,5 октав — средний диапазон тех, кто никогда специально голос не развивал. Средний потому, что из любого правила бывают исключения
2) 1,5. 2 октав — диапазон развиваемого с помощью целенаправленных занятий голоса
3) 2 октавы — диапазон человека, достигшего определенного уровня вокальной техники
4) > 2 октав — диапазон хорошего певца
Диапазон играет такую же роль в жизни вокалиста, как когда-то очень удачно заметил Njarla, как и у мужчин в сексе: главное — не размер, а как его используешь
Так что, уважаемый вокалист, если Вам кажется, что Ваш диапазон мал или Вы завидуете соседу, который говорит «мой вокалюга в группе найден после 18-ти проб, у прошлого вокалиста было всего 3,5 октав и он был плох, а у этого 5 и он мегаотец поэтому», то начните давит зависть и такие мысли гнать при первом приближении.
ГЛАВНОЕ-НЕ РАЗМЕР ДИАПАЗОНА, А КАЧЕСТВО ЗВУКА, КОТОРЫЙ ВЫ ВОСПРОИЗВОДИТЕ.
ПЛЮЙТЕ НА ВСЕХ, КТО ГОВОРИТ, ЧТО ДИАПАЗОН — ГЛАВНОЕ, СПРОСИТЕ У ПРОФЕССИОНАЛОВ, ЕСЛИ НЕ ВЕРИТЕ ЭТОЙ СТАТЬЕ.
«Не имей 5 октав, а имей красоту со своими двумя [октавами]» (c) Casper

В: Какой у меня голос?
[из этой же серии:
Чем отличаются тенор (баритон, бас, контральто, меццо-сопрано, сопрано) от тенора (баритона, бас, контральто, меццо-сопрано, сопрано)?
Что такое тенор (баритон, бас, контральто, меццо-сопрано, сопрано)?
У меня вот такой диапазон, кто я?
Как определить тип голоса?
Какой тип голоса лучше?
Почему все любят (все хотят быть) тенором (баритоном, басом, контральто, меццо-сопрано, сопрано)? и т.д.]
О: Исторически сложилось так, что существует 6 основных типов голосов, три женских и три мужских. Вот они:

1) Тенор — высокий мужской голос
Рабочий диапазон: До малой октавы— До 2 октавы
Переходные ноты — МиI —Фа#I.

а)Лирический тенор — серебристый, мягкий, очень подвижный с колоратурами голос (диапазон: от до малой — си, до второй, бывает и выше, вплоть до фа второй).

Оперные партии: Ленский (Евгений Онегин), Левко (Майская ночь), Линдоро (Итальянка в Алжире) Граф Альмавива (Севильский Цирюльник).

б) Лирико-драматический тенор — более спинтовый и плотный, объемный голос. Диапазон часто опускается в большую октаву — некоторые поют даже ля большой и также поднимается вплоть до ми-фа второй октавы.

Оперные партии: Альфред (Травиата), Герцог (Риголетто), Владимир Игоревич (Князь Игорь).

в) Драматический тенор — объемный, яркий, голос с металлом, по природе очень сильный. Диапазон тоже опускается, в основном вниз — драматические тенора способны петь даже фа большой октавы.

Оперные партии: Герман (Пиковая Дама), Манрико (Трубадур), Туриду (Сельская честь), Калаф (Турандот).

Примечания: Если голос лирдрам или драм тенора очень сильный, то его иногда называют героическим. Драмтеноров часто называют баритональными тенорами. Также по характеру исполняемого репертура теноров называют Вагнеровскими, Вердиевскими и т.д.

Теноровый ключ соответствует действительному звучанию голоса. Обычно теноровые партии поются в скрипичном ключе на октаву выше действительного звучания голоса.

Тенор–альтино (контртенор) —
особая разновидность тенора с диапозоном до Ми2. Тембр напоминает женский вокал.

2) Баритон — средний мужской голос.
Рабочий диапазон: Ля малой — Ля первой октавы (бывает и вниз вплоть до ми-соль большой, и бывает вверх до си первой — такого высокого баритона иногда называют баритон-мартин)
Переходные ноты: До-Ре(бемоль)I.

а) Лирический баритон — высокий, яркий, подвижный голос, приближающийся к драматическому тенору. (диапазон: ля большой — ля, иногда си бемоль и даже си первой октавы).

Оперные партии: Фигаро (Севильский цирюльник), Дон Жуан( Дон Жуан), Дон Паскуале (Дон Паскуале), Валентин (фауст), Елецкий (Пиковая Дама).

б) Лирико — драматический баритон подвижный и в то же время мягкий, объемный, сильный голос

в) Драматический баритон — бархатный, объемный, сильный по всему диапазону голос (диапазон может опускаться в большую октаву вплоть до ми большой октавы).

Оперные партии: Амонасро (Аида), Яго (Отелло), Дагон (Самсон и Далила).

Примечание:
Баритон считается в России самым распространенным голосом.
Тесситура баритона: ре малой-ре первой октавы (тесситура тенора: соль малой-соль первой октавы)

Баритон соединяет в себе солу и величавость баса с блеском и подвижностью тенора.

3) Бас — низкий мужской голос.
Рабочий лиапазон: Фа большой октавы — Фа 1 октавы
Переходные ноты: Си(бемоль) малой — До#I первой октавы

а) Высокий бас — обычно характерный, подвижный, комический.

Оперные партии: Дон Базилио (Севильский цирюльник), Лепорелло (Дон Жуан), Малатеста (Дон Паскуале), Мустафа (Итальянка в Алжире).

б) Центральный бас — крупный, яркий, очень сочный голос, богатейший грудной регистр.

Оперные партии: Борис Годунов (Борис Годунов), Мельник (Русалка), Филипп (Дон Карлос), Рене (Иоланта), Кончак ( Князь Игорь).

в) Бас-профундо — очень низкий, грудной, объемнейший голос. Используется чаще всего в церковно-хоровой музыке (диапазон вплоть до ноты до большой октавы).

Примечания:
Есть басы октависты. Диапазон вниз вплоть до Ля контроктавы.

4) Сопрано — высокий женский голос.
Рабочий диапазон До первой — До третьей октавы (у колоратурного вверх до Фа3).
Переходные ноты: Ми(Фа)-Фа# второй октавы.

а) Колоратурное сопрано — самый высокий женский голос. (диапазон: до первой октавы — фа третьей октавы.) Голос очень хрупкий, изящный с беспредельным серебряным верхним регистром. Легкость позволяет исполнять сложнейшие рулады, широкие скачки, изящные мелизмы и невероятно бравурные пассажи.

Оперные партии: Царица ночи (Волшебная флейта), Кукла (Сказки Гофмана), Снегурочка (Снегурочка).

б) Лирическое сопрано — (диапазон: до первой октавы — до, ре третьей октавы.)
Голос кантиленный, мягкий, ярко звучит на всем диапазоне.

Оперные партии : Виолетта (Травиата), Иоланта (Иоланта), Маргарита (Фауст).

в) Лирико-драматическое сопрано — более объемный,очень выразительный голос, в котором прекрасно сочетаются мягкость, кантилена и спинто.

Оперные партии: Татьяна (Евгений Онегин.) Норма (Норма), Аида (Аида).

г) Драматическое сопрано — сильный, объемный, ярко тембральный голос. Это дает ему возможность петь всю партию на сильном эмоциональном накале.

Оперные партии: Тоска (Тоска), Абигаиль ( Набукко ), Турандот (Турандот).

5 )Меццо–сопрано — Средний по диапазону женский голос.
Рабочий лиапазон: Ля малой октавы-Си2 второй октавы.
Переходные ноты: До2-Ми(бемоль)2 при переходе к головному регистру; Ми-Фа-Фа#I при переходе к грудному регистру.

а)Лирическое меццо-сопрано — светлый по тембру и цветом приближенный к сопрано. (диапазон: ля малой октавы — ля, си второй октавы ).

Оперные партии: Амнерис (Аида), Эболи (Дон Карлос), Ганна (Майская ночь), Весна (Снегурочка)

б) Центральное меццо-сопрано — крупный, плотный, сильный голос.

Оперные партии: Любаша (Царская невеста), Марфа (Хованщина), Азучена (Трубадур), Кармен (Кармен).

в) Колоратурное меццо-сопрано — очень редкий голос наделенный яркостью, гибкостью и подвижностью, что позволяет петь сложнейшие пассажи, фиоритуры и рулады.

Оперные партии: Изабелла (Итальянка в Алжире), Розина (Севильский Цирюльник), Золушка (Золушка).

г) Контральто —
Самый низкий женский голос.
Рабочий диапазон: Соль малой октаы-Ля 2 октавы.
Переходные ноты: До2-Ре2 при переходе к головному регистру; Ми(бемоль)I-ФаI при переходе к грудному регистру.

Источник

Оцените статью