Переходы для бас гитары

Чередование баса и аккорда, басовая линия

Ещё одним распространённым аккомпанементом является аккомпанемент типа “чередование баса и аккорда”. Здесь можно выделить две взаимосвязанные составляющие — басовый тон и аккорд. Линию каждой из этих составляющих можно изменять для получения различных вариаций. Например, можно ввести повторения или изменить ритмический рисунок баса или(и) аккорда.

Чередование баса и оставшейся части аккорда

При использовании трезвучия берётся бас, а затем два его оставшихся тона.

Упражнение 1. Чередование баса и оставшейся части трезвучия.

Для получения большего разнообразия басовый тон через раз можно смещать на ближайший аккордовый звук вниз или вверх.

Упражнение 2. Движение баса.

Как узнать, когда скачок басового тона нужно делать вниз, а когда вверх? Ответ на этот вопрос даётся в курсе музыкальной гармонии, но для простоты запомните следующее: музыкальные партии с течение времени представляют собой волнообразные движения подобно колебаниям волн вверх, вниз и т.д. Соответственно, рука движется вправо, затем влево и т.д. Почему так? Потому что при движении только в одну сторону быстро закончатся клавиши. Шутка, но так оно и произойдёт. Большие скачки в партии баса допустимы, но они могут её ухудшить. Если сделать слишком большой скачок вниз, то бас может прозвучать слишком “толсто” в текущем звуковом окружении, если же сделать большой скачок вверх, то бас может не только прозвучать слишком “тонко”, но и возможно появление перекрещивания, когда басовый звук берётся выше звука тенора в предыдущем аккорде. На слух это будет ощущаться как потеря баса. Избежать перекрещивания можно так:

  • Сыграйте все аккорды выбранной гармонической последовательности и запомните ноту, которая соответствует самому высокому положению басового тона
  • Стройте оставшуюся часть аккорда или весь аккорд так, чтобы его нижний тон был выше (правее) самого высокого басового тона
Читайте также:  Дуэты для двух флейты ноты

Предположим, самый верхний басовый тон соответствует звуку до большой октавы. В этом случае нижний тон оставшейся части трезвучия на протяжении всей гармонической последовательности не должен быть ниже этого звука.

Чередование баса и всего аккорда

Этот вариант аккомпанемента более сложен в исполнении по сравнению с предыдущим, но он позволяет получить более разнообразную и насыщенную гармонию.

Упражнение 3. Чередования баса и аккорда.

Чередование баса и повторений части или всего аккорда

Этот вариант аккомпанемента хорошо известен, так как он используется в вальсе.

Упражнение 4. Чередование баса и повторений части и всего аккорда.

Пример 1. Простой вальс.

Для вальса характерно плавное равномерное движение. Для получения качающегося движения можно изменить ритмическую фигуру оставшейся части аккорда.

Упражнение 5. Пунктирный ритм в оставшейся части аккорда.

Чередование повторений баса и части или всего аккорда

Пунктирный ритм можно использовать и для чередования басового тона.

Упражнение 6. «Скачущий бас».

Аккомпанемент с чередованием баса и аккорда можно исполнять двумя руками. Левая рука играет бас, а правая — аккорд.

Упражнение 7. Чередование баса и аккорда двумя руками.

При помощи двух рук можно играть аккомпанемент с различными ритмическими вариациями, что позволит улучшить взаимодействие рук друг с другом.

Упражнение 8. Ритмические вариации двумя руками.

При совместном использовании разных типов аккомпанемента получается смешанный аккомпанемент. Интересное сопровождение можно получить при совместном использовании гармонической фигурации и чередования баса и аккорда.

Упражнение 9. Смешанный аккомпанемент.

Басовая линия

Синтезатор — это универсальный музыкальный инструмент, на котором можно имитировать игру на большом количестве разных музыкальных инструментов. По этой причине клавишнику будет весьма полезно обращаться к опыту игры на других музыкальных инструментах. В этом разделе мы обратимся к опыту игры на бас-гитаре, что пригодится при построении композиций, в которых левая рука имитирует игру на ней.

В процессе развития музыканта можно выделить два важных этапа:

  • Изучение строения базовых элементов
  • Применение базовых элементов

Применительно к бас-гитаристам под базовыми элементами понимаются элементарные басовые партии. Информация о них находится в свободном доступе и с их изучением проблем не возникает. Основная сложность заключается в умении применять на практике эти разученные партии. Для этого необходимо уметь исполнять несколько характерных для того или другого стиля партий и знать несколько ключевых моментов.

На предыдущем занятии мы увидели, что аккомпанемент может быть не только с явно выраженным ладовым наклонением (мажорным или минорным), но и нейтральным, который подойдёт для сопровождения как мажорных, так и минорных композиций. Партия бас-гитары состоит из последовательности звуков. Если из этой последовательности звуков убрать те, которые отвечают за ладовое наклонение, то получится нейтральная партия, которая, возможно, будет неплохо звучать и в мажоре, и в миноре. Это первый ключевой момент. Из этого следует и то, что среди всех звуков есть ключевые звуки, которые наиболее часто используются для построения нейтрально звучащих басовых партий — прима, квинта, октава. Второй ключевой момент — это игра примы аккорда. В этом случае бас будет звучать уверенно и основательно.

Пример 2. Нейтрально звучащая басовая партия.

Третий ключевой момент — игра на бас-гитаре под бочку ударной установки. В этом случае получится пробивной бас и хороший ритмический фундамент для всей композиции.

Можно ли сказать, что нейтральная басовая партия является универсальной? Нет. Во многих композициях партия баса выполняет стилеобразующую роль.

Пример 3. Стилеобразующая роль партии бас-гитары.

Примерно до середины первого варианта исполнения совершенно непонятен стиль аккомпанемента. Только после перехода баса на звук соль мы начинаем понимать, что играется нечто в стиле рок-н-ролл. А вот второй вариант исполнения уже с первых звуков указывает на рок-н-ролл.

А вот для стиля босанова нейтральная басовая партия подходит просто отлично.

Пример 4. Босанова.

Итак, для построения партии бас-гитарист должен выяснить:

  • Стиль композиции, чтобы понять, подойдёт ли к ней нейтральная партия баса или потребуется стилеобразующий вариант.
  • Аккордовую последовательность, что позволит ему определить примы аккордов.
  • Партию барабанщика, чтобы услышать общий ритмический рисунок и ритм бочки.

Помимо квинты и октавы в басовых партиях часто используется и септима.

Упражнение 10. ”Моторный бас” для композиций в стиле диско.

В данном упражнении партия левой руки представляет собой циклично повторяющийся шаблон, состоящий из трёх звуков. Это партия сопровождения в чистом виде. Помимо сопровождения бас-гитара может использоваться и для ведения басовой линии, что характерно для джаза. Шаблон — простота исполнения, но небольшое разнообразие. Басовая линия — разнообразие, но сложность исполнения. На практике можно выбрать нечто среднее между этими двумя случаями — шаблон, дополненный короткими мелодическими фразами. В самом простом случае это может быть проходящий неаккордовый звук, арпеджио, гаммообразное движение и др., посредством чего осуществляются переходы между исполнением шаблона от разных нот.

Пример 5. Басовая партия с мелодическими вставками.

Источник

BassLife — Все для бас гитариста

Форум бас гитаристов

Межструнные переходы

Межструнные переходы

Сообщение zitz1 » Пн апр 15, 2013 1:42 pm

Re: Межструнные переходы

Сообщение jblover » Пн апр 15, 2013 3:11 pm

По идее при игре кварты нужно просто перейти на соседнюю струны на том же ладу, проблема в том что нехватает силы прижать две струны одним пальцем, или не получается заглушить предыдущую струну?

Попробуй вот так поиграть:

И так далее.
Либо еще вот так:

Глиссандро чисто по звуку не всегда и не везде уместно. А для того чтобы шагать по одной струне нужна хооорошая растяжка

Re: Межструнные переходы

Сообщение Ingvar » Пн апр 15, 2013 3:23 pm

Re: Межструнные переходы

Сообщение ParaZZit » Пн апр 15, 2013 5:20 pm

Ленин, «Полное Собрание Сочинений», том 24

Re: Межструнные переходы

Сообщение Ingvar » Пн апр 15, 2013 10:37 pm

Re: Межструнные переходы

Сообщение zitz1 » Вт апр 16, 2013 10:40 am

Re: Межструнные переходы

Сообщение ParaZZit » Вт апр 16, 2013 11:29 am

Ленин, «Полное Собрание Сочинений», том 24

Re: Межструнные переходы

Сообщение jblover » Вт апр 16, 2013 12:23 pm

Хм, странно, я и не подумал про то чтобы перепрыгивать как бы со струны на струну. У меня как раз в таких случаях к правило получается либо грязь, если конечно нужно быстро играть. Поэтому я всегда играю с баррэ. С постановкой вроде проблем нет. Можно с баррэ не только в кварту идти, но и в > и > , например:

Кто пробовал играть Teen Town Пасториуса тоже знает, в начале без баррэ не обойтись

А учитель странный у тебя.

Re: Межструнные переходы

Сообщение Ingvar » Вт апр 16, 2013 12:45 pm

Re: Межструнные переходы

Сообщение Cmaj » Вт апр 16, 2013 6:47 pm

Re: Межструнные переходы

Сообщение Ingvar » Вт апр 16, 2013 9:13 pm

Re: Межструнные переходы

Сообщение jblover » Вт апр 16, 2013 10:28 pm

Re: Межструнные переходы

Сообщение PaVliQ » Ср апр 17, 2013 12:28 am

Рейк — это к технике правой. Это когда переходы со струны на струну вверх (с толстой на соседнюю более тонкую) — для 2-х пальцевой техники чередуются строго i-m, а вот переходы со струны на струну вниз (с тонкой на соседнюю более толстую) не чередуются играясь 1 пальцем правой (т.е. тем же, который взял ноту на более тонкой струне перед переходом).

А про четкую постановку — «каждый палец — это свой лад (из 4-х по горизонтали)» не могу быть солидарен всегда.

Например иногда подобную такой фигуру (с квартами дважды).. можно сыграть совсем даже в интересной постановке по идеологии не «1 палец — 1 свой лад», а «1 нота — 1 палец».. попробуйте (для консерваторов эта идея может вызвать мало «приятностей» желания так даже пробовать, тут уж хотите пробуйте хотите нет)

Это 1 из вариантов всяческих альтернативных методов, формально нарушающих постановку. Кстати сыграть так каждым последующим пальцем левой (1-2-3-4-4-3-2-1) не отпуская предыдущий, чтоб было легатно и предыдущая нота не отпускалась перед взятием следующей не так то просто (особенно в такой постановке).

Кстати еще более изощренно (возможно даже интереснее) упражняться в легатности подобной фигуры даже в такой последовательности пальцев левой (2-1-3-4-4-3-1-2), т.е. представить будто играется мажорное арпеджио, но делается небольшое исключение в постановке (из-за кварты вместо терции). (снова же в итоге 2 пальца на 1 ладу разных струн могут вызвать некий нехороший рефлекс у консерваторов по вопросам постановки по идеологии «4 на 4»). И опять же тут пальцы должны плавно до последнего не отпускаться с лада.

Тем не менее еще следует учитывать, что правила постановки «1 палец — 1 свой лад» (при игре бас линий в позициях как правило) не применимы при взятии всевозможных разновидностей аккордов на басу (вплоть до закрытых 4-хструнных) — там все тоже более корректно называть «1 нота аккорда — 1 палец». хотя если речь о мелодическом движении, то согласен, что правило жесткой постановки конечно же всегда в приоритете.

Но в частности иногда (некоторые аккордовые аппликатуры, те же кварты или переборы квинтового аккорда (тоника квинта октава)) — IMHO по мне правило «1 палец — 1 свой лад (в контексте 4 пальца — 4 лада по горизонтали)» как догма отпадает, и его можно не придерживаться, допуская метод «1 палец — 1 нота».

Источник

Как играть на бас гитаре

Научившись строить аккорды и играть на бас-гитаре, можно внести в свою жизнь разнообразные музыкальные ритмы. На первый взгляд, обучение кажется сложным, но освоив первоначальные азы, станет понятно, что вложенные силы потрачены не зря.

Как правильно держать бас-гитару

Хорошее исполнение возможно только при правильном положении инструмента. Для надежной фиксации используется специальный ремень, который позволит не отвлекаться во время игры. Неважно, в каком положении находится исполнитель, главное, чтобы инструмент при этом находился на одинаковом уровне.

Внимание! Инструмент должен находиться в промежутке между ключицами и бедром. Если исполнителю удобно, он может расположить гитару в области пупка, как делают многие музыканты.

При этом угол наклона примерно составляет 30-35 градусов, чтобы в процессе кисть руки не сильно сгибалась.

Настройка бас-гитары

Регулировка высоты звучания струн выполняется при помощи колкового механизма. Эталонный строй для басовой гитары с 4 струнами обозначается как: E-A-D-G, первой в этой строке обозначена самая толстая струна.

Для правильной настройки можно использовать флажолет, камертон, тюнер или собственный слух. Самым простым способом является компьютерная программа (тюнер). При подключении можно получить максимально чистый и точный звук.

Техника игры на бас-гитаре правой рукой

Для извлечения звука музыкант может применять несколько способов. Каждый имеет характерные особенности, поэтому подбирается исходя из музыкального стиля. Стоит рассмотреть все способы более подробно.

Пальцами

Использование подушечек пальцев позволяет получить мягкое звучание. Важно, чтобы в процессе игры ногти не цеплялись за струны. Это будет создавать дополнительные помехи, дребезжание и щелчки.

При помощи медиатора

Чистота и яркость звучания достигается при помощи медиатора. Этот инструмент пользуется популярностью у исполнителей тяжелой музыки. Стоимость медиатора невысокая. Приспособления имеют различную толщину, материал изготовления и размер. Применяются для исполнения быстрых партий. Сделать лучший выбор можно только опытным путем.

Техника Слэп

Отличительной особенностью слэпа является резкий удар большим пальцем по струне. Применяется во всех музыкальных направлениях. Издаваемый звук получается отрывистым и необычным.

Техника Тэппинг

Тэппингом называется исполнение на грифе баса двумя руками. Довольно сложная техника, которой владеют виртуозные музыканты. Одна рука зажимает струны, другая – выбивает на грифе лады. При наличии качественного усилителя, научиться тэппингу проще, однако, для достижения высоких результатов понадобится много времени.

Приемы игры левой рукой

Чтобы изменение позиций руки давалось легко, рекомендуется избавиться от лишних движений и воспользоваться слайдами. Замена позиции в процессе воспроизведения открытых струн тоже может помочь. Чтобы научиться играть на бас-гитаре, нужно разобраться в специальных способах исполнения:

  1. Harmonic. Для извлечения флажолета необходимо легко коснуться левой рукой струн над 5, 7, 12, 17 или 19 ладовым порожком. Звучание воспроизводится правой рукой с одновременным поднятием пальца. Вместо пальцев, может использоваться кончик медиатора.
  2. Pull-off. Мелодия начинает появляться в момент, когда рука резко убирается со струны: зажать сразу два лада, правой рукой извлечь звук, затем резко снять один палец со струны, а другим продолжить держать ее. Снимая палец, необходимо двигать его поперек грифу.
  3. Bend. Прием, при котором повышается тон благодаря прижатой движущейся струне.
  4. Slide. Пальцы скользят в разных направлениях по грифу, прижимая струну.
  5. Hammer-on. Пальцами левой руки происходит резкий удар на несколько ладов выше, чем те, которые извлекаются правой рукой.

Эти техники стоит отрабатывать для усовершенствования своих навыков в музыкальном искусстве.

Как правильно зажимать струны для звукоизвлечения

Звуковое извлечение происходит при помощи щипков, перебора или медиатора, иногда боя. Выбор техники зависит от музыкального направления. Чтобы научиться хорошо играть на бас-гитаре самостоятельно, необходимо внимательно следить за качеством звукоизвлечения:

  1. Ногти должны быть короткими, чтобы не цеплять струны в процессе.
  2. Перебор выполняется двумя пальцами (указательным, средним), соблюдая скорость и ритм.
  3. Игра должна выполняться на определенном участке без перемещений.
  4. Подушечки пальцев должны двигаться плавно без резких движений.

Желая увеличить громкость, лучше прибавить ее на усилителе, а не пытаться сильно дергать струны.

Глушение струн

Чистоты звучания можно достичь путем заглушки струн, которая не используется во время игры.

Для этого необходимо:

  • расположить большой палец около струны E, чтобы в любой момент ее можно было заглушить;
  • во время урока для глушения более одной ноты удобно использовать несколько пальцев;
  • играя на высоких струнах, допустимо убирать палец с ноты Ми;
  • подавлять вибрирование надо плавным движением, не сильно зажимая.

Заглушка способствует мелодичному звучанию нот без их слияния между собой.

Чередование корневых нот с квинтами

После освоения корневых нот рекомендуется приступать к изучению квинты. Квинта является нотой, расположенной на пять ступеней выше, чем основной тон. Поочередное проигрывание корневых нот и квинты имеют большое значение при аккомпанировании другому музыкальному инструменту.

Для поиска квинты нужно:

  1. Для перехода на одну квинту вверх понадобится передвинуться выше и на 2 лада вперед.
  2. Для перехода на одну квинту вниз – опуститься ниже, не меняя лад.

Как держать ритм

Басист должен строго придерживаться ритма. Это признак мастерства. Предназначение баса – создание ритмичности и целостности музыкального произведения. Прорабатывать этот навык стоит после освоения нот, их качественного извлечения.

Полезно! Уровень поддержания ритма проще наблюдать при проигрывании любимых песен. Чтобы быстрее научиться этому навыку, можно использовать метроном для регулярного выполнения упражнений.

Темп метрономом настраивается в зависимости от опыта музыканта.

Советы и рекомендации

Обучиться к игре с нуля помогут несложные упражнения:

  1. Чтобы занятия приносили удовольствие, лучше слушать и подыгрывать любимым песням.
  2. Изначально надо тренировать правильную технику, проверять техничность выполняемых упражнений.
  3. Совместные занятия с опытным педагогом ускоряют обучение.
  4. К выбору учителя стоит подойти ответственно. Именно от него зависит уровень полученных знаний и владение инструментом.
  5. Нельзя пренебрегать техникой левой руки. Обе руки должны быть рабочими, задействованы в процессе.
  6. Уделять занятиям не менее часа в день. Упражняясь несколько раз в неделю, достичь прогресса будет трудно. Со временем движения отработаются до автоматизма, приобретут техничность.

Самостоятельно освоить басовый музыкальный инструмент возможно, проявив настойчивость и трудолюбие. Ежедневная практика способствует оттачиванию технического мастерства, чувству ритма и чистоте звучания при извлечении нот.

Источник

Оцените статью