Здоровье-сберегающие технологии на уроках фортепиано. Проблема переигранных рук.
Методическая разработка, для учителей ДМШ, ДШИ, посвящена проблеме переигранных рук, связанных с неправильной их постановкой, на начальном курсе обучения.
Профессиональные заболевания рук довольно распространены среди музыкантов. Причины разные, но основная-это неправильная работа пианистического аппарата. Педагогу, детскому, очень важно понимать, как устроена костно-мышечная система человека, как она развивается, каковы её особенности у детей разного возраста. Занимаясь с ребёнком в течении длительного времени, необходимо наблюдать за развитием детского организма и вовремя замечать нарушения его функций. В противном случае профессиональное заболевание «подстережёт» ученика. «Переигранные руки» являются следствием неправильной посадки и постановки, а в дальнейшем складывается такая картина: ученик во время занятия чувствует неудобство в игре, неудобство в движениях рук,и продолжает заниматься ничего не меняя, считая, что и скованную технику преодолеет путём многократных повторений(пусть и неправильными движениями), и играть станет удобнее. А ведь часто ученик даже не догадывается, что играет неверными движениями. Но проходит время, и ученик замечает, что от многократных повторений играть становится легче только чуть-чуть. Кроме того, ученик попадает в зависимость от количества часов, проведенных за инструментом- он начинает чувствовать, что, не позанимавшись один день, все наработанное им за последние дни просто исчезает. В итоге ученик попадает в ловушку, для того, чтобы хоть как-то подготовиться к выступлению (урок у педагога, зачет, экзамен, концерт или конкурс) ученику приходится просиживать за инструментом много времени каждый день. Таким образом, неудобные движения рук, которые полностью зажимают и руки, и запястья, и психику ученика, повторяются ежедневно. Естественно, что через определенное время руки зажимаются настолько, что это приводит к болям в мышцах. Руки начинают постепенно болеть.
Особо целеустремленные и упорные ученики продолжают заниматься и в таком состоянии-через боль в руках. В итоге весь этот набор приводит к переигранным рукам: когда ученик не в силах даже просто прикоснуться к клавише, когда пальцы перестают шевелиться, когда от взгляда играющего пианиста у ученика начинают болеть руки.
Постановка игрового аппарата является одним из самых сложных элементов в учебном комплексе. Кроме того маленькому пианисту приходится играть сразу на взрослом инструменте, в отличии от струнников и народников.
Просмотр содержимого документа
«Здоровье-сберегающие технологии на уроках фортепиано. Проблема переигранных рук.»
Здоровье-сберегающие технологии на уроках фортепиано.
Проблема переигранных рук.
Профессиональные заболевания рук довольно распространены среди музыкантов. Причины разные, но основная-это неправильная работа пианистического аппарата. Педагогу, детскому, очень важно понимать, как устроена костно-мышечная система человека, как она развивается, каковы её особенности у детей разного возраста. Занимаясь с ребёнком в течении длительного времени, необходимо наблюдать за развитием детского организма и вовремя замечать нарушения его функций. В противном случае профессиональное заболевание «подстережёт» ученика. «Переигранные руки» являются следствием неправильной посадки и постановки, а в дальнейшем складывается такая картина: ученик во время занятия чувствует неудобство в игре, неудобство в движениях рук,и продолжает заниматься ничего не меняя, считая, что и скованную технику преодолеет путём многократных повторений(пусть и неправильными движениями), и играть станет удобнее. А ведь часто ученик даже не догадывается, что играет неверными движениями. Но проходит время, и ученик замечает, что от многократных повторений играть становится легче только чуть-чуть. Кроме того, ученик попадает в зависимость от количества часов, проведенных за инструментом- он начинает чувствовать, что, не позанимавшись один день, все наработанное им за последние дни просто исчезает. В итоге ученик попадает в ловушку, для того, чтобы хоть как-то подготовиться к выступлению (урок у педагога, зачет, экзамен, концерт или конкурс) ученику приходится просиживать за инструментом много времени каждый день. Таким образом, неудобные движения рук, которые полностью зажимают и руки, и запястья, и психику ученика, повторяются ежедневно. Естественно, что через определенное время руки зажимаются настолько, что это приводит к болям в мышцах. Руки начинают постепенно болеть.
Особо целеустремленные и упорные ученики продолжают заниматься и в таком состоянии-через боль в руках. В итоге весь этот набор приводит к переигранным рукам: когда ученик не в силах даже просто прикоснуться к клавише, когда пальцы перестают шевелиться, когда от взгляда играющего пианиста у ученика начинают болеть руки.
Постановка игрового аппарата является одним из самых сложных элементов в учебном комплексе. Кроме того маленькому пианисту приходится играть сразу на взрослом инструменте, в отличии от струнников и народников. Поэтому необходимым условием для развития техники являются физические размеры руки, растяжка между пальцами, удобный, подвижный 1й палец, ногти, не залезающие на подушечки пальцев.
Первый год обучения важен тем, что является годом постановки игрового аппарата. Невозможно научить ребенка в 1 год всем техническим приемам, поэтому приходится мириться с низким художественно-звуковым уровнем исполнения. Каждый прием вводится постепенно, и каждый навык считается усвоенным не после его понимания учеником, а после того как возникает автоматизация приёма. Должна возникнуть память рук на определенные движения.
На педагоге лежит огромная ответственность, т.к. грамотная постановка рук, обеспечит в дальнейшем свободную игру, беглость, умение играть кантилену, что сделает игру выразительной, эмоциональной, а главное, ребёнок сможет избежать напряжения, и связанных с ним профессиональных заболеваний.
Зажатость аппарата-это не внезапно образовавшаяся «болезнь», а приобретенное состояние на протяжении нескольких лет игры. Сутулая спина , поджатые к туловищу локти, игра когтеобразными пальцами, неподвижность руки, отсутствие полного контакта пальцев с клавиатурой, неполный слуховой контроль-все это причины, которые вызовут в будущем заболевание рук.
Для того чтобы понять, как правильно должен играть аппарат, нужно разобраться в анатомии. При игре на фортепиано участвуют не только пальцы, но и вся рука. Это понятие должно быть ключевым в работе педагога. Многие педагоги локализуют кисть, заставляя остальную часть руки быть неподвижной. Это неправильный подход. В игре участвуют пальцы, кисть, пясть, предплечье, надплечье, а также все это поддерживают мышцы плеча, спины, груди, и плечевого пояса. Правильной работе этих компонентов способствует, прежде всего, верное положение корпуса при игре. Должен ощущаться «стержень», который проходит вдоль спины, мышцы поясницы поддерживают весь корпус, грудная клетка раскрыта, плечи опущены, а голова при правильной осанке, находясь в высоком положении, как бы наблюдает со стороны за всем происходящем на инструменте. В положении пальцев и ладони нужно руководиться принципом естественности- нет зажатости, ладонь раскрыта, пальцы слегка закруглены. Играет не ноготь , а мякоть подушечки.
Итак, к неправильным движениям, приёмам и прывычкам относятся:
слишком расхлябанные или слишком зажатые локти;
слишком прижатые или слишком отставленные локти;
слишком поднятые или слишком опущенные запястья;
слишком разболтанные или слишком статичные запястья;
Источник
«Переиграть руки»
Опасность, которая подстерегает профессиональных музыкантов, когда они остервенело и по много часов играют на скрипке/рояле/гитаре/барабане и т.д. напряженными руками, не слушаясь своего тела, которое умоляет их остановиться, посылая соответствующие сигналы (руки устают, начинают болеть…).
Если музыкант долго продолжает в том же духе и издевается над собой, то однажды природа скажет ему свое веское «хватит»: никакие проф. движения без боли для такого человека будут уже невозможны, как бы он ни хотел. Это своего рода «природный предохранитель». (С точки зрения природы наши с вами концерты и конкурсы ведь совершенное ничто по сравнению с сохранением здоровья и жизни).
В таких случаях помогает время и отдых, восстановительное лечение, а иногда — так считается, или по крайней мере раньше считалось, — не помогает и музыкант может потерять профессию.
Важно! Считается, что «переигрывает руки» тот музыкант, чей учитель сделал ему с самого начала неправильную «постановку рук». Между тем выдающийся педагог, проф. Гольденвейзер считал иначе. Он говорил, что понятие «постановка рук» ложно, потому что подразумевает статику, а исполнительство — это движение, и «надо исходить из того, что руку надо не ставить, а двигать». Более того: именно из-за того, что в педагогической практике столь большое внимание уделяется «постановке рук», музыканты начинают играть напряженными руками. (см.) То есть — логически продолжим сказанное Гольденвейзером — рискуют «переиграть руки».
Переиграть руки могут не только музыканты. Нечто подобное происходит и с людьми не музыкальных профессий, везде, где люди изо дня в день совершают однообразные движения, особенно — находясь при этом в стрессовом состоянии. У тех, кто много пишет, бывает так называемый «писчий спазм». У тех, кто постоянно долбит на компьютерной клавиатуре — «туннельный синдром». У рабочих на заводах — прядильщиц и мотальщиц и др. — и даже у доярок (!) существует свое профзаболевание рук.
Конкретные диагнозы, а также обследования — дело докторов. О профессиональных заболеваниях рук написаны книги и научные труды, изложение некоторых из них см. здесь. (В свое время в московском Институте профзаболеваний были специалисты, которые лечили такие состояния; правда, когда я несколько лет назад я наводила справки, мне сказали, что сейчас там этим не занимаются. Если у вас есть информация о том, где найти докторов, специализирующихся на руках музыкантов, дайте знать).
(Небольшое отступление. Не всякая боль в руках говорит о том, что они «переиграны». В обычной жизни есть немало ситуаций, в которых можно перетрудить руки. Они не обязательно связаны со скрипкой. Ношение тяжелых сумок; отгребание машины из снега; или даже методичное отшвыривание от себя настырного кота, который всю ночь лезет лизаться — все это может дать на следующий день боль в руках, и в этом случае не стоит сразу бить во все колокола, нужно просто вспомнить, что вы делали помимо того, что играли на скрипке).
Но если боль связана именно со скрипкой — немедленно отложите инструмент в сторону.
Лучший способ справиться с переигрыванием рук — его не допустить. Или, если перефразировать изречение, «лучше недоиграть, чем переиграть»
Надо уметь вовремя остановиться в занятиях, не играть уставшими руками, а уж если они болят — не играть тем более.
Во время вирусных заболеваний (гриппа, ангины и даже банальных ОРВИ) соблюдать осторожность, и если температура поднялась выше 37 — не играть. (Исключение — ответственные концерты, тут решение принимается исходя из ситуации).
Ну и самое главное — уже скорее из области психологии. Нужно избавляться от механистического мышления и болезненных амбиций, заставляющих исступленно истязать себя, истощая психику и подвергая себя чрезмерным нагрузкам.
Нужно учиться любить и уважать себя, и кто бы что ни говорил, но мы обязаны ценить самый совершенный инструмент, который дала нам природа — даже не скрипку, нет, а наше тело.
27 комментариев для “«Переиграть руки»”
Хочу поделиться с музыкантами рецептом, который помог мне. 2 года назад я очень сильно переиграла руку, причиной этого была игра на инструменте с температурой. Играть не могла 3 месяца совсем, а потом еще 3 месяца потихоньку сквозь боль. На мне испытали 7 разновидностей физиопроцедур, массаж, ванночки- ничего не помогало. Диагноз поставили- тендовагинит. А потом меня научили очень простому рецепту- натереть лук на терке(да-да, как это не странно-обычный репчатый лук), и привязать его к руке на 2 часа, делать достаточно 1-2 раза в сутки. После снятия такого компресса- намазать руку любой мазью для суставов или мышц и обматать шерстью. Рука прошла за неделю.
Возможно лук тут ни при чем, а дело в мази для суставов?
А возможно, просто прошло достаточно времени к тому моменту как стал применяться лук, и рука восстановилась бы и без лука так же, просто совпало. Как обычно, после — не значит, вследствие, но кто ж об этом помнит, когда боится за своё здоровье, тогда и гомеопатия начинает «помогать».
Ага, само прошло… Не стОит быть таким наивным. И если не знаете на себе действие гомеопатии, не нужно хаять то, чего не знаете.
Здравствуйте!Начну с того что месяц назад перед академ концертом переиграл руку ,что я только не пробовал рука всё равно болела (засыпал с болью и зажатым ощущением в руке и просыпался с болью).Напишу что лично мне помогло «Долобене-гель» ,»Софья пчелиный яд»(крем),и «Апизартрон»(мазь на основе пчелиного яда)
«Софья пчелиный яд» этот крем лучше использовать с массажем 2раза в день утром и вечером ,через 4-6 часов использовать «Апизартрон»
Всё будет хорошо не отчаивайтесь. 😉
Что лучше долобене гель или пчелиный яд?
Вообще не надо думать о движениях. Когда ребенок учится говорить, то он не задумывается о том, как должен себя вести речевой аппарат, — у него есть звуковая цель, к которой он стремится. Правильно — он говорильщик-любитель. Професиональный диктор или актер проходит постановку голоса, наподобие постановки рук у пианистов.
Под «переигрыванием рук» обычно подразумевается тендовагинит — воспаление сухожилия и его оболочки, которое возникает от чрезмерной нагрузки на сухожилие (частые однообразные движения или неправильное поднятие тяжестей).
У меня вопрос на похожую тему. Я начал играть на скрипке с 14 с половиной лет (до этого с 7 лет занимался на фортепиано) и примерно через год, когда я эмоционально, «рьяно» проводил смычком по струне ми или одновременно по струнам ми и ля (например, аккорд в конце произведения) при доведении смычка до конца у меня в запястье сбоку (по линии большого и указательного пальцев) на полсекунды возникало болевое ощущение, словно пронзает током. Было ли у кого-нибудь такое и с чем это могло быть связано?
У меня через час академ, п рука болит просто невыносимо…никогда не отличалась сильно хорошей игрой, это последние сроки для здачи, ведь на Гала-концерте педагог «не хочет себя позорить»
Учительница всегда меня всячески обзывала, говорила:»-У тебя даунские пальцы. » Мама предлагала несколько лет назад уйти к другому учителю, но я, по своей глупости ответила:-«Мам, у неё свой джаз-бенд был, у неё джазовый театр импровизации, к ней все мечтают попасть, меня просто засмеют»
ЧТО ДЕЛАТЬ.
Настя, я не имею права давать советы.
Но прочитав Ваш коммент, я вспомнила, что мне обычно мудрые люди говорили перед выходом на сцену: иди играй и получи от игры удовольствие. Так я и поступала. И удовольствие приходило.
Раз у вас прямо сейчас выступление, забейте на учительницу. Сейчас уже не важно, что она говорила.
С Богом!
Здравствуйте! Хочу поделиться ,как это произошло со мной! Классическая гитара. Занимался по 6-8 часов, когда не занимался , то крутил шарики (такие медные со стальными шариками внутри). За день до концерта прошла генеральная репетиция. Вечером сел поиграть и почувствовал, что руки начали зажиматься, удивился отложил. Появилось не приятное ощущение забитости мышц предплечья. На утро боль. Верхние части предплечья покраснели и припухли. Ходил в больницу, к массажисту, к бабке и пр. Не помогло. На этом у меня отношения с профессией музыканта закончились. Профессии стали другими.С тех пор прошло 25 лет. Музыкантов , как и наркоманов- бывших не бывает! Опять потянуло. :)) Старался быть осторожным.Занимался час-полтора. без напряга,без скоростной моторики. не большое напряжение после игры было, но еле заметное. Однажды после принятия ванны сел позаниматься и о радость! Ручки побежали! как в старые времена ! Счастье! Это было ошибкой! Опять боль и на месяц отложил занятия. Сейчас опять потихоньку подкрадываюсь к инструменту. После ванной ни-ни !
Спасибо за Вашу историю, Герман. А что это за шарики, которыми вы упражнялись?
Я помню из истории музыки, что Шуман использовал какое-то механическое приспособление и из-за этого повредил себе руку, поэтому ему пришлось покончить с концертированием. Зато он стал гениальным композитором.
У вас, кстати, судя по вашему мэйлу (он здесь не публикуется, но я вижу), профессия сейчас тоже творческая. По-моему, это прекрасно.
Удачи Вам! И точно — музыканты, как наркоманы, бывшими не бывают!
Здравствуйте! Я учусь в музыкальной школе уже давно. Раньше рука никогда не зажималась, а теперь после игры одного произведения чувствуется сильная усталость. Боюсь переиграть руки. Подскажите, как избавиться от зажатости в плече.
Катерина, ну никак нельзя на расстоянии понять, что произошло. Вашему педагогу должно быть это видней. А что за произведение «виновник» таких ощущений? Единственное, что могу посоветовать — не игнорируйте эти сигналы, и если чувствуете, что зажатость какая-то неправильная, вовремя давайте себе и рукам отдых.
У меня через два дня гос. экзамен а через неделю конкурс. В последнее время замечаю что правая рука очень сильно устает и напрягается, не могу выигрывать пассажи — пальцы изза зажатой руки очень плохо двигаются. А вот буквально вчера( не знаю это связано с этим или нет) заметила что рука чуть ниже сгиба локтя дергается(нерв наверно какой-то)
Не знаю что делать. Может это и не признак заигрывания, но очень боюсь особенно за конкурс
Не хочу никого подвести
Может какие-то народные средства есть
Помогите пожалуйста
Простите, пожалуйста, Вероника, что не видела раньше Вашего комментария и поэтому не ответила.
Хотя я не врач и все равно не могла бы Вам тогда помочь, да и опасно это — давать советы по интернету. Надеюсь, у Вас все хорошо.
Хорошая статья, спасибо. Очень важно поднимать такие вопросы! Когда у меня появилась проблема с правой рукой, я играл на барабанах уже 3-4 года. Однажды, я решил попробовать новое упражнение — побарабанить на мешке с песком. Позанимался я не мало, и не чувствовал сильной усталости, но на следующий день ощутил боль в районе сустава, у кисти. Тут я понял что переиграл, перенапряг руку. Самое печальное, что с этой болью даже продолжал репетировать с группой… Спустя пару недель боль начала утихать. После этого боль появлялась только тогда когда репетируешь много времени. Однажды это мне надоело, и я решил избавиться от этой проблемы. Я ходил к хирургам, они сказали что нужно мазать сустав и кисть мазью и не давать нагрузку, которая дает эту боль. Так как этот вариант был тупиковый, я начал ходить по другим врачам. Врач который меня спас, был массажистом. Параллельно с массажем применялось иглоукалывание, но это было больше как дополнительная терапия. В общем, если отбросить подробности, то проблема заключалась в том что мышца перенапряглась и запомнила это состояние. Решение заключается в том, чтобы расслаблять мышцы. По крайней мере, это решение к которому пришел я, возможно есть ещё другие варианты, например растяжка. Специалист, который может вам помочь называется мануальный терапевт. Лучший вариант — это пойти к этому специалисту. Если хотите сами разобраться — нужно для начала найти мышцу которая дает боль. Учтите, за свои действия отвечаете только вы сами! Чтобы ее найти, нужно сделать самому себе массаж, в моем случае надо хорошо надавливать на мышцы всей руки + лопатка и плечо, и понять какая же мышца вызывает боль сверху кистевого сустава. Я нашел её в предплечье. Когда вы надавите на перенапряженную мышцу, вы почувствуете что она больше остальных дает болевые ощущения. Чтобы расслабить мышцу, нужно на нее надавить и держать в таком положении некоторое время. Мышца будет болеть, но боль уйдет спустя несколько минут. Не нужно держать очень долго! Спустя несколько таких сеансов, которые будут проводиться несколько дней, а то и недель, Вам станет намного легче. Что я понял, пообщавшись с этим врачом: когда я занимаюсь музыкой, то даю своим рукам нагрузку которой нет в повседневной жизни. Расслабление мышц после тренировки исключают возможность появления боли.
И, конечно, нужно больше слушать своё тело и внутренний голос!
Источник