Переложение для фортепиано симфонии прокофьева

Ноты для фортепиано в 4 руки — С. Прокофьев — фрагменты из музыки к кинофильмам

Сборники с нотами для фортепиано
ноты в pdf


С. Прокофьев
Фрагменты

из музыки к кинофильмам и драмматическим театрам
составление и преложение для фортепиано в 4 руки В. Блока и Р. Леденева
«Государственное музыкальное издательство», 1963г.
номер м30514г
(pdf, 5.19 Мб)

Вошедшие в сборник фрагменты из музыки С. С. Прокофьева к драматическим спектаклям и кинофильмам дают возможность познакомиться с интереснейшей стороной многогранного таланта выдающегося композитора.
Прокофьев исключительно скромно оценивал значение музыки в драматическом театре. «Музыка в драматическом спектакле,— писал он,— должна появиться там, где она усиливает впечатление, и не должна звучать там, где драматическое действие может обойтись без нее».
Присущие Прокофьеву яркая характеристичность и меткость музыкальных образов, точность и лаконизм композиторского мышления позволили ему и в условиях специфических ограничений, накладываемых жанром театральной музыки, создавать сочинения непреходящего художественного значения.
Музыка к спектаклю «Гамлет» была написана Прокофьевым для Ленинградского драматического театра, возглавлявшегося режиссером С. Радловым.

В сборник включены четыре фрагмента из музыки к «Гамлету». В эпизоде «Призрак Гамлета-отца» музыка полна скорби, внутреннего драматизма, порой она звучит декламационно. Контрастом к этому фрагменту звучит торжественная- «Пантомима» с небольшими лирическими эпизодами, представляющая собой миниатюрное рондо. 3 спектакле эта музыка сопровождает пантомиму, разыгрываемую бродячими актерами («мышеловка» в третьем действии). Наконец, в переложении даны две трогательно-простодушные песенки Офелии, для которых композитор, по его словам, «частично воспользовался народными материалами времени, близкого к шекспировскому».
Своеобразной музыкальной «пушкинианой» явилась музыка Прокофьева к драматическим спектаклям «Борис Годунов» и «Евгений Онегин» (1936 г.) и кинофильму «Пиковая дама» (1938 г.). Ни спектакли, ни кинофильм не были поставлены; однако эта музыка занимает в творчестве Прокофьева видное место. Художественно-яркая сама по себе, она была им позднее частично использована в других сочинениях.

Прокофьев обладал, по меткому замечании И. Эренбурга, редким умением «слышать время» Диапазон воспроизведения эпох в его музыке по истине неограничен — от языческой Руси в «Скифской сюите» до кипучей действительности XX век, в оратории «На страже мира». Такая широт охвата времен, событий, образов требовала, естественно, предельной рельефности и стилистическо: точности музыки.
В фрагментах из музыки к «Евгению Онегину эта точность обрисовки музыкального быта эпох порождает изящную стилизацию. Прозрачность фактуры, пластичность мелодий, ювелирная точность формы, наконец, бесхитростная простота свежесть образов — все это сближает музыку «Евгению Онегину» (а частности,. «Мазурку» «Польку») с глинкинскими миниатюрами. Интерес но отметить, что «Полька» в оригинале написан для двух клавесинов. При ее исполнении следует стремиться к легкости, прозрачности звучания пр; весьма скромной педализации.
Проникновенное «Анданте» из музыки к спектаклю «Евгений Онегин» отмечено благородством лирического высказывания.
Впоследствии тема «Анданте» легла в основ] музыкальной характеристики дона Карлоса в опере «Дуэнья» (1940 г.).
Иной характер носит музыка к «Борису Годунову». Музыкальная зарисовка «Самозванец у фонтана» построена на столкновении беспокойно звуча щей фигуры (во второй партии) и гибкой широкое мелодии русского склада.

Второй отрывок — «Аморозо» — любовный дуэт Марины и Самозванца. Чудесная мелодия развертывается на мягко колышущемся фоне. Один из включенных в сборник фрагментов из музыки: кинофильму «Пиковая дама» — светлая, нежна: характеристика Лизы, тонко очерченный лирический портрет (впоследствии одна изначальны тем первой части Восьмой фортепианной сонаты) Второй фрагмент — «Бал» — пышный, блестящи полонез.
Близка к «пушкиниане» Прокофьева «Кадриль из музыки к кинофильму «Лермонтов» (1941 г.) Однако элементы стилизации русской танцевальной музыки середины XIX века сочетаются здесь с гораздо более ярко выраженным своеобразием прокофьевского почерка.
Двухручный вариант «Кадрили» был включен Прокофьевым (с некоторыми изменениями) в цикл «Три пьесы» соч. 96 (1941 —1942 гг.) под названием «Контрданс».

«Песня» из музыки к короткометражному фильму «Тоня» (1942 г.) — образец типичной для Прокофьева мягкой распевной кантилены.
Материалом для сдержанно-сурового «Анданте» (в оригинале — название «Могила») из музыки к кинофильму «Партизаны в степях Украины» (1942 г.) послужило вступление к первой картине оперы «Семен Котко» (1939 г.).
В 1942-1945 годах Прокофьев написал музыку к кинофильму «Иван Грозный», поставленному кинорежиссером Сергеем Эйзенштейном. Результат творческого содружества двух выдающихся художников трудно переоценить. «Иван Грозный» может быть смело назван музыкальной киноэпопеей — настолько велика в нем роль музыки. На основе музыки к этому фильму Прокофьев намеревался написать оперу «Иван Грозный».
В сборнике музыка к «Ивану Грозному» представлена величавой эпически-широкой песней
«Океан-море» (стихи В. Луговского; при окончательном монтаже музыки этот фрагмент в фильм не вошел):

Океан-море, море синее,
Море синее, славное.
Ты до самых небес расстилаешься,
До высокого солнца волнами бьешь.

Составители не стремились при переложении фрагментов «фортепианизировать» их фактуру, поскольку оркестровый и фортепианный стили Прокофьева имеют много общего, а при радикальной переделке фактуры неизбежно были бы утрачены характерные черты прокофьевского письма. Исключение сделано лишь в пьесе «Самозванец у фонтана», где в первой партии для удобства исполнения ритмически изменена фигурация в левой руке.
В сборнике впервые публикуются пьесы: «Лиза», «Мечты», «Самозванец у фонтана», «Мазурка», оба «Анданте». Остальные фрагменты впервые печатаются в переложении для фортепиано в четыре руки. Пьесы в сборнике расположены по принципу тонального контраста, а не в хронологическом порядке.
В. Блок, Р. Леденев

  • Океан-море. Песня из музыки к кинофильму «Иван Грозный».
  • Мечты. Из музыки к спектаклю «Борис Годунов»
  • Аморозо. Из музыки к спектаклю «Борис Годунов»
  • Самозванец у фонтана. Из музыки к спектаклю «Борис Годунов».
  • Кадриль Из музыки к кинофильму «Лермонтов»
  • Анданте. Из музыки к кинофильму «Партизаны в степях Украины»
  • Призрак Гамлета-отца. Из музыки к спектаклю «Гамлет»
  • Первая песенка Офелии. Из музыки к спектаклю «Гамлет»
  • Вторая псенка Офелии. Из музыки к спектаклю «Гамлет»
  • Пантомима. Из музыки к спектаклю «Гамлет»
  • Песня. Из музыки к кинофильму «Тоня».
  • Анданте. Из музыки к спектаклю «Евгений Онегин».
  • Полька. Из музыки к спектаклю «Евгений Онегин».
  • Мазурка. Из музыки к спектаклю «Евгений Онегин».
  • Луиза. Из музыки к кинофильму «Пиковая дама»
  • Бал. Из музыки к кинофильму «Пиковая дама»

Источник

Переложение для фортепиано симфонии прокофьева

  • Автор: С. С. Прокофьев
  • Издательство: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2014
  • Тираж: 200 экз.
  • ISBN: ISMN 979-0-706360-32-4

Предлагаемое переложение партитуры Четвертой симфонии С. С. Прокофьева для двух фортепиано в четыре руки было осуществлено Е. В. Гладилиной и Н. Д. Юрыгиной по заказу кафедры симфонического дирижирования Московской консерватории. Основой для переложения послужила партитура второй редакции симфонии (1947), изданная лишь в 1962 году. Наряду с использованием переложения в классе симфонического дирижирования, оно может быть включено целиком или отдельными частями в концертную практику.

Предлагаемое переложение партитуры Четвертой симфонии Прокофьева для двух фортепиано в 4 руки было осуществлено по заказу кафедры симфонического дирижирования Московской консерватории. Основой для переложения послужила партитура второй редакции симфонии (1947), изданная лишь в 1962 году.

История создания симфонии в ее окончательном варианте растянулась почти на два десятилетия. О том, как она началась, Прокофьев вспоминает в «Автобиографии»: «Бостонский оркестр, один из лучших мировых оркестров, готовясь праздновать 50-летие своего существования, заказал мне и Стравинскому по симфонии. У меня возникла мысль сделать симфонию на материале “Блудного сына”» 1 .

Балет Прокофьева «Блудный сын», созданный по инициативе С. П. Дягилева, руководителя театра «Русский балет», стал одной из его успешных постановок. В создании спектакля участвовали также известный художник Жорж Руо и воспитанник Петроградского хореографического училища Георгий Баланчивадзе (Джордж Баланчин). В одном из интервью Дягилев сказал о музыке балета: «Никогда еще композитор не был так прозрачен, прост, мелодичен, нежен как в “Блудном сыне”» 2 . Сам автор работал над партитурой балета с большим увлечением и считал ее очень удавшейся по материалу. На парижской премьере 21 мая 1929 года в числе многих знаменитостей присутствовали Пикассо и Рахманинов. Прокофьев стоял за дирижерским пультом. «. Публика смахивала слезы, и успех был чрезвычайный», — писал он с удовлетворением 3 .

Воодушевленный успехом, композитор создал несколько концертных сочинений, основанных на темах «Блудного сына»: Четвертую симфонию ор. 47 (первая редакция), оркестровую сюиту в пяти частях ор. 46 bis, три пьесы из фортепианного цикла ор. 52.

Четвертая симфония впервые прозвучала 14 ноября 1930 года в Бостоне под управлением С. Кусевицкого. «Я люблю ее за отсутствие шума и большое количество материала», — признавался Прокофьев 4 . Однако спустя семнадцать лет он вернулся к этому дорогому ему сочинению. Все эти годы композитор работал с необычайным творческим подъемом, создав огромное число произведений, в том числе Пятую и Шестую симфонии. Вновь обратившись к Четвертой, он заметил некоторые ее недостатки и слабые стороны: «В этой симфонии есть хороший материал, но, написав Пятую и Шестую симфонии, я вижу, что с точки зрения общего построения, Четвертая симфония может быть сделана сильней» 5 .

Если первая редакция (1930) могла быть названа симфонией-сюитой, то вторая обнаруживает стремление композитора преодолеть тенденции сюитности и усилить роль непрерывного симфонического развития. Выдающийся мастер формы, Прокофьев органично и плавно соединяет контрастные темы и крупные разделы, тем самым придавая симфонии бóльшую цельность.

Первое исполнение Четвертой симфонии во второй редакции (ор. 112) состоялось в 1959 году в Москве под управлением Г. Рождественского.

Тематические образы симфонии необычайно ярки и выпуклы; наряду с темами балета Прокофьев включил в нее и новый музыкальный материал. Сдержанно-торжественную тему вступления сонатного allegro, написанную для второй редакции, можно сравнить с театральным занавесом, обещающим картины далекого прошлого. (Та же тема, но в праздничном триумфальном облачении, завершает IV часть — финал симфонии.) Угловатый, акцентированный мужской танец главной партии, поэтичный флейтовый напев побочной, маршевые и гимнические образы разработки сменяют друг друга, словно маски карнавального шестви

Выразительная проникновенная музыка II части (тема «Возвращения» из балета «Блудный сын») не уступает по красоте знаменитому Adagio из балета «Ромео и Джульетта». Мотив расставания с родиной, возвращения или мечты о возвращении на родину был близок многим участникам создания балета «Блудный сын»: самому Прокофьеву, Дягилеву и почти всей его труппе. Внимательно следя за процессом создания балета, Дягилев сообщал С. Лифарю — будущему исполнителю главной роли: «Последняя картина (возвращение Блудного сына) — прекрасная. Какой-то глубокий и величественный ноктюрн» 6 .

Балетный номер «Красавица» оказался настолько совершенным по форме, что вошел в симфонию почти без изменений в качестве ее III части. Легкий непринужденный танец (в духе гавота), полный изящества и женственного очарования, ассоциируется с музыкой эпохи барокко.

Финал-рондо пронизан чеканными острыми ритмами. Тема рефрена чрезвычайно активна. Ее стальной ритм, унисонное звучание, упрямое подчеркивание сильных долей передают характер героя, решившего покинуть отчий дом. Невольно вспоминаются токката Прокофьева ор. 11 и особенно финал его Третьего фортепианного концерта. В ходе финала длительное нарастающее токкатное движение приводит к грандиозному по оркестровке звучанию темы вступления, завершающему симфонию.

Партитура симфонии оказалась благодатным материалом для переложения. В ней нет таких сложных многоплановых и трудных для восприятия наслоений, как в Третьей симфонии. Тем не менее, в некоторых разделах партитуры, например в коде финала, где оркестровое tutti достигает максимальной силы, возникали серьезные проблемы с поиском адекватного фортепианного варианта.

Переложение Четвертой симфонии Прокофьева во второй редакции было выполнено в начале 1990-х годов Е. В. Гладилиной и Н. Д. Юрыгиной. Уход из жизни в 2003 году талантливой пианистки и выдающегося педагога Е. В. Гладилиной прервал нашу личную дружбу и почти сорокалетнюю исполнительскую деятельность фортепианного дуэта Гладилина — Юрыгина. В одном из концертов нами была исполнена III часть предлагаемого переложения Четвертой симфонии — Moderato quasi allegretto.

Представляется, что наряду с использованием переложения в классе симфонического дирижирования, оно может быть включено целиком или отдельными частями в концертную практику.

1 Прокофьев С. С. Автобиография // С. С. Прокофьев : Материалы , документы , воспоминания / сост., ред., примеч. и вступ. ст. С. И. Шлифштейна. 2-е изд., доп. М., 1961. С. 184.

2 Цит. по: Сергей Дягилев и русское искусство: в 2 т. / сост., вступ. ст. и коммент.: И . С. Зильберштейн, В. А. Самков. М., 1982. Т. 1. С. 255.

3 Письмо С. С. Прокофьева Н. Я. Мясковскому (30 мая 1929 года) // С. С. Прокофьев и Н. Я. Мясковский. Переписка / сост. и подгот. текста М. Г. Козловой и Н. Р. Яценко. М., 1977. С. 313.

4 Прокофьев С. С. Автобиография. С. 185.

5 Цит. по: Мендельсон-Прокофьева М. А. О Сергее Сергеевиче Прокофьеве // С. С. Прокофьев : Материалы , документы , воспоминания . С. 381.

6 Письмо С. П. Дягилева С. М. Лифарю (2 декабря 1928 года). Цит. по: Сергей Дягилев и русское искусство. Т. 2. С. 144.

Источник

Гавот(из «Классической симфонии»)

Пианист, дирижер, самый исполняемый композитор XX века Сергей Сергеевич Прокофьев родился 11 (23) апреля 1891 года в Екатеринославской губернии Российской империи. Сейчас же это место относится к Украине, Донецкой области. Детство музыканта прошло в музыкальной, творческой атмосфере. Мать Сергея была восхитительной пианисткой, поэтому он часто слышал дома музыку Бетховена.

Уже в пять лет Прокофьев сочинил на фортепиано свое первое произведение, небольшую пьесу. Однажды его услышал С. Танеев, который и посоветовал мальчику усиленно заниматься композиторской деятельностью. Так он стал посещать уроки композиции у Р. Глиэра.

Немного позже поступил в Парижскую консерваторию, где занимался с Н. Римским – Корсаковым, А. Лядовым, А. Есиповой. Свой Первый концерт музыкант продемонстрировал на выпускном экзамене. Это произведение настолько было прекрасным, что автора наградили премией А. Рубинштейна.

Некоторое время Прокофьев находился в поиске себя, своего творческого пути. Так он пришел к идее новаторства. В выступления он также включал собственные произведения, чем вызывал дикий восторг у слушателей. С 1918 года начался период гастролей. Прокофьев побывал в США, Англии, Франции, Германии, Испании. В это же время сочинил огромное количество опер, таких как «Огненный ангел», «Любовь к трем апельсинам».

С невероятным успехом выступал в Советском Союзе. Посетил Ленинград, Одессу, Москву, Харьков. Теплый прием много значил для композитора. Поэтому он принял решение возвратиться на Родину. Особых вершин и похвал музыкант заслужил после выхода в свет балета «Ромео и Джульетта», кантаты «Александр Невский», оперы «Обручение в монастыре».

Сочинения композитора исполняли известнейшие музыканты, такие как В. Софроницкий, Н. Голованов, С. Рихтер, Э. Гилельс. Тяжелая болезнь охватила музыканта в послевоенные годы, но не смотря на это он продолжал работу. Написал ряд симфоний, опер, сонат.

Последние годы жизни Прокофьева прошли в поселке Николина гора. Там он не смотря на запреты врачей продолжал писать, любовался родной русской природой. Печально то, что по достоинству проводить в последний путь музыканта так и не удалось. Прокофьев умер в один день со Сталиным – 5 марта 1953 года. Весь мир был отвлечен и взволнован смертью вождя народов.

Сегодня музыка Сергея Прокофьева продолжает завоевывать сердца многочисленных слушателей.

Смотрите также ноты произведений композитора Сергей Прокофьев:

Источник

Оцените статью