Переложение для одного баяна или аккордеона

Александр Сушкин: Ноты обработок для баяна

Педагогический репертуар для ДМШ и ДШИ

На данной веб-странице размещены обработки народных и популярных мелодий, которые сделал для баяна хорошо известный в Тульском регионе педагог – Александр Александрович Сушкин .

Большинство своих обработок автор объединил в нотный сборник «Обработки для баяна народных и популярных мелодий», который предназначался им для использования в учебном процессе в качестве педагогического репертуара для занятий с учащимися старших классов детской музыкальной школы. Однако отдельные обработки Александра Сушкина (например, обработка русской народной песни «Коробейники», обработка русского народного танца «Яблочко» и др.) нередко звучат и в исполнении студентов разных курсов Тульского колледжа искусств имени А.С. Даргомыжского .

Примечание 1: нотные архивы на нашем сайте представлены в виде документов Microsoft Word, архивированных при помощи WinRAR.
Примечание 2: иногда в нотах встречаются старые варианты аппликатуры. В этом случае к указанным в нотном тексте порядковым номерам пальцев необходимо прибавлять единичку.

Внимание!
При размещении нижеприведённых нот в Интернете ссылка на сайт http://a-v-belousov.narod.ru/ обязательна. При публикации нот типографским способом необходимо предварительное согласование с А.В. Белоусовым , который является владельцем рукописного музыкального наследия Александра Сушкина.

Автор сайта благодарит преподавателя Тульской областной детской музыкальной школы имени Г.З. Райхеля Рассадкина Юрия Викторовича за предоставление из личного архива нот отдельных произведений Александра Сушкина для публикации на нашем сайте.

Скачать бесплатно:
— Блантер М. Черноглазая казачка. Обработка А. Сушкина .
Произведение из нотного сборника: Сушкин А. Обработки для баяна народных и популярных мелодий. – Тула , 1981. – С. 3 – 5. Соответствует исполнительскому уровню учащихся 4 класса программы ФГТ для детских школ искусств и детских музыкальных школ по специальности «баян», «аккордеон».

— Мокроусов Б. Осенние листья. Обработка А. Сушкина .
Произведение из нотного сборника: Сушкин А. Обработки для баяна народных и популярных мелодий. – Тула, 1981. – С. 6 – 9. Соответствует исполнительскому уровню учащихся 6 класса программы ФГТ для детских школ искусств и детских музыкальных школ по специальности «баян», «аккордеон».

— Иорданский М. Песенка про чибиса. Обработка Александра Сушкина .
Произведение из нотного сборника: Сушкин А. Обработки для баяна народных и популярных мелодий. – Тула, 1981. – С. 10 – 12. Соответствует исполнительскому уровню учащихся 5 класса программы ФГТ для детских школ искусств и детских музыкальных школ по специальности «баян», «аккордеон».

— Хренников Т. Речная песенка. Обработка А. Сушкина .
Произведение из нотного сборника: Сушкин А. Обработки для баяна народных и популярных мелодий. – Тула, 1981. – С. 13 – 17. Соответствует исполнительскому уровню учащихся 4 класса программы ФГТ для детских школ искусств и детских музыкальных школ по специальности «баян», «аккордеон».

— Во поле берёза стояла. Русская народная песня. Обработка А. Сушкина .
Произведение из нотного сборника: Сушкин А. Обработки для баяна народных и популярных мелодий. – Тула, 1981. – С. 18 – 19. Соответствует исполнительскому уровню учащихся 4 класса программы ФГТ для детских школ искусств и детских музыкальных школ по специальности «баян», «аккордеон».

— Вот мчится тройка почтовая. Русская народная песня. Обработка А. Сушкина .
Произведение из нотного сборника: Сушкин А. Обработки для баяна народных и популярных мелодий. – Тула, 1981. – С. 20 – 21. Обработка сделана 5 мая 1954 года. Соответствует исполнительскому уровню учащихся 5 класса программы ФГТ для детских школ искусств и детских музыкальных школ по специальности «баян», «аккордеон».

— В низенькой светёлке. Русская народная песня. Обработка А. Сушкина .
Произведение из нотного сборника: Сушкин А. Обработки для баяна народных и популярных мелодий. – Тула, 1981. – С. 22 – 24. Соответствует исполнительскому уровню учащихся 6 класса программы ФГТ для детских школ искусств и детских музыкальных школ по специальности «баян», «аккордеон».

— Коробейники. Русская народная песня. Обработка Александра Сушкина .
Произведение из нотного сборника: Сушкин А. Обработки для баяна народных и популярных мелодий. – Тула, 1981. – С. 25 – 32. Соответствует исполнительскому уровню учащихся 7 класса программы ФГТ для детских школ искусств и детских музыкальных школ по специальности «баян», «аккордеон». Видеозапись обработки размещена на странице Звучит музыка Александра Сушкина: Видео .

— Коробейники. Русская народная песня. Обработка А. Сушкина, редакция А. Белоусова .
Соответствует исполнительскому уровню учащихся 8 класса программы ФГТ для детских школ искусств и детских музыкальных школ по специальности «баян», «аккордеон». Аудиозапись обработки размещена на странице Играют учащиеся класса Александра Белоусова .

— Ноченька. Русская народная песня. Обработка А. Сушкина .
Произведение из нотного сборника: Сушкин А. Обработки для баяна народных и популярных мелодий. – Тула, 1981. – С. 33 – 35. Соответствует исполнительскому уровню учащихся 7 класса программы ФГТ для детских школ искусств и детских музыкальных школ по специальности «баян», «аккордеон».

— Яблочко. Матросский танец. Обработка А. Сушкина .
Произведение из нотного сборника: Сушкин А. Обработки для баяна народных и популярных мелодий. – Тула, 1981. – С. 36 – 38. Соответствует исполнительскому уровню учащихся 6 класса программы ФГТ для детских школ искусств и детских музыкальных школ по специальности «баян», «аккордеон».

— Стоит гора высокая. Украинская народная песня. Обработка Александра Сушкина .
Соответствует исполнительскому уровню учащихся 4 класса программы ФГТ для детских школ искусств и детских музыкальных школ по специальности «баян», «аккордеон».

— Милютин Ю. Чайка. Обработка Александра Сушкина .
Соответствует исполнительскому уровню учащихся 8 класса программы ФГТ для детских школ искусств и детских музыкальных школ по специальности «баян», «аккордеон».

— Русская пляска. Обработка А. Сушкина .
Соответствует исполнительскому уровню учащихся 7 класса программы ФГТ для детских школ искусств и детских музыкальных школ по специальности «баян», «аккордеон». Обработка сделана в 1954 году.

— Цыганочка. Народная пляска. Обработка А. Сушкина .
Соответствует исполнительскому уровню учащихся 6 класса программы ФГТ для детских школ искусств и детских музыкальных школ по специальности «баян», «аккордеон». Обработка сделана 26 февраля 1954 года.

— Ой, джигуне, джигуне. Украинская народная песня. Обработка А. Сушкина .
Соответствует исполнительскому уровню учащихся 4 класса программы ФГТ для детских школ искусств и детских музыкальных школ по специальности «баян», «аккордеон».
Обработка опубликована в сборниках:
— Сушкин А. Пьесы и этюды для баяна. – Тула, 1969.
— Сушкин А. Ой, джигуне, джигуне // Педагогический репертуар баяниста для музыкальных училищ. 1 – 2 курсы. – М.: Музыка, 1972.

— Цыганская песня. Обработка А. Сушкина .
Соответствует исполнительскому уровню учащихся 4 класса программы ФГТ для детских школ искусств и детских музыкальных школ по специальности «баян», «аккордеон».

— Б. Мокроусов – А. Сушкин. Одинокая гармонь .
Соответствует исполнительскому уровню учащихся 4 класса программы ФГТ для детских школ искусств и детских музыкальных школ по специальности «баян», «аккордеон». Обработка сдлана 5 сентября 1964 года.

— Б. Мокроусов – А. Сушкин. Одинокая гармонь .
Обработка для двух баянов. Обработка сделана 1 октября 1965 года.

— Дунаевский И. Лирическая песня. Обработка для выборного баяна А. Сушкина .
Песня из кинофильма «Богатая невеста». Соответствует исполнительскому уровню учащихся 4 класса программы ФГТ для детских школ искусств и детских музыкальных школ по специальности «баян», «аккордеон».

— Дунаевский И. Лирическая песня. Обработка для готово-выборного баяна А. Сушкина .
Обработка сделана 14 июня 1968 года. Соответствует исполнительскому уровню учащихся 4 класса программы ФГТ для детских школ искусств и детских музыкальных школ по специальности «баян», «аккордеон».

— Волжские припевки. Обработка А. Сушкина .
Соответствует исполнительскому уровню учащихся 4 класса программы ФГТ для детских школ искусств и детских музыкальных школ по специальности «баян», «аккордеон».

— Молдавский танец. Обработка А. Сушкина .
Соответствует исполнительскому уровню учащихся 4 класса программы ФГТ для детских школ искусств и детских музыкальных школ по специальности «баян», «аккордеон».

— Не слышно шума городского. Русская народная песня. Обработка А. Сушкина .
Соответствует исполнительскому уровню учащихся 4 класса программы ФГТ для детских школ искусств и детских музыкальных школ по специальности «баян», «аккордеон».

— Уж ты сад, ты мой сад. Русская народная песня. Обработка А. Сушкина .
Обработка сделана 14 мая 1974 года. Соответствует исполнительскому уровню учащихся 4 класса программы ФГТ для детских школ искусств и детских музыкальных школ по специальности «баян», «аккордеон».

— Островский А. Девчонки, мальчишки. Обработка А. Сушкина .
Соответствует исполнительскому уровню учащихся 3 класса программы ФГТ для детских школ искусств и детских музыкальных школ по специальности «баян», «аккордеон».

— Блантер М. Грустные ивы. Обработка А. Сушкина .
Соответствует исполнительскому уровню учащихся 3 класса программы ФГТ для детских школ искусств и детских музыкальных школ по специальности «баян», «аккордеон».

— Петерсбургский Г. Синий платочек. Обработка А. Сушкина .
Соответствует исполнительскому уровню учащихся 3 класса программы ФГТ для детских школ искусств и детских музыкальных школ по специальности «баян», «аккордеон».

— Блантер М. До свиданья города и хаты. Обработка А. Сушкина .
Соответствует исполнительскому уровню учащихся 2 класса программы ФГТ для детских школ искусств и детских музыкальных школ по специальности «баян», «аккордеон».

— Хренников Т. Песня защитников Москвы. Обработка А. Сушкина .
Соответствует исполнительскому уровню учащихся 2 класса программы ФГТ для детских школ искусств и детских музыкальных школ по специальности «баян», «аккордеон».

— Шашина Е. Выхожу один я на дорогу. Обработка А. Сушкина .
Соответствует исполнительскому уровню учащихся 3 класса программы ФГТ для детских школ искусств и детских музыкальных школ по специальности «баян», «аккордеон».

— Рулатэ. Финская народная песня. Обработка А. Сушкина .
Обработка сделана 5 февраля 1971 года. Соответствует исполнительскому уровню учащихся 3 класса программы ФГТ для детских школ искусств и детских музыкальных школ по специальности «баян», «аккордеон».

— Светит месяц. Русская народная песня. Обработка А. Сушкина .
Соответствует исполнительскому уровню учащихся 4 класса программы ФГТ для детских школ искусств и детских музыкальных школ по специальности «баян», «аккордеон».

— И. Дунаевский. Молодёжная. Переложение для баяна А. Сушкина .
Соответствует исполнительскому уровню учащихся 5 класса программы ФГТ для детских школ искусств и детских музыкальных школ по специальности «баян», «аккордеон».

— Г. Пономаренко. А где мне взять такую песню? Переложение А.Сушкина .
Соответствует исполнительскому уровню учащихся 4 класса программы ФГТ для детских школ искусств и детских музыкальных школ по специальности «баян», «аккордеон».

Уважаемые коллеги!
Прошу вас оказать содействие в популяризации творчества тульских авторов, поделившись со своими друзьями в различных сетях ссылками на данную страницу.

Источник

Б. Страннолюбский — Пособие по переложению

I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Как переложить, песню, мелодию для баяна

§ 1. Принципы переложения

Любое музыкальное произведение рассчитано на звучание определенного музыкального инструмента или группы (ансамбля, оркестра) инструментов.

Переложение его на какой-нибудь другой инструмент, по существу, является некоторым нарушением, искажением первоначального композиторского замысла.
Задача перекладывающего заключается поэтому прежде всего в том, чтобы переложение сохранило творческое содержание оригинала, его идейно-выразительную сущность. Тогда музыкальное произведение, получившее популярность в своем первоначальном звучании будет с таким же интересом восприниматься и в хорошо сделанном переложении.

Отсюда возникают два основных принципа переложения:
1. Перекладывать, не искажая подлинника. Особенно недопустимы искажения в мелодии и гармонии. В фактуре некоторые отступления от оригинала часто неизбежны, а иногда и.необходимы.
2. Переложение должно быть звучным, удобным для исполнения, инструментальном, в данном конкретном случае— «баянным» *

* Не все произведения, переложенные для баяна соответствуют этому требованию. Это происходит от желания во что бы то ни стало включить ту или иную пьесу в баянный репертуар, а удобному переложению без принципиальных искажений эта пьеса не поддается. В этом случае второй принцип должен уступить первому: ни под каким видом не искажать оригинала.

§ 2. Два вида переложений

Следует различать, в основном, два вида переложений:
1. Транскрипции
2. Простые переложения
Транскрипции — это вид. творческого переложения, при котором музыкальное произведение становится как бы новым по качеству. Но и здесь оно сохраняет основные элементы оригинала настолько, что каждый, даже неискушенный слушатель сразу же его узнает.

Сочинение транскрипций предполагает наличие композиторской одаренности и мастерства. Примером транскрипций могут служить весьма многочисленные произведения этого рода, особенно среди фортепьянных пьес, например, Ф. Листа, С. Рахманинова, из советских композиторов—А. Каменского и других.
В задачу настоящего пособия входит рассмотрение способов и средств простых переложений для баяна.

§ 3. Составные элементы музыкального произведения

Для удобства изложения вопроса разобьем музыкальное произведение на три составных элемента:
1. Мелодический
2. Гармонический
3. Фактурный
Первые два — пояснения не требуют, под последним же (фактура) мы подразумеваем звуковую ткань, обусловленную движением, фигурацией, ритмом и т. д.
В интересующем нас предмете этот элемент будет выступать преимущественно как тот или иной вид аккомпанемента.

Например, в приводимом ниже отрывке из вальса для фортепиано Ф. Шуберта мелодия находится в верхнем голосе (партия правой руки, штили вверх); гармония тоже выражена весьма четко: из восьми тактов (не считая затакта) — в первом, втором, пятом и шестом — ре-бемоль-мажорное трезвучие, в третьем — секстаккорд ля-бемоль-мажорного трезвучия, в четвертом и восьмом — ля-бемоль-мажорное трезвучие (основной вид), в седьмом — доминантсептаккорд от звука ми-бемоль.
Фактура этого отрывка, рассчитанная на фортепьянное звучание, весьма подходящая и для баяна, — характеризуется вальсообразным движением в партии левой руки и подголоском восьмыми — в правой:


Ф.Шуберт. Вальс (отрывок)

Источник

Оцените статью