Перенос аккордов по грифу

Транспонирование аккордов. Перевод аккордов гитары в другую тональность.

Транспонирование аккордов – что это такое?

Транспонирование аккордов – это удобный инструмент для вокалистов, которые не могут вытянуть определенные ноты в произведении. Вы просто опускаете или поднимаете аккорды в другую тональность, сохраняя их форму и мелодическое звучание песни. Это довольно удобно для тех, кто не имеет при себе каподастра или просто не может петь в нужной тональности. Именно тому, как транспонировать аккорды, и посвящена данная статья.

Для чего нужно транспонировать аккорды?

Чтобы изменить тональность аккордов на более удобную для вокала

Если вы не можете исполнять произведение – выше оно, или ниже вашего диапазона, то гораздо проще не тянуть ноты, а транспонировать его в другую тональность, чтобы петь было гораздо удобнее. Для этого, правда, вам потребуется либо освоить прием баррэ, либо, что гораздо проще – приобрести себе каподастр .

В песнях есть аккорды с баррэ, а вы умеете ставить только открытые аккорды

Это более частный случай, и он работает далеко не всегда. Однако если песня исполняется, например, с зажатием последовательности аккордов с баррэ, то вы можете попробовать перенести их в открытые формы – хотя, зачастую, гораздо проще будет воспользоваться капо.

Читайте также:  Все гаммы ноты опевание

Песня исполняется в другой тональности

Это часто бывает, если песня подбиралась не опытным музыкантом по памяти, а не на слух. Тогда она может быть мелодически верна, однако аккорды в ней используются другие. В этом случае навык транспонирования вам точно поможет понять, что не так в подобранной мелодии.

Четыре способа транспонирования аккордов

Ниже представлено четыре способа транспонировать аккорды. Это наиболее простые и популярные методы, которые подойдут даже новичкам, которые не знакомы с музыкальной теорией, и для которых тональности совершенно незнакомы.

Сайты с функционалом транспонирования

На многих сайтах с аккордами есть функция транспонирования. Обычно в тексте указана гармония в изначальной тональности, а уже при помощи специальных кнопок вы можете поднять ее или опустить на полтона и более. Это крайне удобно новичкам, которые не знакомы с понятием музыкальной теории и им требуется просто перенести трезвучия в другие позиции.

Программа CoverTon

Существует программа, которая поможет вам в транспонировании аккордов. Она качается с нашего сайта (ссылка ниже) и абсолютно бесплатна. Кроме того, она также легка в освоении для новичка, однако для ее пользования нужно знать понятия тональности.

Как ей пользоваться:

  1. Скачайте архив и распакуйте его на свой компьютер;
  2. Откройте файл «coverton.html»;
  3. В первое окно вы должны вставить текст песни с проставленными на ней аккордами;
  4. После этого кнопками посередине выберите ту тональность, в которую надо перенести аккорды;
  5. Во втором окне справа вы увидите тот же самый текст, но с уже другими аккордами, которые подходят под тональность.

Использование каподастра для смены тональности

Каподастр позволяет вам сдвигать по ладам трезвучия, не меняя построение аккордов. Однако для того, чтобы правильно пользоваться им, вам надо знать, в какой тональности находится песня, и в какую вам ее надо перевести – а это уже работа с теорией музыки. Тем не менее, каподастр определенно должен быть в арсенале каждого музыканта, потому что это облегчает музицирование и расширяет возможности инструмента.

Таблица транспонирования аккордов

Для тех, кто знает музыкальную теорию, прекрасно подойдет таблица транспонирования. Она представлена ниже. Пользоваться ей надо таким образом:

  1. в первой строчке выберите основной аккорд (который определяет тональность)
  2. в столбце найдите тот, на который хотите поменять
  3. все остальные аккорды находятся точно также

Пример

У вас песня в тональности Am (ля-минор) с аккордами Am-F-C-G, а вам нужна тональность Em

Ищем Am, спускаемся вниз в столбце и находим Em

Все следующие аккорды будут находиться в той же строке где Em, просто начинайте искать сверху вниз от исходного трезвучия.

Выглядеть это будет так:

Чтобы до конца разобраться, как транспонировать, найдите все аккорды, которые представлены в этом примере в таблице.

Модуляция аккордов

Модуляция – это способ построения гармонии, когда вы меняете тональность песни в ее процессе. Это очень красивый метод разнообразить композицию, и его часто применяют различные группы для того, чтобы удивить слушателя.

Обычно музыканты просто переводят минорную тональность в мажорную или наоборот. Это крайне необычно звучит.

Для того, чтобы совершать модуляции, надо понять правила по которым они делаются. Обычно аккорды выставляются в квинту друг от друга – то есть, если вы хотите перевести мелодию из тональности C, то верным аккордом будет Am.

Кроме того, существует понятие модуляции скачком, когда все аккорды разом переходят в любую другую тонику. Тут уже все зависит прямо от вас и вашего композиторского таланта.

Модуляция в музыке

В обычных поп-песнях модуляции практически не используются. Такой прием свойственен рок-музыке, особенно жанрам «прогрессив» и «авангард», где идет отход от классических канонов музыкальной теории. При этом не всегда аккорды переходят в другую тональность полностью – все зависит от аранжировки.

Самое главное – прежде чем нарушать основы, выучите их. Научитесь транспонировать сложные с трезвучия в аккорды без баре, а также переносить песни в другие тональности.

Заключение

Даже новичку стоит узнать, что такое модуляция. Это крайне важно для понимания музыкальной теории и того, как вообще музыка работает. Кроме того, это однозначно стоит понять тем, кто хочет расширить свои познания в аранжировке и сочинении. Это довольно просто запомнить, однако открывает крайне богатые возможности для продумывания композиции собственных песен.

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

2 Replies to “ Транспонирование аккордов. Перевод аккордов гитары в другую тональность. ”

Здравствуйте, у меня вопрос, если мы меняем тональность, то аккорды совсем другие становятся и звучат уже по другому, как это работает? Я думал что песня играется в одной тональности и если низко например, то просто меняем на тот же аккорд на баррэ в той же тональности.

Здравствуйте. Все верно, звучание меняется, т.к. изменяется тональный окрас. Ваш вариант с баррэ тоже работает, но не всегда удобен и применим. Вы написали, к примеру, если низко, то да можно ставить баррэ или каподастр. А если вам высоко петь? Куда тогда двигаться? Для этого как раз и будет удобнее транспонировать все аккорды на тональность ниже. К примеру, у нас аккорды Dm – A# – F – C, но вам это слишком высоко и удобнее играть и петь в Ля-миноре (Am). Мы транспонируем эти аккорды и получаем знакомую нам последовательность Am – F – C – G.

На вопрос «Как это работает», все просто и сложно одновременно. По сути, тональность меняется из уже готовых 12 нот, 7 целых и 5 полутонов. Меняя главный аккорд, который задает тональность, мы меняем и саму гамму, в которой они строятся, но при этом аккорды будут иметь одинаковые формулы построения и ступени в гамме. Следовательно, звучание изменится (на слух), но гармония и последовательность сохранится, и вам будет комфортнее петь и играть. Надеюсь, я правильно понял ваш вопрос.

Источник

Уроки guitar.ru

&nbsp &nbsp &nbsp Автор: Дмитрий Зайцев
&nbsp &nbsp &nbsp Дата публикации: 22 февраля 2000 г.

Эта статья предназначена для тех, кто хочет легко и быстро научиться строить аккорды на гитаре, не вдаваться особенно в премудрости сольфеджио. Особенно для тех, у кого само слово «сольфеджио» вызывает неприятные чувства в коже спины. Первая часть статьи может быть пропущена, так как речь в ней идет о совсем элементарных вещах.

П онятное дело, что профессионалам это лучше вообще не читать.

Допущения (можно вообще никому не читать)

  • Забудем о том, что гитару иногда перестраивают (например шестую струну — в D, не говоря уже о CGCGCE и CGCGCEb).
  • Забудем пока сложные аккорды; будем рассматривать самые очевидные, но зато реально берущиеся и самые распространенные. Сначала — те, которые строятся от барэ, а потом и остальные.
  • Забудем об общепринятом порядке построения интервалов в аккорде, как это принято на клавишных, поскольку на гитаре это делается по-своему и даже не хуже.
  • Забудем о ноте H и будем обозначать си — B, а сиb — Bb, поскольку это проще и современнее.
  • Гриф будем рисовать горизонтально басовыми струнами вниз — так удобнее и больше похоже на табулатуру.

Слова, цифры и буквы(можно не читать почти всем)

  • Тон-полутон
    Полутон — это разница между двумя нотами в один лад на одной и той же струне.
    Тон — разница в два лада.
    Диез — на пол-тона выше (#)
    Бемоль — на пол-тона ниже (b)
  • Обозначения левых пальцев
    Указательный — 1
    Средний — 2
    Безымянный — 3
    Мизинец — 4
  • Обозначения струн
    Тонкие струны называются верхними, а толстые — нижними или басовыми (три нижних), несмотря на то, что физически они находятся выше верхних.
    Струны обозначаются по порядку: первая — самая тонкая.
  • Ноты
    С — до
    D — ре
    E — ми
    F — фа
    G — соль
    A — ля
    B — си
  • Строй гитары
    Исходя из предыдущего пункта:
    Первая струна — E
    Вторая струна — B
    Третья струна — G
    Четвертая струна — D
    Пятая струна — A
    Шестая струна — E

Да будет кварта!

Возьмем гитару за гриф, нежно, как любимую подругу за. ну не важно. Зажмем на любом ладу где-нибудь посередине грифа вторым и третьим пальцами две соседние басовые струны на одном и том же ладу. Например так:

И назовем вот такое расположение зажатых пальцев квартой. А теперь сыграем ее, зажав струны и послушаем этот сладкий звук.

И увидел я, что это хорошо… И запомнили мы во веки веков, что кварта есть такая на басовых струнах. Теперь понятно, почему говорят, что на гитаре все струны (кроме второй) настроены в кварту?

Да будет квинта!

Теперь, когда вы уже почти все знаете, зажмем также на любом ладу первым и третьим пальцами две соседние басовые струны, но уже вот так:

Такое расположение пальцев есть квинта. А теперь сыграем ее и послушаем. По моему это тоже хорошо. И запомнили мы во веки веков, что квинта есть такая на басовых струнах.

Да будут мажорная и минорная терции!

Ну теперь самое сложное! Сразу две картинки, да еще обе терции. Вот они:

Мажорная (ее еще называют большой):

Минорная (а эта малая, хотя расстояние между пальцами наоборот больше):

Вот это и есть все различие мажора и минора. Всего один лад, а сколько разговоров вокруг этого!

Итак, мажорная терция — это когда более тонкая (верхняя) струна зажата левее на один лад, а минорная — на два. Сыграем и их. Ну до чего ж хорошо. Душа поет!

Ну и запомним мы эти терции, и что? Да ничего! Аккорды уже можно строить — вот что.

Все эти квинты, кварты, терции и еще кое-что имеют общее название «интервалы».

Ну это и так все знают. Это когда одним пальцем (пока — всегда первым) сразу много струн зажимать надо. Например вот так:

Во-первых, будем считать, что баррэ зажимается ОТ шестой, ОТ пятой и ОТ четвертой струны (пока этого хватит). То есть, зажимаем не все струны, а столько, сколько сказано. НО, если струна не зажата, то и играть ее пока не будем вообще.

Во-вторых, cамая нижняя басовая нота в баррэ будет называться тоникой (это еще одно допущение, чтобы профессионалы не кидали в меня камни).

Ну вот, пора строить аккорды.

Построение простейших аккордов

Аккорды будем строить ОТ шестой, пятой и четвертой струн (иными словами, рассмотрим аккорды, тоника которых находится под указательным пальцем в баррэ на одной из басовых струн).

МАЖОРНЫЕ И МИНОРНЫЕ АККОРДЫ

Пока будем строить каждый следующий интервал не от тоники, а от предыдущей полученной ноты.

Построим МАЖОРНЫЙ АККОРД ОТ ШЕСТОЙ СТРУНЫ.

Мажорный аккорд — это квинта + кварта + мажорная терция. Зажимаем баррэ на 6 струн на любом ладу.

Добавим от шестой струны квинту, зажав ее третьим пальцем

Строим от полученной ноты на пятой струне еще кварту, зажав ее четвертым пальцем.

А теперь добавим еще так же мажорную терцию вторым пальцем:

Готово! Самое приятное, что верхние струны, зажатые в этом аккорде при помощи баррэ, тоже входят в аккорд, и поэтому мы можем играть на всех струнах как вам угодно — хоть вместе, хоть по очереди (что, в прочем, есть арпеджио).

Есть еще одно интересное замечание, состоящее в том, что этот и другие подобные аккорды остаются такими же на любых ладах, то есть надо просто поменять тонику и построить то же самое от других басовых нот — тогда вы получаете аккорды от разных тоник.

Построим МИНОРНЫЙ АККОРД ОТ ШЕСТОЙ СТРУНЫ.

Минорный аккорд — это квинта + кварта + минорная терция. Зажимаем баррэ на 6 струн на любом ладу.

Добавим от шестой струны квинту, зажав ее третьим пальцем:

Строим от пятой струны еще кварту, зажав ее четвертым пальцем:

А теперь добавим минорную терцию. Надо же! Ее не надо и добавлять, так как она входит в баррэ! Ура! Уже и так все было готово! Главное, как все просто-то. Даже нот знать на надо.

Источник

Оцените статью