- Гитарные аккорды в нотной записи
- Буквенное обозначение нот. Таблица буквенных обозначений нот на гитаре и других инструментах
- Буквенное обозначение нот. Общая информация
- Таблица буквенных обозначений нот
- Правила буквенного обозначения нот
- B и H – обозначение ноты Си
- Разница между диезом и бемолем
- Буквенное обозначение тональностей
- Буквенное обозначение нот на гитаре и фортепиано
- Обозначение аккордов
- Как преобразовать аккорды в ноты
- Содержание статьи
- Выручит GuitarPro
- Преобразование вручную
- Аккорды и ноты, на которых они построены
- Основные аккорды для фортепиано и гитары
- Трезвучия
- Мажорное трезвучие
- Минорное трезвучие
- Увеличенное трезвучие
- Уменьшенное трезвучие
- Септаккорды
- Большой мажорный септаккорд
- Большой минорный септаккорд
- Малый мажорный септаккорд
- Малый минорный септаккорд
- Малый септаккорд с уменьшенной квинтой
- Уменьшенный септаккорд
- Обращение трезвучий
- Секстаккорд
- Квартсекстаккорд
- Обращение септаккордов
- Квинтсекстаккорд
- Терцквартаккорд
- Секундаккорд
- Другие аккорды
- Аккорды с задержанием
- Квинтаккорд
- Аккорды с добавленными ступенями
- Альтерированные аккорды
- Аккорды с пропущенными ступенями
- Рекомендуемые книги
Гитарные аккорды в нотной записи
Все знают, что аккорды можно играть на клавишных инструментах. Гитарные аккорды могут записываться со своими табулатурами, в которых будут удобные обозначения, позволяющие легко определить какую струну и где именно нужно прижимать. Стандартные буквенные обозначения аккордов универсальны, поэтому могут быть спокойно проиграны и на фортепиано.
Многие гитаристы интересуются: «Нужно ли мне изучать ноты, если мне легко и удобно играть по табулатуре?». Ответ тут простой «Да», особенно если вы хотите расти над собой, как музыкант и совершенствовать свои навыки. Все опытные гитаристы играют по нотам.
Если вы гитарист, но решили обучаться игре ещё и на клавишных инструментах, то вам придётся изучить нотную запись. Сначала можно использовать обычный текст с аккордами к которому будет добавляться нотная строка с записью мелодии. На сайте PrimaNota.ru появился специализированный сервис (https://primanota.ru/blog/notnyj-rezhim-otobrazheniya-akkordov), который поможет перенести ваши любимые песни, записанные аккордами, в нотную запись. Данный сервис не только просто переводит аккорды в ноты, а и пытается соблюдать все правила гармонии: от плавного звучания баса до красивой тонально выверенной цельной композиции. Создатели сервиса постепенно планируют улучшать его, обрамляя ноты ритмом и тактом.
Далее мы изучим простейшие и часто встречающиеся аккорды в количестве четырёх видов: минорный и мажорный, и соответственно, малый минорный и малый мажорный.
Аккорды для клавишных инструментов, как, впрочем, и для гитары, записываются буквами и цифрами. Для семи нот используются следующий латинские буквы: c — до, d — ре, e — ми, f — фа, g — соль, a -ля, b — си.
Для записи аккордов используется латинская буква, а к ней уже и/или цифра и/или дополнительное окончание.
Другая возможность. В нашем случае аккорды будут сопровождаться картинкой, согласно которой исполнитель будет видеть, какие клавиши нужно нажимать для его воспроизведения на пианино.
Благодаря этой таблице можно заметить, что трёхзвучные аккорды играются в определённом порядке. Так же стоит запомнить один интересный нюанс: минорные и мажорные аккорды между собой отличаются только одной средней нотой. В миноре – она находится ниже, а в мажоре – повыше.
Обобщить всё выше сказанное можно одной фразой: «Не пугайтесь нот, особенно, когда ваши привычные аккорды легко поддаются простой и понятной записи в нотах».
Источник
Буквенное обозначение нот. Таблица буквенных обозначений нот на гитаре и других инструментах
Буквенное обозначение нот. Общая информация
Не каждый музыкант может уметь читать с нотного листа, однако каждый должен знать буквенное обозначение нот. С его помощью помечаются нужные аккорды на различных сайтах, обозначаются тональности и многое другое. В этой статье мы подробно расскажем о том, какие ноты отмечаются какими буквами и принципы их расстановки на разных инструментах.
Таблица буквенных обозначений нот
Нота | Обозначение |
До | C |
До-диез/Ре-бемоль | C#/ D♭ |
Ре | D |
Ре-диез/Ми-бемоль | D# / E♭ |
Ми | E |
Фа | F |
Фа-диез/Соль-бемоль | F# / G♭ |
Соль | G |
Соль-диез/Ля-бемоль | G# / A♭ |
Ля | A |
Ля-диез/Си-бемоль | A# / B♭ (B) |
Си | B (H) |
Правила буквенного обозначения нот
Изначально ноты обозначались греческими буквами – по первым слогам церковной распевки, однако потом греческий алфавит поменялся на латинский. Обозначение прижилось, и сейчас каждая нота имеет свою букву.
Если мы говорим про неполные ноты, то к ним добавляются так называемые диезы и бемоли – знак # и ♭. Если мы движемся по гамме вверх – то используем диез, если вниз – то бемоль.
B и H – обозначение ноты Си
Некоторые начинающие музыканты, запоминающие буквенное обозначение нот, сталкиваются с путаницей. Где-то ноту Си обозначают как B, а где-то как H. Это связано с тем, что в англоязычных музыкальных учебниках нота Си-бемоль отмечается как B♭, а си – B, а в русскоязычных и немецких – си-бемоль становится B, а си – H. Такое может встречаться, и нужно просто запомнить, что чаще всего под H имеется в виду Си. При встрече с тем, что под B подразумевают си-бемоль нужно следить за гармонией композиции и понять, какая из нот уместна в данном случае.
Разница между диезом и бемолем
По сути, разница состоит исключительно в том, какие ситуации требуют от нас написания бемоля, а какие – диеза. Звуки при этом никак не меняются, но может изменяться их функция – в зависимости от того, в какой тональности мы находимся.
Как уже было сказано выше, если мы движемся по гамме вверх – то все промежуточные ноты обозначаются диезами. Если вниз – то бемолями.
Многие современные музыканты используют только один тип обозначения, независимо от того, как движутся по звукоряду. Таким образом, вам придется меньше запоминать, и при этом вы все равно будете понимать, что и почему делаете.
Буквенное обозначение тональностей
Тональности обозначаются по буквам тоники – первых нот в гамме, от которых начинается ее построение. Кроме этого, существует несколько способов обозначения минора и мажора.
Первый – приписками maj или min к букве тональности.
Второй – словами dur при мажоре и moll при миноре. Академически это написание более правильно, однако его не используется практически никто из современных групп и музыкантов.
Буквенное обозначение нот на гитаре и фортепиано
Буквенное обозначение нот на гитаре ничем не отличается от их стандартного написания на письме. Каждый лад – это отдельная нота на расстоянии полутона от предыдущей. В совокупности они расположены по определенной системе – и за счет этого там существуют такие вещи, как аккордовые формы. Более подробно о том, как звуки расположены на грифе, вы можете прочитать в статье про ноты на гитаре .
В случае с фортепиано все предельно просто. Белые клавиши – это полные ноты, и обозначаются они также. Черные – половинные – то есть, обозначаются диезами и бемолям.
Обозначение аккордов
На письме аккорды обозначаются по тем же самым буквам их тоники. Меняются только приписки, которые зависят от того, какой это аккорд и какие ступени в нем используются.
— Минорные аккорды пишутся с припиской m после буквы.
— Аккорды с задержанием помечаются как sus2 и sus4 – в зависимости от того, какая ступень в них используется.
— Расширенные и уменьшенные аккорды обозначаются припиской aug и dim соответственно.
— Септаккорды обычно обозначаются цифрой 7 после буквы, а также припиской, конкретизирующий его функцию. Например, maj – большой мажорный септаккорд.
— Аккорд с другой тоникой в басу обозначается слешем с нотой, на которую заменили тонику. Например, C/G – это аккорд До-мажор с тоникой Соль в басу.
— Дополнительные ступени пишутся после всех остальных приписок, обычно обозначаясь номером добавочной ступени.
Источник
Как преобразовать аккорды в ноты
Содержание статьи
- Как преобразовать аккорды в ноты
- Как транспонировать аккорды
- Как определить тональность песни
Выручит GuitarPro
Эта популярная программа в первую очередь предназначена для гитаристов, но может оказаться полезной и исполнителям на других инструментах. Механизм превращения аккордов в ноты достаточно просто. Скачайте нужную вам песню в любом звуковом формате – например, в наиболее популярном среди компьютерных пользователей mp3. В программе есть конвертор, который легко превратит запись в midi-файл. В программе есть и редактор нот – мелодию на пяти линейках вы увидите прямо на экране. При желании ее можно распечатать сразу, но у этой записи есть один недостаток – там записана только мелодия, без аккордов. Чтобы подобрать аккорды, например, для фортепиано или синтезатора, воспользуйтесь генератором аккордов для фортепиано. Этот способ особенно хорош для создания партии одноголосного инструмента – флейты или скрипки.
Преобразование вручную
Чтобы преобразовать аккорды в ноты без применения современных технических средств, вам понадобятся:
— элементарное знание нотной грамоты;
— умение читать и записывать цифровки;
— нотная тетрадь;
— карандаш.
Найти в интернете цифровку популярной песни обычно не составляет труда. Чаше всего цифровки представляют собой текст песни с написанными над текстом аккордами. По ним довольно легко определить тональность. Песня оканчивается обычно на тонику, а мажор и минор довольно легко отличить на слух.
Если вы недостаточно хорошо знаете тональности, возьмите таблицу гамм, аккордов, и арпеджио и посмотрите, какие ключевые знаки есть в нужной вам тональности. Определите также размер произведения. Сделать это дольно легко, просчитав количество долей между акцентами. Акцент обычно считается за первую долю, вне зависимости от того, с начала такта начинается песня или с затакта. Напишите скрипичный ключ, проставьте ключевые знаки и размер.
Дальше действуйте следующим образом. Прослушайте песню и просчитайте, в каких местах меняются аккорды. Напишите эти аккорды сначала над нотоносцем, а затем сделайте расшифровку на самом нотоносце. Основа у вас есть. В принципе, дальше уже можно ничего и не писать, если пианист достаточно хорошо умеет импровизировать. Но можно придумать ему партию, повторив мелодию или слегка ее изменив. Поскольку звуки будут в пределах одной тональности, то никакого диссонанса не получится. Наоборот, таким образом вы можете получить оригинальную и очень гармоничную раскладку на голоса. Партию для баяна или аккордеона можно написать точно так же, как и фортепианную.
Источник
Аккорды и ноты, на которых они построены
Знания в области теории музыки всегда являлись залогом грамотного построения аккордовых последовательностей и мелодий. В этой статье рассмотрим основные аккорды и ноты, на которых они построены. Здесь представлены схемы построения аккордов для фортепиано и для гитары. Эта информация будет полезна как исполнителям так и электронным музыкантам.
Во всех примерах в качестве тоники (основного тона) используется нота Ля. Но Вы можете использовать любую другую ноту, сохраняя интервалы между нотами аккорда. Если Вы пишете музыку в музыкальной рабочей станции (FL Studio, Cubase, Ableton Live и пр.), то просто перенесите построенный аккорд с ноты Ля на любую другую ноту.
Основные аккорды для фортепиано и гитары
Аккордом считается сочетание трёх и более звуков, сыгранных одновременно.
Основными аккордами в европейской музыке считаются мажорный и минорный аккорды – это аккорды построенные на мажорном и минорном трезвучии.
Трезвучие – три ноты, взятые (сыгранные) одновременно.
Трезвучия
Любое трезвучие состоит из трёх нот:
I ступень – тоника или основной тон;
III ступень (выше тоники на 1,5 или 2 тона) – терция или терцовый тон (характер аккорда);
V ступень (выше тоники на 3,5 тона) – квинта или квинтовый тон.
Мажорное трезвучие
Ля-мажор (A) состоит из:
Ля (A) – основной тон;
До-диез (C#) – терцовый тон;
Ми (E) – квинтовый тон.
При игре на гитаре 1 и 5 струны – открытые, 6 струна – не играется.
В мажорном трезвучии терцовый тон отстоит от тоники на 2 тона или на большую терцию.
Минорное трезвучие
Ля-минор (Am) состоит из:
Ля (A) – основной тон;
До (C) – терцовый тон;
Ми (E) – квинтовый тон.
При игре на гитаре 1 и 5 струны – открытые, 6 струна – не играется.
В минорном трезвучии терцовый тон отстоит от тоники на 1,5 тона или на малую терцию.
Терцовый тон определяет характер аккорда (минор или мажор).
Увеличенное трезвучие
Увеличенное трезвучие представляет собой мажорное трезвучие с увеличенным на пол тона интервалом между терцией и квинтой.
Таким образом между тоникой и терцией – 2 тона и между терцией и квинтой — 2 тона.
Построим увеличенное трезвучие от ноты Ля:
Ля (A) – основной тон;
До-диез (C#) – терцовый тон;
Фа (F) – увеличенный квинтовый тон.
При игре на гитаре 5 струна – открытая, 6 струна – не звучит.
Уменьшенное трезвучие
Уменьшенное трезвучие представляет собой минорное трезвучие с уменьшенным на пол тона интервалом между терцией и квинтой.
Между тоникой и терцией – 1,5 тона, и между терцией и квинтой – 1,5 тона.
Построим уменьшенное трезвучие от ноты Ля:
Ля (A) – основной тон;
До (C) – терцовый тон;
Ми-бемоль (Eb) – уменьшенный квинтовый тон.
При игре на гитаре 5 струна – открытая, 1 и 6 струны – не звучат.
Септаккорды
Септаккорд – это трезвучие + ещё одна терция от квинтового тона. Септаккорд получил такое название из-за того, что четвёртая добавленная нота отстоит от основного тона (тоники) на септиму.
Есть несколько видов септаккордов. Давайте рассмотрим самые распространённые из них.
Большой мажорный септаккорд
Большой мажорный септаккорд представляет собой мажорное трезвучие + большая септима от тоники (или большое трезвучие от квинты).
Схема построения аккорда: тоника – 2 тона – 1,5 тона – 2 тона.
Построим большой мажорный септаккорд от ноты Ля:
Ля (A) – основной тон;
До-диез (C#) – терцовый тон;
Ми (E) – квинтовый тон;
Соль-диез (G#) – большая септима.
При игре на гитаре 1 и 5 струны – открытые, 6 струна – не звучит.
Большой минорный септаккорд
Большой минорный септаккорд представляет собой минорное трезвучие + большая септима от тоники (или большое трезвучие от квинты).
Схема построения аккорда: тоника – 1,5 тона – 2 тона – 2 тона.
Построим большой минорный септаккорд от ноты Ля:
Ля (A) – основной тон;
До (C) – терцовый тон;
Ми (E) – квинтовый тон;
Соль-диез (G#) – большая септима.
При игре на гитаре 1 и 5 струны – открытые, 6 струна – не звучит.
Малый мажорный септаккорд
Малый мажорный септаккорд или доминантсептаккорд представляет собой мажорное трезвучие + малая септима от тоники (или малое трезвучие от квинты).
Схема построения аккорда: тоника –2 тона – 1,5 тона – 1,5 тона.
Построим доминантсептаккорд от ноты Ля:
Ля (A) – основной тон;
До-диез (C#) – терцовый тон;
Ми (E) – квинтовый тон;
Соль (G) – малая септима.
При игре на гитаре 1, 3 и 5 струны – открытые, 6 струна – не звучит.
Малый минорный септаккорд
Малый минорный септаккорд представляет собой минорное трезвучие + малая септима от тоники (или малое трезвучие от квинты).
Схема построения аккорда: тоника – 1,5 тона – 2 тона – 1,5 тона.
Построим малый минорный септаккорд от ноты Ля:
Ля (A) – основной тон;
До (C) – терцовый тон;
Ми (E) – квинтовый тон;
Соль (G) – малая септима.
При игре на гитаре 1 и 5 струны – открытые, 6 струна – не звучит.
Малый септаккорд с уменьшенной квинтой
Малый септаккорд с уменьшенной квинтой или малый уменьшенный септаккорд представляет собой уменьшенное трезвучие + малая септима от тоники (или большое трезвучие от квинты).
Схема построения аккорда: тоника – 1,5 тона – 1,5 тона – 2 тона.
Построим малый уменьшенный септаккорд от ноты Ля:
Ля (A) – основной тон;
До (C) – терцовый тон;
Ми-бемоль (Eb) – уменьшенный квинтовый тон;
Соль (G) – малая септима.
При игре на гитаре 5 струна – открытая, 6 струна – не звучит.
Уменьшенный септаккорд
Уменьшенный септаккорд представляет собой уменьшенное трезвучие + уменьшенная септима от тоники (или малое трезвучие от квинты).
Схема построения аккорда: тоника – 1,5 тона – 1,5 тона – 1,5 тона.
Построим уменьшенный септаккорд от ноты Ля:
Ля (A) – основной тон;
До (C) – терцовый тон;
Ми-бемоль (Eb) – уменьшенный квинтовый тон;
Соль-бемоль (Gb) – уменьшенная септима.
При игре на гитаре 5 струна – открытая, 6 струна – не звучит.
Обращение трезвучий
Выше мы рассматривали только основные аккорды.
Основной аккорд – это такой аккорд, в основе которого лежит тоника (самая нижняя нота – тоника).
Если нижней нотой аккорда является терция или квинта, то такой аккорд называется обращённым.
Существует два вида обращения трезвучий:
Секстаккорд
Секстаккорд – это первое обращение трезвучия. В основе такого аккорда находится терция.
Если тонику любого трезвучия поднять на октаву выше, то получится секстаккорд.
На изображении представлено первое обращение ля-минорного трезвучия.
Своё название этот аккорд получил от интервала (секста), который образовывается между двумя крайними нотами (до и ля).
Квартсекстаккорд
Если в секстаккорде поднять нижнюю ноту (терцию) на октаву выше, то получится квартсекстаккорд – второе обращение трезвучия. В основе такого аккорда лежит квинта.
На изображении представлено второе обращение ля-минорного трезвучия.
Своё название этот аккорд получил от интервала (кварта), который образовывается между первой и второй нотами (ми и ля).
Обращение септаккордов
Также как и трезвучия, септаккорды имеют свои обращения. Но поскольку септаккорд состоит из четырёх нот, то он имеет три обращения:
- квинтсекстаккорд;
- терцквартаккорд;
- секундаккорд.
Квинтсекстаккорд
Квинтсекстаккорд – это первое обращение септаккорда. При таком обращение тоника поднимается на октаву выше. Между крайними нотами образуется секста, а между первой и второй нотой – квинта.
На изображении представлено первое обращение малого ля-минорного септаккорда.
Терцквартаккорд
Терцквартаккорд – это второе обращение септаккорда. При таком обращении на октаву выше поднимаются тоника и терция. Между первой и третьей нотами образуется кварта, а между первой и второй – терция.
На изображении представлено второе обращение малого ля-минорного септаккорда.
Секундаккорд
Секундаккорд – это третье обращение септаккорда. При таком обращении на октаву выше поднимаются тоника, терция и квинта. Между первой и второй нотой образуется секунда.
На изображении представлено третье обращение малого ля-минорного септаккорда.
Другие аккорды
Рассмотрим ещё несколько модификаций аккордов.
Аккорды с задержанием
Аккорд с задержанием отличается от основного аккорда изменённой третей ступенью (терцией). Она заменяется второй или четвёртой ступенью.
Поскольку третья ступень отсутствует, то аккорд теряет свой характер. В этом случае нельзя сказать является аккорд мажорным или минорным. Принадлежность аккорда можно определить лишь в контексте произведения.
Для обозначения аккорда используется слово «sus» и номер ступени, которая заменяет терцию.
На изображении представлено мажорное трезвучие с задержанием Asus4
При игре на гитаре 1 и 5 струны – открытые, 6 струна – не звучит.
Таким же образом можно построить трезвучие Asus2.
При игре на гитаре 1, 2 и 5 струны – открытые, 6 струна – не звучит.
Квинтаккорд
Квинтаккорд или power chord – это неполный аккорд, состоящий всего из двух нот – тоники и квинты. Отсюда и название самого аккорда.
Данная разновидность аккордов часто используется в рок музыке при игре на электрогитаре с применением эффектов перегруза (овердрайв, дисторшн).
Квинтаккорд имеет одно обращение и может использоваться с продублированной нотой, которая расположена октавой выше.
Аккорд не имеет выраженного характера и определяется контекстом произведения.
При игре на гитаре 5 струна – открытая, 1, 2 и 6 струны – не звучат.
Аккорды с добавленными ступенями
К трезвучиям и септаккордам могут добавляться дополнительные ступени, образовывая новые аккорды. Основной особенностью таких ступеней является их расположение не по терциям.
Если добавить девятую ступень в ля-минорное трезвучие, то мы получим аккорд с добавленной девятой ступенью.
При игре на гитаре 1 и 5 струны – открытые, 6 струна – не звучит.
Альтерированные аккорды
Альтерированные аккорды – это аккорды с пониженными или повышенными ступенями. Изменять можно V, IX, XI и XIII ступени.
При альтерировании аккорда его гармоническая функция не изменяется.
На изображении представлен большой ля-мажорный септаккорд с пониженной V ступенью.
При игре на гитаре 5 струна – открытая, 6 струна – не звучит.
Аккорды с пропущенными ступенями
Помимо аккордов с добавленными и альтерированными ступенями, также, можно использовать аккорды с пропущенными ступенями.
Не разрешается пропускать III и VII ступени, которые отвечают за характер аккорда.
На изображении представлен большой мажорный септаккорд с пропущенной V ступенью
Рекомендуемые книги
В завершении этой статьи рекомендую ознакомится с книгами, которые помогут Вам в изучении теории музыки.
Источник