Переводные экзамены по фортепиано

Методическое сообщение: » Подбор репертуара к переводным экзаменам»

методический материал в помощь преподавателям фортепиано по подбору репертуара к переводным экзаменам

Скачать:

Вложение Размер
podbor_repertuara.docx 20.8 КБ

Предварительный просмотр:

Пермский государственный институт культуры

факультет повышения квалификации

Итоговая аттестационная работа

По дополнительной профессиональной образовательной программе

« Актуальные проблемы фортепианной педагогики»

Примерный репертуар для переводного экзамена

Выполнил: Вернидуб Ольга Алексеевна преподаватель МБУ ДО « Чернушинская ДМШ»

Подбор репертуара – это всегда дело трудное, а выбор программы к экзамену – трудное вдвойне. Любой ребенок имеет сильные и слабые стороны. Я считаю задачей экзаменационной программы — предъявить комиссии все хорошее , что есть в ученике. Выбору программы предшествует анализ возможностей учащегося. Выбор произведений в соответствии с поставленными педагогическими целями и задачами, умение подобрать для данного ученика именно то музыкальное произведение, которое разовьет и продвинет его способности- главные задачи педагога-музыканта при выборе репертуара.

Примерный репертуар для переводного экзамена:

(Данная программа выбрана для ученицы 2 класса к переводному экзамену по ФГТ)

  1. И.С. Бах. Менуэт ре минор № 36( из нотной тетради Анны – Магдалены Бах)
  2. Н. Любарский. Вариации на тему р.н.п.
  3. С. Майкапар. Вальс Ре мажор
  4. К.Черни (под ред. Г. Гермера) Этюд№29

Ученица имеет средние музыкальные данные, активная, хваткая, хочет играть много, все и сразу, и трудное, и легкое. Отсюда- немного суетливая, невнимательна к деталям. Очень эмоциональна, темпераментна. Хорошо принимает критику, видит свои ошибки. Есть успехи в обучении. Доброжелательна, коммуникабельна. На уроках работает результативно, с отдачей. Публичные выступления неровные, есть и взлеты, и падения, в зависимости от настроя. Уровень технической подготовки – средний.

И.С.Бах.Менуэт ре минор (из нотной тетради Анны- Магдалены Бах)

А. Гедике. Сарабанда ми минор

И. С. Бах.Менуэт соль минор№5 (из нотной тетради Анны- Магдалены Бах)

В течение первого и второго класса мы изучали некоторые легкие полифонические обработки народных песен подголосочного склада, близкие и понятные ребенку, пьесы, построенные на канонической имитации. Поэтому к экзамену решили взять более трудную полифоническую пьесу – менуэт ре минор И.С.Баха ( из нотной тетради Анны – Магдалены Бах). Эта полифоническая пьеса своей мелодичностью, напевностью напоминает больше песню, чем танец. При игре таких пьес нужно добиваться максимальной певучести, оставаясь в ритме танца. Это трудная задача. Темп пьесы неторопливый, сила звука и нарастает, и убывает. Считаю важным, что при этом мы учим ученика не столько играть немного тише и немного громче, — мы учим его передавать интонации и элементы танца. Главная задача – научить слышать два равноправных голоса в динамическом развитии, добиваясь координации движений (т.к. разные штрихи). Добиться гибкой фразировки – это тоже большая задача. Вообще, работа над полифонией развивает музыкальный слух, активизирует слуховой контроль детей, положительно влияет на общее музыкальное развитие. Но основная задача, о которой следует всегда помнить – это привить любовь у детей к полифонической музыке и с удовольствием над ней работать. Необходимо стремиться к тому, чтобы музыкальный язык полифонии стал для ученика привычным и понятным.

Н. Любарский. Вариации на тему р.н.п.

И. Беркович. Вариации

Из произведений крупной формы я остановилась на вариациях. Во-первых, потому что на простом, доступном материале можно подготовить ученика к изучению классической сонатной формы. Во – вторых, т.к. ребенок эмоциональный, выразительный, то он, наверняка, приобретет разнообразные исполнительские навыки. Подобно миниатюре каждая отдельная вариация требует лаконизма выражения, умения в немногом сказать многое. В вариациях больше контрастов ладовых, темповых, штриховых, поэтому , я считаю, что вариации более благодатный материал для развития фантазии в осмыслении музыкальных образов.

К. Черни ( под ред. Г.Гермера) Этюд № 29

К.Черни ( под ред. Г. Гермера) Этюд № 17

К. Гурлит. Этюд До мажор

Включение этого этюда в программу переводного экзамена неслучайно. Во – первых, считаю, что интеллектуальный уровень развития и уровень технической оснащенности ученика соответствует трудностям данного этюда.

Во- вторых, данный вид техники нам уже знаком. Кроме того, всем известно, что гаммы – это фундамент техники. А одна из задач этого этюда – работа как раз над гаммообразными пассажами. Цель – добиться их плавного, без толчков, ровного по звучанию исполнения в быстром темпе. Важнейшее значение имеет умение спокойно и плавно подкладывать ненапряженный первый палец. Поэтому надо следить за его подвижностью и свободой, развивать его ловкость, легкость. Научиться подкладывать незаметно, готовя заранее, стараясь не менять высоту кисти над клавиатурой.

Большое значение при работе над этюдом имеет слуховой контроль. Вообще, работа над этюдами – это не только упражнения для развития пальцев, это физическая тренировка для достижения выносливости всего пианистического аппарата. Эта работа вырабатывает у ученика чувство ритма, динамики, хорошее ощущение клавиатуры, ровный звук.

С. Майкапар. Вальс Ре мажор

О. Гречанинов. Вальс Фа мажор

Д. Шостакович. « Шарманка»

Пьеса дает возможность ученику показать свои музыкальные достоинства и почувствовать себя исполнителем. Главная и конечная цель при изучении пьесы – достижение понимания замысла композитора и передача его учащимся на хорошем исполнительском уровне, то есть осмысленно, технически свободно, музыкально, эмоционально и выразительно. Одно из немаловажных достоинств данной пьесы – формирование координации. Функция аккомпанемента отдана в партию левой руки, партия правой – мелодическое начало. Помимо выполнения художественных исполнительских задач (образ, интонация) ребенок должен научиться координировать звучность аккомпанемента и мелодии, добиться независимой работы одной руки от другой. При этом каждая рука выполняет свою специфическую задачу. Работа над этой пьесой дает возможность познакомить ученика с простыми приемами аккомпанемента, который строится по принципу бас – аккорд (интервал). Правильно сформированный навык исполнения этого приема левой рукой непременно пригодится ученику в дальнейшем процессе обучения.

При этом развивается и укрепляется слабый от природы, часто проблемный пятый палец, вырабатывается навык исполнения интервалов (двойные ноты) и аккордов, закрепляется такое понятие как аппликатурная позиция, развивается координация и слуховой контроль при исполнении мелодии и аккомпанемента, совершенствуется навык владения метро — ритмом (сильная доля, пульсация).

Считаю, что данный репертуар соответствует программным требованиям, уровню музыкальных способностей, интеллекту ученика и его техническим возможностям, способствует развитию музыкально – пианистических навыков учащегося, позволяет показать ученика разнообразно и выявить его достижения.

Источник

Зачеты и экзамены по специальности в музыкальной школе.

Вступайте в группу Whatsapp, чтобы не пропустить новые статьи. Никакой лишней информации, только анонсы статей: Myharp Whatsapp

Мой авторский курс Арфа онлайн (обучение)

В чем разница зачета и экзамена?

  • В одном случае ставится оценка, в другом — нет.
  • По новым правилам экзамены в музыкальных школах записываются на видео, а зачеты нет.
  • В музыкальной школе чаще всего всегда ставят оценку, поэтому для учащегося особенной разницы нет, она есть только на бумаге.

Правила везде одинаковые (кроме выпускных экзаменов), поэтому рассмотрим экзамены и зачеты вместе.

Технический зачет.

Технический зачет проходит обычно осенью, состоит из двух частей.

Часть 1 — Упражнения. Гаммы и арпеджио.

В каждой школе свои требования, поэтому я не буду тут описывать подробно, какие бывают упражнения: скоро появится отдельная статья с видео-примерами упражнений.

Что будет оценивать комиссия? Возможны вариации, все же это зависит от подхода преподавателей, я описываю, что оцениваем мы.

— Постановку рук, посадку (очень большая тема, тоже поговорим отдельно)
— Чистоту игры (отсутствие призвуков)
— Ровность звучания (все ноты должны звучать одинаково)
— Качество звука (мягкий — твердый, громкий — негромкий и т. д.)
— Технические возможности (темп исполнения без потери качества)
— Сложность исполняемых упражнений (в соответствии с классом учащегося)
— Ритмичность (все упражнения должны исполнятся ровно, без замедлений и ускорений)

Все упражнения исполняются на форте (F).

Часть 2 — Этюд.

Этюд — это пьеса, написанная специально для усовершенствования техники исполнителя. Этюд может быть написан для работы над одним или несколькими приемами. Важно понимать, что этюд — это важная часть обучения.

Несколько фактов об этюдах для арфы:

  • Этюд не всегда бывает красивым, его основная задача — работа над техникой.
  • Арфистам очень повезло, у нас множество «концертных этюдов» — их невозможно отличить от обычной пьесы, у них иногда даже есть название.
  • Бывают «пары» — этюд написан специально для подготовки к какой-нибудь сложной пьесе. Тогда сначала играется этюд, потом пьеса.
  • Иногда мы используем обычные пьесы вместо этюда, если пьеса соответствует необходимым требованиям и содержит в достаточном количестве необходимые приемы игры.

Форма одежды.

Все зависит от того, где будет проходить зачет или экзамен.

  • Если играть предстоит на сцене, то необходимо надеть платье или длинную юбку.
  • Если в классе, то детям разрешают играть в брюках, но не в рваных джинсах с майкой. Одежда должна быть приличной.
  • В короткой юбке играть недопустимо.

Если у вас остались вопросы, пишите infiniamena@gmail.com или Вконтакте

Автор статьи: Кореневская А.В.

Все права защищены. Любое копирование текста запрещено. ©

Вам могут быть интересны следующие статьи:

Или воспользуйтесь каталогом сайта:

Пишите ваши отзывы и комментарии. Это помогает работать, дает силы на следующую статью. Вконтакте

Источник

Экзамены в музыкальной школе

Как мы можем оценить музыканта? Конечно же, анализируя его исполнение и выступление в концертах.

Если концерт перед небольшой аудиторией и для комиссии — такое выступление называется академическим.

То есть, академический концерт в музыкальной школе — это экзамен.

Контрольные прослушивания в музыкальной школе

По учебной программе музыкальной школы контрольные прослушивания составляют следующие формы: академические концерты, технические зачеты, контрольные уроки, отчетные концерты, зачеты, экзамены — переводные и выпускные.

Контрольное прослушивание – важная форма в работе преподавательского коллектива. От того, какое значение ему придается в школе, какова его система и как организуется каждое прослушивание, во многом зависит успех обучения учащихся и общий исполнительский уровень школы.

Контрольные прослушивания, проводимые в классном порядке, утверждаются на заседании методических секций. Академические концерты и выпускные экзамены планируются на заседаниях отделов, согласовываются с завучем, утверждаются на заседании методического совета, а затем на августовском педсовете.

Для удобства планирования и рационального распределения времени завуча рекомендуется закрепить определенный день недели за каждым отделом. Тогда, даже в августе месяце легко составить график академических концертов и выпускных экзаменов на целый учебный год, включая апрель и май. При этом необходимо учитывать количество проводимых прослушиваний, которые зависят от контингента учащихся на отделе.

Группы учащихся, выступающих на академическом концерте, формируются по таким критериям:

При планировании графиков академических концертов нужно учитывать, что мероприятие не должно занимать много времени. Оптимальная продолжительность академконцерта – академический час, т.е. 45 минут.

За это время возможное количество выступающих – 12-15 учащихся старших классов или 15-18 учащихся младших классов

Требования к подготовке и проведению академических концертов:

1. Преподаватель заранее должен подготовить программу выступления учащихся и сдать заведующему отделом для сведения единой ведомости
выступающих по классам.

Произведения должны быть контрастными и интересными, а также соответствовать программным требованиям, возрасту и техническим возможностям ученика.

2. Заранее готовится помещение.

Детей рассаживают в том порядке, в котором они будут выступать. При объявлении выступающего нужно указать фамилию учащегося, которому предстоит выступать следующим и которому необходимо подготовиться (например, выступает Андрей Сидоров, подготовиться — Вере Корзуновой).

Если в академическом концерте принимают участие концертмейстера, необходимо подготовить для них места.

Ноты находятся у учащихся в папке или у концертмейстера в том порядке, в котором звучат произведения. Если выступают вокалисты с фонограммами, то произведения должны быть записаны на диске или флешке в определенной последовательности, желательно, чтобы на носителе не было больше никаких записей. Преподаватель должен четко знать номер трека, а так же необходимо заранее проверить, читается ли данный формат техническим средством. Все это необходимо для того, чтобы не возникали заминки и паузы в проведении мероприятия.

3. Затем приглашаются родители, и комиссия занимает свои места. Всем напоминаются правила поведения на академическом концерте, и предлагается выключить мобильные телефоны.

4. И лишь когда все готовы, приглашается завуч.

5. Ведет академический концерт заведующий отделом:

— он объясняет, что все находятся на экзамене, поэтому должна соблюдаться тишина, чтобы не мешать учащимся
— представляет присутствующим комиссию, фамилии концертмейстеров
— желает учащимся удачного выступления
— объявляет о начале академконцерта

Следует отметить, что в учебном году ученик должен выступить, как минимум три раза. В соответствии с программами рекомендовано проводить академконцерты первого семестра и переводной — с оценкой, а мартовский академконцерт, так называемый открытый, без оценки.

Комиссия для проведения выпускных экзаменов назначается приказом руководителя и в нее входят: администрация школы, заведующие отделами, при необходимости ведущие педагоги школы.

Во время обсуждения комиссией выступлений учащихся преподаватель дает характеристику своему ученику, рассказывает об отношении к занятиям, и высказывается за ту или иную оценку.

Если преподаватель выступает первым, то это может повлиять на мнение коллег и придать соответствующий настрой обсуждению, объективность которого может оказаться под угрозой. Характеризуя игру ученика, преподаватель не может, да и не должен быть беспристрастным. «Было бы весьма прискорбно, если бы учитель был беспристрастен к своему ученику», — говорил Л. Ройзман. Беспристрастный преподаватель – равнодушный преподаватель.

Педагог всегда обосновывает оценку, за которую высказывается. Даже если он не выскажет мнение об оценке, то словесная характеристика все же говорит о желании преподавателя. Обсуждение может пойти по принципу поиска решения – пойти на поводу у преподавателя или нет.

Нужна ли вообще на обсуждении выступления характеристика текущих занятий ученика? Ведь принцип объективности от этого только страдает.

Было бы более целесообразным высказывание преподавателя ученика после выступления коллег.

Итак, ориентировочная схема обсуждения на академических концертах следующая:

— вначале высказываются педагоги отдела и анализируют выступление учащегося

— преподаватель ученика дает ему характеристику

— председатель комиссии подводит итог. Председателем комиссии является завуч

— Спорная оценка выставляется путем голосования

Академические концерты учащиеся сдают по специальности, инструменту (для вокального и хорового отделов), предмету по выбору.

В конце обучения в музыкальной школе дети сдают выпускные экзамены по сольфеджио, музыкальной литературе и специальности.

В исполнении трио аккордеонистов звучит танец «Долорес» композитора Ш. Камиллери

Источник

Оцените статью