Перкуссионная гитара что такое

guitarbloknot.ru

Учитесь играть на классической гитаре, рок гитаре и гитаре фламенко у нас!

Урок 20. Знакомство с перкуссией на гитаре

Недавно в комментариях к предыдущему уроку №19 меня попросили немного прояснить о стиле игры на акустической гитаре под названием «фингерстайл» (Fingerstyle). Привожу дословную просьбу посетителя.

Здравствуйте, маэстро! Очень бы хотелось, кроме приемов игры на «классике», овладеть и очень модным сегодня стилем фингерстайл. А у вас, по-моему, нет ни слова о нем. В интернете много видео и уроков, но очень мало в них рассказывается о перкуссии. Можете хоть о нескольких приемах игры с перкуссией рассказать очень подробно, чтобы можно было их реально понять и разучить на примерах. Буду безмерно благодарен.

Я, конечно, выполню просьбу, что и пообещал респонденту под ником Angi. И начинаю с понятия гитарной «перкуссии». Именно в стиле фингерстайл она проявляется особенно ярко.

Что это такое?

На гитаре неплохо звучат различные приёмы перкуссии, то есть способы имитации различных ударных инструментов. Их называют по-всякому. Например, удары по звучащим (или, наоборот, незвучащим) струнам открытой ладонью, внутренним основанием кисти, ребром ладони, большим пальцем или кулаком правой руки часто называют «глушками» (варианты: «заглушки», «приглушки»). С помощью этих приёмов можно изобрести очень интересные гитарные бои, а также оригинально исполнить популярные мелодии.

Читайте также:  Лакост бланк мужские ноты

Но перечисленными выше глушками арсенал перкуссионных приёмов не ограничивается.

Удары по корпусу гитары

Если производить удары пальцами либо другими частями правой руки по корпусу гитары в тех или иных местах, можно получить имитацию некоторых ударных инструментов. Рассмотрим их подробнее. Но сначала приведём изображение инструментального комплекта стандартной ударной установки, чтобы можно было понять до конца, о чём говорится в тексте ниже.

Удары по верхней деке гитары

Для начала познакомимся с несколькими приёмами.

  • Удар по деке гитары под (над) струнами средним и безымянным пальцами правой руки (или только одним из них) пришёл в фингерстайл и классическую гитару из стиля фламенко — там он особенно распространён.

Называется такой приём (опять же из фламенко) «гольпе», но среди мастеров фингерстайла он значится как «снэйр» (snare). Имитирует рабочий (малый) барабан стандартной ударной установки. В табулатурной и нотной записи обозначается латинской буквой «G», квадратиком или крестиком над нотном станом (для гитары фламенко).

В фингерстайле снэйр обозначается в виде срезанной половинной ноты примерно в районе звука «до» первой октавы.

  • Кик (с англ. Kick) — имитация звука, схожего со звучанием бас-бочки на ударной установке. Производится ударом внутренней частью запястья немного выше резонаторного отверстия гитары.

Обозначается кик в табулатуре в виде крестика в круге:

Удары по обечайке гитары

Если ударять пальцем по обечайке корпуса гитары, то получаются звуки, очень похожие на те, что издает барабанщик, ударяя друг о дружку своими барабанными палочками или стуча ими по конго рядом с ободом инструмента. Но это получится, если гитарист будет стучать пальцами таким образом, чтобы попадать ногтями. Звук подушечки без ногтя не имеет такой звонкости, но всё равно имеет свой тон, не похожий на другие. Многие гитаристы, любящие использовать в своём исполнительстве перкуссию, обязательно включают одиночные удары по обечайке подушечками пальцев любой руки, а то и выбивая ими своеобразную дробь. Результат вполне эффектный.

Удары пальцев по струнам

  • Хай-хэт (Hi-hat) — имитация звука сдвоенных тарелок. Этот ударный инструмент находится с левой стороны барабанщика, прямо рядом с рабочим барабаном. Выполняется либо резким ударом большого пальца правой руки по басовым струнам с вращением запястья, либо одновременным прижатием всех струн к порожкам пальцами левой руки на удобном месте грифа.

На табулатуре хай-хэт обозначается крестиком:

  • Кик (2-й вариант) — имитация звука большого барабана посредством удара по всем басовым струнам гитары средним пальцем правой руки непосредственно у нижнего порожка.

В этом случае, как отмечают некоторые исполнители перкуссии на гитаре, звук получается наиболее приближённым к оригиналу. Однако больше подходит для применения на инструментах со съёмом звука на внешние динамики или для записи композиций.

Упражнения

Предлагаю сыграть несколько упражнений для отработки двух наиболее простых в исполнении приёмов перкуссии на гитаре – кика и снэйра.

Упражнение 1:

Давайте будем разбираться с записью упражнения и варианты его исполнения для начинающих.

Вариант первый (простой). Аккорд Ля минор (Am), обозначенный красным цветом, игнорируется: играется только перкуссия.

  • На счёт «раз и» исполняется приём кик ударом основанием кисти по верхней деке.
  • На счёт «два» безымянным пальцем (a) правой руки выполняется удар снэйр по верхней деке гитары под струнами (можно двумя пальцами – безымянным и средним).
  • Далее следует доля «и» после счёта «два». Договоримся, что в таком случае будет делаться запись счёта в следующем виде: «На счёт «2 и» выполняется удар кик».
  • На счёт «три и» – повторяется кик.
  • Далее следует удар снэйр на счёт «четыре».
  • Заканчивается ритмический рисунок такта ударом снэйр на счёт «4 и».

Вариант второй (полный). Перкуссия остаётся на своих местах по счёту, только на счета «1 и», «3 и» производятся удары щелчком указательным пальцем по трём тонким струнам (третьей, второй и первой) сверху вниз. Не забудьте только пальцами левой руки поставить аккорд Am в открытой позиции.

Вариант третий. Необходимо потренироваться с отработкой кика и снэйра по варианту 2, но только в гармонической последовательности аккордов: Am-Dm-E7-C. Кроме того, теперь воспроизведение аккордов нужно выполнять двумя пальцами правой руки: указательным (i) и средним (m).

Упражнение 2:

Это упражнение выполняется по следующему алгоритму:

  • на счёт «раз и» выполняется кик запястьем правой руки по деке гитары;
  • на счёт «два» одновременно: указательным пальцем (i) правой руки производится удар по трём тонким струнам в направлении от третьей к первой (стоит аккорд Am), а безымянным пальцем — удар снэйр по деке чуть ниже первой струны;
  • на счёт «2 и» указательный палец выполняет обратный удар по струнам в направлении от первой струны к третьей;

Во второй половине такта всё повторяется по аналогии с первой.

Источник

Фингерстайл. Советы начинающим гитаристам

Если вы знакомы с игрой на акустической гитаре и уже неплохо овладели «тремя блатными аккордами», то наверняка в какой-то момент вам захочется большего. Возможно, вы просто хотите играть круче, ну а скорее всего, вы услышали чье-то фантастическое исполнение на акустике «в стиле фингерстайл» (хотя это правильно называть техникой), когда играет один инструмент, а вы не верите своим глазам и ушам — ведь слышите несколько, и не представляете, как одна гитара способна выдавать такие объемные «полифонические» звуки. Если вы еще пока не совсем поняли, о чем идет речь, то вот, для примера, несколько моих аранжировок популярных мелодий для гитары на моем YouTube канале:

Доходит до того, что огромное число людей пишут под моими видео что слышат 2, 3, а иногда и больше гитар, называют обычную качественную домашнюю запись «студийной» и т.д. Посмотрите сами:

Такие комментарии появляются на моем канале каждую неделю. И они мне, с одной стороны, конечно, льстят, а с другой – удручают. Они показывают, что, к сожалению, обычный зритель, особенно среди русскоязычной аудитории, часто не осведомлён по этой теме. Поэтому отчасти, я пишу эту статью с надеждой, что по возможности больше людей узнают, что такое фингерстайл.

Если вами овладевает два полярных чувства: с одной стороны – жгучее желание научиться играть также, а с другой – «смогу ли я?», отвечаю — «Сможете!». Но придется конкретно попотеть. Я вот уже больше 20 лет потею) Конечно, технически — это очень сложно, но тем интереснее! На первых порах возможно вы даже будете думать, что эта техника никогда не поддастся вашим рукам. Не переживайте! Все дело в том, что вашим пальцам нужно время, чтобы научиться рассинхронизироваться, причем в довольно высоком темпе.

Попробуйте начать изучать эту технику с моего плейлиста «Школа фингерстайла». Самое интересное в нем, на мой взгляд, это соединение независимых мелодических линий. Ролики были сняты в уже далеком 2013-м году, но они не теряют своей актуальности:

Что такое «Табулатуры»

Это базовое обозначение для струнных инструментов, используемое во всех стилях музыки. Возможно кому-то покажется странным, что я счел нужным об этом упомянуть, говоря про фингерстайл. Но есть новички, которые не знают, как читать табы, да и что это такое вообще.
Угадайте мелодию:

Табулатуры или сокращенно табы – это схематическое отображение мелодии, гармонии и вообще всех звуков на гитаре. Представляет собой 6 линий (6 струн) на которых цифрами отмечены очередность и номер лада на грифе. Причем отображается все это так, чтобы было понятно на какой струне (первая линия сверху – это первая струна) и на каком ладу (цифра) необходимо извлечь звук. Технически табы проще понимать новичкам, особенно тем, кто не дружит с нотами. Так, если цифры выстроены в вертикальный ряд, то это будет означать аккорд. Единственный минус такого условного обозначения игры – отсутствие длительности нот. Но часто в нормальных источниках и в популярных гитарных журналах, например, Guitar World или Total Guitar, публикуют одновременно ноты, и под ними табы. Например:

По такому же принципу работаю и я, записывая все свои аранжировки в табы с нотным обозначением наверху, используя программу Guitar Pro.

На моем сайте вы найдете большой выбор фингерстайл табов с видео в моем исполнении. Заходи, выбирай и скачивай табы тут! Кстати, советую найти в сети и скачать программу Guitar Pro 6 или 7. С ее помощью вы услышите и одновременно увидите, как играются непонятные вам места в той или иной аранжировке.

Что такое «Каподастр» (англ. «capo»)

Это специальный зажим для струн, который устанавливается на один из ладов грифа. Знаком многим далеким от фингерстайла людей. Но если для обычного музыканта, как правило, вполне хватает вот такого варианта:

, то в фингерстайле частенько встречаются и вот такие:

В первом случае этот аксессуар одинаково влияет на тональность звучания всех струн, имитируя прием «баррэ». Часто помогает начинающим гитаристам в определенных случаях, и опытным музыкантам для повышения тональности. А вот второй вариант, так называемый «spider-capo», позволяет настроить любую струну как нужно исполнителю. Дело в том, что в фингерстайле часто встречаются нестандартные настройки гитары, и такая штука позволяет настроить каждую струну как угодно, зажав ее отдельно на каком-либо из ладов.

Иногда по ходу песни нужно быстро сделать модуляцию (изменение тональности), и в этих случаях идеально подходит вот такой вариант каподастра (glider guitar capo):

Система роликов позволяет гитаристу быстро передвинуть этот каподастр при смене тональности до необходимого лада по ходу исполнения не останавливаясь.

Что такое Travis picking (Трэвис пиккинг), он же «boom-chick» (бум-чик)

Это техника игры на гитаре, когда большой палец отвечает за исполнение басовой партии, а другие пальцы правой руки ведут мелодию на высоких нотах. Для остальных пальцев, за исключением большого, есть свои способы извлечения звука. Например, pinch, pluck или другие. Также для создания более гармоничных басовых звуков в фингерпикинге используют «глушение». Для этого необходимо слегка удерживать ребром правой руки басовые струны. На этом количество приемов в технике фингерстайл не ограничивается, но приведенные примеры — это база.

Чтобы услышать разницу звучания этих приемов, посмотрите мои бесплатные уроки по фингерстайлу по этой теме:

Фингерстайл на гитаре для новичков: с чего начать?

Следует изначально оговориться, что «фингерстайл с нуля» и «игра на гитаре с нуля» — это две разные вещи. Если вы ни разу в жизни не прикасались к гитаре, то обязательно нужно начать с хорошего препода. На первых порах необходимо правильно поставить руки. К тому же, чтобы приступить к занятиям игры на гитаре, новичку необходимо освоить базовые знания: длительность нот, размер, метр, тональность и т.д. Толковый преподаватель даст вам эти знания структурировано и в нужной последовательности. Если уж совсем нет возможности заниматься с педагогом, постарайтесь освоить эти знания сами, без них будет тяжело двигаться дальше. Советую ресурс http://7not.ru/ — там вы найдете всю необходимую базовую информацию по теории музыки. Несколько лет назад я также сделал серию вебинаров по теории музыки в свободном доступе: Вебинары

Если вы владеете английским, то советую обязательно посмотреть уроки для начинающих от Джастина Сандерко (Justin Sundercoe), это очень грамотный преподаватель и просто харизматичный, приятный дядька, вот его ютуб-канал: JustinSandercoe

Общие советы. Они банальны, но они работают:

  • Выбирайте качественные видеоуроки игры на гитаре. Когда вы видите и слышите, как воспроизводится звук, вам легче повторить движения.
  • Приступайте сначала к простым упражнениям. Отрабатывайте каждый новый элемент до автоматизма. Особенно это касается тех движений, когда большой палец правой руки действует автономно от остальных пальцев. В этом заключается большая доля успеха обучения фингерпикингу.
  • Начинайте с медленного проигрыша простых упражнений, повышайте темп только когда почувствуете уверенность в своей технике исполнения! Обязательно используйте метроном. Это первый друг музыканта в общем и гитариста в частности (хотя скорее всего, сначала это будет вашим главным врагом).
  • Поиграйте простые мелодии – произведения для начинающих. Например, детские песни. Их полно в сети. Старайтесь работать по фразам. Музыка – это язык. И он состоит из фраз или предложений, как и любой язык. Например, в песне «Happy birthday to you» первая же фраза так и будет звучать «hap-py birth-day to-you», затем идет пауза. Не спешите переходить к следующей фразе, пока не будет хорошо получаться предыдущая. Не спешите браться за сложные, многоголосные аранжировки.
  • Не забывайте про средства выразительности. И особенно – не забывайте про грув! Это понимание, которое приходит с опытом. Советую
  • Не опускайте руки, если прогресс идет слишком медленно – это нормально. Два шага вперед, один назад – это все-таки шаг вперед. Если почитаете биографии многих великих гитаристов, то обнаружите, что своей гениальности они достигли не врожденным талантом, а упорными многочасовыми тренировками. У вас все получится!

Сейчас внимательнее — я скажу одну очень важную вещь. Я, как и многие другие опытные преподаватели, убежден, что главная цель обучения — это научить вас правильно заниматься САМОСТОЯТЕЛЬНО. За многие годы работы я встречал лишь единицы самоучек, которые добились действительно больших успехов в музыке без помощи наставников. Я сам несколько лет занимался с разными преподами, прежде чем заняться самообучением. Подробнее об этом можно почитать тут.

Но часто мне пишут люди:

  • — давно играю на каком-то базовом уровне а-ля «бренчу три аккорда», но прогресса нет
  • — знаю много переборов и боев, но это не приносит больше никакого удовольствия, я в тупике
  • — надоело играть «Кузнечика» на одной струне
  • — играл в молодости нормально, но все подзабыл

Если вы узнали себя среди них, то можно говорить о возможности начать обучение фингерстайлу.

В фингерстайле можно получить огромное количество разных звучаний, тем и интересна эта техника. Реально ли получить целый оркестр, играя только лишь на одной гитаре – ДА! В моей Alex Mercy | Школе Фингерстайла я рассказываю об уникальных вещах в этом направлении. Добросовестно изучив этот материал у вас просто не будет шанса не овладеть фингерстайлом!

Источник

Оцените статью