Инкрустация (гитара) — Inlay (guitar)
Инкрустация на гитарах или аналогичных резных инструментах — это декоративные материалы, вставленные в деревянную поверхность инструмента с использованием стандартных техник инкрустации . Хотя декор может быть сделан в любой части гитары, она наиболее часто встречается на грифе , шпиндельная бабка логотип-и -typically производителя вокруг звукового отверстия акустических гитар. Только позиционные маркеры на грифе или сбоку грифа и розетка вокруг звукового отверстия выполняют любую функцию, кроме украшения (розетка служит подкреплением). Перламутр («перламутр»), пластик и дерево — наиболее часто используемые материалы для инкрустации.
Некоторые очень ограниченные серии высококачественных или изготовленных на заказ гитар имеют художественные вставки, охватывающие всю переднюю (или даже заднюю) часть гитары. В этих изделиях используются самые разные материалы и используются техники, заимствованные из мебельного производства. Хотя эти рисунки часто представляют собой просто очень сложные украшения, иногда они представляют собой произведения искусства, которые даже изображают определенную тему или сцену. Хотя эти гитары часто изготавливаются из самых эксклюзивных материалов, они обычно считаются предметами коллекционирования и не предназначены для игры на них. Крупные производители гитар часто выпускают эти гитары, чтобы отметить важную историческую веху.
Содержание
Некоторые популярные вставки на грифе включают ромбы , параллелограммы , равнобедренные трапеции , акульи плавники и прямоугольники. Круглые маркеры — самые простые и недорогие в производстве, потому что сверление круглых углублений и вырезание круглых вкладок (из листов или стержней) требует меньше всего времени и ресурсов. Обычно они имеют цвет, контрастирующий с цветом грифа: например, если мастер может использовать черный цвет для грифа светлого цвета, такого как клен, тот же мастер, вероятно, использует белый, серебристый или перламутровый для гриф из более темного дерева, такого как палисандр или черное дерево.
Многие производители используют отличительную форму для своих маркеров ладов, чтобы создать фирменный стиль, который выгодно отличается от конкурентов. Гибсон использует равнобедренные трапеции, в то время как Fender использует точки, но другие включают молнии, буквы и цифры.
Меньшие точки также обычно вставляются в верхний край грифа или грифа, чтобы они были более заметны для игрока, который смотрит на инструмент сбоку.
Для освещения маркеров можно использовать светодиоды или оптическое волокно . Это в основном используется игроками, которые выступают перед живой аудиторией, где освещение либо недостаточно, либо постоянно меняется.
Точки (используются Fender, Gibson и на большинстве гитар)
Источник
Замена пластиковых инкрустаций на перламутровые
Yamaha SG — одна из моих любимых электрогитар. Она как леспол, только культурнее.
Сей чудесный инструмент приехал в Россию по спецзаказу сотрудника московского представительства «ямахи». То ли фабрика лопухнулась, то ли сотрудник на полдороге передумал, — но гитара оказалась с полыми пластиковыми инкрустациями. А нужны были непременно цельные и перламутровые.
Вот так и вышло, что новехонькая, блестящая, идеальная электрогитара попала в мастерскую на замену этих самых инкрустаций. Красота требует жертв. Моя задача — свести жертвы к минимуму.
Окей. Для начала я обмерил инкрустации и начертил их в «рино»:
А затем сделал странную вещь: снял лады.
Решение далось нелегко. В принципе, можно было заморочиться и все организовать без замены ладов. Как-никак, меньшее вмешательство в оригинальный инструмент. Но:
1) Не задеть шкуркой старые лады не получилось бы. Поэтому шлифовать их все равно бы пришлось. А шлифовка — практически половина замены, особенно на ровном грифе.
2) Выравнивать десять отдельных инкрустаций сложнее, чем весь гриф сразу. И, скорее всего, перекинуть лады получается выгоднее по времени.
3) Практически невозможно получить ровный отблеск от палисандра по всей накладке, если шкурить ее отдельные сегменты.
4) У меня нашлись лады того же размера, что и заводские (2,65 на 1,16). Если сделать работу хорошо, клиент может никогда и не узнать, что лады не родные.
Выфрезеровывать старые инкрустации — одно удовольствие.
По центру можно особо не аккуратничать:
А краешки получается подогреть и выскрести без всякого фрезера:
Клиент попросил самый белый перламутр, который только можно найти. Такой материал практически не играет радугой и напоминает скорее зубную эмаль.
Я заказал мешок перламутровых обрезков с алиэкспресса, толщиной порядка 1-1,5 мм. Видимо, они остаются от какого-то промышленного производства. Плоскость выдержана хорошо, а вот толщина немного гуляет — я сразу вычеркнул маркером все нехорошие места.
Постепенно собирается комплект из самых лучших обрезочков:
Многие из них достаточно велики, чтобы вырезать парные детали из одного куска:
Дальше в дело вступает прекрасный Вадим, хозяин pickguard.ru. Чертеж отправляется к нему по интернету, а перламутр и листок с комментариями — на трамвае.
У Вадима есть высокоточный ЧПУ-фрезер и бесконечное внимание к моим капризам. Через несколько дней получается вот что:
Да, зарезать более-менее прямолинейные фигуры можно и руками. Но на таких масштабах ЧПУ веселее. Особенно учитывая, что родные инкрустации стояли в палисандре вообще без зазоров. Боюсь, вручную я не обеспечил бы должной точности за приемлемое время.
Вклеиваю инкрустации. Суперклею я доверяю больше, чем эпоксидке; адгезия у него однозначно выше. Некоторую проблему представляет тонирование супера, но в данном случае из-за минимальных щелей сгодилась и прозрачная заливка.
Шлифую накладку, выводя инкрустации вровень с ней.
Вот что получается. Я сбрызнул накладку спиртом, чтобы понять, как все будет выглядеть под маслом.
Осталось только поставить лады.
При их обработке я уделил большое внимание мелким нюансам — углу торцовки и обработке кромок в первую очередь — чтобы новые лады ничем не отличались от родных.
Клиент доволен. Сказал еще, что в Японии за подобную работу взяли бы в три раза больше денег 🙂 Что ж, учтем на будущее.
Источник
Блог про ремонт гитар
Tags: инкрустация
Замена пластиковых инкрустаций на перламутровые
Yamaha SG — одна из моих любимых электрогитар. Она как леспол, только культурнее.
Сей чудесный инструмент приехал в Россию по спецзаказу сотрудника московского представительства «ямахи». То ли фабрика лопухнулась, то ли сотрудник на полдороге передумал, — но гитара оказалась с полыми пластиковыми инкрустациями. А нужны были непременно цельные и перламутровые.
Вот так и вышло, что новехонькая, блестящая, идеальная электрогитара попала в мастерскую на замену этих самых инкрустаций. Красота требует жертв. Моя задача — свести жертвы к минимуму.
Окей. Для начала я обмерил инкрустации и начертил их в «рино»:
А затем сделал странную вещь: снял лады.
Решение далось нелегко. В принципе, можно было заморочиться и все организовать без замены ладов. Как-никак, меньшее вмешательство в оригинальный инструмент. Но:
1) Не задеть шкуркой старые лады не получилось бы. Поэтому шлифовать их все равно бы пришлось. А шлифовка — практически половина замены, особенно на ровном грифе.
2) Выравнивать десять отдельных инкрустаций сложнее, чем весь гриф сразу. И, скорее всего, перекинуть лады получается выгоднее по времени.
3) Практически невозможно получить ровный отблеск от палисандра по всей накладке, если шкурить ее отдельные сегменты.
4) У меня нашлись лады того же размера, что и заводские (2,65 на 1,16). Если сделать работу хорошо, клиент может никогда и не узнать, что лады не родные.
Выфрезеровывать старые инкрустации — одно удовольствие.
По центру можно особо не аккуратничать:
А краешки получается подогреть и выскрести без всякого фрезера:
Клиент попросил самый белый перламутр, который только можно найти. Такой материал практически не играет радугой и напоминает скорее зубную эмаль.
Я заказал мешок перламутровых обрезков с алиэкспресса, толщиной порядка 1-1,5 мм. Видимо, они остаются от какого-то промышленного производства. Плоскость выдержана хорошо, а вот толщина немного гуляет — я сразу вычеркнул маркером все нехорошие места.
Постепенно собирается комплект из самых лучших обрезочков:
Многие из них достаточно велики, чтобы вырезать парные детали из одного куска:
Дальше в дело вступает прекрасный Вадим, хозяин pickguard.ru. Чертеж отправляется к нему по интернету, а перламутр и листок с комментариями — на трамвае.
У Вадима есть высокоточный ЧПУ-фрезер и бесконечное внимание к моим капризам. Через несколько дней получается вот что:
Да, зарезать более-менее прямолинейные фигуры можно и руками. Но на таких масштабах ЧПУ веселее. Особенно учитывая, что родные инкрустации стояли в палисандре вообще без зазоров. Боюсь, вручную я не обеспечил бы должной точности за приемлемое время.
Вклеиваю инкрустации. Суперклею я доверяю больше, чем эпоксидке; адгезия у него однозначно выше. Некоторую проблему представляет тонирование супера, но в данном случае из-за минимальных щелей сгодилась и прозрачная заливка.
Шлифую накладку, выводя инкрустации вровень с ней.
Вот что получается. Я сбрызнул накладку спиртом, чтобы понять, как все будет выглядеть под маслом.
Осталось только поставить лады.
При их обработке я уделил большое внимание мелким нюансам — углу торцовки и обработке кромок в первую очередь — чтобы новые лады ничем не отличались от родных.
Клиент доволен. Сказал еще, что в Японии за подобную работу взяли бы в три раза больше денег 🙂 Что ж, учтем на будущее.
А еще у нас есть чатик для мастеров в телеграме, заходите:
https://t.me/luthiery
Изготовление и замена круглой перламуровой инкрустации
Из фендер-кастомшопа выпала точечка-маркер:
Да, у нее была не вполне круглая форма 🙂 Впрочем, соседнюю инкрустацию уже меняли — об этом свидетельствуют следы клея и царапины на накладке. Скорее всего, выпавшая тоже не была родной.
Подобные дела всегда начинаются с подбора материала. Сначала, конечно, я хотел использовать плоские покупные заготовки. Слева простой белый перламутр, справа — гелиотис, он же абалон. Тоже, в общем, перламутр (правда, заготовка на фото искусственная: она сделана из тончайших слоев гелиотиса, соединенных чем-то типа эпоксидки).
Ни тот, ни другой вариант не подходит: у оригинальных инкрустаций есть очень слабый радужный оттенок. Белый перламутр по сравнению с ними слишком пресный, а гелиотис — слишком яркий. Покопался по шкафам, нашел кусочек пасмурно-белой раковины с правильным глубоким блеском:
Перламутр я режу на той же циркулярке, на которой пилю порожки. Плоскости выводятся на гриндере. Через пять минут жужжания получается подходящий квадратик:
Как сделать аккуратный кружок из квадрата, учитывая, что материал очень твердый и колкий? Токарной обработкой, конечно же. Правда, соответствующего станка у меня нет, поэтому я суперклеем сажаю заготовку на стержень подходящего диаметра и цепляю его в шуруповерт:
Да, вот так все просто. Главное — сильно не давить и не торопиться.
Во, что-то уже получается:
Несмотря на примитивный метод обработки, все очень чистенько и точно:
Подогреваю ошметки старого клея паяльником, они шкворчат и вылезают:
Слегка подсверливаю отверстие:
Вклеиваю новую инкрустацию на суперклей:
Дальше все лишнее очень осторожно снимается надфилем. После него можно пройтись поперек волокон 800-й шкуркой на плоском брусочке, затем уменьшать зерно шкурки по вкусу. Я обычно дохожу где-то до 1500-й. Чтобы добиться характерного затертого блеска на свежеотшлифованной древесине, ее нужно потереть полировальной пастой. Получается вот что:
Если знать, куда смотреть, можно увидеть незначительные следы этой дополнительной шлифовки. Весь остальной-то гриф шлифовался весь сразу, вдоль волокон.
Но в целом все выглядит прилично.
В конце концов, на этой гитаре есть и более странные места. Например, отверстие в колке второй струны, просверленное не по центру вала. Почему? Как? Ответа мы не узнаем никогда.
Источник