Перселл ноты для гитары

50 пьес

Видеть портреты великих композиторов на стенах консерваторий привычно, сложнее представить такой портрет на стене таверны. Именно такой чести удостоился классик английской музыки Генри Пёрселл, сочинявший как для королевских особ, так и для простого народа.

Об авторе первой великой английской оперы самим англичанам известно немного. Родной для британцев туман оказался непроницаемым, когда они захотели установить точную дату рождения и подробности происхождения семьи создателя «Дидоны и Энея».

Служба Генри официальному искусству началась еще в детстве и проходила в королевской капелле и Вестминстерском аббатстве. Он пел в капелле, настраивал инструменты, переписывал ноты, играл на органе.

В 1680-х годах получив признание как композитор, он занимает почетное место при королевском дворе, принят в аристократических кругах, но Генри привлекают совсем другие круги. Ведя образ жизни, который корректно назовут рассеянным, и катастрофически сближаясь с народом, молодой композитор создает огромное количество песен и их тут же начинает распевать вся Англия. Ему подвластны все мыслимые интонации — лирические, героические, сатирические.

Духовная музыка Пёрсела достигает не меньших вершин, чем светская музыка. Его вдохновенному дару подчиняются самые разные жанры духовных композиций, особенно впечатляют его антемы.

Вклад Генри Пёрселла в оперное искусство Англии уникален, но его шедевр «Дидона и Эней» исполнялся при жизни автора всего один раз, причем не в музыкальном театре, а в пансионате для благородных девиц.

Короткая жизнь композитора совпала с эпохой Реставрации, счастливой для английского искусства. Высочайшие особы оказывали внимание музыкантам и поддерживали их и себя, заказывая бесчисленные поздравительные опусы к разным датам. Тем не менее, отношение к музыке как к игрушке мешало ее развитию, поэтому фигура Пёрселла столь одинока на фоне общего пейзажа оперного искусства Британских островов.

Читайте также:  Глиэр слезы людские ноты

Генри Пёрсел прожил всего 37 лет, он очень торопился осуществить свои грандиозные замыслы. Но его мечта о создании настоящего отечественного музыкального театра не нашла необходимого отклика.

Великий английский композитор опередил свое время на пару веков — только к началу XX века английская публика смогла оценить музыкальную высоту, взятую их родным гением в далеком XVII веке…

Всем, кто хотел бы ознакомиться с творчеством британского Орфея, мы предлагаем скачать ноты 17 легких пьес английского композитора и другие ноты.

Смотрите также ноты произведений композитора Генри Пёрселл:

Источник

Генри Пёрселл, ноты для гитары

Генри Пёрселл (1659 – 1695). Четыре пьесы

Транскрипция пьес Генри Пёрселла выполнена величайшим гитаристом и лютнистом мира англичанином Джулианом Бримом.

Живой и краткий стиль клавесинной музыки Генри Перселла весьма удачно подходит для гитары, которая была, фактически, популярна в Англии и Континенте во времена Перселла. Эти четыре коротких пьесы контрастны по характеру. Не все оригинальные украшения технически выполнимы на гитару; я, однако, предлагаю украшения, которые эффективны на грифе, таким образом сохранив существенный барочный дух музыки. Джулиан Брим.

Henry Purcell (1659 – 1695) Four Pieces

The lively and concise style of Purcell`s harpsichord music transfers happily to the guitar, which was, in fact, popular in England and the Continent in Purcell`s time. These four short pieces contrast in character. Not all the original ornamentation is technically feasible for the guitar; I have, however, realized the ornaments that are effective on the fingerboard, thereby retaining the essential Baroque spirit of the music. Julian Bream.

Источник

4 пьесы (Bream)

Видеть портреты великих композиторов на стенах консерваторий привычно, сложнее представить такой портрет на стене таверны. Именно такой чести удостоился классик английской музыки Генри Пёрселл, сочинявший как для королевских особ, так и для простого народа.

Об авторе первой великой английской оперы самим англичанам известно немного. Родной для британцев туман оказался непроницаемым, когда они захотели установить точную дату рождения и подробности происхождения семьи создателя «Дидоны и Энея».

Служба Генри официальному искусству началась еще в детстве и проходила в королевской капелле и Вестминстерском аббатстве. Он пел в капелле, настраивал инструменты, переписывал ноты, играл на органе.

В 1680-х годах получив признание как композитор, он занимает почетное место при королевском дворе, принят в аристократических кругах, но Генри привлекают совсем другие круги. Ведя образ жизни, который корректно назовут рассеянным, и катастрофически сближаясь с народом, молодой композитор создает огромное количество песен и их тут же начинает распевать вся Англия. Ему подвластны все мыслимые интонации — лирические, героические, сатирические.

Духовная музыка Пёрсела достигает не меньших вершин, чем светская музыка. Его вдохновенному дару подчиняются самые разные жанры духовных композиций, особенно впечатляют его антемы.

Вклад Генри Пёрселла в оперное искусство Англии уникален, но его шедевр «Дидона и Эней» исполнялся при жизни автора всего один раз, причем не в музыкальном театре, а в пансионате для благородных девиц.

Короткая жизнь композитора совпала с эпохой Реставрации, счастливой для английского искусства. Высочайшие особы оказывали внимание музыкантам и поддерживали их и себя, заказывая бесчисленные поздравительные опусы к разным датам. Тем не менее, отношение к музыке как к игрушке мешало ее развитию, поэтому фигура Пёрселла столь одинока на фоне общего пейзажа оперного искусства Британских островов.

Генри Пёрсел прожил всего 37 лет, он очень торопился осуществить свои грандиозные замыслы. Но его мечта о создании настоящего отечественного музыкального театра не нашла необходимого отклика.

Великий английский композитор опередил свое время на пару веков — только к началу XX века английская публика смогла оценить музыкальную высоту, взятую их родным гением в далеком XVII веке…

Всем, кто хотел бы ознакомиться с творчеством британского Орфея, мы предлагаем скачать ноты 17 легких пьес английского композитора и другие ноты.

Смотрите также ноты произведений композитора Генри Пёрселл:

Источник

Гитара музыкальная 5. Генри Пёрселл

Гитара в музыке барокко.

23.
Лози Жан Антуан (Jan Antonin Losy, известен также как граф Лози, 1643/47–1721) – французский композитор.

Сомнительно, чтобы граф мог быть профессиональным музыкантом. В его время жили еще два знатных дворянина, занимавшихся поэзией. Это маркиз Шарль Огюст де Ла Фар (1644–1712) и Гийом Амфри де Шолье (1639–1720). Де Ла Фар сначала служил при дворе, позже его жизнь протекала в полной праздности, играх и удовольствиях. Де Шолье был аббатом, имел немалые доходы и не отказывал себе в светских удовольствиях. Друзья-приятели вели эпикурейский образ жизни.

Впрочем, дело не в развлечениях. Главное в другом: их поэзия легка, изящна и остроумна. Точно такими же качествами отличается музыка графа Лози. Поэтому есть смысл проиллюстрировать пьесы композитора-любителя строками поэтов-гедонистов.

Жига – радостная, живая, безоблачная, восхитительная. «Не в радость мне ни ум, ни тело! / Недвижная, томится плоть, / А ум, педант закоренелый, / Тоска не в силах побороть»

Рондо – простое, ясное, четкое. «Ты, превращающий в услады / Все — даже капли горьких слез, / О чародей Амур, мне надо, / Чтоб ты печаль мою унес!»

Аллеманда из Сюиты №1 – живая, с четкими формами, великолепная по звучанию. «Вновь буду я в амурном войске / Служить тебе, чье имя – страсть. / Я возвращаюсь, чтоб геройски / На поле битв любовных пасть!»

Гавот из Сюиты № 1 – умеренный, торжественный, блестящий. «На тайных празднествах Венеры / И на вакхических пирах / Прославлен буду я без меры, / Когда земля мой примет прах!»

Жига из Сюиты №1 – стремительная трехдольная танцевальная. «Амуры щекотать Силена / Так примутся, что, пьян и сыт, / Обжора жирный непременно, / Дурачась, брюхо обнажит».

Менуэт из Сюиты №1 – торжественный, фактурно насыщенный. «И в память брюха де Ла Фара / До дна там будут пить вино / И петь средь пьяного угара / С веселым старцем заодно!»
Менуэт, конечно, не поют, а танцуют. Зато в качестве бравурного финала он соответствует последнему четверостишию «Оды» де Ла Фара, откуда взяты вышеприведенные стихи.

Гитаристы исполняют также Сюиту №3 Жана Антуана Лози, в которой есть Прелюдия в одноголосной фактуре, являющейся по существу скрытым двухголосием, и Гавот, эмоционально приподнятый и воодушевленный.

Самые же вдохновенные произведения Лози – мелодически выразительная Сарабанда и Партита a-moll, чья красивая мелодия просто-напросто очаровательна.

Этому французскому графу нельзя отказать в музыкальном таланте, как маркизу де Ла Фару – в поэтическом!

24.
Визе Робер (фр. Robert de Vise, ок.1650–1725) – французский лютнист, гитарист, певец, композитор.

Герой лютневых миниатюр Робера де Визе – это человек с пробудившимся самосознанием, но еще слабый, беспомощный, во многом зависимый от посторонних влияний. Его простодушные чувства на редкость симпатичны.

25.
Иоганн Пахельбель (нем. Johann Pachelbel, 1653–1706) — немецкий композитор и органист.

Иоганна Пахельбеля связывали дружеские отношения с семьей Бахов через его главу, Иоганна Амброзиуса Баха. Учеником Пахельбеля был Иоганн Христоф, старший брат Иоганна Себастьяна. Последний, несомненно, испытал воздействие прославленного современника в своем музыкальном развитии.

Творчество Пахельбеля на редкость последовательно, ясно, уравновешено, гармонично. Его органные и клавесинные пьесы удивительно четки по композиции, лаконичны и пластичны.
Содержание музыки Пахельбеля исчерпывается искренним восторгом перед совершенством и красотой Божьего мира, чувством единения с Творцом. И всетаки она изначально земная, патриархальная, по-домашнему теплая.

Канон D-dur для гитары, кларнета и органа звучит радостно, причудливо-празднично. «И кажется, что естество / Земли преобразилось: / Беспечность. Хохот. Баловство. / Все в радость погрузилось», – читаем в стихотворении «Прошла угрюмая зима. » Фридриха Шпее (1591–1635).

Еще один Канон D-dur, но уже для двух гитар, – это такое же жизнерадостное состояние духа, хотя в силу специфики инструментов, оно несколько камерно. «И дивные дары земного естества / Воспринимает как частицу божества» – так пишет Мартин Опиц (1597–1639) в стихотворении «Зерцало мира».

Спокойное течение мысли присутствует в Фантазии, где есть место для светлых, благочестивых раздумий о Боге. Уместно в качестве стихотворного комментария к этой пьесе привести философско-моральный вывод из «Лесной песни» Пауля Герхардта: «И то, что вижу я вовне, / Все отзывается во мне / Единственным порывом: / Свершить достойное. Успеть / Мощь Вседержителя воспеть / В стихе неприхотливом».

Лаконичные по форме и глубокие по смыслу фуги Пахельбеля замечательно воспроизводит гитара. В них заключена целая гамма простых человеческих чувств, безыскусных и вместе с тем душевных, явственно имеющих религиозный оттенок. «Молю о сердце милых. / Чтоб Ты, Господь, хранил их / От черных бед лихих! / Ночь пагубу рождает. / Так пусть нас ограждает / Сонм светлых ангелов Твоих» – так восклицает все тот же Пауль Герхардт в «Вечерней песне».

Это имя не случайно дважды появляется в данном контексте.

Пауль Герхардт (1607–1676) – знаменитый автор протестантских духовных песен, которые по силе своего воздействия на слушателей сравнимы с текстами Мартина Лютера. Многие из них положены на музыку Иоганном Себастьяном Бахом.

Возникает вопрос: чем же отличается религиозность, преломляемая в произведениях Пахельбеля и Баха? Вера в бога у Пахельбеля земная, патриархальная, у Баха – небесно-земная, духовная, субстанциональная, определяющая сущность всех вещей и явлений. Бог для Пахельбеля – предмет поклонения, Бог для Баха – основа основ, центр Вселенной. Пожалуй, духовное начало, с такой выразительной силой запечатленное в поэзии Пауля Герхардта, соединяет еще одной ниточкой двух немецких композиторов.

26.
Робер де Визе (фр. Robert de Vise, 1658–1725) — французский гитарист, лютнист и композитор.

Музыка Робера де Визе написана с величайшим мастерством, его пьесы совершенны по форме, имеют богатую полифоническую фактуру и привлекают красотой мелодий. Иначе не могло быть после великого Куперена и царственного Люлли. Стиль музыки де Визе соответствует пышности и величию двора Людовика XIV.

Спокойная, торжественно-приподнятая Аллеманда привлекает красивой мелодией, так что можно воспринимать ее как арию или серенаду, обращенную к возлюбленной (вспомним знаменитую фразу неизвестного авора XVII века: «Пробудитесь, я жду вас, красавица!»). Легко представить себе, как эффектно звучала эта пьеса в салоне фаворитки Людовика XIV мадам де Ментенон в исполнении на теорбе или гитаре!

О светском характере и даже «оперности» музыки де Визе можно говорить, прослушав мелодически яркую Куранту, плавную и торжественную в ее французском варианте.
Кого не умилит при королевском дворе Народный танец, сыгранный на гитаре господином де Визе? Высокий политес, версальская галантность порой утомляют, хочется чего-то простого и свежего.

Увертюра «Версальские гроты» де Визе рисует нам прелестный пейзаж: холмы, ручьи, сады, беседки и павильоны. Ее спокойная музыка пронизана свежестью и благодатью, Кажется, эта мелодия навеяна пуссеновскими аркадскими идиллиями.

Пассакалья Робера де Визе менее всего траурная, это скорее лирическое, немного скорбное созерцание мира. Герой пьесы получает исцеление, находясь не в тишине храма, а на лоне природы. «Как я люблю уединенье! / Как этот край, где свят покой, / Вдали от суеты мирской / Мне по душе в моем смятенье! / О Боже! Как я видеть рад / Леса, что на заре Вселенной / Надели из листвы наряд / И красотой своей нетленной, / Как и столетия назад, / К себе приковывают взгляд», – восклицает поэт Антуан де Сент-Аман (1594–1661). Да, пьеса де Визе тоже простосердечна и напевна, как процитированные стихи, и совсем не религиозна.

Гитаристы включают в концертные программы пьесу «Гавот и рондо» Робера де Визе, в которой звенят праздничные колокола, а из врат храма доносится «Аллилуйя». Природа в своем жизнеутверждающем вивальдиевском хороводе славит Отца Небесного!

Нельзя пройти мимо Сюиты d-moll Робера де Визе.

В печальной Прелюдии есть место для светлой лирики. Аллеманда интересна песенно-серенадной мелодикой. Речитативно-возвышенная Куранта сообщает об интригующей светской новости. Скорбная Сарабанда напоминает И.С. Баха. Далее следуют: суетливый Гавот, сдержанный Менуэт, блестящее Бурре, музыка розыгрыша и шутки, пока радостно-энергичная Жига на оптимистической ноте не завершает Сюиту. Надо ли говорить, что в ней запечатлена повседневная жизнь с ее суетой и тревогами, радостями и печалями?

Сюита g-moll де Визе получила распространение в транскрипции для двух гитар. Она преимущественно лирическая. Это позволяет композитора назвать автором любовных серенад, исполняемых на лютне, виоле, теорбе или же на гитаре.

В Аллеманде дана полнота лирического чувства, в Куранте оно немного печально, изнеженно-хрупко, тогда как Сарабанда окрашивает в скорбные тона, хотя в ней же звучит романтическое обращение к возлюбленной.

Это как бы первая половина Сюиты, вторая же есть не что иное, как ряд миниатюр продолжительностью в минуту: воодушевленному Гавоту противопоставляется спокойный Менуэт, простодушной Пасторали – стремительная Жига. Вместе с тем эти четыре пьесы, как и предыдущие три, имеют тот или иной оттенок лиричности. Так смотрят на мир люди с влюбленными глазами, готовые каждый миг наслаждаться прелестями жизни. Без них, как говорит знаменитый поэт и баснописец Жан де Лафонтен (1621–1695), «Не возникал напев, который так чудесен, / И властной музыкой своей не чаровал – / Стихов никто бы не слагал».

27.
Пёрселл Генри (англ. Henry Purcell, 1659-1695) – английский композитор, органист, клавесинист.

Первый поэт Англии, носивший звание поэта-лауреата, Джон Драйдент (1631–1700) сочинил стихотворение «На смерть мистера Генри Перселла», обращенное к другу и соавтору музыкально-драматических спектаклей: «. Но жители небес, услышав с высоты / Созвучие волшебной красоты, / К певцу сошли по лестнице хрустальной / И за руку с собою увели / Прочь от земли, / Вверх по ступеням гаммы музыкальной: / И все звучал, звучал напев прощальный».
Тот, кого называли великим художником, гением национальной музыки, удивительным талантом, английским Моцартом, прожил 36 лет. В 23 года он стал органистом королевской академии, в 25 – личным клавесинистом короля, создал гениальную оперу «Дидона и Эней». Похоронен Генри Перселл в Вестминстерском аббатстве у подножия органа, на котором играл, позже рядом с ним погребли Генделя. Эпитафия гласит: «Здесь покоится Генри Перселл, отошедший в лучший мир, где только и может быть превзойдена его музыка».

«Небесная мелодия» и «созвучия волшебной красоты» – это первое свойство музыки английского композитора. Кроме этого, Перселл соединил в своей музыке традиции Ренессанса и достижения современного ему искусства, что позволяет назвать его творчество созерцательным барокко или барочным созерцанием. К характерным чертам его стиля надо отнести опору на национальную почву и народно-жанровые образцы. Его произведения отличаются поэтической тонкостью и изяществом в передаче эмоций. Им свойственна одухотворенная лирика и трагическое начало.

Об этом нужно знать гитаристу, если он хочет убедительно исполнять музыку Генри Перселла.
Известна транскрипция Чаконы Перселла для четырех гитар с ее светлым строем чувств. Она на редкость благозвучна и умиротворенна, хотя в ее недрах происходит движение духа к Отцу Небесному.

В обработке гитариста Джона Дуарте существуют три пьесы: Прелюдия — быстрая, пестрая, по-клавесинному виртуозная; пьеса с названием «Air» («Воздушный») — спокойная, гимническая по характеру и открытая небесному пространству; и, наконец, Рондо, у которого есть два плана: блуждающий бас и стремительные верхние голоса. Создается эмоциональный контраст при неизменной гармоничности произведений Перселла.

Прославленный Андрес Сеговия сделал транскрипцию Жиги, имеющей сдержанно-благородное движение. В пьесе «Новая земля» (уж не Америка ли?) мы найдем энергию и радость, причем скорее простонародную, нежели аристократическую.

Образная сфера музыки английского гения необыкновенно широка. Одновременно он совмещает свободную выразительность с соблюдением законов формы. Многоголосие его пьес преимущественно гомофонно-гармоническое, в них явно выражены черты танцевальности.

Вообще, музыка Перселла отличается, с одной стороны, «лучезарной простотой», а с другой – она не что иное, как «сладостное, убаюкивающее очарование». Так что эти слова писателя Ромена Роллана еще раз напоминают нам о ее Небесной красоте.

Источник

Оцените статью