Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5 класса
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему
Внеурочное занятие в игровой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intellektualnaya_igra.docx | 19.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Интеллектуальная игра для 5 классов
«Великая сила слова»
Великий, могучий, правдивый, свободный,
Народной живительной силы родник!
Тебе посвящаем игру мы сегодня,
Наш гордый, наш русский, родной наш язык!
От раннего детства и до глубокой старости жизнь человека непрерывно связана с языком, со словом. Язык для человека – то же, что воздух для дыхания. На нём мы думаем, общаемся, творим.
Наверное, многие помнят строки стихотворения:
Много слов на земле. Есть дневные слова,-
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днём
Вспоминаем с улыбкой, порой – со стыдом.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд,
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести…
Мы рады вас приветствовать на сегодняшнем конкурсе, который проходит в рамках недели словесности. Наша игра для тех, кто умеет ценить и понимать слово, видеть все его оттенки.
Сегодня участникам встречи предстоит выполнить увлекательные задания. Состязаться будут 4 команды 5-ых классов.
Просим команды по очереди представиться.
Представления команд. Жюри оценивает внешний вид участников, а также содержание выступлений.
Судить, какая команда лучше справится с заданием, будет наше уважаемое жюри, в состав которого вошли…
Победителей ждут призы…
1. Разминка. Шарады . (По очереди отгадывает каждая команда)
Шарада – это загадка, заключающаяся в отгадывании слова. Сначала угадываем 2 разных слова, потом из них составляем одно. Именно его предстоит угадать.
- В начале октября – ищи слог первый мой, в начале ноября – второй, а в дом жилой войдёшь – там целое найдёшь. (Окно).
- Два слога впереди – для освещенья, а третий – личное местоименье. Всё вместе – всемогущий царь, страною древней управлявший встарь. (Фараон).
- Два первых слога – пачка или связка (например, тетрадей). Третий – зерновая культура, а всё вместе – южное вечнозелёное дерево. (Кипарис).
- Первые два слога – ноты, третий – противительный союз, а вместе – настольная игра. (Домино).
2. Викторина «Каверзные вопросы». (По очереди отвечают команды).
1) Когда лошадь покупают, какая она бывает? (Мокрая).
2) Какой город летает? (Орёл)
3) Какой полуостров сам говорит о своих размерах? (Ямал)
4) По чему человек ходит на двух ногах, а кошка – на четырёх? (По полу)
Дополнительный вопрос: какие свойства языка использованы в «каверзных вопросах»? (многозначность, омофоны).
3. Команда разгадывает анаграммы. Так называют слова или словосочетания, образованные сложение и перестановкой букв другого слова.
Из приведённых групп слов путём перестановки букв составьте названия профессий.
- рельс+ас= слесарь
- сито+трель= строитель
- кнехт+сани= сантехник
- голос+томат= стоматолог
- зал+овод= водолаз
В это время для капитанов проходит «Конкурс грамотеев». Задание: записать без ошибок офротекст.
У нас глушь. Среди рощ видишь скаты крыш. Кругом тишь, не пробежит и мышь. В небе много туч. Сидишь дома, смотришь в окно. Варишь компот из груш. Когда радует пейзаж, берёшь пару лыж, спускаешься с круч.
4. «Фонетическая каша». Важно то, что мы говорим. Но не менее значимо то, как мы говорим, насколько чётко произносим в словах звуки, какая у нас дикция. Итак, сейчас ребята покажут своё умение исполнять скороговорки. Каждую нужно произнести в быстром темпе 3 раза подряд.
1) Вёз корабль карамель «Коралл», наскочил корабль на мель. И матросы две недели карамель на мели ели.
2) Становись скорей под душ, смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь, после душа вытрись суше.
3) Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно и приятно.
4) Не то здорово, что было здорово, а то здорово, что не было здорово, да стало здорово – вот здорово, так здорово!
5. Файнворд. Это словесная игра, которая состоит в том, чтобы обнаружить в тексте слова определённой тематической группы. Слова «спрятаны». В этом тексте отыщите названия видов обуви.
Когда опускается ночь, множество осторожных мягких лап тихо ступают по лесным тропинкам. Звери выходят на охоту. Зверью кажется, что несут шуршащие колёса погибель.
А в избе, которая стоит на краю леса, живёт егерь Макар. У него свои – охотничьи – заботы. Вот и сегодня хочет он пройтись по лисьим тропам, но брат его Потап кисло улыбается.
— Нет, шабаш, Макар! В лес нынче не пойдёшь. Мы же собирались с тобой валить старый засохший вяз. Пока вяз не повален, к иному делу не приступай.
— Уф! Липу вчера валили, сегодня – вяз. Что ты ко мне пристал? Дров на зиму хватит. В доме каждый одет, обут, сыт. Отстань от меня.
Взял Макар ружьё и пошёл в лес.
6. «Словарное золото». Каждая команда получает набор карточек со словами, из которых нужно составить пословицу, выстроиться в определённом порядке. Объяснить смысл этого высказывания.
1) Воробьи торопились, да маленькими уродились.
2) Два медведя в одной берлоге не уживутся.
3) За твоим языком не поспеешь и с помелом.
4) И комар лошадь свалит, коли медведь подсобит.
7. «Бестолковый словарь». Нам известны разные словари. Среди них – орфографический, орфоэпический, этимологический, фразеологический словарь синонимов, и многие другие. Конечно, чаще мы обращаемся к толковому словарю, чтобы понять значение нового слова. А что, если в нашей игре толковый словарь превратить в бестолковый и попытаться дать словам шутливые объяснения? Вот пример: «речка – короткая речь», «пломбир – зубной врач».
А теперь попробуйте сами. Балл присуждается тому, кто даст наиболее интересное объяснение.
Глазунья – (любопытная девочка)
Показуха – (школьный дневник)
Известняк – (популярный певец)
8. «Наоборотки». Предлагается перевести выражение наоборот – при помощи антонимов или просто не совпадающих по смыслу слов. Пример: «Огромной берёзище жарко летом – маленькой ёлочке холодно зимой».
1) Гость нашёл однажды волка
И на солнце положил.
На скамейку волк забрался,
Потому сухой остался.
2) Стоит корова, замерла,
Совершать прыжки с трамплина – не её призвание!
3) Тихо ваня хохотал:
В море прыгалки поймал.
Хохочи погромче, Ваня,
Не всплывут ли лыжи в ванне?
- название кинофильма «Нога из талька»
крылатое выражение: «Тише мыши – кот на крыше»
пословица: «Кредит дармовщиной бел».
(Жюри подводит итоги).
Слова, пословицы, поговорки, с которыми мы сегодня встретились – это всего лишь капля в огромном и многообразном мире слов. Как он ёмок, многообразен! И какая великая сила в нём заключена!
Помните: слово ранит, но оно и исцеляет. Давайте же будем думать, прежде чем употреблять эти меткие, многозначные слова нашего языка.
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши:
Оно бывает то свинцово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком в выси,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесил,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавит
И злости ядом отравить.
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздробить.
Оно ограбит иль одарит,
Пусть ненароком. Пусть любя,
Подумай, как бы не ударить.
Того, кто слушает тебя.
Объявление итогов конкурса. Награждение победителей.
Источник
Первая нота третья нота противительный союз
Дом культуры Ленинского округа города Мурманска запись закреплена
Музыкальный онлайн квест!
Ответ на задание № 1.
ШАРАДА №1
Начало мое — нота,
Потом — краса оленья.
А в целом — это место
Оживленного движенья
(До-Рога)
ШАРАДА №2
Первый слог мой — нота,
И второй слог — тоже.
Вместе оба слога
На бобы похожи.
(Фа-Соль)
ШАРАДА №3
Первая часть слова — соединительный союз.
Вторая — река в России.
А в целом — певчая птица.
(И-Волга)
ШАРАДА №4
Первая половина слова — ГРОМКО.
Вторая половина — ТИХО.
А в целом — музыкальный инструмент.
(Форте-Пиано)
ШАРАДА №5
Первая часть слова — мажор или минор,
Вторая — орган слуха у ребенка.
А в целом — детская игра.
(Лад-Ушки)
Следующее задание будет опубликовано в 13:05 ч.
Следите за новостями группы!
Источник
Урок «Служебные части речи. Союзы»
Служебные части речи. Союзы.
Цел урока: систематизирование знания о служебных частях речи, союзах.
- развивать навык грамотной устной и письменной связной речи;
- развивать аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания с помощью языковых средств;
- формировать лингвистическую и языковую компетенцию;
- развивать общую культуру, кругозор обучающихся.
Воспитательные: воспитывать толерантность к чужому мнению и личную ответственность за выполнение коллективной работы.
Слово учителя : Здравствуйте. Откройте рабочие тетради, запишите дату. А сформулировать тему урока поможет небольшое стихотворение:
Они неделимы и целы,
Корней и приставок в них нет,
Нельзя отыскать в них морфемы –
И в этом их главный секрет!
Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.
— Речь на уроке, как вы поняли, пойдет о частях речи, но о каких?
Какие части речи не имеют ни корней, ни приставок? Как они называются? Правильно, служебные.
Запишите тему урока: «Служебные части речи. Союзы».
1. Повторение ранее изученного материала . Фронтальный опрос.
1.Назовите служебные части речи, вами изученные. Почему они так называются?
Прочитайте стихотворение «Служить бы рад…»
Предлоги, союзы, частицы –
Все встали в один хоровод,
Служебные, важные лица –
На редкость серьезный народ.
Без них обойтись невозможно,
И знают об этом они.
Всегда и во всем осторожны:
Нигде не гуляют одни.
Но исподволь и незаметно
Значенье свое принесут,
Здесь свяжут, а рядом разделят,
Укажут и силу дадут.
-Какова их ( служебные части речи ) роль в предложении?
Проверим, правы ли вы. В этом вам помогут стихотворения-загадки.
В предложении на службе
С падежом всегда он в дружбе,
На него показывает
И слова все связывает.
Объединять и связывать стараюсь
Я равных и неравных в нужный час.
Порою я совсем не повторяюсь,
Порою повторяюсь много раз.
Могу оттенки придавать значеньям,
Могу усилить их без напряженья.
Могу помочь я форм образованью,
Когда Глагол на службу призовёт,
Могу вообще подвергнуть отрицанью
Всё то, что кто-нибудь произнесёт.
– А теперь сделайте вывод о служебных частях речи. Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?
– Составим схему: «Служебные части речи».
· Не имеют лексического и грамматического значения
· Не употребляются без самостоятельных частей речи
· Не являются членами предложения
2 . Какую часть речи мы называем союзом? Для ответа на этот вопрос давайте с вами решим одну лингвистическую задачу.
— Почему ответы на вопрос: «Что такое союз?» могут быть разными.
(Это слово имеет несколько значений) увидим две словарные статьи по слову СОЮЗ. Посмотрите, оба слова пишутся и произносятся одинаково. Но имеют разные лексические значения. Как называются такие слова? Это слова –омонимы. Первый союз имеет несколько лексических значений, это многозначное слово. А второе слово союз- это грамматический термин.
-Как вы думаете, какое определение союза может интересовать нас на уроке русского языка, если мы повторяем морфологию?
-Союз как служебная часть речи.
Из толкового словаря русского языка С. И.Ожегова:
1.Тесное единение, связь отдельных лиц, групп.
2.Объединение, соглашение для каких-н. совместных целей
3. Государственное объединение.
4.Общественное объединение, организация.
Союз -в грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и словоформы внутри предложения.
Наша задача – доказать их значимость в русском языке и их служебность.
· Учитель: Союз – древнее название части речи. Это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место. И главенствует в ней союз И. Кстати, очень любил этот союз А.С. Пушкин. Свидетельство тому – строки из его произведений. Обратите внимание, как часто использует А.С. Пушкин союз И. А теперь, ребята, внимание! Перед вами строки из известного вам произведения А.С. Пушкина.
· Пирует Петр. И горд, и ясен.
И славы полон взор его,
И царский пир его прекрасен.
· – Из какого произведения эти строки? (Поэма А.С. Пушкина «Полтава»)
· – Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом? (Да, потому что предложения связаны по смыслу и грамматически.)
· – А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте? (С помощью союза и.)
· – Значит, какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?
· (Союз является средством художественной изобразительности и средством связи отдельных предложений в тексте).
· – Верно, ребята! Союз является не только средством связи однородных членов и простых предложений в составе сложного, но и средством художественной изобразительности и средством связи отдельных предложений в тексте.
2. Выборочный диктант (выпишите из предложений только союзы).
Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой, мир или смятение, ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой.
Каждый твой шаг, каждый твой поступок отзывается в материнском и отцовском сердце радостно или больно, счастьем или страданием, и человеческий долг детей — платить родителям за их безграничную любовь и преданность теми же заботами, любовью и преданностью.
Чтобы быть истинными друзьями, нужно быть уверенными друг в друге.
Образец : если, и, или, или; и, или, или, и, и, и; чтобы.
Учитель : — Давайте вспомним разряды союзов.
3. Правописание союзов.Учитель: давайте с Вами вспомним правописание союзов и расстановку знаков препинания. Просмотр видео. Зафиксируйте правило в тетрадь.
-А теперь потренируемся. Попробуем полученные знания закрепить на практике.
Выполним тест. Тест обучающиеся выполняют на компьютере (в разделе Орфография найдите Правописание предлогов, союзов, частиц, 11-16 Правописание союзов). Остальные обучающиеся выполняют задание по карточкам и у доски.
Индивидуальная работа. Несколько обучающихся работают у доски.
– Раскройте скобки, укажите разряды союзов, их роль в предложении. Расставьте знаки препинания.
1. Поднимается солнце и разогревается воздух; капли на телеграфной проволоке начинают сливаться одна с другой и редеть. Наверное то(же) делается и на деревьях: там то(же) сливаются капли. 2. Все те(же) берега поля и холмы то(же) прекрасное небо. 3. Учиться и жить есть одно и то(же).
– Найдите союзы, укажите их разряд. Расставьте знаки препинания.
1. Марьяна улыбалась редко но её улыбка всегда поражала. 2. В деревню мы собирались затем чтобы отдохнуть собрать ягод и грибов позагорать и покупаться. 3. Лошадь не могла сдвинуть воз потому что заднее колесо соскочило. 4. Нет ничего в мире что могло бы прикрыть Днепр. 5. Я склонился к рекено там тоже колыхались и дрожали звёзды.
Карточка №1 (образец)
1. Поднимается солнце, и разогревается воздух; капли на телеграфной проволоке начинают сливаться одна с другой и редеть. Наверное, то(же) делается и на деревьях: там то(же) сливаются капли. 2. Все те(же) берега, поля и холмы, то(же) прекрасное небо. 3. Учиться и жить есть одно и то(же).
1. Поднимается солнце, и (сочинительный, соединительный) разогревается воздух; капли на телеграфной проволоке начинают сливаться одна с другой и (сочинительный, соединительный) редеть. Наверное, то же делается и на деревьях: там тоже (сочинительный, соединительный) сливаются капли. 2. Все те же берега, поля и (сочинительный, соединительный) холмы, то же прекрасное небо. 3. Учиться и (сочинительный, соединительный) жить есть одно и (сочинительный, соединительный) то же.
Карточка №2 (образец)
1. Марьяна улыбалась редко, но её улыбка всегда поражала. 2. В деревню мы собирались затем, чтобы отдохнуть, собрать ягод и грибов, позагорать и покупаться. 3. Лошадь не могла сдвинуть воз, потому что заднее колесо соскочило. 4. Нет ничего в мире, что могло бы прикрыть Днепр. 5. Я склонился к реке, но там тоже колыхались и дрожали звёзды.
1. Марьяна улыбалась редко, но (сочинительный, противительный) её улыбка всегда поражала. 2. В деревню мы собирались затем, чтобы (подчинительный, целевой) отдохнуть, собрать ягод и(сочинительный, соединительный) грибов, позагорать и (сочинительный, соединительный) покупаться. 3. Лошадь не могла сдвинуть воз, потому что (подчинительный, причинный) заднее колесо соскочило. 4. Нет ничего в мире, что (подчинительный, изъяснительный) могло бы прикрыть Днепр. 5. Я склонился к реке, но (сочинительный, противительный) там тоже (сочинительный, соединительный) колыхались и (сочинительный, соединительный) дрожали звёзды.
Взаимопроверка карточек №1и №2
Задание : А) Распределить слова, данные в карточках (чтобы, сад, прекрасный, он, все-таки, над, хорошо, же только, мочь, говорить, и, в, что, один, который, еще, от, к, у, тот, первый, другой, на, под, ребята, играя, вот, мы, открытый, лишь, около, с, бы, наш, когда, но, а, тоже, за, далеко, кто-то, дерзать, очи, по, как, себя, иной, уже) на 2 группы
Самостоятельные части речи
Служебные части речи
Б) Определи, какими частями речи являются самостоятельные и служебные части речи
Проверка и оценка выполнения заданий
Учитель: А теперь прошу обратить внимание на комплекс для улучшения мозгового кровообращения и выполнить их:
1. Исходное положение – сидя на стуле. И раз, и два – голову отвести назад и плавно наклонить назад. И три, и четыре – голову наклонить вперед, плечи не поднимать.
Повторить 4–6 раз.
2. Исходное положение – сидя, руки на поясе. Раз – поворот головы направо. Два – исходное положение. Три – поворот головы налево. Четыре – исходное положение.
Повторить 6–8 раз в медленном темпе.
Спасибо. Продолжим урок.
4.Мозговой штурм . Умеете ли вы разгадывать шарады?
Шара́да (фр. charade, от окс. charrado — букв. «беседа, болтовня») — разновидность загадки. Иногда словом «шарада» называют тайну, загадку вообще.
Шарада представляет собой разбиение слова на слоги таким образом, что каждый слог имеет смысл самостоятельного слова. После чего, как в загадке, даётся описание каждого из этих слов-слогов (например, факт + ура = фактура). Слоги в шарадах могут быть любой части речи: глаголы, существительные, прилагательные, в отличие от других головоломок. Чаще всего шарады представлены в стихах.
Начало — голос птицы.
Конец — на дне пруда,
А целое в музее
Найдете без труда.
Из писка птиц мой первый слог возьмите,
Второй – с бараньей головы…
Откройте печь и там найдете
То, что не раз едали вы.
Предлоги эти – просто чудо!
Один – туда, другой – оттуда,
А целое – у наших ног,
Пушистый, ласковый зверек.
Первое на карте
Второе в азбуке читаем
И третьим шар в игре толкаем,
А в целом драматурга знаем. (Остров-с-кий)
Союз и два предлога — первый слог,
Вторая часть — нечетное число.
Местоимение — конец шарады.
Ответ в Европе поискать вам надо. (А-в-с-три-я)
Первые два слога — ноты,
Третий — противительный союз,
А вместе — настольная игра. (До-ми-но)
Раз – союз и два союз.
Заключили мы союз.
К нам пришел еще предлог,
Если этот порошок молочком разбавим
Удовольствие большое всем друзьям доставим. (Какао)
Начало слова — лес,
А целое — растет, хотя и не растение.(Бор-ода)
Мой первый слог —
Союз известный и предлог.
Ищи другие в огороде,
А целое — в стрелковом взводе.(А-в-томат)
Мой первый слог — на дереве,
Второй мой слог — союз,
А в целом я – материя,
И на костюм гожусь.(Сук-но)
Начало – противительный союз.
За ним – одна лишь буква алфавита,
И будет, предсказать я вам берусь,
Машинами вся улица забита. (Затор)
5. Закрепительные упражнения.
1) Графический диктант с взаимопроверкой
Учащиеся составляют только схемы предложений (схемы для проверки на доске, взаимоконтроль).
- Когда мы вернулись в деревню, уже все спали.
- Веет теплый ветер, и легкий пар клубится у реки.
- Все время доносился отдаленный рокот, а земля под ногами вздрагивала.
- Наталья Саввишна никак не могла понять, что Карл Иванович уехал.
- Ребята поднялись на холм, где находился их лагерь.
2) Учитель: следующее задание. Рассмотрите схемы, составьте по ним предложения и объясните, какой союз употреблен в каждом из предложений, и, главное, что он соединяет.
Задание выполняется в рабочих в тетрадях.
1) Учитель: Какую часть речи мы называем союзом?
(Союз – это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов или частей сложного предложения.)
– Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных, знаменательных?
(В отличие от самостоятельных частей речи, служебные не изменяются и не являются членами предложения.)
– На какие группы по значению и употреблению в речи делятся союзы?
(По значению и употреблению в речи союзы делятся на сочинительные и подчинительные.
Сочинительные делятся на соединительные, разделительные, противительные; подчинительные делятся на изъяснительные и обстоятельственные).
– Что соединяют сочинительные союзы? Подчинительные?
(Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения и части сложносочинённого предложения, а подчинительные – части сложноподчинённого)
Продолжите высказывания по уроку
- я выполнял задания…
- у меня получилось …
- я понял, что теперь могу…
- я научился…
- я попробую…
- меня удивило…
- мне захотелось…
Учитель: Научились ли мы отличать предлоги от союзов, запомнили ли мы правописание союзов?
Домашняя работа : сочинить сказку о роли служебных частей речи в русском языке.
Для слабых обучающихся. Подобрать текст со служебными частями речи. Текст переписать в тетрадь. Выделить в тексте союзы.
Источник