Первая потеря шуман ноты

Первая утрата

Роберт Шуман родился 8 июня 1810 года в городе Цвиккау. Считается одним из лучших немецких композиторов, педагогов, дирижеров, критиков XIX века. Он работал в стиле немецкого романтизма, в направлении Лейпцигской школы. Детство мальчика прошло в семье писателя и книгоиздателя Августа Шумана.

Первые уроки музыки проходили под руководством местного органиста. Свои первые оркестровые и хоровые произведения начал сочинять в десятилетнем возрасте. Позже стал посещать гимназию, в которой ему навсегда привили любовь к таким прекрасным музыкантам, как Жан Поль и Дж. Байрон. В итоге их музыкальные эмоции, ходы и мотивы вылились в произведениях самого Шумана.

Желание стать музыкантом пришло не сразу. Долгое время Роберт занимался филологией. Он писал статьи, занимался корректурой текстов, неоднократно печатался в отцовском издательстве. Его школьные сочинения были настолько восхитительными, что издавались посмертно в дополнение к его прочим журналистским трудам.

Но все же, не смотря на определенные сомнения, Шуман поступил в Лейпцигский университет, а через год перешел в университет Гейдельберга. Мать настаивала на том, что бы мальчик получил образования юриста, однако музыка с каждым днем все больше и больше завлекала к себе Роберта. Он видел себя в роли успешного пианиста.

Вскоре мать согласилась с предпочтениями сына и, тот отправился на поиски наставника в Лейпциг. Там он занимался с такими преподавателями, как Г. Дорн и Ф. Вик. Он хотел как можно быстрее освоить все тонкости музыкального искусства, поэтому работал с невероятным упорством и в какой – то степени даже фанатизмом.

Читайте также:  Разбор под гитару перебором

Именно такое отношение к делу привело к трагедии. Он повредил руку, упражняясь на механическом устройстве для укрепления мышц. Роберт прошел долгий путь лечения, но не смотря на это руку ему не удалось вернуть, мечты о виртуозном пианисте оборвались.

После такой неудачи Шуман не растерялся, а принялся за занятия композицией и музыкальной критикой. Так в 1834 году ему удалось основать музыкальное издание, которое носило название «Новая музыкальная газета». Вскоре ему было присвоено звание — доктора философии.

В 1840 году состоялась церемония бракосочетания музыканта с дочерью его учителя. Появление семьи очень повлияло на музыканта, за это время он написал около 140 песен. В счастливом браке родилось 8 детей. Достаточно часто он отправлялся в поездки вместе со своей женой. Они посетили Москву, Санкт – Петербург.

Но не все так было гладко, как кажется на первый взгляд. В последние годы он сильно болел нервными расстройствами и даже пытался покончить жизнь самоубийством. Умер Шуман 29 июля 1856 года.

Смотрите также ноты произведений композитора Роберт Шуман:

Источник

Альбом для юношества

Р.Шуман

СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ДЛЯ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
1.Мелодия. 2
2.Марш. 3
3.Песенка. 4
4.Пьеска . 5
5.Бедный сиротка . 6
6.Охотничья песенка. 7
7.Смелый наездник . 8
8.Народная песенка. 9
9.Веселый крестьянин, возвращающийся с работы. 10
10.Сицилийская песенка. 11
11.Дед-Мороз. 12
12.„Май, милый май, — скоро ты вновь настанешь!». 14
13.Маленький втюд. 16
14.Весенняя песня. 18
15.Первая потеря. 20
16.Маленький утренний путник. 21
17.Песенка жнецов. 22

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ДЛЯ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
18.Маленький романс. 23
19.Деревенская песня. 24
20. 25
21.Хороводная песня. 26
22.Всадник. 28
23.Песенка жнецов. 30
24.Отзвуки театра. 31
25. 32
26.Песенка в канонической форме. 33
27.Воспоминание. 34
28.Незнакомец. 33
29. .38
30.Военная песня. 40
31.Шехеразада . 42
32.Время виноградного сбора — веселое время. 44
33.Тема . 46
34.Миньона . 47
35.Песня итальянских моряков . 48
36.Песня матросов . . 50
37.Зима I. 52
38.Зима II. 53
39.Маленькая фуга . 56
40.Северная песня. 59

Источник

Роберт Шуман — Альбом для юношества — Ноты для фортепиано

Р. Шуман (ноты)

Произведения композитора Р.Шумана


Р. Шуман
Альбом для юношества

для фортепиано
редакция В.Мержанова
“Музыка”, 1978г.
номер 7495
(DjVu, 1 Мб)

От редактора
Часть первая. Для младшего возраста
1. Мелодия.
2. Солдатский марш
3. Песенка
4. Хорал.
5. Пьеска
6. Бедный сиротка
7. Охотничья песенка.
8. Смелый наездник.
9. Народная песенка
10. Веселый крестьянин, возвращающийся с работы
11. Сицилийский танец.
12. Дед Мороз.
13. Май, милый май, — скоро ты вновь настанешь!
14. Маленький этюд
15. Весенняя песня.
16. Первая утрата
17. Утренняя прогулка.
18. Песенка ж ненов

Часть вторая. Для старшего возраста
19. Маленький романс.
20. Деревенская песня
21. * * *
22. Хороводная песня
23. Всадник
24. Урожайная песенка
25. Отзвуки театра
26. * * *
27. Песенка в форме канона.
28. Воспоминание
29. Чужеземец.
30. * * *
31. Военная песня
32. Шехеразада.
33. «Сбор винограда — веселое время!».
34. Тема.
35. Миньона
36. Песня итальянских моряков
37. Матросская песня.
38. Зима I
39. Зима II
40. Маленькая фуга
41. Северная песня
42. Хорал с фигурацией
43. Новогодняя песня
«Жизненные правила для музыкантов»

Скачать ноты


Р. Шуман
25 пьес из Альбома для юношества

Op. 68 для фортепиано
под редакцией А.Б. Гольденвейзера
“Государственное музыкальное издательство”, 1941г.
номер м17012г м1278г

1. Мелодия
2. Марш
3. Песенка.
4. Бедный сиротка
5. Охотничья песенка.
6. Смелый наездник
7. Народная песенка
8. Веселый крестьянин.
9. Сицилийская песенка.
10. Дед мороз
11. Май, милый май
12. Первая потеря
13. Песенка жнецов
14. Маленький романс
15. Деревенская песня.
16. ***
17. Хороводная песня.
18. Всадник
19. ***
20. Воспоминание
21. Незнакомец.
22. Песня итальянских моряков.
23. Зима I
24. Зима II
25. Маленькая фуга

Скачать ноты


Р. Шуман
Фантастические пьесы

для фортепиано
редакция А.Б. Гольденвейзера
“Государственное музыкальное издательство”, 1955г.
номер м3473г

1. Вечер
2. Порыв
3. Отчего?
4. Причудливые образы
5. Ночью
6. Басня
7. Сновидения
8. Конец песен

Скачать ноты

Спасибо Шафаяту за сборник!


Р. Шуман
Opus 13
Симфонические этюды
для фортепиано
“Музыка”, 1978г.
номер 10173


Р. Шуман
Соч. 118
Три фортепианные сонаты
для юношества
редакция А.Б. Гольденвейзера
“Государственное музыкальное издательство”, 1955г.
номер м24992г

  • №1 Соль-мажор. Детская соната (Жульену на память)
    • Allegro
    • Тема с варациями
    • Кукольная колыбельная песня
    • Маленькая рондо
  • №2 Ре-мажор. Соната (на память Элизе)
    • Канон
    • Вечерняя песня
    • Детская вечеринка
  • №3 До-мажор. Соната (посвящаю Марии)
    • Allegro
    • Анданте
    • Цыганский танец
    • Сон ребенка

Скачать ноты

Источник

Музыка выражает настроения, чувства, характер людей: Первая утрата

МУЗЫКА ВЫРАЖАЕТ НАСТРОЕНИЯ, ЧУВСТВА, ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ

Первая утрата

Фредерик Шопен. Прелюдия № 4 ми минор;
Роберт Шуман. Первая утрата;
Людвиг ван Бетховен. Соната № 17 ре минор (фрагмент 3-й части).

1-е занятие

Программное содержание. Расширять представления детей об оттенках настроений, чувств, выраженных в музыке.

П е д а г о г. Вы слушали две пьесы С. Майкапара, в которых выражены разные оттенки грустного настроения.

Первая пьеса тревожная, взволнованная, а вторая звучит как печальное раздумье. Эти пьесы так и называются: «Тревожная минута» и «Раздумье».

Вы знаете, что многие произведения хотя и не имеют таких названий, но всегда выражают переживания, чувства человека. Послушайте пьесу польского композитора Фридерика Шопена, которая называется «Прелюдия». Прелюдия – это небольшая пьеса для фортепиано или другого инструмента. Иногда прелюдия предшествует другому произведению, но может существовать и как самостоятельная пьеса. Какой характер этой прелюдии Ф. Шопена? (Исполняет её.)

Д е т и. Музыка грустная, жалобная, печальная.

П е д а г о г. Да. Прислушайтесь, как жалобно звучит мелодия. Два звука в ней повторяются. Эта интонация (играет нисходящую секунду) часто в музыке передает вздох, плач, жалобу. А аккорды сопровождения придают звучанию мелодии скорбный и взволнованный характер. (Играет аккорды сопровождения.)

Своя мелодия есть и в этих аккордах, прислушайтесь, она движется медленно вниз. В этой прелюдии есть яркая кульминация, где музыка звучит очень напряжённо. Где вы её слышите? (Исполняет пьесу.)

Д е т и. В середине.

П е д а г о г. В прелюдии две части. Они начинаются одинаково. (Исполняет фрагменты.) Кульминация находится во второй части пьесы. Мелодия внезапно стремительно взлетает вверх, звучит взволнованно, как отчаянный возглас (исполняет фрагмент). Потом опять появляются плачущие, жалобные интонации, мелодия стихает, сникает, повторяются одни и те же звуки. (Играет фрагмент.) Мелодия замирает, неожиданно застывает, останавливается. (Исполняет фрагмент.) А как звучат последние аккорды? (Исполняет их.)

Д е т и. Очень грустно, тихо.

П е д а г о г. Да. Тихие, мрачные аккорды с низкими басами звучат очень грустно, скорбно. (Исполняет всю прелюдию.) Похожая интонация жалобы (играет её) звучала и в пьесе С. Майкапара «Тревожная минута». Но в ней эта интонация «мелькала» в быстром темпе и создавала беспокойный, смятенный, тревожный характер. (Исполняет фрагмент.)

С этой же жалобной интонации начинается и пьеса Р. Шумана «Первая утрата» (исполняет её, показывает другие нисходящие интонации мелодии).

Роберт Шуман был не только выдающимся немецким композитором, но и пианистом, дирижёром, педагогом.

С 7 лет Р. Шуман обучался игре на фортепиано, сочинял, учился в гимназии, позже в университете. В 20 лет он услышал игру великого, всемирно известного итальянского скрипача Никколо Паганини. Игра Н. Паганини произвела на Р. Шумана такое яркое впечатление, что он решил навсегда посвятить себя музыке.

Он умел видеть в жизни чудесное, необыкновенное, скрытое от взглядов других людей и воплотить всё пережитое в звуках. Р. Шуман написал много разнообразной музыки — симфонии, хоровую музыку, оперу, романсы, фортепианные пьесы; удивительно похоже создавал в музыке портреты людей, передавал их чувства, настроения.

Мечтатель и выдумщик, Р. Шуман очень любил детей и много писал для них. В своем «Альбоме для юношества» он раскрывает мир детских радостей, огорчений, чудесный мир сказки.

Русские композиторы высоко ценили творчество Р. Шумана. Особенно его любил П. Чайковский. Под впечатлением его «Альбома для юношества» П. Чайковский написал свой замечательный «Детский альбом».

Послушайте пьесу Шумана «Первая утрата» ещё раз.

2-е занятие

Программное содержание. Учить детей вслушиваться в музыкальные интонации, различать форму произведений, находить кульминации.

П е д а г о г. На прошлом занятии вы слушали два грустных произведения — прелюдию Ф. Шопена и пьесу Р. Шумана «Первая утрата». Мы отмечали, что в этих произведениях есть похожие интонации-жалобы. (Исполняет фрагменты.) В прелюдии Ф. Шопена мы слышали яркую кульминацию – взлёт мелодии, который выражает чувство щемящей тоски, скорби, звучит напряжённо, с мольбой, протестом. (Играет кульминацию.) А где кульминация в пьесе Р. Шумана «Первая утрата»? (Исполняет её.)

Д е т и. В конце. Музыка звучит громко, настойчиво.

П е д а г о г. Да. Аккорды в конце пьесы звучат с протестом, горечью. Переживания ребёнка, выраженные в этой пьесе, так же глубоки, как и у взрослого. Первая утрата, которую испытал ребёнок, вызвала в его душе столько печали, скорби! Музыка звучит то жалобно (исполняет фрагмент), то взволнованно (звучит фрагмент средней части), то с протестом (играет последние четыре такта), то очень грустно (исполняет последние два такта). Давайте внимательно послушаем всю пьесу. Скажите мне, повторяется ли первая, жалобная мелодия пьесы? Когда она звучит? Сколько частей в пьесе? (Играет пьесу.)

Д е т и. Три части. Мелодия повторяется в конце, но звучит недолго.

П е д а г о г. Правильно. Мелодия с жалобными интонациями звучит в первой части пьесы дважды. В средней части музыка становится настойчивой, напряжённой. Одни и те же отрывки мелодии как бы перебивают друг друга с горечью и волнением. Ведь когда неприятная мысль тревожит человека, то она всё время напоминает о себе, не даёт покоя. (Играет среднюю часть.) Так и в музыке — беспокойная интонация мелодии звучит как бы на разные лады. Но вот мы опять слышим мелодию начала пьесы — жалобную, печальную. Здесь, в третьей части, она звучит не полностью, без окончания, появляются протестующие, грозные аккорды, но они скоро становятся мягкими и грустными. (Исполняет третью часть пьесы.)

3-е занятие

Программное содержание. Учить детей сравнивать произведения, перекликающиеся по эмоционально-образному содержанию. Различать оттенки настроений, выраженных в музыке.

П е д а г о г. И в жизни взрослых, и в жизни детей бывают самые разные грустные переживания: и светлая грусть (как в пьесе С. Майкапара «Раздумье» — звучит фрагмент), и грусть скорбь (как в пьесе Р. Шумана «Первая утрата» или в прелюдии Ф. Шопена — исполняет фрагменты этих произведений), и тревога (как в пьесе С. Майкапара «Тревожная минута»).

А какое настроение выражено в этой музыке? (Исполняет фрагмент третьей части 17-й сонаты Л. Бетховена.)

Д е т и. Нежное, грустное, беспокойное.

П е д а г о г. Правильно. Я сыграла вам отрывок из третьей части 17-й сонаты Л. Бетховена. Эта музыка так красива! Она трепетная, порывистая, летящая, озарённая светом и грустью.

Прислушаемся к интонациям мелодии: они звучат то жалобно, когда окончания маленьких фраз-интонаций направлены вниз (играет три интонации, в первых двух тактах), то ласково-вопросительно, когда мелодия поднимается вверх в конце фраз (играет четвёртую интонацию, в 3-4-м тактах). Настойчивое повторение этих жалобных и ласково-вопросительных интонаций придаёт музыке трепетность, встревоженность. Давайте вспомним пьесу С. Майкапара «Тревожная минута», в которой мелодия тоже строится на смене интонаций, то жалобных, поникающих (направленных вниз), то вопросительных (направленных вверх). (Исполняет фрагмент.)

Давайте вспомним замечательное произведение В. А. Моцарта, которое вы все любите, его 40-ю симфонию. Сколько разных оттенков чувств сплетено в этой музыке — и нежность, и грусть, и взволнованность, и трепетность, и встревоженность, и решительность, и снова ласковость (звучит фрагмент). Давайте ещё раз послушаем, в записи, и другие произведения, в которых выражены разные оттенки грусти — прелюдию Ф. Шопена, фрагмент сонаты Л. Бетховена. (Звучит запись.)

Ф. Шопен. Прелюдия № 4 ми минор. Рекомендации по исполнению
Скорбный, грустно-взволнованный характер прелюдии создаётся повторяющейся нисходящей интонацией мелодии. Важно избежать статичности, чувствовать длинную фразировку. Немаловажную роль в создании образа играет красочная гармонизация. Аккорды аккомпанемента должны звучать ровно, стройно, мягко, с ясной линией звуков мелодии в верхних голосах.

Р. Шуман. Первая утрата. Рекомендации по исполнению
Наиболее сложна для исполнения средняя часть пьесы, в которой важно услышать полифонию, подчеркнуть наступление репризы.

Л. Бетховен. Соната № 17 ре минор (фрагмент 3-й части). Рекомендации по исполнению
Нежно-взволнованная, переливчатая, летящая мелодия главной партии этой части исполняется без акцентов, с ощущением длинных фраз, мягко, с умеренной педализацией.

Презентация

В комплекте:
1. Презентация — 14 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бетховен. Соната № 17. III часть. Allegretto
Моцарт. Симфония № 40. I часть. Allegro molto
Шопен. Прелюдия № 4 ми минор
Шуман. Первая утрата
Майкапар. Тревожная минута
Майкапар. Раздумье, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения произведений педагогом, docx.

Источник

Оцените статью