Первая струна звучит как нота

Содержание
  1. Ноты на гитаре
  2. Оглавление
  3. Схема грифа
  4. Ноты на открытых струнах
  5. Принцип полутона
  6. Двенадцатый лад
  7. Одинаковые ноты на разных струнах
  8. Все ноты на грифе
  9. Упражнения и вопросы для самоконтроля
  10. Опытные гитаристы: знаете ли вы, как звучит каждая нота на грифе?
  11. Расположение нот на грифе гитары. Что такое нота, пауза, диез, бемоль и бекар
  12. Зачем нужно учить расположение нот на грифе
  13. Расположение нот на грифе гитары
  14. Схема расположения основных нот на гитаре
  15. Нота До (C) на грифе гитары
  16. Соль (G)
  17. Расположение нот на грифе 7-миструнной гитары
  18. Упражнения для запоминания нот на грифе гитары
  19. Упражнение 1. Хроматическая гамма.
  20. Упражнение 2. Октавы
  21. Упражнение 3 (дополнительное). Тест на память
  22. Упражнение 4. Простейшие мелодии
  23. Упражнение 5 (усложненное). Любимые мелодии
  24. Немного музыкальной теории
  25. Понятие и обозначение нот
  26. Знаки альтерации (бемоль, диез, бекар)
  27. Длительности
  28. Паузы. Длительность пауз
  29. Что нужно запомнить

Ноты на гитаре

Эта статья завершает трёхчастную серию публикаций о нотах и опирается на материал, изложенный в первой и второй частях. Рекомендую предварительно их прочитать.

Оглавление

Схема грифа

В дальнейшем будем пользоваться схемой грифа, показанной ниже. Обратите внимание: лады нумеруются от колков, а струны — от самой тонкой к самой толстой.

Ноты на открытых струнах

При стандартной настройке гитары открытым (то есть не прижатым к ладам) струнам соответствуют следующие ноты:

  • 1-я струна (самая тонкая): ми первой октавы (E4)
  • 2-я струна: си малой октавы (B3)
  • 3-я струна: соль малой октавы (G3)
  • 4-я струна: ре малой октавы (D3)
  • 5-я струна: ля большой октавы (A2)
  • 6-я струна (самая толстая): ми большой октавы (E2)

Получается такая нотная последовательность: ми, си, соль, ре, ля, ми. Для её запоминания можно использовать мнемоническую фразу: « Мис сис Соль резала ляжку Минотавра».

Видно, что чем струна толще, тем ниже её звук.

У струны, прижатой к ладу, звучит только её часть между этим ладом и струнодержателем на корпусе гитары. Эта часть короче, чем вся струна, и потому звучит выше. Таким образом, самый низкий звук струна издаёт в открытом состоянии, а прижатие к любому ладу повышает её звук. Чем больше порядковый номер лада (т. е. чем он дальше от колков и ближе к струнодержателю), тем звук выше.

Принцип полутона

Гитара устроена так, что справедлив следующий принцип: на каждой струне интервал между нотами на любых двух соседних ладах равен полутону. Например, полутон образуют ноты на втором и третьем ладах первой струны, ноты на шестом и седьмом ладах второй струны, ноты на девятом и десятом ладах третьей струны и т. п.

Зная это, а также помня, что интервалы доре, реми, фасоль, сольля, ляси составляют целый тон, а интервалы мифа, сидо равны полутону, можно определить ноту на любом ладу любой струны.

Рассмотрим для примера четвёртую струну. В открытом состоянии она издаёт звук ре. Если прижать эту струну на первом ладу, получится нота, которая на полтона выше, чем ре, то есть ре-диез. На втором ладу находится нота, которая ещё на полтона выше, то есть ми. На третьем ладу получаем ноту ещё на полтона выше, то есть фа (между ми и фа полутон). На четвёртом ладу получаем фа-диез, на пятом — соль, на шестом — соль-диез, на седьмом — ля, на восьмом — ля-диез, на девятом — си. На десятом ладу получаем ноту до (между си и до полутон), а на одиннадцатом — до-диез.

На двенадцатом ладу получаем звук ре, который ровно на одну октаву выше исходного звука ре открытой четвёртой струны. На тринадцатом ладу находится ре-диез, который на октаву выше ре-диеза на первом ладу, на четырнадцатом ладу — нота ми, которая на октаву выше ми на втором ладу, и так далее. Всего на грифе обычно около двадцати ладов.

Рассмотренные ноты на четвёртой струне показаны на следующем рисунке. Звук открытой струны обозначен слева от грифа на воображаемом «нулевом ладу». Для наглядности белые клавиши фортепиано соединены пунктирными линиями с соответствующими ладами. Принадлежность нот к октавам и пунктирные линии для чёрных клавиш отсутствуют, чтобы не загромождать рисунок.

Двенадцатый лад

Вернёмся к двенадцатому ладу. Оказывается, что любая струна на двенадцатом ладу даёт звук, который ровно на одну октаву выше звука открытой струны.

Это происходит потому, что каждый последующий лад повышает звук струны на полутон, а интервал октава, как мы помним, состоит именно из двенадцати полутонов.

Кстати, с помощью рулетки можно убедиться в том, что двенадцатый лад делит звучащую часть струны ровно пополам. Это приводит к удвоению частоты звука, что и составляет физическую суть октавы.

Такое свойство делает двенадцатый лад особенным, и на нём обычно стоит отметка, отличающая его от других ладов.

Иногда удобнее искать ноты на грифе, отсчитывая не от открытой струны вверх, т. е. в сторону повышения звука, а от двенадцатого лада вниз. Допустим, мы хотим найти ми-бемоль (ре-диез) на первой струне. Зная, что на двенадцатом ладу находится, как и на открытой струне, нота ми, и помня, что ми-бемоль на полутон ниже ми, от двенадцатого лада отсчитываем один лад (полутон) в сторону понижения звука, т. е. в сторону колков, и находим ми-бемоль на одиннадцатом ладу первой струны. Ещё на полутон ниже — на десятом ладу — нота ре, и так далее.

Одинаковые ноты на разных струнах

Особенность гитары в том, что одну и ту же ноту во многих случаях можно сыграть на разных струнах. К примеру, ноту ми первой октавы можно сыграть и на открытой первой струне, и на пятом ладу второй струны, и на девятом ладу третьей струны, и на четырнадцатом ладу четвёртой струны, как показано на следующем рисунке. Это даёт возможность выбрать в каждой конкретной ситуации наиболее удобный способ и избежать лишних движений руки по грифу.

Все ноты на грифе

Заключительная схема показывает на гитарном грифе все ноты, соответствующие белым клавишам фортепиано, вплоть до двенадцатого лада. Эта схема поможет при занятиях на гитаре. Клик на изображении откроет в новом окне его увеличенную версию.

Упражнения и вопросы для самоконтроля

  1. Какая гитарная струна считается первой: самая тонкая или самая толстая?
  2. Выберите верный вариант: звук открытой струны гитары тем ниже, чем струна (толще/тоньше).
  3. Перечислите ноты, соответствующие открытым струнам гитары. Начните с первой струны, дойдите до шестой, затем перечислите эти же ноты в обратном порядке.
  4. Выберите верный вариант: звук открытой струны (выше/ниже), чем звук этой же струны, прижатой к любому ладу.
  5. Выберите верный вариант: на одной и той же струне звук на десятом ладу (выше/ниже), чем звук на пятом ладу.
  6. Определите, сколько тонов/полутонов между звуками на двух соседних ладах одной и той же струны, между звуком открытой струны и звуком той же струны на пятом ладу, между звуком открытой струны и звуком той же струны на двенадцатом ладу.
  7. Для каждой струны назовите ноту на двенадцатом ладу.
  8. Определите, где находится нота фа на первой струне, нота до на второй струне, нота A♯ на третьей струне и нота D♭ на пятой струне.
  9. Сколько тонов/полутонов между звуками открытых соседних струн гитары?

Эта статья — третья в трёхчастной серии публикаций о нотах: часть 1 | часть 2 | часть 3

Источник

Опытные гитаристы: знаете ли вы, как звучит каждая нота на грифе?

Если я смотрю на гриф гитары, я не могу сказать, просто глядя на него, как звучит каждая нота. Я знаю, что в стандартной настройке нота на третьем ладу пятой струны будет до. Но у меня нет абсолютного слуха, поэтому я не угадываю волшебным образом, как именно звучит эта до.

Однако. Если я играю мелодию, скажем, в тональности ля-бемоль, я знаю, что до — это III ступень по отношению к тонике. И это означает, что если я играю в тональности ля-бемоль, то все различные места на грифе, где я могу извлечь до (пятый лад на третьей струне, восьмой лад как на шестой, так и на первой струне, XIII лад на второй струне и так далее), дадут мне именно эту ступень.

А это значит, что я знаю, где этот звук находится, если он мне нужен. Говоря «нужен», я не имею в виду, что всякий раз думаю, что через четыре такта я хочу попасть в ноту до, которая находится вон там, поэтому я должен идти к ней. Я имею в виду, что в процессе построения определённой фразы в моём сознании присутствуют пути от одной ноты к другой, или, по крайней мере, некоторые из них (потому что я не какой-то богоподобный гений, который знает все-все-все пути на грифе).

По правде говоря, я мог бы даже не следить за тем, что делает моя левая рука. Возможно, я вообще никуда не смотрю. Или, может быть, я смотрю на свою правую руку. В конечном счете, смотреть на гриф не так уж и важно. Важно лишь слушать то, что я играю, и соответственно корректировать это, чтобы то, что я в конечном итоге играю, имело какой-то музыкальный смысл.

Одна из причин этого заключается в том, что я уже давно научился отделять себя от способа игры, когда я был ограничен игрой в гитарных тональностях (таких как ми минор, соль мажор, ре мажор, ля минор и так далее).

Я практикую джаз достаточно долго, чтобы чувствовать себя комфортно в негитарных тональностях, таких как ля-бемоль, си-бемоль или ми бемоль. Это делает чудеса для вашей способности выучить гриф — это ломает тенденцию самой гитары диктовать, что именно вы можете играть, и, по метким словам великого Джона Маклафлина, это «открывает гриф».

Так что нет, я не знаю, как звучит каждая нота на грифе, пока не сыграю её. Однако я знаю, как будет звучать каждая следующая нота на грифе, в сочетании или последовательно с этой начальной нотой.

По материалам публикации (англ.).

Я играю уже 42 года. Я стал сессионным исполнителем, как записывающимся, так и «живым». Когда мне было 15 лет, я выучил все ноты на грифе, все гаммы и многие аккорды с обращениями. Я уже был опытным игроком, но не был хорошим игроком.

Один из моих друзей заметил, что, хотя я был быстр и точен, я не был особенно музыкальным. Сначала я не соглашался, так как был «торговцем скоростью» и любил неоклассические стили. Но вскоре я обнаружил, что бегущая вверх и вниз «чешуя», хотя и выглядела впечатляюще, была бездушной. В возрасте 16 лет я решил изменить это.

Речь не шла о знании аккордов, гамм или о том, как ловко обращаться с инструментом — у меня это уже было. Чего у меня не было, так это способности предсказывать, куда меня заведёт музыка. Чтобы сыграть хорошее соло, мне нужно было придумать его и выучить — иначе в процессе игры я просто возвращался к гаммам без всякой музыкальной мысли.

Чтобы научиться этому, я решил играть на гитаре «свободным стилем», чтобы музыкальные пассажи постоянно менялись бы от одного «настроения» к другому без всякого предупреждения. Я начал проигрывать саундтреки к фильмам.

Сначала это было ужасно. Каждый фильм, который я смотрел, я смотрел с гитарой в руках. Это были 80-е годы, поэтому в основном я смотрел эфирное телевидение. Там была реклама, которая, хотя и раздражала, но была источником вдохновения. Мелодии быстро менялись без предупреждения. Поскольку я видел, как они повторяются, вскоре я почти точно запомнил, куда они все направляются. Я обнаружил, что могу легко следовать за ними, что заставляло меня задумываться о том, где в них происходят изменения.

Потребовалось несколько месяцев, чтобы «отучиться» от всех гамм и найти свой путь к ощущению музыки. Примерно через год я уже мог предсказать, когда настроение музыки фильма изменится, и изменить свою игру, чтобы следовать за ней как в тональности, так и в фактуре. Это было откровение. К тому времени, когда мне исполнилось 18 лет, я уже был гораздо лучшим гитаристом.

Этот навык очень помог мне, когда я ушёл из группы, чтобы стать сессионным музыкантом. Мне удавалось в последнюю минуту заменить участников групп, которые были больны или просто не явились.

Вам больше не нужно смотреть на гриф или знать, какие гаммы вы используете. Всё это приходит с постоянным прослушиванием и ощущением следующей фразы, которую вы собираетесь воспроизвести. Вам нужно знать отношения между нотами, которые вы играете, что требует знания гамм, но не ограничивается этими нотами. Музыкальные темы не всегда привязываются к тональностям или «подписываются» на определённые гаммы.

Чем больше вы играете со своим сердцем, тем меньше вам нужен ваш ум. Я могу смотреть целый фильм, который никогда раньше не видел, и играть почти идеально вместе с саундтреком, не отрывая глаз от экрана. Как говорят некоторые, это работает автономно, как дыхание или ходьба. Ваши уши дают вам информацию, чтобы изменить положение вашей руки и пальцев на грифе.

Да, и не учите гаммы просто так. Есть много нот, которые вы не будете использовать как входящие в гаммы.

Источник

Расположение нот на грифе гитары. Что такое нота, пауза, диез, бемоль и бекар

Рано или поздно, но любой гитарист, научившийся играть аккордами, оказывается перед выбором, продолжать ли ему дальше постигать гитарное искусство и учиться играть по нотам мелодии и темы.

Некоторые решают, что им вполне достаточно исполнять аккордами несложные песни под гитару в кругу друзей. Но, если вы хотите научиться играть «Nothing else matters», «Город золотой» или даже стать гитаристом в собственной рок-группе, то вам необходимо не только уметь играть по нотам, но и знать их расположение на грифе гитары.

Зачем нужно учить расположение нот на грифе

Если вы задаетесь этим вопросом, то вот вам несколько причин:

  1. Адаптировать исполняемые композиции под себя. Если вы поете под гитару, то наверняка сталкивались с тем, что какая-то песня в оригинале исполняется в тональности выше или ниже той, которая удобна вам. Зная расположение нот на гитаре, вы сможете транспонировать любое произведение так, чтобы его исполнение не доставляло вам неудобств.
  2. Аккомпанировать другому музыкальному инструменту. Ноты – это буквы музыкального языка. Не зная их, вы не сможете вести полноценный диалог с другими музыкантами. Но, ориентируясь по грифу, вы сможете подыграть любому инструменту.
  3. Писать собственные мелодии и песни. Многие люди берут в руки гитару не только для того, чтобы играть любимые песни, но и придумывать свои. Чтобы это сделать, нужно владеть хотя бы элементарной теорией музыки. Как вы сможете придумать свою песню, если не будете знать, на какой струне можно извлечь нужный вам звук?
  4. Играть с листа. Даже если вы не собираетесь играть в группе или сочинять собственную музыку, знание того, где расположена какая нота, поможет вам быстро ориентироваться по грифу, чтобы взять нужный аккорд в песне, которую вы играете в первый раз.
    Представьте, как вы будете выглядеть, если не сможете сыграть не самую сложную песню по аккордам на дружеской вечеринке?
  5. Проще учить музыкальную теорию. Если вы решили стать музыкантом в группе, то, как уже говорилось выше, вам в любом случае понадобится знать хотя бы основы музыкальной теории. Если единственный музыкальный инструмент, из которого вы умеете извлекать звуки, – это гитара, то знание расположения нот поможет вам выучить необходимые гаммы и лады.

Расположение нот на грифе гитары

Единственный способ выучить расположение нот на грифе – это запомнить их. Но есть два правила, которые помогут вам в этом.

  1. Во-первых, запомните ноты открытых струн. 1-я струна – ми, 2-я – си, 3-я – соль, 4-я – ре, 5-я – ля, 6-я – ми. Это стандартный строй гитары. В нем исполняется 95% всех популярных песен.
  2. Во-вторых, запомните главный принцип: один лад – один полутон.

Зная эти правила, запоминание нот на грифе станет для вас делом обычной усидчивости и упорства. Конечно, первое время, чтобы извлечь звук нужной высоты, вам придется отсчитывать лады на струне. В этом нет ничего зазорного. Регулярно практикуясь, вскоре вы уже будете точно знать, что за нота звучит на каждом ладу каждой струны.

Ниже будут приведены несколько базовых упражнений, выполняя которые вы сможете намного быстрее запомнить ноты на гитаре.
Но сначала ознакомьтесь со схемой расположения нот на гитаре.

Схема расположения основных нот на гитаре

Нота До (C) на грифе гитары

На данной схеме красными кружочками показано, на каком ладу каждой струны можно извлечь ноту До. Вы можете легко это проверить, взяв в руки гитару и зажав каждую струну в указанной позиции. Принцип данной схемы актуален и для остальных нот.

Соль (G)

Расположение нот на грифе 7-миструнной гитары

Помимо 6-струнной гитары определенной популярностью среди гитаристов пользуются 7-струнные инструменты.

Среди семиструнок существует два основных вида:

    Семиструнная «цыганская» гитара (на Западе ее называют «русской»). На такой гитаре, например, играл Владимир Высоцкий. Большинство классических русских романсов написаны именно для этого инструмента. В современном музыкальном мире они практически не используются. Струны настроены следующим образом (ре, си, соль, ре, си, соль, ре). Первые шесть ладов грифа русской семиструнки выглядят так:

Так выглядит гриф Цыганской или “Русской” гитары
Семиструнная электрогитара. По сути это обычный всем знакомый инструмент, к которому добавлена седьмая струна, настроенная в си. Подобные инструменты используются в экстремальных стилях рок-музыки для придания гитаре тяжелого низкого звучания. Струны настроены следующим образом (ми, си, соль, ре, ля, ми, си). Первые шесть ладов грифа семиструнной электрогитары выглядят так:

У 7ми-струнной электрогитары все также, как и у 6ти-струнной. Только добавлена одна басовая струна. В стандартном строе это нота Си (B)

Обе семиструнные гитары призваны выполнять разные задачи. Русская семиструнная применяется как аккомпанирующий инструмент в романсах и народных песнях. Семиструнная электрогитара нужна для утяжеления гитарного звука и применяется в основном в “металле”.

ИНТЕРЕСНО! В современном мире существуют также 8-ми и 9-и струнные гитары. В просторечье их называют «гуслями».

Упражнения для запоминания нот на грифе гитары

Теперь поговорим об упражнениях, которые нужно выполнять для того, чтобы научиться играть по нотам.

Упражнение 1. Хроматическая гамма.

Начнем с простейшей гаммы: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. Сыграйте ее сначала на каждой струне в отдельности. Затем объедините струны в двойки: 1+2, 3+4, 5+6 и вновь сыграйте гамму.

Упражнение 2. Октавы

Октава – это та же нота, сыгранная на 12 полутонов выше или ниже основного звука. Вам необходимо найти октавы для каждой ноты каждой струны. Начните с шестой струны. Для нее октавы будут выглядеть следующим образом.

Октава на открытой шестой струне и 2-м ладу четвертой струны Октава на 1-м ладу шестой струны и 3-м ладу четвертой струны Октава на 2-м ладу шестой струны и 4-м ладу четвертой струны

Вы наверняка заметили, что октава для каждой ноты располагается через струну «наискосок» в сторону деки. Знание этого принципа также поможет вам в запоминании нот на грифе.

Упражнение 3 (дополнительное). Тест на память

Начертите в текстовом редакторе таблицу из 6 столбцов (струны) и 22 строк (лады). В этой таблице 1 ячейка будет обозначать одну ноту на грифе. По памяти заполните ячейки нотами. В разные дни заполняйте таблицу по-разному: в первый день сначала заполните столбцы, во второй – строки, в третий – сначала заполните все ячейки, где располагается звук до, потом ре, ми и т.д.

Упражнение 4. Простейшие мелодии

Выберите несколько простейших мелодий. Например, «Кузнечика», «Мурку», «Катюшу» и т.д. Сыграйте эти мелодии на одной струне. Затем исполните их на второй струне, третьей и т.д. Найти эти композиции вы можете на странице простые мелодии на гитаре для начинающих

СОВЕТ: Когда вы играете на гитаре, следите за тем, чтобы ваш медиатор двигался параллельно плоскости струн. Не нужно «драть» струны, будто вы натягиваете тетиву лука. Старайтесь извлекать звук аккуратно, но четко, резко ударяя по струнам. Так все ваши ноты прозвучат правильно и красиво.

Упражнение 5 (усложненное). Любимые мелодии

Вспомните свою самую любимую мелодию, исполняемую на гитаре. Скачайте табулатуру и начните ее учить. Поначалу вам будет сложно, но, осилив первую композицию, вам уже будет несложно осваивать другие песни. найти любимую композицию и скачать ноты вы можете в разделе “Аккорды и табы”

Несколько полезных советов:

  1. Выполняйте упражнения регулярно. Чем больше вы учитесь, тем быстрее достигнете нужного результата.
  2. Пропевайте то, что играете. Так вы запомните не только расположение нот на грифе, но и их звучание. Это поможет в дальнейшем подбирать песни на слух.
  3. Играйте простенькие мелодии на первой струне, а затем пробуйте сыграть их же на оставшихся струнах. Так вы лучше изучите гриф.
  4. Играйте гаммы вверх и вниз по грифу. Ставьте перед собой нетривиальные задачи. Это поможет вашему мозгу структурировать уже имеющуюся у него информацию для преодоления сложностей.
  5. Если вам все еще тяжело запомнить ноты на грифе, приклейте на лады небольшие круглые стикеры с подсказками.
  6. Изучите, из каких звуков состоят аккорды. Это вам пригодится для игры в разных позициях.
  7. Запомните схему расположения нот в тональностях натурального ряда (тон, тон, полутон, три тона).

Немного музыкальной теории

Какие знания нужны, чтобы играть по нотам как ваш любимый гитарист? Конечно, в идеале вам необходимо поступить в музыкальную школу или нанять преподавателя. Но для начала можно ограничиться минимальными знаниями теории музыки и двигаться вперед шаг за шагом.

Сначала вам нужно понять, что такое нота, какие они бывают, как и по какому принципу складываются в созвучия. Кроме того необходимо осознать понятие паузы и то, что пауза не менее важна в музыке, чем звук.

Без этих базовых знаний ваше дальнейшее самостоятельное обучение бессмысленно. Поэтому уделите пять минут на прочтение краткого курса сольфеджио.

Понятие и обозначение нот

Нота – это графическое изображение звука, его длительности, высоты и порядка исполнения. Говоря проще, это музыкальная «буква».
Существует несколько способов ее изображения:

    Графически на нотном стане. Это самое грамотное отображение ноты в музыке. Здесь зашифрована вся информация о звуке (высота, длительность, порядок исполнения).

Изображение нот на нотном стане
Графически на табулатуре. Это специализированное изображение для гитары. Здесь зашифрована информация о высоте, длительности звука, а также о ладе и струне, на которой этот звук должен быть извлечен.

Изображение нот на табулатуре (снизу) и на нотном стане(сверху)

  • Одиночной заглавной буквой. Это любительский способ записи, но он помогает при сопоставлении нот с исполняемыми аккордами. C – до, D – ре, E – ми, F – фа, G – соль, A – ля, B – си.
  • Словом (до, ре, ми, фа, соль, ля, си). Так записывают ноты в учебной литературе при начале обучения музыке.
  • Нотный стан или табулатура?

    На нотном стане ноты располагаются следующим образом:

    Четыре октавы на нотном стане

    Преимущество такой записи гитарной партии заключается в том, что у гитариста есть выбор, в какой позиции сыграть мелодию. То есть исполнитель может сам подобрать удобную для себя аппликатуру, ведь классическая запись показывает лишь длительность и высоту звука, который нужно извлечь.

    Мало кто из музыкантов-любителей утруждает себя изучением классическому способу записи музыки. Большинство отдает предпочтение табулатуре.

    Табулатура – это способ записи, при котором ноты изображаются схематично в виде указания, на какой струне и каком ладу должен располагаться палец для извлечения нужного звука. Узнайте как читать табулатуры для гитары

    Так выглядит гамма До-мажор и Ля-минор на табулатуре

    Это наиболее удобный способ записи гитарных партий.

    СПРАВКА: У многих гитаристов возникает вопрос, нужно ли уметь играть с листа, или же можно ограничиться знанием табулатуры?
    Однозначного ответа нет. Все зависит от тех целей, которые преследует музыкант.

    Если он хочет играть в профессиональном джазовом ансамбле, стать сессионщиком на студии или работать в аккомпанирующей группе на эстраде, то умение читать классическую нотную запись необходимо.

    Если же музыкант не планирует переходить в профессионалы или является участником любительской рок-группы, то вполне можно ограничиться табулатурой.

    Знаки альтерации (бемоль, диез, бекар)

    Общеизвестно, что в музыке существует 7 основных нот (до, ре, ми, фа, соль, ля, си). В европейской музыкальной традиции, которая принята в современной музыке в качестве стандарта, каждую ноту можно повысить или понизить на полутон, не меняя ее названия. Для этого используются знаки альтерации. Всего знаков альтерации три:

      бемоль (понижает звук на один полутон);

    Так выглядит знак “Бемоль”
    диез (повышает звук на один полутон);

    Это знак “Диез”
    бекар (отменяет действия диеза и бемоля). Этот знак альтерации используется только в классической записи с использованием нотного стана.

    А так выглядит “Бекар”

    Фактически диез и бемоль – это разное изображение одного и того же звука. Например, фа-диез – это тот же самый звук, что и соль-бемоль. В популярной музыке чаще используют обозначение диеза, в то время как в классических произведениях используют и диез, и бемоль в зависимости от записи мелодии.

    ИНТЕРЕСНО: С учетом полутонов насчитывается 12 нот, а не 14. Все потому, что между нотами «ми» и «фа», и «си» и «до» один полутон, а не два, а значит, «ми-диез» – это нота «фа», а «си-диез» — «до».

    Полутона важны для изучения интервалов и гамм, на которых строится музыка.

    Длительности

    Длительность ноты – это продолжительность ее звучания. Существуют следующие длительности (с обозначением):

    Изображение целой ноты
    Половинная.

    Половинная нота. Выглядит как целая, только с палочкой
    Четвертная.

    Четвертная нота выглядит как половинная, только овал ноты закрашен
    Восьмая.

    Восьмая нота нота выглядит как четвертная с “хвостиком”
    Шестнадцатая.

    У “Шестнадцатой” в отличие от “Восьмушки” два хвостика
    Тридцать вторая.

    У Тридцать-второй уже 3 хвоста
    Шестьдесят четвертая.

    Логично предположить, что у шестьдесят-четвертой будет 4 хвоста. Так и есть. Догадываетесь сколько будет у сто-двадцать-восьмой?

    Чтобы понять, что такое длительность, проделайте небольшое упражнение.

    1. Возьмите в руки гитару и сыграйте ми на открытой шестой струне.
    2. Считайте до 4 вслух так: Раз-и-Два-и-Три-и-Четыре-и. На счет “Четыре-и” заглушите струну. Вы сыграли целую ноту, звучавшую 4 четверти. Обратите внимание, букву “И” нужно произносить вслух, это важно!
    3. Теперь снова извлеките тот же звук, но на этот раз заглушите его на счет “Два-и”. Это была половинная нота.
    4. Наконец, сыграйте ноту и уже на счет “Раз-и” заглушите ее. Это четвертная.

    Длительность звучания нот это одно из двух слагаемых мелодии музыкального произведения. Вторым слагаемым является музыкальная пауза.

    Паузы. Длительность пауз

    Паузы – это отсутствие звучания в музыкальном произведении. Паузы позволяют выделить в мелодии акценты и интересные моменты. Кроме того, они определяют динамику исполняемой композиции. Опытный музыкант, грамотно используя паузы, способен придать мелодии самые разнообразные настроения и оттенки.

    Длительность пауз такая же, как и у нот:

    Целая

    Целая пауза висит на 4 линии

    Половинная

    Половинная пауза упала с линейки и теперь лежит на 3 линии

    Четвертная

    Четвертная пауза, если присмотреться, похожа на вертикально расположенную букву “W” или “М”. Так проще запомнить

    Восьмая

    Восьмая-пауза напоминает единицу с точкой “на носу”

    Шестнадцатая

    Шестнадцатая пауза изображается как и восьмая, но уже с двумя точками

    Тридцать вторая

    Тридцать-вторая пауза изображается как единица с тремя точками. Думаю вы уже догадались как выглядит шестьдесят-четвертая

    Чтобы понять, что такое пауза и зачем она нужна, проделайте небольшое упражнение.

    1. Возьмите в руки гитару зажмите до на 5 струне (3 лад).
    2. Считайте до четырех, на каждый счет, ударяя медиатором по струне. Сейчас вы играете музыкальный квадрат без пауз.
    3. Теперь на счет раз ударяйте по струне, а на счет два – глушите ее. У вас получится: удар – тишина – удар – тишина. Вы сыграли музыкальный квадрат с двумя четвертными паузами.
    4. Сравните звучание двух квадратов и сделайте выводы о настроении прозвучавших фрагментов.

    ВАЖНО! Помимо основных длительностей существуют длительности с точкой и с двумя точками

    Длительность с точкой – это полторы длительности основной ноты. Иначе говоря, добавляет к ноте еще 50% длительности. Если у вас на нотном стане половинная нота с точкой (считается Раз-и-Два-и) то она будет считаться она будет Раз-и-Два-и-Три-и.

    Что нужно запомнить

    Итак, подведем итоги, с чего нужно начать, чтобы научиться играть на гитаре по нотам:

    1. Запомните, как звучат открытые струны вашей гитары
    2. Один лад на грифе – один полутон.
    3. Длительности определяют мелодию.
    4. Паузы тоже важны.

    На самом деле, играть по нотам на любительском уровне не сложно. Нужно всего лишь уметь ориентироваться по грифу, знать основные принципы расположения нот и играть как можно больше песен и мелодий. Если у вас появились вопросы – задавайте их в комментариях!

    Также не забудьте подписаться на наши соцсети и поделитесь этой страничкой с друзьями. Успешных Вам занятий!

    Источник

    Оцените статью