Первое занятие по аккордеону

ВВодное и первые занятия на аккордеоне, баяне
учебно-методический материал по музыке

Дополнительный вспомогательный материал для занятий с начинающими

Скачать:

Вложение Размер
vvodnoe_i_pervye_zanyatiya_na_akkordeone_bayane.docx 2.07 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «Дополнительный музыкальный инструмент (аккордеон, баян)» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС.

Работа на конкурс педагог дополнительного образования.

Материал предназначен для подготовке к олимпиаде.

Конспект открытого урока по теме «Sport is fun», первое занятие 4 раздела по учебнику М. З. Биболетовой 7 классАвтор-составитель: Усакова Ольга Николаевна , учитель английского языка, МБОУ «СОШ №73»Це.

Конспект открытого занятияпо теме:«Знакомство с баян, гармонь, аккордеон»(для детей старшей группы)Цель: Ø обогащать знания детей о свойствах и особенностях музыкальных инструментов, учить.

Конспект открытого занятия «Введение в образовательную программу»первого занятия по вокалу для детей 6-7 летАннотация на образовательную программу, в рамках которой проводится открытое зан.

Источник

Конспект открытого урока «Работа с начинающим аккордеонистом»
план-конспект урока на тему

Консрект урока, отражающий работу с начинающими учениками в классе (инструмент — аккордеон).

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_rabota_s_nachinayushchim_v_klasse_akkordeona.doc 43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детская музыкальная школа г.Ярцево

по специальности (1 класс) по теме:

«Работа с начинающим в классе аккордеона»

Подготовила и провела преподаватель

Урок с учашимся 1 класса (аккордеон)

Общеобразовательной программы «Специальность»

Улучшение формирования основных навыков игры на аккордеоне на начальном этапе обучения.

— знакомство с инструментом;

— работа над посадкой и постановкой рук;

— развитие познавательных интересов и творческого потенциала учащегося;

— использование выразительных средств музыкального языка и технических приёмов для создания художественных образов.

— Умение контролировать работу рук в рациональной постановке;

— Развивать умение самостоятельно работать;

— Психологическое раскрепощение учащегося.

  1. Воспитывать умение обучаемого работать творчески в решение технических задач.
  2. Воспитывать внимание, целеустремлённость во владении навыков игры на инструменте.
  3. Активизация творческих способностей.
  4. Умение творчески взаимодействовать на уроках с педагогом.

Основные методы работы:

— наглядный (практический показ)

— словесный (объяснение, беседа)

— музыкальный инструмент – аккордеон для ученика;

— аккордеон для учителя;

— личностно-ориентированная технология с дифференцированным подходом.

Вводная часть (5 минут)

— организационный момент ( сообщение темы и поставленных задач)

— практическая часть; работа над упражнениями, песнями, попевками.

  1. В начале урока, для того, чтобы привлечь внимание ученика, организовать его движение полезно проделать упражнения , задача которых – освободить учащегося от встречающейся скованности, найти и закрепить осанку и правильное взаимодействие всех частей игрового аппарата:

— Встать рядом с инструментом, выпрямиться, расслабить мышцы плеч, рук, пальцев – свободно вращать корпусом и расслабленными руками, то в одну сторону, то в другую. При вращении руки закручиваются вокруг тела.

— Встряхнуть несколько раз кистями, как стряхиваешь с них воду после мытья.

Естественные движения «целых пальцев, работающих из ладони» — таким же образом, как мы берём предметы – помогает ученику упражнение со стеклянными шариками.

— Взять закруглёнными пальцами стеклянные шарики и «укладывать» их на горизонтальной плоскости стола. Шарики нужно обхватить пальцами и удерживать, но сильно давить на шарики и напрягать пальцы нельзя – хрупкие игрушки могут расколоться.

2. Следующий этап – занятие на инструменте.

Организацию движений у ученика строим таким образом, чтобы

Воспитать у него правильное отношение к аккордеону, как к «поющему

инструменту». Приступая к этому этапу, следует позаботиться о

правильной посадке ученика. Корпус должен быть прямым, ставим

аккордеон на левую ногу, окончание грифа правой клавиатуры упирается

в «бедро» правой ноги. Сидя на стуле, ноги должны быть под прямым

углом – это очень важно!

Первые упражнения выполняются на левой клавиатуре в виде отдельных звуков non legato – извлекаемых при помощи плавного ведения мехом на разжим и на сжим. При этом обратить внимание на то, чтобы правая рука свободно и независимо находилась от левой.

Затем выполняются упражнения на правой клавиатуре, учитель поддерживая свободной рукой кисть играющей руки ученика, затем поддержка снимается. В тесной связи с движениями формируются начальные навыки пальцевой игры: игра «non legato » , с опорой руки на отдельные пальцы, вырабатывается свободное погружение веса руки» в клавишу, ощущение контакта с клавиатурой.

3. Украинская народная песня «Приди, приди, солнышко». Важным условием правильности первого игрового движения «non legato » является точность опускания кончиков пальца, их устойчивость и слуховое внимание к ясности звучания.

4 . Н. Потоловский «Жук».

От первых движений первым пальцем ученик переходит к движениям третьего, второго и первого пальца; усваивается при этом основной порядок аппликатуры.

  1. Польская народная песня «Два кота»

— навыки свободных движений третьего и первого пальца, ритмичные движения мелодии.

6. Т.Потапенко «Бобик».

В упражнениях , пьесах предназначенных для начального периода обучения, пять пальцев размещаются по ступеням в пределах квинтовой позиции. В этом наиболее удобном для детской руки позиционном расположении пальцы находятся в естественном непринуждённом состоянии. Задача педагога помочь наладить игровые движения, связанные с приёмами позиционной игры. В данном случае от первого пальца к третьему. Далее от второго, проходящий третий к первому пальцу. Кисть руки нужно держать свободно, без напряжения.

7. Е.Тилечева «Спите , куклы»

Игра ученика в ансамбле с педагогом – обязательный компонент начального обучения. Обучение ансамблевой игре активизирует восприятие музыкальных образов, элементов музыкальной речи, средств музыкальной выразительности. При исполнении, ученик привыкает к гармонической поддержке в партии, которую исполняет учитель. Важным условием ученику суметь сконцентрировать своё внимание на партии и попытаться услышать партию учителя.

Обобщить урок и подвести итоги, записать домашнее задание.

Список использованной литературы:

  1. Г. Бойцова . Юный аккордеонист. Часть 1, часть 2.
  2. В. Лушников. Школа игры на аккордеоне. – Учебно- методическое пособие,- М: Советский композитор, 1986 г.
  3. Вл. Кузовлев , Д. Самойлов. Азбука баяниста.
  4. В.А. Натансон Вопросы музыкальной педагогики.
  5. Л. Мирек. Школа игры на аккордеоне.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В ходе урока идет развитие тембрового, гармонического ладотонального, ритмического слуха начинающего пианиста, воспитывается любовь и интерес к ансамблевому музицированию.

Важнейшие этапы, принципы и методы начального периода обучения».

В презентации представлены требования к содержанию исследовательской работы, введение к ней, перечислены методы исследования,а также требования к оформлениюработы.

Методические рекомендации для педагогов, работающих с народными инструментами. В статье даются советы, как лучше и продуктивней ввести ребенка в мир музыки и исполнительства на струнных народных инст.

Методическая разработка «К вопросу о постановке правой руки у начинающих аккордеонистов (роль веса руки в формировании игровых движений)» посвящена одному из самых сложных вопросов развития аккордеонн.

В методической работе подробно раскрыты вопросы по следующим направлениям: формирование полноценного звука, овладение и совершенствование различных приёмов игры на инструменте, посадка и.

Источник

Первые занятия с начинающими в классе аккордеона

Разделы: Музыка

Аккордеон — интересный, своеобразный музыкальный инструмент, достаточно сложный для адаптации. Именно на первых уроках у ребенка можно пробудить интерес к музыке, инструменту или же уничтожить его навсегда.

Большое значение в формировании исполнительских навыков учащихся дошкольного и младшего школьного возраста (6-8 лет) имеет начальный период обучения, поскольку именно на этом этапе закладываются основные навыки, технологические приемы и т. д. От грамотного начала обучения зависит последующее развитие ученика.

1. Наглядно-демонстрационные аспекты обучения

Первое занятие целесообразно начинать со знакомства ученика с инструментом, его возможностями. Для этого педагог должен сам владеть инструментом и уметь исполнить несколько известных произведений, различных по характеру и доступных восприятию ученика. Играя ребенку на инструменте, преподаватель решает сразу несколько первоначальных педагогических задач, во-первых приобщает ученика к музыке (учит слушать музыку, прививает любовь к музыке), во-вторых используя принцип наглядности, пробуждает у ученика интерес к инструменту, желанию учиться исполнительству на инструменте и в третьих, постепенно вводит ученика в учебный процесс.

2. Теоретические аспекты обучения

После прослушивания ребенком музыкального произведения попросить определить, какая звучала музыка: грустная или веселая, медленная или быстрая. Тем самым ученик в дальнейшем начинает более внимательно слушать музыку, учась при этом определять характер и темп. Анализируя с учеником тот или иной музыкальный материал, преподаватель развивает у него музыкальные и слуховые способности.

Учитывая психологию маленького ребенка, желание сразу же сесть за аккордеон и начать играть на нем, преподаватель должен предоставить такую возможность ученику сразу на первом занятии. Первые 2-3 урока не стоит начинать изучение музыкальной грамоты, лучше уделить внимание постановочным моментам: посадке, постановке инструмента, положению рук на правой и левой клавиатурах.

3. Практические аспекты обучения

Посадка, постановка инструмента:

Первое, на что должен обратить внимание преподаватель, вводя ученика в непосредственный контакт с инструментом, это положение корпуса учащегося и положение аккордеона. В 6-8 летнем возрасте, в большинстве случаев рост учащихся оказывается недостаточно высоким даже для самой маленькой модели аккордеона “Юность”. В этой ситуации преподаватель сталкивается с большими трудностями. Известно, что в возрасте 6-8 лет у учащихся слуховая память и тактильные ощущения не развиты, поэтому контролировать положение руки на правой клавиатуре вначале легче зрением. Однако, задача преподавателя вовремя отучить ребенка “подглядывать” в клавиатуру.

Приступая с учащимися к освоению игровых навыков, преподаватель должен начать с объяснения каким образом на аккордеоне извлекается звук. Важно, чтобы учащийся понял: громкость звука на аккордеоне не зависит от силы удара, нажатия или давления пальцев на клавишу. Звук меняется за счет различного по интенсивности ведения меха.

Понимая важность участия работы меха в комплексе звукоизвлечения, логично будет начать осваивать с учащимися игровые навыки с владения мехом. Поначалу упражнения на владение мехом должны быть просты. Первое из них заключается в обычном разведении меха. Упражнение должно выполняться с хорошей амплитудой, движение должно быть плавное, без рывков и толчков. Давление на мех должно быть достаточно сильным, т.к. в дальнейшем, если не уделить этому внимания, возникнут проблемы слабого звука. Результатом такой работы станет ровность звука, его продолжительность (длинные ноты), громкость.

Первые упражнения для правой руки:

Знакомство учащегося с правой клавиатурой начинается с белых клавиш. При нажатии клавиш нужно внимательно следить, чтобы мышцы руки (кисть, предплечье), не участвующие в работе, были расслаблены. Очень часто, ученик, нажимая каким-либо пальцем клавишу, напрягает остальные. Чтобы учащийся лучше ощущал силу пальцев и их работу, не стоит на первых уроках заставлять играть ударом или толчком, т.к. и в том и в другом случае в действии участвует вес пальца, увеличенный за счет ускорения перед касанием клавиш. Это облегчает задачу мышц пальца утопить клавишу, а следовательно, снижает их работоспособность. Важно добиться от ученика, чтобы исполняя то или иное упражнение, он нажимал каждым пальцем клавиши до упора. В отличие от фортепиано, где звуковая градация зависит от силы удара, сама по себе заставляя при ровном звуке работать все пальцы одинаково, аккордеон прощает неполный нажим или недостаток в силе удара того или иного пальца. Громкость звучания от этого не изменяется. Но в дальнейшем при исполнении пассажей в быстром темпе, пальцы будут не полностью нажимать на клавиши, либо вообще проскочив по верху клавиши вскользь, не осуществлять нажатие. Во втором случае будут потеряны несколько нот (не прозвучат в звукоряде), в первом – пострадает артикуляция – не будет четкости произношения, а также звучание каждой ноты по своей временной продолжительности будет различным. Проследив за тем, чтобы учащийся до конца прожимал клавиши, нужно принять во внимание силу давления пальцев. Она не должна слишком сильно превышать силу сопротивления клавиши. Важно чтобы учащийся тратил лишь только необходимое для удержания усилие. Игнорирование этого фактора может привести впоследствии к зажатости руки и вязкому исполнению темповых произведений, быстрых пассажей мелких нот. Осваивая упражнения, не следует сразу стремиться к их исполнению в подвижных темпах, т.к. при этом учащийся в погоне за скоростью не сможет контролировать правильность движений, сохранять кисть свободной.

Первые упражнения для левой руки на готовой системе:

Первое знакомство учащегося с левой клавиатурой происходит на готовой системе. Ознакомив учащегося с расположением рядов, басов, аккордов на готовой клавиатуре, практическое занятие следует начинать с навыка нахождения отмеченной ноты «до» третьим пальцем. Затем этим же пальцем следует освоить вертикаль основного ряда. При этом второй палец должен находиться на мажорном ряду, чтобы не упрощать задачу третьему пальцу, нащупывая заранее верхнюю кнопку.

Объяснив учащемуся, какие пальцы в большинстве случаев обслуживают те или иные ряды, можно дать первое простое упражнение – игру по всей вертикали баса и мажора одновременно, затем раздельно. Так как основной функцией готовой системы левой клавиатуры является аккомпанемент, целесообразно выполнять упражнения штрихом non legato, чтобы не формировать привычку тянущегося баса и аккорда.

Знакомство со штрихами:

Штрихи на начальном этапе обучения сводятся к legato (связно) и non legato (не связно). Какой же штрих нужно осваивать сначала. Существуют различные точки зрения. Как показывает практика, учащемуся легче дается исполнение non legato, т.к. при этом штрихе в технологический прием входят толчок и расслабление пальца до включения в действие другого. При штрихе legato помимо перечисленных компонентов происходит удерживание клавиши до нажатия следующей, и вместе с ним синхронное отпускание. Поэтому штрих legato учащемуся достигнуть сложнее. Гораздо проще перейти от legato к non legato, чем наоборот. Но нужно учесть, что более легкая технология исполнения non legato дает возможность обратить большее внимание учащегося на постановочные моменты.

4. Выбор репертуара для начинающего

Занимаясь подбором музыкальных произведений, преподавателю необходимо руководствоваться принципом доступности и посильности. Технологические навыки, необходимые для исполнения первых пьес, должны быть заложены начальными упражнениями. Хорошо, когда на один технический прием, вид техники подбирается несколько пьес. Это способствует закреплению технических навыков, а в психологическом плане не дает накопиться усталости и перенасыщению, вызванных многократным исполнением одной пьесы. Уровень сложности музыкальных произведений должен исходить от возможностей учащегося. Если при накопленном потенциале ученик в состоянии работать над более сложными пьесами, не стоит продолжать держать его на простых. Это приводит к халатному отношению к занятиям. Завышенный же по сложности репертуар снижает интерес, губит любовь к инструменту и музицированию.

Составлять репертуар преподаватель должен, принимая во внимание постепенное, незаметное для учащегося, повышение сложности пьес, руководствуясь принципом от простого к сложному. Обучение должно быть развивающим. Только при таком подходе к учебному процессу учащийся достигает хороших результатов, увеличивая свой профессиональный рост.

5. Психологический аспект обучения

Начальный этап обучения – это не только период, в который закладываются постановка и начальная техника, это еще и время, когда подлежат становлению отношения между педагогом и учеником. Помимо непосредственных профессиональных знаний, каждый преподаватель должен быть хорошим психологом. Это помогает более глубоко раскрыть у учащегося сильные стороны характера, войти с ним в более тесный контакт общения, завоевать доверие, что очень важно. Каждый ребенок является индивидом, обладает присущими только ему чертами характера, темпераментом. В зависимости от этого педагог должен найти индивидуальный подход к каждому из учащихся. Важно иметь в виду внимательность ребенка, в этом возрасте (6-8 лет) внимание ученика не имеет направленности. Оно рассеяно. Сосредоточить его можно лишь заинтересовав учащегося. Нельзя заниматься монотонно, т.к. в этом случае притупляется восприятие. Нужно помнить, что самый большой отрезок времени, на который у ребенка сохраняется внимание — это 9-10 минут. В возрасте 6-8 лет дети ведут и воспринимают свою жизнь в постоянных играх. Занимаясь с учащимся непосредственно на инструменте, а так же теорией, преподаватель должен привносить игровые моменты. В этом случае у ребенка восприятие материала становится непроизвольным. Его психика специально не напрягается для запоминания. Результат такого метода превосходит результат неигрового учебного подхода.

Очень важно найти взаимопонимание друг с другом. От этого будут зависеть дальнейшие результаты. Главное, чтобы окончив школу, (не обязательно продолжив обучение в высших учебных заведениях) учащийся не испытывал после этого отвращение к музыкальному инструменту, музыке, а наоборот, пронес любовь, заложенную педагогом, через всю жизнь.

Источник

Читайте также:  Бродяга с гитарой 60 годов 9 букв
Оцените статью