- Настройка балалайки
- Академический строй балалайки
- Мажорный строй балалайки
- Аккорды для балалайки
- Народный строй
- Первые ноты для балалайки
- Урок 1 (настройка балалайки и посадка играющего)
- Опубликовано Роман в 24.07.2017 24.07.2017
- Настройка балалайки.
- Урок 2 (нотная грамота, ритм и метр)
- Опубликовано Роман в 07.08.2017 07.08.2017
- Ноты.
Настройка балалайки
На этой странице вы узнаете, как настроить балалайку.
Академический строй балалайки
Настройку балалайки нужно начинать с первой струны (самой тонкой). Первая струна на балалайке — Ля, вторая и третья – Ми. Можно настроить балалайку используя обычную шестиструнную гитару. Ля на балалайке настраивается по 5 ладу первой струны гитары. Ми настраивается по 5 ладу второй струны гитары. Когда нет гитары под рукой, вторая и третья струны подстраиваются к первой так, чтобы, если их прижать на пятом ладу, они звучали с первой струной в унисон.
Так же можно настроить балалайку онлайн используя тюнер. Нажмите «Разрешить» после загрузки тюнера.
- 1 струна (самая тонкая) — A (нота «Ля»)
- 2 струна — E (нота «Ми»)
- 3 струна — E (нота «Ми»)
Мажорный строй балалайки
Еще один «народный» способ настройки балалайки. Первая струна настраивается произвольно, например, на ноту Ля. Вторая струна настраивается так, чтобы зажатая на третьем ладу она звучала в унисон открытой первой струне. Третья струна должна быть настроена, чтобы, прижатая на четвертом ладу, звучала как открытая вторая.
Источник
Аккорды для балалайки
Народный строй
На этом сайте собраны аппликатуры аккордов для балалайки прима в различных вариантах «Народного строя».
Пользоваться таблицей с аккордами очень просто:
- Найдите нужный аккорд в списке
- Под названием аккорда находится информация о нотах, входящих в него и список аппликатур (одна аппликатура на строку). Первая цифра в аппликатуре показывает лад, который нужно зажать на 3 струне (самая верхняя), следующая — на второй и т.д.
- Для каждого аккорда сгенерированы все возможные варианты аппликатур, самые удобные из них отмечены жирным шрифтом.
Разберем на примере аккорда До-мажор(C), сторой C E G (До-Ми-Соль). Один из вариантов аппликатуры «4-3-5», значит третью (самую верхнюю) струну нужно зажать на 4 ладу, вторую — на 3-ем, а первую — на 5-ом.
На сайте есть шпаргалка для мажорных и минорных аккордов строя C-E-G, вы можете её скачать (19,3 кб).
Важное замечание по поводу септаккордов!
Т.к. на балалайке всего 3 струны, а септаккорд состоит из 4 звуков, я немного жульничаю и строю его с малой септимой от основного тона, но без чистой квинты.
Важное замечание по поводу названий нот!
Аккорды, которые вы видите на этом сайте, сгенерированы алгоритмом, который не знает всех тонкостей теории музыки, и если у него есть возможность поставить D# вместо Eb — знайте, он это сделает.
Источник
Первые ноты для балалайки
Приветствуем вас в нашей библиотеке!
825 произведений для балалайки и фортепиано,
56 произведений для балалайки соло,
30 сборников,
а так-же этюды, сборники упражнений и ансамблевые произведения!
В разделе Мастера России собраны контактные данные мастеров, обязательно загляните туда!
Ждем ваших отзывов в Гостевой книге и в нашей группе ВКонтакте !
Напоминаем, что информация размещенная на нашем сайте, предназначена только для ознакомления! Любое коммерческое использование нотного материала запрещено!
Уважаемые правообладатели!
Если у вас возникли претензии к размещению на данном сайте материалов, являющиеся объектами Ваших авторских или смежных прав, напишите пожалуйста письмо на электронный адрес: dilibrary@yandex.ru
Мы незамедлительно удалим Ваши материалы!
Благодарности!
Выражаем сердечную благодарность композиторам и правообладателям, давшим согласие на размещение в библиотеке нот своих произведений:
Аверин Владимир Александрович,
Амосов Андрей Николаевич,
Белоруков Андрей Львович,
Броннер Михаил Борисович,
Васильева Ольга Александровна,
Гагалаян Леон Владимирович
Гуревич Андрей Алексеевич,
Данилов Александр Степанович,
Желинский Евгений Вячеславович,
Ельчик Валерий Анатольевич,
Калинин Дмитрий Анатольевич,
Клепалов Юрий Михайлович,
Клепалов Евгений Юрьевич,
Ковалевич Николай,
Макарова Вера Алексеевна,
Марчаковский Александр Иванович,
Мурза Александр Анатольевич,
Пенюгин Денис Андреевич,
Петров Евгений Викторович,
Садальский Вадим Романович,
Сущевский Генадий Иванович,
Тремасов Александр Сергеевич,
Урбанович Владимир Георгиевич,
Источник
Урок 1 (настройка балалайки и посадка играющего)
Опубликовано Роман в 24.07.2017 24.07.2017
Настройка балалайки.
Прежде чем настроить балалайку, проверьте, правильно ли расположена подставка для струн. Она должна стоять так, чтобы расстояние от нее до 12-го лада было равно расстоянию от 12-го лада до верхнего порожка ( Расстояние АБ должно быть равно расстоянию БВ (см. рисунок)). Если это условие не будет соблюдено, то балалайка будет звучать фальшиво.
Балалайка и названия её частей
Первую струну балалайки настройте по камертону так, чтобы она давала звук ля первой октавы.
Вторую и третью струны настройте так, чтобы каждая из них давала звук ми первой октавы.
Посадка играющего.
Правильная посадка должна отвечать двум основным требованиям: устойчивости инструмента и свободе игровых движений. Садиться следует примерно на половину сидения стула, не глубже. Ноги поставить на полные ступни, причем левую выдвинуть немного вперед. Пятки отставить одну от другой на ширину чуть меньше ладони, носки слегка развернуть. Расстояние между коленями — примерно ширина ладони. Балалайку нужно расположить так, чтобы ее удобно было держать. Для этого необходимо правильно найти точки опоры инструмента. Их — четыре. Первая образуется, если поставить балалайку нижним углом между бедер. При этом балалайка должна быть развернута несколько вправо так, чтобы стык ее деки и задинки опирался на правое бедро, а середина двух боковых клепок корпуса опиралась на левое бедро. Вторая создается при опоре верхнего угла инструмента о правую нижнюю часть грудной клетки играющего. Третья возникает после того, как играющий располагает плечо правой руки на верхнем углу балалайки таким образом, что тот оказывается закрепленным между корпусом и плечом играющего. Четвертая точка опоры — подвижная, она связана с пальцами левой руки и грифом. Гриф одной стороной опирается на нижнюю часть основной фаланги указательного пальца, и придерживается стыком основной и ногтевой фаланг большого пальца с другой стороны.
Головка грифа должна находиться примерно на уровне левого плечевого сустава играющего. Плечевая часть левой руки располагается в свободном состоянии вдоль корпуса учащегося, к корпусу не прижимается и далеко от него не отводится. Расстояние грифа от корпуса играющего определяется положением локтевого сустава левой руки под углом примерно в 90°. Кистевой сустав левой руки находится в естественном положении, когда тыльная сторона ладони и предплечье образуют прямую линию, с небольшим разворотом в сторону мизинца.
Рациональная посадка имеет большое значение для игры на инструменте. От того, насколько удачно учащийся приспособится к инструменту, зависит свобода игровых движений и, в конечном итоге, свобода воплощения творческих намерений исполнителя.
Использованная литература:
1. П. Нечепоренко, В. Мельников «Школа игры на балалайке»
2. А. Илюхин «Самоучитель игры на балалайке»
Источник
Урок 2 (нотная грамота, ритм и метр)
Опубликовано Роман в 07.08.2017 07.08.2017
Ноты.
Нотным письмом называется исторически установившаяся система записи звуков особыми знаками– нотами (нота, латинское слово, в переводе означает знак).
Нотный знак представляет собой кружок — пустой или затушеванный.
Для обозначения различных длительностей звуков к кружкам прибавляются вертикальные палочки, которые называются «штилями», «хвосты» и «ребра» — прямые линии для связывания коротких длительностей в группы.
Для определения высоты звука ноты размещаются на нотном стане (нотоносце), состоящем из пяти параллельных линий, представляющих вместе одну нотную строку. Счет линиям ведется снизу. В начале нотного стана ставится вертикальная нотная черта, соединяющая все пять линий. Она называется начальной чертой, при однострочной записи начальная черта может не ставиться.
Ноты пишутся на нотном стане — на линиях и между линиями, то есть в промежутках:
над и под линейками, а также (когда ноты слишком высоки или низки) — на коротких добавочных линейках, которые пририсовываются снизу или сверху к нотному стану.
Счет добавочных линеек ведется: верхних — вверх от первой добавочной линии, а нижних — вниз.
Музыкальные звуки (ноты) имеют семь основных названий: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Эти названия и их последовательность необходимо хорошо запомнить. Пример расположения нот на нотном стане, начиная с ноты до:
Чтобы обозначить место исходной ноты, от которой ведется определение всех других нот, употребляется условный знак— ключ. Ключей в нотном письме несколько: скрипичный, альтовый, басовый и др. Для балалайки ноты пишутся в скрипичном ключе.
Зная порядок нотных названий и то, что в скрипичном ключе звук соль записывается на второй линейке, нетрудно определить место других нот на нотоносце. Например, если нота соль находится на второй линейке, то над ней— в промежутке между второй и третьей линейками— будет нота ля; над нотой ля— на третьей линейке — нота си и т.д. Под нотой соль — в промежутке между первой и второй линейками— будет нота фа, а под нотой фа— на первой линейке — нота ми и т. д.
Октава.
Октава— слово латинское, в переводе значит «восьмая». В музыке словом «октава» обозначается восьмой звук, взятый по порядку основных названий; тем же словом «октава» обозначается часть грифа или клавиатуры музыкального инструмента, на которой можно последовательно извлечь звуки семи основных названий, начиная с до и кончая си.
Звуки, которые записаны в скрипичном ключе, начиная с ноты до на первой добавочной линейке под нотоносцем и кончая нотой си на третьей линейке, нотоносца, образуют первую октаву.
Звуки, записанные в скрипичном ключе, начиная с ноты до в промежутке между третьей и четвертой линейками нотоносца и кончая нотой си над первой добавочной линейкой, образуют вторую октаву.
Звуки, начиная с ноты до, записанной на второй верхней добавочной линейке, относятся к третьей октаве.
Знаки альтерации.
Повышение и понижение основных нот называется альтерацией. Знаков альтерации пять: диез, дубль-диез, бемоль, дубль-бемоль и бекар. Они пишутся следующим образом:
Повышение и понижение основных нот называется альтерацией. Знаков альтерации пять: диез, дубль-диез, бемоль, дубль-бемоль и бекар. Они пишутся следующим образом:
Действие знаков альтерации на высоту нот такое:
Диез — повышает высоту ноты на полтона.
Бемоль — понижает на столько же.
Дубль-диез — повышает на целый тон.
Дубль-бемоль — понижает на столько же.
Бекар — отменяет действие предыдущего знака на той же линейке. Нота становится чистой.
По «радиусу действия» знаки альтерации различаются на «ключевые» и «встречные» или «случайные». Первые ставятся сразу целой группой рядом с ключом, справа от него, каждый на своей линейке. Ключевые знаки действуют на все ноты по своей линейке, которые могут встретиться на протяжении произведения, и даже, невзирая на октаву. Например, ключевой диез «фа» будет повышать все поголовно ноты «фа», во всех октавах и на всей длине пьесы. Встречные же знаки действуют только на своей линейке, только в своей октаве и только в течение одного такта (как дорожные знаки действуют только до первого перекрестка). Например, встречный бекар может отменить действие даже ключевого знака, но только на текущий такт и только на этой линейке. Встречные знаки ставятся слева от головки той ноты, которую требуется альтерировать.
Запись длительности звуков.
Звуки в музыке различаются не только по высоте, но и по длительности. Для записи звуков различной длительности пользуются нотными знаками различных начертаний.
Соотношение нот по длительности определяется делением на два. Каждая большая длительность делится на две равные между собой меньшие длительности, как это показано в таблице:
Паузы и их обозначение.
Паузы, так же как и звуки, имеют в музыке определенную длительность. Для их обозначения пользуются следующими знаками.
Тактовая черта. Такт.
Тактовая черта — это небольшая вертикальная черточка, которая пишется поперек нотоносца. Нота, следующая за тактовой чертой, обычно имеет ударение.
Запись музыкального произведения, заключенная между двумя соседними тактовыми чертами, называется тактом. Такты делят музыкальные произведения на равные по времени и распределению ударений отрезки. Это облегчает чтение нот н исполнение музыкальных произведений.
Счет. Единица счета, или доля такта.
Чтобы правильно исполнить ноты или выдержать паузы различных длительностей, пользуются счетом.
Счет (музыкальный размер) обозначается двумя цифрами, которые пишутся после ключа в начале музыкального произведения: верхняя цифра — число нотных длительностей в такте, принятых за единицу измерения времени (счета); нижняя цифра — название этих длительностей (целая, половинная, четвертная, восьмая). Например:
Ритм и метр.
Ритмом называется соотношение длительностей звуков в их последовательности.
Не слишком заумно? Попробуем проще. В музыке происходит чередование длительностей. Одна нота звучит столько, допустим, времени, а другая дольше (меньше). Вследствие этого между ними создаются различные временные соотношения. Объединяясь в различных вариациях, длительности звуков образуют ритмические группы (фигуры), из которых, в свою очередь, складывается общий ритмический рисунок музыкального произведения.
В музыке применяются длительности: 1) основные (четного деления), о них мы уже знаем, это — целые, половинные, четверти, восьмые и т.д. и 2) длительности, образующиеся от произвольного (условного) деления основных длительностей на любое количество равных частей. К числу их относятся:
а) Триоль, образующаяся от деления основной длительности на три равных части вместо двух.
б) Квинтоль — на пять частей.
в) Секстоль — на шесть частей.
г) Септоль — на семь частей.
То есть, три восьмых в триольной группе в сумме занимают то же время, как одна четверть, так же квинтоль и т.д. Конечно, ноты могут быть не обязательно той же высоты, как в данном примере.
Теперь несколько слов о различии понятий «ритм» и «метр«. В среде учащихся музыкальных школ эти два слова нередко смешиваются, и проникают в головы не без труда. Разобраться здесь не так уж сложно.
Существует несложный прибор, помогающий музыканту выдержать правильный темп на этапе разучивания новой пьесы. Называется этот прибор «метрономом». Это несложный механизм из двух-трех шестеренок, пружины и длинного маятника с подвижным грузиком, но за последние десятилетия распространились столь же несложные варианты на электронном принципе: два-три транзистора, розетка и ручка-регулятор. Все, что умеет этот прибор — издавать четкие громкие щелчки с очень точно выдерживаемой частотой. Передвигая гирьку на маятнике или поворачивая регулятор, получаем нужную частоту — и метроном щелкает «до посинения», удерживая темп и не позволяя Вам расслабляться во время игры на инструменте. Эти щелчки — это и есть «метр». Иными словами, «метр» — это сам ход времени. Но не следует уподоблять его самим щелчкам метронома. Когда Вы закончите работу над произведением, то вы уберете метроном и пойдете на сцену без него. И тем не менее, во время исполнения произведения пульсация метра продолжает существовать. То есть, метр — это пульсация времени, но пульсация абстрактная, которая может и не выражаться никак в звуках. Ритм может состоять из восьмых, из триолей, из пауз, точек и лиг, он может поминутно изменяться в течение одного произведения, он может дробить длительности на 2, на 3 и так далее. Он может даже переплетаться в несколько слоев одновременно. А вот метр — это всегда одинаковый пульс, он не дробится, он безразличен к звучащей музыке, он неумолим. Его нельзя услышать, но ему подчиняются все звуки до единого.
Использованная литература:
2. А. Илюхин «Самоучитель игры на балалайке»
Источник