Первые русские печатные ноты

Нотопечатание в России. Истоки

В 2017 исполняется 340 лет нотопечатания в России. Этой знаменательной дате посвящено наше заседание.

Сегодня, в век изобилия печатной и нотной продукции мы не задумываемся, каким долгим и трудным был путь совершенствования от первых безлинейных нотных знаков до современного нотного письма, от первых гравюр на меди до современных печатных машин.

Начало нотопечатания в России относится к 1677 году. Основоположником стал Симон Матвеевич Гутовский — заметная фигура в истории российской культуры. Поляк по происхождению, он много лет служил при царском дворе. Работал в Оружейной палате, занимался изготовлением больших органов для Кремля, а также стал организатором оркестра из крепостных музыкантов, который играл в местном театре. Но, кроме того, прославился как человек, открывший путь для российского нотопечатания. Руками Симона Гутовского был сооружен первый в России станок для изготовления гравюр на меди. На нем же впоследствии печатались и ноты. В документах московской Оружейной палаты имеется запись от 22 ноября 1677, что он «сделал стан деревянный, который печатает листы фряжские» (т. е. гравюры на меди). Таким образом, в России в конце 17 в. были освоены оба распространённых в то время на Западе способа нотопечатания: набор и гравировка.

В 1700 во Львове был опубликован «Ирмолог» — первый печатный памятник русского знаменного пения (с линейным нотным письмом). Шрифт для него был создан печатником И. Городецким. По словам В. Ф. Одоевского, эта книга — «неоценённое народное сокровище, каким не может похвалиться ни одна страна в Европе».

Первое нотное издание церковных песнопений было осуществлено Синодальной типографией в 1772 г. с использованием наборного метода печати. С тех пор в течение более века ведущая роль в издании церковной музыки принадлежала Синодальной типографии и Придворной певческой капелле.

Читайте также:  Простые ноты для басового ключа

Нотные издания светских муз. сочинений стали печататься в России с 1730 г. в С.-Петербурге в типографии А. Н. Первым изданием явилась «Песнь к торжественному празднованию коронации императрицы Анны Иоанновны».

С 70-х гг. 18 в. нотопечатание в России быстро развивается. Появляются многочисленные частные издательские фирмы. Ноты печатаются в различных журналах и альманахах. В русском нотопечатании применялись все передовые достижения полиграфической техники.

Как я уже говорила, нотная запись не сразу появилась в том виде, оторым мы пользуемся сегодня. На протяжении многих веков она претерпевала многочисленные изменения. На Руси в далекие времена ноты писались крюками или невмами. Они состояли из значков типа черточек, точек, запятых и проставлялись над словесным текстом. Позднее они стали записываться на одной или двух горизонтальных линиях, буквенное обозначение которых или их цвет определяли высоту расположенных на них невм. Так постепенно зарождалась линейная нотация. В XI в. она была усовершенствована итальянским музыкантом Гвидо д’Ареццо. Он разработал способ записи нот на нотной строке, состоящих из четырёх горизонтальных параллельных линий. Для названий нот (ut, re, mi, fa, sol, la, si) д’Ареццо использовал гимн святому Иоанну, а точнее первые слоги строк, каждая из которых звучит на тон выше предыдущей. В нач. 17 в. в России осуществляется постепенный переход от крюкового письма к нотной системе, которой мы пользуемся сегодня.

Первые частные издатели появились в России в XVIII в. в среде купцов, занимавшихся книжной торговлей. Развитие частных нотоиздательских фирм было связано с указом Александра I от 1801 г. о возобновлении деятельности частных типографий, закрытых Екатериной II в 1796 г.

В кон. XVIII – нач. XIX в. становление нотоиздательского дела в России было связано с деятельностью иностранцев, которые получали привилегии на открытие типографий и почетные звания поставщиков императорского двора.

В частности, основным издателем в этот период является Дальмас, который открыл 1800 г. в фирму.

Дальмас, в частности, печатал все сочинения Бортнянского, оперные партитуры французских и итальянских композиторов. Но, пожалуй, самым крупным предприятием того времени стало издание собрания военных маршей императорской Российской гвардии для военного духового оркестра.

Началом активного развития нотоиздательского дела в России считаются годы XIX в., когда стали открываться новые нотопечатни, типографии и т. п. (А. Б. Гутхейля, Блохина, Беляева и др.). На волне общественного подъема в период реформ гг. появились крупные издательские, полиграфические и книготорговые фирмы, увеличилось и количество печатной продукции в связи с повышением спроса. Во пол. XIX в. появление массового читателя дало возможность выпускать более дешевые издания увеличенными тиражами. Характерной чертой этого времени становится развитие специализированных издательств, в т. ч. музыкальных. Ноты печатали не только ното- и книгоиздатели, но и авторы, издававшие свои музыкальные произведения на собственные средства.

Крупнейшим издателем во пол. XIX в. стала фирма П. И. Юргенсона. За время своего существования музыкальное издательство Юргенсона выпустило в свет произведения более 500 русских композиторов, в том числе: Алябьева, Аренского, Балакирева, Бородина, Глинки, Глиэра, Гречанинова, Даргомыжского, Прокофьева, Рахманинова, , Скрябина, Танеева, Чеснокова и многих, многих других. П. И. Юргенсон выпустил почти все сочинения. П. И. Чайковского.

Из зарубежных композиторов П. И. Юргенсон издал полные собрания фортепианных сочинений Мендельсона, Шумана, Шопена, все сонаты Бетховена, оперы Вагнера, сочинения Баха, других деятелей западной музыкальной культуры.

Другим известным предприятием было издательство Александра Богдановича Гутхейля, основанное в 1859 г. в Москве. В течение нескольких десятков лет издательство Гутхейля публиковало сочинения А. Балакирева, Бортнянского, А. Т. Гречанинова, С. В. Рахманинова.

В XX в. делаются попытки механизации процесса изготовления нот, т. к. процесс этот был очень трудоемкий и экономически невыгодный. В основе нотного издательства лежал ручной труд нотных знаков. Искусство нотопечатания оставалось уделом узкого круга профессионалов.

В XX веке нотопечатание стало вестись фотомеханическим способом. С нач. гг. XX в. получают повсеместное распространение фотонаборные машины для текстового набора, т. к. они высокопроизводительны и работа на них не вредна для здоровья.

К середине ХХ столетия советская «индустрия» нотопечатания стала одна из самых мощных в мире. В настоящее время изготовление нотных оригиналов производится с помощью компьютерных программ и специальных нотных шрифтов.

Источник

Музыка в печати

Подобно тому, как до изобретения книгопечатания книги распространялись посредством переписки, музыкальные произведения сначала копировали вручную. Только с 1473 года в европейских странах появилась новая отрасль полиграфии — нотопечатанье. В России этим изобретением стали пользоваться позже, нежели в других странах.

К середине XVIII века сформировались два равнозначных технологических процесса изготовления нотной формы для печати: набор нот с помощью отдельных литер, воспроизводивших все элементы музыкальной графики, и гравировка на металлических пластинах. Такие издания были снабжены титулами с виньетками, выполненными в великолепной граверной технике и имеющие самостоятельное художественное значение.

В России в 1679 году вышло первое нотное издание — сравнительная таблица старинных крюковых и современных линейных нотных знаков. Первой книгой с печатными нотами считается «Ирмологий», выполненный наборным нотным шрифтом во Львове в 1700 году. В царствование императрицы Екатерины II в 1772 году в Москве были напечатаны четыре издания духовной музыки: «Октоих», «Ирмолог», «Праздники», «Азбука нотного пения».

Из этого перечня видно, что основанием для их появления послужили потребности церкви, а потому финансировались издания правительством. В области светской музыки также сохранились нотные издания этого периода: пролог на коронацию императрицы Елизаветы Петровны «Clemenza di Tito» (1742 год) и опера Ф. Арайи «Селевк» (1744 год).

Заглавный лист каталога нот музыкального магазина Ю.И. Грессера. Москва, 1863

Постепенно развивалась частная музыкально-издательская деятельность. Сначала в области народной песни и учебной литературы. Так, например, уже в 1773 году в Москве был издан «Методический опыт, каким образом можно выучить детей читать музыку». Некоторые издания печатались на средства авторов, очевидно, именно так был издан сборник «Между делом безделье».

Начало частного издания авторских произведений относится также к 1773 году, когда в типографии Московского университета Христианом-Людвигом Вевером была отпечатана «Куриозная музыкальная штучка господина Шоберта». А в 1774 году Вевер начал издание нотного журнала под заглавием «Музыкальные увеселения».

В это время развивался жанр русской песни. Успех песенника композитора Трутовского побудил Петербургского книгопродавца Ф. Мейера предпринять нотное издание «Собрание наилучших российских песен» (1781 год). Он же впервые в России напечатал произведения композитора И.Е. Хандошкина.

С 1780 года нотные издания начинают появляться преимущественно в Петербурге, куда с конца XVIII века вследствие «учреждения» театральных, а затем и оперных представлений в придворных театрах перемещается центр всей музыкальной жизни России. Почти монопольное положение среди нотных издателей конца XVIIIвека заняла фирма И.Д. Герстенберга, основанная в Петербурге в 1791 году. Фирма имела собственную металлографию. Издательство выпускало произведения Прача, Козловского, Гайдна, Моцарта, альманах «Санкт-Петербургский музыкальный магазин», «Карманные книжки для любителей музыки».

Толчком к дальнейшему развитию нотоиздательской деятельности послужил указ Александра I о «распечатании» частных типографий, закрытых при Екатерине II и Павле I, и изобретение нового вида печати — литографии. Суть принципиально нового вида печати состоит в том, что отшлифованная особым способом каменная плита передает на бумагу оттиск рисунка или нот, нанесенных на поверхность камня специальной жирной литографической тушью с помощью пера или кисти.

При литографском способе печати дорогостоящая награвированная пластина оставалась в неприкосновенности, и с нее можно было делать новые оттиски для переиздания имевших успех сочинений. Награвированные доски составляли теперь основное достояние нотоиздательской фирмы, предмет купли и продажи, переходивший от одного издателя к другому.

Титул издания «Между делом безделье, или собрание разных песен»

В начале ХIХ века действовало несколько нотоиздательств, имеющих собственные магазины: Герстенберг и Дитмар, Дальмас, Пец, Бернард — в Петербурге, Рейнсдорп и Ленгольд, Кестнер, Грессер и Миллер — в Москве. Они издавали различные «школы» игры на музыкальных инструментах и учебные пособия для изучения музыки. Что касается серьезных музыкальных произведений, то в массе перепечаток сочинений иностранных композиторов иногда попадаются имена отечественных музыкантов. Так, в 1826 году фирма Пеца впервые напечатала одно из произведений М.И. Глинки.

В то время ноты печатались исключительно металлографским способом, русских мастеров не было, специалистов приходилось выписывать из-за границы. Вследствие высокой себестоимости своей продукции отечественные нотоиздательские фирмы были не способны серьезно конкурировать с иностранными издательствами, незаконно ввозившими свою продукцию в Россию. В результате выпуск отечественных изданий падал. Русские фирмы, особенно в провинции, почти не выпускали оркестровых партитур сочинений крупной формы, а ограничивались романсами, цыганскими песнями, танцевальной музыкой.

Главным нотоиздателем этого времени, бесспорно, был Хурскалин. Его фирма «Одеон» выпустила большинство произведений М.И. Глинки, включая оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила».
Только с середины 50-х годов началась коммерческая нотоиздательская деятельность в России. Издательства Деноткина, Пеца, Хурскалина («Одеон») вместе со всем фондом награвированных досок были поглощены петербургской нотоиздательской фирмой Ф.Т. Стелловского. В 80-е годы XIX века весь издательский фонд Стелловского перешел к фирме А. Гутхейля.

Демократическое движение 60-х годов породило в России издателя нового типа — пропагандиста русской музыки. В 1861 открыл издательство в Москве П.И. Юргенсон (известный как издатель произведений П.И. Чайковского), а в 1869 году в Петербурге — В.В. Бессель (главный издатель произведений композиторов «Могучей кучки»). Оба много сделали для популяризации в России и Европе лучших произведений русских композиторов и заслуживают отдельного рассказа о своей деятельности.

Заглавный лист издания Ф. Мейера «Шесть старинных русских песен И. Хандошкина». Санкт-Петербург, 1786

Нельзя не вспомнить издателя-любителя М.П. Беляева, бросившего лесопромышленное дело ради общественно-музыкальной деятельности. В 1885 году он основал фирму «М.П. Беляев в Лейпциге», так как гравировку и печать осуществлял в лучшей лейпцигской нотопечатне Редера. Вокруг Беляева объединились композиторы: Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Глазунов, А.К. Лядов. Беляев не только издавал произведения известных и начинающих композиторов, он устраивал концерты, назначал ежегодные «Глинкинские премии», а свое состояние завещал музыкальным организациям России.

К началу ХХ века нотопечатание стало прибыльным делом благодаря удешевлению воспроизводства нот и росту спроса на них. Во многих городах появились новые издательства, которые открывали предприимчивые купцы, торговавшие нотами, а также вошедшими в моду граммофонами и пластинками. Старую поговорку Бесселя «Все хорошо, что талантливо» сменил принцип «Все хорошо, что модно». Даже крупные фирмы начали издавать посредственную музыку. Только издательства Юргенсона, Гутхейля, Иогансена, Циммермана продолжали традиции издателей конца XIX века.

Конкурентная борьба повлекла за собой снижение выпуска нот крупнейшими фирмами. По официальным данным, за 1911–1912 годы на первом месте по количеству выпущенных наименований (418) и общему тиражу (262 000 экземпляров) стояло издательство Юргенсона. На втором месте — издательство Циммермана (220 и 128 000 соответственно), затем — Гутхейля, Давингофа.

1 декабря 1918 года декретом Совета Народных комиссаров РСФСР, подписанным В.И. Лениным, А.В. Луначарским и В.Д. Бонч-Бруевичем, музыкальные издательства, нотопечатни и склады нот были национализированы и переданы в ведение Народного комиссариата просвещения. Начался новый этап в истории нотного дела в России.

Источник

Первые русские печатные ноты

Нотопечатание — полиграфическое размножение нот. Потребность в Н. возникла вскоре после изобретения книгопечатания (ок. 1450); среди первопечатных изданий преобладали церк. книги, во многих из к-рых приводились мелодии песнопений. Первоначально для них оставлялись свободные места, куда ноты вписывались от руки (см., напр., «Латинский псалтырь» — «Psalterium latinum», изд. в Майнце в 1457). В ряде инкунабул (первопечатных изданий), кроме текста, печатались и нотные станы, тогда как ноты вписывались или прочерчивались по спец. шаблонам. Такие издания не обязательно свидетельствуют о зачаточном состоянии Н. (как утверждали мн. исследователи) — нек-рые опытные нотопечатники выпускали их и в кон. 15 в. (образец — книга «Музыкальное искусство» — «Ars mu-sicorum», изд. в Валенсии в 1495). Причиной, видимо, было то, что в разных общинах одни и те же молитвы пелись на разл. мелодии. Напечатав какую-то определённую мелодию, издатель в этом случае искусственно сузил бы круг покупателей книги.

Набор хоральных нот. «Римская месса». Печатник У. Хан. Рим. 1476.

Собственно Н. возникло ок. 1470. Одно из самых ранних сохранившихся нотных изданий — «Градуал Константина» («Graduale Constantiense»),- по-видимому, было напечатано не позднее 1473 (место издания неизвестно). До 1500 стремились приблизить облик печатных нот к рукописным. Традиция прочерчивать нотные линейки красной краской, а сами значки вписывать чёрной затрудняла развитие Н. на первом этапе, заставляя изыскивать средства для двухцветной печати — отдельно нотных станов и отдельно нот, а также решать сложную технич. проблему их точного совмещения. В этот период существовали след. способы Н. Набор. Каждая литера могла иметь как одну, так и неск. (до 4) нот. Обычно сначала печатались нотные станы (красная краска покрывала сравнительно небольшую площадь и быстрее высыхала), а затем («вторым прогоном») — ноты и текст. Иногда печатались только ноты с текстом, а линии прочерчивались от руки, напр. в «Собрании напевов на Магнификат» («Collectorium super Magnificat»), изд. в Эслингене в 1473. Так издавались произв., записанные хоральной, а иногда и невменной нотацией. Хоральные ноты были впервые напечатаны с наборных литер Ульрихом Ханом в «Римской мессе» («Missale Romanum» Рим 1476). Старейшее издание с мензуральной нотацией — «Краткая грамматика» («Grammatica brevis») P. Нигера (печатник Т. фон Вюрцбург, Венеция, 1480).

Набор мензуральных нот (без линеек) Ф. Нигер. Краткая грамматика. Печатник Т. фон Вюрцбург, Венеция. 1480.

В ней нотные примеры иллюстрируют разл. поэтич. метры. Хотя ноты напечатаны без линеек, они расположены на разной высоте. Можно предположить, что линейки должны были быть прочерчены вручную.

Гравировка на дереве. «Римская месса». Печатник О. Скотто. Венеция. 1482.

Гравировка на дереве (ксилография). Печатники рассматривали нотные примеры в книгах как своего рода иллюстрации и изготовляли их в виде гравюр. Нормальные оттиски получались при печати с выпуклой гравюры, т.е. способом высокой печати. Однако изготовление такой гравюры было очень трудоёмким, т.к. нужно было срезать большую часть поверхности доски, оставив только печатающие элементы формы — нотные знаки). Из ранних ксилографич. изданий выделяются «Римские мессы» венецианского печатника О. Скотто (1481, 1482), а также «Музыкальные цветы на григорианские напевы» («Flores musicae omnis cantus Gregoriani», 1488) страсбургского печатника И. Прюса.

Метод ксилографии применялся гл. обр. при печати муз.-теоретич. книг, а также книг, в к-рых встречались песни. Очень редко этим методом печатались сб-ки церк. напевов. Гравировка оказалась дешёвой и удобной при печатании нотных примеров, повторяющихся в разл. изданиях. Такие примеры часто давались на отд. листах. Печатные формы нередко переходили от одного печатника к другому; определить, для какого издания эти примеры были награвированы впервые, можно по единству шрифта в тексте примеров и в самой книге.

Ксилографич. Н. развивалось до 17 в. С 1515 эта техника применялась и для печати фигурированной музыки. В 1-й пол. 16 в. таким способом были напечатаны мн. лютеранские молитвенники (напр., «Певческая книжечка» — «Sangbьchlein» И. Вальтера, Вит-тенберг, 1524). В Риме в 1510 вышли «Новые песни» («Canzone nove») А. де Антикиса, к-рый одноврем. был резчиком по дереву и композитором. Великолепные образцы гравюры на дереве представляют его последующие издания («Missae quindecim», 1516, и «Frottolo intabulatae da suonar organi», 1517). В дальнейшем Антикис наряду с ксилографией использует и гравюру на металле. Одно из самых ранних нотных изданий, напечатанных с гравюры по металлу, — «Канцоны, сонеты, страмботты и фроттолы, книга первая» («Canzone, Sonetti, Strambotti et Frottole, Libro Primo» печатника П. Самбонетуса, 1515). До нач. 16 в. большинство книгоиздателей не имело своих нотных гравёров и нотного набора; нотные примеры во мн. случаях изготовлялись странствующими нотопечатниками.

В дальнейшем развивались и совершенствовались оба осн. типа Н., намеченные ещё в 15 в.,- набор и гравировка.

В 1498 О. деи Петруччи получил от Венецианского совета привилегию на печатание нот с помощью подвижных литер (он усовершенствовал метод У. Хана и применил его к печати мензуральных нот). Первое издание было выпущено Петруччи в 1501 («Harmonice Musices Odhecaton А»). В 1507-08 он впервые в истории Н. издал сб-к пьес для лютни. Печать по методу Петруччи осуществлялась в два прогона — сначала линии, затем поверх них — ромбовидные нотные знаки. Если ноты были с текстом, требовался ещё один прогон. Этот способ позволял печатать только одногол. музыку. Подготовка изданий была дорогостоящей и трудоёмкой. Издания Петруччи долгое время оставались непревзойдёнными по красоте нотного шрифта и по точности соединения нотных знаков и линеек. Когда по истечении срока привилегии Петруччи к его методу обратился Я. Гиунта и перепечатал в 1526 «Motetti della Corona», он не смог даже приблизиться к совершенству изданий своего предшественника.

С нач. 16 в. Н. интенсивно развивается во мн. странах. В Германии первым изданием, отпечатанным по методу Петруччи, явилась «Мелопея» П. Тритониуса, выпущенная в 1507 в Аугсбурге печатником Э. Эглином. В отличие от Петруччи, у Эглина линии были не цельными, а набирались из небольших составных частей. Издания майнцского печатника П. Шёффера «Органная табулатура» А. Шлика (Tabulaturen etlicher, 1512), «Песенник» (Liederbuch, 1513), «Напевы» («Саntiones», 1539) не уступали итальянским, а иногда и превосходили их.

Дальнейшие усовершенствования в метод набора нот были внесены во Франции.

Однократная печать с набора П. Аттеньяна. «Тридцать четыре песни с музыкой». Париж. 1528.

Парижский издатель П. Аттеньян начал выпускать ноты с набора посредством однократной печати. Впервые он издал этим способом «Тридцать четыре песни с музыкой» («Trente et quatre chansons musicales», Париж, 1528). Изобретение, по-видимому, принадлежит печатнику и шрифтоотливщику П. Отену. В новом шрифте каждая литера состояла из комбинации ноты с небольшой частью нотного стана, что позволяло не только упростить процесс печати (осуществлять её в один прогон), но и набирать многогол. музыку (до трёх голосов на одном нотном стане). Однако сам процесс набора многоголосных муз. произв. был очень трудоёмким, и этот метод сохранился только для набора одноголосных сочинений. Среди др. франц. типографов, работавших по принципу однократной печати с набора, — Ле Бе, литеры к-рого были впоследствии приобретены фирмой Баллар и Ле Руа и, будучи защищены корол. привилегией, применялись вплоть до 18 в.

Нотные литеры у разл. издателей отличались величиной головок, длиной штилей и степенью совершенства выполнения, но головки в изданиях мензуральной музыки первоначально сохраняли ромбовидную форму. Круглые головки, к-рые в нотном письме были распространены уже в 15 в., впервые отлил в 1530 Э. Бриар (он же заменил лигатуры в мензуральной музыке обозначением полной длительности нот). Помимо отд. изданий (напр., сочинений комп. Карпантра), круглые головки (т.н. musique en copie, т.е. «переписанные ноты») применялись редко и повсеместное распространение получили лишь в кон. 17 в. (в Германии первое издание с круглыми головками вышло в 1695 у нюрнбергского издателя и печатника В. М. Эндтера («Духовные концерты» Г. Веккера).

Двукратная печать с набора. А и Б — шрифт и печать О. Петруччи, В — шрифт Э. Бриара.

Набор шрифтом Брейткопфа. Сонет неизвестного автора, положенный на музыку И. Ф. Грефе. Лейпциг. 1755.

Осн. недостатком нотного набора до сер. 18 в. была невозможность воспроизведения аккордов, поэтому он мог применяться только для издания одноголосных муз. произв. В 1754 И. Г. И. Брейткопф (Лейпциг) изобрёл «подвижный и разборный» нотный шрифт, к-рый, подобно мозаике, состоял из отд. частиц (всего ок. 400 литер), напр. каждая восьмая набиралась с помощью трёх литер — головки, штиля и хвостика (или кусочка вязки). Этот шрифт давал возможность воспроизводить любые аккорды, практически при его помощи можно было подготовить к изданию самые сложные произв. В шрифте Брейткопфа все детали нотного набора были хорошо (без зазоров) пригнаны. Нотный рисунок легко читался и имел эстетичный вид. Впервые новый метод Н. был применён в 1754 при издании арии «Как иной уже может решиться» («Wie mancher kann sich schon entschliessen»). В 1755 последовало рекламное издание положенного на музыку сонета, восхваляющего преимущества изобретения Брейткопфа. Первой крупной публикацией явилась пастурель «Триумф преданности» («Il trionfo della fedeltа», 1756), принадлежавшая перу саксонской принцессы Марии Антонии Вальпургис. За короткое время Н. с помощью набора достигло у Брейткопфа небывалого развития. Только теперь Н. смогло во всех областях успешно конкурировать с рукописными нотами, к-рые до этого времени не утрачивали господства на нотном рынке. Брейткопф издавал сочинения почти всех крупных нем. композиторов этой эпохи — сыновей И. С. Баха, И. Маттезона, Й. Бенды, Г. Ф. Телемана и др. Метод Брейткопфа нашёл многочисл. подражателей и последователей в Голландии, Бельгии и Франции.

Гравировка на меди. «Духовное наслаждение». Печатник. С. Веровио. Рим. 1586.

К кон. 18 в. положение изменилось — муз. фактура настолько усложнилась, что набор нотного текста стал нерентабельным. При подготовке изданий новых, сложных произв., особенно орк. партитур, стало целесообразным применять метод гравировки, к тому времени значительно усовершенствованный.

В 20 в. метод набора изредка используется лишь при печати нотных примеров в книгах (см., напр., книгу А. Байшлага «Орнаментика в музыке» — А. Beyschlag, «Die Ornamentik der Musik», 1908).

Хорошо выполненная гравировка на меди в соединении с методом глубокой печати впервые была применена рим. печатником С. Веровио в издании «Духовное наслаждение» («Diletto spirituale», 1586). Он использовал технику нидерл. гравёров, к-рые в репродукциях картин таких художников, как Мартин де Вос, воспроизводили целые страницы нот. Издания Веровио гравировал нидерл. мастер М. ван Бюитен.

Способ гравировки был трудоёмким, но позволял передавать нотный рисунок любой сложности и поэтому приобрёл широкое распространение во мн. странах. В Англии этот метод был впервые использован при подготовке к изданию Фантазии для виол О. Гиббонса, 1606-1610 (б. г.); одним из самых ранних англ. гравёров был Хоул (W. Hole), выполнивший гравировку «Парфении» (1613). Во Франции внедрение гравировки задерживалось из-за привилегии изд-ва Баллар на Н. наборными литерами.

Гравировка. И. Кунау. Новое клавирное упражнение. Лейпциг. 1689.

Первое гравированное издание появилось в Париже в 1667 — «Органная книга» Нивера (гравёр Людер). Уже в кон. 17 в. мн. франц. композиторы, стремившиеся обойти монополию Баллара, отдавали свои сочинения в гравировку (Д. Готье, ок. 1670; Н. Лебег, 1677; А. д’Англебер, 1689).

Гравировка. Г. P. Гендель. Вариации из сюиты E-dur для клавира.

Гравированные ноты разл. стран выглядят по-разному: французские — старомодно, итальянские — изящнее (напоминают рукопись), англ. гравировка тяжеловесна, близка к набору, немецкая — чётка и ясна. В нотных изданиях (особенно 17 в.) обозначение «интаволатура» (intavolatura) относилось к гравировке, «партитура» (partitura) — к набору нот.

В нач. 18 в. особую известность приобрели франц. нотные гравёры. В этот период гравированием нот занимались многие гравёры-художники, уделявшие большое внимание и оформлению всего издания.

В 1710 в Амстердаме издатель Э. Роже (E. Roger) впервые начал нумеровать свои публикации. В течение 18 в. изд-ва мн. стран последовали его примеру. С 19 в. это принято повсеместно. Номера ставятся на досках и (не всегда) на титульном листе. Это облегчает процесс печати (исключается случайное попадание страниц из др. изданий), а также датировку старых изданий или, по крайней мере, датировку первого выпуска данного издания (т.к. при переизданиях номера не изменяются).

Коренной переворот в гравировке нот, отделивший её от иск-ва художеств. гравюры, произошёл в 20-е гг. 18 в. В Великобритании Дж. Клуэр стал применять вместо медных доски из более податливого сплава олова со свинцом. На таких досках в 1724 были награвированы произв. Генделя. Дж. Уолш и Дж. Эйр (J. Hare) ввели стальные пунсоны, с помощью к-рых можно было выбивать все постоянно встречающиеся знаки. Это в значит. степени унифицировало внешний вид нот, сделало их более удобочитаемыми. Усовершенствованный процесс нотной гравировки получил распространение во мн. странах. Ок. 1750 для гравировки стали применять пластины толщиной в 1 мм из прочного цинка или из сплава олова, свинца и сурьмы (наз. гартом). Однако сам метод нотной гравировки не претерпел существ. изменений. Сначала на доске спец. растром (резцом с пятью зубцами) прорезаются нотные линейки. Затем на них пунсонами выбиваются в зеркальном виде ключи, нотные головки, знаки альтерации, словесный текст. После этого осуществляется собственно гравировка — при помощи штихеля вырезаются те элементы нотного письма, к-рые в связи со своей индивидуальной формой не могут быть выбиты пунсонами (штили, вязки, лиги, вилочки и т.д.). До кон. 18 в. Н. производилось непосредственно с досок, что приводило к их быстрому износу. С изобретением литографии (1796) с каждой доски стали делать спец. оттиск для переноса на литографский камень или позднее — на металлич. формы для плоской печати. Ввиду трудоёмкости изготовления доски с награвированными муз. произв. считались самым ценным капиталом любого нотного изд-ва.

Процесс гравировки по этапам.

В 20 в. нотный рисунок фотомеханич. способом переносится на цинк (для цинкографского клише) или на тонкие пластины (цинковые или алюминиевые), являющиеся формами для офсетной печати. В качестве оригиналов изд-ва вместо досок сохраняют снятые с них диапозитивы.

В России первые опыты Н. относятся к 17 в. Они были связаны с необходимостью унификации церк. пения. В 1652 резчику моск. Печатного двора Ф. Иванову было поручено завести «знаменное печатное дело», т.е. Н. с помощью безлинейных нотных знаков. Были вырезаны стальные пунсоны и отлит шрифт, но ни одно издание с помощью этого шрифта не было отпечатано, по-видимому, в связи с церк. реформами патриарха Никона (1653-54). В 1655 была создана спец. комиссия для исправления церк. певч. книг, работавшая до 1668. А. Мезенец (её руководитель) заменил киноварные пометы (уточнявшие звуковысотность) печатавшимися тем же цветом «признаками» при осн. знаках, что давало возможность издавать певч. книги, не прибегая к сложной двухцветной печати. В 1678 была закончена отливка нотного шрифта, изготовленного И. Андреевым по указаниям Мезенца. В новом шрифте «знамена» помещались на отд. литерах, что позволяло набирать разнообразные комбинации. Н. посредством этого шрифта также не было осуществлено. К этому времени в России начало распространяться линейное нотное письмо, и система Мезенца оказалась анахронизмом уже при возникновении. Первый доведённый до конца опыт рус. Н. был связан с переходом на линейное нотное письмо — это были сравнительные («двоезнаменные») таблицы крюковых и линейных нот. Издание осуществлено ок. 1679 с награвированных досок. Автором и исполнителем этого издания (титульный лист и выходные данные отсутствуют), видимо, был органист С. Гутовский, о к-ром в документах моск. Оружейной палаты имеется запись от 22 нояб. 1677, что он «сделал стан деревянный, который печатает листы фряжские» (т.е. гравюры на меди). Т. о., в России в кон. 17 в. были освоены оба распространённых в то время на Западе способа Н.: набор и гравировка.

В 1700 во Львове был опубликован «Ирмолог» — первый печатный памятник рус. знаменного пения (с линейным нотным письмом). Шрифт для него был создан печатником И. Городецким.

В 1766 печатник Моск. синодальной типографии С. И. Бышковский предложил разработанный им нотный шрифт, отличавшийся красотой и совершенством. Этим шрифтом были напечатаны богослужебные нотные книги: «Ирмолог», «Октоих», «Обиход», «Праздники» (1770-1772).

Страница из издания: Л. Maдонис. Соната для скрипки с цифрованным басом. СПБ. 1738.

По словам В. Ф. Одоевского, эти книги — «неоценённое народное сокровище, каким не может похвалиться ни одна страна в Европе, ибо по всем историческим данным, в сих книгах сохранились те же самые напевы, какие употреблялись в наших церквах за 700 лет».

Светские сочинения до 70-х гг. 18 в. печатались исключительно в типографии Академии наук и художеств, печатные формы изготавливались методом гравировки на меди. Первым изданием явилась «Песнь, сочинённая в Гамбурге к торжественному празднованию коронации её величества государыни императрицы Анны Иоанновны, самодержицы всероссийския, бывшему тамо августа 10 (по новому изчислению), 1730» В. Тредиаковского. Помимо ряда др. приветственных «подносных листов», напечатанных в связи с разл. придворными торжествами, в 30-е гг. были осуществлены первые издания инстр. музыки — 12 сонат для скрипки с цифрованным басом Дж. Верокки (между 1735 и 1738) и 12 сонат («Двенадцать разныя симфонии ради скрипки и басса. «) Л. Мадониса (1738). Особого внимания заслуживает напечатанный в 50-х гг. и ставший впоследствии знаменитым сборник «Между делом безделье, или Собрание разных песен с приложенными тонами на три голоса. Музыка Г. Т. (еплова)». В 60-х гг. типография Академии наук приобрела нотный шрифт Брейткопфа (сразу после его изобретения). Первым изданием, выполненным с применением метода набора, явились 6 клавирных сонат В. Манфредини (1765).

С 70-х гг. 18 в. Н. в России быстро развивается. Появляются многочисл. частные издат. фирмы. Ноты печатаются и в разл. журналах и альманахах (см. Издательства музыкальные). В рус. Н. применялись все передовые достижения полиграфич. техники.

В 20 в. нотные издания печатаются гл. обр. на офсетных машинах. Перевод нотного оригинала на печатные формы осуществляется фотомеханич. способом. Осн. проблема Н. заключается в подготовке нотного оригинала. Каждое сложное муз. произв. обладает индивидуальным рисунком. До сих пор не найдено достаточно простого и экономически выгодного решения проблемы механизированного изготовления нотных оригиналов. Как правило, они изготовляются вручную, при этом качество работы зависит от художеств. (графич.) дарования мастера. Используются след. способы подготовки оригиналов для Н.:

Гравировка (см. выше), применение к-рой во всех странах сокращается, т.к. в связи с трудоёмкостью и вредностью работы на гарте ряды мастеров почти не пополняются.

Штамповка нот типографской краской на миллиметровой бумаге при помощи комплекта штампов, лекал и рейсфедеров. Этот метод, введённый в 30-е гг. 20 в., является наиболее распространённым в СССР. Он менее трудоёмок, чем гравировка, позволяет с большой точностью воспроизводить оригиналы любой сложности. К этому методу примыкает вычерчивание нот на прозрачной бумаге, применяемое при подготовке нотных изданий в типографиях, не имеющих штамповщиков.

Каллиграфич. переписка нот (штампуются только ключи). Изготовление нотных оригиналов этим способом приобрело популярность во мн. странах и начинает вводиться в СССР.

Перенос нотных знаков на нотную бумагу по принципу детских переводных картинок (Klebefolien). Несмотря на трудоёмкость и связанную с этим дороговизну метод применяется в ряде заруб. стран.

Нотонабор (модификация, не имеющая ничего общего со шрифтом Брейткопфа). Метод был разработан и внедрён в производство в 1959-60 сотрудниками НИИ полиграфии совместно с работниками изд-ва «Советский композитор». При нотонаборе текст нотной страницы монтируется на доске чёрного цвета. Все элементы — линейки, ноты, лиги, подтекстовка и др. — изготовлены из резины и пластмассы и покрыты люминофором. После проверки и исправления недочётов доска освещается и фотографируется. Полученный диапозитив переводится на печатные формы. Метод хорошо оправдал себя при подготовке изданий массовой вокальной литературы, орк. голосов и т.п.

Делаются попытки механизации процесса изготовления нотного оригинала. Так, в ряде стран (Польша, США) применяются нотопишущие машины. При достаточно высококачественных результатах эти машины малопроизводительны. В СССР они не получили распространения. Изыскиваются возможности приспособления фотонаборных машин для набора нот. Фотонаборные машины с нач. 70-х гг. 20 в. получают повсеместное распространение для текстового набора, т.к. они высокопроизводительны, дают сразу готовый позитив для офсетной печати и работа на них не вредна для здоровья. Попытки приспособить эти машины для Н. предпринимаются мн. фирмами (япон. фирма «Морисава» запатентовала свою фотонотонаборную машину во мн. странах). Наибольшие перспективы в отношении рационализации изготовления нотного оригинала принадлежат фотонабору.

Помимо перечисленных методов, распространено использование для Н. старых изданий, которые после исправления и необходимой ретуши служат в качестве оригинала для фотографирования и последующего перевода на печатные формы. С совершенствованием фотографич. методов связано широкое распространение репринтов (перепечатки оригинальных изданий классиков), а также факсимильных изданий, представляющих собой высококачественное воспроизведение авторской рукописи или к.-л. старинного издания со всеми их особенностями (в числе последних сов. факсимильных изданий — издание авторской рукописи «Картинок с выставки» М. П. Мусоргского, 1975).

При небольших тиражах, а также для предварит. ознакомления специалистов ноты печатаются на светокопировальных аппаратах.

Литература: Бессель В., Материалы к истории нотно-издательского дела в России. Приложение к кн.: Pиндейзен Н., В. В. Бессель. Очерк его музыкально-общественной деятельности, СПБ, 1909; Юргенсон В., Очерк истории нотопечатания, М., 1928; Вольман Б., Русские печатные ноты XVIII века, Л., 1957; его же, Русские нотные издания XIX — начала XX века, Л., 1970; Кунин М., Нотопечатание. Очерки истории, М., 1966; Иванов Г., Нотоиздательское дело в России. Историческая справка, M., 1970; Riemann H., Notenschrift und Notendruck, в сб.: Festschrift zum 50-jahrigen Jubelfeier der Firma C. G. Rцder, Lpz., 1896; Eitner R., Der Musiknotendruck und seine Entwicklung, «Zeitschrift fьr Bьcherfreunde», 1898, Jahrg. 1, H. 12; Kinkeldey O., Music in Incunabula, «Papers of the Bibliographical Society of America», 1932, v. 26, p. 89-118; Guйgan В., Histoire de l’impression de la musique. La typographie musicale en France, «Arts et mйtiers graphiques», 1933, No 37, 1934, No 39, 41, 43; Hoffmann M., Immanuel Breitkopf und der Typendruck, в кн.: Pasticcio auf das 250-jahrige Bestehen des Verlages Breitkopf und Hдrtel. Beitrдge zur Geschichte des Hauses, Lpz., (1969), S. 35-53.

Источник

Оцените статью