Первым записанным произведением юного одаренного чайковского был сочиненный вальс для фортепиано егэ

Чайковский

Жизнь и творчество русского композитора

Начало (1840-1865)

Петр Ильич Чайковский родился в 1840 году в Воткинске, маленьком городе-заводе на Урале. (Ныне этот городок расположен в Удмуртии). Там отец композитора служил директором Горного завода. Родители будущего композитора были музыкальны, и в доме нередко проходили любительские концерты. Вокруг звучали крестьянские песни. Как писал позднее сам Чайковский, он «вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки», что позднее нашло отражение в его творчестве.

Чайковскому суждено было родиться в совершенно замечательной семье, в атмосфере любви и сердечности. Его родители имели значительную разницу в возрасте, но связывали их исключительные по глубине и искренности чувства. Расставаясь на время отъезда кого-либо из них по делам, они писали друг другу подробные письма — отчеты о своей жизни и жизни своих детей. Впоследствии дети Чайковских сохранили переписку родителей, переплели их письма в красивый альбом. Именно в этом альбоме можно увидеть первые каракули четырехлетнего Пети Чайковского, которые он начеркал в письме своего отца к матери.

Отношения между детьми были также очень сердечными. С восторгом десятилетний Чайковский сообщал о рождении своих братьев-близнецов: «Я их уже видел несколько раз; но каждый раз, как я их вижу, мне кажется, что это ангелы, которые спустились на землю.» Позже в его письмах к родителям уже из Петербурга постоянно встречаем упоминания о братьях-близнецах: «Поцелуйте и расцелуйте за меня этих двух херувимов, Толю и Модю»; «воображаю, какие они Ангелочки».

Однако в жизни семьи Чайковских случилось страшное горе: от холеры умерла мать, Александра Андреевна Чайковская. Петру Ильичу было 14 лет. Его младшим братьям-близнецам чуть больше 4. Огромное потрясение, оставившее след на всю жизнь, пережил будущий композитор. В своих письмах в разные годы Чайковский с горечью вспоминал это страшное детское потрясение, наложившее отпечаток на всю его дальнейшую судьбу. А его брат Модест уже на склоне лет писал: «Первое воспоминание: я сижу на руках у женщины, кругом кусты желтой акации и внизу по дорожке прыгает лягушка: у меня в руках серебряный стаканчик Мне было всего 4 года и 44 дня. Я более ничего о ней не помню, но знаю чувство неизъяснимой любви к большой темноволосой женщине, отличающейся от всех других именем «мамаша». В одном этом слове таилось нечто сладостное, нежное, причиняющее блаженное чувство радостного удовлетворения, успокоения, выделявшее существо, носившее его из ряда всех людей. Тосковать о ней, плакать, считать себя обиженным жестоко, несправедливо, отходом ее от нас, как-то ревновать к окружающим ее покойникам Смоленского кладбища и в воображении сладостно млеть, целуя ее руки и колени — я не переставал всю жизнь. Теперь в старости, реже, а прежде очень часто видел ее во сне и всегда с чувством обиды, что она нас оставила и с чувством ревности к тем, с кем она теперь. Мне всегда ее не доставало. Не достает и до сих пор.»

Фактически с момента кончины матери у Петра Ильича возникло замечательное чувство ответственности за судьбу младших братьев, забота об их воспитании и просто участие. Примечательно, что сам Петр Ильич писал: «Моя привязанность к этим двум человечкам с каждым годом делается все больше и больше. Я внутренно ужасно горжусь и дорожу этим лучшим чувством моего сердца. В грустные минуты жизни мне только стоит вспомнить о них — и жизнь делается для меня дорога. Я по возможности стараюсь для них заменить своею любовью ласки и заботы матери и, кажется мне это удается.»

В свою очередь, Модест Ильич вспоминал об этом периоде свое жизни так: «Самый мудрый и опытный педагог, самая любящая и нежная мать не могла бы нам заменить Петю Все, что было на душе и в голове, мы могли поверять ему без тени сомнения. Влияние его на нас было безгранично, его слово закон, а между тем никогда в жизни далее хмурого лица и какого-то бичующего взгляда проявление строгости не заходило. И вот мы втроем составили как бы семью в семье. Для нас он был брат, мать, друг, наставник — все на свете».

И, словно в награду за это, Модест Ильич Чайковский впоследствии стал для Петра Ильича лучшим его либреттистом, автором либретто двух последних оперных шедевров композитора — «Пиковой дамы» и «Иоланты». Он стал хранителем памяти великого композитора, основав в Клину его музей (Дом-музей П.И.Чайковского в Клину), создав в нем архив, организовывая многочисленные концерты из произведений Чайковского, в том числе и гастроли знаменитого Артура Никиша с исполнением симфонических сочинений Чайковского.

С четырех лет проявилась музыкальная одаренность Чайковского, и его начали обучать игре на фортепиано. Тем не менее его отдали десяти лет от роду учиться в Училище правоведения, готовя его в будущем к карьере юриста. Однако музыке он продолжал учиться и в стенах училища, как, впрочем, и все другие воспитанники этого учебного заведения, что соответствовало правилам воспитания того времени.

Первыми записанными сочинениями будущего композитора были вальс для фортепиано, посвященный его гувернантке А.Петровой «Анастасия-вальс» и романс «Мой гений, мой ангел, мой друг. «

Романс «Мой гений, мой ангел, мой друг. » написан Чайковским в возрасте 17-18 лет на стихи выдающегося русского поэта Афанасия Фета. Это было первое обращение композитора к стихам этого поэта. На рукописи сделано посвящение романса, но имя скрыто, а вместо него стоит многоточие. Существует предположение, что романс посвящен другу Чайковского по Училищу Сергею Кирееву.

После окончания Училища Чайковский поступил на службу чиновником в Министерство юстиции. Однако музыкой он продолжал заниматься как любитель одновременно со службой в музыкальных классах, которые открылись при Русском музыкальном Обществе. Через год эти классы были реорганизованы в первую в России консерваторию, куда и поступил учиться Чайковский.

Учителем Чайковского, оказавшим огромное влияние на все его будущее, стал знаменитый пианист и композитор Антон Рубинштейн, основатель консерватории в Петербурге. За годы учебы в консерватории Чайковский написал множество учебных работ, в том числе квартет, пьесы для фортепиано, а на выпускном экзамене прозвучала его кантата, написанная на текст оды Ф.Шиллера «К Радости», которая известна как текст финала Девятой симфонии Л. Бетховена. Именно в это время было написано и первое программное симфоническое произведение на сюжет драмы А.Н.Островского — увертюра «Гроза».

Будучи учеником А.Рубинштейна, Чайковский сделал окончательный выбор своего жизненного пути и стал профессиональным музыкантом. После окончания консерватории он уехал в Москву и стал преподавать в только что открытой второй русской консерватории — Московской, которая через много лет была названа его именем. Музыка Чайковского к тому времени уже начала исполняться. Так, в 1865 году Чайковским были написаны «Характерные танцы» для симфонического оркестра.

Друзья композитора отнесли его партитуру в отсутствие Чайковского знаменитому Иоганну Штраусу, который в то время служил в России, в предместье Петербурга Павловске дирижером постоянных концертов. Он и продирижировал этим сочинением молодого Чайковского в концерте, который назывался концертом из произведений русских композиторов, и в нем звучали сочинения знаменитых музыкантов, а среди них и «Характерные танцы» Чайковского, тогда ученика Петербургской консерватории. Через два года он эти танцы переделал и включил в свою первую оперу «Воевода». До конца своей жизни Чайковский с удовольствием включал этот симфонический фрагмент в свои авторские концерты, а также издавал его, хотя сама опера «Воевода» была им уничтожена.

Источник

Часть 1
Задание 15

1. Укажите цифры, на месте которых пишется НН.

Первым записа(1)ым произведением ю(2)ого одарё(3)ого Чайковского был сочинё(4)ый вальс для фортепиано, посвящё(5)ый его гувернантке А. Петровой.

2. Укажите цифры, на месте которых пишется Н.

В первой симфонии Чайковского, назва(1)ой им «Зимние грёзы», запечатле(2)ы не только бескрайние заснеже(3)ые, заметё(4)ые просторы России, знакомые композитору с детства, когда вместе с родителями он пересекал в экипажах и санях полстраны, но и отражены, воспроизведены душевные переживания, настроение путника, погружё(7)ого в себя во время бесконечно долгой дороги.

3. Укажите цифры, на месте которых пишется Н.

По приказу царя Александра I о вое(1)ых поселениях Чугуев был объявлен поселенским городом, поэтому в центральной части стари(2)ого Чугуева были вырубле(3)ы давно уже посаже(4)ые фруктовые сады, замоще(5)ы булыжником мостовые, проложе(6)ы новые улицы.

4. Укажите цифры, на месте которых пишется НН.

Служитель гости(1)ицы посоветовал Репину, экономившему получе(2)ые от продажи рисунков деньги, поискать комнату по записочкам, приклее(3)ым к деревя(4)ым заборам, которыми были огороже(5)ы многие дома.

5. Укажите цифры, на месте которых пишется Н.

Нежда(1)о-негада(2)о приехал брат, посла(3)ый начальством по казё(4)ой надобности: усы подкруче(5)ы, волосы гладко причёса(6)ы, сапоги начище(7)ы.

6. Укажите цифры, на месте которых пишется Н.

В конце лета Репин увёз в Париж много созда(1)ых этюдов, и среди них соверше(2)ый этюд ю(3)ой девочки-рыбачки: под прямыми лучами раскалё(4)ого южного солнца, среди некоше(5)ой травы стоит девочка в рва(6)ой, заплата(7)ой кофте, с рыбацкой сетью в руках.

7. Укажите цифры, на месте которых пишется НН.

В юности Репину нравилось писать масля(1)ыми красками большие насте(2)ые образа, портреты родстве(3)иков, и восхищё(4)ые похвалы вселяли увере(5)ость: талант есть, и его нужно непреме(6)о развивать.

Ответ: 2 3 4 5 6

8. Укажите цифры, на месте которых пишется НН.

Среди художников 60-х и 70-х годов, которыми были созда(1)ы талантливые произведения, самым крупным и призна(2)ым является Репин, и, как считали совреме(3)ики, было несомне(4)ым, что по своему огромному, соверше(5)о из ряда вон выходящему таланту он достойно занял одно из наиболее видных мест в истории искусства.

9. Укажите цифры, на месте которых пишется НН.

Статьи Н. Г. Чернышевского, которые им были написа(1)ы ранее, как и роман «Что делать?», цензура запретила, и затрёпа(2)ые, зачита(3)ые экземпляры этого произведения, выдра(4)ые из журнала «Совреме(5)ик», студенты приносили с собой в академию вместе с другой запрещё(6)ой литературой.

Ответ: 2 3 4 5 6

10. Укажите цифры, на месте которых пишется Н.

Оди(1)адцать опалё(2)ых солнцем бурлаков на картине Репина запряже(3)ы в кожа(4)ые лямки; напряжё(5)о тянут они гружё(6)ую баржу.

Источник

Первым записанным произведением юного одаренного чайковского был сочиненный вальс для фортепиано егэ

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б) нарушение в построении сложноподчинённого предложения

В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Г) нарушение в построении предложения с однородными членами

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

1) У Татьяны были большие планы и, сидя над школьным сочинением, её окрыляла мысль о том, что можно не только получить высокую оценку, но и попасть на общегородской конкурс лучших сочинений.

2) Везде и во все века разведка была тихой армией, которая короткой весточкой наносила противнику ощутимый удар.

3) Мне хотелось сказать огромное спасибо композитору за музыку, который написал это чудесное, по-настоящему гениальное произведение.

4) Согласно замыслу, этот самый Степанов во время исполнения композиции «Степанов в жилете» должен был выйти на сцену в галстуке, жилете, с прогулочным зонтиком в руке, в широкополой шляпе.

5) По окончанию отпуска Лидия Николаевна с головой погрузилась в работу: заглянув в календарь, составила планы будущих командировок, провела несколько встреч, начала работу над статьёй.

6) Анна и Сергей собрался отправиться в горы, чтобы восстановить силы после всего произошедшего и просто полюбоваться красотой природы.

7) Группа людей, стоявшая поодаль, как по команде двинулась вперёд и скоро совсем скрылась из виду.

8) Мальчишек не столько беспокоило будущее их проекта, сколько его настоящее, потому что сейчас ребятам не хватало материалов для работы.

9) Когда солнце взошло, озеро превратилось в блестящую зеркальную гладь, в которой отражалось бесконечно синее небо.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
A Б В Г Д

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым — 6) Анна и Сергей собрался отправиться в горы, чтобы восстановить силы после всего произошедшего и просто полюбоваться красотой природы. КОРРЕКТНО: 6) Анна и Сергей собрались отправиться в горы, чтобы восстановить силы после всего произошедшего и просто полюбоваться красотой природы.

Б) нарушение в построении сложноподчинённого предложения — 3) Мне хотелось сказать огромное спасибо композитору за музыку, который написал это чудесное, по-настоящему гениальное произведение. КОРРЕКТНО:3) Мне хотелось сказать огромное спасибо за музыку композитору, который написал это чудесное, по-настоящему гениальное произведение.

В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом — 1) У Татьяны были большие планы и, сидя над школьным сочинением, её окрыляла мысль о том, что можно не только получить высокую оценку, но и попасть на общегородской конкурс лучших сочинений. КОРРЕКТНО: 1) У Татьяны были большие планы и, сидя над школьным сочинением, она думала (мечтала) о том, что можно не только получить высокую оценку, но и попасть на общегородской конкурс лучших сочинений.

Г) нарушение в построении предложения с однородными членами — 8) Мальчишек не столько беспокоило будущее их проекта, сколько его настоящее, потому что сейчас ребятам не хватало материалов для работы. КОРРЕКТНО: 8) Мальчишек беспокоило не столько будущее их проекта, сколько его настоящее, потому что сейчас ребятам не хватало материалов для работы.

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом — 5) По окончанию отпуска Лидия Николаевна с головой погрузилась в работу: заглянув в календарь, составила планы будущих командировок, провела несколько встреч, начала работу над статьёй. КОРРЕКТНО: 5) По окончаниИ отпуска Лидия Николаевна с головой погрузилась в работу: заглянув в календарь, составила планы будущих командировок, провела несколько встреч, начала работу над статьёй.

Источник

Оцените статью