Пьеса баба яга для фортепиано

Чайковский Петр Ильич — Баба-Яга

Пётр Ильич Чайковский (25 апреля (7 мая) 1840, в селении при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии, ныне город Воткинск, Удмуртия — 25 октября (6 ноября) 1893, Санкт-Петербург) — великий русский композитор, один из лучших мелодистов, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель. Отец — Илья Петрович Чайковский (1795 — 1880).

Окончил Училище правоведения в Петербурге (1859), служил в Министерстве юстиции (до 1863). С 1861 занимался в Музыкальных классах Русского музыкального общества (РМО), преобразованных в 1862 в Петербургскую консерваторию, которую окончил в 1865 по классу сочинения у А. Г. Рубинштейна. В 1866–78 профессор Московской консерватории (классы свободного сочинения, теории, гармонии и инструментовки).

Чайковский активно участвовал в музыкальной жизни Москвы, здесь издавались и исполнялись его произведения, определились основные жанры творчества. Результатом знакомства в 1868 году и творческих контактов с членами «Могучей кучки» явилось создание программных симфонических произведений (по совету М. А. Балакирева написана увертюра-фантазия Ромео и Джульетта (1869), симфония Манфред, (1885); В. В. Стасов подсказал Чайковскому замысел симфонии фантазии «Буря», (1873).

Творчество 70-х гг. отличают напряжённость исканий, многообразие художественных интересов. В кон. 70-х гг. Чайковский пережил тяжёлый душевный кризис, вызванный перенапряжением творческих сил, а также обстоятельствами личной жизни. В течение нескольких лет жил преимущественно за границей (главным образом в Швейцарии и Италии). В эти годы немаловажными для Чайковского были материальная поддержка и переписка (1876–90) с Н. Ф. фон Мекк. В сер. 80-х гг. Чайковский возвратился к активной музыкально-общественной деятельности. В 1885 избран директором Московского отделения РМО, способствовал поднятию уровня музыкальной культуры Москвы. С 1885 постоянно жил в Подмосковье — в окрестностях г. Клин (Майданово, Фроловское), с 1892 — в самом Клину, где после смерти композитора открыт мемориальный дом-музей. С конца 1880-х гг. много выступал как дирижёр в России и за рубежом. Концертные поездки укрепили творческие и дружеские связи Чайковского с западноевропейскими музыкантами (Ханс фон Бюлов, Эдвард Григ, Антонин Дворжак, Густав Малер, Артур Никиш, Камиль Сен-Санс и др.).

Творчество
В творчестве Чайковского, в котором ведущими были опера и симфония, представлены почти все музыкальные жанры. В музыке отразились глубокие социально-этические конфликты, рождённые русской действительностью 2-й пол. 19 века. Заметно усиление трагического начала в произведениях последних лет (особенно в опере Пиковая дама и 6-й симфонии). Содержание музыки Чайковского универсально: охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, окружающего быта, в ней по-новому раскрываются произведения русской и мировой литературы — А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, Шекспира и Данте. Музыка Чайковского обнаруживает глубокие связи с творчеством Л. Н. Льва Николаевича Толстого, Ф.М. Достоевского, И. С. Тургенева, А. П. Чехова. В музыке Чайковского нашли претворение глубокие процессы духовной жизни, сомнение, отчаяние и порыв к идеалу.

* Чайковский в 1890 году в своей записной книжке писал наброски к сочиняемой им «Пиковой даме». И вот на одном листке записана торопливым почерком, очевидно только что придуманная им тема (мелодия), которую играют скрипки в самом начале четвертой картины — «Спальня графини». Это одно из лучших мест оперы. Чайковский записал в книжечке начало этой мелодии — и приписал: «и тому подобное эротическое нытье…»

Источник

Пьеса баба яга для фортепиано

Пётр Ильич Чайковский «Баба-Яга»

Пётр Ильич Чайковский – выдающийся русский композитор, которого по праву величают музыкальным гением планетарного масштаба. Будучи автором изумительных произведений, имеющих страстных почитателей на всех континентах, он создавал прекрасную музыку не только для взрослых, но и для детей. Ярчайшим примером тому служит его бесценное творение, названное «Детским альбомом». В этом замечательном сочинении Чайковский представил целый калейдоскоп красочных образов из удивительного и волшебного мира детства, нарисовав их при помощи музыкальных звуков. Цикл включает в себя двадцать четыре небольших живописных произведения, пользующиеся большой популярностью как в нашей стране, так и за её пределами, как например, колоритная миниатюра «Баба — Яга», в которой композитор в ярких звуковых красках отобразил известный сказочный персонаж.

Историю создания «Бабы-Яги» Чайковского, а также музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.

История создания

История создания миниатюры «Баба-Яга» неразрывно связана с возникновением фортепианного цикла « Детский альбом », который Чайковский сочинил весной 1878 года. Данный период в творчестве Петра Ильича был весьма плодотворным и ознаменовался созданием таких выдающихся шедевров как опера «Евгений Онегин» и « Симфония № 4 ». Однако в личной жизни композитора в то время были большие проблемы, возникшие из-за неудачной женитьбы на Антонине Милюковой.

Чтобы отвлечься от тягостных мыслей, которые могли довести его до депрессии, Пётр Ильич отправляется в длительное заграничное путешествие. Чуть позже к нему присоединяется брат Модест вместе со своим воспитанником, глухонемым мальчиком Колей Конради. Занятия с мальчиком благотворно влияли на душевное состояние Чайковского.

Заботы о ребёнке, который, по словам Петра Ильича, отличался открытостью и сообразительностью, отвлекали композитора от угрюмых размышлений о безысходности положения, сложившегося в его судьбе. Однако общение с детьми на этом не ограничивалось. На улицах итальянских городов Чайковский часто встречал юных музыкантов, которые чтобы заработать себе на хлеб, пели народные песни.

Исполнение было настолько вдохновенным, что приводило композитора в восторг. Особое впечатление на Петра Ильича произвёл флорентийский мальчик Витторио. Прелестная песенка уличного певца так запала в душу Чайковского, что композитор просил пропеть её несколько раз. Такое погружение в мир детства навели Петра Ильича на мысль о создании небольших фортепианных миниатюр подобно тем, которые сочинил Роберт Шуман для своей семилетней дочки Марии. Фортепианный цикл, написанный немецким композитором — романтиком и названный «Альбомом для юношества, сразу получил от Чайковского высокую оценку. Эта идея увлекла Петра Ильича, и уже в феврале 1878 года в письме главе нотного издательства Петру Ивановичу Юргенсону он поделился своими задумками о сочинении сборника лёгких пьес для детей.

Вернувшись в апреле того же года на родину, Чайковский поселился в поместье Каменка, где со всем своим многочисленным семейством проживала младшая сестра композитора Александра Ильинична Давыдова. Эта усадьба была для композитора самым излюбленным местом, которое располагало его не только к вдохновенному творчеству, но и к полноценному душевному отдыху.

У Александры Ильиничны было семеро детей, которых Чайковский сильно любил. Беседы с племянницами и племянниками, наблюдение за их занятиями и играми доставляло Петру Ильичу большую радость. Находясь под впечатлением от общения с ними, он уже в конце месяца с воодушевлением приступил к осуществлению своего замысла: созданием фортепианных миниатюр, отражающих чистый и светлый мир детства. Как изначально задумал композитор, они должны быть лёгкими по изложению музыкального материала и с завлекательными для подрастающего поколения музыкантов заголовками.

В конце мая эскизы детских пьес, в число которых вошло вышеупомянутое произведение «Баба Яга», были завершены и в двадцатых числах июля отправлены в издательство Юргенсона. Цикл под заголовком «Детский альбом. Сборник легких пьесок для детей. Подражание Шуману», вышел из печати в конце декабря 1878 года с посвящением любимому племяннику Чайковского шестилетнему Володе Давыдову, к которому Пётр Ильич испытывал особую привязанность.

Содержание пьесы «Баба-Яга»

Поскольку прекрасный мир детства неотделим от сказки, то, безусловно, Пётр Ильич не мог обойти эту тему стороной. Сказочный сюжет в цикле представлен колоритной миниатюрой «Баба-Яга». Если в нынешнее время благодаря мультипликации и кинематографа популярный образ из русских сказок приобрёл немного комический характер, то в бытность Чайковского эта героиня представлялась злой и страшной колдуньей.

В данном произведении образ Бабы-Яги: её повадки и характер, изображены очень ярко. Поначалу она, ворча, неуклюже ковыляет с клюкой, а затем забирается в ступу и под свист ветра совершает свой фантастический полёт.

Композитор выбрал для этой пьесы тональность ми минор, простую трёхчастную форму и темповое указание Presto (очень быстро).

Произведение начинается с помещённой в нижний регистр, колючей по своему характеру темы, каждый мотив которой заканчивается диссонирующими акцентированными аккордами. Отрывистые восьмые ноты на стаккато, а затем резкие аккорды привносят в музыку зловещий настрой, который с каждым тактом всё более усиливается. Затем после восьмого такта то вверху, то внизу появляется плавные интонации, которые чередуясь с острыми звуками, вызывают ощущение злого умысла, затеянного Бабой-Ягой. Драматический накал всё больше усиливается, и постоянное непрерывное движение незаметно подводит к среднему разделу.

Вторая часть пьесы – это повторяющиеся размеренные чёткие короткие звуки, изображающие беспрерывное движение. Создаётся впечатление, что героиня произведения куда-то помчалась в своей ступе. Дальнейшее динамическое развитие подводит к кульминации произведения, совпадающей с началом репризы, тема которой в отличие от начала пьесы проходит на октаву выше.

Сложности, возникающие у юного музыканта при исполнении произведения «Баба- яга».

  • «Баба Яга» — это виртуозная пьеса, предполагающая исполнение в быстром темпе. Она требует от юного музыканта определённых технических навыков, хорошей координации и пластичности обеих рук.
  • Особую трудность в произведении представляет исполнение острых восьмушек. Чтобы от начала и до конца точно выдержать штрихи, создающие в произведении определённую образность, надлежит развивать у исполнителя упругий и цепкий аппарат.
  • Поскольку композиция должна исполняться на одном дыхании, необходимо отработать точную фразировку и при этом добиваться гибкости волнообразной динамической линии, которая нарастает к кульминации и затихает к окончанию произведения.

Композиция «Баба-Яга», входящая в бессмертный опус Петра Ильича Чайковского «Детский альбом» и изображающая известный образ русских народных сказок, пользуется большой популярностью у начинающих пианистов. Художественная и педагогическая значимость этого произведения весьма велика. Произведение не только развивает технические навыки у юного исполнителя, но и заставляет творчески мыслить, чтобы создать тот яркий образ, который задуман композитором.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Пётр Ильич Чайковский «Баба-Яга»

Источник

П. И. Чайковский. «Баба-Яга»: ноты для фортепиано

На этой странице представлены ноты пьесы П.И. Чайковского из цикла «Детский альбом» под названием «Баба-Яга» . Ноты для фортепиано можно скачать бесплатно с нашего сайта в формате pdf чуть ниже. А пока мы предлагаем вспомнить мелодию этого произведения и посмотреть видео с примером его исполнения на фортепиано.

«Баба-Яга»: скачать бесплатно ноты для фортепиано

Нотный архив NotaDo.ru представляет ноты произведений Петра Ильича Чайковского для фортепиано, гитары и других инструментов. Все ноты произведений этого композитора на нашем сайте можно скачать абсолютно бесплатно.

Петр Ильич Чайковский — русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик. Наследие Чайковского представлено разными жанрами: это — десять опер, три балета, семь симфоний, 104 романса, ряд программных симфонических произведений, концерты и камерно-инструментальные ансамбли, хоровые сочинения, кантаты, фортепианные миниатюры и фортепианные циклы.

Источник

Методическая разработка открытого урока в классе фортепиано на тему «работа над музыкальным образом в произведении П.И.Чайковского Баба яга

специалист в области арт-терапии

на секции Навлинского зонального методического объединения

преподавателя МБОУ ДО Локотская ДШИ

Сафроновой Анны Сергеевны

с обучающейся 3 класса Вардая Дианой (фортепиано)

» Работа над музыкальным образом в классе фортепиано»

Дата проведения урока —

Тема: «Работа над музыкальным образом в произведениях».

Вид урока: традиционный.

Формирование представления о музыкальном образе, через средства музыкальной выразительности .

Формировать пианистические умения и навыки с помощью образных впечатлений;

Развивать познавательный интерес к изучению классической музыки; расширять общий кругозор учащейся;

Развивать ритмические, динамические и звуковые качества произведения.

Воспитывать эстетический вкус, любовь к исполняемым произведениям.

Воспитывать положительное отношение к решению творческих и технических задач при работе над музыкальным произведением.

Иллюстрации и рисунки

Ученица умеет анализировать и синтезировать музыкальное произведение;

У неё сформирован музыкальный образ;

Ученица свободно и правильно владеет штрихами и динамическими оттенками.

— сообщение темы и постановка задач;

— теоретическая часть: обсуждение музыкального образа и поиск средств выразительности;

— практическая часть: работа над произведением;

— оценивание, домашнее задание.

Здравствуй, Диана. Приготовь ноты, дневник, присаживайся.

Сообщение темы и постановка задач:

Сегодня на уроке мы будем учиться создавать образ при помощи выразительных средств в музыки.

Педагог: Диана давай сделаем разминку и сыграем наше упражнение №1 Ш.Ганона.

Ученица 🙁 играет в медленном темпе, активными пальцами .)

Педагог : А можешь сыграть это упражнение быстрее. Давай проиграем наше упражнение разными способами.

Дальше ученица играет упражнение штрихом стаккато, акцентами и пунктиром. После проработки 3-5 минут разными способами, ученик играет упражнение в быстром темпе .

Педагог : Теперь давай перейдем к гамме Ре мажор и арпеджио.

(Ученица работает над темпом и аппликатурой)

Педагог: Диана, а ты любишь сказки?

Ученица : Да, очень!

Педагог : Тебе знаком такой персонаж как Баба-Яга?

Ученица : Мне мама много сказок читала, в которых есть Баба-Яга.

Педагог: Да, конечно, ты знаешь о ней из детских книжек, иллюстраций, мультфильмов и кинофильмов. Именно поэтому мы с тобой и решили, когда выбирали произведение, что уж если этот персонаж нам так известен, то мы сможем хорошо сыграть музыкальное произведение о нём. Но сначала побольше узнаем о композиторе и этом сочинении. Помнишь, я тебе рассказывала, что Петр Ильич Чайковский– известный русский композитор, дирижер, и педагог. Родился в городе Воткинске. Считается одним из величайших композиторов в истории музыки. Автор более 80 произведений. Какие произведения тебе известны?

Ученица: Он написал музыку к балетам «Щелкунчик», Лебединое озеро», «Спящая красавица». Фортепианный цикл «Времена года» и «Детский альбом».

Педагог : А ты знаешь когда был написан «Детский альбом»?

Ученица : Он сочинён Чайковским в мае 1878 года, посвящён племяннику композитора Володе Давыдову. В этом сборнике 24 пьесы.

Педагог : А ты знаешь, что к образу Бабы-Яги, такому знакомому и загадочному, одновременно обращались многие композиторы? Например М.П. Мусоргский написал целый цикл фортепианных пьес, в том числе Бабу-Ягу (слушаем). Даже симфоническое произведение есть под таким названием! И это произведение написал композитор Лядов, но потом ты сама послушаешь его. Это будет твоё домашнее задание.

Ученица : Да, я обязательно поищу это произведение и послушаю его с мамой, мне очень интересно.

Педагог : Я просила тебя нарисовать Бабу-Ягу, как ты её видишь. Покажи нам, пожалуйста, свой рисунок.

Ученица : У меня получилось так.

Педагог: Очень хорошо! Я тебе тоже кое-что приготовила (показывает иллюстрации). Когда П. И. Чайковский создавал своё произведение, он обращался к живописи и поэзии. Это будило в нём творческую фантазию и вдохновение для создания музыкального образа (слушаем отрывок). С помощью каких музыкальных средств передан характер?

Ученица: Это мы с вами разбирали. Темп, штрих легато, крещендо, диминуэндо, музыка радостная – в мажоре, мелодия певучая, ритм как вальс.

Педагог : Вот мы коснулись почти всех средств музыкальной палитры, т.е. средств музыкальной выразительности. А теперь вернёмся к Бабе-Яге и вспомним о наших задачах. Нам предстоит пройти свой путь при создании этого образа. Чайковский написал это произведение, а ты попробуешь разобраться и донести, как исполнительница, как маленькая пианистка. Есть взрослые пианисты, они настоящие проводники музыки между композитором и слушателем. Со временем ты познакомишься с творчеством некоторых из них.

Педагог: А теперь сыграй нам своё произведение «Баба-Яга»

Ученица: Исполняет произведение.

Педагог: Спасибо. Я просила тебя дома ответить на ряд вопросов. Твои ответы будут служить нам опорой в создании музыкального образа. Давай поговорим о Бабе-Яге. Как она выглядит? Может это знатная дама или милая старушка?

Ученица: Я думаю, что Баба-Яга – злая сгорбившаяся старушка.

Педагог: Опиши, какие у неё волосы?

Ученица : У Бабы-Яги седые, торчащие с разные стороны, неопрятные космы.

Педагог: А тембр голоса можно угадать?

Ученица: Мне кажется, что у этого персонажа голос низкий, скрипучий; громкий крик переходит в зловещий шепот.

Педагог : Ты очень точно передаешь словами описание Бабы-Яги. Молодец! А какая походка? Характер? Выражение лица?

Ученица : Походка ковыляющая, Баба-Яга прихрамывает на одну ногу, шаркает. Характер у неё злобный, она колючая, упрямая. Выражение лица – пугающее.

Педагог: Ты нарисовала образ Бабы-Яги словами, а теперь этот же образ ты передашь в музыке с помощью все тех же средств выразительности (таблица). Давай обратимся к нотам. В какой форме написана пьеса? Что ты можешь о ней сказать?

Ученица: Пьеса, написана в трёхчастной форме, контраст середины здесь почти незаметен из-за непрерывного движения.

Педагог: Мы сегодня много говорили о выразительных средствах, давай подробнее рассмотрим части пьесы. «Баба-Яга» — картинка сказочного полёта. Острый штрих staccato, резко звучащие интервалы. В произведении изображён ее стремительный «полет» в темпе Presto. Внешний облик передается с помощью коротких мотивов. Интонации зловещие. Здесь важно хорошо прочувствовать характер, точно выполнять динамику, и поработать над штрихом стаккато: чтобы было очень упругим, собранным. Для этого кончик пальца должен быть активным, кисть с пружинящим движением. Исполняется это очень близко к клавиатуре. При этом важно, чтобы движения были синхронные. Надо настроиться на широкое дыхание, не теряться в мелочах и не увлекаться игрой отдельных мотивов. В этом плане динамические оттенки опять приходят на помощь.

Ученица: Играет отрывок.

Педагог: Как ты думаешь где в пьесе находится кульминация?.

Ученица : Кульминацией пьесы становится начало репризы, звучащее на октаву выше по сравнению с первой частью.

Педагог : Молодец! Ты правильно это заметила. Здесь резче звучат «выкрики» Бабы-Яги. Впечатление «удаления» создано благодаря постепенному переходу в низкий регистр и затуханию динамики. Улетела. Давай мы попробуем это изобразить.

Ученица: играет кульминацию произведения.

Педагог: Диана у тебя очень хорошо получилось , но нужно еще доработать темп, сделать четче штрихи и оттенки.

Ученица: Это потому, что мне интересно, а ещё я очень хорошо представляю себе полет Бабы-Яги.

Педагог: Как ты думаешь, достиг композитор своей цели в раскрытии образа Бабы-Яги?

Ученица: Да, конечно, очень здорово получилось!

Педагог: Чем мы занимались сегодня на уроке?

Ученица: создавали музыкальный образ Бабы-Яги.

Педагог: Что нового ты узнала? С чем познакомилась? Чему научилась?

Ученица: Я узнала, что Бабу-Ягу изображали такие композиторы, как Лядов, Мусоргский. Познакомилась с произведением Мусоргского. Научилась с помощью средств музыкальной выразительности передавать образ персонажа. Теперь я смогу дома работать над выразительностью образа Бабы-Яги. И ещё я заметила, что в музыкальных произведениях о Бабе-Яге все композиторы использовали штрих стаккато, наверное, потому что он передаёт слушателям тревожность.

Педагог: Диана, ты хорошо поработала дома и на уроке, подумала над образом Бабы-Яги, вспомнила средства музыкальной выразительности, разобралась с текстом, нарисовала рисунок, поупражнялась над отдельными элементами произведения. Сегодня за урок я тебе ставлю хорошую твёрдую пятёрку!

Педагог: Послушаешь симфоническую сказку А. Лядова, познакомишься с тембрами музыкальных инструментов симфонического оркестра;

Поработаешь над точным исполнительским приёмом стаккато;

Добивайся в нужных местах синхронной игры стаккато двумя руками.

До свидания, на следующем уроке нас также ждёт интересная работа!

Источник

Оцените статью