Пьеса баба яга ноты

П. Чайковский Детский альбом

ноты для фортепиано произведений композитора Петра Чайковского


П. Чайковский
Детский альбом

для фортепиано
редакция Я.Мильштейна и К.Сорокина
«Музыка», 1974г.
номер 6213

1. Утренняя молитва
2. Зимнее утро
3. Игра в лошадки
4. Мама
5. Марш деревянных солдатиков
6. Болезнь куклы
7. Похороны куклы
8. Вальс
9. Новая кукла
10. Мазурка
11. Русская песня
12. Мужик на гармонике играет
13. Камаринская
14. Полька
15. Итальянская песенка
16. Старинная французская песенка
17. Немецкая песенка
18. Неаполитанская песенка
19. Нянина сказка
20. Баба Яга
21. Сладкая греза
22. Песня жаворонка
23. Шарманщик поет
24. В церкви. Хор

Скачать ноты

Источник

Пьеса баба яга ноты

Пётр Ильич Чайковский «Баба-Яга»

Пётр Ильич Чайковский – выдающийся русский композитор, которого по праву величают музыкальным гением планетарного масштаба. Будучи автором изумительных произведений, имеющих страстных почитателей на всех континентах, он создавал прекрасную музыку не только для взрослых, но и для детей. Ярчайшим примером тому служит его бесценное творение, названное «Детским альбомом». В этом замечательном сочинении Чайковский представил целый калейдоскоп красочных образов из удивительного и волшебного мира детства, нарисовав их при помощи музыкальных звуков. Цикл включает в себя двадцать четыре небольших живописных произведения, пользующиеся большой популярностью как в нашей стране, так и за её пределами, как например, колоритная миниатюра «Баба — Яга», в которой композитор в ярких звуковых красках отобразил известный сказочный персонаж.

Читайте также:  Гитара art lutherie canada акустическая

Историю создания «Бабы-Яги» Чайковского, а также музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.

История создания

История создания миниатюры «Баба-Яга» неразрывно связана с возникновением фортепианного цикла « Детский альбом », который Чайковский сочинил весной 1878 года. Данный период в творчестве Петра Ильича был весьма плодотворным и ознаменовался созданием таких выдающихся шедевров как опера «Евгений Онегин» и « Симфония № 4 ». Однако в личной жизни композитора в то время были большие проблемы, возникшие из-за неудачной женитьбы на Антонине Милюковой.

Чтобы отвлечься от тягостных мыслей, которые могли довести его до депрессии, Пётр Ильич отправляется в длительное заграничное путешествие. Чуть позже к нему присоединяется брат Модест вместе со своим воспитанником, глухонемым мальчиком Колей Конради. Занятия с мальчиком благотворно влияли на душевное состояние Чайковского.

Заботы о ребёнке, который, по словам Петра Ильича, отличался открытостью и сообразительностью, отвлекали композитора от угрюмых размышлений о безысходности положения, сложившегося в его судьбе. Однако общение с детьми на этом не ограничивалось. На улицах итальянских городов Чайковский часто встречал юных музыкантов, которые чтобы заработать себе на хлеб, пели народные песни.

Исполнение было настолько вдохновенным, что приводило композитора в восторг. Особое впечатление на Петра Ильича произвёл флорентийский мальчик Витторио. Прелестная песенка уличного певца так запала в душу Чайковского, что композитор просил пропеть её несколько раз. Такое погружение в мир детства навели Петра Ильича на мысль о создании небольших фортепианных миниатюр подобно тем, которые сочинил Роберт Шуман для своей семилетней дочки Марии. Фортепианный цикл, написанный немецким композитором — романтиком и названный «Альбомом для юношества, сразу получил от Чайковского высокую оценку. Эта идея увлекла Петра Ильича, и уже в феврале 1878 года в письме главе нотного издательства Петру Ивановичу Юргенсону он поделился своими задумками о сочинении сборника лёгких пьес для детей.

Вернувшись в апреле того же года на родину, Чайковский поселился в поместье Каменка, где со всем своим многочисленным семейством проживала младшая сестра композитора Александра Ильинична Давыдова. Эта усадьба была для композитора самым излюбленным местом, которое располагало его не только к вдохновенному творчеству, но и к полноценному душевному отдыху.

У Александры Ильиничны было семеро детей, которых Чайковский сильно любил. Беседы с племянницами и племянниками, наблюдение за их занятиями и играми доставляло Петру Ильичу большую радость. Находясь под впечатлением от общения с ними, он уже в конце месяца с воодушевлением приступил к осуществлению своего замысла: созданием фортепианных миниатюр, отражающих чистый и светлый мир детства. Как изначально задумал композитор, они должны быть лёгкими по изложению музыкального материала и с завлекательными для подрастающего поколения музыкантов заголовками.

В конце мая эскизы детских пьес, в число которых вошло вышеупомянутое произведение «Баба Яга», были завершены и в двадцатых числах июля отправлены в издательство Юргенсона. Цикл под заголовком «Детский альбом. Сборник легких пьесок для детей. Подражание Шуману», вышел из печати в конце декабря 1878 года с посвящением любимому племяннику Чайковского шестилетнему Володе Давыдову, к которому Пётр Ильич испытывал особую привязанность.

Содержание пьесы «Баба-Яга»

Поскольку прекрасный мир детства неотделим от сказки, то, безусловно, Пётр Ильич не мог обойти эту тему стороной. Сказочный сюжет в цикле представлен колоритной миниатюрой «Баба-Яга». Если в нынешнее время благодаря мультипликации и кинематографа популярный образ из русских сказок приобрёл немного комический характер, то в бытность Чайковского эта героиня представлялась злой и страшной колдуньей.

В данном произведении образ Бабы-Яги: её повадки и характер, изображены очень ярко. Поначалу она, ворча, неуклюже ковыляет с клюкой, а затем забирается в ступу и под свист ветра совершает свой фантастический полёт.

Композитор выбрал для этой пьесы тональность ми минор, простую трёхчастную форму и темповое указание Presto (очень быстро).

Произведение начинается с помещённой в нижний регистр, колючей по своему характеру темы, каждый мотив которой заканчивается диссонирующими акцентированными аккордами. Отрывистые восьмые ноты на стаккато, а затем резкие аккорды привносят в музыку зловещий настрой, который с каждым тактом всё более усиливается. Затем после восьмого такта то вверху, то внизу появляется плавные интонации, которые чередуясь с острыми звуками, вызывают ощущение злого умысла, затеянного Бабой-Ягой. Драматический накал всё больше усиливается, и постоянное непрерывное движение незаметно подводит к среднему разделу.

Вторая часть пьесы – это повторяющиеся размеренные чёткие короткие звуки, изображающие беспрерывное движение. Создаётся впечатление, что героиня произведения куда-то помчалась в своей ступе. Дальнейшее динамическое развитие подводит к кульминации произведения, совпадающей с началом репризы, тема которой в отличие от начала пьесы проходит на октаву выше.

Сложности, возникающие у юного музыканта при исполнении произведения «Баба- яга».

  • «Баба Яга» — это виртуозная пьеса, предполагающая исполнение в быстром темпе. Она требует от юного музыканта определённых технических навыков, хорошей координации и пластичности обеих рук.
  • Особую трудность в произведении представляет исполнение острых восьмушек. Чтобы от начала и до конца точно выдержать штрихи, создающие в произведении определённую образность, надлежит развивать у исполнителя упругий и цепкий аппарат.
  • Поскольку композиция должна исполняться на одном дыхании, необходимо отработать точную фразировку и при этом добиваться гибкости волнообразной динамической линии, которая нарастает к кульминации и затихает к окончанию произведения.

Композиция «Баба-Яга», входящая в бессмертный опус Петра Ильича Чайковского «Детский альбом» и изображающая известный образ русских народных сказок, пользуется большой популярностью у начинающих пианистов. Художественная и педагогическая значимость этого произведения весьма велика. Произведение не только развивает технические навыки у юного исполнителя, но и заставляет творчески мыслить, чтобы создать тот яркий образ, который задуман композитором.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Пётр Ильич Чайковский «Баба-Яга»

Источник

Детский альбом, Чайковский

Album pour enfants, P. Tschaikowsky, opus 39

Москва, П. Юргенсон, 1885—1896

Приложение

Избранные пьесы «Детского альбома» с фразировкой, указаниями исполнения и аппликатурой в редакции Александра Буховцева (издание П. Юргенсона № 4112): Старинная французская песенка, Вальс, Болезнь куклы, Похороны куклы, Сладкая грёза, В церкви

Старинные ноты для фортепиано

Детский альбом, П. Чайковский, опус 39, посвящается Володе Давыдову

Москва, собственность издателя П. Юргенсон (№ 3347), выпуск 1885—1896 гг.

1. Утренняя молитва — Prière du matin

2. Зимнее утро — Le Matin en hiver

3. Игра в лошадки — Le petit cavalier

5. Марш деревянных солдатиков — Marche des soldats de bois

6. Болезнь куклы — La Poupée malade

7. Похороны куклы — Enterrement de la poupee

9. Новая кукла — La Nouvelle poupée

10. Мазурка — Mazurka

11. Русская песня — Chanson russe

12. Мужик на гармонике играет — Le Paysan prélude

13. Камаринская — Chanson populaire

14. Полька — Polka

15. Итальянская песенка — Chanson italienne

16. Старинная французская песенка — Mélodie antique française

17. Немецкая песенка — Chanson allemande

18. Неаполитанская песенка — Chanson napolitaine

19. Нянина сказка — Le Conte de la vieille

20. Баба-Яга — La Sorcière

21. Сладкая грёза — Douce rêverie

22. Песня жаворонка — Le Chant de l’alouette

23. Шарманщик поёт — L’Orgue de barbarie

24. В церкви — À L’Église

«Детский альбом» Чайковского великолепен; пожалуй, это сочинение — лучшее, что создано для детей в фортепианной музыке. Кто играл в юные годы «Неаполитанскую песенку» и «Сладкую грёзу», тот знает, что такое настоящее счастливое детство! Впрочем, пьесы настолько замечательны и совершенны в художественном отношении, что их можно исполнять в любом возрасте.

Издание, очевидно, точно воспроизводит первый вариант 1878 года с рисунками художника А. Степанова на заглавном листе; оно выпущено позже, скорее всего в середине 1880-х гг., когда Юргенсон начал сотрудничать с парижским нотным издателем Макаром (имя Mackar указано на обложке), кстати, — однофамильцем многочисленных персонажей знаменитых романов Эмиля Золя (написанных примерно в то же время).

В переписке Чайковского и Юргенсона есть интересный фрагмент по поводу «Детского альбома». В письме Петра Ильича (№ 44 от 10/22 декабря 1878 г.) из Флоренции читаем:

«Какой ты очаровательный человек! Два дня сряду получаю от тебя милые письма! Ноты получил и у ж а с н о доволен. Во-первых, издания отличные, а во-вторых, ошибок нет! Вот до чего мы с тобой дожили, душа моя! Оказывается, что если я тебя винил в опечатках по поводу прежних вещей, то был никто иной, как свинья, ибо ты в этом ни мало не виноват. Пока я мало обращал внимания на корректуры и действовал на основании знаменитого всероссийского принципа: «ничего, сойдёт!», сочинения мои кишели опечатками. Но стал я об этом больше хлопотать — и дело пошло лучше. Замечательно, что я не нашёл опечаток ни в концерте, ни в романсах, ни в детском альбоме. Ура! Мы побили немцев! Моё и Кашкинское сердце должны пылать кичливою гордостью! Нет, шутки в сторону — чудесные издания! Могу сделать только одно замечание. Я сожалею, что мне не пришло в голову просить тебя детский альбом напечатать другим форматом. Ведь Володя Давыдов должен будет играть стоя, чтоб смотреть на ноты! Картиночки значительно уступают по художественному достоинству Сикстинской мадонне Рафаэля, но ничего, сойдёт, — детям будет занятно.»

К слову сказать, после прошедших художественных «ужасов» XX века можно не согласиться с Чайковским. На фоне так называемого «современного концептуального искусства», демонстрирующего полную деградацию человеческих чувств, «картиночки» «Детского альбома» выглядят совершенными шедеврами! Каждой пьесе соответствует один из рисунков на обложке; однако, пьес — 24, а рисунков — 23. Художник Степанов изобразил для двух номеров (Неаполитанская и Итальянская песенки) только один вариант — певца-итальянца с мандолиной (Неаполь ведь тоже — Италия!).

Источник

Модест Петрович Мусоргский — Избушка на курьих ножках (Баба Яга)

Великий гуманист, демократ и правдолюбец, Мусоргский стремился деятельно служить своим творчеством народу. С огромной силой отразил он острые социальные конфликты, создал могучие, полные драматизма образы восставшего и борющегося за свои права народа. Вместе с тем Мусоргский был чутким психологом, знатоком человеческой души. В музыкальных драмах «Борис Годунов» и «Хованщина» необычайно динамичные, красочные массовые народные сцены сочетаются с разнообразием индивидуальных характеристик, психологической глубиной и сложностью отдельных образов. В сюжетах из отечественного прошлого Мусоргский искал ответа на животрепещущие вопросы современности. «Прошедшее в настоящем — вот моя задача», — писал он Стасову, работая над «Хованщиной». Как гениальный драматург проявил себя Мусоргский и в произведениях малой формы. Некоторые из его песен представляют собой подобие небольших драматических сценок, в центре которых — живой и законченный человеческий образ. Вслушиваясь в интонации разговорной речи и в мелодии русской народной песни, Мусоргский создал глубоко оригинальный, выразительный музыкальный язык, отличающийся острой реалистической характерностью, тонкостью и многообразием психологических оттенков. Творчество его оказало большое влияние на многих композиторов: С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Л. Яначека, К. Дебюсси и др.

Источник

Оцените статью