Болезнь куклы
Третья часть «Детского альбома» — «Кукольная трилогия». В этот цикл входят пьесы «Болезнь куклы», «Похороны куклы» и «Новая кукла». Героями этого цикла являются куклы, но силой воображения ребёнка и автора они оживают и их жизнь отражает настоящую, в которой бывают но только радости, но и скорбные моменты.
Тихая грустная мелодия пьесы «Болезнь куклы» передает печаль девочки, у которой заболела кукла: мы словно слышим её вздохи, а также стоны и жалобные интонации болеющей куклы. Печальные звуки мелодии, разделённые паузами, словно слезинки, капающие на личико куклы. По ходу пьесы напряжение нарастает и после напряженной кульминации всё завершается «угасающей» кодой.
Эта пьеса занимает особое место в «Детском альбоме». Она принадлежит к числу наиболее скорбных страниц фортепианного творчества Чайковского. При этом она хорошо доступна для образного понимания: грустная девочка, убаюкивающая и утешающая заболевшую куклу, близка и понятна любому слушателю.
Источник
П.И. Чайковский. «Болезнь куклы»: ноты для фортепиано
На этой странице представлены ноты пьесы П.И. Чайковского из цикла «Детский альбом» под названием «Болезнь куклы» . Ноты для фортепиано можно скачать бесплатно с нашего сайта в формате pdf чуть ниже. А пока мы предлагаем вспомнить мелодию этого произведения и посмотреть видео с примером его исполнения на фортепиано.
«Болезнь куклы»: скачать бесплатно ноты для фортепиано
Нотный архив NotaDo.ru представляет ноты произведений Петра Ильича Чайковского для фортепиано, гитары и других инструментов. Все ноты произведений этого композитора на нашем сайте можно скачать абсолютно бесплатно.
Петр Ильич Чайковский — русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик. Наследие Чайковского представлено разными жанрами: это — десять опер, три балета, семь симфоний, 104 романса, ряд программных симфонических произведений, концерты и камерно-инструментальные ансамбли, хоровые сочинения, кантаты, фортепианные миниатюры и фортепианные циклы.
Источник
Детский альбом, Чайковский
Album pour enfants, P. Tschaikowsky, opus 39
Москва, П. Юргенсон, 1885—1896
Приложение
Избранные пьесы «Детского альбома» с фразировкой, указаниями исполнения и аппликатурой в редакции Александра Буховцева (издание П. Юргенсона № 4112): Старинная французская песенка, Вальс, Болезнь куклы, Похороны куклы, Сладкая грёза, В церкви
Старинные ноты для фортепиано
Детский альбом, П. Чайковский, опус 39, посвящается Володе Давыдову
Москва, собственность издателя П. Юргенсон (№ 3347), выпуск 1885—1896 гг.
1. Утренняя молитва — Prière du matin
2. Зимнее утро — Le Matin en hiver
3. Игра в лошадки — Le petit cavalier
5. Марш деревянных солдатиков — Marche des soldats de bois
6. Болезнь куклы — La Poupée malade
7. Похороны куклы — Enterrement de la poupee
9. Новая кукла — La Nouvelle poupée
10. Мазурка — Mazurka
11. Русская песня — Chanson russe
12. Мужик на гармонике играет — Le Paysan prélude
13. Камаринская — Chanson populaire
14. Полька — Polka
15. Итальянская песенка — Chanson italienne
16. Старинная французская песенка — Mélodie antique française
17. Немецкая песенка — Chanson allemande
18. Неаполитанская песенка — Chanson napolitaine
19. Нянина сказка — Le Conte de la vieille
20. Баба-Яга — La Sorcière
21. Сладкая грёза — Douce rêverie
22. Песня жаворонка — Le Chant de l’alouette
23. Шарманщик поёт — L’Orgue de barbarie
24. В церкви — À L’Église
«Детский альбом» Чайковского великолепен; пожалуй, это сочинение — лучшее, что создано для детей в фортепианной музыке. Кто играл в юные годы «Неаполитанскую песенку» и «Сладкую грёзу», тот знает, что такое настоящее счастливое детство! Впрочем, пьесы настолько замечательны и совершенны в художественном отношении, что их можно исполнять в любом возрасте.
Издание, очевидно, точно воспроизводит первый вариант 1878 года с рисунками художника А. Степанова на заглавном листе; оно выпущено позже, скорее всего в середине 1880-х гг., когда Юргенсон начал сотрудничать с парижским нотным издателем Макаром (имя Mackar указано на обложке), кстати, — однофамильцем многочисленных персонажей знаменитых романов Эмиля Золя (написанных примерно в то же время).
В переписке Чайковского и Юргенсона есть интересный фрагмент по поводу «Детского альбома». В письме Петра Ильича (№ 44 от 10/22 декабря 1878 г.) из Флоренции читаем:
«Какой ты очаровательный человек! Два дня сряду получаю от тебя милые письма! Ноты получил и у ж а с н о доволен. Во-первых, издания отличные, а во-вторых, ошибок нет! Вот до чего мы с тобой дожили, душа моя! Оказывается, что если я тебя винил в опечатках по поводу прежних вещей, то был никто иной, как свинья, ибо ты в этом ни мало не виноват. Пока я мало обращал внимания на корректуры и действовал на основании знаменитого всероссийского принципа: «ничего, сойдёт!», сочинения мои кишели опечатками. Но стал я об этом больше хлопотать — и дело пошло лучше. Замечательно, что я не нашёл опечаток ни в концерте, ни в романсах, ни в детском альбоме. Ура! Мы побили немцев! Моё и Кашкинское сердце должны пылать кичливою гордостью! Нет, шутки в сторону — чудесные издания! Могу сделать только одно замечание. Я сожалею, что мне не пришло в голову просить тебя детский альбом напечатать другим форматом. Ведь Володя Давыдов должен будет играть стоя, чтоб смотреть на ноты! Картиночки значительно уступают по художественному достоинству Сикстинской мадонне Рафаэля, но ничего, сойдёт, — детям будет занятно.»
К слову сказать, после прошедших художественных «ужасов» XX века можно не согласиться с Чайковским. На фоне так называемого «современного концептуального искусства», демонстрирующего полную деградацию человеческих чувств, «картиночки» «Детского альбома» выглядят совершенными шедеврами! Каждой пьесе соответствует один из рисунков на обложке; однако, пьес — 24, а рисунков — 23. Художник Степанов изобразил для двух номеров (Неаполитанская и Итальянская песенки) только один вариант — певца-итальянца с мандолиной (Неаполь ведь тоже — Италия!).
Источник