Чайковский Петр Ильич — Баба-Яга
Пётр Ильич Чайковский (25 апреля (7 мая) 1840, в селении при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии, ныне город Воткинск, Удмуртия — 25 октября (6 ноября) 1893, Санкт-Петербург) — великий русский композитор, один из лучших мелодистов, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель. Отец — Илья Петрович Чайковский (1795 — 1880).
Окончил Училище правоведения в Петербурге (1859), служил в Министерстве юстиции (до 1863). С 1861 занимался в Музыкальных классах Русского музыкального общества (РМО), преобразованных в 1862 в Петербургскую консерваторию, которую окончил в 1865 по классу сочинения у А. Г. Рубинштейна. В 1866–78 профессор Московской консерватории (классы свободного сочинения, теории, гармонии и инструментовки).
Чайковский активно участвовал в музыкальной жизни Москвы, здесь издавались и исполнялись его произведения, определились основные жанры творчества. Результатом знакомства в 1868 году и творческих контактов с членами «Могучей кучки» явилось создание программных симфонических произведений (по совету М. А. Балакирева написана увертюра-фантазия Ромео и Джульетта (1869), симфония Манфред, (1885); В. В. Стасов подсказал Чайковскому замысел симфонии фантазии «Буря», (1873).
Творчество 70-х гг. отличают напряжённость исканий, многообразие художественных интересов. В кон. 70-х гг. Чайковский пережил тяжёлый душевный кризис, вызванный перенапряжением творческих сил, а также обстоятельствами личной жизни. В течение нескольких лет жил преимущественно за границей (главным образом в Швейцарии и Италии). В эти годы немаловажными для Чайковского были материальная поддержка и переписка (1876–90) с Н. Ф. фон Мекк. В сер. 80-х гг. Чайковский возвратился к активной музыкально-общественной деятельности. В 1885 избран директором Московского отделения РМО, способствовал поднятию уровня музыкальной культуры Москвы. С 1885 постоянно жил в Подмосковье — в окрестностях г. Клин (Майданово, Фроловское), с 1892 — в самом Клину, где после смерти композитора открыт мемориальный дом-музей. С конца 1880-х гг. много выступал как дирижёр в России и за рубежом. Концертные поездки укрепили творческие и дружеские связи Чайковского с западноевропейскими музыкантами (Ханс фон Бюлов, Эдвард Григ, Антонин Дворжак, Густав Малер, Артур Никиш, Камиль Сен-Санс и др.).
Творчество
В творчестве Чайковского, в котором ведущими были опера и симфония, представлены почти все музыкальные жанры. В музыке отразились глубокие социально-этические конфликты, рождённые русской действительностью 2-й пол. 19 века. Заметно усиление трагического начала в произведениях последних лет (особенно в опере Пиковая дама и 6-й симфонии). Содержание музыки Чайковского универсально: охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, окружающего быта, в ней по-новому раскрываются произведения русской и мировой литературы — А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, Шекспира и Данте. Музыка Чайковского обнаруживает глубокие связи с творчеством Л. Н. Льва Николаевича Толстого, Ф.М. Достоевского, И. С. Тургенева, А. П. Чехова. В музыке Чайковского нашли претворение глубокие процессы духовной жизни, сомнение, отчаяние и порыв к идеалу.
* Чайковский в 1890 году в своей записной книжке писал наброски к сочиняемой им «Пиковой даме». И вот на одном листке записана торопливым почерком, очевидно только что придуманная им тема (мелодия), которую играют скрипки в самом начале четвертой картины — «Спальня графини». Это одно из лучших мест оперы. Чайковский записал в книжечке начало этой мелодии — и приписал: «и тому подобное эротическое нытье…»
Источник
Пьеса для фортепиано бабы яги
Пётр Ильич Чайковский «Баба-Яга»
Пётр Ильич Чайковский – выдающийся русский композитор, которого по праву величают музыкальным гением планетарного масштаба. Будучи автором изумительных произведений, имеющих страстных почитателей на всех континентах, он создавал прекрасную музыку не только для взрослых, но и для детей. Ярчайшим примером тому служит его бесценное творение, названное «Детским альбомом». В этом замечательном сочинении Чайковский представил целый калейдоскоп красочных образов из удивительного и волшебного мира детства, нарисовав их при помощи музыкальных звуков. Цикл включает в себя двадцать четыре небольших живописных произведения, пользующиеся большой популярностью как в нашей стране, так и за её пределами, как например, колоритная миниатюра «Баба — Яга», в которой композитор в ярких звуковых красках отобразил известный сказочный персонаж.
Историю создания «Бабы-Яги» Чайковского, а также музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.
История создания
История создания миниатюры «Баба-Яга» неразрывно связана с возникновением фортепианного цикла « Детский альбом », который Чайковский сочинил весной 1878 года. Данный период в творчестве Петра Ильича был весьма плодотворным и ознаменовался созданием таких выдающихся шедевров как опера «Евгений Онегин» и « Симфония № 4 ». Однако в личной жизни композитора в то время были большие проблемы, возникшие из-за неудачной женитьбы на Антонине Милюковой.
Чтобы отвлечься от тягостных мыслей, которые могли довести его до депрессии, Пётр Ильич отправляется в длительное заграничное путешествие. Чуть позже к нему присоединяется брат Модест вместе со своим воспитанником, глухонемым мальчиком Колей Конради. Занятия с мальчиком благотворно влияли на душевное состояние Чайковского.
Заботы о ребёнке, который, по словам Петра Ильича, отличался открытостью и сообразительностью, отвлекали композитора от угрюмых размышлений о безысходности положения, сложившегося в его судьбе. Однако общение с детьми на этом не ограничивалось. На улицах итальянских городов Чайковский часто встречал юных музыкантов, которые чтобы заработать себе на хлеб, пели народные песни.
Исполнение было настолько вдохновенным, что приводило композитора в восторг. Особое впечатление на Петра Ильича произвёл флорентийский мальчик Витторио. Прелестная песенка уличного певца так запала в душу Чайковского, что композитор просил пропеть её несколько раз. Такое погружение в мир детства навели Петра Ильича на мысль о создании небольших фортепианных миниатюр подобно тем, которые сочинил Роберт Шуман для своей семилетней дочки Марии. Фортепианный цикл, написанный немецким композитором — романтиком и названный «Альбомом для юношества, сразу получил от Чайковского высокую оценку. Эта идея увлекла Петра Ильича, и уже в феврале 1878 года в письме главе нотного издательства Петру Ивановичу Юргенсону он поделился своими задумками о сочинении сборника лёгких пьес для детей.
Вернувшись в апреле того же года на родину, Чайковский поселился в поместье Каменка, где со всем своим многочисленным семейством проживала младшая сестра композитора Александра Ильинична Давыдова. Эта усадьба была для композитора самым излюбленным местом, которое располагало его не только к вдохновенному творчеству, но и к полноценному душевному отдыху.
У Александры Ильиничны было семеро детей, которых Чайковский сильно любил. Беседы с племянницами и племянниками, наблюдение за их занятиями и играми доставляло Петру Ильичу большую радость. Находясь под впечатлением от общения с ними, он уже в конце месяца с воодушевлением приступил к осуществлению своего замысла: созданием фортепианных миниатюр, отражающих чистый и светлый мир детства. Как изначально задумал композитор, они должны быть лёгкими по изложению музыкального материала и с завлекательными для подрастающего поколения музыкантов заголовками.
В конце мая эскизы детских пьес, в число которых вошло вышеупомянутое произведение «Баба Яга», были завершены и в двадцатых числах июля отправлены в издательство Юргенсона. Цикл под заголовком «Детский альбом. Сборник легких пьесок для детей. Подражание Шуману», вышел из печати в конце декабря 1878 года с посвящением любимому племяннику Чайковского шестилетнему Володе Давыдову, к которому Пётр Ильич испытывал особую привязанность.
Содержание пьесы «Баба-Яга»
Поскольку прекрасный мир детства неотделим от сказки, то, безусловно, Пётр Ильич не мог обойти эту тему стороной. Сказочный сюжет в цикле представлен колоритной миниатюрой «Баба-Яга». Если в нынешнее время благодаря мультипликации и кинематографа популярный образ из русских сказок приобрёл немного комический характер, то в бытность Чайковского эта героиня представлялась злой и страшной колдуньей.
В данном произведении образ Бабы-Яги: её повадки и характер, изображены очень ярко. Поначалу она, ворча, неуклюже ковыляет с клюкой, а затем забирается в ступу и под свист ветра совершает свой фантастический полёт.
Композитор выбрал для этой пьесы тональность ми минор, простую трёхчастную форму и темповое указание Presto (очень быстро).
Произведение начинается с помещённой в нижний регистр, колючей по своему характеру темы, каждый мотив которой заканчивается диссонирующими акцентированными аккордами. Отрывистые восьмые ноты на стаккато, а затем резкие аккорды привносят в музыку зловещий настрой, который с каждым тактом всё более усиливается. Затем после восьмого такта то вверху, то внизу появляется плавные интонации, которые чередуясь с острыми звуками, вызывают ощущение злого умысла, затеянного Бабой-Ягой. Драматический накал всё больше усиливается, и постоянное непрерывное движение незаметно подводит к среднему разделу.
Вторая часть пьесы – это повторяющиеся размеренные чёткие короткие звуки, изображающие беспрерывное движение. Создаётся впечатление, что героиня произведения куда-то помчалась в своей ступе. Дальнейшее динамическое развитие подводит к кульминации произведения, совпадающей с началом репризы, тема которой в отличие от начала пьесы проходит на октаву выше.
Сложности, возникающие у юного музыканта при исполнении произведения «Баба- яга».
- «Баба Яга» — это виртуозная пьеса, предполагающая исполнение в быстром темпе. Она требует от юного музыканта определённых технических навыков, хорошей координации и пластичности обеих рук.
- Особую трудность в произведении представляет исполнение острых восьмушек. Чтобы от начала и до конца точно выдержать штрихи, создающие в произведении определённую образность, надлежит развивать у исполнителя упругий и цепкий аппарат.
- Поскольку композиция должна исполняться на одном дыхании, необходимо отработать точную фразировку и при этом добиваться гибкости волнообразной динамической линии, которая нарастает к кульминации и затихает к окончанию произведения.
Композиция «Баба-Яга», входящая в бессмертный опус Петра Ильича Чайковского «Детский альбом» и изображающая известный образ русских народных сказок, пользуется большой популярностью у начинающих пианистов. Художественная и педагогическая значимость этого произведения весьма велика. Произведение не только развивает технические навыки у юного исполнителя, но и заставляет творчески мыслить, чтобы создать тот яркий образ, который задуман композитором.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Пётр Ильич Чайковский «Баба-Яга»
Источник
П. И. Чайковский. «Баба-Яга»: ноты для фортепиано
На этой странице представлены ноты пьесы П.И. Чайковского из цикла «Детский альбом» под названием «Баба-Яга» . Ноты для фортепиано можно скачать бесплатно с нашего сайта в формате pdf чуть ниже. А пока мы предлагаем вспомнить мелодию этого произведения и посмотреть видео с примером его исполнения на фортепиано.
«Баба-Яга»: скачать бесплатно ноты для фортепиано
Нотный архив NotaDo.ru представляет ноты произведений Петра Ильича Чайковского для фортепиано, гитары и других инструментов. Все ноты произведений этого композитора на нашем сайте можно скачать абсолютно бесплатно.
Петр Ильич Чайковский — русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик. Наследие Чайковского представлено разными жанрами: это — десять опер, три балета, семь симфоний, 104 романса, ряд программных симфонических произведений, концерты и камерно-инструментальные ансамбли, хоровые сочинения, кантаты, фортепианные миниатюры и фортепианные циклы.
Источник
Чайковский Петр Ильич — Баба-Яга
Пётр Ильич Чайковский (25 апреля (7 мая) 1840, в селении при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии, ныне город Воткинск, Удмуртия — 25 октября (6 ноября) 1893, Санкт-Петербург) — великий русский композитор, один из лучших мелодистов, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель. Отец — Илья Петрович Чайковский (1795 — 1880).
Окончил Училище правоведения в Петербурге (1859), служил в Министерстве юстиции (до 1863). С 1861 занимался в Музыкальных классах Русского музыкального общества (РМО), преобразованных в 1862 в Петербургскую консерваторию, которую окончил в 1865 по классу сочинения у А. Г. Рубинштейна. В 1866–78 профессор Московской консерватории (классы свободного сочинения, теории, гармонии и инструментовки).
Чайковский активно участвовал в музыкальной жизни Москвы, здесь издавались и исполнялись его произведения, определились основные жанры творчества. Результатом знакомства в 1868 году и творческих контактов с членами «Могучей кучки» явилось создание программных симфонических произведений (по совету М. А. Балакирева написана увертюра-фантазия Ромео и Джульетта (1869), симфония Манфред, (1885); В. В. Стасов подсказал Чайковскому замысел симфонии фантазии «Буря», (1873).
Творчество 70-х гг. отличают напряжённость исканий, многообразие художественных интересов. В кон. 70-х гг. Чайковский пережил тяжёлый душевный кризис, вызванный перенапряжением творческих сил, а также обстоятельствами личной жизни. В течение нескольких лет жил преимущественно за границей (главным образом в Швейцарии и Италии). В эти годы немаловажными для Чайковского были материальная поддержка и переписка (1876–90) с Н. Ф. фон Мекк. В сер. 80-х гг. Чайковский возвратился к активной музыкально-общественной деятельности. В 1885 избран директором Московского отделения РМО, способствовал поднятию уровня музыкальной культуры Москвы. С 1885 постоянно жил в Подмосковье — в окрестностях г. Клин (Майданово, Фроловское), с 1892 — в самом Клину, где после смерти композитора открыт мемориальный дом-музей. С конца 1880-х гг. много выступал как дирижёр в России и за рубежом. Концертные поездки укрепили творческие и дружеские связи Чайковского с западноевропейскими музыкантами (Ханс фон Бюлов, Эдвард Григ, Антонин Дворжак, Густав Малер, Артур Никиш, Камиль Сен-Санс и др.).
Творчество
В творчестве Чайковского, в котором ведущими были опера и симфония, представлены почти все музыкальные жанры. В музыке отразились глубокие социально-этические конфликты, рождённые русской действительностью 2-й пол. 19 века. Заметно усиление трагического начала в произведениях последних лет (особенно в опере Пиковая дама и 6-й симфонии). Содержание музыки Чайковского универсально: охватывает образы жизни и смерти, любви, природы, детства, окружающего быта, в ней по-новому раскрываются произведения русской и мировой литературы — А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, Шекспира и Данте. Музыка Чайковского обнаруживает глубокие связи с творчеством Л. Н. Льва Николаевича Толстого, Ф.М. Достоевского, И. С. Тургенева, А. П. Чехова. В музыке Чайковского нашли претворение глубокие процессы духовной жизни, сомнение, отчаяние и порыв к идеалу.
* Чайковский в 1890 году в своей записной книжке писал наброски к сочиняемой им «Пиковой даме». И вот на одном листке записана торопливым почерком, очевидно только что придуманная им тема (мелодия), которую играют скрипки в самом начале четвертой картины — «Спальня графини». Это одно из лучших мест оперы. Чайковский записал в книжечке начало этой мелодии — и приписал: «и тому подобное эротическое нытье…»
Источник