Пьеса петрушка для фортепиано

Пьеса петрушка для фортепиано

В 1921 году Игорь Стравинский сделал переложение балета «Петрушка» для Артура Рубинштейна, которое называлось «Три фрагмента из Петрушки» (Trois mouvements de Petrouchka). Произведение это отличалось большой сложностью и так никогда и не было записано Рубинштейном, хотя и часто исполнялось им на концертах. Для того, чтобы уместить целый оркестр в одну клавиатуру фортепиано с минимальными потерями, Стравинский разработал «прыгающую технику». Суть её сводится к постоянным переключениям между тематическими слоями, для чего приходится беспрерывно совершать прыжки через всю клавиатуру. Кроме того, отдельные ноты могут «выпадать» в случае, если они компенсируются другими нотами и являются малоразличимыми человеческим ухом. Используя эту же технику, Бенедикт Кёлен переложил весь балет целиком!

Октет для духовых инструментов стал поворотной точкой Стравинского в переходе к нео-классическому периоду. В 1926 композитор Артур Лурье выполнил переложение для фортепиано, вынеся на третью линейку всё, что он считал невозмножным для исполнения. Впрочем, используя «прыгающую» технику Стравинского с небольшими поправками это оказалось возможным.

Рэгтайм для духовых инструментов является одной из трёх работ, написанных в короткий период, когда композитор обратился к джазу. Версию для фортепино написал сам композитор, возможно как наброски к оркестровой версии.

Игорь Стравинский (1882-1971)

Транскрипции для фортепиано

[01] Петрушка (1910/11). Переложение для фортепиано Игоря Стравинского и Бенедикта Кёлена
1. Народные гуляния на Масленой
2. У Петрушки
3. У Арапа
4. Народные гуляния на Масленой (под вечер)

Читайте также:  Впервые концерт для фортепиано с оркестром

Октет для духовых инструментов (1923/24). Переложение для фортепиано Артура Лурье (1926)
[02] 1. Sinfonia
[03] 2. Thema con variazioni
[04] 3. Finale

[05] Рэгтайм для 11 инструментов (1918). Переложение для фортепиано: Игорь Стравинский (1918)

Источник

Три части из «Петрушка»

Игорь Федорович родился в Ораниенбауме 5 (17) июня 1882 года. Его творчество пропитано всей уникальностью музыкальной культуры XX века. Его сочинения современники сравнивают с творениями известного живописца Пикассо. Они, несомненно, настолько же велики и прекрасны.

Русский пианист, композитор и дирижер начал свой творческий путь с малых лет. Его отец – Федор Стравинский является известным певцом с польскими корнями. Хотя существует мнение, что род Стравинских происходит из Украины, а именно из Волыни. В 9 лет мальчик начал учиться игре на фортепиано, а уже в 18 поступил в Санкт–Петербургский университет на юридический факультет по настоянию родителей.

Однако парень не терял идеи о карьере музыканта и усиленно продолжал обучение, но уже самостоятельно. Он брал уроки у самого Н. А. Римского–Корсакова. Именно под руководством этого замечательного и талантливого преподавателя Стравинский написал свои первые произведения. Это были соната и скерцо для фортепиано, Симфония Es-dur, для оркестра «Фейерверк».

Его талант быстро заметил Сергей Дягилев, который вскоре предложил ему написать балет для новой постановки. В это же время он постоянно путешествует из России в Париж и наоборот. Вскоре уезжает в Швейцарию, где остается на 4 года. Особое восхищение у Стравинского вызывал композитор Эрик Сати. Его творчество оставило значительный след в музыкальных порывах Игоря Федоровича.

По окончанию Первой мировой войны Стравинский решает переехать во Францию. Там он пишет балет «Пульчинелла» на заказ Дягилева. В роли пианиста Стравинский дебютировал в 1924 году. В это же время появляются все новые и новые симфонии, балеты, ансамбли. Немного позже он обращается к концертному жанру. Таким образом, он пишет замечательный Концерт для скрипки с оркестром.

Многое в его творчестве связанно с США. Существует даже мысль о том, что Стравинский был арестован за искажение музыки гимна, что противоречило нормам и правилам США. Длительное время он жил там. Сначала в Сан–Франциско, потом в Лас–Вегасе. Много гастролировал по Европе в качестве не только пианиста, но и дирижера.

В 1962 году приезжает в СССР, выступает с концертами в Москве, Ленинграде. Умер 6 апреля 1971 года. Похоронен в Италии рядом со своей женой и другом Сергеем Дягилевым. С его работами можно ознакомиться у нас. Также скачать бесплатно ноты и прослушать композиции.

Смотрите также ноты произведений композитора Игорь Стравинский:

Источник

Игорь Федорович Стравинский. Три фрагмента из балета «Петрушка»

«Мне захотелось развлечься сочинением оркестровой вещи, где рояль играл бы преобладающую роль», – так описывал Игорь Федорович Стравинский возникновение замысла произведения, которое в конечном итоге стало балетом «Петрушка». Но все-таки изначально музыкальная идея возникла вне связи со сценическим действом (хотя композитору и представлялся «образ игрушечного плясуна, внезапно сорвавшегося с цепи») – он думал о концертном произведении для рояля с оркестром, в котором виртуозность рояля оказывается бессильной перед огромной массой оркестра, подавляющего своими «угрожающими фанфарами» – так раскрывалась идея конфликта между личностью и обществом, между художником и толпой. И хотя идея получила развитие в виде балета, фортепианное начало не исчезло – рояль был включен в балетную партитуру, а через десять лет после успешной премьеры балета композитор возвращается к идее концертной пьесы.

Стравинский создает на темы «Петрушки» произведение не для фортепиано с оркестром, а для фортепиано соло, аранжировав три отрывка. Так в 1921 г. рождается фортепианная транскрипция «Три фрагмента из балета «Петрушка», посвященная пианисту Артуру Рубинштейну, на чье исполнение рассчитывал автор. Произведение состоит из трех частей, заглавия которых соответствуют сценам из балета: «Русская», «У Петрушки» и «Масленица». Две яркие «картины», написанные «широкими мазками», оттеняются средней частью с ее «графическими линиями».

«Три фрагмента из балета «Петрушка» родились на стыке двух периодов творчества Стравинского – русского и неоклассического, и применительно к русскому периоду их можно назвать центральным фортепианным произведением композитора. Оно исключительно сложно в техническом отношении – настолько, что сам Стравинский, будучи пианистом, никогда его не исполнял. Истоки пианизма «Петрушки» многообразны – это и романтизм, и импрессионизм, но самой очевидной параллелью представляется «Исламей» Милия Алексеевича Балакирева. Впрочем, пианистический стиль Стравинского, проявившийся в этом сочинении, нельзя свести к «сумме традиций» – это новаторское произведение, порожденное ХХ столетием. Если XIX век мог искать в фортепианном звуке кантиленное начало, то в «Трех фрагментах из балета «Петрушка» фортепиано почти не «поет» – даже там, где композитор цитирует русские народные песни («Ах вы, сени», «Вдоль по Питерской»), их жанровая природа не играет определяющей роли, они не получают широкого музыкального развития (как это бывало у русских композиторов XIX столетия), оставаясь лишь мимолетными «штрихами» к яркой картине масленичного гуляния. Стравинский подчеркивает «ударную» природу инструмента. Главную роль играет прием martellato – прямой удар, полная противоположность legato. Парадоксальным образом с такими приемами сочетается весьма широкое использование педали – на ее фоне происходят многочисленные «броски» аккордов, скачки в басовой линии, глиссандирование и тремоло. Значительную роль играет в транскрипции уплотнение фактуры варьируемых попевок путем диатонического «перебора» аккордовых блоков. Те приемы, которые возникли до Стравинского, получают у него новую интерпретацию. Например, «ленточное» аккордовое движение появилось в творчестве импрессионистов, но у Стравинского каскады параллельных аккордов преобразуются и гармонически, и ритмически.

Музыкальный «мир» произведения соткан из противоречий: красочная импрессионистская «звукопись» в ярких «лубочных картинках» – и тонкое раскрытие трагического образа главного героя, сочетание фактуры плотной, «тяжелой» – и прозрачной, полифонической и гомофонной. Столь же противоречивой предстает ритмическая организация с многочисленными наслоениями регулярных и синкопированных фигур. В целом для ритма «Петрушки» характерно смещение акцента на слабую долю при исключительной детализации ритмического рисунка, а варианты ритмического движения играют весьма важную роль в формообразовании.

Музыкальная ткань «Трех фрагментов из балета «Петрушка» многослойна. В ней выделяется множество динамических уровней. В развитии тематизма фортепианная фактура постоянно подвергается изменениям, и благодаря этому сопоставление разделов формы приобретает особую рельефность.

Эта фортепианная транскрипция балетных фрагментов с ее обилием разнообразных виртуозных приемов может быть названа подлинной «пианистической энциклопедией» своей эпохи. Новаторство Стравинского, проявившееся в этом произведении, получило дальнейшее развитие не только в его собственных последующих сочинениях, но и в фортепианной музыке ХХ столетия в целом. Наряду с Прокофьевым и Бартоком Стравинский сыграл важную роль в обновлении пианизма, и одним из решительных шагов на этом пути стали «Три фрагмента из балета «Петрушка».

Источник

24 детские пьесы для фортепиано (1936), op. 25

петрушка (петрушка) / Petrushka (C major)
за метеликом (за мотыльком) / To the Butterfly (A minor)
піонерська пісня (пионерская песня) / Pioneer’s Song (G major)
Українська народна пісня (Украинская народная песня)
Ukarainian Folksong (E minor)
на узліссі (на опушке) / At the Edge of the Forest (D major)
вальс (вальс) / Valse (B minor)
ранком у садочку (утром в садике) / Morning in the Garden (A major)
не хочуть купити ведмедика (не хотят купить мишку)
They Won’t Buy Me a Teddy Bear (F♯ minor)
купили ведмедика (купили мишку)
They Bought Me a Teddy Bear (E major)
полька (полька) / Polka (C♯ minor)
пастораль (пастораль) / Pastoral (B major)
мелодія (мелодия) / Melodie (G♯ minor)
в похід! (в поход!) / In march! (G♭ major)
дощик (дождик) / Little Rain (E♭ minor)
колискова пісня (колыбельная песня) / Cradle Song (D♭ major)
етюд (этюд) / Etude (B♭ minor)
скакалочка (скакалочка) / Jumping rope (A♭ major)
балетна сценка (балетная сценка) / Ballet Scene (F minor)
гумореска (юмореска) / Humoresque (E♭ major)
мазурка (мазурка) / Mazurka (C minor)
танцювальна (плясовая) / Dance (B♭ major)
казка (сказка) / Tale (G minor)
марш юних будьоннівців (марш юных буденновцев)
The Young Soldiers’ March (F major)
токкатіна (токкатина) / Toccatina (D minor)

Источник

Пьеса петрушка для фортепиано

Состав оркестра: 4 флейты, 2 флейты-пикколо, 4 гобоя, английский рожок, 3 кларнета, бас-кларнет, 3 фагота, контрафагот, 4 валторны, 2 корнета, 2 трубы, труба-пикколо, 3 тромбона, туба, литавры, большой барабан, тарелки, тамтам, треугольник, баскский барабан, малый барабан, тамбурин (провансальский барабан за кулисами), колокольчики, чслсста, фортепиано, 2 арфы, ксилофон, струнные.

История создания

Летом 1910 года после окончания сезона, отмеченного блестящей премьерой «Жар-птицы», Стравинский позволил себе короткий отдых на берегу моря, а затем с семьей поехал в Швейцарию. «. Мне захотелось развлечься сочинением оркестровой вещи, где рояль играл бы преобладающую роль. Когда я сочинял эту музыку, перед глазами у меня был образ игрушечного плясуна, внезапно сорвавшегося с цепи, который своими каскадами дьявольских арпеджио выводит из терпения оркестр, в свою очередь отвечающий ему угрожающими фанфарами. Завязывается схватка, которая в конце концов завершается протяжной жалобой изнемогающего от усталости плясуна. Закончив этот странный отрывок, я целыми часами гулял по берегу Леманского озера, стараясь найти название, которое выразило бы в одном слове характер моей музыки, а следовательно и образ моего персонажа.

И вот однажды я вдруг подскочил от радости. «Петрушка»! Вечный и несчастный герой всех ярмарок, всех стран! Это было именно то, что нужно, — я нашел ему имя, нашел название!»

Вскоре Стравинский показал наброски новой музыки Дягилеву, навестившему композитора в Кларане, и последний был так захвачен музыкой, что решил создать на ее основе балет.

Сценарий был сочинен Стравинским, Дягилевым и Бенуа, которого пригласили сделать художественное оформление новой постановки. Первые две картины балета были закончены той же зимой в Болье-сюр-мер. На Рождество Стравинский приехал в Петербург, где познакомил Дягилева и Бену а с написанным. Последние страницы музыки, после перерыва, вызванного болезнью, были дописаны в Риме, где выступала в это время труппа. Там и начались репетиции.

Премьера «Петрушки» состоялась 13 июня 1911 года в Париже на сцене театра Шатле под управлением Пьера Монте. Во Франции новое произведение Стравинского получило признание. Однако в России его приняли сурово: музыка показалась слишком крикливой, чересчур грубой, перенасыщенной «площадными» мелодиями. Лишь Мясковский в своей рецензии услышал в новом сочинении Стравинского «саму жизнь» и высоко оценил его. «Вся музыка его полна такого задора, свежести, остроумия, такого здорового, неподкупного веселья, такой безудержной удали, что все эти нарочитые пошлости, тривиальности, этот постоянный фон гармоники не только не отталкивают, но, напротив, еще больше увлекают. » — писал он.

В апреле 1914 года «Петрушка» был исполнен в симфоническом концерте в Париже под управлением Пьера Монте. После этого он занял прочное место на концертной эстраде и до сих пор часто и с огромным успехом звучит в симфонических концертах.

Вот как сам композитор излагает содержание своего произведения: «Во время масленичного разгула старый фокусник восточного типа показывает оживающих кукол: Петрушку, Балерину и Арапа, исполняющих бешеный танец среди изумленной толпы.

Магия фокусника сообщила куклам все чувства и страсти настоящих людей. Богаче других наделен ими Петрушка: он и страдает больше, чем Балерина и Арап. Горько чувствует он жестокость фокусника, свою неволю, свою отрезанность от прочего мира, свой уродливый и смешной вид. Утешения он ищет в любви Балерины, и ему кажется, что он находит ответ в ее сердце, однако на самом деле она только боится его странностей и избегает его.

Жизнь Арапа, глупого, злого, но нарядного, являет полную противоположность жизни Петрушки. Он нравится Балерине, которая всячески старается очаровать его. Это ей наконец удается, но врывается бешеный от ревности Петрушка и нарушает любовное объяснение. Арап свирепеет и выгоняет Петрушку вон.

Масленичное веселье достигает крайних пределов. Гуляющий с цыганками купчик бросает толпе кипы ассигнаций, придворные кучера танцуют с нарядными кормилицами; толпа ряженых увлекает всех в диком плясе. В момент наибольшего разгула слышны вопли из театра фокусника. Недоразумение между Арапом и Петрушкой приняло острый оборот. Ожившие куклы выбегают на улицу, Арап поражает Петрушку ударом сабли, и жалкий Петрушка умирает на снегу, окруженный толпой гуляк. Фокусник, приведенный будочником, спешит всех успокоить. Под его руками Петрушка снова возвращается в свой первоначальный кукольный вид, и толпа, удостоверившись в том, что раздробленная голова сделана из дерева, а тело набито опилками, расходится. Но не так просто кончается дело для самого лукавого фокусника, оставшегося наедине с куклой; к ужасу его над театриком появляется привидение Петрушки, которое грозит своему мучителю и издевается над всеми, поверившими в наваждение».

Построение «Петрушки» очень своеобразно. Четыре части (каждой соответствует один абзац в изложении содержания) соответствуют частям симфонии: первая — Allegro, вторая медленная, третья аналогична симфоническому скерцо, четвертая — финал.

Музыка

Первая часть насыщена стремительным движением, передающим масленичный разгул. Выделяются несколько эпизодов: шарманщик и уличная танцовщица (наслаиваются мотивы песенки «Под вечер осенью ненастной» и пошлого избитого вальса), сцена фокуса, насыщенная зловещими, таинственными, словно завороженными звучаниями, блестящая огневая «Русская пляска». Заканчивается часть резкими вскриками кларнетов и гобоев, предвосхищающими стоны ожившего Петрушки в финале. Вслед за ними раздается сухая барабанная дробь.

Во второй части, идущей непосредственно вслед за первой, без перерыва, барабанная дробь продолжается, после чего различными тембрами переданы истеричные крики Петрушки, его скорбные стоны, недоумение и негодование. Начинается Adagietto — горестный танец. Постепенно он становится более спокойным, а потом и радостным (к Петрушке приходит Балерина). Внезапные стоны деревянных духовых передают отчаяние Петрушки, когда Балерина исчезает. Они заглушают веселый масленичный гул. И вновь раздается барабанный бой.

Дико, нарочито варварски звучит вступление к третьей части, после чего следует гротесковый танец Арапа. Его сменяет танец обольщения: нарочито пошлую мелодию исполняет корнет в сопровождении барабана. Следующий далее карикатурно сентиментальный вальс — дуэт Арапа и Балерины. Внезапно музыка захлебывается криком: это ворвался Петрушка. Снова барабанный бой.

Заключительная часть («Народные гулянья под вечер») возвращают к настроению и образам начала: здесь снова господствует буйное веселье. Одна за другой следуют широко выписанные жанровые сцены, в которых звучат мотивы народных песен «Вдоль по Питерской», «Ах вы, сени, мои сени», плясовой «А снег тает» и собственных мелодий композитора, выдержанных в народном духе — с тяжелым топотом, грузной гармонией. В момент кульминации веселья раздается дикий крик Петрушки (труба с сурдиной). Смерть Петрушки передана звуками падающего бубна и вибрирующей тарелки, на фоне которых жалобно стонут флейты. Скорбное послесловие струнных прерывается приходом фокусника, который трясет мертвую куклу. Внезапно малая труба пронзительно интонирует лейтмотив Петрушки. Музыка обрывается на полуслове.

Источник

Оцените статью