Прокофьев. Детская музыка. op.65.pdf
- Утро. op.65 №1
- Прогулка. op.65 №2
- Сказочка. op.65 №3
- Тарантелла. op.65 №4
- Раскаяние. op.65 №5
- Вальс. op.65 №6
- Шествие кузнечиков. op.65 №7
- Дождь и радуга. op.65 №8
- Пятнашки. op.65 №9
- Марш. op.65 №10
- Вечер. op.65 №11
- Ходит месяц над лугами. op.65 №12
История файла
Нажмите на дату/время, чтобы просмотреть, как тогда выглядел файл.
Дата/время | Размеры | Участник | Примечание | |
---|---|---|---|---|
текущий | 22:05, 18 мая 2016 | (1,61 МБ) | Notesadmin (обсуждение | вклад) | Краткое содержание: Утро. op.65 №1 Прогулка. op.65 №2 Сказочка. op.65 №3 Тарантелла. op.65 №4 Раскаяние. op.65 №5 Вальс. op.65 №6 Шествие кузнечиков. op.65 №7… |
- Вы не можете перезаписать этот файл.
Использование файла
Следующая 1 страница ссылается на данный файл:
Источник
Пьеса прогулка для фортепиано
Сергей Прокофьев «Прогулка»
Сергей Прокофьев. Имя этого композитора — новатора золотыми буквами вписано в мировую историю классической музыки. Его музыкальное наследие включает множество прекрасных произведений, которые были созданы в самых разнообразных музыкальных жанрах. Однако необходимо отметить, что Прокофьев сочинял свою удивительную музыку не только для взрослых, но и для юного поколения. Блистательным образцом тому служит «Детская музыка» — замечательная фортепианная сюита, включающая в себя двенадцать очаровательных композиций, каждая из которых наполнена неувядаемой свежестью, непосредственностью и солнечной радостью, как например яркая жанровая зарисовка «Прогулка».
Историю создания фортепианной миниатюры «Прогулка» Сергея Прокофьева и содержание произведения читайте на нашей странице.
Краткая история
Важно уточнить, что история сочинения фортепианной миниатюры «Прогулка» неразрывно связана с созданием Сергеем Прокофьевым сюиты «Детская музыка ».
Революционные преобразования, происходившие в России в 1917 году и затронувшие судьбы многих граждан огромной страны, не обошли они стороной и двадцатишестилетнего талантливого композитора Сергея Прокофьева.
К тому времени творческая активность молодого музыкант достигла своего пика, однако мятежные события вносили свои неприятные коррективы в его заранее намеченные планы. Концерты, на организацию которых приходилось затрачивать большие усилия, отменялись из-за митингов, стачек и вооружённых столкновений. Сложившаяся для творчества неблагоприятная ситуация очень тревожила и огорчала Прокофьева и в итоге привела его к мысли: на это смутное время покинуть Россию и совершить большое гастрольное турне за её рубежами.
Наспех обдуманное намерение музыканта стало осуществляться беспрепятственно. Он получил от новых властей разрешение на выезд из страны и уже в начале лета 1918 года успешно выступал с концертами в Токио. Вслед за тем, почти два года композитор, концертируя и сочиняя новые произведения, провёл в США, но находясь там, он стал с грустью понимать, что покинув Родину, совершил непоправимую ошибку. Далее Прокофьев отправился во Францию, потом вновь в Штаты и так скитался по многим странам, пока в 1923 году не обосновался в Париже. Впрочем все эти годы связь с Родиной композитор не прерывал. Он переписывался со своими близкими друзьями Асафьевым и Мясковским. Помимо того Прокофьев часто встречался с деятелями культуры, приезжающими из СССР в страны Европы. От них Сергей Сергеевич узнавал, что большевистское правительство покровительствует искусству и много делает для его процветания, и что на Родине талантливого музыканта не только помнят и ценят, а также искренне беспокоятся о его судьбе. И вот тогда-то у композитора возникло сильное желание посетить Советский Союз с концертными выступлениями и собственными глазами увидеть все важнейшие преобразования, происходящие в стране.
Первая поездка Прокофьева в СССР состоялась в январе 1927 года. На Родине музыканта с мировым признанием ждал подлинный триумф и головокружительный успех. Композитор постоянно испытывал радостную взволнованность не только от радушного приёма слушателей, истинных почитателей его таланта, но и от новых знакомств с интересными творческими людьми. Два месяца, насыщенные яркими впечатлениями, пролетели незаметно, тем не менее из новой России он уезжал, получив советский паспорт. Впрочем, сразу окончательно вернуться на Родину Прокофьев не мог. На Западе у музыканта оставались договорные обязательства, которые ему необходимо было довести до завершения. Несмотря на это Сергей Сергеевич стал каждый год выгадывать время, чтобы посетить Россию, где он с упоением вживался в новую для него атмосферу, встречался с коллегами и со старыми друзьями, среди которых надлежит особо отметить талантливую пианистку Веру Алперс. Исполнительскую деятельность Вера Владимировна успешно совмещала с педагогической практикой: она работала преподавателем, как в музыкальном училище, так и в музыкальной школе. Так в дружеском разговоре на одной из встреч летом 1934 года Алперс с досадой пожаловалась Сергею Сергеевичу, что в педагогическом репертуаре весьма ощутим недостаток привлекательных пьес для детей и обратилась к композитору с просьбой сочинить что-нибудь несложное, но интересное. Из-за загруженности заказами выполнить данное Вере Владимировне обещание Прокофьев смог лишь через год, когда в Поленове работал над балетом «Ромео и Джульетта». Прерываясь на отдых от сочинения серьёзной музыки, он играючи написал двенадцать прелестных фортепианных миниатюр, объединённых в сюиту «Детская музыка». Одной из пьес цикла была композиция, которой автор дал название «Прогулка».
Содержание произведения Прокофьева «Прогулка»
«Прогулка». Данная миниатюра знакомит слушателей с главным героем сюиты «Детская музыка» – любознательным малышом, у которого наступивший новый беззаботный день начинается с прогулки. Эту наполненную радостным настроением пьесу с уверенностью можно назвать портретной зарисовкой, в которой колоритно отображена детская наивная сосредоточенная «деловитость», ребячливая «старательность» и особая торопливость, ведь малышу нужно всё успеть увидеть и ничего не пропустить.
Для создания в пьесе светлого колорита композитор выбрал тональность До мажор, а чтобы театрально изобразить немного неуклюжую, с развальцей, но бодрую и радостно-пританцовывающую походку ребёнка использовал вальсирующий трёхдольный размер.
Композиция, заключённая автором в трёхчастную форму и рекомендованная к исполнению в темпе Allegretto, начинается с демонстрации аккомпанемента. Он отличается «подпрыгивающим рисунком», который создают триоли на второй доле такта. Далее в четвёртом такте вступает, состоящая из коротких мотивов безмятежная мелодия, мягкие, но в то же время лукавые извилины которой обуславливаются непредвиденно широкими ходами.
Самый большой средний раздел композиции, в котором происходят главные события и кульминация пьесы, начинается с изменения и усложнения фактуры. В аккомпанементе появляются, создающие напряжённость повторяющиеся секунды, впоследствии меняющиеся на терции. На их фоне звучит незатейливая пластичная мелодическая линия, преемственно переходящая из верхнего регистра в нижний. Заключительный раздел пьесы, включающий всего девять тактов и более напоминающий коду, согласно правилам трёхчастной формы, основан на тематическом материале первой части. Воображение сразу рисует малыша, который хорошо нагулявшись, быстренько возвращается домой.
Трудности, возникающие у юного пианиста при исполнении пьесы «Прогулка».
- В данной композиции исполнителю весьма важно добиться изыскано-изящного изложения музыкального материала.
- Определённую сложность при разучивании миниатюры представляет работа над артикуляцией, то есть лёгкое и непринуждённое нон-легато в аккомпанементе и нежная певучая мелодия в партии правой руки.
- В конце средней части необходимо отработать координацию при приёме «перекрещивания», там где левая рука играет над правой в разных октавах.
- Ещё одним решающим моментом в создании образа, задуманного композитором, является педализация, которая также требует значительной проработки.
«Прогулка» — эта небольшая, но обаятельная и жизнерадостная миниатюра, входящая в цикл «Детская музыка» , сегодня причисляется к самым популярным произведениям, входящим в педагогический репертуар для музыкальных школ. Наполненная светом и детской непосредственностью композиция привлекает юных исполнителей не только колоритной звучностью, но и тем, что весьма достоверно отражает их мировосприятие, а также помогает активно развивать образное мышление.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Сергей Прокофьев «Прогулка»
Источник
С. Прокофьев. «Прогулка»: ноты для фортепиано
На этой странице представлены ноты пьесы Сергея Прокофьева из цикла «Детская музыка» под названием «Прогулка» . Ноты для фортепиано можно скачать бесплатно с нашего сайта в формате pdf чуть ниже. А пока мы предлагаем вспомнить мелодию этого произведения и посмотреть видео с примером его исполнения на фортепиано.
«Прогулка»: скачать бесплатно ноты для фортепиано
Нотный архив NotaDo.ru представляет ноты произведений Сергея Прокофьева для фортепиано и других инструментов. Все ноты произведений этого композитора на нашем сайте можно скачать абсолютно бесплатно.
Сергей Прокофьев — русский и советский композитор, пианист, дирижёр. Писал во всех современных ему жанрах. Ему принадлежат 11 опер, 7 балетов, 7 симфоний, 7 концертов для сольного инструмента с оркестром, 9 фортепианных сонат, оратории и кантаты, камерные вокальные и инструментальные сочинения, музыка для кино и театра. Принадлежит к числу наиболее значительных и репертуарных композиторов XX века.
Источник
Пьеса прогулка для фортепиано
Модест Петрович Мусоргский «Прогулка»
Модест Петрович Мусоргский – великий русский композитор, творец-новатор, создавший такие гениальные произведения, что они и в нынешнее время с необычайной магической силой воздействуют на слушателя. Обладая многогранным талантом, Мусоргский , по воспоминаниям современников, был высокообразованной личностью и, ко всему прочему, великолепным пианистом, который своим прекрасным исполнением завораживал аудиторию. Композитор написал не очень много фортепианной музыки, но те произведения, которые он создал, признаны настоящими шедеврами. Как, например, «Картинки с выставки» — уникальная сюита, состоящая из десяти фортепианных миниатюр, талантливо объединённых автором в единое целое пьесой с названием «Прогулка».
Историю создания «Прогулки» Мусоргского, а также музыкальное содержание произведения и интересные факты читайте на нашей странице.
История
История создания миниатюры «Прогулка» неразрывно связана с возникновением фортепианной сюиты « Картинки с выставки », которую Модест Петрович Мусоргский сочинил в начале лета 1874 года.
Преддверие семидесятых годов. Никто тогда из соратников Мусоргского даже не предполагал, что для тридцатилетнего композитора наступает последний и весьма нелёгкий этап его жизненного и творческого пути.
Поначалу Модесту Петровичу отказали в постановке оперы «Борис Годунов» . Затем смерть близких людей больно ранила композитору душу. В июле 1873 года безвременно ушёл из жизни близкий друг Мусоргского художник и архитектор Виктор Гартман , с которым он несколько лет назад познакомился в доме Владимира Васильевича Стасова. Душа компании, остроумный человек, из которого шутки безудержно выплёскивались как из фонтана, своим талантом и артистизмом сразу привлёк внимание Модеста. Подружившись, художник и композитор затем часто встречались, и в последний раз они увиделись летом 1873 года на одном из музыкальных вечеров.
Возвращаясь вместе домой, Мусоргский и Гартман безудержно рассказывали друг другу о произошедших в их жизни переменах, обсуждали новости культурной жизни, но вдруг неожиданно Виктор стал задыхаться, схватился за сердце и упал. Модест как мог старался помочь, но тогда услышал, что дни его друга сочтены. Действительно, вскоре композитор узнал, что любимого им Гертмана не стало.
К годовщине смерти талантливого художника Владимир Васильевич Стасов решил организовать выставку его творческих работ, а также рисунков и картин, созданных во время многочисленных поездок Виктора по России и Европе. Посещение этой экспозиции сильно взбодрило Мусоргского, ведь унылое настроение не покидало композитора весь прошедший год.
Была свежа горечь от утраты друга, Стасов со всем семейством надолго уехал за границу, сильно занемогла Людмила Ивановна Шестакова – сестра Михаила Глинки , да и в « Могучей кучке » не было прежнего лада. Все эти причины сильно расстраивали Модеста, так как его покидали близкие ему люди, и у него постоянно возникало чувство одиночества. И вот посмертная выставка работ любимого Витюши оживила Модеста и зарядила его творческим импульсом. Впечатлившись увиденным, композитор замыслил на сюжеты работ Гартмана создать серию фортепианных пьес и объединить их в сюиту. «Картинки с выставки» — так Мусоргский именовал своё новое детище, были созданы в июне за три недели на одном дыхании. Десять разнохарактерных пьес он своеобразно связал темой перехода, которую и назвал «Прогулкой».
После того как композитор в своих музыкальных зарисовках поставил последнюю ноту, его новое детище было представлено композиторам «Могучей кучки». Получив одобрение от друзей, Модест Петрович приободрился и вновь занялся оперой «Хованщина» . Отредактированные Римским-Корсаковым «Картинки» и, соответственно, пьеса «Прогулка» впервые увидели спустя пять лет после безвременной кончины Мусоргского, то есть они были изданы в 1886 году.
Интересные факты
- Гартман Виктор Александрович, слывший незаурядной личностью, был архитектором, сценографом, художником и орнаментистом, а также основоположником неорусского стиля в архитектуре. Основным его занятием была архитектура, но увы, ему очень не везло, и из всех его работ сегодня сохранилась только мамонтовская типография в Леонтьевском переулке в Москве.
- Гартман так высоко и ценил Мусоргского, что иначе как «божественным» композитора не называл.
- Художник Виктор Александрович Гартман скончался и был погребён в подмосковной усадьбе Киреево, где строил украшенный русской резьбой дачный домик для владельца поместья купца Ивана Фёдоровича Мамонтова – отца известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова. К большому сожалению, до настоящего времени усадьба, располагающаяся в районе Химок, не сохранилась, и теперь на её месте находится развязка Московской кольцевой автодороги и Лихачёвского шоссе.
- Мусоргский – композитор – новатор, постоянно искавший новые пути в музыке, среди своих соратников считался недоучкой. Даже Римский-Корсаков, который являлся близким другом Модеста, высказывался о том, что произведения Мусоргского можно исполнять только после тщательной редакции его сочинений, то есть исправления гармонии и оркестровки. После безвременной кончины композитора его «музыкальный душеприказчик» Николай Андреевич Римский-Корсаков проделал всю эту колоссальную работу.
- Экспонатами посмертной выставки работ Виктора Гартмана были картины, акварельные рисунки, архитектурные проекты, эскизы ёлочных игрушек, театральных костюмов и декораций, а кроме того различные художественные изделия, например, каминные часы – «Хижина Бабы-яги», щипцы для орехов и другие предметы домашнего обихода.
- Стоит заметить, что из выставки работ Виктора Гартмана композитор использовал только три сюжета: «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках. Баба-яга» и «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве». Для других произведений сюиты Мусоргский взял рисунки художника, которые не были представлены на экспозиции, а были в личном владении Модеста Петровича.
- Сюита «Картинки с выставки» своей красочностью всегда вызывала большой интерес не только у исполнителей, но и у композиторов. Первая оркестровка цикла была сделана учеником Римского-Корсакова Михаилом Тушмаловым в 1888 году. В настоящее время существует более сорока версий данного произведения, сделанных для симфонического оркестра, однако самой лучшей считается оркестровка Мориса Равеля.
Содержание «Прогулки» Мусоргского
«Прогулка». В сотканной из десяти фортепианных миниатюр удивительной сюите «Картинки с выставки» это произведение играет особую роль. Изначально пьеса-вступление приглашает посетить воображаемую выставку, на которой сюжеты работ художника Виктора Гартмана нарисованы посредством музыкальных звуков, а затем, прогуливая слушателей по вернисажу, сопровождает их от композиции к композиции. Такой уникальный способ Мусоргский придумал, чтобы объединить все музыкальные иллюстрации в цикл с отчётливо выстроенной драматургией. «Прогулка» несмотря на то, что в композиционном строении сюиты является важным элементом, ни одну из работ художника она не отображает. Композитор откровенно заявлял, что в этой пьесе он изобразил самого себя, рассматривающего выставленные на вернисаже экспонаты.
Можно сказать, что «Прогулка» в «Картинках с выставки» своеобразно выполняет функцию рефрена, то есть постоянно повторяется и объединяет разнохарактерные произведения сюиты в единое целое. Однако необходимо заметить, что она скорее является фоном, а не главной темой, как это происходит в рондо. Кроме того, сам Мусоргский называл «Прогулку» интермедией, и действительно только первый и последний раз она преподносится слушателям полностью, а в иных проведениях в сокращённых вариантах передаёт впечатления посетителей выставки, переходящих от картины к картине.
«Прогулка», написанная в тональности Си-бемоль мажор и поначалу с постоянной периодичностью меняющая тактовый размер с 5/4 на 6/4, заключена в трёхчастную форму. Она имеет довольно развёрнутое авторское темповое указание, которое с итальянского языка можно перевести по-разному, но смысл его таков, что произведение должно исполняться бодро, но в то же время по-русски степенно. Музыка пьесы, основанная на пентатонике, действительно своей величавостью и широтой напоминает народный напев, который начинается с запева солиста, а затем подхватывается хором. При этом свободный ритм мелодии создаёт ощущение света и удивительного раздолья.
«Прогулка» в сюите «Картинки с выставки» повторяется несколько раз и, как было сказано ранее, имеет особое назначение. В одном случае она является связующим звеном соседствующих пьес цикла, как например, между «Гномом» и «Старым замком». В ином разделяет композиции: «Два еврея, богатый и бедный» и «Лимож. Рынок». Каждый раз интермедия варьируется, меняет тональный план и подготавливает к прослушиванию следующего эпизода.
«Прогулка». В сюите « Картинки с выставки », которая по праву признана ярчайшим образцом фортепианной музыки, эта композиция играет очень важную роль. Творческая фантазия Мусоргского , со своим стремлением к новаторству, данной эпически-величавой темой объединила разрозненные пьесы цикла в единое крупное произведение со сквозным развитием, что оказалось невиданным до той поры новшеством.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Модест Петрович Мусоргский «Прогулка»
Источник