Легкий способ запомнить ноты для детей и взрослых
Поем и запоминаем
Как разобраться, где какая нота находится на пианино , мы уже поняли. Но ведь это не самое главное.
Если вы уже пробовали играть на пианино какую-нибудь даже самую простенькую мелодию по нотам, то вы, несомненно, поняли, что совершенно необходимо выучить расположение нот на нотном стане. Подсчитывать каждый раз линеечки довольно трудно, это раздражает и отбивает всякое желание играть.
Поэтому сегодня мы разберемся, как выучить ноты, причем, естественно, желательно запомнить ноты быстро и легко.
Можно просто взять чистый нотный лист и рисовать на нем нотки до умопомрачения. Или попросить кого-нибудь диктовать вам ноты в разнобой, устроить своеобразный «нотный диктант». У этого метода есть один существенный минус, о котором я напишу ниже, к тому же таким способом вряд ли получится выучить ноты ребенку.
Итак, что вообще собой представляет изучение нот на пианино? Чего мы хотим достичь? Мы хотим увидеть записанную ноту и знать, какую именно из имеющихся клавиш нажимать. В ту же самую секунду, безо всякой задержки, вообще не задумываясь. То есть, образно говоря, должна установиться прочная связь Глаз – Мозг – Рука (Вижу ноту – играю её). Именно поэтому способ простого рисования ноток на нотном стане несостоятелен. Работает только связь Глаз-Мозг. (Вижу ноту – называю ее или слышу – записываю). Но нам-то надо играть, надо руки задействовать.
Это похоже на чтение. Сейчас, когда вы читаете этот текст, вы ведь не думаете над каждой буквой. Вы читаете целиком слова и предложения, безо всякой трудности. Но когда дети учатся читать, они сначала выучивают буквы, и не сразу у них получается составлять их в слова, то же самое и с нотами. Просто рисовать ноты все равно что выучить отдельные буквы. Кстати, недаром игра по нотам называется чтением с листа.
Хороший способ выучить ноты
Вспомним, как дети учат буквы? По азбуке. Там не просто так нарисованы картинки. Как ребенку запомнить, что вот этот символ «А» — это буква А. Он видит, нарисован Аист и Арбуз, и запоминает (связь Глаз – Мозг прочно укрепляется). Потом аист с арбузом забудутся (а может, и нет), а буква и звук запомнятся.
Мы предлагаем нечто подобное использовать для запоминания нот. Веселые песенки-запоминалки. В каждой песенке используется только одна нота, которая играется в двух октавах. Играть их очень легко, сможет каждый, это же для запоминания нот, так что уровень самый-самый начальный.
Может, тексты у них не слишком интеллектуальные, а мелодии не очень замысловатые, но этот способ работает! Это такая своеобразная музыкальная азбука.
Итак, я хочу выучить ноты, что мне делать?
Инструкция:
- Скачать и распечатать лист с упражнениями
- Сесть за пианино
- Играть и петь эти простенькие песенки (проще некуда, поверьте)
ВАЖНО! Постоянно на клавиатуру смотреть нельзя! Смотрим на распечатанные ноты! Только так можно выучить ноты по-настоящему. В начале, конечно, можно и нужно «прицелиться», на что сейчас будем нажимать. Но постоянно смотреть на клавиатуру не нужно.
Петь песенки обязательно. Даже если у вас напрочь нет голоса, все равно пойте, текст песен содержит названия нот, именно это помогает запоминать их. Конечно, вряд ли вы дотянете голосом до высоких нот, но хотя бы просто проговаривайте их.
У этого способа есть еще один плюс – вы запомните не только расположение нот, но и то, как они звучат. Если будете много упражняться, то сможете определять ноты на слух.
В обучении игре на пианино это вам очень поможет! Ну что, распечатать как запомнить ноты» (PDF)и вперед, за пианино!
Источник
Песни про ноты
Многие дети хотят пойти в музыкальную школу. И когда наступает такой этап, то важно хорошо подготовиться и усваивать материал. И тогда на помощь придут песни про ноты. Малыш научится отличать все нотки: «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си», «до», а также узнают в каком домике живет каждая. Не стоит переживать, ведь благодаря легким текстам и веселым рифмам – информация будет усваиваться гораздо быстрее. Самой популярной распевкой является: «До, ре, ми, фа, соль, ля, си! Села кошка на такси». Можно одновременно играть на фортепиано и исполнять песенку, так ребенок быстрее запомнит все нотки.
Такие песенки можно слушать в свободное от занятий время. Ведь они отличаются своей простотой, позитивом и настроение поднимается моментально. Такие песенки могут слушать дети как школьного, так и дошкольного возраста. Учитывая то, что большинство ребятишек музыкальные, то данные песни станут популярными у любого возраста. Проводя больше музыкальных игр с детьми, он будет знать, что каждая нотка живет своей жизнью и имеет отдельный домик. Научится различать звуки мелодии. А помимо всего, у ребенка будет развиваться кругозор и обогащаться эстетический вкус.
Источник
Нотный домик — нотная грамота в стихах
НОТНЫЙ ДОМИК
Заселились ноты в дом,
Опоздала нотка ДО,
На линейках места нет,
Нотке ДО дают совет:
Размещайся поскорей-ка
На добавочной линейке.
*
РЕ боится высоты –
Слабенькие нервы,
Потому живёт она
Под линейкой первой.
*
На первой линии живёт
Малышка нота МИ
И песни весело поёт
С соседскими детьми.
*
Между первой и второй
ФА устроилась прекрасно:
Опуститься ниже – скучно,
А подняться вверх – опасно.
*
Поживает нота СОЛЬ
На второй линеечке,
Поливает свой цветник
Из красивой леечки.
*
Между второй и третьей –
Задорная нота ЛЯ.
Поёт обо всём на свете,
Подруг своих веселя.
*
— Ну, а где же нота СИ? –
Кто-то вежливо спросил.
— Ты повыше посмотри —
На линейке номер три!
НОТНЫЙ СТАН
Есть у нот уютный дом,
Хорошо живётся в нём –
Пять линеек вдоль листа
Называют НОТНЫЙ СТАН.
СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ
Ключ имеет каждый дом –
Деревянный и кирпичный.
И у ноток ключик есть,
Называется СКРИПИЧНЫЙ.
МИНОР И МАЖОР
У минора буква Н “нытик” означает,
У мажора буква Ж – жизнерадостный,
Вот поэтому минор плачет и скучает,
А мажор всегда весёлый и радостный!
БРАТ МИНОР И БРАТ МАЖОР
Вот Минор, а вот Мажор –
Братья, между прочим.
Научись их различать,
Это важно очень!
Если в музыке слышны
Грустные мотивы,
Значит, плачет брат Минор –
Он такой плаксивый!
Если радость и задор
С музыкой несётся,
Значит, это брат Мажор
Пляшет и смеётся!
Знают дети с этих пор
В городах и сёлах:
Грустный – это брат Минор,
Брат Мажор – весёлый.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА
Я пауза, поэтому
Мне звуки не нужны,
Я – остановка в музыке,
Кусочек тишины!
ПРО ПАУЗУ
Ты слышишь, льётся музыка:
То шепчет, то кричит,
То быстро, то помедленней…
А пауза молчит!
Она бы рада тоже,
Как ноты, зазвучать,
Но должен кто-то всё же,
Где надобно, молчать!
ФОРТЕ И ПИАНО
Чтобы музыкой игрушки
Не тревожить утром рано,
Вы играйте тихо-тихо,
“Тихо” в музыке – “пиано”.
Наконец, игрушки встали,
Вы теперь их раззадорьте
И играйте громко-громко,
“Громко” – это значит “форте”!
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ НОТ
Если нота – кругляшок,
А в нём окошко белое,
Значит, счёт до четырёх, –
Это нота целая!
*
Если к ноте прилепилась
Сбоку палка длинная,
Значит, счёт идёт до двух,
Нота – половинная!
*
Если в нотном кругляшке
Чёрная серединка,
То считаем лишь “раз и”,
Нота – четвертинка!
КОЛИЧЕСТВО ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
На флейте играет красавец-павлин
То грустный мотив, то весёлый.
В концертах своих он играет один,
А значит, играет он соло.
К павлину с гитарой пришёл бегемот,
Он слыл и певцом, и поэтом.
С тех пор они стали вдвоём выступать,
Вдвоём – это значит дуэтом.
Прибежал баран ретиво:
“Принимайте баяниста!”
И теперь в концерте трио,
“Трио” – значит, три артиста.
Ёж назвал себя талантом
И принёс с собой кларнет:
— Нас четыре музыканта,
И теперь у нас квартет!
“Впятером играть приятней! –
Заявил козёл-сосед. –
Вы меня в квартет возьмите,
И получится квинтет!”
ГАММА
Знаешь, что такое гамма?
До, ре, ми, фа, соль, ля, си!
Все – от бабушки до мамы –
Знают, хоть кого спроси!
И сосед наш тоже знает,
Он под гаммы засыпает
И встаёт под гаммы рано…
Гаммы знают все с тех пор,
Как по классу фортепьяно
Заниматься стал Егор.
МУЗЫКАНТ
Бу-бу-бу, бу-бу-бу! –
Дует Гошенька в трубу.
Что, не можешь это слушать?
Так закрой скорее уши!
Не мешай расти таланту,
Будет Гоша музыкантом!
УДАРНИК
Сколько шума от мальчика Вити!
Только вы его не браните:
Мальчик Витя не хулиганит,
Просто он от души барабанит.
Барабанит на барабане,
Из-под палочек дробь вылетает,
Подрастёт – и ударником станет,
Это он уже точно знает!
Будет Витя играть в оркестре
На тарелках и барабанах,
Будет ездить с оркестром вместе,
Выступать в заграничных странах,
Будет в группах играть и соло,
Станет гордостью вашей Витя,
Он прославит свой дом и школу…
Потерпите пока, потерпите!
МУЗЫКАНТЫ
Есть на свете мальчики
Не совсем обычные,
Есть на свете девочки
Не совсем привычные.
Не играют в мяч они
На футбольном поле,
А играют музыку
В музыкальной школе.
Не играют в классики
Средь детей нормальных,
А играют классику
В классах музыкальных.
Липочка – на скрипочке,
Ваня – на баяне,
Юлька – на свистульке,
Саня – на барабане,
Людочка – на дудочке,
Серёжка – на ложках,
Ульянка – на тальянке,
Гошка – на гармошке,
Вася – на контрабасе,
Юра – на бандуре,
Афоня – на саксофоне,
Нина – на пианино,
Лёня – на аккордеоне,
Петя – на кларнете,
Соня – на тромбоне,
Витюшка – на погремушках,
Райка – на балалайке,
Марфа – на арфе,
Варвара – на фанфарах,
Света – на кастаньетах,
Галя – у рояля,
Мотя – на фаготе,
Ну, а Жора – вместо дирижёра.
Юные музыканты
Все абсолютно – таланты,
Будущие солисты
И оркестранты!
А есть ещё девочка Таня,
Играет она на органе.
Если послушать хотите,
В пятницу приходите!
Источник
Песенки для запоминания нот
Учим ноты вместе: несколько способов запоминания нотных знаков. Современные программы
Музыка относится к временному искусству, так как она существует только во время исполнения. Но есть то, что позволяет запечатлеть музыкальный фрагмент или произведение в вечности, это ноты. Умение быстро читать нотный текст для настоящего музыканта, это все равно, что читать книгу. Научиться нотной грамоте может каждый желающий, главное постоянно тренироваться и совершенствоваться. Мы постараемся помочь вам получить столь полезное знание.
Какие существуют музыкальные знаки и как они называются?
Ноты – это музыкальные знаки, точно отображающие высоту звука и его длительность. Можно считать, что это буквы музыки.
В настоящее время существует семь основных звуковых обозначений, располагающихся в данной последовательности:
Упражнение №1
Быстро проговаривайте названия от до до си вверх и вниз, старайтесь не путать их между собой и точно соблюдайте последовательность.
Когда вы запомните основные названия, тогда можно переходить к другому уровню. Как уже говорилось ранее, ноты — это буквы. Существует международный музыкальный алфавит, в котором всем знакомые до, ре, ми, фа, соль, ля, си отображаются латинскими буквами.
Вот как они располагаются на клавиатуре.
Упражнение №2
Играйте на клавиатуре соответствующие звуки, проговаривая их обозначения. Вначале движение должно быть последовательно вверх, затем последовательно вниз. Повторяйте несколько раз, пока не запомните идеально. Далее усложняйте задачу, проговаривайте и играйте звуки через один. Например, до, ми, ре, фа и т.д.
Чтобы было проще соотносить ноты на клавиатуре, можете приклеить разноцветные стикеры в радужной палитре на клавиши. Тогда клавиатура будет выглядеть следующим образом:
Перейдем к изучению непосредственно нотной записи. Для начала необходимо усвоить, что фортепианная клавиатура имеет девять октав, две из них неполные и семь полных. Они располагаются в подобном порядке:
К неполным относятся субконтроктава и 5-ая. В субконтроктаву входит две ноты, а именно ля и си, а в пятую одна – до.
Все начинающие музыканты начинают запоминать нотацию сначала в первой октаве, так как она наиболее часто используется при игре на инструменте. Давайте последуем их примеру и выучим вначале запись в первой октаве, но для начала постигнем все основы музыкального текста.
Основы записи: из чего состоит музыкальный текст
Ноты располагаются на специальном стане. Он представляет собой пять линеек.
Открывает запись специальный ключ. Данный музыкальный элемент является ориентиром, направленным на показ высоты. На сегодняшний день существует несколько видов ключей. Рассмотрим каждый подробно.
Основные ключи
Наиболее распространенными являются скрипичный и басовый ключи.
Скрипичный ключ является основным элементом музыкального языка. Данная система отталкивается от ноты соль. Наиболее удобен для записи в первой, второй октаве.
Басовый ключ также относится к основным музыкальным элементам. Система отталкивается от ноты фа. Наиболее удобен для осуществления записи в малой и большой октавах.
В случае с фортепиано, их нередко объединяют в систему. Выглядит это так:
К более сложным относятся альтовый и теноровый ключи, поэтому в данной статье мы не будем заострять на них внимание.
Расположение нотных знаков соответственно ключу.
Рассмотрим расположение нот в скрипичном ключе:
- До располагается на первой добавочной линейке.
- Ре под первой линейкой.
- Ми на первой линии.
- Фа между 1 и 2.
- Соль на 2.
- Ля между 2 и 3.
- Си на 3.
- До 2 между 3 и 4.
Вначале играйте в строгом порядке, проговаривая названия в слух. Визуально запоминайте расположение. Потом попытайтесь сыграть простой нотный пример 1.
Играйте вдумчиво, не торопитесь. Ответьте, какой ноты не хватает в данном примере. Проверить ответ можно в конце страницы .
Теперь рассмотрим, как располагаются ноты в басовом ключе:
- До между 2 и 3.
- Ре на 3.
- Ми между 3 и 4.
- Фа на 4
- Соль между 4 и 5
- Ля на 5
- Си над 5.
- До на первой верхней добавочной линии.
Точно также играйте в соответствии с их порядком. Помните, что в данном случае играть необходимо не в первой октаве, а в малой.
Если обозначения освоены, то можете попробовать сыграть предложенный нами пример №2.
При игре не торопитесь. Ответьте на вопрос, какой ноты не хватает. (Ответ в конце страницы)
Важно научиться не путать нотацию скрипичного и басового ключей. Чтобы было легче запоминать, мы подготовили специальную таблицу, ускоряющую процесс.
Название ноты | Скрипичный ключ | Басовый ключ | Расположение на клавиатуре |
До (C) | |||
Ре (D) | |||
Ми (E) | |||
Фа (F) | |||
Соль (G) | |||
Ля (A) | |||
Си (H) |
Процесс запоминания является достаточно длительным, поэтому необходимо уделять изучению, как можно больше времени. После того, как начальные знания будут иметь практически автоматический характер можно начинать изучение нот в более высоких или низких октавах.
Давайте рассмотрим звукоряд от самой низкой до самой высокой ноты.
Не пытайтесь объять необъятное сразу. Учите по частям, постоянно закрепляя изученный материал. После изучения теории всегда переключайтесь на практику, чем больше вы играете несложных нотных примеров, тем быстрее вы начнете отличать ноты в разных ключах, регистрах.
При игре на фортепиано можно заметить, что инструмент имеет белые и черные клавиши. Тёмные клавиши являются, либо повышением, либо понижением основных тонов, поэтому для обозначения используются специальные знаки.
Диезы обозначаются на нотном письме #, а бемоли — . Первые знаки повышают ноту на полтона, а вторые соответственно понижают. Пишутся они рядом с основным тоном. Данная тема интересна, но требует более детального обсуждения.
Какие современные программы помогают быстрее выучить нотацию?
На сегодняшний день отличной помощью в освоении музыкальных основ являются компьютерные технологии. Рассмотрим наиболее эффективные и удобные приложения.
GNU Solfege является современной программой, устанавливаемой на компьютер. Программа включает в собственный арсенал множество тренажеров, направленных на улучшение слуха, ритма, а также увеличения скорости чтения нот.
Абсолютный слух представляет собой приложение для смартфона, работающего на платформе Android.
К преимуществам данной программы можно отнести наличие огромного количества упражнений, направленных на всестороннее развитие музыканта. К одному из таких упражнений относится именно «Чтение нот». Человек может сам выбирать охват нот, необходимый ключ и т.д. Не может не радовать достаточно красочный интерфейс. Достаточно интересно тренировать собственные знания в данном приложении. Тем более, когда оно находится в телефоне, можно заниматься вне зависимости от места и времени.
Изучение нотной грамоты – это только первые шаги в удивительный мир музыки, поэтому не останавливайтесь на этом этапе. Открывайте для себя новые и интересные теоретические основы и постигайте правила музыки.
Ответы: В примере №1 не хватало ноты си, в примере №2 не хватало ноты ля.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Источник