Песенки про интервалы по сольфеджио ноты

Песенки про интервалы по сольфеджио ноты

Я _ с гО_ рки_ка _ чусь
до _сиь___ ля_ соль_ фа

Вы_ со_ кий_ дом
до_си___до _ до

1ч:
«Андрей- во — ро — бей, не го — няй го — лу — бей»
1/4-1/4 1/8_1/8_1/4 __1/8_1/8_1/4 1/8_1/8_1/4 Все на одной ноте

2м:
«Пла -чу _я це — лый день»
до _реь _до до _реь _до
1/4_1/4_1/2 1/4_1/4_1/2

Источник

Песенки про интервалы по сольфеджио ноты

Интервалы удобно учить с помощью слуховых тренажеров и неудобно без них. Хотя, казалось бы, старинная методика запоминания мелодических интервалов «по песням» самодостаточна — ан нет, без диктовки и угадывания вы вряд ли научитесь узнавать их быстро и точно.

(Небольшое обсуждение слуховых тренажеров имело место на нашем форуме:
http://blf.ru/forum/showthread.php?t=1091
Статья-характеристика трех слуховых тренажеров:
http://www.muzoborudovanie.ru/articl. artraining.php
Кроме того, обратите внимание на «Репетитор по сольфеджио» И. Исаковой с соавторами — бесплатный on line тренажер:
http://www.all-2music.com/solfeggio/
Для начинающих он, пожалуй, трудноват, но со временем может пригодиться.)

Если вы приступаете к изучению интервалов со слуховым тренажером, не пренебрегайте подготовительными упражнениями. В режиме «виртуальный тренер» обычно с них начинают: какая из двух нот выше, какой из двух интервалов от одной ноты шире, и т.п. Если окажется, что начальные упражнения вам как семечки — просто получите удовольствие

Все интервалы очень желательно петь. Прямо в процессе работы с тренажером. Запомнятся быстрее, узнаваться будут точнее.

Необходимая теоретическая подготовка:
а) знать, что такое мелодический и гармонический интервал,
б) знать понятия «консонанс» и «диссонанс»,
в) знать (или держать под рукой таблицу, но лучше знать наизусть) ступеневую величину интервалов в пределах октавы,
г) уметь строить интервалы на клавиатуре от определенной ноты и на определенной ступени,
д) знать стандартные цифровые обозначения интервалов,
е) ознакомиться с темой «обращение интервалов».

Старая школьная методика проста: вы составляете список очень хорошо знакомых вам песен или пьес, которые начинаются с нужных вам интервалов. «Со-юз нерушимый» — восходящая кварта, «В ле-су родилась елочка» — большая секста, «Sum-mertime» — нисходящая большая терция, и т.д. И все, собственно: вы запомнили свой список — и интервалы выучены, осталось натренировать скорость и точность узнавания. Но: в «запоминательных песнях» интервалы находятся на определенных ступенях. А в другой музыке они могут оказаться совсем на других ступенях. И при попытке совместить выученный «по песне» интервал с другой музыкой в ваших мозгах может случиться т.н. «тональный конфликт». А может и не случиться, некоторые применяют интервалы «по песням» совершенно безболезненно. Если тональные конфликты все же возникают, приходится постепенно их снимать пением интервалов на разных ступенях лада и интервальных цепочек. Впрочем, эти упражнения все равно придется петь ради того, чтобы свободно чувствовать себя в живой мелодии.

Списки «запоминательных песен».
К сожалению, списки будут неполными, потому что часть интервалов я запоминала по нашим хоровым распевкам. Вы их так крепко не знаете, вам они не подходят. Значит, вам придется найти собственные «песни».

Восходящие интервалы:
м.2 — по распевке
б.2 -//-
м.3 — начало «Прощальной песни» из к/ф «Обыкновенное чудо»:

б.3 — по распевке
ч.4Со-юз нерушимый
Рос-сия, священная наша держава
Вста-вай, проклятьем заклейменный
тритон — в старинные времена его считали очень некрасивым и даже называли «дьявольским» интервалом. Сейчас к нему другое отношение, многим нравится. Мне, например, очень нравится: он диссонанс, но в нем нет ни стервозности секунд, ни расхлябанности септим, зато столько туманной загадочности.
Вот начало знаменитейшей песни «Smoke on the Water»:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Smoke_on_the_water
(Заодно осознайте, что тема изложена параллельными квартами. Может быть, это поможет кому-то научиться узнавать гармоническую кварту.)
Смотрим только на верхний голос. Обратите внимание на фигуру, состоящую из последней ноты первого такта и трех нот второго. Вспомните, как это звучит, или сыграйте на чем угодно, или послушайте исполнение.
Ноты соль-сиb-реb образуют уменьшённое трезвучие. Крайние ноты уменьшённого трезвучия, т.е. соль-реb — это и есть тритон.
ч.5 — крайние звуки мажорного или минорного трезвучия (например, до-ми-соль, т.е. до-соль — это квинта)
м.6«Ям-щик, не гони лошадей»
«Под — небом голубым»
б.6«В ле-су родилась елочка»
м.7 — припев к песне Marie Laforet из фильма «Manchester et Liverpool» (спасибо tobotras за подсказку):

б.7 — ни на что непохожий и неудобный широкий интервал, узнается допеванием до октавы
ч.8 — повторение первого звука на другой высоте.

К сожалению, знание восходящих интервалов не дает автоматически знания нисходящих: последние звучат «неузнаваемо». Большинством людей они вообще хуже воспринимаются: менее точно слышатся, хуже узнаются. Так что их приходится учить отдельно, и лучше не как перепевание восходящих «задом наперед», а с помощью их собственных «песен».

Нисходящие интервалы
м.2 — по распевке, либо I-VII-I в натуральном мажоре, например до2-си1-до2
б.2 — по распевке
м.3 — снова «Прощальная песня», там этот интервал поется в обоих направлениях
б.3«Sum-mertime», он же «Колыбельная Клары» из оперы Гершвина «Порги и Бесс». Кто не помнит точно первую фразу — послушайте любое исполнение.
ч.4 — песенка из сборника для 1 класса «Конь ретивый с длинной гривой», извините

тритон — крайние звуки уменьшённого трезвучия
ч.5 — крайние звуки мажорного или минорного трезвучия
м.6 — песня из к/ф «Love Story»: «Where do I beging…»

Еще варинат: первый интервал «Песни о далекой Родине» из к/ф «Семнадцать мгновений весны»:

(Песня эта богата интересными интервалами, главное не запутаться.)
б.6 — известный вальс:

м.7 — допеванием до октавы: надо допеть целый тон (или два полутона)
б.7 — допеванием до октавы: надо допеть один полутон.

Дополнения к спискам «запоминательных песен» приветствуются!

В какой последовательности вы будете проходить интервалы — не знаю. Учитывайте, что широкие выучить труднее, чем узкие, нисходящие труднее, чем восходящие, и чем меньше ваш опыт пения, тем труднее вам запоминать интонации — всё это нормально. Если возникают трудности и становится похоже, что упражнения «виртуального тренера» неэффективны, отключайте «тренера» и составляйте себе диктанты сами, причем в один диктант берите поначалу не больше трех разных интервалов, и обязательно в каждом диктанте хотя бы один 100% выученный (нет выученных — берите в качестве такового унисон!). Это трудные упражнения, и вам обязательно нужна «точка опоры», нечто хорошо знакомое в каждом упражнении. И так, по два-три в разных комбинациях, всегда выученные вперемешку с недоученными, пройдите все, как вы это делали со ступенями. А уже потом берите по 4, по 5, «все диссонансы», «все консонансы» и т.п., пока не почувствуете себя в силах взять сразу все интервалы.

Восприятие интервалов в мелодии.
Задания типа «спойте терции на главных ступенях ре мажора» встречаются уже в учебниках для 1 класса. Я сначала по незнанию жульничала: пела не интервалы, а ступени, потому что мне так легче. Физически звучит интервал, но психологически я пою и слышу не интервал, а две ступени — то, что я и так умею. С терциями этот фокус проходил легко, с квартами сложнее, потом я наконец поняла, что так не пойдет: я не слышу, не умею и не учусь петь интервалы в тональности. Пришлось возвращаться к пению секунд и терций.

Снять тональные конфликты помогают школьные упражнения, называемые «цепочки интервалов». Например, пишете себе на листочке:
м.2 б.3 ч.4 б.2 ч.5 м.6
А потом поете это от любого звука: например, от ноты до вверх малая секунда — до#, от нее большая терция — фа, от нее кварта — сиb, от нее большая секунда — до, теперь для разнообразия вниз, чистая квинта — фа, еще вниз малая секста — сиb. Проверяете с помощью инструмента, то ли поете. Но сперва поете ноту, а только потом ее играете, чтобы не петь «с инструмента».

Я поначалу вообще не могла такое петь. Помогло упрощение: вместо цепочки разных интервалов берется цепочка одинаковых. Например, 4-5 малых терций подряд вверх, а потом вниз. Это разрушает привычку всегда воспринимать интервал как бы на одних и тех же ступенях, тренирует ощущение интервала как такового. Когда это со всеми интервалами получается легко, можно брать в цепочку разные интервалы.

Слушать интервалы в тональности можно (и нужно) на примерах из учебника. В названиях тем обычно есть подсказка: проходим терции на таких-то ступенях, кварты на таких-то, и т.п. Для меня самым трудным оказалось совместить восприятие ступеней и интервалов: очень долго я слышала «или-или». Слышу кварту — теряю ощущение ступеней, на которых она находится. Слышу ступени — перестаю узнавать интервал. Но постепенно наладилось.

Когда наладилось восприятие интервалов в тональности, стали происходить странные вещи с узнаванием ступеней. Если раньше для узнавания мне надо было каждый раз мысленно пропеть разрешение ступени в ближайший устой или в тонику, то теперь они стали узнаваться по мысленному интервалу до тоники, причем без моего сознательного усилия в этом направлении. Сами. Это быстрее. Но с непривычки — ощущение прыжка: дух захватывает

Источник

Как выучить интервалы? Музыкальные хиты – в помощь!

Умение определять интервалы на слух — важное качество, которое ценно как само по себе, так и в качестве составной части других умений.

Например, ребёнок, который может опознать любой интервал на слух, гораздо лучше справляется с диктантами на уроках сольфеджио.

Этот навык представляется многим ученикам страшной, тяжёлой повинностью, которой строгие учителя-теоретики пытают детей. Между тем, не каждому дано легко и сразу отличать кварту от квинты, а большую сексту от малой, пользуясь природным аппаратом — слухом.

Но неспособность щёлкать интервалы как орехи ещё не значит, что вы обречены. Если невозможно воспользоваться слухом — пусть поможет память!

Как запомнить интервалы?

Эту методику успешно применяют многие опытные педагоги, чьи надежды на природные дарования ученика не оправдались, а успеваемость и результативность учебного процесса не могут оставаться как есть.

Итак, как же можно взять интервальную вершину, не полностью доверяя собственным ушам? А вот как: слушайте музыку! Не любую, не всё подряд и не вашу любимую группу. Есть определённый набор песен, который вы и сами сможете дополнить, если хорошо усвоите эту тему.

Такие песни начинаются с какого-либо конкретного интервала. Например, небезызвестная «В лесу родилась ёлочка» начинается большой секстой. И если вы это запомните, то большая секста перестанет быть для вас загадкой навсегда. А прославленная фаворитка меломанов и романтиков «История любви» начинается с малой сексты, правда, в отличие от «Ёлочки», нисходящей, а не восходящей. (В восходящем интервале первый звук ниже второго). Более того, вся эта любовная мелодия — живая реклама малой сексте!

Шпаргалка по интервалам!

Конечно, скажете Вы, здесь тоже не без подводных камней! Безусловно, не всем и не сразу удастся даже этот способ, но первая неуверенность будет уничтожена первым же успехом.

Если вы слышите интервал, то сосредоточьтесь и представьте, какую из перечисленных ниже песен Вы могли бы допеть после него. Через некоторое время таких занятий начало российского гимна уже прочно войдёт в ваше сознание как чистая кварта, а милая сердцу песня Чебурашки будет ассоциироваться с малой секундой.

Интервал Восходящий: Нисходящий:
ч 1 «Джингл беллс» (Jingle Bells),
«Песенка друзей» («Ничего на свете лучше нету…»).
м 2 «Шербургские зонтики»(Les Parapluies De Cherbourg), «Песенка крокодила Гены» («Пусть бегут…»), «Я был когда-то странной, игрушкой безымянной », «Пусть всегда будет солнце!» «К Элизе», ария Кармен («У любви, как у пташки, крылья»), «Песенка разбойников» («Говорят, мы – бяки-буки…»)
б 2 «Вечерний звон», «Если с другом вышел в путь», «Я помню чудное мгновенье» «Антошка», «Yesterday».
м 3 «Подмосковные вечера», «Расскажи, Снегурочка, где была», «Прощальная песня» («Давайте негромко…» кинофильм «Обыкновенное чудо»), «Чунга-Чанга». «Маленькой ёлочке холодно зимой», «Спят усталые игрушки».
б 3 «Горные вершины» (вариант Антона Рубинштейна). «Чижик-Пыжик».
ч 4 Гимн России, « Голубой вагон», «Мгновения» (из кинофильм «Семнадцать мгновений весны»), «По Дону гуляет казак молодой», «Песня гениального сыщика». «В траве сидел кузнечик», «Папа может» (начало припева), «Голубой вагон»(начало припева).
ч 5 «Мама»(«Мама — первое слово…»). «Настоящий друг» («Дружба крепкая…»), «Вологда».
м 6 «Ямщик, не гони лошадей»(начало припева),
«Под небом голубым», «Прекрасное далёко»(начало припева).
«Love Story», «Жил да был чёрный кот за углом», «Я прошу…» («Песня о далёкой родине», кинофильм «Семнадцать мгновений весны»).
б 6 «В лесу родилась ёлочка», «А знаешь, всё ещё будет!» «Бьют часы на старой башне»
м 7 «La cumparsita» «Мороз снежком укутывал» (Конец припева «В лесу родилась ёлочка»)
б 7 ———– ———–
ч 8 «Поворот» (группа «Машина времени»), «С чего начинается Родина», «Как жизнь без весны» (кинофильм «Гардемарины, вперёд!»)

Как видите, популярная музыка обошла своей любовью самый резкий и неприятный интервал — септиму. И если м7 ещё повезло с «La cumparsita» и фрагментом «Маленькой ёлочки», то её большой сестре достались мелодии, которые не «на слуху». Впрочем, ей всё равно не скрыться от ваших внимательных ушей. Если вы слышите нечто очень неприятное, звучащее между «La cumparsita» и хитом «Машины времени» «Поворот», значит, это — большая септима.

Способ этот проверен теоретиками на самых «безнадёжных» учениках. Он поддерживает старую истину: нет бездарных людей, есть недостаток стараний и ленивость.

Источник

Оцените статью