Меню

Песенки с нотами для дудки

Занятие 4

Блокфлейта самоучитель продолжается и наступил этап, когда можно будет сыграть первые мелодии на инструменте. На третьем занятии была рассмотрена аппликатура блокфлейты для трех нот: си, ля и соль первой октавы. На этом занятии новых нот разучивать не будем, потому что, прежде чем показать как извлекать на блок флейте другие ноты, сообщу вам приятную новость: вы уже можете сыграть несколько мелодий! И с четвертого занятия начнем играть мелодии. Мечта! Играть не отдельные ноты, а мелодии! Пусть это будут очень простые мелодии, но ведь наша цель игра на блокфлейте, а не просто изучение того, как закрывать и открывать отверстия на дудке, ведь так?

Начнем с самых азов. Снова, возьмем минимум теории.

С чего начинается музыка расскажет блокфлейта самоучитель

В основе музыки лежит ритм. Музыка, это всегда ритм. Без ритма — шум. Музыка всегда ритмична.

Ритм нам всем знаком.

Мы ритмично шагаем:

раз-два, раз-два
или:
тук-тук-тук-тук
Этот ритм имеет длительность примерно 120 «туков» в минуту
Музыканты решили,
что в одной целой ноте
содержится четыре таких «тука».
Это означает, что
один тук равен 1/4 от целой ноты.
Нота равная одному «туку»
называется: «четвертная».
Звучит этот ритм на метрономе так:
https://svirel.org/wp-content/uploads/2014/05/chetvertaya.mp3

Записывается четвертная нота закрашенным овалом с палочкой (флагом):

Звучит нота си
длительностью 1/4:
https://svirel.org/wp-content/uploads/2014/05/chetvertaya_si.mp3
Дракон мог бы махать крыльями так:

бяк-бяк-бяк-бяк
(тук-тук-тук-тук)
Это в два раза быстрее
чем мы шагаем.
В целой ноте помещается восемь таких коротких тук-туков.
Нота такой длительности
называется «восьмая».
В одной целой ноте
содержится восемь
восьмых нот.
Звучит на метрономе это так:
https://svirel.org/wp-content/uploads/2014/05/vosmaya.mp3
Записывается восьмая нота закрашенным овалом с флагом и с хвостом:

Звучит нота си
длительностью 1/8:
https://svirel.org/wp-content/uploads/2014/05/vosmaya_si.mp3

И вот наша первая мелодия на блокфлейте:

Для этой мелодии нам понадобится только одна нота си первой октавы, которую мы разучили на третьем занятии аппликатура блокфлейты.
В написании восьмых нот здесь применено такое правило нотной записи: восьмые ноты, стоящие рядом объединяются одной линией. В этом случае, хвосты к их флагам не рисуют.
Слова песенки знакомы нам с детства. Кто их не знает, читайте на картинке.

Берем блокфлейту.

Первым и вторым пальцем закрываем «их» отверстия. Кто не понимает о чем речь, начинайте изучение с первого занятия самоучителя «Игра на блокфлейте». Ничего не пропускайте.
Остальные пальцы находятся над своими отверстиями — отверстия открыты.

Начинаем ритмично дуть: туу — туу — ту — ту — туу — ту — ту — туу — ту — ту — туу.

Во время игры пальцы не переставляем. Они неподвижны и закрывают свои отверстия.

Играем только ртом: туу — туу — ту — ту — туу — ту — ту — туу — ту — ту — туу.

Язык на каждом «т» отодвигаем назад, даем место для воздуха, затем язык движется вперед и закрывает отверстие блокфлейты.

Вот как это звучит на «Свирельке»:

Вот и получилась первая мелодия на блокфлейте. Поздравляю!

Скачать мелодию «Андрей-воробей». Для «Свирельки» подходят ноты в формате .mscz
Это формат программы MuseScore. Он позволяет отображать ноты на экране монитора и проигрывать мелодию, что очень удобно для обучения игре на блокфлейте. Для загрузки произвольных мелодий в «Свирельку» требуется регистрация программы.

Блокфлейта самоучитель разучим ещё одну мелодию

И снова это будет простая песенка со знакомыми словами:

Ой, весна-весна — днем красна.
Что ты нам весна принесла?

Всего две ноты: си и ля первой октавы. Аппликатуру блокфлейты для них вы знаете.

Обратите внимание на ритм. В этой мелодии всего два такта и они разного размера!
Первый такт имеет размер 3/4, второй — 2/4. Такты повторяются. Про это говорит «двоеточие» перед последней тактовой чертой.

Вот как звучит эта мелодия:

На этот раз пальцы начинают двигаться. Для ноты си первый и второй пальцы закрывают свои отверстия на блокфлейте, остальные отверстия открыты. Для ноты ля к первому и второму пальцу присоединяется палец под номером три и закрывает свое отверстие. Аппликатура видна на видео и, конечно, её покажет обучающая программа Свирелька, с которой блокфлейта самоучитель можно изучить намного быстрее.

Третья мелодия для самостоятельной игры

Третья мелодия, которую рекомендует блокфлейта самоучитель, включает все три ноты, разученные с вами ранее: си, ля, соль первой октавы.

Ещё одна простая песенка:

Кую-кую сапожок
Подай, бабка, молоток,
Не подашь молотка
Не подкую сапога.
Молоток золотой.
Сапожок дорогой.

Ноты для блокфлейты тоже простые:

Напоминаем, что для ноты соль первой октавы задействованы пальцы левой руки 1, 2, 3, 4. То есть, левая рука для этой ноты задействована полностью (мизинец всегда отдыхает).

Звучит мелодия так:

Возможно перевод с украинского языка для текста этой песни недостаточно художественен,
но мелодия как раз подходит для освоения игры на блокфлейте первых трех нот.

Домашнее задание самоучителя на блокфлейте

В качестве домашнего задания предлагаю ноты ещё одной мелодии на ноты си-ля-соль:

Самостоятельно разучите эту пьесу. Надеюсь у вас все получится.

И ещё упражнения для развития координации движения пальцев Возьмите карандаш и поставьте пальцы мостиком, рожками, подковкой.

1. Упражнения «Мостик»:

Упражнение «Мостик». Блокфлейта.

2. Упражнение «Рожки»:

Игра на блокфлейте. Упражнение «Рожки»

3 Упражнение «Подковка»:

«Подковка» для игры на блокфлейте

Заключительная часть занятия

Получилось большое занятие. Целых три мелодии, начало нотной записи, тренировочные упражнения…

Но всё это необходимо освоить. Все-таки у нас блокфлейта самоучитель. Если вы не понимаете нотное письмо, то лучше его изучить. Сейчас достаточно учебных пособий, в который простым языком рассказывается как записываются ноты на нотном стане. И, раз уж вы решили научиться играть на музыкальном инструменте, освойте эту нехитрую нотную грамоту.

Если не сделали этого раньше, возьмите программу «Свирелька» прямо сейчас. С ней вы намного быстрее и легче научитесь играть, даже без музыкального образования. Закажите «Свирельку» заполнив поля формы:

Ваши комментарии, советы по игре на блокфлейте, полезную информацию в тему очень ожидаемы и востребованы.

Блокфлейта самоучитель

Занятие 4 : 10 комментариев

Добрый день! С восторгом сыграла эти безумно простые и одновременно безумно сложные для пятого дня обучения мелодии.
Но файлики для Свирельки из этого урока у меня в ней почему-то не открываются (Неподдерживаемая версия файла mscz). Хоть они совсем простые, то невелика беда, но то же бывает и со многими файлами mscz с MuseScore. В чём проблема? (Кажется, где-то на сайте уже видела страничку с ёе обсуждением, но не могу найти. Скачиваю, как там было сказано — игнорируя кнопки «скачать» и кликая по самому названию.)

Исправил ссылки для скачивания мелодий. Благодарю за сообщение и подсказку!

Добрый день.
Первая проблема: если я пытаюсь играть как у Вас указано, закрвыая языком свисток, то получаются резкие отрывистые звуки, совсем не похожие на образец. А если говорю «ту-у — ту-у», прижимая язык к альвеолам, то получается плавно, почти как в аудиофайле. Можно так извлекать звуки?

У движений языка цель перекрыть поступление воздуха в свисток. Сделать этот процесс управляемым и контролируемым, чтобы нота заканчивалась точно в тот момент, когда вы этого захотите.
Перекрывать поток воздуха касанием языком альвеол можно, но правильно все-таки закрывать языком отверстие свистка.

Уважаемый Александр! Большое Вам спасибо за программу «Свирелька». Мне 69 лет, в молодости, еще в школе, играл на трубе. Но так как своего инструмента не имел(а труба была школьным инвентарем), занятие пришлось прекратить. И вот на «закате» решил освоить блокфлейту. Выбор пал на YAMAHA YRA-302BIII барочная. Купить эту флейту оказалось довольно не просто, но вот ОНА у меня в руках! Пока Почта России доставляла инструмент, я излазил весь Инет, в поисках методик и учебников игры на ней. И оказалось что избыток инф-ции отрицательно сказывается на моей подготовке к занятиям. Что бы ВЫ посоветовали мне из литературы или видеоматериала на первых порах? То что я влюбился в Вашу программу(зарегистрированную) — это однозначно. Но и по ней у меня есть вопросы. Вот один из них.

В настройках программы: «Инструмент»- Блокфлейта строй Фа Barocco, а «Мелодия» — Гамма До-мажор. Как играть?

И еще. Посоветуйте где можно почитать рекомендации по звукоизвлечению.

С уважением Валерий

Пытаюсь играть простейшие мелодии, возникают проблемы со звуком, вместо такого как на видео получается только что-то наподобие свиста. в чем моя ошибка?

На видео и в Свирельке звучит первая октава.
Если у вас блокфлейта сопрано, то она звучит от второй октавы. То есть на октаву выше.
Трудно дать рекомендации не слыша вживую, что вы называете «подобием свиста», но попробуем поступить так:
1. Если звук, который вы извлекаете на флейте не похож на ноты, а действительно напоминает свисты, шипения и прочие неприятные звуки, то посмотрите в предыдущих уроках как правильно располагать пальцы на отверстиях флейты — если отверстия закрыты не полностью, то они могут «свитеть».
2. Обратите внимание на плавность выдувания ноты. Дуть плавно, ровно. Начинайте с очень «тихого» потока воздуха. Не дуйте сильно. Слабо и ровно.
3. Если звук все-таки похож на ноты, но звук выше чем на видео, то для флейты-сопрано так и должно звучать.

Я ищу обучающий курс игры на окарине (киргизский вариант чопо чор). Я играю некоторые самые простенькие пьесы. У меня есть блокфлейта. Я решила попробовать разучить некоторые пьесы на ней, а потом уже по-анологии на окарине. Очень хочу разучить пьесу Свиридова и детскую польку Глинки. Но я знаю только как расположены ноты первой октавы, а как играть первую и бемоли не знаю. Может программа «Свирелька» мне поможет.

Может сделать Свирельку на киргизском языке и вставить в программу аппликатуру окарины.
Но потребуется Ваша помощь. Перевести с русского на киргизский язык Вы сможете?

Насчет киргизского ничего не скажу, а вот аппликатура окарины не повредит

Источник

Песенки с нотами для дудки

В помощь руководителю
Нотные сборники со сценариями для детей младшего возраста.
Серия Гармошечка-говорушечка

Весенние капельки. Русские народные песни для детей младшего возраста
Год: 1983
Издательство: Музыка

Солнышко
Соловей, соловеюшка
Во поле береза стояла
Ходила младешенька по борочку
Зеленейся, зеленейся
В сыром бору тропина
Комарочек
На зеленом лугу
Заинька
Пойду ль я, выйду ль я
Приехал Макарка
Сорока
Скок, поскок
Речка
Котенька-коток
Ой, на дворе дождь
Как у наших у ворот
Зайка
Вставала ранёшенько
Как под наши ворота
Я на камушке сижу
Патока с имбирем
Сеяли девушки яровой хмель
Земелюшка-чернозем
Журавель
У меня ль во садочке
Со вьюном я хожу
Коровушка

А. Питько. Идет коза рогатая. Русские народные песни для детей в легком переложении для голоса с фортепиано
Год: 2007 Издательство: Композитор
«Идет коза рогатая» — сборник популярных русских народных песен. Доступные по содержанию и изложению, они адресованы детям, учитывают особенности детского голоса (диапазона) и могут исполняться как, сольно, так и коллективно, без сопровождения и с простым аккомпанементом, в концертной программе или в условиях домашних занятий.

Ах вы, сени мои, сени
Блины. Запись и обработка А. Абрамского
В деревне было в Ольховке
В сыром бору тропина
В хороводе были мы
Валенки
Вдоль да по речке
Во кузнице
Во поле береза стояла. Обработка Н. Римского-Корсакова
Где был, Иванушка? Обработка М. Иорданского
Где ж ты был, мой черный баран?
Долговязый журавель
Ельник мой, ельник
Заинька. Обработка С. Кондратьева
Закличка
Заплетися, плетень
Земелюшка-чернозем
Зимушка, зимушка, ты пришла
Идет коза рогатая
Как во городе царевна. Обработка М. Балакирева
Как на тоненький ледок. Обработка Т. Попатенко
Как под наши ворота
Как пошли наши подружки
Как у наших у ворот
Калёда, малёда
Калинка
Катенька веселая. Обработка М. Балакирева
Комара муха любила
Комарочек. Обработка А. Лядова
Коровушка. Обработка М. Краеева
На горе-то калина
Ой, вставала я ранёшенько. Обработка Н. Метлова
Ой ты, зимушка-сударушка
Пошла Дуня за водой. Обработка В. Агафонникова
Про Ерему и Фому
Пряха
Солнышко
Соловей Будимерович. Гармонизация Н. Римского-Корсакова
Соловушка
Уж как по мосту, мосточку
Уж ты, сизенький петун

О. Радынова. Баюшки-баю. Слушаем и поем колыбельные песни
Год: 1995
Издательство: Владос

Рассмотрены разновидности народных колыбельных песен, раскрыты особенности стиля композиторов разных эпох. Предложены примерные беседы, показывающие, как через жанр колыбельной можно расширить представления детей о самой музыке, ознакомить, их с разными музыкальными стилями, творчеством композиторов.
Для руководителей детского сада, воспитателей и родителей, учащихся педучилищ, педколледжей, студентов факультетов дошкольного воспитания пединститутов и университетов.
Цель данной книги — через наиболее близкий ребенку жанр колыбельной раскрыть перед ним красоту музыки — народной и классической. Слушая и исполняя колыбельные на протяжении всего дошкольного возраста, ребенок получит представления о жанре народных колыбельных, их разновидностях; на примерах вокальных и инструментальных колыбельных познакомится с музыкой композиторов-классиков и современных композиторов.
Книга состоит из двух частей. В первой представлены народные колыбельные, во второй — колыбельные русских и зарубежных композиторов. Начало каждой части — обращение к педагогам и родителям: даются сведений о различных видах народных колыбельных, их классификации (первая часть), раскрываются особенности стиля композиторов разных эпох и их проявление в произведениях, относящихся к жанру колыбельных (вторая часть). Таким образом, в этих главах освещаются общие понятия и разновидности жанра колыбельной, преломляемые через особенности фольклорной музыки и стиль разных композиторов.
Остальные разделы содержат беседы с детьми разного возраста о народных колыбельных и о колыбельных, созданных композиторами. Некоторые песни рекомендуются для пения (они транспонированы в удобный детям диапазон), другие — для слушания. Сведения о жанре колыбельных, различных стилях композиторов даны в этих разделах в доступной дошкольникам форме.

Источник