- Пестушки
- Пестушки народные ноты для
- Русские народные пестушки
- Yandex.Share
- 1. Когда проснувшийся младенец потягивается, то его гладят по животику, приговаривая:
- 2. Когда дитя начинает становиться на ножки, приговаривают:
- 3. Когда ребёнок начинает учиться ходить:
- 4. Искупавши дитя, обдают его наконец водою, приговаривая:
- 5. Когда ребёнок гулит или агукает:
- 6. Во многих местах мать, няни и мамки целуя, милуя дитя, приговаривают:
- 7. Распеленав ребёнка, пестуют:
- 8. Учат осознанному движению руками:
- 9. Подбрасывая ребёнка, приговаривают:
- 10. Учат ребёнка стоять:
- 11. Учат ребёнка прыгать:
- 12. При ушибе ребёнка:
- Источники пестушек:
- Пестушки, песенки для детей дошкольного возраста
Пестушки
Пестушки — это один из древнейших жанров русского народного фольклора для детей младенческого возраста. Это короткие стишки и песенки, которыми мама сопровождает физические движения, упражнения, способствующие развитию малыша.
Слово «пестушки» произошло от слова «пестовать», то есть нянчить, растить. В русских традициях и обычаях воспитания детей есть богатый и уникальный опыт пестования младенцев.
Пестушки – это многовековой метод развития младенца, проверенный многими поколениями. Они дают эмоциональный диалог с мамой, развивают движения у ребёнка, обогащают его двигательную активность и тактильные ощущения. В пестушках мама говорит с малышом именно таким языком, который наиболее хорошо воспринимается ребенком, и который стимулирует развитие речи малыша. Проговаривая пестушки, мама как бы «программирует» счастливое будущее малыша, говоря об этом вслух.
Пестушки отличаются от потешек тем, что в потешках создаётся игровая ситуация, предусматривающая осознанную ответную реакцию ребёнка. Классический пример — «Ладушки», «Сорока-ворона».
Разница между пестушками и потешками есть, но она незначительна.
Источник
Пестушки народные ноты для
Русская народная песня
А чучу, а чучу,
Я горошек молочу
На чужом на точку,
Да на пригоренке.
Ко мне курочка бежит,
Ко мне рябая бежит,
Ой, бежит она спешит,
А ничего не говорит.
А из курочки перо
Полетело далеко,
Ой, далеко, далеко,
На Иваново село.
У Иванова двора
Загорелася вода,
Всем селом пожар тушили,
Но огонь не загасили.
Пришел дедушка Фома,
Ой, большая борода
Он народ прогнал в овин,
Затушил пожар один.
Как Фома тушил пожар,
Он нам об этом не сказал,
Только слышно стороной:
Затушил он бородой!
А чучу а чучу,
Я горошек молочу
На чужом на точку,
Да на пригоренке.
Источник
Русские народные пестушки
Yandex.Share
Пестушками (от слова пестовать — нянчить, носить на руках, воспитывать, растить, холить, ходить за кем. Пестюшка (арх.) – потешки или игрушки.) называются песенки и прибаутки, которыми сопровождаются разные моменты детской жизни и движения, производимые самим ребёнком, либо же с помощью взрослых.
Для детей постарше смотрите также потешки или прибаутки.
1. Когда проснувшийся младенец потягивается, то его гладят по животику, приговаривая:
а) Потягунушки, потягунушки!
Поперек толстунушки,
А в ножки ходунушки,
А в ручки ф(хв)атунушки,
А в роток говорок,
А в голову разумок!
б) Потягунушки,
Порастунушки,
Ножки ходунушки,
У роток говорунушки,
А в голову разумунушки.
в) Потягушошки,
Дитя ростушошки,
Ножки ходушошки,
Ручки гребушошки.
г) На кота потягушки,
На дитя порастушки.
(Записано П. В. Шейном в Тульской губернии)
2. Когда дитя начинает становиться на ножки, приговаривают:
Дыбо́чки, дыбок!
Скоро Сашеньке годок.
(Зап. П. В. Шейном в г. Твери)
3. Когда ребёнок начинает учиться ходить:
Ножки, ножки
Бегите по дорожке,
Нарвите горошку.
«Ножки, ножки
Куда вы бежите?» —
«В лесок по мошок:
Избушку мшить,
Чтобы не холодно жить».
При этом треплют слегка ножки ребёнка.
4. Искупавши дитя, обдают его наконец водою, приговаривая:
а) Вода текучая,
Дитя растучее,
С гуся вода,
С тебя худоба.
Вода к низу,
А дитя к верху.
б) С гуся — вода,
С лебедя — вода,
А с Ефима — худоба.
(Записано П. В. Шейном в г. Твери)
б) С гоголя вода,
С тебя худоба!
Спи, дягни 2 , —
Христос с тобой!
(Записано П. В. Шейном в Новогородской губернии, Валд. у.)
5. Когда ребёнок гулит или агукает:
Ах поет, поет
Соловушка!
Ах поет, поет
Молоденькой;
Молоденькой,
Хорошенькой,
Пригоженькой!
6. Во многих местах мать, няни и мамки целуя, милуя дитя, приговаривают:
а) Ах ты деточка,
Золотая кветочка! 3
Виноградная веточка,
Сладкая конфеточка!
б) Тай, тай, тай!
Гостиночку дай.
— Я бы рада дала, —
На базаре не была.
7. Распеленав ребёнка, пестуют:
Куй, куй, ковалек,
Подкуй чеботок:
На маленьку ножку
Золоту подковку.
Подай молоток
Подковать чеботок.
8. Учат осознанному движению руками:
а) Гуси летели,
Лебеди летели,
Гуси летели,
Лебеди летели.
б) Лунь плывет,
Лунь плывет,
Лунь плывет.
в) Тятеньке — сажень,
Маменьке — сажень,
Дедушке — сажень,
Бабушке — сажень,
Брату — сажень,
А Колюшеньке —
Большую, набольшую.
г) Уты, уты полетели,
На головку сели.
Сели, сели, посидели
Да опять полетели.
Уты, уты, уты.
9. Подбрасывая ребёнка, приговаривают:
а) Чук, чук, чучки,
На горе — стручки,
Под горой — лопатки:
Вырвали ребятки.
б) Чук, чук, чук, чук,
Наловил дед щук,
Баба рыбку пекла,
Сковородка утекла.
10. Учат ребёнка стоять:
Дыбо́к, дыбо́к,
Завтра годок!
Дыбо́к, дыбо́к,
Целый годок!
11. Учат ребёнка прыгать:
а) Та, та, та, та, та,
Вышла кошка за кота:
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки;
Топы, топы по лавочке,
Цапы, цапы за лапочки.
б) Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ, топ!
12. При ушибе ребёнка:
а) У кошки боли́,
У собаки боли́,
У лошадки боли́,
А у Ванюшки не боли́.
б) У лисы боли́,
У волка боли́,
У Николаши боль
На березку в лес улети.
Источники пестушек:
1, 2, 3, 4а, 5, 6, 12б archive.org — Русские народные песни, собранные П. В. Шейном. Ч. 1. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете, Москва. 1870, и ИМЛИ РАН — Великорусс в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т.п. П.В.Шейном. Том 1, выпуск первый, 1898.
4б, 7, 8г, 9, 11б Архив фольклорного кабинета Новосибирского госпединститута, коллекция М. Н. Мельникова. М. Н. Мельников, Русский детский фольклор, Москва, «Просвещение», 1987.
8а, 10, 11а Бессонов П. А. Детские песни. М., 1868.
8б, 8в, 12а Капица О И. Детский фольклор. Л., 1928.
1 Молодичка молода,
Поехала по дрова,
Зацепилась за пенок,
Простояла весь денек.
(Зап. П. В. Шейном в г. Москве)
2 Дяглить, дягнуть — расти, плотеять, здороветь, крепчать (Сл. В. И. Даля).
3 От сл. кветка, квет, т. е. цвет. Ш.
Источник
Пестушки, песенки для детей дошкольного возраста
С рождения детей знакомят с пестушками, песенками, прибаутками. Что же скрывается за загадочным понятием «пестовать» малыша?
Эмоциональное общение — одна из ведущих линий развития маленького ребенка, начиная с первых месяцев его жизни. Ласковые мамины прикосновения, ее голос, пение, любящий взгляд, первые игры в сочетании с поэтическим словом — все это называется емким словом — фольклор. Народная педагогика включает малые жанры поэтического творчества для детей: пестушки, потешки, прибаутки, присказки, составлявшие основу материнской педагогики, испытанной веками. Можно лишь удивляться народному гению, сумевшему выразить в поэтическом слове великую силу материнской любви.
Народная педагогика выработала свои традиционные фольклорные жанры.
Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малыша прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваясь в лицо говорящего. Неповторимое своеобразие фольклора особенно ценно для активизации ребенка в тот период, когда у него еще не сформированы произвольные действия, внимание, реакция на слова.
Пестушки — от слова «пестовать» — в старину означало нянчить маленького ребенка, ухаживать за ним. Сейчас чаще используется в переносном смысле — заботливо, любовно выращивать, воспитывать.
Пестушки включают игровое взаимодействие с ребенком, когда взрослый выполняет движения за него, играя его ручками и ножками. Младенцу еще могут быть недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры — все это придет к нему в течение первого года жизни. Именно в этот период мама пестует младенца: играет его ручками, поглаживает кроху по животику, делает «топотушки» его ножками. Проснувшегося малютку мама ласкает, прикасаясь легкими массажными движениями, нежно приговаривает:
А в ножки — ходунюшки,
А в ручки — хватунюшки,
А в роток — говорок,
А в головку — разумок.
Все слова сочетаются с действиями, что доставляет ребенку массу удовольствия. Если при этом мама еще эмоционально пропевает с малышом слова потешек, песенок, то всплеску эмоций нет конца.
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место,
Пеку, пеку каравай!
Головоньку — валяй, валяй!
У ребенка устанавливается тесный контакт со взрослым, а главное — желание повторить те движения, которые он не может еще выполнить самостоятельно.
Последующие повторы помогут малышу запомнить движения и выполнить самостоятельно, так при помощи народного фольклора обучали малышей.
Ребенок никогда не забудет, как папа качал его на ноге и напевал:
С орехами, с орехами!
С калачами, с калачами!
По кочкам, по кочкам.
Одни игры готовили ребенка к ходьбе. Дедушка брал табуретку, водил малыша и приговаривал:
Ножки у Антошки
Едут по дорожке,
Ни конца, ни края.
Вышла кошка за кота.
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки.
Топы-топы по лавочке,
Цапы-цапы за лапочки.
Бежали по дорожке:
Другие игры развивали речь малыша:
Потешки учили действиям:
Попили, поели, шу-у‑у:
На головку сели,
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша куколка пойдет,
Через киску упадет!
Уходи с дороги, кот!
Кукла Танечка идет,
Кукла Танечка идет,
Ни за что не упадет!
Для детей начала второго года жизни подбираются потешки, которые помогают при кормлении, подготовке ко сну, умывании. Очень важно, если взрослые владеют фольклорным словом и могут эмоционально передать слова потешек.
Умой наше личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Одевая ребенка на прогулку, можно отвлечь его словами:
Наша Маша маленька,
На ней шубка аленька,
Наша Маша черноброва.
Причесывая девочку, приговаривали:
Уж я косу заплету,
Уж я русу заплету.
Я плету, плету, плету,
Ты расти, расти, коса,
Всему городу краса!
Потешки можно использовать, делая растирание или массаж.
Пекла бабка ватрушечки,
Поглаживая ручки, можно приговаривать:
Будь здорова, крошка! (Приговаривают девочке.)
Расти крепеньким, сынок! (Приговаривают мальчику.)
Есть такая бесконечная сказочка про сову, перед которой деткам говорят: «Слушай и не перебивай!»:
Вот она летела, летела,
На березку села,
По сторонам поглядела,
И опять полетела.
Вот она летела, летела,
На березку села,
По сторонам поглядела,
И опять полетела.
Кушать из ложечки веселее, если во время еды взрослый припевает или приговаривает:
Ай, люленьки, люленьки,
Стали гули говорить:
«Чем же (имя) накормить?»
Один сказал: «Кашкою!»
Ну а третий: «Молочком
И румяным пирожком!»
От икоты рассказывают прибаутку:
С Федота — на Якова,
С Якова — на всякого.
(Иногда добавляют: «А со всякого уходи ты, икота, на зеленое болото».)
Если малыш плачет, можно рассказать:
Ты не плачь, не плачь, не плачь,
Я куплю тебе калач.
Если будешь плакать —
Куплю худой лапоть!
Фольклор и традиции русского народа, богат и бесценен, ведь за все свое существование, мамами, бабушками, нянями было придумано огромное количество потешек, песенок и пестушек. Благодаря этому, теперешним мама не стоит фантазировать и придумывать что-то новенькое, все уже давным-давно придумано. Прошло не одно столетие, как появились эти потешки, но они до сих пор не утратили своей актуальности. И сегодня дети ожидают от близких внимания, заботы, любви, выраженной не только в действиях, но и в добром слове.
Важно не только любить малыша, но и уметь эмоционально, ярко и красиво выразить свое чувство, и в этом нам помогает народное слово — непревзойденный «учитель»: вот почему взрослым так нужно овладевать приемами народного творчества и, общаясь с малышом, умело включать их в повседневную речь.
Проснувшись с утра, малыш начинает требовать обращения к себе внимания. При этом ребенок начинает плакать, можно убаюкать и успокоить его с помощью какой-нибудь утренние пестушки, потешки. Для этого можно взять малыша на руки и, качая его, в такт петь ему потешки, ни один малыш, не устоит и уже скоро успокоится. Вот такие интересные и забавные потешки для маленьких детей, стоит использовать каждый день, при общение с малышом.
Наряду с потешками, не менее популярными и распространенными считаются пестушки. Пестушки – это те же самые потешки, единственное чем они отличаются, это то, что при напевание веселых убаюкивающих песенок, следует массажировать тело ребенка с помощью определенных движений. Такие вот интересные знания, как потешки-пестушки, оставили нам наши предки. Не стоит пренебрегать ими, а уж точно и не пользоваться.
Педагоги детских садов используют в практике этот богатейший материал «народной азбуки», составляют памятки для родителей, например, такие как «Вместе с малышом пропой, проговори и выполни».
Источник