Пестушки народные ноты для

Пестушки

Пестушки — это один из древнейших жанров русского народного фольклора для детей младенческого возраста. Это короткие стишки и песенки, которыми мама сопровождает физические движения, упражнения, способствующие развитию малыша.

Слово «пестушки» произошло от слова «пестовать», то есть нянчить, растить. В русских традициях и обычаях воспитания детей есть богатый и уникальный опыт пестования младенцев.

Пестушки – это многовековой метод развития младенца, проверенный многими поколениями. Они дают эмоциональный диалог с мамой, развивают движения у ребёнка, обогащают его двигательную активность и тактильные ощущения. В пестушках мама говорит с малышом именно таким языком, который наиболее хорошо воспринимается ребенком, и который стимулирует развитие речи малыша. Проговаривая пестушки, мама как бы «программирует» счастливое будущее малыша, говоря об этом вслух.

Пестушки отличаются от потешек тем, что в потешках создаётся игровая ситуация, предусматривающая осознанную ответную реакцию ребёнка. Классический пример — «Ладушки», «Сорока-ворона».
Разница между пестушками и потешками есть, но она незначительна.

Источник

Пестушки народные ноты для

Русская народная песня

А чучу, а чучу,
Я горошек молочу
На чужом на точку,
Да на пригоренке.

Ко мне курочка бежит,
Ко мне рябая бежит,
Ой, бежит она спешит,
А ничего не говорит.

А из курочки перо
Полетело далеко,
Ой, далеко, далеко,
На Иваново село.

У Иванова двора
Загорелася вода,
Всем селом пожар тушили,
Но огонь не загасили.

Пришел дедушка Фома,
Ой, большая борода
Он народ прогнал в овин,
Затушил пожар один.

Как Фома тушил пожар,
Он нам об этом не сказал,
Только слышно стороной:
Затушил он бородой!

А чучу а чучу,
Я горошек молочу
На чужом на точку,
Да на пригоренке.

Источник

Русские народные пестушки

Yandex.Share

Пестушками (от слова пестовать — нянчить, носить на руках, воспитывать, растить, холить, ходить за кем. Пестюшка (арх.) – потешки или игрушки.) называются песенки и прибаутки, которыми сопровождаются разные моменты детской жизни и движения, производимые самим ребёнком, либо же с помощью взрослых.

Для детей постарше смотрите также потешки или прибаутки.

1. Когда проснувшийся младенец потягивается, то его гладят по животику, приговаривая:

а) Потягунушки, потягунушки!
Поперек толстунушки,
А в ножки ходунушки,
А в ручки ф(хв)атунушки,
А в роток говорок,
А в голову разумок!

б) Потягунушки,
Порастунушки,
Ножки ходунушки,
У роток говорунушки,
А в голову разумунушки.

в) Потягушошки,
Дитя ростушошки,
Ножки ходушошки,
Ручки гребушошки.

г) На кота потягушки,
На дитя порастушки.

(Записано П. В. Шейном в Тульской губернии)

2. Когда дитя начинает становиться на ножки, приговаривают:

Дыбо́чки, дыбок!
Скоро Сашеньке годок.

(Зап. П. В. Шейном в г. Твери)

3. Когда ребёнок начинает учиться ходить:

Ножки, ножки
Бегите по дорожке,
Нарвите горошку.
«Ножки, ножки
Куда вы бежите?» —
«В лесок по мошок:
Избушку мшить,
Чтобы не холодно жить».

При этом треплют слегка ножки ребёнка.

4. Искупавши дитя, обдают его наконец водою, приговаривая:

а) Вода текучая,
Дитя растучее,
С гуся вода,
С тебя худоба.
Вода к низу,
А дитя к верху.

б) С гуся — вода,
С лебедя — вода,
А с Ефима — худоба.

(Записано П. В. Шейном в г. Твери)

б) С гоголя вода,
С тебя худоба!
Спи, дягни 2 , —
Христос с тобой!

(Записано П. В. Шейном в Новогородской губернии, Валд. у.)

5. Когда ребёнок гулит или агукает:

Ах поет, поет
Соловушка!
Ах поет, поет
Молоденькой;
Молоденькой,
Хорошенькой,
Пригоженькой!

6. Во многих местах мать, няни и мамки целуя, милуя дитя, приговаривают:

а) Ах ты деточка,
Золотая кветочка! 3
Виноградная веточка,
Сладкая конфеточка!

б) Тай, тай, тай!
Гостиночку дай.
— Я бы рада дала, —
На базаре не была.

7. Распеленав ребёнка, пестуют:

Куй, куй, ковалек,
Подкуй чеботок:
На маленьку ножку
Золоту подковку.
Подай молоток
Подковать чеботок.

8. Учат осознанному движению руками:

а) Гуси летели,
Лебеди летели,
Гуси летели,
Лебеди летели.

б) Лунь плывет,
Лунь плывет,
Лунь плывет.

в) Тятеньке — сажень,
Маменьке — сажень,
Дедушке — сажень,
Бабушке — сажень,
Брату — сажень,
А Колюшеньке —
Большую, набольшую.

г) Уты, уты полетели,
На головку сели.
Сели, сели, посидели
Да опять полетели.
Уты, уты, уты.

9. Подбрасывая ребёнка, приговаривают:

а) Чук, чук, чучки,
На горе — стручки,
Под горой — лопатки:
Вырвали ребятки.

б) Чук, чук, чук, чук,
Наловил дед щук,
Баба рыбку пекла,
Сковородка утекла.

10. Учат ребёнка стоять:

Дыбо́к, дыбо́к,
Завтра годок!
Дыбо́к, дыбо́к,
Целый годок!

11. Учат ребёнка прыгать:

а) Та, та, та, та, та,
Вышла кошка за кота:
Кот ходит по лавочке,
Водит кошку за лапочки;
Топы, топы по лавочке,
Цапы, цапы за лапочки.

б) Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ, топ!

12. При ушибе ребёнка:

а) У кошки боли́,
У собаки боли́,
У лошадки боли́,
А у Ванюшки не боли́.

б) У лисы боли́,
У волка боли́,
У Николаши боль
На березку в лес улети.

Источники пестушек:

1, 2, 3, 4а, 5, 6, 12б archive.org — Русские народные песни, собранные П. В. Шейном. Ч. 1. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете, Москва. 1870, и ИМЛИ РАН — Великорусс в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказках, легендах и т.п. П.В.Шейном. Том 1, выпуск первый, 1898.

4б, 7, 8г, 9, 11б Архив фольклорного кабинета Новосибирского госпединститута, коллекция М. Н. Мельникова. М. Н. Мельников, Русский детский фольклор, Москва, «Просвещение», 1987.

8а, 10, 11а Бессонов П. А. Детские песни. М., 1868.

8б, 8в, 12а Капица О И. Детский фольклор. Л., 1928.

1 Молодичка молода,
Поехала по дрова,
Зацепилась за пенок,
Простояла весь денек.
(Зап. П. В. Шейном в г. Москве)

2 Дяглить, дягнуть — расти, плотеять, здороветь, крепчать (Сл. В. И. Даля).
3 От сл. кветка, квет, т. е. цвет. Ш.

Источник

Пестушки, песенки для детей дошкольного возраста

С рож­де­ния детей зна­ко­мят с пестуш­ками, песен­ками, при­ба­ут­ками. Что же скры­ва­ется за зага­доч­ным поня­тием «песто­вать» малыша?

Эмо­ци­о­наль­ное обще­ние — одна из веду­щих линий раз­ви­тия малень­кого ребенка, начи­ная с пер­вых меся­цев его жизни. Лас­ко­вые мамины при­кос­но­ве­ния, ее голос, пение, любя­щий взгляд, пер­вые игры в соче­та­нии с поэ­ти­че­ским сло­вом — все это назы­ва­ется емким сло­вом — фольк­лор. Народ­ная педа­го­гика вклю­чает малые жанры поэ­ти­че­ского твор­че­ства для детей: пестушки, потешки, при­ба­утки, при­сказки, состав­ляв­шие основу мате­рин­ской педа­го­гики, испы­тан­ной веками. Можно лишь удив­ляться народ­ному гению, сумев­шему выра­зить в поэ­ти­че­ском слове вели­кую силу мате­рин­ской любви.

Народ­ная педа­го­гика выра­бо­тала свои тра­ди­ци­он­ные фольк­лор­ные жанры.

Про­стая рифма, неод­но­кратно повто­ря­ю­щи­еся зву­ко­со­че­та­ния и слова, вос­кли­ца­ния и эмо­ци­о­наль­ные обра­ще­ния невольно застав­ляют малыша при­слу­ши­ваться, зами­рать на какое-то мгно­ве­ние, всмат­ри­ва­ясь в лицо гово­ря­щего. Непо­вто­ри­мое свое­об­ра­зие фольк­лора осо­бенно ценно для акти­ви­за­ции ребенка в тот период, когда у него еще не сфор­ми­ро­ваны про­из­воль­ные дей­ствия, вни­ма­ние, реак­ция на слова.

Пестушки — от слова «песто­вать» — в ста­рину озна­чало нян­чить малень­кого ребенка, уха­жи­вать за ним. Сей­час чаще исполь­зу­ется в пере­нос­ном смысле — забот­ливо, любовно выра­щи­вать, воспитывать.

Пестушки вклю­чают игро­вое вза­и­мо­дей­ствие с ребен­ком, когда взрос­лый выпол­няет дви­же­ния за него, играя его руч­ками и нож­ками. Мла­денцу еще могут быть недо­ступны такие дви­же­ния, как пово­роты тела, он не может целе­на­прав­ленно дей­ство­вать руками, не умеет само­сто­я­тельно садиться, пол­зать, вста­вать у опоры — все это при­дет к нему в тече­ние пер­вого года жизни. Именно в этот период мама пестует мла­денца: играет его руч­ками, погла­жи­вает кроху по живо­тику, делает «топо­тушки» его нож­ками. Проснув­ше­гося малютку мама лас­кает, при­ка­са­ясь лег­кими мас­саж­ными дви­же­ни­ями, нежно приговаривает:

А в ножки — ходунюшки,

А в ручки — хватунюшки,

А в роток — говорок,

А в головку — разумок.

Все слова соче­та­ются с дей­стви­ями, что достав­ляет ребенку массу удо­воль­ствия. Если при этом мама еще эмо­ци­о­нально про­пе­вает с малы­шом слова поте­шек, песе­нок, то всплеску эмо­ций нет конца.

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место,

Пеку, пеку каравай!

Голо­воньку — валяй, валяй!

У ребенка уста­нав­ли­ва­ется тес­ный кон­такт со взрос­лым, а глав­ное — жела­ние повто­рить те дви­же­ния, кото­рые он не может еще выпол­нить самостоятельно.

После­ду­ю­щие повторы помо­гут малышу запом­нить дви­же­ния и выпол­нить само­сто­я­тельно, так при помощи народ­ного фольк­лора обу­чали малышей.

Ребе­нок нико­гда не забу­дет, как папа качал его на ноге и напевал:

С оре­хами, с орехами!

С кала­чами, с калачами!

По коч­кам, по кочкам.

Одни игры гото­вили ребенка к ходьбе. Дедушка брал табу­ретку, водил малыша и приговаривал:

Ножки у Антошки

Едут по дорожке,

Ни конца, ни края.

Вышла кошка за кота.

Кот ходит по лавочке,

Водит кошку за лапочки.

Топы-топы по лавочке,

Цапы-цапы за лапочки.

Бежали по дорожке:

Дру­гие игры раз­ви­вали речь малыша:

Потешки учили действиям:

Попили, поели, шу-у‑у:

На головку сели,

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись:

Наша куколка пойдет,

Через киску упадет!

Уходи с дороги, кот!

Кукла Танечка идет,

Кукла Танечка идет,

Ни за что не упадет!

Для детей начала вто­рого года жизни под­би­ра­ются потешки, кото­рые помо­гают при корм­ле­нии, под­го­товке ко сну, умы­ва­нии. Очень важно, если взрос­лые вла­деют фольк­лор­ным сло­вом и могут эмо­ци­о­нально пере­дать слова потешек.

Умой наше личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб сме­ялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Оде­вая ребенка на про­гулку, можно отвлечь его словами:

Наша Маша маленька,

На ней шубка аленька,

Наша Маша черноброва.

При­че­сы­вая девочку, приговаривали:

Уж я косу заплету,

Уж я русу заплету.

Я плету, плету, плету,

Ты расти, расти, коса,

Всему городу краса!

Потешки можно исполь­зо­вать, делая рас­ти­ра­ние или массаж.

Пекла бабка ватрушечки,

Погла­жи­вая ручки, можно приговаривать:

Будь здо­рова, крошка! (При­го­ва­ри­вают девочке.)

Расти кре­пень­ким, сынок! (При­го­ва­ри­вают мальчику.)

Есть такая бес­ко­неч­ная ска­зочка про сову, перед кото­рой дет­кам гово­рят: «Слу­шай и не перебивай!»:

Вот она летела, летела,

На березку села,

По сто­ро­нам поглядела,

И опять полетела.

Вот она летела, летела,

На березку села,

По сто­ро­нам поглядела,

И опять полетела.

Кушать из ложечки весе­лее, если во время еды взрос­лый при­пе­вает или приговаривает:

Ай, люленьки, люленьки,

Стали гули говорить:

«Чем же (имя) накормить?»

Один ска­зал: «Каш­кою!»

Ну а тре­тий: «Молоч­ком

И румя­ным пирожком!»

От икоты рас­ска­зы­вают прибаутку:

С Федота — на Якова,

С Якова — на всякого.

(Ино­гда добав­ляют: «А со вся­кого уходи ты, икота, на зеле­ное болото».)

Если малыш пла­чет, можно рассказать:

Ты не плачь, не плачь, не плачь,

Я куплю тебе калач.

Если будешь плакать —

Куплю худой лапоть!

Фольк­лор и тра­ди­ции рус­ского народа, богат и бес­це­нен, ведь за все свое суще­ство­ва­ние, мамами, бабуш­ками, нянями было при­ду­мано огром­ное коли­че­ство поте­шек, песе­нок и песту­шек. Бла­го­даря этому, тепе­реш­ним мама не стоит фан­та­зи­ро­вать и при­ду­мы­вать что-то новень­кое, все уже дав­ным-давно при­ду­мано. Про­шло не одно сто­ле­тие, как появи­лись эти потешки, но они до сих пор не утра­тили своей акту­аль­но­сти. И сего­дня дети ожи­дают от близ­ких вни­ма­ния, заботы, любви, выра­жен­ной не только в дей­ствиях, но и в доб­ром слове.

Важно не только любить малыша, но и уметь эмо­ци­о­нально, ярко и кра­сиво выра­зить свое чув­ство, и в этом нам помо­гает народ­ное слово — непре­взой­ден­ный «учи­тель»: вот почему взрос­лым так нужно овла­де­вать при­е­мами народ­ного твор­че­ства и, обща­ясь с малы­шом, умело вклю­чать их в повсе­днев­ную речь.

Проснув­шись с утра, малыш начи­нает тре­бо­вать обра­ще­ния к себе вни­ма­ния. При этом ребе­нок начи­нает пла­кать, можно уба­ю­кать и успо­ко­ить его с помо­щью какой-нибудь утрен­ние пестушки, потешки. Для этого можно взять малыша на руки и, качая его, в такт петь ему потешки, ни один малыш, не устоит и уже скоро успо­ко­ится. Вот такие инте­рес­ные и забав­ные потешки для малень­ких детей, стоит исполь­зо­вать каж­дый день, при обще­ние с малышом.

Наряду с потеш­ками, не менее попу­ляр­ными и рас­про­стра­нен­ными счи­та­ются пестушки. Пестушки – это те же самые потешки, един­ствен­ное чем они отли­ча­ются, это то, что при напе­ва­ние весе­лых уба­ю­ки­ва­ю­щих песе­нок, сле­дует мас­са­жи­ро­вать тело ребенка с помо­щью опре­де­лен­ных дви­же­ний. Такие вот инте­рес­ные зна­ния, как потешки-пестушки, оста­вили нам наши предки. Не стоит пре­не­бре­гать ими, а уж точно и не пользоваться.

Педа­гоги дет­ских садов исполь­зуют в прак­тике этот бога­тей­ший мате­риал «народ­ной азбуки», состав­ляют памятки для роди­те­лей, напри­мер, такие как «Вме­сте с малы­шом про­пой, про­го­вори и выполни».

Источник

Читайте также:  Покупать пианино или нет
Оцените статью