Пьесы бородина для фортепиано

список всех произведений Александра Бородина

Надо знать музыку лучших композиторов мира

Ниже представлен список произведений Александра Порфирьевича Бородина. Список организован по жанрам.

Произведения для фортепиано

H;l;ne-Polka (1843)
Реквием
Маленькая сюита (1885; оркестрована А. Глазуновым)
В монастыре
Интермеццо
Мазурка
Грёзы
Серенада
Ноктюрн
Скерцо ля бемоль мажор (1885; оркестровано А. Глазуновым)

Произведения для оркестра

Симфония № 1 ми бемоль мажор
Adagio. Allegro
Scherzo. Prestissimo
Andante
Allegro molto vivo
Симфония № 2 си минор «Богатырская» (1869—1876; отредактирована Н. А. Римским-Корсаковым и А. Глазуновым)
Allegro
Скерцо. Prestissimo
Andante
Финал. Allegro
Симфония № 3 ля минор (написаны только две части; оркестрована А. Глазуновым)
Moderato assai. Poco piu mosso
Scherzo. Vivo
В Средней Азии (В степях Центральной Азии), симфонический эскиз

Концерт для флейты и фортепиано с оркестром (1847),утрачен

Соната для виолончели и фортепиано си минор (1860)
Фортепианный квинтет до минор (1862)
Фортепианное трио ре мажор (1860-61)
Струнное трио (1847), утрачено
Струнное трио (1852—1856)
Струнное трио (1855; неокончено)
Andantino
Струнное трио (1850—1860)
Струнный квартет № 1 ля мажор
Moderato. Allegro
Andante con moto
Scherzo. Prestissimo
Andante. Allegro risoluto
Струнный квартет № 2 ре мажор
Allegro moderato
Scherzo. Allegro
Notturno. Andante
Finale. Andante. Vivace
Скерцо для струнного квартета (1882)
Serenata alla spagnola для струнного квартета (1886)
Квартет для флейты, гобоя, альта и виолончели (1852—1856)
Струнный квинтет фа мажор (1853—1854)
Секстет ре минор (1860—1861; сохранились только две части)

Царская невеста (1867—1868, наброски, утрачены)
Млада (1872, IV действие; Остальные действия написаны Ц. Кюи, Н. А. Римским-Корсаковым, М. Мусоргским и Л. Минкусом)
Князь Игорь (отредактирована и окончена Н. А. Римским-Корсаковым и А. Глазуновым)
Наиболее известный номер — Половецкие пляски.

Романсы и песни

Арабская мелодия. Слова А. Бородина
Для берегов отчизны дальной. Слова А. Пушкина
Из слез моих. Слова Г. Гейне
Красавица-рыбачка. Слова Г. Гейне (для голоса, виолончели и фортепиано)
Море. Баллада. Слова А. Бородина
Морская царевна. Слова А. Бородина
Отравой полны мои песни. Слова Г. Гейне
Песня темного леса (Старая песня). Слова А. Бородина
Разлюбила красна девица… (для голоса, виолончели и фортепиано)
Слушайте, подруженьки, песенку мою (для голоса, виолончели и фортепиано)
Спесь. Слова А. К. Толстого
Спящая княжна. Сказка. Слова А. Бородина
У людей-то в дому. Песня. Слова Н. Некрасова
Фальшивая нота. Романс. Слова А. Бородина
Что ты рано, зоренька… Песня
Чудный сад. Романс. Слова C. G.

о, сколько музыки нам неизвестной
в неё вложил свою ты душу. композитор
нам остаётся только слушать
земля вся нотами увита.

Источник

Пьесы бородина для фортепиано

«Маленькая сюита» для фортепиано

Для фортепиано Бородин написал в зрелые годы немного произведений, всего 11 пьес. Из них три вошли в коллективный сборник «Парафразы», семь образовали Маленькую сюиту, а одна (Скерцо ля-бемоль мажор) существует в качестве самостоятельного произведения.

Фортепианным творчеством в XIX веке занимались те композиторы, которые вели активную концертную жизнь в качестве исполнителя и сами были пианистами-виртуозами. Бородин, как известно, кроме музыки занимался наукой, и у него не было такой потребности. И хотя, он не был виртуозом, его фортепианная подготовка, по словам современников, была на достаточно высоком уровне. Этим и определялось отношение композитора к фортепианным пьесам. К своему циклу «Маленькая сюита» он подходит с камерной стороны, не придавая особое значение техническим изыскам и внешнему блеску.

До Бородина русская музыка знала два подхода к фортепианному циклу: концертный, виртуозный, ярко-характерный — «Картинки с выставки» Мусоргского, и пьесы для домашнего музицирования — «Времена года» П.Чайковского.

Бородин, конечно же, не мог ограничиваться ни тем, ни другим, и у него получился смешанный цикл. В пьесу «В монастыре» он вкладывает эпическое содержание, «Серенада» и «мазурки» — это жанровые зарисовки, «Ноктюрн», «Мечты» — лирическая «ночная музыка».

В архиве композитора сохранилась любопытная надпись на французском языке: «Маленькая поэма любви молодой девушки»: «Под сводами собора. Мечтает об обществе. Думает только о танцах. Думает о танцах и танцоре. Думает только о танцоре. Мечтает под звуки песни любви. Убаюкана счастьем быть любимой».

Нельзя, конечно, считать эту запись настоящей программой цикла, хотя бы потому, что сам автор не обнародовал ее, и потому, что некоторые пьесы были сочинены раньше, чем сделана эта запись. Но в самих названиях пьес и этой записи, согласитесь, много общего.

Первые четыре пьесы «Маленькой сюиты» — контрастное чередование программных и жанровых образов (1 и 3) с лирическими (2 и 4). Две последние (6 и 7) повторяют тоже сопоставление. Но пятая – «Грезы» — нарушает равновесие, давая перевес лирике, и тем самым определяет ее преобладающую роль во всем цикле.

Пьесы Бородина настолько насыщены яркими образами, что пианисты того времени не увидели в них фортепианных находок, видимо, из-за отсутствия виртуозного блеска. Зато было создано множество различных оркестровок этой музыки. Но это лишь подтверждает мысль о том, что камерные по форме миниатюры не ограничиваются камерным содержанием.

В монастыре . Первая пьеса цикла выделяется масштабами нарисованной картины, значительностью и цельностью содержания. Здесь два музыкальных образа: колокольный звон и пение. Оба они выражают одно настроение, одну мысль.

Колокольный звон много раз воспроизводился в русской музыке. Особенное пристрастие питали к нему композиторы члены «Могучей кучки». В данной пьесе Бородина нет ни праздничности, ни тревоги – настроений, столь полно передаваемых колокольным звоном. Красочная сторона в этой пьесе как бы на втором плане. Развитие состоит в постепенном омрачении колорита, при переходе от маленьких колоколов к большим .

Смолкли колокола, и вот, вступает песенная тема – скромная, простая, тихая, как молитва. Общий характер – размеренный, эпический, строгий, но местами проступает наружу глубоко скрытое лирическое томление. В кульминационном разделе пьесы раскрывается глубоко скрытый конфликт. В момент высшего напряжения происходит остановка на диссонирующем аккорде, после чего следует мгновенный спад, и снова движение замыкается «церковным» кадансом (заключительным оборотом). Получается симметричная композиция, и ы ее замкнутости тоже есть образный смысл: выхода нет…

Интермеццо . В Интермеццо Бородин идет от бытового танца, от практики домашнего музицирования. В результате получилась довольно обычная по замыслу, но со вкусом выполненная лирическая миниатюра. В основе пьесы лежит менуэт, на что указал своей ремаркой автор (« Tepmo di minuetto » — итал . «В темпе менуэта»). Хотя ремарка указывает на танец, популярный в XVIII веке, в музыке нет никакой стилизации, архаики.

Интермеццо привлекает характерным и для Бородина особенностями его лиризма: музыка звучит приветливо, тепло, с мягкой пластичностью. Особым обаянием веет от изящных прихотливых мелодических изгибов. В пьесе можно уловить и нечто восточное – излюбленный музыкальный колорит Бородина. Основная интонация напоминает своими очертаниями некоторые фразы Кончака , персонажа из оперы Бородина «Князь Игорь». Некоторые мелодические обороты могут быть сопоставлены со вступлением к его «Арабской мелодии». Но в целом пьеса не имеет ярко выраженного восточного оттенка.

В среднем разделе пьесы мы тоже сталкиваемся с неповторимо индивидуальной лирикой Бородина. Но это лирика другого типа: целомудренная, нежная, немного стыдливая. Музыка среднего раздела столь чиста, что можно лишь сожалеть, что раздел этот так мал.

Мазурка до мажор . Две следующие части сюиты – две Мазурки (до мажор и ре-бемоль мажор) – также как и предыдущее Интермеццо, представляют собой обаятельные образцы музыки для домашнего музицирования . При том, что у них есть некоторые сходные черты, настроение музыки и трактовка жанра у них разные. Мазурка до мажор сохранила непосредственность бытового танца. Это настоящая танцевальная бальная мазурка, от которой «паркет трещит плод каблуком» — звонкая, нарядная, молодцеватая. Яркая мажорность, пунктирный ритм, острые акценты делают основную тему подтянутой и приподнятой. Пьеса написана в форме рондо с типичным чередованием рефрена (эпизода, который несколько раз повторяется) с эпизодами, в которых музыка, во-первых, каждый раз разная, во-вторых, контрастная музыке рефрена. Эпизоды вносят достаточное разнообразие в пьесу.

Мазурка ре-бемоль мажор . Вторая Мазурка сюиты – лирическая пьеса в традициях мазурок Шопена. Это тот тип мазурок, который можно охарактеризовать как «лирическая поэма». Без всякого вступления Мазурка ре-бемоль мажор начинается темой в виолончельном регистре. Характер ее точно обозначен композиторской ремаркой: «певуче, выразительно, любовно». Примечательно, что первые звуки темы почти точно повторяют начальную попевку первой Мазурки (до мажор). Но дальнейшее развитие идет по-разному. Вместо стремительного прямолинейного взлета и такого же спуска мелодии — извилистое напевное движение, немного напоминающее побочную тему первой части В торого квартета . С этим Квартетом перекликается также тема среднего раздела Мазурки (пьеса написана в трехчастной форме). Эта музыка тоже дышит страстностью и изобилует мелодическими оборотами, в которых сказывается пристрастие Бородина к музыкальному стилю Востока.

Мечты . До Бородина пьесы с тем же или подобным названием, например, «Мечты», писали многие композиторы. Самый известный и популярный пример – «Грезы» Роберта Шумана. Пьеса Бородина, несомненно, родственна шумановской : их сближает светлый прозрачный колорит музыки, ее мягкость и певучесть. Но, несмотря на эту очевидную параллель, в пьесе Бородина ясно ощущается индивидуальность автора. У Шумана больше «идеальности», мечтания уносятся вдаль и ввысь. У Бородина же больше земного. Это мечты о любви, о нежности и душевном тепле. Мы ощущаем те же колыхания и покачивания, те же ласковые интонации, что и во многих образцах его любовной лирики. Весь музыкальный материал однороден, возвращаются одни и те же попевки и гармонические обороты. Но эта видимая статичность заключает в себе разнообразие тонких вариантов и оттенков. Основная тема пьесы в полном виде проходит лишь один раз. После этого следует совсем новая, на первый взгляд, музыка. Но если внимательно вслушаться, то замечаешь, что мелодические обороты в развитии пьесы, оказывается, вырастают все из той же темы. Так достигается впечатление неуловимой переменчивости образов, зыбкости видений, незаметно переходящих одно в другое.

Серенада . Шестая пьеса — Серенада – принадлежит к произведениям, которые легко слушать, но трудно подробно анализировать. Мелодическая яркость и сочность музыки, живость ритма и гармоническая красочность воспринимаются в этой миниатюре в нераздельном единстве как плод непосредственного и вдохновенного творчества. Это еще один замечательный образец бородинской «испано-мавританской» серенады, любовная песня танцевального склада под гитару. Примечательна авторская программа: «Мечтает под звуки песни любви». В пьеса обращают на себя внимание терпкие бородиновские гармонии.

Ноктюрн . Эта пьеса – картина теплой южной ночи, полной неги, с дрожанием воздуха, мерцанием звезд и шелестом листвы. На память приходят строки А. Пушкина из «Каменного гостя»:

Недвижим теплый воздух – ночь лимоном

И лавром пахнет, яркая луна

Блестит на синеве густой и темной…

Ровное колыхание в музыке – не только фон в ночном пейзаже: оно подобно убаюкивающему движению колыбельной. Сохранились наброски Бородина к «Маленькой сюит» и среди них есть строки программы: « Убаюкана счастьем быть любимой». Эти слова дают ключ к пониманию образного строя пьесы, а вместе с ней и многих других бородинских лирических страниц как высшего выражения нежности, ласки и любви. Необыкновенная поэтичность содержания Ноктюрна вызвала к жизни упоительную красоту звучания.

Источник

Бородин

Александр Бородин родился в Санкт — Петербурге 31.10.1833, умер 15.02.1887. Известный русский композитор, а также великий ученый. Состоял в «Могучей кучке». Часто его называют основоположником эпического симфонизма.

Скачать ноты произведений Александра Бородина

Музыкальный инструмент Партитура
Для берегов отчизны дальной — ноты
Deuxieme Quatuor pour deux Violons, Alto et Violoncelle — ноты
Арабская мелодия — ноты
Романсы — ноты
Спящая княжна — ноты
Marche polovtsienne — ноты
Я вновь один — ноты
Увертюра из оперы «Князь Игорь» — ноты
Potpourri de L’Opera «Le Prince Igor» de A. Borodine — ноты
Танцы половецких девушек из оперы «Князь Игорь» — ноты
Марш из оперы «Князь Игорь» — ноты
Petite Suite pou Piano par A. Borodine — ноты
Первая симфония Es-dur для оркестра — ноты
Море — ноты
Увертюра, танцы и марш из оперы «Князь Игорь» — ноты
Чудный сад — ноты
Серенада четырех кавалеров одной даме — ноты
Сборник романсов — ноты
Вторая симфония B-moll для оркестра — ноты
Каватина Кончаковны из оперы «Князь Игорь» — ноты
Князь Игорь — ноты
Из слез моих — ноты
2-й квартет для 2 скрипок, альта и виолончели — ноты
Фальшивая нота — ноты
Marche — ноты
У людей-то в дому — ноты
Air de Kontchak — ноты
Симфония № 1 — ноты
В Средней Азии — ноты
Морская царевна — ноты
Квартет № 1 (А) для 2 скрипок, альта и виолончели — ноты
В Средней Азии. Бородин — скачать ноты для Фортепиано Фортепиано 1
Увертюра к опере «Князь Игорь». Бородин — скачать ноты для Фортепиано Фортепиано 1
Пролог к опере «Князь Игорь». Бородин — скачать ноты для Фортепиано,Хор Фортепиано, Хор 2
Опера «Князь Игорь», действие 1. Бородин — скачать ноты для Фортепиано,Хор Фортепиано, Хор 2

МЫ ВКОНТАКТЕ — Подпишитесь, чтобы не пропустить новинки

Бородин Александр — краткая биография

Отцом композитора был грузинский князь Лука Семенович Гединов (Giedwaniszwili), который влюбился в мещанку — Авдотию Антонову. Не было вопроса о браке и официальной регистрации ребенка. Согласно обычаю, мальчик (родился 12 ноября 1833 года в Санкт-Петербурге) был записан сыном крепостного слуги князя — Порфирия Бородина. Александр обучался дома, под присмотром своей матери. Он был всесторонне талантливым: он свободно говорил на трех языках и добился больших результатов в точных науках. Он начал свое музыкальное образование в возрасте 8 лет, когда было замечено, что он может сыграть мелодию военного марша на фортепиано . Он также научился играть на флейте , виолончели и скрипке, Когда ему было 9 лет, он сочинил свою первую пьесу под названием «Елена» , а затем написал фортепианный концерт и несколько камерных работ.
Маленький Бородин также интересовался органической химией, и муж матери — военный врач воодушевил его провести независимые эксперименты в этой области.

Когда Александру исполнилось 17 лет (1850), он поступил в престижную Медицинскую и хирургическую академию в Санкт-Петербурге.
Он изучал ботанику, зоологию, кристаллографию, анатомию и химию, и окончил в 1856 году с самым высоким отличием. Затем он начал работать лектором по химии, а также переводчиком научных книг. Вместе с группой студентов он отправился в Германию на четырехлетнюю стажировку, где у него была возможность встретиться с Дмитрием Менделеевым. Там, в Гейдельберге, он встретил любовь к своей жизни — пианист Екатерина Протопопову, которая в 1863 году стала его женой. Именно она познакомила Бородина с музыкой Фридерика Шопена и Роберта Шумана и все время поддерживала его музыкальные амбиции.
Одновременно Бородин продолжил научную карьеру: в 1858 году получил степень доктора наук на основании диссертации «О подобии фосфорной и мышьяковой кислот в химическом и токсикологическом отношении». Он также занимался целебными свойствами минеральных вод из-за болезни его жены. В 1964 году он был назначен профессором химии в Медицинской академии. Там он преподавал и проводил исследования, плодом которых стала публикация около 40 научных работ по химической тематике.

Когда в 1862 году он встретил Милию Балакирева, Николая Римского-Корсакова, Цезаря Цуя и Модеста Мусоргского, его музыкальные интересы расцвели. Используя инструкции Балакирева, он начал сочинять более регулярно и стал частью группы композитора, называемой Большой пятеркой.
Используя инструкции Балакирева, он начал сочинять более регулярно и стал частью группы композитора, называемой Большой пятеркой.

Однако он был так занят, что музыке он мог уделять только свое свободное время. Он называл себя „воскресным композитором”, занимающимся творческой работой между одним химическим экспериментом и другим. Музыку свою писал, впрочем, аналогично проведению научных экспериментов — с большим вниманием к деталям.

Самые известные произведения Бородина — три симфонии , два струнных квинтета и, прежде всего, опера Князь Игорь . Он начал сочинять ее в 1869 году и трудился 18 лет, но он не смог закончить работу. В 1887 году Римский-Корсаков помог ему организовать еще один его фрагмент — половецкие танцы , которые с тех пор исполнялись как самостоятельная концертная песня. Только после смерти композитора работа была завершена Римским-Корсаковым и Глазуновым.

Композитор умер внезапно от сердечного приступа 27 февраля 1887 года, принимая участие в костюмированном балу профессоров Медицинской Академии в Санкт-Петербурге. Его жена умерла несколько месяцев спустя.

Бородин был любимым студентами преподавателем. Он занимательно вел лекции и у него всегда время для всех, кто хотел с ним поговорить.

Бородин горячо поддерживал борьбу за права женщин в области образования: используя свое научное положение и возможности, он способствовал созданию женской медицинской школы в Санкт-Петербурге.

Источник

Оцените статью