Пьесы для фортепиано петра ильича чайковского

Николаев А. Фортепьянные произведения П.И. Чайковского

Николаев А. Фортепьянные произведения П.И. Чайковского

Фортепьянные произведения Петра Ильича Чайковского—значительная по масштабам, многообразная по содержанию и форме часть творческого наследия великого композитора.

Фортепьяно Чайковский избрал для выражения тончайших оттенков лирических настроений, для музыкальных зарисовок картин природы и бытовых народных сцен, для пьес в жанре «городской» танцевальной музыки. Этому инструменту он посвятил и ряд произведений концертного плана.

Конечно, в симфониях и операх — высших проявлениях его творческого гения — Чайковский с наибольшей яркостью и полнотой раскрыл все стороны своего духовного мира. Но и в фортепьянных произведениях нашли воплощение многие существенные черты его художественного облика, с особенной силой выявленные в таких замечательных сочинениях крупной формы, как первый и второй концерты и соната G-dur. Со свойственной ему страстностью автор шестой симфонии и «Пиковой дамы» выразил в них волнующие его мысли и чувства.

Вот почему в фортепьянном творчестве композитора мы видим, быть может, и не полностью дорисованный, но живой и пленительный портрет Чайковского — вдохновенного поэта русской земли, близкого и понятного миллионам людей.

С детских лет фортепьяно было другом и спутником Чайковского в мире музыкальной фантазии.

Чайковский не был концертирующим пианистом, и его не манила карьера виртуоза. Но он имел отличные пианистические данные и владел незаурядной исполнительской техникой.

«Он играл не только «совершенно достаточно для теоретика» (как говорил Антон Герке — учитель Чайковского по классу фортепьяно в Петербургской консерватории.— А. Н.), но и вообще очень хорошо, бойко, с блеском, мог исполнять пьесы первоклассной трудности»,— писал Ларош о 22-летнем Чайковском.

Читайте также:  Гаммы для гитары сколько их всего

В своих воспоминаниях о композиторе Ларош указывал, что много лет спустя, когда Петр Ильич был уже профессором Московской консерватории, Николай Рубинштейн предлагал ему заниматься с ним, считая, что Чайковский обладает исключительными способностями к игре на фортепьяно.

Однако посвятить себя этому искусству Чайковский не захотел. Его устремления были направлены на музыкальное творчество, и этому он отдавал (все свои силы. К тому же публичные выступления с молодых лет стоили ему величайшего нервного напряжения, и боязнь эстрады отталкивала его от мысли об исполнительской деятельности. Лишь в конце жизни он пересилил это чувство и стал выступать как дирижер.

Мы вспомнили об этом потому, что в критических суждениях о фортепьянном стиле Чайковского нередко можно встретить высказывания о «непианистичности» его произведений, объясняемой, якобы, тем, что композитор не был исполнителем и не обладал, подобно Шопену или Листу, подлинным чувством пианизма.

Несостоятельность такого мнения не требует пространных доказательств. В истории фортепьянного искусства можно найти немало случаев, когда композитор, не будучи концертирующим исполнителем, создавал выдающиеся произведения, свидетельствовавшие о его тонком понимании «природы» фортепьяно. Вспомним хотя бы о Лядове или Р. Шумане, который из-за болезни руки вынужден был отказаться от концертной деятельности. Ведь оба они были замечательными пианистами, хотя и не выступали публично. Чайковский, подобно Шуману, не только владел в высокой степени искусством игры на фортепьяно, но и как критик, писавший о фортепьянных произведениях и об исполнении многих пианистов, проявил себя знатоком, обладавшим профессиональной зоркостью суждений о стиле и приемах фортепьянного письма и об исполнительском мастерстве.

Именно это знание художественных и технических средств использования инструмента дало возможность Чайковскому создать характерный фортепьянный стиль, в котором нашла свое выражение его творческая индивидуальность.

В формировании этого стиля сыграли свою роль выдающиеся достижения русского и западноевропейского пианизма XIX века, наиболее ярко воплотившиеся в фортепьянных сочинениях Глинки, Рубинштейна, Шопена, Листа и, особенно, Шумана, которого так высоко ценил Чайковский. Но, критически осмысливая опыт этих художников, Чайковский брал из него только то, что отвечало его вкусам и представлениям. И если, например, в сочинениях Шумана он видел убедительное подтверждение оправданности собственных исканий фортепьянного звучания, то от стиля и пианистических приемов Шопена, наоборот, сознательно отдалялся.

Немалое влияние на манеру фортепьянного письма Чайковского оказал Антон Рубинштейн — его учитель по классу сочинения и инструментовки. Это особенно ощутимо в ранних произведениях, в ряде лирических пьес и в фактурном рисунке фортепьянных концертов. В вальсах, баркаролах и других миниатюрах Рубинштейна, продолжающих линию глинкинского пианизма в русской фортепьянной музыке, Чайковский нашел примеры, подсказавшие ему путь дальнейшего развития этого жанра. С другой стороны, блестящий стиль большого размаха, представленный в концертах Рубинштейна, явился стимулом для создания таких крупных по масштабу, грандиозных по динамике симфонического развития произведений, как концерты b-moll и G-dur.

Говоря об этих влияниях, мы хотели лишь подчеркнуть творческие связи Чайковского с теми или иными явлениями в области пианизма. Но самым главным и определяющим характерные черты фортепьянного наследия композитора нам представляется его собственный, присущий ему способ выражения музыкальных мыслей и образов, придающий его произведениям неповторимое своеобразие. Этот индивидуальный «почерк» автора «Времен года», «Думки», «Детского альбома», концерта b-moll, сонаты G-dur и других произведений, вписанных в золотой фонд русской музыки, и дает основание говорить о фортепьянном стиле Чайковского. В то же время весь склад и характер фортепьянного изложения в его произведениях ярко отражает некоторые специфические стороны национальных традиций, сложившихся в русском пианистическом искусстве еще в первой половине XIX века. Претворение этих традиций в произведениях Чайковского сыграло огромную роль в дальнейшем развитии русской фортепьянной музыки. Сильнейшее влияние Чайковского на русских композиторов последующих поколений сказалось на музыкантах самой различной направленности. Это влияние очень заметно в творчестве Аренского и Рахманинова (особенно в ранних его пьесах). Но при внимательном прочтении произведений даже таких, казалось бы, далеких от Чайковского композиторов, как Скрябин, Метнер, Ка-туар и ряд других представителей русской музыкальной школы, можно найти в них много приемов и характерных оборотов музыкальной речи, берущих свое начало от Чайковского. Читать далее

Источник

Пётр Чайковский

Петр Ильич Чайковский – известный всему музыкальному миру композитор и дирижер. На счету у Чайковского порядка 80 произведений.

Петр Ильич родился в Воткинске весной 1840 года. В многодетной семье Чайковских любили музыку, родители Петра увлекались игрой на органе и фортепиано.

Любовь к музыкальным инструментам от родителей передалась и маленькому Петру. Будучи пятилетним ребенком, он освоил игру на фортепиано, а в 8 – уже мог играть по нотам. В 1849 году Петр Чайковский переезжает с родителями в Алапаевск, а через некоторое время в Санкт-Петербург.

Что касается образования будущего композитора, то первое время его учили родители дома. Вскоре Петр Ильич пошел учиться в пансионат, а спустя два года продолжил обучение в училище Петербурга, изучая правоведение. В этот период Петр много времени уделяет факультативным занятиям по музыке. В 1859 году Чайковский окончил учебу и начал работать в Департаменте юстиций.

Любовь к сочинению музыки привела молодого Чайковского в консерваторию Петербурга. Благодаря обучению у А. Рубинштейна и Н. Зарембы, Петр сформировался как музыкальная личность. Окончив консерваторию, он идет работать профессором в Московскую консерваторию. На эту должность Чайковского пригласил Николай Рубинштейн, брат преподавателя А. Рубенштейна.

Работа в консерватории позволила Чайковскому много времени проводить за написанием концертов. Его опера «Ундина» так и не была поставлена, однако позже часть этой оперы была представлена в «Лебедином озере».

В 1877 году Чайковский связал свою жизнь с Антониной Милюковой, студенткой консерватории. На такой поступок Петра подтолкнули сплетни о его нетрадиционной ориентации. Так как никаких чувств к Антонине Петр не испытывал, композитор через несколько недель уехал от нее и больше не возвращался. Они так и остались мужем и женой на бумаге.

В 1878 году Чайковский закончил работу в консерватории и отправился заграницу. В этот период времени он активно переписывается с Надеждой фон Мекк – влиятельной поклонницей, которая всячески поддерживает композитора.

Два года путешествий по Италии и Швейцарии не прошли даром. Композитор написал оперу «Евгений Онегин» и Четвертую симфонию.

В мае 1878 года Чайковский написал для детей сборник пьес «Детский альбом».

Благодаря материальной помощи от Надежды фон Мекк Петр Ильич Чайковский путешествовал по разным странам. За это время он написал много вальсов, увертюр и симфоний.

После путешествий Чайковский много времени уделял творчеству и дирижированию на концертах.

Холера забрала жизнь талантливого композитора 25 октября 1893 года. Тело Чайковского покоится в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.

Скачать и слушать онлайн произведения Петра Чайковского в mp3 можно на нашем портале совершенно бесплатно. Погрузитесь в мир творчества великого русского композитора.

Источник

Ресурсный центр Музыка

Музыка, творчество, дети

Свежие записи

Эстрадная студия «Рапсодия» подтвердила звание образцовой

Награды от «Аrt Kids» нашим пианисткам

Поздравляем Любаву Ролич с победой

Поздравляем Елизавету Казакову

Поздравляем юных цимбалисток

Наши пианисты на конкурсе «Зажечь звезду» 2020

Маша и Миша Залесские — лауреаты конкурса «Музыкальная семья»

Звезды сошлись для Маргоши

Итоги VII Открытого фортепианного конкурса «Играем с удовольствием» (с международным участием)

Список произведений П.И.Чайковского. К юбилею композитора

Список произведений Петра Ильича Чайковского

Чайковский Петр Ильич

1. Сценическая музыка

1.1 Оперы

Воевода 1867-68
Ундина 1869
Опричник 1870-72
Кузнец Вакула 1874
Евгений Онегин (слова Пушкина) 1877-78
Орлеанская дева 1878-79
Мазепа 1881-83
Черевички 1885
Чародейка 1885-87
Пиковая дама 1890
Иоланта 1891

1.2 Балеты

Лебединое озеро 1875–76
Спящая красавица 1888–89
Щелкунчик 1891–92

1.3 Музыка к театральным постановкам

Борис Годунов музыка к спектаклю по трагедии Александра Пушкина ?1863–65
Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский музыка к спектаклю по драме Александра Островского 1866/67
Путаница 1893-94 год 1867
Севильский цирюльник музыка к спектаклю по комедии Пьера Бомарше 1872
Снегурочка музыка к спектаклю по пьесе Александра Островского 1873
Фея песня и вальс к спектаклю по комедии Октава Фейе ?1879
Черногория музыка к живым картинам 1880
Воевода музыка к спектаклю по драме Александра Островского 1886
Гамлет музыка к спектаклю по трагедии Шекспира 1891

2. Оркестровая музыка

2.1 Симфонии

Симфония № 1 «Зимние грезы» 1866–68
Симфония № 2 «Малороссийская» 1872
Симфония № 3 1875
Симфония № 4 1877
Симфония Манфред 1885
Симфония № 5 1888
Симфония № 6 «Патетическая» 1893

2.2 Сюиты

Сюита для оркестра №1 1878–79
Сюита для оркестра №2 1883
Сюита для оркестра №3 1884
Сюита для оркестра №4 «Моцартиана» 1887
Щелкунчик, сюита к балету 1892

2.3 Отдельные оркестровые произведения

Гроза, увертюра 1864
Характерные танцы ?1865
Увертюра 1865–1866
Увертюра 1865
Торжественная увертюра на Датский гимн 1866
Фатум, симфоническая фантазия 1868
Ромео и Джульетта, увертюра-фантазия 1869
Серенада к именинам Н. Г. Рубинштейна 1872
Буря, симфоническая фантазия 1873
Славянский марш 1876
Франческа да Римини, симфоническая фантазия 1876
Итальянское каприччио 1880
Серенада для струнного оркестра 1880
Увертюра «1812 год» 1880
Коронационный марш (англ.)русск. 1883
Привет благодарности, элегия для струнного оркестра 1884
Правоведский марш 1885
Гамлет, увертюра-фантазия 1888
Воевода, симфоническая баллада 1890–91

2.4 Концерты

Концерт для фортепиано с оркестром № 1 1874–75
Меланхолическая серенада, для скрипки и оркестра 1875
Вариации на тему рококо, для виолончели и оркестра 1876–77
Вальс-скерцо, для скрипки и оркестра 1877
Концерт для скрипки с оркестром 1878
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 1879–80
Концертная фантазия, для фортепиано с оркестром 1884
Pezzo capriccioso, для виолончели с оркестром 1887
Andante cantabile, для виолончели и струнного оркестра ?1888
Ноктюрн, для виолончели и струнного оркестра ?1888
Концерт для фортепиано с оркестром № 3 1893

3. Вокальная и хоровая музыка

3.1 Кантаты

К радости 1865
Кантата на открытие Политехнической выставки 1872
Хор к юбилею О. А. Петрова 1875

3.2 Хоры и вокальные ансамбли

Литургия святого Иоанна Златоуста, ор. 41 для хора (1878)
Всенощное бдение, ор. 52 для хора (1882)
Вокальное трио «Природа и Любовь» (1870)

3.3 Песни и дуэты

более 100 романсов

4. Камерная музыка

Струнный квартет № 1 op. 11 (1871)
Струнный квартет № 2 op. 22 (1874)
Струнный квартет № 3 op. 30 (1876)
«Воспоминание о дорогом месте», три пьесы для скрипки и фортепиано op. 42 (1878)
Фортепианное трио op. 50 (1882)
«Воспоминание о Флоренции», струнный секстет op. 70 (1890)

5. Фортепианная музыка

Русское скерцо op. 1, No. 1 (1867)
Экспромт op. 1, No. 2 (1867)
Воспоминание о Гапсале, 3 пьесы op. 2 (1867)
Вальс-каприс op. 4 (1868)
Романс op. 5 (1868)
Вальс-скерцо op. 7 (1870)
Каприччио op. 8 (1870)
Три пьесы op. 9 (1870)
Две пьесы op. 10 (1871)
Шесть пьес op. 19 (1873)
Шесть пьес на одну тему op. 21 (1873)
Большая соната соль мажор op. 37a (1878)
Времена года op. 37b (1876)
Детский альбом op. 39 (1878)
Двенадцать пьес op. 40 (1878)
Шесть пьес op. 51 (1882)
Думка op. 59 (1886)
Восемнадцать пьес op. 72 (1893)
Соната до-диез минор op. 80 posth (1865, изд. 1900).

Источник

Оцените статью