Пьесы для фортепиано татарских композиторов
Автор: Р. Амерханова-Халитова
Год: 2002
Издательство: Казань: Татарское книжное издательство
Страниц: 144
Формат: PDF
Размер: 8,0 МВ
Язык: русский
Вашему вниманию предлагается нотное издание: «Пьесы татарских композиторов для домры и фортепиано (Клавир)». Составитель Роза Фатиховна Амерханова-Халитова.
СОДЕРЖАНИЕ:
Мелодия. Н. Жиганов
Весенняя песня. А. Ключарев
Яблони. Татарская народная песня, обработка Р. Белялова
Живут на свете сказки. Н. Жиганов
Тафтиляу. Татарская народная песня, обработка А. Ключарева
Родной мой край Татарстан. А. Ключарев
Не упрекай. И. Байтиряк
Апипэ. Татарская народная песня, обработка Ю. Виноградова
Каждый вечер. Р. Еникеев
Лесная девушка. Дж. Файзи
Романс из балета «Зухра». Н. Жиганов
Пой, соловей. М. Музафаров
Вторая часть концерта для скрипки. А. Леман
Поэма. Р. Яхин
Песня без слов. Р. Яхин
Сюита в 3-х частях для 3-струнной домры. Р. Губайдуллин
Музыка из драмы «Наёмщик». С. Сайдашев
Ты играла на сазе. Татарская народная песня, обработка Р. Еникеева
Анданте из балета «Шурале». Ф. Яруллин
Юмореска. Р. Еникеев
Адажио. Р. Еникеев
Вальс. Р. Еникеев
Танец. Р. Еникеев
Зимняя дорога. А. Монасыпов
Плясовая. Х. Валиуллин
Вокализ. А. Монасыпов-Бах
Ноктюрн. Р. Яхин
Вальс-поэма. Р. Еникеев
Утренняя песня. А. Ключарев
СКАЧАТЬ \ DOWNLOAD:
Источник
Пьесы для фортепиано татарских композиторов
ЖЕМЧУЖИНЫ ТАТАРСКОЙ КУЛЬТУРЫ запись закреплена
Татарский композитор Ренат Еникеев.
Ренат Еникеев — один из ведущих современных татарских композиторов, автор большого количества произведений различных жанров. Центральное место в творчестве композитора занимают инструментальные и вокальные сочинения, музыка для детей.
Наиболее значительные сочинения композитора — Поэма «Памяти Мусы Джалиля» для хора, симфонического оркестра, органа и чтеца на стихи Х.Туфана; Концерт для фортепиано с оркестром; «Рапсодия» и «Четыре басни по Крылову» для симфонического оркестра (последнее — цикл остроумных театрализованных миниатюр, открывающих новое, сатирическое, направление в татарской музыке).
Р.Еникеев внёс большой вклад в развитие татарской камерно-инструментальной музыки: 3 квартета; струнное Трио; концертные пьесы для скрипки, виолончели и др. инструментов. Композитор последовательно и успешно работает в сфере фортепианной музыки, которая представлена в его творчестве различными жанрами (концерт, сонаты, сонатины, циклы, пьесы и др.). 3 сонаты композитора открыли ещё одну новую страницу в истории национальной фортепианной музыки, связанную с рождением её драматического направления.
Масштабность, подлинно симфонический размах, творческое развитие традиций европейской музыки характеризуют сонаты композитора. В Первой сонате (трёхчастной) композитор опирается на традиции творчества С.Прокофьева, во Второй сонате (одночастной), посвященная памяти Х.Ямашева, в основе которой лежит татарская народная песня «Анам кабере» («У могилы матери»), — на принцип монотематизма, разработанный Ф.Листом.
Р.Еникеев существенно обогатил область татарской музыки для детей. Сонатины, сюиты, вариации, цикл «Тюркские напевы» для фортепиано, вокальный цикл «Я стал солдатом» на стихи Дж.Дарзаманова, сольные и хоровые песни, пьесы для скрипки, фортепиано и инструментальные ансамбли широко используются в современной исполнительской и учебной практике.
Одним из творческих открытий композитора является новый для татарской музыки жанр авторизованной транскрипции: в фортепианном цикле «Сайдашстан» в основе каждой из 20 пьес лежит вокальное произведение С.Сайдашева. Р.Еникеев, бережно сохраняя особенности оригиналов и одновременно смело обновляя отдельные их параметры (особенно гармонию и фактуру), в полной мере раскрывает истинные достоинства и красоту этой музыки посредством специфики фортепианного звучания.
Перу композитора принадлежат популярные песни и романсы гражданского, патриотического и лирического содержания: «На твоих высотах» на стихи С.Хакима, «Ак дулкыннар» («Белые волны»), «Лђйсђн» («Ляйсан») на стихи М.Хусаина, «Синећ эзлђр» («Твои следы») на стихи Р.Ахметзянова, «Бђхет» («Счастье») на стихи М.Джалиля, «Яћгыр» («Дождь») на стихи Г.Тукая и др.
Р.Еникеев — мастер обработок татарских народных песен; они отличаются оригинальной и глубоко индивидуализированной интерпретацией фольклора. Образный мир творчества композитора характеризуется широтой и многообразием: сочетает динамическую действенность и лирическую созерцательность, драматическую экспрессию, трагедийный пафос и импрессионистическую изысканность и поэтичность, углублённое размышление, психологизм и юмор.
Композитор прекрасно ощущает природу каждого жанра, эффектно используя его специфические формы и средства. Индивидуальность Р.Еникеева отличает склонность к камерным принципам письма. Это проявляется в преобладании в его музыке тонкого, детализированного штриха, психологизма; в лаконизме высказывания, отточенности формы, филигранной отделке деталей.
Для композитора характерна опора на традиции татарской народной музыки. Он часто использует в сочинениях подлинные фольклорные образцы и даёт их масштабную, соответствующую природе жанра разработку (фортепианные Баллада, Соната №2, Соната №3 и др.). Композитор тонко чувствует специфику народной музыки интонирования и мышления, самобытно и ярко претворяет её в произведения.
Р.Еникеев обращается и к фольклору других народов. На материале башкирских народных песен строятся «Четыре басни по Крылову»; на материале казах., узб., кирг., тадж. мелодий — «Тюркские напевы». Музыка композитора занимает прочное место в современном концертном и педагогическом репертуаре. Р.Еникеев успешно выступает в качестве солиста и ансамблиста, в т.ч. как интерпретатор собств. соч. Гос. пр. РТ им. Г.Тукая (1983).
Основные сочинения: вокально-симфонические: Поэма «Памяти Мусы Джалиля» для смешанного хора, симфонического оркестра, органа и чтеца на стихи Х.Туфана (1981), монолог «Враги» для голоса с оркестром на стихи Г.Тукая (2000), Сюита на народные темы «Карьят батыр» для баритона с оркестром (1973); симфонические: Концерт для фортепиано с оркестром (1961, 2-я редакция 1987), «Четыре басни по Крылову» (1977), «Рапсодия» (1986), Диптих для виолончели с оркестром (1986), Триптих для скрипки с оркестром (1997); камерные ансамбли: Трио для скрипки, альта и виолончели (1958, 2-я редакция 1981), 3 струнных квартета (1960, 2-я редакция 1991; 1972, 1996); пьесы для скрипки и фортепиано, виолончели и фортепиано; для фортепиано: Вариации (1957), Баллада (1979), 3 сонаты (1967, 1971, 1972), 5 сонатин, 5 сюит, циклы «Сайдашстан» (2000), «Тюркские напевы» (2002); вокальные сочинения: цикл детских песен для сопрано и фортепиано «Ястал солдатом» на стихи Дж.Дарзаманова (1978), св. 60 песен и романсов; обработки татар. нар. песен: «Карьят батыр» — 8 песен для баритона и фортепиано (1973), «Тукбикэ» — 8 песен для контральто и фортепиано (1979), обработки песен румынских татар; музыка к спектаклям: «Гульджамал» по пьесе Н.Исанбета, «Кул Гали» и «Саринэ — дочь Сармато» по пьесам Н.Фаттаха и др.
Лит.: Касаткина Г. Обновление традиций // Советская музыка. 1970. № 10; её же. Ренат Еникеев // Композиторы и музыковеды Советского Татарстана. К., 1986; Спиридонова В. О новых стилевых тенденциях в татарской фортепианной музыке (1960–1970-е годы) // Народная и профессиональная музыка Поволжья и Приуралья. М., 1981; её же. Фортепианные сонатины Р.Еникеева. К., 1992; Шарафутдинова Р. Роль инонациональных музыкальных традиций в творчестве Р.Еникеева // Взаимовлияние и взаимообогащение культур народов СССР. К., 1983; Гурарий С. Диалоги о татарской музыке. К., 1984; Габяши Р. Рыцарь гармонии // Казань. 1997. № 12; Алмазова Т. Творческий тандем // Музыкальная академия. 1999. № 3; Хеснияр З. Якутлар табыладыр вакыт белђн // Азат хатын. 1987. № 6; Ђйди Т. Рух нык — ургђ менђ // Казан утлары. 1997. № 6.
Т.А.Алмазова.
Источник
Сборник для фортепиано «Обработки татарских народных мелодий»
Выбранный для просмотра документ Обработки татарских народных мелодий.docx
«Обработки татарских народных мелодий»
— «Эй, икегез, икегез»
Сборник «Обработки татарских народных мелодий» предназначен в первую очередь для исполнения учащимися средних и старших классов на отделении общего фортепиано ДМШ и ДШИ. Музыкальный материал может быть использован и на исполнительских отделениях, таких, как вокальный, струнный, духовой, а также в классе камерного ансамбля. Кроме того, в качестве солирующего инструмента можно использовать и любой «голос» из банка тембров синтезатора, соответствующий характеру и образному строю конкретной татарской народной песни.
Непосредственно мелодии этих песен выписаны из сборника М.Кашипова «Их, кунел ачабыз» (Казань Татарстан китаб нашрияты1996г.),
инструментальное сопровождение – авторское творчество.
Сборник «Обработок. » состоит из шести татарских народных песен, изложенных в виде мелодий в сопровождении фортепиано. Солирующая партия дана в виде вокальной партии, сопровождена текстом и предназначена для исполнения голосом, а также в виде инструментальной, специально отредактированной для исполнения на скрипке 1
Фортепианная партия, несмотря на обилие гармонических красок, достаточно удобна для исполнения и не представляет сложности для учащихся различной степени подготовленности.
Фортепианная партия несет в себе аккомпанирующую функцию, в связи с этим возникает необходимость, слыша и воспринимая произведение в целом, осознавать приоритетную роль мелодии. Вместе с тем, гармонические краски должны быть озвучены и не потеряны из общего контекста звучания, что требует цепкости прикосновения и достаточной музыкальной чуткости исполнителя.
Хотелось бы достичь определенной легкости и «полётности» звучания партии фортепиано, что способствовало бы наполнению мелодии «дыханием» и помогало исполнителю-солисту (особенно вокалисту) выстраивать длинные фразы.
Как уже говорилось в пояснительной записке, возможны различные варианты сочетания состава исполнителей:
Для партии скрипки сделана специальная редакция. Исполнение на флейте не требует отдельной обработки партии солиста в связи с тем, что взятие дыхания совпадает с вокальной группировкой.
Возможность исполнения на синтезаторе дает свободу выбора педагогу, так как тембровые возможности этого инструмента достаточно широки и разнообразны. В связи с лирическим характером данных татарских народных песен, автор отдает предпочтение некоторым голосам.
Ниже приведены возможные варианты использования тембров, наличествующих в синтезаторе YAMAHA PSR 450 и даны более детальные рекомендации для исполнения каждого произведения:
104(+ Dual) Ocarina
Следует обратить внимание на переменный размер во вступлении в партии фортепиано, а именно, сочетание 2х и 3х дольности. Так как мелодия песни трехдольна, а два последних такта фортепианного вступления написаны в размере 2/4, нужно наработать в процессе разучивания определенную метро – ритмическую гибкость, для того, чтобы преодолеть сложность перехода с одного метра на другой.
Необходимо точно соблюсти все знаки альтерации, т.к. автор предполагает именно ту гармоническую краску, которую отражает конкретный нотный текст, и, даже небольшие неточности в его исполнении, были бы нарушением целостности художественного образа.
Эта татарская народная песня, так же, как и практически все другие, вошедшие в данный сборник (за исключением «Эй, икегез, икегез»), с точки зрения жанровой принадлежности, представляют собой яркий образец лирических протяжных песен, т.н. «озын койляр». Фортепианная партия призвана поддерживать широкие распевы в необыкновенно воздушной и «парящей» мелодии, своей плотной аккордовой фактурой, как бы, придавать ей устойчивость и опору.
В фортепианной партии возникает ряд сложностей, а именно:
— ритмические (пунктирный ритм, триоли, квинтоли, слигованные ноты)
— гармонические (септаккорды, внедренные тоны, «скользящие» по полутонам интервалы)
— агогические (фермата, ritenuto , a tempo )
Все эти сложности легко преодолеть при грамотном и тщательном разборе. Со стороны педагога требуется внимательный анализ совместно с учащимся структуры аккордов и гармонической схемы, а также проработка ритмических нюансов в виде предварительных упражнений.
Необходимо добиваться ансамблевой слаженности при исполнении всего произведения в целом и последней фразы после ферматы в частности.
Секвенционный характер развития мелодии предполагает фактурное разнообразие в партии фортепиано, на что следует обратить внимание при разучивании аккомпанемента.
Внутри периода происходит смена гармонических красок. Необходимо услышать и в полной мере озвучить каждый новый «цвет» ( C dur , a moll , e moll , d moll , G dur ) и т. д.
Следует обратить внимание на разнообразие исполнительских штрихов в партии фортепиано ( legato , staccato , non legato ), чередование которых придает некоторую танцевальность мелодии, вместе с тем, не нарушая общий лирический настрой песни.
Простота и ясность гармонического языка и фактурная «прозрачность» облегчает исполнительские задачи и стилистически соответствует незатейливой трогательности поэтического текста.
Ритмическое разнообразие мелодии (пунктирный ритм, квинтоли и др.) предполагает в партии фортепиано использование более простого ритмического рисунка. Вместе с тем необходима ансамблевая слаженность между аскетически сдержанной партией сопровождения и гибкой мелодической линией.
«Эй, икегез, икегез» 078 Sprno Sax
Вся партия фортепиано исполняется штрихом стаккато. Необходимо добиваться легкого прикосновения, в полной мере озвучивая все септаккорды в правой руке. «Танцующий» характер аккомпанемента требует четкой координации исполнителя. Для большей законченности произведения, лучше исполнить куплет два раза.
1 Р едакция выполнена Настаушевой Л.Г.
«Описание материала:
«Сборник «Обработки татарских народных мелодий» предназначен в первую очередь для исполнения учащимися средних и старших классов на отделении общего фортепиано ДМШ и ДШИ. Музыкальный материал может быть использован и на исполнительских отделениях, таких, как вокальный, струнный, духовой, а также в классе камерного ансамбля. Кроме того, в качестве солирующего инструмента можно использовать и любой «голос» из банка тембров синтезатора, соответствующий характеру и образному строю конкретной татарской народной песни. Непосредственно мелодии этих песен выписаны из сборника М.Кашипова «Их, кунел ачабыз» (Казань Татарстан китаб нашрияты1996г.), инструментальное сопровождение – авторское творчество. Сборник «Обработок. » состоит из шести татарских народных песен, изложенных в виде мелодий в сопровождении фортепиано. Солирующая партия дана в виде вокальной партии, сопровождена текстом и предназначена для исполнения голосом, а также в виде инструментальной, специально отредактированной для исполнения на скрипке Фортепианная партия, несмотря на обилие гармонических красок, достаточно удобна для исполнения и не представляет сложности для учащихся различной степени подготовленности.
«Выдержка из материала:
««Обработки татарских народных мелодий»
«Содержание
- «
- «Пояснительная записка
- «Туган тел»
- «Золайха»
- «Зайнабем»
- «Жамиля»
- «Шогер»
- «Эй, икегез, икегез»
- Методические рекомендации
«Пояснительная записка
Сборник «Обработки татарских народных мелодий» предназначен в первую очередь для исполнения учащимися средних и старших классов на отделении общего фортепиано ДМШ и ДШИ. Музыкальный материал может быть использован и на исполнительских отделениях, таких, как вокальный, струнный, духовой, а также в классе камерного ансамбля. Кроме того, в качестве солирующего инструмента можно использовать и любой «голос» из банка тембров синтезатора, соответствующий характеру и образному строю конкретной татарской народной песни.
«Непосредственно мелодии этих песен выписаны из сборника М.Кашипова «Их, кунел ачабыз» (Казань Татарстан китаб нашрияты1996г.), инструментальное сопровождение – авторское творчество.
«Сборник «Обработок. » состоит из шести татарских народных песен, изложенных в виде мелодий в сопровождении фортепиано. Солирующая партия дана в виде вокальной партии, сопровождена текстом и предназначена для исполнения голосом, а также в виде инструментальной, специально отредактированной для исполнения на скрипке.
«Фортепианная партия, несмотря на обилие гармонических красок, достаточно удобна для исполнения и не представляет сложности для учащихся различной степени подготовленности.
«Методические рекомендации
«Фортепианная партия несет в себе аккомпанирующую функцию, в связи с этим возникает необходимость, слыша и воспринимая произведение в целом, осознавать приоритетную роль мелодии. Вместе с тем, гармонические краски должны быть озвучены и не потеряны из общего контекста звучания, что требует цепкости прикосновения и достаточной музыкальной чуткости исполнителя.
«Хотелось бы достичь определенной легкости и «полётности» звучания партии фортепиано, что способствовало бы наполнению мелодии «дыханием» и помогало исполнителю-солисту (особенно вокалисту) выстраивать длинные фразы.
«Как уже говорилось в пояснительной записке, возможны различные варианты сочетания состава исполнителей:
Фортепиано – вокал
Фортепиано – скрипка
Фортепиано – флейта
Фортепиано – синтезатор
«Для партии скрипки сделана специальная редакция. Исполнение на флейте не требует отдельной обработки партии солиста в связи с тем, что взятие дыхания совпадает с вокальной группировкой.
«Возможность исполнения на синтезаторе дает свободу выбора педагогу, так как тембровые возможности этого инструмента достаточно широки и разнообразны. В связи с лирическим характером данных татарских народных песен, автор отдает предпочтение некоторым голосам.
«Ниже приведены возможные варианты использования тембров, наличествующих в синтезаторе YAMAHA PSR 450 и даны более детальные рекомендации для исполнения каждого произведения.
«Следует обратить внимание на переменный размер во вступлении в партии фортепиано, а именно, сочетание 2х и 3х дольности. Так как мелодия песни трехдольна, а два последних такта фортепианного вступления написаны в размере 2/4, нужно наработать в процессе разучивания определенную метро – ритмическую гибкость, для того, чтобы преодолеть сложность перехода с одного метра на другой.
«Необходимо точно соблюсти все знаки альтерации, т.к. автор предполагает именно ту гармоническую краску, которую отражает конкретный нотный текст, и, даже небольшие неточности в его исполнении, были бы нарушением целостности художественного образа.
«Эта татарская народная песня, так же, как и практически все другие, вошедшие в данный сборник (за исключением «Эй, икегез, икегез»), с точки зрения жанровой принадлежности, представляют собой яркий образец лирических протяжных песен, т.н. «озын койляр». Фортепианная партия призвана поддерживать широкие распевы в необыкновенно воздушной и «парящей» мелодии, своей плотной аккордовой фактурой, как бы, придавать ей устойчивость и опору.
«В фортепианной партии возникает ряд сложностей, а именно:
- «ритмические (пунктирный ритм, триоли, квинтоли, слигованные ноты)
- гармонические (септаккорды, внедренные тоны, «скользящие» по полутонам интервалы)
- агогические (фермата, ritenuto, a tempo)
Все эти сложности легко преодолеть при грамотном и тщательном разборе. Со стороны педагога требуется внимательный анализ совместно с учащимся структуры аккордов и гармонической схемы, а также проработка ритмических нюансов в виде предварительных упражнений.
Необходимо добиваться ансамблевой слаженности при исполнении всего произведения в целом и последней фразы после ферматы в частности.
Секвенционный характер развития мелодии предполагает фактурное разнообразие в партии фортепиано, на что следует обратить внимание при разучивании аккомпанемента.
Внутри периода происходит смена гармонических красок. Необходимо услышать и в полной мере озвучить каждый новый «цвет» (C dur, a moll, e moll, d moll, G dur) и т. д.
Следует обратить внимание на разнообразие исполнительских штрихов в партии фортепиано (legato, staccato, non legato), чередование которых придает некоторую танцевальность мелодии, вместе с тем, не нарушая общий лирический настрой песни.
Простота и ясность гармонического языка и фактурная «прозрачность» облегчает исполнительские задачи и стилистически соответствует незатейливой трогательности поэтического текста.
Ритмическое разнообразие мелодии (пунктирный ритм, квинтоли и др.) предполагает в партии фортепиано использование более простого ритмического рисунка. Вместе с тем необходима ансамблевая слаженность между аскетически сдержанной партией сопровождения и гибкой мелодической линией.
Вся партия фортепиано исполняется штрихом стаккато. Необходимо добиваться легкого прикосновения, в полной мере озвучивая все септаккорды в правой руке. «Танцующий» характер аккомпанемента требует четкой координации исполнителя. Для большей законченности произведения, лучше исполнить куплет два раза.
Источник