Петь нотами обозначить ступени

Звукоряд, основные ступени

В звуковом диапазоне существует бесконечное число звуков, отличающихся по высоте, но, поскольку ухо человека может воспринимать звуки только из определённого диапазона, то в музыке используются лишь некоторые из них, образуя музыкальную систему звуков.

Ряд звуков, расположенных определенным образом по высоте, называется звукорядом, а каждый его звук – ступенью.

Все ступени звукоряда имеют названия, которые образуются из названий семи основных ступеней звукоряда:

до, ре, ми, фа, соль, ля, си

Основные ступени всегда располагаются в указанном порядке, а высота их звучания увеличивается слева направо: ступень до имеет самое низкое звучание, а си — самое высокое. Запомнить это легко, если представить музыкальные ступени в виде ступеней лестницы: первая ступень находится в самом низу, а каждая последующая располагается выше предыдущей.

Для запоминания названий ступеней можно использовать такие ассоциации:

Реми любит есть фасоль и петь песни на крыльце своего дома. Для запоминания первых трёх ступений можно дополнить рассказ о девочке Дореми, которая была сестрой или подружкой Реми.

Запомнить последовательность основных ступеней также поможет считалочка: “До, ре, ми, фа, соль, ля, си – кошка ехала в такси”.

Основным ступеням звукоряда соответствуют звуки, извлекаемые на белых клавишах фортепиано (рис. 1.)

Рис. 1. Основные ступени на клавиатуре фортепиано.

Запомнить расположение основных ступеней на клавиатуре помогают чёрные клавиши. Ступень до располагается перед группой из двух черных клавиш, а фа – перед группой из трех черных клавиш.

Кроме слогового обозначения основные ступени звукоряда имеют сокращенное буквенное обозначение:

Запомнить буквенные обозначения просто. В древности звукоряд строился от ступени ля, а следующей основной ступенью была ступень си-бемоль (сейчас это первая черная клавиша справа на рис. 1). Для удобства совместили начало звукоряда с первыми буквами латинского алфавита. Получилось так:

Позже в качестве основного тона звукоряда приняли ступень до (С), а для обозначения седьмой ступени си выбрали очередную букву H, которая следует за буквой G в алфавите.

Несоответствие начала алфавита с началом основных ступеней в звукоряде кажется большим неудобством, но это не так. Дело в том, что порядок букв ступеней соответствует минорной тональности от звука ля, на чём мы ещё остановимся подробнее.

Основные ступени звукоряда можно воспринимать в качестве музыкального алфавита. Обратите внимание на то, что он похож на порядок клеток в шахматах от a до h. Это помогает записать фонетическую транскрипцию и правильно произносить буквенные названия ступений:

Для ещё лучшего запоминания основных ступений в музыке можно использовать аналогию с основными цветами видимого света, которых три – красный, жёлтый и синий. При помощи основных цветов можно получить остальные цвета и оттенки, а при помощи основных ступеней в музыке – названия других звуков, которым соответствуют чёрные клавиши на клавиатуре фортепианоб с которыми мы познакомимся позже.

При употреблении слов звук, ступень, клавиша, нота может возникнуть путаница. Чтобы этого не происходило необходимо четко понимать разницу между ними. Звук — физическое явление, представляющее собой колебание упругих волн с некоторой частотой, ступень – это элемент звукоряда, клавиша – элемент клавиатуры фортепиано, нота – тон звука и его графическое обозначение. В синтезаторах есть возможность изменять строй так, что клавиша до уже не будет соответствовать звуку до. Но для упрощения могут использоваться фразы, который в строгом понимании не имеют смысла, например, «сыграйте звук до» (нужно нажать клавишу до или прижать струну к ладу на грифе гитары, соответствующему звуку до).

Звукоряд – это первичная и самая простая общая система организации звуков по высоте. Он не имеет ни начала, ни конца (поскольку с математической точки зрения частоты звуков могут быть бесконечно малыми, но больше 0 или бесконечно большими), и, соответственно, ступени звукоряда не имеют абсолютного порядкового номера. Звукоряд также не даёт возможность узнать абсолютную частоту звуков ступеней. В определении звукоряда говорится лишь то, что это звуки в нём расположены по высоте в восходящем или нисходящем порядке. Звуки в звукоряде имеют название и относительный порядковый номер: до – первая ступень, ре – вторая, ми – третья и т.д.

Звукоряд можно рассматривать в общем виде или применительно к музыкальному инструменту. Звукоряд музыкального инструмента состоит из всех звуков, которые могут быть исполнены на нём. Например, если у фортепиано 88 клавиш, то его звукоряд состоит из 88 звуков. Звукоряд музыкального инструмента имеет начало и конец, а его ступени могут характеризоваться порядковым номером относительно его первой ступени.

Источник

МАЖОРНЫЕ ПЕСЕНКИ-ПОДСКАЗКИ (О СТУПЕНЯХ)

МАЖОРНЫЕ ПЕСЕНКИ-ПОДСКАЗКИ (О СТУПЕНЯХ)

Распевка-настройка в тональности (для До мажора)

Пятая, третья, первая (песенка про устойчивые ступени)

Вводные ступени

Песенка про разрешение (неустойчивых звуков в устойчивые)

Опевание

ДО МАЖОР

Тоническое трезвучие Устойчивые ступени Неустойчивые ступени Вводные ступени Опевание устойчивых ступеней

Т 5 3 I III V ↑ I ↓ VII II IV VI ↓ VII II I III V

Домашнее задание

1. Выучи наизусть песенку, которую записали на уроке, умей петь словами и с названием нот, дирижируй. Подпиши ступени, по которым движется мелодия.

2. Напиши гамму тональности РЕ МАЖОР и все построения в тональности.

Пой гамму РЕ МАЖОР, устойчивые звуки, разрешение неустойчивых звуков в устойчивые, опевание устойчивых звуков неустойчивыми (вспоминай и повторяй песенки, которые тебе помогают это делать).

РЕ МАЖОР

Тоническое трезвучие Устойчивые ступени Неустойчивые ступени Вводные ступени Опевание устойчивых ступеней

3. Транспонируй и запиши песню «Белка» в тональности Ре мажор. Умей петь с названием нот.

1. Вспомни схему дирижирования в размере :

  • Сопровождай чтение стихов вначале прохлопыванием,

Затем дирижированием.

  • Допиши ритм в примере а).
  • Умей уверенно прохлопать любую партию в примере б).

а)

_______________________

________________________

________________________

________________________

б) ДЕРЕВЕНСКИЙ СКРИПАЧ

2. Разучи песенку, пой со словами и с названием нот, дирижируй:

ЧУДАК

Чешская народная песня

Ну и чудак! Шёл за водой, взял он – вот как! – чайник худой! Что за чудак! Рыбу удил – в речку – вот как! – сам угодил!

ПОВТОРЯЕМ ИНТЕРВАЛЫ

Интервал – это два звука, которые могут звучать одновременно или по очереди.

1. Повтори все интервалы, умей быстро и уверенно назвать количество ступеней в каждом интервале.

2. Соедини стрелочками название интервалов и цифру, которая говорит, сколько в этом интервале ступеней:

3. Посчитай и подпиши, сколько звуков-ступеней охватывает интервал, считая и звучащие и пропущенные ступени (как в образце).

4. Сыграй эти секунды на фортепиано, определи расстояние между звуками – тон или полутон?

Если полутон – значит секунда малая, перед цифрой 2 поставь букву м.

Если между звуками целый тон (два полутона) – значит секунда большая,

перед цифрой 2 поставь б.


1. Проговори тексты стихотворений словами и ритмослогами (целая нота – это длинный слог ТО-О-О-О). Тренируйся дирижировать на 4/4. Умей прохлопать каждую строчку отдельно (со счетом, с текстом, с названием ритмослогов, молча). Потом попробуй проговаривать текст и одновременно прохлопать ОСТИНАТО сопровождения.

НОЧЬ НА ЗЕМЛЮ К НАМ СОШЛА

КУРИЦА-КРАСАВИЦА

2. Определи тональность песни, подпиши ступени, проанализируй строение мелодии (сколько фраз, похожи ли они, как движется мелодия, и т.п.). Выучи наизусть. Пой со словами и с названием нот, дирижируй.

ПАРОВОЗИК

ЗАПОМНИ!

СЕКУНДЫ-соседние ступеньки

Оживлённо А. Колтунова

припев

4. Преврати большие секунды в малые, понижая верхний звук на полтона с помощью или :

5. Преврати большие секунды в малые, повышая нижний звук на полтона с помощью или :

6. Преврати данные малые секунды в большие с помощью или , подпиши:

МЫ ИГРАЕМ

Эстонская народная песня

2. Слышит песню весь лужок – это Юкку взял рожок. Все друзья сошлись в кружок, ти-ри-риль, играй рожок. Припев: Ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля. 3. Все танцуем, все поём, все играем – кто на чём, все танцуем, все поём, ти-ри-риль – кто на чём! Припев: Ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля.

В этой песне скобками отмечены похожие мелодические обороты.

ЗАПОМНИ!

ШАГАЮЩИЕ ТЕРЦИИ

Бодро А. Колтунова

Припев-«качели»

Игриво

до-ре-ми, до-ми, до-ми, до-ми, ре-ми-фа, ре-фа. (и дальше до конца поём с названием нот)

МАЖОРНЫЕ ПЕСЕНКИ-ПОДСКАЗКИ (О СТУПЕНЯХ)

Распевка-настройка в тональности (для До мажора)

Пятая, третья, первая (песенка про устойчивые ступени)

Источник

Оцените статью